Kokand State Pedagogical Institute
Innovative Approaches in Teaching Pedagogical Sciences: Problems and Solutions
Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023 Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion yondashuvlar: muammo va yechimlar
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ И
СТУДЕНТОВ
Виктор Петрович Тарантей
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, заслуженный работник образования Республики Беларусь.
Юрий Юрьевич Гнездовский
кандидат физико-математических наук, доцент, декан педагогического факультета Гродненского государственного университета им. Янки Купалы
Например, великий чешский педагог Ян Амос Каменского заключал, что каждый педагог должен владеть компетенциями в области индивидуализации обучения, предусматривающими такую организацию образовательного процесса, в которой учитывались бы личностные и индивидуальные особенности обучающихся - способности, задатки, темп работы, ступени развития, степень продвижения в обучении и т.п. По этому поводу, известный российский учёный психолог С. Л. Рубинштейн отмечал следующее: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств, человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных ситуациях он не теряет лица» [1, с. 122].
Наряду с индивидуализацией обучения и индивидуальным подходом используется понятие «личностный подход». Как следует из определения личности С. Л. Рубинштейном, он использует слово «лицо, так как сущностное наполнение понятия «личность» имеет смысл в системе общественных отношений. Первоначально слово «persona», т.е. «личность», в переводе с греческого означало маску, которую надевал актёр античного театра. В русском языке также издавна использовалось слово «личина». Вместе с тем, уже в позднем Риме слово «persona» стало соотноситься с той общественной ролью конкретного человека в связи с реализацией определённой социальной функции. Эта функция содержала в себе специфическая понимание человеком своей роли в социальных отношениях в обществе и внутреннее отношение к данной роли. Достоинство личности определялось тем, что
June 3
15
Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023
Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion
pedagogicalSciences^proMems^nd
человек взял под свою ответственность и т.п. Отсюда личностный подход в обучении можно трактовать как последовательное отношение учителя и педагога к учащемуся (воспитаннику) как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту в образовательном процессе учреждения образования. Отсюда в образовательном процессе постулируются «субъект-субъектные» отношения между учителем (преподавателем) и учащимся или студентом.
В первую очередь, в качестве интегральных особенностей обучающихся называются природные (генетические) особенности нервной системы, соотношение I-й и II-й систем, та или иная направленность разума, понятийную, рассудительную у одних личностей и более непосредственную у других. Отношение личности к одному и тому же, или иному типу обусловливает разные возможности личности в усвоении информации. Во-вторую очередь, называются возрастные особенности развития «личности», например, сензитивные периоды возрастного развития, когда создаются наилучшие условия для проявления наибольшей степени мыслительной активности. Постулируются и личностные особенности обучающихся, а также специальные особенности. Так, Я.У. Перевозный отмечал, что без учёта специальных особенностей, в первую очередь особенностей мышления, осуществлять дифференцированность обучения невозможно. При дифференциации обучения средствами индивидуального и личностного подходов надо учитывать общие способности, специальные способности, уровень усвоения знаний и умений и навыков и др. [2, с. 45 - 47]. Следует отметить, что простое перечисление содержания работ учёных- педагогов, учёных-психологов и практических работников системы образования по проблеме индивидуализации обучения заняло бы десятки тысяч страниц.
В изложении материала статьи мы сошлемся на опыт использования компетентностного подхода в части определения перечня компетенций. Оказывается, что к 2015 году, например, совокупность компетенций директора школы в рольской педагогике занимает пять страниц и включает более 100 компетенций [3, с. 72 - 76]. Поэтому представители ЮНЕСКО пошли по принципу включении ключевых, базовых компетенции для молодёжи конца XX-начала XI века, которые включали лишь пять интегральных компетенций. В последующих научных исследованиях такое предложение уже было учтено. Так, последние утвержденные ВАК разных стран кандидатские и докторские диссертации содержат не более 5-
June 3
16
Kokand State Pedagogical Institute Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023
Innovative Approaches in Teaching Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion
pedagogicalSciences^proMems^nd
7 критериальных признаков, которые используются в технологии индивидуально-типологического подхода.
