Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России'

Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1164
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТОРГОВЫЕ ЗОНЫ / СЕРВИСНЫЕ ЗОНЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВОБОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ECONOMIC ZONES / SHOPPING AREAS / SERVICE AREAS / NATIONAL LEGISLATION / INDUSTRIAL ACTIVITY / FREE TERRITORIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колиева Ангелина Эдуардовна, Баликоева Залина Арсеновна

В статье освещен опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России. Зарубежная практика создания экономических зон особого режима свидетельствует о том, что единого подхода к их обозначению и правовой природе не сформировалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of foreign countries and its impact on the formation of special economic zones in Russia

This article presents the experience of foreign countries and its impact on the formation of special economic zones in Russia. Foreign practice of creating special economic zones regime suggests that a unified approach to their marking and legal nature is not formed.

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России»

Колиева Ангелина Эдуардовна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета)

Баликоева Залина Арсеновна

магистрант

Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета)

_(тел.: +79183271713)

Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России

В статье освещен опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России. Зарубежная практика создания экономических зон особого режима свидетельствует о том, что единого подхода к их обозначению и правовой природе не сформировалось.

Ключевые слова: экономические зоны, торговые зоны, сервисные зоны, национальное законодательство, производственная деятельность, свободные территории.

A.E. Kolieva, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Business and Labor law of the North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University);

Z.A. Balikoeva, Undergraduate of the North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University); tel.: +79183271713.

Experience of foreign countries and its impact on the formation of special economic zones in Russia

This article presents the experience of foreign countries and its impact on the formation of special economic zones in Russia. Foreign practice of creating special economic zones regime suggests that a unified approach to their marking and legal nature is not formed.

Key words: economic zones, shopping areas, service areas, national legislation, industrial activity, free territories.

Свободные экономические зоны исторически начали развиваться как свободные торговые зоны (зоны свободной торговли). Они начали появляться еще в XVII в. для стимулирования внешнеторговых обменов. Разновидностью торговых зон являются свободные таможенные зоны. Свободные торговые зоны продолжают существовать и по сей день.

Торговыми зонами «второго поколения» являются так называемые торгово-производственные зоны. Их принципиальное отличие состоит в том, что на их территории занимаются не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Одна из первых свободных экономических зон экспортно-производственной направленности была создана в районе ирландского аэропорта

Шеннон в 1959 г. В последнее время появилось большое число модификаций торгово-промышленных зон: одни из них (например, зоны внешней торговли в США) ориентированы преимущественно на внутренней рынок принимающей страны, другие являются импортозамещающими (Бразилия и некоторые другие развивающиеся страны), третьи же представляют собой смешанные экспортно-импортные зоны (Индия, Южная Корея, Мексика, другие развивающиеся страны) [1, с. 45].

Новое направление развития свободных зон - появление технико-внедренческих зон, представляющих собой регион компактного размещения производственных комплексов и научно-исследовательских центров, пользующихся системой льгот в целях стимулирования

35

разработки новых технологий и производства высокотехнологичной продукции, предназначенной как для экспорта, так и для потребления на внутреннем рынке. Технико-внедренческие зоны функционируют в виде технологических парков (технопарки начали впервые создаваться в США в начале 1960-х гг.), научных парков, технополисов (Япония и др.).

Стали появляться и свободные экономические зоны, специализирующиеся на оказании определенных услуг (банковских, информационных, туристических и т.д.) и получившие название сервисных зон.

Наряду с экономическими зонами, ориентированными на какой-то один вид деятельности, создаются также комплексные зоны, т.е. свободные экономические зоны многоотраслевого характера (например, экспортно-ориентированные производства, коммуникации, страховые, финансовые и прочие услуги).

Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие подходы:

1) свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

2) особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, при этом не имеет значения, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

Рассмотрим особенности функционирования экономических зон с особым режимом на примере некоторых стран с целью выявления влияния тех или иных правовых подходов к формированию ОЭЗ в России.

В Румынии к категории зон с особыми экономическими режимами относятся свободные зоны (СЗ). Любая территория Румынии может быть объявлена свободной зоной, если это обосновано ее географическим положением, а также с экономической и социологической точки зрения.

