Научная статья на тему 'Этапы возникновения и развития свободных экономических зон'

Этапы возникновения и развития свободных экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7331
984
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / FREE ECONOMIC ZONES / WORLD EXPERIENCE OF FREE ECONOMIC ZONES DEVELOPMENT / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION / GLOBALIZATION PECULIARITIES / FREE ECONOMIC ZONES FUNCTIONING PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арская Е.В., Кравченко Л.Н., Усатова Л.В.

В данной статье рассматриваются история возникновения свободных экономических зон (СЭЗ), процесс их функционирования и этапы развития. Значение свободных экономических зон в мировой и национальной экономике, несомненно, возрастает за счет того, что создание СЭЗ является одним из способов привлечения необходимых для развития регионов инвестиций, при этом причины функционирования свободных экономических зон у каждого государства различаются. Рассматривая историю возникновения свободных экономических зон, необходимо отметить, что СЭЗ прошли достаточно длинный путь развития от простейших к более сложным их видам. В отличие от развитых стран, где такие зоны создавались для расширения внешнеэкономических связей, совершенствования региональной политики, стимулирования малого и среднего бизнеса, в развивающихся странах СЭЗ создавались, в основном, для привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, поскольку таким странам не приходилось рассчитывать на внутренние возможности. Поэтому активное включение различных мировых держав в международные экономические отношения привели к возникновению и широкому распространению в мире свободных экономических зон, создание которых повлекло за собой вовлечение национальных экономик в международные связи. Мировой опыт развития свободных экономических зон показывает, что любой тип СЭЗ предполагает взаимосвязь с экономическим потенциалом того государства, в котором она функционирует. Анализируя эволюцию становления СЭЗ, можно сделать вывод, что исторически развиваясь, они прошли различные этапы, которые характеризовались постепенным регулированием межгосударственного внешнеэкономического взаимодействия и достижением прозрачности внутренней экономики для мира. В настоящее время понятие «свободная экономическая зона» неоднозначно для всех стран. Свободные экономические зоны создаются для достижения экономических и политических целей, которые стоят перед страной, ее территорией или отдельным субъектом. В целом, рассматривая СЭЗ, необходимо отметить, что все свободные зоны находятся на разных этапах развития, различаются своими экономическими, политическими и правовыми основами.Рассматривая опыт создания специальных экономических зон, важно отметить, что каждому типу СЭЗ соответствуют различные виды льгот и стимулов, имеющих свои специфические особенности. Следовательно, создание таких зон в Российской Федерации и во всем мире будет успешным лишь при условии создания максимально прозрачной и эффективной экономической системы с достаточно развитым нормативно-правовым базисом, минимальными бюрократическими механизмами и максимальной конкуренцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF FREE ECONOMIC ZONES

In this article, the history of the emergence of free economic zones (SEZ), the process of functioning and the stages of development are considered. The importance of free economic zones in the world and national economy is undoubtedly increasing due to the fact that the creation of FEZ is one of the ways to attract investments necessary for the development of the regions, while the reasons for the functioning of free economic zones vary from state to state. Considering the history of the emergence of free economic zones, it should be noted that the FEZ have passed a rather long path of development from the simplest to the more complex of their types. Unlike the developed countries, where such zones were created to expand foreign economic relations, improve regional policies, and stimulate small and medium-sized businesses, the SEZs were created mainly to attract foreign capital, technology, and industrial modernization, since such countries did not have to count on internal opportunities. Therefore, the active involvement of various world powers in international economic relations led to the emergence and wide spread of free economic zones in the world, the creation of which entailed the involvement of national economies in international relations. Taking into account the world experience of developing free economic zones, one should take into account that any type of SEZ implies interconnection with the economic potential of the state in which it operates. Analyzing the evolution of SEZ development, it can be concluded that historically developing, various stages were passed that were characterized by gradual regulation of interstate foreign economic interaction and achievement of transparency of the domestic economy to the world. At present, the concept of a "free economic zone" is not unique for all countries. Free economic zones are created to achieve the economic and political goals that face the country, its territory or individual entity. In general, considering FEZ, it should be noted that all free zones are at different stages of development, differing in their economic, political and legal basis. Considering the experience of creating special economic zones, it is important to note that each type of SEZ corresponds to various types of benefits and incentives that have their own specific characteristics. Consequently, the creation of such zones in the Russian Federation and throughout the world will be successful only if a maximally transparent and efficient economic system with a sufficiently developed regulatory and legal basis, minimal bureaucratic mechanisms and maximum competition is created.

