Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
свободные экономические зоны / правовое регулирование / деятельность свободных экономических зон / принцип – две системы в одной стране / налоговые льготы / порядок выбора инвесторов / свободные туристические зоны. / free economic zones / legal regulation of the activities of free economic zones / the principle of two systems in one country / tax incentives in free economic zones / the procedure for selecting of investors in free economic zones / free touristic zones.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бозаров Сардор Сохибжанович

в данной статье проанализированы вопросы инновационного развития и управления деятельности свободных экономических зон в Республике Узбекистан. Автором выдвинуты предложения по созданию новых свободных экономических зон и совершенствованию их правовой основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF FREE ECONOMIC ZONES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

this article analyzed the issues of innovative development and management of the activities of free economic zones in the Republic of Uzbekistan. Furthermore, the author suggested proposals to create new free economic zones and improve their legal basis.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

PROSPECTS FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF FREE ECONOMIC ZONES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

S.BAZAROVa

Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

С.БОЗАРОВа

Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ЩТИСОДИИ ЗОНАЛАРИНИНГ ИННОВАЦИОН РИВОЖЛАНИШ ИСТЩБОЛЛАРИ

С.БОЗАРОВА

Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон

Аннотация: мазкур мацолада Узбекистон Республикаси эркин ицтисодий зоналарини инновацион ривожлантириш, эркин ицтисодий зоналар фаолиятини инновацион бошцариш масалалари тащил этилган. Шунингдек, ушбу мацолада мамлакатимизда янги турдаги эркин ицтисодий зоналарни яратиш ва унинг ууцуций асосларини такомиллаштириш юзасидан таклиф ва мулощзалар илгари сурилган.

Калит сузлар: эркин ицтисодий зоналар, эркин ицтисодий зоналар бошцарувини ууцуций тартибга солиш, бир мамлакатда икки ууцуц тизими тамойили, эркин ицтисодий зоналарнинг солиц сиёсати, эркин ицтисодий зоналарда инвесторларни танлаш тартиби, эркин туристик зоналар.

Аннотация: в данной статье проанализированы вопросы инновационного развития и управления деятельности свободных экономических зон в Республике Узбекистан. Автором выдвинуты предложения по созданию новых свободных экономических зон и совершенствованию их правовой основы.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, правовое регулирование, деятельность свободных экономических зон, принцип - две системы в одной стране, налоговые льготы, порядок выбора инвесторов, свободные туристические зоны.

Annotation: this article analyzed the issues of innovative development and management of the activities of free economic zones in the Republic of Uzbekistan. Furthermore, the author suggested proposals to create new free economic zones and improve their legal basis.

Key words: free economic zones, legal regulation of the activities of free economic zones, the principle of two systems in one country, tax incentives in free economic zones, the procedure for selecting of investors in free economic zones, free touristic zones.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) -территория с льготным режимом для предпринимателей. СЭЗ обладает особым юридическим статусом по отношению к остальным территориям.

Количество СЭЗ и их роль в мировой экономике постоянно возрастает. Если в 1900 насчитывалось 11 свободных портов в ряде стран Европы и Азии, то в 1975 году - 79 экспортно-производственных зон (ЭПЗ) в 25 развивающихся странах, в 1986 году - 176 ЭПЗ в 47 странах, в 1990-е годы. - более 1000 СЭЗ в 90 странах мира, в 2005 году - более 1500 (некоторые исследователи называют цифру в 3000) СЭЗ в 120 странах мира. Как утверждает Томас Фарол -эксперт Всемирного банка: «Любая страна, которая не имела ОЭЗ (особая экономическая зона) десять лет назад, сегодня ее имеет или собирается создать».

На сегодняшний день в Республике Узбекистан действуют 14 СЭЗ. В СЭЗ «Навои», «Ангрен», «Джизак», «Ургут», «Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп» реализованы 62 проекта общей стоимостью 486 миллионов долларов США, где создано более 4,6 тысяч рабочих мест.

В Узбекистане в последнее время принят ряд нормативно-правовых актов по развитию правовой и организационной основы совершенствования деятельности СЭЗ. Однако, свободные экономические зоны не дают ожидаемого результата по привлечению инвестиций, развитию предпринимательства и деловой среды в этих зонах.

В данной статье определены существующие недостатки и предложены рекомендации по совершенствованию деятельности СЭЗ в Республике Узбекистан.

В Республике Узбекистан управление деятельностью СЭЗ осуществляется Административным советом и Дирекцией СЭЗ. Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям считается рабочим органом Административного совета СЭЗ.

Административный совет СЭЗ осуществляет координацию и государственное регулирование деятельности СЭЗ.

Административный совет:

проводит отбор инвестиционных проектов для реализации на территории СЭЗ, рассматривает заявки на получение статуса участника СЭЗ и бизнес-планы проектов, определяет основные условия соглашений об инвестировании;

принимает решения о размещении хозяйствующих субъектов, соответствующих установленным критериям, на территориях СЭЗ, предоставлении им статуса участника СЭЗ;

рассматривает генеральный план развития СЭЗ и утверждает проекты строительства инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры СЭЗ, финансируемые за счет централизованных инвестиций и др.

Однако, с учётом того, что членами Административного совета являются представители различных министерств, они препятствуют своевременному рассмотрению инвестиционных заявок, так как каждому члену Административного совета необходимо определённое время для рассмотрения инвестиционных заявок. Данный процесс приводит к несвоевременному рассмотрению инвестиционных заявок.

Кроме того, Административный совет не осуществляет свою деятельность на постоянной основе и не контактирует с инвесторами, что, в свою очередь, приводит к не владению полной информацией об инвесторах.

Дирекция СЭЗ считается органом, непосредственно работающим с иностранными инвесторами и обладает полной информацией об инвесторах.

Дирекция СЭЗ осуществляет регистрацию участников СЭЗ, ведёт их реестр, выдает соответствующие свидетельства о регистрации на территории СЭЗ, заключает с инвесторами, отобранными в установленном порядке, соглашения об инвестировании на территории СЭЗ, поиск и привлечение иностранных и отечественных инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территориях СЭЗ.

Более того Дирекция СЭЗ оказывает содействие участникам СЭЗ в решении следующих вопросов: обеспечение необходимой инфраструктурой (электроэнергия, газо- и водоснабжение, канализация, подъездные дороги и др.) для своевременной реализации инвестиционных проектов, ввода в эксплуатацию и функционирование организаций на территории СЭЗ, оказание услуг участникам СЭЗ, в том числе путем представления их интересов в государственных органах, обеспечение поддержки реализации товаров для экспорта и внутреннего рынка.

В развитых странах управление деятельностью СЭЗ осуществляется единым органом. В Китае - Комитет Провинции Гуандун для управления СЭЗ, а в Южной Кореи - Комитет СЭЗ.

В связи с этим, целесообразно перевести полномочия действующего Административного совета в Дирекцию СЭЗ и упростить деятельность действующего Административного совета СЭЗ. Это обеспечит Дирекции СЭЗ возможность самостоятельно решать вопросы и предотвратить многоэтапность влияния государственных органов на деятельность СЭЗ.

К тому же, в целях усовершенствования управления СЭЗ необходимо предоставить управление менеджерам из иностранных компаний, обладающим огромным опытом в сфере управления СЭЗ и значительным вкладом в совершенствование СЭЗ за рубежом.

В частности, DP World(Dubai Port World) считается одним из крупнейших мировых портовых операторов девелоперов ОАЭ, владеет 60 действующими и 11 строящимися терминалами в 31 стране мира. Данная компания осуществляла на контрактной основе в течение многих лет управление JebelAliPort, которая считается одной из крупнейших в мире СЭЗ управляемой другой компанией. На сегодняшний день в Республике Казахстан также ведутся переговоры с DP World по управлению СЭЗ «Морпорт Актау».

London & Regional Properties (LRP) - одна из крупнейших частных компаний Европы, инвестирующих в недвижимость и развитие (development). Компания работает с 1987 года, и она представлена на рынках 12 стран, включаяАнглию,Германию,Россию,Польшу,ЮАР, Панаму и др. Портфель инвестиций компании превышает 8,5 млрд. евро. На сегодняшний день London &Regional Properties (LRP) управляет одной из свободных экономических зон Панамы «Panama Pacifico» и вложила 705 млн. долларов США для развития данной зоны.

