Kokand State Pedagogical Institute
Innovative Approaches in Teaching Pedagogical Sciences: Problems and Solutions
Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023 Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion yondashuvlar: muammo va yechimlar
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Зиёда Ибрагимовна Мирзаюнусова
Доцент Кокандского государственного педагогического института
Муроджон кизи Валиева Хосиятхон
Студентка Кокандского государственного педагогического института
АННОТАЦИЯ
В данной статье определены приоритетные направления развития образовательного процесса на основе использования цифровых технологий в системе высшего образования республики Узбекистан и анализ их возможностей. Также путем изучения, систематизации и обобщения существующей практики составления научно обоснованных выводов по внедрению цифровых технологий в высшей школе вносятся предложения не только о важном месте в сфере образования и о том, в какой форме оно внедряется.
Ключевые слова: цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, система высшего образования, современное образование, цифровые знания, интернет-система, дистанционное образование.
Сегодня цифровые технологии активно используются во всех сферах жизни, бурно развиваются экономика, банковское дело, сфера услуг, а также образовательный процесс. У всех граждан, проживающих в стране, включая маленьких детей и пенсионеров, формируется представление о том, что все проблемы в обществе можно решить с помощью цифровых технологий.
В этой связи, как сказал Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев, «Для достижения развития необходимо и нужно овладевать цифровыми знаниями и современными информационными технологиями. Это дает нам возможность выбрать кратчайший путь к развитию. Ведь информационные технологии сегодня глубоко проникают во все уголки мира. Безусловно, создание цифровой экономики требует необходимой инфраструктуры, больших денежных и трудовых ресурсов. Мы прекрасно знаем, что, как бы ни было тяжело, если мы не начнем сегодня, то когда же мы начнем?! Завтра будет поздно» [1.26].
Интернет-источники сообщают, что 95 процентов студентов всего в большинстве стран сегодня имеют компьютер. В Индонезии 34 процента молодых людей имеют достаточный доступ к Интернету. В остальных странах этот показатель значительно
June 3
142
Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023
Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion
pedagogicalSciences^proMems^nd
ниже. В то же время этот показатель находится не на высоком уровне в Республике Узбекистан. Причиной этого является слабая интернет-инфраструктура в отдаленных районах. Это может привести к падению качества образования, по оценкам некоторых экспертов. Отсюда истекает и вопрос. Готовы ли мы к цифровым технологиям? Предвидение опасности, умение правильно оценить ее результаты и последствия обеспечивают безопасный выход из ситуации.
Что необходимо сделать для эффективного использования цифровых технологий в образовании при сохранении качества преподавания? Прежде всего, мы должны улучшить интернет-инфраструктуру в нашей стране, повысить качество услуг, предоставляемых операторами мобильной связи, создать условия и привилегии для наиболее незащищенных слоев населения, особенно студентов и молодежи, для освоения последних достижений современной информации и коммуникационные технологии.
Во-вторых, расширить сферу использования цифровых технологий в организации образовательного процесса и развивать информационные ресурсы, средства обучения и дистанционные технологии обучения, привлекать творческих студентов к проектам цифровизации вузов, вносить в компетентные органы предложения о внесении изменений к нормативным правовым документам, регулирующим деятельность высших учебных заведений, высокая организация центров, в том числе оснащенных эффективной цифровой техникой структур, аудиторий, лабораторий, медиа-студий и т.д., и применение полученного там опыта во всех высших учебных заведениях Узбекистана.
В-третьих, обеспечить прочную интеграцию современных информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий, создать дополнительные условия для непрерывного развития профессиональных навыков педагогов в этом отношении.
В-четвертых, организация и проведение курсов подготовки учителей по таким темам, как использование интерактивных презентационных систем, разработка интерактивных и мультимедийных презентаций в связи с Интернетом для лекций и семинарских занятий.
В-пятых, реализовать процесс дистанционного обучения в любое время с использованием интерактивных презентационных систем реального времени, систем видеоконференцсвязи, виртуальных залов, электронных ресурсов.
В-шестых, использование облачных технологий, виртуальной реальности, дополненной реальности и использование SD-печати при разработке дидактических материалов и дизайнов опыта, использование цифровой дидактики и цифровых моделей
June 3
Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023
Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion
pedagogicalSciences^proMems^nd
обучения, а также научный веб-сайт для учителей и учащихся, обсуждать проекты, тезисы, научные исследования и т.п. сайты надо развивать. Только тогда мы сможем с помощью цифровых технологий обеспечить студентов и молодежь знаниями на уровне сегодняшнего запроса без снижения качества образования. Мы хотели создать возможность полезного использования технологий для улучшения и развития качества образования. Когда планшет становится элементом обучения, дети с большим интересом включаются в процесс обучения. Это эквивалентно сочетанию классического обучения с игрой. В результате улучшается процесс обучения, повышается усвоение, уровень образованности и эффективность подготовки кадров. Образованное поколение, профессиональные кадры - залог масштабного развития общества.
В заключение отметим, что сегодняшние классы сильно отличаются от тех, что были десять лет назад, они оснащены компьютерами, iPad, планшетами, смарт-досками и другими типами образовательных технологий. Как и в других частях мира, в Узбекистане зарождается цифровое поколение с семью экранами -телевизор, компьютер, планшет, смартфон и умные часы. В результате наличия такой плотной цифровой среды и постоянного взаимодействия с ней процессы мышления и обработки информации сегодняшних учащихся в корне отличаются от мышления и обработки информации прошлого. Информационно-коммуникационные технологии - это не решение всех проблем в системе образования, а инструмент, позволяющий сделать лекции и семинары информативными и интерактивными для цифрового поколения. Также следует подчеркнуть, что преподаватели сохраняют за собой главную роль в процессе интерактивного обучения, которое ориентировано на потребности учащихся.
REFERENCES
1. Кахарова, Н. Н. Роль информационно-образовательных технологий в обучении русскому языку в неязыковой аудитории / Н. Н. Кахарова // Наука, общество, образование в условиях цифровизации и глобальных изменений: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 июня 2022 года. -С. 128-131.
2. Кахарова, Н. Н. Применение информационных технологий при изучении русского языка в начальной школе // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы XI Международной научно-практической конференции, Невинномысск, 28 марта 2018 года - С. 526-527.
June 3
144