В свою очередь, нами предложена, разработана, многократно апробирована технология индивидуального подхода (ИТП). В частности, на основе ИТП утверждены ВАК республики Беларусь ВАК Российской Федерации 15 кандидатских и докторских диссертации. В нашей трактовке ИТП - в индивидуализации обучения.
В нашей трактовке, сущностной характеристикой ИТП в индивидуализации обучения является система педагогических действий учителя или преподавателя, в которой учитываются индивидуальные типологические особенности студентов и учащихся. В качестве значимых личностных и индивидуальных особенностей, учитываемых в обучении, могут выступать такие критериальные признаки, как особенности мышления, уровень познавательной самостоятельности, креативность, темп работы и другие характеристики личности учащихся и студентов.
Систему действий преподавателя, применяющего ИТП в обучении, можно представить в нескольких шагах:
Шаг первый - постановка целей (информационная, развивающая, воспитывающая) и задач в определенном фрагменте учебной работы.
Шаг второй - определение критериальных признаков, по которым могут быть распределены учащиеся класса (студенческой группы).
Шаг третий - педагогическая и психологическая диагностика уровня и степени развития избранных критериальных признаков, определение доминирующих признаков.
Шаг четвертый - явное или скрытое отнесение студентов или учащихся к определенной группе.
Шаг пятый - создание программы психолого-педагогической поддержки обучающихся с учетом типологического адресата - члена конкретной группы.
Шаг шестой - деятельность педагогов школы или вуза по достижению прогнозируемых результатов развития личности.
Шаг седьмой - оценка учебных достижений обучающихся и т.п.......
ИТП используется не только при реализации образовательного процесса, но и нашел свое отражение в ряде научных исследований. Высокую эффективность ИТП доказал в научных исследованиях доцента О.В. Солдатовой, которая применила его в практике развития творческой активности дошкольников. Доцент И.И.
June 3
17
Kokand State Pedagogical Institute
Innovative Approaches in Teaching Pedagogical Sciences: Problems and Solutions
Volume 4 | KSPI Conference 1 | 2023 Pedagogik fanlarni o'qitishda innovatsion yondashuvlar: muammo va yechimlar
Капалыгина доказала, что ИТП оптимально подходит к обучению школьников здоровому образу жизни, Е.И. Белокоз применила ИТП к управлению самостоятельной работой студентов.
Полученные данные свидетельствуют о широких возможностях ИТП в различных видах деятельности педагога, учителя и воспитателя.
Заинтересованного читателя мы отправляем на адрес электронной библиотеки Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Республики Беларусь library@grsu.by. к коллективной монографии: Индивидуально-типологический подход в образовательном и воспитательном пространстве учреждения образования : монография / В.П. Тарантей; под общ. ред. В.П. Тарантея . - Гродно : ГрГУ, 2010. - 157 с.
REFERENCES
1. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии . - М. : Изд-во АН СССР, 1959 . - 356 с.
2. Перевозный, А. У. Психолого-педагогические аспекты дифференцированного обучения школьников // Адукацыя i выхаванне . - 1986 . - № 4. - С. 44-50
3. Тарантей, В. П. Педагогическая мысль в современной Польше // В.П. Тарантей . - Гродно : Изд-во ГрГУ имени Янки купалы, 2015. - 148 с.
4. Индивидуально-типологический подход в образовательном и воспитательном пространстве учреждения образования : монография / В.П. Тарантей; под общ. ред. В. П. Тарантея . - Гродно : ГрГУ, 2010. - 157 с.
5.Mansurjonovich, J. M. (2022). METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR IMPROVING THE CONTENT OF TRAINING FUTURE ICT TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 9.
6. Juraev, M. M. (2021). Pedagogical conditions for the development of vocational education through interdisciplinary integration into the vocational education system. In НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ (pp. 110-112).
7. Mansurjonovich, J. M. (2021). Experience Of Cambridge Curricula In Ensuring The Continuity Of Curricula In The Field Of "Computer Science And Information Technology" In The System Of Professional Education. The
American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research, 3(11), 26-32.
June 3
18