Менеджеры иностранных компаний на основе имеющегося своего опыта могут привлечь инвесторов-партнёров, высококвалифицированных специалистов по производству товаров, экспорту и внутреннего рынка, развивать инфраструктуры СЭЗ, а также создать в СЭЗ благоприятную инвестиционную среду. Исходя из вышеизложенного, в качестве эксперимента предлагается передать права управления Дирекций некоторых СЭЗ, расположенных на территории Республики Узбекистан, менеджерам крупнейших зарубежных управленческих компаний, специализированных в данной сфере.

В развитие СЭЗ немаловажное значение имеет система правового регулирования. Речь идет о создании на территории СЭЗ в отличие от остальной части государства отдельной правовой системы, базирующейся на законодательстве государств с более развитой юрисдикцией. Важно при этом создать некую комплексную систему, состоящую из иностранного законодательства, институтов, обеспечивающих неукоснительное исполнение норм законодательства в целях полноценной защиты прав и интересов иностранных инвесторов.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что ряд юрисдикций функционирует по принципу две системы в одной стране. Это означает, что в стране создаётся некий островок в форме СЭЗ, где правоотношения полностью подчинены отдельным нормам иностранного законодательства (коммерческое право). Вместе с тем, исполнение отдельных норм законодательства обеспечивается иностранными судами. Данный подход обеспечивает автономность территории СЭЗ и положительно отражается на привлечении в СЭЗ иностранных инвесторов, которым крайне важны гарантии их беспрепятственного функционирования.

Экономический успех Гонконга обусловлен его приверженностью принципу «Две системы в одной стране», основанному на английском праве, приведшем к значительному развитию страны.

Свободная зона торговли Панама придерживается общепринятого в большинстве стран мира законодательства, исходящего из английской схемы, и предоставляет большие возможности для ведения и развития международного бизнеса.

Данная тенденция наблюдается и в Центральной Азии. Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев 19 мая 2015 года подписал Указ «О создании международного финансового центра «Астана» (МФЦА)», основанного на принципах английского права, с использованием льготных налоговых режимов и независимых финансовых судов. Целесообразно, что данный центр станет ядром финансовой инфраструктуры Казахстана, дальнейшим финансовым хабом для всего Центрально-Азиатского региона.

Основные направления деятельности МФЦА - развитие рынка капитала, управление активами, управление благосостоянием состоятельных частных лиц, исламские финансы, новые финансовые технологии.

На территории МФЦА действует особый правовой режим на базе Общего права (common law), регулирующий взаимоотношения участников МФЦА и заинтересованных лиц, а также направленный на развитие финансового рынка.

Право МФЦА ориентируется на принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса, в том числе стандарты ведущих мировых финансовых центров. На территории МФЦА правосудие, основанное на английском праве, будет осуществлять обособленный от судебной системы Республики Казахстан независимый Суд МФЦА с привлечением судей международного уровня.

В настоящее время правовой режим СЭЗ Республики Узбекистан ограничивается предоставлением только налоговых и таможенных преференций, которые тормозят формирование здоровой инвестиционной среды на территории СЭЗ, и приводят к утрате интересов инвесторов.

В этой связи существует необходимость установления отдельного правового режима по принципу «две системы в одной стране», основанного на английском праве, обладающем гибкостью и адаптивностью и позволяющем удовлетворять изменяющиеся потребности современного бизнеса, обеспечить обособленность от национальной судебной системы и воздействия правоохранительных органов страны, а также влияния повседневных нормативно-правовых актов, не имеющих прямого отношения к регулированию деятельности СЭЗ.

Применение нового правового режима на основе английского права в СЭЗ Республики Узбекистан позволит создать благоприятный инвестиционный климат, упрощённую систему регистрации компаний в СЭЗ, обеспечить политическую и экономическую стабильность на территории СЭЗ, широкую сеть инвестиционных гарантий и соглашений о свободной торговле. Это предоставит иностранным инвесторам уверенность во вложении огромных капиталов в СЭЗ Республики Узбекистан.

Кроме того, данный правовой режим способствует значительному упрощению процедуры регистрации предприятий в СЭЗ. На сегодняшний день согласно международному рейтингу «Doing business», Узбекистан по критерию «Создания предприятия» занимает 25 место. В 20182019 году ожидается значительный рост данного рейтинга, предполагающий вход Узбекистана в первую десятку. Предложенный режим позволит установить более упрощённую процедуру регистрации предприятий в СЭЗ, стимулирующую развитие деятельности международных банков, страховых компаний, международных финансовых компаний, международных инвестиционных фондов, инвестиционного брокерства, инновационного корпоративного управления и менеджмента, аудиторских и бухгалтерских услуг, международного стандарта защиты прав интеллектуальной собственности, а также постоянного притока высококвалифицированных и многоязычных зарубежных специалистов.