Текст научной работы на тему «Этапы возникновения и развития свободных экономических зон»

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА SECTORAL MARKETS AND MARKET INFRASTRUCTURE

УДК 332.122

DOI 10.18413/2411-3808-2018-45-3 -442-449

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

STAGES OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF FREE ECONOMIC ZONES

1 12 Е.В. Арская , Л.Н. Кравченко , Л.В. Усатова

1 12 Е-V. Arskaya 1, L.H. Kravchenko 1, L.V.Usatova 2

1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,

Россия, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46

2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

1 Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov,

Russia, 308012, Belgorod, Kostyukova street, 46

2 Belgorod National Research University, 85 Pobedа St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: arskaa.ev@bstu.ru, l_n_kravchenko@mail.ru, Usatova @bsu.edu.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются история возникновения свободных экономических зон (СЭЗ), процесс их функционирования и этапы развития. Значение свободных экономических зон в мировой и национальной экономике, несомненно, возрастает за счет того, что создание СЭЗ является одним из способов привлечения необходимых для развития регионов инвестиций, при этом причины функционирования свободных экономических зон у каждого государства различаются. Рассматривая историю возникновения свободных экономических зон, необходимо отметить, что СЭЗ прошли достаточно длинный путь развития от простейших к более сложным их видам. В отличие от развитых стран, где такие зоны создавались для расширения внешнеэкономических связей, совершенствования региональной политики, стимулирования малого и среднего бизнеса, в развивающихся странах СЭЗ создавались, в основном, для привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, поскольку таким странам не приходилось рассчитывать на внутренние возможности. Поэтому активное включение различных мировых держав в международные экономические отношения привели к возникновению и широкому распространению в мире свободных экономических зон, создание которых повлекло за собой вовлечение национальных экономик в международные связи. Мировой опыт развития свободных экономических зон показывает, что любой тип СЭЗ предполагает взаимосвязь с экономическим потенциалом того государства, в котором она функционирует. Анализируя эволюцию становления СЭЗ, можно сделать вывод, что исторически развиваясь, они прошли различные этапы, которые характеризовались постепенным регулированием межгосударственного внешнеэкономического взаимодействия и достижением прозрачности внутренней экономики для мира. В настоящее время понятие «свободная экономическая зона» неоднозначно для всех стран. Свободные экономические зоны создаются для достижения экономических и политических целей, которые стоят перед страной, ее территорией или отдельным субъектом. В целом, рассматривая СЭЗ, необходимо отметить, что все свободные зоны находятся на разных этапах развития, различаются своими экономическими, политическими и правовыми основами.

Рассматривая опыт создания специальных экономических зон, важно отметить, что каждому типу СЭЗ соответствуют различные виды льгот и стимулов, имеющих свои специфические особенности. Следовательно, создание таких зон в Российской Федерации и во всем мире будет успешным лишь при условии создания максимально прозрачной и эффективной экономической системы с достаточно развитым нормативно-правовым базисом, минимальными бюрократическими механизмами и максимальной конкуренцией.

