Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ)'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ)»

Kokand State Pedagogical Institute

Innovative Approaches in Teaching Pedagogical Sciences: Problems and Solutions

Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023 Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion yondashuvlar: muammo va yechimlar

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ учреждений ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ)

Юлия Миленкевич

Магистр образования, старший преподаватель кафедры образовательных технологий ГУО «Гродненский областной институт развития образования

В связи с непрерывными изменениями в обществе функции учреждения образования усложняются и совершенствуются, обновляется законодательная и нормативная база системы образования, разрабатываются новые формы и механизмы взаимодействия субъектов образования: заказчика, в лице государства, потребителей образовательных услуг, в лице учащихся и законных представителей, исполнителей - учреждений образования. Это влечет за собой переосмысление и освоение новых инструментов менеджмента в управлении учреждением образования. В связи с этим сегодня востребован новый тип управленца, который формулирует и решает профессиональные задачи, проектирует и планирует работу учреждения, организовывает образовательный процесс с учётом диагностик, анализа, мониторинга, направляет, координирует и контролирует деятельность коллектива, принимает и обосновывает управленческие решения, а также обладает личностными, нравственными, деловыми качествами и характеристиками, знаниями не только в области образования, но и в области менеджмента и экономики, уровнем профессиональной квалификации и компетентности, владеет искусством межличностных коммуникаций, умениями делегирования полномочий. Развитие и совершенствование компетенций в области менеджмента неразрывно связано с профессиональной подготовкой, переподготовкой и систематическим повышением квалификации [3, с. 5]. В Гродненском областном институте развития образования (далее - ГрОИРО) ведется системная работа с руководящими кадрами системы образования. Определены ключевые аспекты: обеспечение непрерывности и преемственности в работе с кадрами; профессиональное обучение лиц, состоящих в резерве руководящих кадров; организация образовательных программ повышения квалификации; стажировка и др.

June 3

185

Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023

Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion

pedagogicalSciences^proMems^nd

В процессе разработки содержания программ повышения квалификации для руководителей учреждений разработчиками учитываются некоторые особенности, например, руководители учреждений образования - это выходцы из «учительской», «преподавательской» среды, специального образования в области управленческой деятельности и менеджмента многие из них не осваивали, следовательно, вступив в должность, многие испытывают затруднения в реализации своих функций. Таким образом возникает необходимость включение в содержание образовательных программ базовых теоретических знаний из области менеджмента. Еще одной особенностью повышения квалификации руководителей является сложность структуры профессиональной деятельности. Сложность эта заключается в том, что руководитель является носителем двух видов профессиональных функций: по отношению к педагогическому и ученическому коллективу - он определяет цели, ставит задачи, организует педагогический коллектив на выполнение поставленных задач, осуществляет контроль, т. е. выполняет организационно-распорядительные функции; по отношению к вышестоящему органу управления образованием - он исполнитель и перед ним ставят задачи, над ним осуществляется контроль и т. д. Таким образом, проектируемое содержание и организационные формы обучения руководителей существенно отличаются от содержания повышения квалификации других категорий педагогических кадров [1].

На основании результатов проводимых мониторингов качества образовательного процесса, данных диагностических анкет, социологических опросов участников образовательных мероприятий разработчиками программ повышения квалификации проводится изучение потребностей и ожиданий слушателей по содержанию повышения квалификации. В ходе участия в конференциях по обмену опытом, на таких занятиях, как «проблемное поле», «презентация опыта», лекция-диалог, круглый стол формируется обратная связь с участниками образовательного процесса. Именно при такой организации взаимодействия слушатели определяют «тонкие места» в своей профессиональной деятельности: недостаточный уровень развития методологической, экономической, исследовательской, коммуникативной компетентности в работе руководителя.

При разработке образовательных программ для руководящих кадров используется дифференцированный, технологический и компетентностный подход.