Свободные зоны являются частью государственной территории Румынии, и на них распространяется национальное законодательство. Указанные зоны должны быть четко отделены и огорожены от остальной территории государства либо забором, либо естественными границами, такими как вода, водный путь. Морские или речные суда, находящиеся у причалов свободных зон, считаются находящимися на территории свободной зоны и подчиняются специальному законодательству [2, с. 18].

Открытие каждой новой зоны, а также выделение средств для осуществления таможенного и пограничного контроля осуществляются на основании соответствующего постановления Правительства.

Организацией в рамках Правительства, призванной координировать вопросы создания и функционирования свободных зон, является Генеральная дирекция свободных зон Министерства транспорта, строительства и туризма.

В Латвийской Республике существует четыре зоны с особым экономическим режимом: Рижский и Вентспилсский свободные порты, Лиепайская и Резекненская специальные экономические зоны. Правовой режим ведения предпринимательской деятельности в каждой из них регулируется отдельным законом (единого закона о территориях со специальным экономическим режимом нет).

Так, территория в пределах свободного порта (Рижский и Вентспилсский свободные порты), в которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной деятельности, является свободной зоной.

Свободная зона - территория лицензированных предприятий свободного порта и Управления порта. На территории свободной зоны ввезенные товары в отношении применения таможенных платежей и мероприятий торговой политики приравниваются к находящимся за пределами таможенной территории Латвийской Республики.

Предприятия (предпринимательские общества), на которые распространяется режим свободной зоны, не должны осуществлять предпринимательскую деятельность за пределами территории свободного порта.

Свободная экономическая зона Македонии - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами, и в которой применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ.

СЭЗ создаются на территориях, определенных в соответствии с пространственными и физическими планами. СЭЗ может быть создана как в пределах, так и вне пределов городских территорий. СЭЗ может состоять из числа обособленных частей территории РМ, каждая из которых должна быть огорожена и отделена от другой части.

СЭЗ может быть создана одним или несколькими национальными или иностранными торговыми компаниями или иными юридическими лицами.

36

В Турции зонами с особым экономическим режимом являются свободные зоны. Турецкие свободные зоны являются смежными с большинством турецких портов на Средиземном, Эгейском и Черном морях и имеют простой доступ к международным аэропортам и магистралям. Свободные зоны в Турции считаются находящимися за пределами таможенной территории государства.

Положения законодательства, касающиеся таможенных обязательств и обязательств, связанных с использованием иностранной валюты, в СЗ не применяются. В СЗ также не применяются, к примеру, Закон о паспортах, Закон о международном туризме и проживании иностранцев в Турции, Закон об иностранных инвестициях и поощрении и другие законы (или их отдельные положения), если они противоречат Закону о СЗ.

Правом определять место расположения и границы свободной зоны обладает Совет министров. Он также выдает разрешение на создание СЗ и функционирование СЗ государственным учреждениям и органам, физическим и юридическим лицам (как резидентам, так и нерезидентам).

Все вопросы, касающиеся деятельности (работы) СЗ, регулируются руководящими постановлениями Совета министров.

В Великобритании нет зон с особым экономическим режимом в их традиционном понимании. Однако некоторые специалисты считают, что с высокой долей условности к подобного рода образованиям можно было бы отнести так называемые свободные зоны и зоны предпринимательства, существующие в Великобритании.

Под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран -членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне. Запрос об учреждении территории с режимом СЗ может подаваться любым физическим или юридическим лицом.

В Нидерландах зоны с особым экономическим режимом (экономические зоны) имеют место на принадлежащих им Антильских островах, которые являются частью Королевства Нидерландов. Экономические зоны функционируют на острове Кюрасао, где сконцентрирована основная часть экономики Нидерландских Антильских островов. В настоящее время таких зон три. Экономическая зона порта Виллемстад, аэропортовая особая экономическая зона, рас-

положенная около международного аэропорта Кюрасао, а также особая экономическая зона «Промышленный парк Бривенгат». Все три особых экономических зоны управляются компанией «Сиппде М.У.», контрольный пакет акций (85%) которой принадлежит Администрации острова Кюрасао.

Экономическая зона - территория, признанная таковой, где товары могут храниться, дорабатываться, упаковываться, подвергаться другой обработке, где и откуда могут предоставляться услуги.