В связи с этим, в качестве эксперимента, предлагается поэтапно установить отдельный правовой режим на территориях СЭЗ «Навои», «Джизак» и «Ангрен», так как данные зоны осуществляют свою деятельность в течение многих лет. При этом, за этот период не наблюдается их влияние на развитие экономики страны.

Наиболее благоприятный режим СЭЗ также является основным фактором привлечения внимания и интереса иностранных государств на СЭЗ. Существуют страны, имеющие огромный опыт по созданию и эффективному регулированию деятельности СЭЗ.

С учётом того, что Сингапур, ОАЭ, Китай, Южная Корея, Канада, Австралия имеют продвинутый опыт по созданию и развитию СЭЗ целесообразно заключить с данными странами договор аренды территории СЭЗ «Навои», «Джизак» и «Ангрен». Данные СЭЗ предоставляются на основе долгосрочных международных двусторонних или многосторонних договоров аренды между странами, имеющими опыт по созданию и совершенствованию деятельности СЭЗ. В данном договоре будут предусмотрены все условия применения отдельного правового режима на территории СЭЗ (применимое право, обычаи делового оборота, визовый порядок и др.).

Вместе с этим следует отметить, что известные СЭЗ Дубая, Китая, Кореи, Сингапура формировали свой бренд (имидж), как благоприятного международного инвестиционного оазиса, путём осуществления рекламной кампании. Реклама СЭЗ считается основным фактором привлечения иностранного капитала, создания мощной среды осуществления международного бизнеса. Поэтому многие СЭЗ мира ежегодно выделяют огромные деньги для рекламы.

Следует отметить, что сегодня СЭЗ Республики Узбекистан на международном уровне малоизвестны. В глобальной сети Интернет не существует официальных веб-сайтов (website) некоторых СЭЗ Узбекистана. На телеканалах, освещаемых на международном уровне, нет рекламных роликов или информации о СЭЗ Узбекистана. Это считается недостатком привлечения инвестиций на территории СЭЗ.

В связи с этим, считается необходимым осуществление широкомасштабной рекламной кампании СЭЗ Республики Узбекистан. Следовательно, предлагается организация показов

видеороликов, документальных фильмов, интервью специалистов в сфере СЭЗ, краткие рекламы и передачи на телеканалах Euronews, BBC, CNN, освещаемых, на международном уровне, разработка официальных веб-сайтов (website) СЭЗ, а также проведение международных конференций, круглых столов и семинаров.

Кроме этого, целесообразно создание международной рабочей среды в СЭЗ Республики Узбекистан, а также предлагается установить порядок ведения делопроизводства на английском языке.

В мире существуют такие города, где экономика территории основывается на свободных рыночных и торговых отношениях, низком налогообложении и невмешательстве государств в экономику страны. Эти города считаются международными финансовыми центрами. Согласно последнему исследованию GFCI (Global Financial Centres Inde), самыми крупными международными финансовыми центрами признаны Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг, Токио, Цюрих и др.

Лондон занимает первое место, как международный финансовый центр, где сосредоточены банки и специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие международные валютные, кредитные и финансовые операции. Они характерны общими условиями, наличие которых позволяет позиционировать город в качестве крупного участника на международных финансовых рынках для совершения международных сделок с активами, а также пространство, где финансовые институты различной юрисдикции сходятся к осуществлению финансового посредничества международного масштаба, минимальное вмешательство или полное невмешательство государства в правовую и финансовую деятельность бизнеса.

Исходя из вышеизложенного, предлагается создание международного финансового центра в Ташкенте «Tashkent city» (International financial center). На территории центра будет действовать особый правовой режим на основе общего права, регулирующий взаимоотношения участников «Tashkent city» и заинтересованных лиц, направленных на развитие финансового рынка и корпоративного управления активами.