Abstract

In this article, the history of the emergence of free economic zones (SEZ), the process of functioning and the stages of development are considered. The importance of free economic zones in the world and national economy is undoubtedly increasing due to the fact that the creation of FEZ is one of the ways to attract investments necessary for the development of the regions, while the reasons for the functioning of free economic zones vary from state to state. Considering the history of the emergence of free economic zones, it should be noted that the FEZ have passed a rather long path of development from the simplest to the more complex of their types. Unlike the developed countries, where such zones were created to expand foreign economic relations, improve regional policies, and stimulate small and medium-sized businesses, the SEZs were created mainly to attract foreign capital, technology, and industrial modernization, since such countries did not have to count on internal opportunities. Therefore, the active involvement of various world powers in international economic relations led to the emergence and wide spread of free economic zones in the world, the creation of which entailed the involvement of national economies in international relations. Taking into account the world experience of developing free economic zones, one should take into account that any type of SEZ implies interconnection with the economic potential of the state in which it operates. Analyzing the evolution of SEZ development, it can be concluded that historically developing, various stages were passed that were characterized by gradual regulation of interstate foreign economic interaction and achievement of transparency of the domestic economy to the world. At present, the concept of a "free economic zone" is not unique for all countries. Free economic zones are created to achieve the economic and political goals that face the country, its territory or individual entity. In general, considering FEZ, it should be noted that all free zones are at different stages of development, differing in their economic, political and legal basis. Considering the experience of creating special economic zones, it is important to note that each type of SEZ corresponds to various types of benefits and incentives that have their own specific characteristics. Consequently, the creation of such zones in the Russian Federation and throughout the world will be successful only if a maximally transparent and efficient economic system with a sufficiently developed regulatory and legal basis, minimal bureaucratic mechanisms and maximum competition is created.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, мировой опыт развития свободных экономических зон, международные экономические отношения, международное экономическое сотрудничество, особенности глобализации, процесс функционирования свободных экономических зон. Keywords: free economic zones, world experience of free economic zones development, international economic relations, international economic cooperation, globalization peculiarities, free economic zones functioning process.

Введение

На современном этапе развития международной экономики одной из важнейших тенденций в углублении международных экономических отношений является их постоянно развивающаяся и приобретающая новые черты, формы и особенности глобализация, полностью изменившая социально-экономический уклад мирового хозяйства.

Следует отметить, что в современных (нынешних) условиях процесс функционирования свободных экономических зон заключается в том, что СЭЗ прочно закрепились в мировой хозяйственной практике и стали неотъемлемой частью международных экономических отношений.

Поэтому проблемы международных экономических отношений в Российской Федерации, анализ их состояния и оценка находятся в центре исследований и дискуссий многих специалистов.

Основные результаты исследования

Затрагивая международную экономическую интеграцию, объединившую разрозненные экономики разных стран в один общий рынок, единый хозяйственный механизм, нельзя не отметить возникновение и развитие на фоне этого процесса свободных экономических зон (СЭЗ), являющихся на данный момент времени важнейшим элементом функционирования любой современной экономики.

Для мировых хозяйственных связей активизация деятельности свободных экономических зон дает возможность ускорить экономический рост за счет увеличения международного товарооборота, финансового оборота, обмена технологиями, результатами интеллектуальной деятельности, информационными ресурсами, а также углубления экономических отношений между отдельными странами.

Актуальность данного процесса состоит в том, что роль и значение свободных экономических зон в мировой и национальной экономике, несомненно, возрастает за счет того, что создание СЭЗ является одним из способов привлечь необходимые для развития регионов инвестиции.

При этом следует иметь в виду, что причины функционирования свободных экономических зон у каждого государства различаются. В отличие от развитых стран, где такие зоны создавались для расширения внешнеэкономических связей, совершенствования региональной политики, стимулирования малого и среднего бизнеса, в развивающихся странах СЭЗ создавались, в основном, для привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, поскольку таким странам не приходилось рассчитывать на внутренние возможности.

Таким образом, рассматривая историю возникновения свободных экономических зон, необходимо отметить, что СЭЗ прошли достаточно длинный путь развития от простейших к более сложным их видам. Изучив историю возникновения свободных экономических зон, можно выделить четыре основных этапа их развития, которые представлены на рисунке [Бабаджанов Д.Д., Бабаев Х.С., 2013].

Первый этап СЭЗ - это предоставление греческими властями в 166 году до нашей эры для приезжих купцов льгот в виде освобождения от налогов и пошлин, что способствовало развитию торговых отношений между Западом и Востоком. Таким образом, греческий остров Делос можно считать первой зоной свободной торговли на протяжении почти столетия.

Также к первому этапу развития СЭЗ можно отнести объявление в 1547 году итальянского города Ливорно местом свободной торговли, где купцы добились права не платить налоги за ведение торговли.

В целях ухода от жесткого таможенного режима большинства европейских государств, а также высоких таможенных сборов и таможенных процедур в средние века в крупных портовых городах: Генуе, Венеции, Марселе - возникают первые зоны (приморские гавани), которые ограничены специальной таможенной границей от остальной территории города. За перемещение ценностей из этих портовых городов в другие зарубежные страны не взимались таможенные сборы, а на товары, перемещаемые по территории внутри страны, распространялся обычный таможенный режим. Все это способствовало тому, что на данных территориях стали постепенно развиваться транзитные перевозки, расширялось производство, что способствовало созданию новых рабочих мест и снабжению населения товарами.

Рис. Этапы развития свободных экономических зон Fig. Etapy razvitiya svobodnykh ekonomicheskikh zon

Чтобы увеличить поступление в казну налогов, в некоторых портовых городах вместо «порто-франко» были созданы «свободные гавани» для осуществления беспошлинных торговых операций с зарубежными товарами и их хранения без ограничения срока.

При этом главной отличительной чертой «свободных гаваней» было то, что на их территории запрещалось проживать лицам, не имевшим непосредственного отношения к функционированию и эксплуатации товаров. Статус «свободная гавань» получили Гамбург, Любек, Данциг, Генуя, Марсель и российские порты, такие как Одесса, Владивосток, Батуми.

Второй этап СЭЗ - это период конца XIX - начала XX века. Для него характерно революционизирование процесса производства, углубление международного разделения труда, увеличение объемов вывоза капитала, однако при этом наблюдается значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях большинства регионов. В это время внешнеэкономические связи стали развиваться не только в сфере торговли, но и в других сферах.

Особенностью второго этапа развития СЭЗ является то, что англичане П. Халл и Г. Хаув и американец С. Бутлер предложили новую концепцию выхода из кризиса отдельных территорий и отраслей, основанную на функционировании «свободных портов». Согласно данной концепции, в таких зонах заинтересованным предпринимателям предоставлялись различные налоговые льготы, но государственными органными регламентировались виды их деятельности, при этом разрешалось осуществлять различные банковские и страховые операции, запрещенные действующим законодательством, и т.п., что, в свою очередь, способствовало развитию сервисной, производственной и торговой деятельности [Коробова О.В., Наумова Н.В., 2010].

Третий этап СЭЗ характеризуется множеством открытий и достижений в науке и технике, образованием в результате антиколониальной борьбы ряда независимых государств в начале второй половины XX века. Развитие производственных отношений дало импульс к появлению новых видов организации и функционирования свободных экспортно-производственных зон. Используя свой научно-технический потенциал, Ирландия в 1959 году на территории аэропорта Шеннон создала свободную производственную зону, положившую начало этому этапу развития. С этого момента времени свободные производственные зоны приобрели новый статус, распространившись, главным образом, в развивающихся странах.

Характерной особенностью свободных экспортно-производственных зон стало то, что в результате получения льготного правового и валютно-финансового режима обеспечивалось развитие экспортно ориентированных производств с привлечением местных и ино-

странных капиталов в виде инвестиций, как прямых, так и косвенных, а также увеличение экспортной выручки от продажи товаров, продукции, передовых технологий и техники.

Четвертый этап СЭЗ - это присоединение стран Европы, таких как СССР, Венгрия, Югославия, Румыния, Болгария, Польша, и стран Азии: Вьетнама и Китая - в конце XX века к процессам использования идеи свободных экономических зон и мировой интеграции.

Таким образом, активное включение стран мира в международные экономические отношения привели к возникновению и широкому распространению в мире свободных экономических зон, создание которых повлекло за собой включение национальных экономик в международные связи.

Учитывая мировой опыт становления, усовершенствования зон, свободных от налогов и таможенных пошлин, считаем, что каждая разновидность СЭЗ подразумевает взаимосвязь с экономическим потенциалом того государства, в котором она функционирует. При этом деятельность СЭЗ должна основываться на прочной правовой базе и, соответственно, обеспечивать:

- активное развитие экономики в результате привлечения новой техники, усовершенствованных технологий, производственного капитала и передового опыта управления;

- использование в реальных условиях новейших методов хозяйствования, в основе которых лежит сочетание различных форм собственности;

- внедрение в производственную сферу деятельности отечественных и зарубежных научно-технических достижений;

- обеспечение национального рынка продукцией с высокой конкурентоспособностью;

- увеличение рабочих мест, сокращение уровня безработицы и т.д.

В целом, анализируя эволюцию становления свободных экономических зон, можно заключить, что в своем развитии они прошли несколько этапов, каждый из которых характеризовался постепенным стимулированием международного экономического сотрудничества и достижением открытости национальной экономики миру. Однако следует отметить, что в настоящее время активно происходит процесс глобализации мировой экономики с переходом ее ключевых позиций к развитию свободных экономических зон и глобализации рынков. Это обусловливается как самим процессом развития, так и воздействием множества факторов, а именно: уровнем экономического развития страны-учредителя, научно-техническим и экспортным потенциалом региона, состоянием его экономики или отдельных отраслей, транспортной, сервисной и другой инфраструктуры, географическими особенностями, а также целями создания самих свободных экономических зон.

При этом необходимо иметь в виду, что в настоящее время не существует единого понятия «свободная экономическая зона», характерного для всех стран. Однако, в соответствии с Киотской международной конвенцией по упрощению таможенных процедур (18 мая 1973 г.), под «...свободной экономической зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, выведенные за пределы национальной таможенной территории и не подвергаемые обычному таможенному контролю и налоговому регулированию» [Приходько С.В., Воловик Н.П., 2007]. Следовательно, можно утверждать, что СЭЗ представляет собой часть территории страны, географически ограниченную особым действующим режимом. Такая территория включает в себя благоприятные экономические и правовые основы для зарегистрированных национальных и зарубежных компаний, льготы и стимулы в отношении ведения определенных видов деятельности. Другими словами, режимы, действующие на территории СЭЗ, регулирует специальное законодательство, которое охватывает множество вопросов, связанных с налогообложением, таможенным регулированием, лицензированием, визовым оформлением и т.д. на данной территории.

Свободные экономические зоны создаются для достижения экономических и политических целей, которые стоят перед страной, ее территорией или отдельным субъектом. К таким целям чаще всего относятся:

- придание импульса экономическому развитию региона;

- привлечение иностранных инвестиций;

- создание рабочих мест в регионе;

- обучение и подготовка квалифицированных рабочих и управленческих кадров;

- реформирование экономической структуры;

- рост экспортного потенциала территории страны;

- организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров и т.д.

В целом, рассматривая СЭЗ, необходимо отметить, что все свободные зоны находятся на разных этапах развития, различаются своими экономическими, политическими и правовыми основами. Однако, несмотря на многообразие свободных экономических зон во всем мире, их специализации, целей создания и структуры механизма функционирования, можно выделить общие черты, относящиеся ко всем СЭЗ:

- наличие благоприятных экономических, политических, социальных, и т.п. условий для функционирования СЭЗ;

- поддержка со стороны государства и наличие государственных гарантий в виде законодательного оформления создания свободной экономической зоны на территории страны, придание ей особого статуса;

- локальность территории, то есть формирование обособленной структуры управления СЭЗ с наделением ее соответствующими полномочиями;

- наличие определенной специализации деятельности СЭЗ.

В международной практике при создании свободных экономических зон используют два отличных друг от друга подхода - территориальный и функциональный (режимный).

Территориальные СЭЗ подразделяются на промышленные и научные парки, а также на административно-территориальные образования. Функциональные СЭЗ, в свою очередь, делятся на оффшорные финансовые центры, торгово-складские комплексы и точечные зоны (являются, как правило, отдельными предприятиями).

Согласно территориальному подходу свободная экономическая зона рассматривается как обособленная территория страны, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Примером такой свободной зоны может служить СЭЗ Китая «Манаус», которая расположена в Бразилии. Свободная экономическая зона рассматривается как особый льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером функционального подхода могут служить оффшорные фирмы отдельных предприятий.

Рассматривая опыт создания специальных экономических зон, важно отметить, что каждому типу СЭЗ соответствуют различные виды льгот и стимулов, имеющие свои специфические особенности. Обычно выделяют четыре основные группы таких льгот:

1) внешнеторговые льготы - наличие данных льгот предусматривает введение особого таможенного тарифного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин), а также введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;

2) фискальные льготы - включают в себя налоговое стимулирование конкретных видов предпринимательской деятельности или поведения предпринимателей;

3) финансовые льготы - осуществляются в виде различных субсидий (установление более низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы, кредитование на льготных условиях и т.д.);

4) административные льготы - данная группа льгот предоставляется администрацией СЭЗ для упрощения процедур регистрации предприятий, режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Обобщая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что все вышеперечисленные льготы могут применяться в различных комбинациях.

В то же время необходимо учесть, что налоговые льготы не всегда выступают важнейшим фактором привлечения иностранного капитала на территорию свободной зоны. Не менее важными стимулами привлечения иностранных капиталов, как показывает мировая практика, все-таки являются политическая стабильность в стране размещения СЭЗ, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, наличие квалифицированных работников, а также всесторонняя поддержка со стороны органов государственной власти.

В настоящее время свободные экономические зоны классифицируют по разным признакам, но основными являются классификация СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией и классификация СЭЗ в соответствии с масштабом деятельности.

Заключение

Таким образом, анализ зарубежного опыта создания свободных экономических зон, а также опыта российского государства показывает, что для их нормального функционирования важнейшей задачей является обеспечение государственной программы организации и развития СЭЗ, а кроме того, разработка эффективной системы управления зонами как в центре, так и на местах. С одной стороны, такая система управления должна учитывать потребности местных территорий в привлечении капиталов иностранных государств, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, правительство должно быть заинтересовано не только в удовлетворении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому решающим моментом создания СЭЗявляется определение баланса взаимосвязи этих интересов. В то же время, на каком бы уровне (макро- или микроэкономическом) ни разрабатывалась бы система управления свободными экономическими зонами, в любом случае она должна основываться на следующем основополагающем принципе - СЭЗ должны повышать степень участия государства в мировых хозяйственных связях.

Рассматривая международную и российскую практику применения свободной экономической зоны как важнейшей составляющей современного рыночного механизма, необходимо учесть, что опыт функционирования СЭЗ в различных мировых державах свидетельствует об ограниченной возможности их влияния на развитие национальной экономики.

Следовательно, создание таких зон в Российской Федерации и во всем мире будет успешным лишь при условии создания максимально прозрачной и эффективной экономической системы с достаточно развитым нормативно-правовым базисом, минимальными бюрократическими механизмами и максимальной конкуренцией.

Список литературы References

1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Federal'nyy zakon ot 22.07.2005 № 116-FZ (red. Ot 18.07.2017) «Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii».(in Russian)

2. Бабаджанов Д.Д., Бабаев Х.С. 2013. Теоретические основы и зарубежный опыт формирования СЭЗ. Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук, 1 (53): 47-51.

Babadzhanov D.D., Babayev Kh.S. 2013. Teoreticheskiye osnovy i zarubezhnyy opyt formiro-vaniya SEZ. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya gumanitarnykh nauk, 1 (53): 47-51. (in Russian)

3. Бабаев Х.С. 2014. О взаимосвязи инвестиционной привлекательности свободных экономических зон и фискальной политики государства. Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук, 3 (59): 116-121.

Babayev H.S. 2014. On the relationship between the investment attractiveness of free economic zones and the fiscal policy of the state. Bulletin of the Tajik state University of law, business and policy. Series of Humanities, 3 (59): 116-121. (in Russian)

4. Гаврилова Д.А. 2016. Рекомендации по совершенствованию региональных финансовых механизмов поддержки бизнеса на основе сравнения международного и российского опыта. Экономические науки, 10: 287-291.

Gavrilova D.A. 2016. Rekomendatsii po sovershenstvovaniyu regional'nykh finansovykh mekhanizmov podderzhki biznesa na osnove sravneniya mezhdunarodnogo i rossiyskogo opyta. Ekonomicheskiye nauki, 10: 287-291. (in Russian)

5. Коробова О.В., Наумова Н.В. 2015. Анализ теоретических подходов к понятию «свободная экономическая зона». Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, 3: 48-52.

Korobova O.V., Naumova N.V. 2015. Analiz teoreticheskikh podkhodov k ponyatiyu «svobod-naya ekonomicheskaya zona». Uchenyye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU, 3: 48-52. (in Russian)

6. Коробова О.В., Наумова Н.В. 2010. История создания свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы. Социально-экономические явления и процессы, 6 (022): 92-96.

Korobova O.V., Naumova N.V. 2010. Istoriya sozdaniya svobodnykh ekonomicheskikh zon v Rossii: problemy i perspektivy. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy, 6 (022): 92-96. (in Russian)

7. Недорезова Е.С., Соколова И.А. 2015. Особенности глобализационных процессов мировой экономики. Science Time, 6 (18): 365-368.

Nedorezova Ye.S., Sokolova I.A. 2015. Osobennosti globalizatsionnykh protsessov mirovoy ekonomiki. Science Time, 6 (18): 365-368. (in Russian)

8. Приходько С.В., Воловик Н.П. 2007. Особые экономические зоны: учебник. М., ИЭПП, 268.

Prikhodko S.V., Volovik N.P. 2007. Special economic zones: textbook. Moscow, IETS, 268.

(in Russian)

9. Особые экономические зоны в России в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/v-rossii.html

Osobyye ekonomicheskiye zony v Rossii v 2017 godu [Elektronnyy resurs]. Available at: http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/v-rossii.html (in Russian)

10. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Official website of the Ministry of economic development of the Russian Federation. Special economic zones [Electronic resource]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/main (in Russian)

11. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/

Official website of the accounts chamber of the Russian Federation [Electronic resource]. Available at: http://audit.gov.ru/ (in Russian)

12. Российское инвестиционное агентство [Электронный ресурс]. URL: https://investment-in-russia.com/site/ru_

Russian investment Agency [Electronic resource]. Available at: https://investment-in-russia.com/site/ru_ (in Russian)

13. Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. URL: http://www.russez.ru/oez/

Rossiya. Osobyye ekonomicheskiye zony [Elektronnyy resurs]. Available at:

http://www.russez.ru/oez/ (in Russian)

14. Специальные экономические зоны [Электронный ресурс]. URL: http://zerkalov.org/ files/sez-mz.pdf

Spetsial'nyye ekonomicheskiye zony [Elektronnyy resurs]. Available at: http://zerkalov.org/ files/sez-mz.pdf (in Russian)

15. Электронный научный журнал. Эволюция и особенности СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в России и в мире [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view= items&id=4499

Elektronnyy nauchnyy zhurnal. Evolyutsiya i osobennosti SEZ (OEZ) i TOR v Rossii i v mire [Elektronnyy resurs]. Available at: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view= items&id=4499 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.