УДК 338.48 ББК 65
ВИДЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*
И.Г.Филиппова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1
Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно (1547 г.), Генуя (1595 г.), Венеция (1661 г.), Марсель (1669 г.). На территории России - Одесса (1817 г.), Владивосток (1862 г.), Батуми (1878 г.). В настоящее время статус «свободный порт» имеют: в Швейцарии - Букс, Женевпорт; в Бразилии - Манаус; в Румынии - Сулина и некоторые другие. По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств «свободные порты» стали преобразовываться в свободные экономические зоны.
В соответствии с документами Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или «зоной порто-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.
По определению Международной ассоциации развития свободных экономических зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путем дополнительного делегирования ему федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.
* Филиппова Инга Георгиевна, кандидат исторических наук, доцент. Тел.: (812) 786-32-24; e-mail: itimeo@mail.ru
Виды свободных экономических зон и возможности использования их преимуществ ________________________________________в сфере туризма Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О свободных экономических зонах» свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны) в соответствии с Федеральным законом «О свободных экономических зонах», таможенными или иным законодательством Российской Федерации.
Специальное законодательство Российской Федерации регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ и охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковская деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. В связи с этим в Российской Федерации целями создания свободных экономических зон являются обеспечение благоприятных условий в них для предпринимательской деятельности, в том числе и внешнеэкономической, внедрение достижений научно-технического прогресса, стимулирование отечественных и иностранных инвестиций, увеличение занятости населения. Такие анклавы со специфическим режимом предпринимательства могут быть различных видов, начиная от простейших транзитных и до более сложных, например, финансово-кредитных зон.
Организационная структура СЭЗ достаточно многообразна, как многообразны и цели, преследуемые при их создании. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие:
1. Зоны свободной торговли (ЗСТ). Их создание предусмотрено специальным законом США 1934 года, целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана по крайней мере одна свободная внешнеторговая зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами;
2. Специальные таможенные зоны (СТЗ) как одна из простейших форм экономических зон, которые представляют собой транзитные или
консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах;
3. Специальные торгово-промышленные зоны, которые представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции;
4. Зоны экспортной переработки (ЗЭП), характеризующиеся как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенные неподалеку от международных портов, в которые поступает оборудование, компоненты для сборки и материалы без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случаев, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны;
5. Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР), создающиеся, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики по уровню организации эффективного высокотехнологичного производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
6. Близким по организации и особенностям функционирования с ЗТЭР являются зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ). Наибольшее число таких зон находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии - «технополисами», в других странах -«бизнес-инновационными центрами». В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно -прикладных проблем, новых видов продукции и материалов. Самая известная в мире и крупнейшая в США ЗРНВТ «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Широко известные фирмы «Интел» и «Майкрософт» также получили развитие в условиях ЗРНВТ;
7. Экономические зоны комплексного многоотраслевого назначения. Они обладают практически всеми чертами других зон. Например, в СЭЗ Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк;
8. Открытые районы. Они охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются в глубь нее. В
Виды свободных экономических зон и возможности использования их преимуществ ________________________________________в сфере туризма Российской Федерации
этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки и экспортоориентированное производство;
9. Оффшорные зоны (ОЗ) привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Нормандские острова, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле, Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и т.д. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики;
10. Следует отметить, что в различных странах превалируют те или иные виды экономических зон. В США это зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Первые из них - зоны внешней торговли, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934 г.).
В России к свободным экономическим зонам относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов.
Свободные экспортно-промышленные зоны (СЭПЗ) являются наиболее распространенными в мире. Под СЭПЗ понимается территориальный анклав, создаваемый для использования конкурентных преимуществ, основанных на дешевых местных трудовых ресурсах, в целях привлечения иностранных инвестиций в отрасли, работающие на внешние рынки. Прообразом такой зоны была свободная зона, созданная в 1888 г. в Гамбурге. Наибольшее распространение СЭПЗ получили в развивающихся странах. Если в 1996 г. в «третьем мире» насчитывалось всего три СЭПЗ (зона «Кандла» в Индии, зона «Мэйагуэс» в Пуэрто-Рико, зона «Гаосюн» на Тайване), то за 1966-1978 гг. было создано 52 новых СЭПЗ, а к 1988 г. число СЭПЗ, основанных в 30 развивающихся странах, превысило 260.