Для этого необходимо создать унифицированную юрисдикцию, обособленную от судебной системы государства, а также влияния государственных и правоохранительных органов. Организации, созданные на территории «Tashkent city», будут освобождаться от земельного налога и налога на имущество сроком до 50 лет, применяться упрощенный порядок их регистрации и учета, упрощенный трудовой режим, бесплатная аренда офисов «Tashkent city» в первые два года.

В настоящее время в СЭЗ Республики Узбекистан инвесторам предоставляются налоговые льготы на срок от З до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций. Минимальный объем вносимой инвестиций составляет 300 тыс. долларов США в эквиваленте.

Однако, учитывая нынешнее состояние развития предпринимательства, конъектуры рынка страны, указанный минимальный размер в силу его значимости для местных инвесторов является препятствием для вложения инвестиции с их стороны.

В целях увеличения потока инвестиций, активизации местных инвесторов и формирования благоприятного инвестиционного климата целесообразно снизить минимальный объём, вносимых инвестиции в СЭЗ, до 100 тыс. долларов США в эквиваленте.

Следующим недостатком порядка налогооблажения в СЭЗ является срок исчисления налоговых льгот. Как правило, начало срока действия налоговых льгот исчисляется с даты получения свидетельства о регистрации участника СЭЗ, выдаваемого Дирекцией СЭЗ. Так как многие СЭЗ в стране созданы недавно, только развивается инфраструктура, а также учитывая тот факт, что многим инвесторам для наладки производства требуется время, целесообразно изменить срок исчисления действия налоговых льгот, определив исчисление с даты начала производства товаров участниками СЭЗ. Сложившиеся ситуация в настоящее время не позволяет инвесторам использовать в полном объеме предоставленные им налоговые льготы.

В процессе отбора инвестиционных проектов для размещения на территории СЭЗ и регистрации участников СЭЗ инвестор представляет в Дирекцию заполненную инвестиционную заявку на размещение производства на территории СЭЗ с приложением к ней:

информации о наличии государственной регистрации юридического лица (инвестора) или иной документ, подтверждающий деятельность данного инвестора;

бизнес-план предлагаемого инвестиционного проекта;

информации, подтверждающей наличие опыта работы инвестора в соответствующей сфере и/или реализацию аналогичных инвестиционных проектов (при наличии);

информацию о финансово-хозяйственной деятельности инвестора за последние три года.

В случае отсутствия опыта работы в соответствующей сфере и в реализации аналогичных инвестиционных проектов, инвестор представляет в Дирекцию информацию о привлекаемых к реализации инвестиционного проекта технологических партнерах.

Если на момент подачи инвестиционной заявки инвестор:

осуществляет хозяйственную деятельность от 1 до 3 лет, инвестор представляет в Дирекцию информацию о финансово-хозяйственной деятельности за фактическое время своей деятельности;

не осуществлял финансово-хозяйственную деятельность или осуществлял ее менее года, инвестор представляет в Дирекцию информацию о финансово-хозяйственной деятельности не менее одного учредителя инвестора.

Учитывая, что предпринимательская деятельность основывается на риске, однако наличие опыта в определённой сфере особого значения не имеет, и не гарантирует достижения успехов в производстве, организации бизнеса в целом.

Кроме того, инвесторы имеют право привлекать опытных специалистов, что позволит успешно наладить производство на территории СЭЗ. Хочется отметить, что инвесторы во многих странах очень активно пользуется данным правом.

Хотелось бы отметить, что перечисленные требования не соответствуют требованиям времени и создают препятствия для привлечения большого потока инвесторов. С учётом вышеизложенного целесообразно исключить данные требования.

Кроме того, наличие требования перевода всех соответствующих прилагаемых документов инвестором на государственный или русский язык считается затруднительным процессом осуществления регистрации.

Это приводит к излишним затратам денежных средств и времени инвесторов. Учитывая, что английский язык считается основным международным языком, то целесообразно отменить требование о переводе предоставляемых документов на государственный или русский язык, если эти документы изложены на английском языке.

Исходя из тенденции развития электронного документооборота, предлагается составлять инвестиционные соглашения в электронной форме. Данное предложение, в значительной мере облегчит и ускорит процесс составления сделок между Дирекцией СЭЗ и иностранными инвесторами, находящимися за пределами Республики Узбекистан.

Одним из наиболее проблемных вопросов в СЭЗ является процедура получения земельного участка. Земельные участки на территории СЭЗ находятся в прямом ведении хокимиятов областей, и предоставляются хокимами соответствующих областей участникам СЭЗ на основании решения Административного совета СЭЗ.

С учетом необходимости дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, предусмотренного в качестве одного из приоритетных направлений Концепции административной реформы, следует предоставить право предоставления земельных участков выделенных для размещения предприятий-участников СЭЗ, самой Дирекции СЭЗ.

На сегодняшний день одним из основных факторов, препятствующих развитию производства на территории СЭЗ и привлечению инвестиции, считается отсутствие социальной инфраструктуры. При этом, необходимо отметить то, что для устойчивого и стабильного осуществления деятельности этих зон, Дирекции СЭЗ должны уделять внимание развитию объектов жилья, социально-культурного назначения, сферы жилищно-коммунального хозяйства, предприятий и организаций систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, а также предприятий и организаций, связанных с отдыхом и досугом, розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, спортивно-оздоровительных учреждений. Наличие этих удобств создаст работникам СЭЗ благоприятные условия для проживания, экономии времени и финансовых средств, что, в свою очередь, повлияет на рост темпа производства в СЭЗ. Таким образом, создание внутри СЭЗ социальной инфраструктуры послужит совершенствованию деятельности данных зон.

Более того, важной частью развития инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории СЭЗ, является создание банков, страховых компаний и консалтинговых центров. Предоставление льготных кредитов субъектам предпринимательства даст возможность

внедрить новые технологии в СЭЗ для роста производства и развития внешнеэкономической деятельности страны. Страхование имущества, предпринимательского риска послужит сокращению потерей, разных ущербов и усилит уверенность у инвесторов.

С учетом вышеизложенного, целесообразно создать на территории СЭЗ сеть банков, страховых компаний, а также консалтинговых центров на льготных условиях. Данный процесс существует в практике свободных экономических зон многих стран, в том числе в Южной Кореи, Объединённых Арабских Эмиратов, Китая и Сингапура.

В настоящее время в Узбекистане проводятся реформы по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрению новых эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением, а также изучению мнения населения по развитию всех отраслей. В свою очередь, результаты, проводимых реформ, будут служить интересам народа.

В связи с этим, считается необходимым изучение мнений и интересов местного населения до создания новых СЭЗ.

Считается целесообразным изучение мнений инвесторов по совершенствованию СЭЗ путем проведения социологических опросов и других методов изучения. Данная процедура нацелена на критическое изучение и создание новых идей и стратегий по совершенствованию деятельности СЭЗ.

Одна из примечательных тенденций современной концепции СЭЗ связана с эволюцией форм собственности СЭЗ, а именно с переходом от государственных свободных экономических зон к частным. Первые частные СЭЗ были образованы в Мексике, странах центральной Америки и Юго-Восточной Азии.

Первые частные СЭЗ отличались адекватной внутренней инфраструктурой: развитая транспортная сеть, системы водоснабжения, энергоснабжения и др. Практика соотношения частных СЭЗ с числом государственных зон существенно отличается по странам и регионам, в частности количество частных СЭЗ превышает количество государственных зон. На Филиппинах доля частных зон доходит до 70%, в Таиланде и Вьетнаме частные СЭЗ характеризуются преимущественным притоком прямых иностранных инвестиций.

Исходя из тенденции продолжения институциональных и структурных реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства,обеспечение надежной защиты прав и гарантий частной собственности, устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития предпринимательства, считаем целесообразным в качестве эксперимента создать частные СЭЗ в Республике Узбекистан.

Мировая практика характеризуется также тенденцией создания специализированных свободных экономических зон или промышленных производственных зон одной отрасли. К примеру, нефтегазовая зона «Онне» в Нигерии, свободная зона по драгоценным камням «Гемополис» в Таиланде или СЭЗ текстильной отрасли во Вьетнаме, Непале, Колумбии, Китае, Пакистане, Индии и Бангладеш.

В Узбекистане также существуют специализированные СЭЗ «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм», где формируются благоприятные условия для активного привлечения иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие фармацевтической отрасли страны.

В Узбекистане имеется огромный запас текстильного сырья, опыт переработки хлопка и шелка, кожаного сырья (скота, овец, в том числе каракуль). В связи с этим, предлагается создать СЭЗ специализирующиеся на производстве текстильной и кожаной продукции, ориентированной на экспорт.

Благодаря огромным доходам туристической индустрии в последнее годы в мире большое внимание уделяется развитию и совершенствованию туристических или туристическо-рекреационных зон. Доходы от международного и внутренного туризма в среднем ежедгодно возрастают на 9%, в абсолютном выражении объем доходов составляет 4500 млрд.долларовСША, что составляет до 10% мирового ВВП. Для небольших развитых стран по размеру территории и численности населения и развивающихся стран такие зоны служат основным источником поступлений капитала и создание новых рабочих мест.

Практика показывает, что туризм является одним из важнейших сфер национальной экономики некоторых стран. Индонезия расположена на 13 тысяч островах, широко известна ареалами птиц, рыбных ресурсов, цветочных посадок и млекопитающих. В Индонезии выделены такие туристические зоны, как Северная Суматра, Джакарта, Западная Ява, Центральная Ява, Восточная Ява, Бали, Северный Сулавеси, Южный Сулавеси. Самой популярной зоной Индонезии является остров Бали. На долю Бали приходится 1/3 всех иностранных туристов, приезжающих в Индонезию. Среднедушевой ВВП на Бали составляет около 55 тыс.долларов США.

Другой известной туристической зоной Индонезии является Ломбок. В сфере туризма Ломбока занято 6,6% населений, что составляет 500 тысяч жителей региона. В этом острове туризм выступает одной из ведущих отраслей местной экономики и составляет 25% ВВП региона.

Сфера туризма отличается динамичными темпами роста, составляющими 15% в среднем ежегодно, а среднегодовой объем доходов от туризма равен115 млн.долларов США. Среднедушевой ВВП в Ломбоке составляет около 27 тыс.долларов США.

Панама имеет особое значение по развитию туристических зон. Туристическая инфраструктура Панамы включает в себе 35 отелей и курортов. В Панаме также создано 9 специальных туристических зон.

ВРоссийской Федерации несколько особых экономических зон туристического типа осуществляют свою деятельность такие, как «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Ворота-Байкала», «Куршская коса», «Новая Анапа», «Алтайская долина» и «Гранд Спа Юца». В Грузии есть две уникальные свободные туристические зоны Анаклиа и Кобулети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Турции созданы необлагаемые налогом туристические зоны в прибрежных провинциях Эгейского и Средиземного моря, в частности, в Чешме, Бодруме, Дидиме, Мармарисе и к Западу Анталии.

В мировой практике существуют разнообразные типы свободных туристических зон, среди которых популярностью пользуются природные зоны, исторические зоны и туристско-рекреационные зоны. Природные зоны (naturalzones) - как зоны с естественными особенностями, природными ресурсами, земельными и водными ресурсами. Данные зоны имеют научную и экологическую ценность, вследствие чего они охраняются и сохраняются государством. Исторические зоны (historicalzones) - зоны исторического культурного значения, а также небольшие исторические места. В таких зонах туристы посещают историко-культурные места и памятники, а также осматривают достопримечательности. Следующие зоны - это туристско-рекреационные зоны (touristicrecreationalzones), которые используются как место отдыха и развлечений. Эти зоны включают в себе зоны паркинга, места отдыха и пикников, места для совершения конных и пеших экскурсий, спортивные сооружения и лодочные станции.

Сегодня многие иностранные туристы приезжают в Узбекистан для посещения историко-архитектурных достопримечательностей, гор, а также парков, национальных фестивалей и других культурных и развлекательных мероприятий. Однако, туристический потециал страны не используется в достаточной степени.

Предлагается создание в Республике Узбекистан следующих свободных туристических зон:исторические зоны (historicalzone^ Самарканде, Хиве и Бухаре, природные зоны (naturalzones) Джизакской (Замин) и Наманганской (Чартак) и других областей, туристско-рекреационные зоны (touristicrecreationalzones) в центральных местах городов Узбекистана.

Кроме того, для развития туризма предлагается создание новой туристической программы «Посетите Узбекистан», осуществляющей свою деятельность по двум направлениям, а именно развитие внутреннего туризма, в том числе проведение фестивалей и других культурных и развлекательных мероприятий, а также развитие иностранного туризма в частности, на основе деятельности центров содействия туризму, создающихся в других известных городах мира.

