Научная статья на тему 'СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
свободные экономические зоны / правовое регулирование деятельности свободных экономических зон / принцип две системы в одной стране / налоговые льготы в свободных экономических зонах / порядок выбора инвесторов в свободных экономических зонах / свободные туристические зоны. / free economic zones / legal regulation of the activities of free economic zones / the principle of two systems in one country / tax incentives in free economic zones / the procedure for selecting of investors in free economic zones / free touristic zones.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — C.Бозаров

в данной статье проанализированы вопросы инновационного развития и управления деятельности свободных экономических зон в Республике Узбекистан. А также выдвинуты предложения по созданию новых свободных экономических зон и совершенствования их правовой основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — C.Бозаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE ECONOMIC ZONES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK ECONOMY

In this article the issues of innovative development and management of the activities of free economic zones in the Republic of Uzbekistan are analyzed. The proposals to create new free economic zones and improve their legal basis are put forward.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

FREE ECONOMIC ZONES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK

ECONOMY

S.BOZAROV3

Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

С.БОЗАРОВа

Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ЩТИСОДИЁТИНИ РИВОЖЛАНИШИДА ЭРКИН ЩТИСОДИЙ ЗОНАЛАР

С.БОЗАРОВа

Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон

Аннотация:мазкур мацолада Узбекистон Республикасининг эркин ицтисодий зоналарини инновацион ривожлантириш, эркин ицтисодий зоналар фаолиятини инновацион бошцариш масалалари тащил этилган. Шунингдек, ушбу мацолада мамлакатимизда янги турдаги эркин ицтисодий зоналарни яратиш ва унинг ууцуций асосларини такомиллаштириш юзасидан таклиф ва мулощзалар илгари сурилган.

Калитсузлар: эркин ицтисодий зоналар, эркин ицтисодий зоналар бошцарувини ууцуций тартибга солиш, бир мамлакатда икки ууцуц тизими тамойили, эркин ицтисодий зоналарнинг солиц сиёсати, эркин ицтисодий зоналарда инвесторларни танлаш тартиби, эркин туристик зоналар.

Аннотация: в данной статье проанализированы вопросы инновационного развития и управления деятельности свободных экономических зон в Республике Узбекистан. А также выдвинуты предложения по созданию новых свободных экономических зон и совершенствования их правовой основы.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, правовое регулирование деятельности свободных экономических зон, принцип две системы в одной стране, налоговые льготы в свободных экономических зонах, порядок выбора инвесторов в свободных экономических зонах, свободные туристические зоны.

Annotation: In this article the issues of innovative development and management of the activities of free economic zones in the Republic of Uzbekistan are analyzed. The proposals to create new free economic zones and improve their legal basis are put forward.

Keywords: free economic zones, legal regulation of the activities of free economic zones, the principle of two systems in one country, tax incentives in free economic zones, the procedure for selecting of investors in free economic zones, free touristic zones.

В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического ростаза счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

На сегодняшний день в мире существует более 4500 СЭЗ,в которых трудятся около 70 млн. человек. Существование таких зон позволяет обеспечить насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, расширение экспорта страны, увеличение валютных поступлений, создание возможностей для подготовки и переподготовки кадров, соответствующих международным стандартам.

Практика создания свободных экономических зон в Республике Узбекистан имеет свою присущую характеристику. Другими словами следует сказать, что Развитие СЭЗ в Республике Узбекистан имеет несколько этапов. Первый этап связан с принятием закона Республики Узбекистан "О свободных экономических зонах". Данный закон был принят 25 апреля 1996 года. Второй этап включает в себя создание 2008 году свободной экономической зоны "Навои", 2012 году - свободной экономической зоны "Ангрен", 2013 году - свободной экономической зоны "Жиззак".

Третий этап развития СЭЗ начинается с принятием Указа Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон" от 26 октября 2016 года №4853. Согласно данному Указу правительством уделялось особое внимание для развития СЭЗ. Создавались новые свободные экономические зоны разной отрасли, а также был принят ряд нормативно-правовых актов и мер по организации деятельности свободных экономических зон.

На сегодняшний день в Узбекистане образована 21 свободная экономическая зона и 115 малых промышленных зон. В 2017 году участниками СЭЗ произведена продукция на сумму 1,76 трлн. сумов с ростом 29,4% по сравнению с предыдущим годом, в том числе направлена на экспорт - 42,8 млн. долл. (рост на 10,9%).В то же время прогнозные параметры по производству и экспорту выполнены на 89,2% и 60,6%, соответственно.

На территории свободных экономических зон реализовано всего 99 инвестиционных проектов общей стоимостью порядка 639 млн. долл. США. При этом специализированные СЭЗ «Баликишлабчикарувчи», «Бухаро-агро», «Спорт», «Чарвак», «Наманган» и «Термез» находятся на стадии организации деятельности и пока не имеют инвестиционных проектов.

В рамках проектов, всего в СЭЗ привлечены около 300 млн. долл. США инвестиций таких зарубежных стран, как Китай (40% от общего объёма), Великобритания (10%), Корея (5%), Болгария, ОАЭ, Индия, Италия, Белиз и др. Однако, иностранные инвесторы привлечены лишь по 52 реализованным проектам, при этом в СЭЗ «Ургут» только два проекта с иностранными инвестициями, в СЭЗ «Коканд» и «Хазарасп» по одному, в СЭЗ «Гиждуван» - ни одного.

Вместе с этим, согласно данным Государственного комитета по инвестициям, в настоящее время на стадии реализации в СЭЗ находятся 356 новых инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 2 млрд. долл. США, большая часть которых приходится на созданные в прошлом году СЭЗ. Доля предприятий СЭЗ в объеме производства и экспорта продукции в республике является нестабильной и достаточно низкой, в рамках СЭЗ не обеспечивается полная и своевременная реализации перспективных проектов.

Анализ деятельности действующих и формируемых СЭЗ показал, что на сегодняшний день, проявляются явные сложности в правовом регулировании деятельности СЭЗ и отношений в них, наличие дублирующих и противоречащих друг другу подзаконных актов, неразвитость инфраструктуры и коммуникаций, бюрократия в управлении, а также отборе проектов, трудности в финансировании, получении банковских услуг, в частности, кредитовании и др.

Все это приводит к тому, что СЭЗ не дают ожидаемого результата по привлечению инвестиций, развитию предпринимательства и деловой среды в этих зонах, чему свидетельствует то, что большая часть осуществляемых проектов финансируется внутренними инвестициями.

Исходя из вышеуказанного, существующие недостатки и пути совершенствования деятельности СЭЗ, могут быть рассмотрены по следующим направлениям.

В Узбекистане в последнее время принят ряд нормативно-правовых актов, а также конкретных мер по развитию правовой и организационной основы совершенствования деятельности СЭЗ.

В регулировании свободных экономических зон базовым законодательным актом является Закон Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 года № 220-1 «О свободных экономических зонах». Кроме указанного Закона, в регулировании деятельности в СЭЗ применяются нормы Таможенного и Налогового кодексов, законов в сфере внешнеэкономической, инвестиционной и таможенной деятельности, а также приняты более 40 подзаконных актов, которые регулируют вопросы функционирования свободных экономических зон и, главным образом, имеют индивидуальный характер [3].

Следует отметить, что Закон «О свободных экономических зонах» содержит некоторое количество бланкетных норм, а также не регулирует деятельность СЭЗ комплексно и требует доработки. Так, на сегодняшний день Закон «О СЭЗ» не охватывает и не регулирует в достаточной степени отношения, осуществляемые на территории свободных экономических зон. В частности, в законодательстве не прописан инициатор создания СЭЗ, субъект, формирующий ее стратегическое видение, определяющий критерии эффективности деятельности и перечень отраслей, производство которых следует разместить в конкретной СЭЗ. Не прописаны функции министерств и ведомств в развитии СЭЗ, регулировании и мониторинге их деятельности. Следует обеспечить отсутствие конфликта интересов в функциях и задачах министерств и ведомств, а также наличие у каждого ведомства необходимых возможностей и ресурсов для эффективной реализации поставленных перед ним задач. Отдельным вопросом является качество и прозрачность законодательства.

Наличие большого количества подзаконных актов, отсутствие комплексности специального Закона и не урегулированность в нем всех необходимых вопросов порождает возникновение коллизий и появление отрицательного мнения у потенциальных инвесторов о стабильности законодательства в данной сфере.

Все это показывает необходимость проведения инвентаризации и унификации всех принятых актов, разработку и принятие Закона «О свободных экономических зонах» в новой редакции с максимальным исключением отсылочных и дублирующих норм, а также включающим в себя основные базовые положения, необходимые для всестороннего регулирования деятельности СЭЗ во всех создаваемых видах. Это будет также соответствовать требованиям принятой Концепции совершенствования нормотворческой деятельности [2].

В Республике Узбекистан управление деятельностью СЭЗ осуществляется Республиканским советом по координации деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон, Административными советами и Дирекцией СЭЗ.

Республиканский совет по координации деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон определяет стратегии развития свободных экономических зон и малых промышленных зон на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

осуществляет руководство, координацию и мониторинг деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте и дирекций СЭЗ и МПЗ;

согласовывает (одобряет) решения административных советов по реализации инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон стоимостью в эквиваленте свыше 5,0 млн. долларов США.

Однако, с учетом того, что Республиканский совет является коллегиальным органом, а также членами совета считаются представителями различных министерств, это препятствует своевременному рассмотрению инвестиционных заявок, так как каждому члену совета необходимо определенное время для рассмотрения инвестиционных заявок. Данный процесс приводит к затягиванию процесса рассмотрения инвестиционных заявок. Кроме того, Республиканский совет не осуществляет свою деятельность на постоянной основе и не контактирует с инвесторами, что, в свою очередь, приводит к не владению полной информацией об инвесторах.

В связи с этим, целесообразно предоставить Дирекции право (при оставлении действующего механизма управления совместно с региональным административным советом СЭЗ

и МПЗ) самостоятельно рассматривать все заявки, включая заявки стоимостью выше 5 млн. долл., которое позволит усилить ответственность и сотрудничество Дирекции и региональной власти. При этом, за Республиканским советом по координации деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон необходимо оставить лишь координирующую роль, включая стратегическое видение развития СЭЗ, определение направлений их развития и т.д. Это также будет соответствовать новому введенному порядку предоставления права местным органам власти на самостоятельное одобрение проектов стоимостью до 10 млн. долл. США.

Международный опыт также показывает, что передача управления СЭЗ иностранным менеджерам или специализированным компаниям - широко-распространённая практика, которая считается достаточно эффективной в развитии СЭЗ.

Так, в целях усовершенствования управления СЭЗ необходимо рассмотреть возможность передачи управления менеджерам из иностранных компаний, обладающим большим опытом в сфере управления СЭЗ и значительным вкладом в совершенствование СЭЗ за рубежом. Такой опыт широко распространен во всем мире, например, БР World(DubaiPortWorld), осуществляла на контрактной основе управление JebelAliPort, London&RegionalProperties ^ЯР) управляет одной из свободных экономических зон Панамы «РапатаРашйсо» и вложила 705 млн. долларов США для развития данной зоны.

Исходя из вышеизложенного, в качестве эксперимента предлагаетсяпередать права управления Дирекций некоторых СЭЗ, расположенных на территории Республики Узбекистан, менеджерам крупнейших зарубежных управленческих компаний, специализированных в данной сфере.

Кроме указанного, одним из наиболее проблемных вопросов в СЭЗ является процедура получения земельного участка. Земельные участки на территории СЭЗ находятся в прямом ведении хокимиятов областей и предоставляются хокимами соответствующих областей участникам СЭЗ на основании решения Административного совета СЭЗ. В рамках обозначенного возникают сложности в координации и взаимодействии СЭЗ с хокимиятами по выделению и предоставлению земельных участков.

С учетом необходимости дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, предусмотренного в качестве одного из приоритетных направлений Концепции административной реформы, следует предоставить право предоставления земельных участков, выделенных для размещения предприятий - частников СЭЗ, самой Дирекции СЭЗ.

Все обозначенное показывает на недостаточную эффективность действующей системы управления СЭЗ со стороны Административного совета и Дирекции СЭЗ, которая считается сложной, и не отвечающей современным требованиям и международным стандартам.

В настоящее время в СЭЗ Республики Узбекистан инвесторам предоставляются налоговые льготы на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций. Минимальный объем вносимых инвестиций, составляет 300 тыс. долл. США в эквиваленте.

Одним из недостатков порядка налогообложения в СЭЗ является срок исчисления налоговых льгот. Как правило, начало срока действия налоговых льгот исчисляется со дня получения свидетельства о регистрации участника СЭЗ, выдаваемого Дирекцией СЭЗ.

Так как многие СЭЗ в стране созданы недавно, только развивается инфраструктура, а также учитывая, что многим инвесторам для наладки производства требуется время, целесообразно продлить срок исчисления действия налоговых льгот, определив исчисление со дня производства товаров участниками СЭЗ. Сложившаяся ситуация в настоящее время, не позволяет инвесторам использовать в полном объеме предоставленные им налоговые льготы.

Следует отметить, что резидентам, созданных в Узбекистане СЭЗ, предоставляются одинаковые льготы преференции вне зависимости от экономического развития региона и его территориального расположения. Это не предоставляет возможности привлечения иностранного инвестора в отдаленные и малопривлекательные районы республики. Исходя из этого, считается целесообразным увеличить льготы и пакет преференций СЭЗ в отдаленных районах по сравнению с СЭЗ, расположенными в развитых районах страны, тем самым разработать и внедрить систему льгот и преференций, напрямую зависящей от экономического развития региона, где расположена СЭЗ, от удаленности от столицы и региональных центров.

Также, следует отметить, что действующие налоговые и таможенные льготы, предоставляемые участникам СЭЗ, не привлекают иностранных инвесторов, так как практически аналогичные льготы они могут получить вне СЭЗ.

При этом сомнительным является привязка уровня льгот к объемам вложенных инвестиций: большой объем инвестиций не всегда означает, что деятельность эффективна. Действующая система льгот приводит к ограничению стимулов по эффективному ведению деятельности. Кроме того, важно отметить, что необходимым условием эффективности СЭЗ является создание условий, кардинально отличающихся от условий на остальной территории страны, а также наличие индивидуальности политики в каждой СЭЗ.

Следует отметить, что основной целью СЭЗ должно являться производство экспортоориентированной продукции, которая должна реализовываться на внешних рынках и служить поступлению в страну иностранной валюты.

При этом следует учитывать, что имеющаяся система льгот позволяет резидентам СЭЗ производить одинаковую или альтернативную продукцию с которой (по цене) не смогут конкурировать производители вне СЭЗ, за счет отсутствия льгот и преференций. Такой фактор может привести к нездоровой конкуренции и экономической нерентабельности деятельности некоторых компаний.

В данном аспекте можно обратиться в зарубежный опыт, например, в специализированных СЭЗ Дубая (ОАЭ), рассчитанных на производство товаров, а также в некоторых случаях и оказание услуг, они ограничиваются территорией СЭЗ. При реализации товаров и услуг вне территории СЭЗ такие товары и услуги ограничиваются или требуют осуществления соответствующих таможенных платежей. Это делается в целях защиты рынка и обеспечения основной цели экспорта товаров.

Исходя из указанного, считается необходимым рассмотреть вопрос обеспечения защиты интересов субъектов предпринимательства вне СЭЗ Узбекистана и критического пересмотра намеченного вектора политики в части либерализации импортных пошлин во взаимосвязи с деятельностью СЭЗ.

Одна из примечательных тенденций современной концепции СЭЗ связана с эволюцией форм собственности СЭЗ, а именно с переходом от государственных свободных экономических зон к частным.Первые частные СЭЗ были образованы в Мексике, странах Центральной Америки и Юго-Восточной Азии.

Первые частные СЭЗ отличались адекватной внутренней инфраструктурой: развитая транспортная сеть, система водоснабжения, энергоснабжения и др. Практика соотношения частных СЭЗ с числом государственных зон существенно отличается по странам и регионам, в частности, количество частных СЭЗ превышает количество государственных. На Филиппинах доля частных зон доходит до 70%, в Таиланде и Вьетнаме частные СЭЗ характеризуются преимущественным притоком прямых иностранных инвестиций.

Основные примеры государственного частного партнерства в рамках СЭЗ включают: предоставление государством внешней инфраструктуры и средств в качестве стимула для частного финансирования внутренней инфраструктуры;

частное управление государственными зонами или долгосрочная аренда активов государственных СЭЗ со стороны частного оператора зоны;

подписание соглашений о разделении собственности, в рамках которых частный оператор государственной СЭЗ может осуществлять ее покупку;

использование подхода ЬшЫ-орега1е-1ха^ег(строй - управляй - передай) и ЬшЫ-о^-орега1е(строй - владей - управляй) в отношении внутренней и внешней инфраструктуры СЭЗ с предоставлением частному оператору государственных гарантий и финансовой поддержки.

В практике разных стран используют разного рода способы участия частного сектора в развитии СЭЗ, из числа которых можно назвать соглашения: строй - веди деятельность - передавай; строй - владей - веди деятельность; строй - владей - веди деятельность - передавай; концессионные соглашения; соглашения о менеджменте.

Частные СЭЗ требуют меньших капиталовложений для формирования и развития, а также дают большую экономическую отдачу от вложенных средств. Это связано с тем, что частные девелоперы финансируют объекты инфраструктуры и производственные мощности, а государство

обеспечивает создание адекватной внешней инфраструктуры, на долю которой приходится не более 25% совокупных издержек.

Частные зоны действуют на основе принципа самоокупаемости, оказывают больший объем услуг по управлению собственностью и объектами недвижимости, включая телекоммуникационные услуги, услуги медицинских учреждений, услуги по поддержке бизнеса.

Во многих частных СЭЗ требуется предоставление офисных помещений для госструктур, размещенных на территории зоны. Нередко частные зоны более успешны в своей деятельности по сравнению с государственными СЭЗ [6].

Исходя из тенденции продолжения институциональных и структурных реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства,обеспечение надежной защиты прав и гарантий частной собственности, устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития предпринимательства, считается целесообразнымв качестве эксперимента создать частные СЭЗ в Республике Узбекистан.

В заключение, хотелось бы отметить, что эффективность СЭЗ зависит от четкости и продуманности государственной политики, уровня конкурентоспособности государства, конкуренции между зонами, в основном, за счет развитости и адекватности инфраструктурных объектов и услуг, и в меньшей степени за счет пакета льгот для компаний-резидентов. СЭЗ служат инструментом реализации макроэкономических, политических и микроэкономических целей, преследуемых страной, регионом, компанией - инвестором зоны. В связи с этим, для совершенствования и перехода на новый этап развития свободных экономических зон в Республике Узбекистан необходимо разработать стратегию развития СЭЗ,осуществить анализ, систематизацию и унификацию всех действующих нормативно-правовых актов в сфере регулирования деятельности СЭЗ, а также принять единый комплексный Закон «О свободных экономических зонах» в новой редакции.Предоставить право Дирекции совместно с региональным административным советом СЭЗ и МПЗ самостоятельно рассматривать все заявки, в том числе стоимостью выше 5 млн. долл., сократить требования, представляемой информации и документов, в процессе отбора инвестиционных проектов для размещения на территории СЭЗ и регистрации участников СЭЗ. При этом установить порядок ведения отбора инвестиционных проектов в СЭЗ с учетом исследования конъюнктуры местного рынка для сохранения здоровой конкуренции между субъектами предпринимательства, осуществляющими свою деятельность внутри СЭЗ и за ее территорией.

References:

1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 8 avgusta 2018 goda № UP-5505 «Ob utverjdenii Konsepsii sovershenstvovaniya normotvorcheskoy deyatelnosti».

2. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 25.04.1996 g. №220-I "O svobodnix ekonomicheskix zonax".

3. http://www.lex.uz

4. http://www.press-service.uz/uz/lists/view/1113

5. <http://web.dpworld.com/>

6. http://www.lawinfochina.com/display.aspx?lib=law&id=15&CGid

7. V.I.Baronov, G.M.Ksotyunina Svobodniye ekonomicheskiye i ofshorniye zoni (ekonomiko-pravovbiye voprosi zarubejnoy i rossiyskoy praktiki). Uchebnoye posobiye. - M.: Magistr Infra-M, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.