June 3

186

Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023

Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion

pedagogicalSciences^proMems^nd

Дифференциация заключается в том, что содержание обучения и программы профессионального роста управленцев формируются с учетом специфики функций и стажа в занимаемой должности [4, с. 30], объекта управления (учреждений образования разного типа). Так для руководителей учреждений общего среднего образования предлагаются программы «Эффективный руководитель: условия профессиональной самореализации и конкурентная образовательная среда учреждения образования», «Эффективное управление учреждением образования в современных условиях в контексте профессиональной самореализации», «Управление учреждением образования в современных условиях»; для заведующих учреждений дошкольного образования «Теоретические основы и практика управления учреждением дошкольного образования в контексте профессиональной самореализации педагогических работников»; для заместителей директора по воспитательной работе учреждений общего среднего образования, начинающие работу в должности и со стажем работы до 2-х лет «Управленческая компетентность как основа профессиональной самореализации заместителя директора по воспитательной работе».

В ходе обучения управленцы развивают компетенции в вопросах проектирования и моделирования собственной деятельности, а для этого на занятиях применяются современные технологии. Так для постановки как личных профессиональных и общих управленческих целей применяется SMART-технология; для изучения собственных сильных, слабых сторон, угроз и возможностей для развития слушатели работают с матрицей SWOT-анализ; для совершенствования и дальнейшего роста используются возможности технологии бенчмаркинга и др. Освоение данных технологий позволяет руководителям четко формулировать цели и профессиональные ориентиры, выявить затруднения, определить уровень профессиональной компетентности в вопросах управления.

Руководителям необходимо овладеть определенным кругом знаний, сформировать умения, доведенные до устойчивых управленческих навыков. Все это в совокупности с процессами развития способностей и профессионально значимых личностных качеств способствует формированию профессиональных компетенций руководителя учреждения образования. Наличие нормативных требований к руководителям, смещает акцент в проектировании содержания обучения в сторону его унификации, оставляя, при этом, определенный выбор в

June 3

187

Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023

Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion

pedagogicalScienees^proMems^ndSo^

зависимости от индивидуальных образовательных запросов слушателей

Структурно программа повышения квалификации для руководителей учреждений образования представлена следующими блоками: ориентационно-информационный, где слушатели принимают участие в анкетировании, с целью определения их профессиональных и личностных запросов, осваивают материалы, связанные с мотивационными аспектами формирования управленческих компетенций. Здесь важно выяснить не только явные, но и скрытые, пока неосознанные или невербализованные запросы и потребности.

В философско-культурологическом блоке раскрываются теоретико-методологические основы развития сложных динамических систем различного характера и уровня: общества как социальной системы; образования как социально-педагогической системы; учреждения образования как системы образования. В рамках этого блока анализируются современные особенности и тенденции развития указанных систем. Содержательный аспект данного блока программы направлен на развитие компетенций, реализующихся в процессе профессиональной деятельности руководителя: социальная, ценностно-смысловая, валеологическая, когнитивная, операционно-технологическая, коммуникативно-этическая, в рамках которой рассматриваются и профессионально значимые личностные качества руководителя.

У представленной категории слушателей актуальными для изучения являются аспекты социально-психологического управления, конфликтологии, стресс-менеджмента, тайм-менеджмента, использования маркетинговых стратегий в управлении учреждением образования и др. Эти вопросы слушатели осваивают в психолого-педагогическом блоке образовательной программы.

Четвертый блок учебной программы, предметно-методический, включает процессуальные действия менеджера образования, то есть управленческие процедуры, выступающие в роли компетенций: педагогический анализ, целеполагание (прогнозирование), принятие управленческого решения (планирование как частный случай принятия управленческого решения), организация (включающая регулирование и корректировку), контроль (как элемент налаживания обратной связи, получения информации). В этот блок включены занятия, в ходе которых слушатели осваивают и совершенствуют управленческо-содержательные функции, выступающие и в качестве ключевых профессиональных компетенций: социально-педагогическую, юридическо-правовую,

June 3

188

Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023

Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion

pedagogicalScienees^proMems^ndSo^

организационно-педагогическую, исследовательскую (инновационную), финансово-хозяйственную, социально-психологическую, педагогическую.

Повышение квалификации выстроено с акцентом на переход от информационной к проблемной направленности обучения. Внимание разработчиков программ уделяется не только содержательному, но и технологическому аспектам. В процессе организации занятий используется широкий спектр методов и форм обучения, адекватных поставленным целям образовательной деятельности, особенностям обучения взрослых на основе учета потребностей заявленной категории слушателей. Так, лекции используются при высокой потребности в сжатой информации; тренинги - при необходимости сформировать определенные умения и навыки; самостоятельная работа - при наличии высокой мотивации, желании работать в индивидуальном темпе, отсутствии времени для работы в группе, сформированности у обучающихся навыков самостоятельной работы; консультативный режим работы - при необходимости решения ситуации с учетом специфики потребностей руководителей учреждений образования и особенностей педагогического коллектива (конкретный анализ конкретной ситуации); дискуссия - при необходимости решения проблемного вопроса, сопоставления своей точки зрения с позициями коллег и т.д. При этом соблюдается принцип оптимальности, предполагающий гармоничное соотношение теоретических и практических форм обучения. Используемые формы и методы обучения нацелены на организацию познавательной, репродуктивной, творческой деятельности, формирование эмоционально-личностных отношений.

Таким образом, для эффективного управления учреждением образования руководителю необходим стратегический набор знаний: знание теории управления и стратегии, способность сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, лидерство в инновациях, стратегическое видение, ориентацию на результат и качество, командную работу, энергичность, инициативность, решительность, интеллектуальный потенциал, гибкость, уверенность в себе, настойчивость, навыки коммуникаций, оказание влияния, способность контролировать людей, эффективность, аналитические способности, развитие других людей [2]. Обеспечить соответствующую подготовку руководящих кадров можно в результате накопления практического опыта с использованием новых современных подходов в работе на повышении квалификации в ГрОИРО в

June 3

189

Kokand State Pedagogical Institute

Innovative Approaches in Teaching Pedagogical Sciences: Problems and Solutions

Volume 4 j KSPI Conference 1 j 2023 Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion vondashuvlar: muammo va vechimlar

ходе реализации образовательных программ для данной категории слушателей.

REFERENCES

1. Абдуназарова, Н. Ф. Особенности повышения квалификации руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-povysheniya-kvalifikatsii-rukovoditeley-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy. - Дата доступа: 03.03.2023.

2. Белан, Е. П. Стратегические компетенции вузовского менеджера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-kompetentsii-vuzovskogo-menedzhera/viewer. - Дата доступа: 03.03.2023.

3. Жук, А. И. Стратегические приоритеты развития управленческой деятельности в сфере образования Республики Беларусь / А. И. Жук // Юраванне у адукацьи. - 2011. - № 8. - С. 4 -11.

4. Сергейко, С. А. Стратегическая концепция самореализации педагога в непрерывном образовании // Вестник образования. - 2019. - №2-3. - С.5-33.

5.Mansurjonovich, J. M. (2022). METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR IMPROVING THE CONTENT OF TRAINING FUTURE ICT TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 9.

6.Juraev, M. M. (2021). Pedagogical conditions for the development of vocational education through interdisciplinary integration into the vocational education system. In НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ (pp. 110-112).

7.Mansurjonovich, J. M. (2021). Experience Of Cambridge Curricula In Ensuring The Continuity Of Curricula In The Field Of "Computer Science And Information Technology" In The System Of Professional Education. The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research, 3(11), 26-32.

8.Jumakuziyevich, Y. U. (2022). Pedagogy Methodology As The Basis For The Formation Of Teacher Methodological Culture. Journal of Positive School Psychology, 6(11), 2019-2022.

9. Zhumakuzievich, Y. U. (2022). FOLLOWING THE PRINCIPLES OF COMMUNICATION IN COMMUNICATIVE DIDACTICS. Open Access Repository, 8(12), 573-575.

June 3

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.