Считается необходимым расширение сети отелей, гостиниц посредством внедрения информационных технологий, а также расширения сети туристических агентств, подготовки высококвалифицированных кадров в сфере туризма.

Сегодня в мире технико-внедренческие зоны развиваются быстрыми темпами. Прообразом технико-внедренческих зон стали промышленные парки, которые постепенно трансформировались в исследовательские парки.

Мировая практика показывает, что типы технико-внедренческих зон включают в себя:

Научныйпарк(stientific park);

Научно-промышленныйпарк (science-based industrial park);

Исследовательскийпарк (research park);

Технополис/наукоград (technopolis/ science city);

Промышленная зона высоких технологий (high-techindustrialareas);

Бизнес инкубатор (business-incubator);

Исследовательский «треугольник» (researchtriangle);

Технопарк (technology park);

Парквысокихтехнологий (high tech park);

Парк развития технологий (tech - developmentpark).

В 1973 году вСША их было 24, сейчас число таких зон уже превышает 100, при этом в их развитие предполагается вложить более 3 млрд. долларов США, а число дополнительных рабочих мест должно составить 100000. Наиболее крупная в США научно-техническая зона -Силиконовая долина, которую называют колыбелью современных информационных технологий и Хайвэй 128.

В мире признана китайская практика по функционированию технико-внедренческих зон. В самом Шанхае действует Шанхайский парк высоких технологий «Цзяньцзинь», Шанхайский инкубатор по разработке высоких технологий «Витхуб», промышленный парк высоких технологий «Остров будущего», зоны экономического и технологического развития «Цаохецзин», «Хонквиао» и «Миньхан».

ВЯпонии в 14 районах действуют 18 технополисов на базе ведущих научных центров. Крупнейший технополис Цикуба обеспечивает работой 145 000 человек, а также кремниевая долина, получившая название «Кремниевый остров КЮСЮ».

ВАнглии имеется более 25 технопарков, в которых задействовано 18 400 рабочих мест. Научный парк биотехнологий «Лейден» является лидирующим научным парком в Нидерландахи входит в пятерку самых известных научных парков Европы. Всего в научном парке Лейден размещено 60 компаний, занимающихся исследованиями в сфере науки о жизнедеятельности, занято непосредственно 3100 человек и ещё 4000 человек работают в семи исследовательских институтах.

ВИспании имеется технопарк «Бискай», который включает стимулирование технологического развития и инноваций в Бискае.

ВИндии, технопарк Керала включает два центра информационных технологий «Тируванантапурам» и «Кочи».

В заключении хотелось отметить, что в Узбекистане имеется значительный интеллектуальный потенциал населения. Основное население Республики Узбекистан составляет молодёжь. Это является огромным потенциалом для создания технико-внедренческих зон (технопарков). С учётом приоритетных направлений развития и либерализации экономики в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах,определено создание новых и повышение эффективности действующих свободных экономических зон, технопарков, малых промышленных зон.

В этой связи, предлагается создание технопарков современного научно-технологического инновационного комплекса по разработке и коммерциализации новых технологийпри Ташкентском государственном техническом университете имени И.Каримова, а также технопарка при Ташкентском институте ирригации и мелиорации с целью создания современного центра селекционных достижений. Следует создать технопарки по модели «университет - научно-исследовательский институт - промышленность».

Учитывая, что свободные экономические зоны считаются важнейшим фактором расширения привлечения прямых иностранных инвестиций для создания новых высокотехнологичных производств, обеспечения ускоренного развития производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры и услуг логистики, а также исходя из тенденции поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий необходимо разработать концепцию инновационного развития свободных экономических зон Республики Узбекистан.

References:

1. http://www.press-service.uz.

2. http://www.vestifinance.ru.

3. http://web.dpworld.com.

4. http://www.lawinfochina.com.

5. http://lrp.co.uk.

6. http : //www .longfinance.net.

7. http: //russian.doingbusiness .org.

8. Crittle J., Akinchi G. Do the Benefits of Special Economic Zones Outweight Their Costs? - World Bank Working Paper, 2005. - P.3.

9. V.I.Baronov, G.M.Ksotyunina. Svobodniye ekonomicheskiye i ofshorniye zoni (ekonomiko pravoviye voprosi zarubejnoy i rossiyskoy praktiki). Uchebnoye posobiye. - M.: Magistr Infra-M, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.