Таким образом, анализ мировой практики применения СЭЗ показывает очевидный интерес зарубежных стран к вопросу создания и функционирования СЭЗ на их территориях. По данным Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), на начало 2006 г. в 120 странах мира насчитывается около 3000 свободных экономических зон, в которых создается экспортная продукция на сумму около 600 млрд долларов США и обеспечиваются рабочими местами до 50 млн человек. Таким образом, расчет экспорта продукции на одного работающего составляет ежегодно около 12 тыс. долларов США [3].

Процесс создания свободных экономических зон во многих странах обусловил формирование применимой к их условиям правовой базы функционирования. Специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и деятельности СЭЗ, были приняты в США (1934 г.), Мексике (1946 г.), Южной Корее (1970 г.), Румынии (1978 г.), Китае (1980 г.), Венгрии (1982 г.), Великобритании (1984 г.), Югославии (1984 г.), Колумбии (1986 г.), Болгарии (1987 и 1989 гг.) и в других странах. В практике отдельных стран создание и функционирование СЭЗ имеют свои особенности.

Следует обратить внимание на то, что практически все страны бывшего СССР пошли по пути создания на своих территориях СЭЗ. В Украине 13 октября 1992 г. был принят Закон «О свободных экономических зонах», а в Таможенном кодексе Украины установлено, что «специальные таможенные зоны создаются законодательством Украины о специальных (свободных) экономических зонах путем принятия отдельного закона для каждой специальной таможенной зоны с определением ее статуса, территории, срока, на который она создается, и особенностей применения законодательства Украины на ее территории» [4, ст. 288]. В ст. 46 Таможенного кодекса Республики Беларусь также упоминается о свободных таможенных зонах - обособленных участках территории

37

государства, пределы которых являются составной частью таможенной границы. В Указе Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. «О свободных экономических зонах» отмечается, что СЭЗ имеет предусмотренный законодательством статус свободной таможенной зоны. В Казахстане в конце 1990 г. был принят специальный Закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», а 26 января 1996 г. - Указ Президента Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Разделы, посвященные свободным таможенным зонам и свободным складам, включены и в Таможенный кодекс Казахстана [5]. Закон от 16 декабря 1992 г. «О свободных экономических зонах» Киргизии предусматривает особый таможенный режим в СЭЗ, который может включать отмену или снижение таможенных пошлин на вывоз опре-

деленных товаров, упрощенный порядок перемещения товаров через границу, смягчение или отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт. Очень лаконично вопрос о СЭЗ решен в Законе Молдовы от 25 мая 1993 г., которым предусматривалось создание различных СЭЗ: производственных (экспортно-ориентированных и импортозамещающих), технологических, транзитных, торговых и складских, страховых и банковских, туристических СЭЗ.

Изучение мирового опыта создания СЭЗ имело важное значение для формирования эффективного института СЭЗ в России, который, однако, имеет смысл только вместе с реализацией активной структурной и региональной политики, приложением усилий по развитию международных экономических отношений и созданию полюсов ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом.

1. Доронина Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности //Журнал российского права. 2004. № 6.

2. Скудалова Т. В. Проблема защиты отечественных товаропроизводителей в свободной экономической зоне // Проблемы теории и практики таможенного дела: сб. науч. тр.: в 2 ч. /под ред. Н.М. Блинова. М., 1997. Ч. 1.

3. Жданов Ю.Н. Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) // Информационный портал РосОЭЗ. URL: //http://www.rosoez. economy.gov.ru

4. Таможенный кодекс Украины //Ведомости Верховной Рады. 2002. № 38-39.

5. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апр. 2003 г. № 401-II.

1. Doronina N.G. «Special economic zones» in foreign economic activity // Magazine of the Russian right. 2004. № 6.

2. Skudalova T.V. Problem of defence of home commodity producers in the economic clearzone // Problems of theory and practice of custom business: coll. of sci. works: in 2 pt. / ed. by N.M. Blinov. Moscow, 1997. Pt. 1.

3. Zhdanov Yu.N. Leader of the Federal agency on a management by the special economic zones (RusSEZ) // Informative portal of RusSEZ. URL: http://www.rosoez. economy.gov.ru

4. Custom code of Ukraine // List of Verkhovna Rada. 2002. № 38-39.

5. Custom code of the Republic of Kazakhstan of Apr. 5, 2003 № 401-II.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.