Определения свободных таможенных зон производственного и торгового типа даются в проекте Федерального закона «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации»: «Свободная таможенная зона производственного типа представляет собой ограниченный участок территории, который имеет развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие
благоприятные условия для производства наукоемкой, импортзащищающей, экспортоориентированной и конверсионной продукции отраслей обрабатывающей промышленности и на котором разрешается совершение производственных операций, приводящих к изменению классификации товара для последующего его вывоза за пределы территории принимающего государства.
Свободная таможенная зона торгового типа представляет собой ограниченный участок территории государства и создается в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, пограничных пунктах или иных местах, через которые осуществляются регулярные поставки экспортных и импортных товаров. Ее территория используется для создания складов, проведения выставок, осуществления подработки, сортировки, упаковки, маркировки товара для последующего его вывоза».
В Российской Федерации также возможно создание особых экономических зон. Последние могут создаваться только в исключительных случаях, а также с учетом географического расположения территории субъекта Российской Федерации, осуществляющего приграничную торговлю с сопредельными государствами. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» на территории субъекта Российской Федерации может быть создана особая экономическая зона. Примером таких актов могут служить Федеральный закон от 22 января 1996 года. 1-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», Указ Президента РФ от 10 декабря 1992 г. о создании свободной таможенной зоны «Шереметьево», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и многие другие.
С 9 июля 2006 года вступили в действие два Федеральных закона -NN76 -ФЗ и 75-ФЗ от 03.06.2006 года. Закон ^6-ФЗ дополнил положения Федерального закона от 22.07.2005 N116 ФЗ «Об особых экономических зонах РФ» (далее - закон N 116-ФЗ): изложениями введен новый вид особых экономических зон (ОЭЗ - туристско-рекреационные - особые экономические зоны, целью которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в РФ).
СЭЗ создаются в Российской Федерации для ускорения социальноэкономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научнотехнического сотрудничества с зарубежными странами.
Создание свободных экономических зон способствует решению следующих задач:
Виды свободных экономических зон и возможности использования их преимуществ ________________________________________в сфере туризма Российской Федерации
- привлечению в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда;
- формированию рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны в качестве посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством;
- развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;
- ускорению внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и «ноу-хау» и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию;
- апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;
- практическому обучению отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.
Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:
- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
- наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливноэнергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
- комплексные зоны производственного характера;
- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
- функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристские, страховые, банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются на ограниченной территории и в границах областей, а также других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли «Шерризон» (около аэропорта «Шереметьево»), свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта).
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.)
выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические
функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации
внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных,
экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих приморскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристско-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических
Виды свободных экономических зон и возможности использования их преимуществ ________________________________________в сфере туризма Российской Федерации
центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма
ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ
устанавливаются особые экологические и юридические льготы. К ним относятся:
- упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными
инвестициями;
- льготный налоговый режим: налогообложение по льготным ставкам -до 50% установленных на территории России для иностранных инвесторов;
- понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;
- предоставление права на долгосрочную аренду до 70 лет.
Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением
пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый режим.
Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную программу развития, т.е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равномерно участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.
Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимо наличие:
- крупного акционерного общества (с участием государства), ответственного за реализацию программы и формирующего орган управления - совет зоны;
- залогово-страхового инвестиционного фонда (страхового общества), привлекающего инвестиции для решения задач зоны;
- центрального банка зоны, формирующего бюджет зоны, контролирующего использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношение с республиканским бюджетом;
- зонального законодательства, регулирующего вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий.