Л.В. ТКАЧЕВА
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
Статья посвящена изучению свободных экономических зон (СЭЗ), рассмотрению законодательства об их создании и развитии. Проводится исследование различных видов льгот, применяемых в СЭЗ разными странами. Результатом работы
стал анализ зарубежного и отечественного опыта функционирования СЭЗ, позволяющий создать информативную и методическую базу для выработ-ки эффективных подходов к формированию зон и обеспечению их работоспособности в России.
Свободная экономическая зона, прокитайская и проамериканская модели развития СЭЗ, особая экономическая зона (ОЭЗ), типология ОЭЗ, льготный налоговый режим, особый таможенный режим.
Феномен специальных экономических зон с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности достаточно широко используется в экономике различных стран, как развитых, так и развивающихся. Такие зоны успешно действуют в США, Бразилии, Китае, Южной Корее и других странах.
Рассмотрим опыт правового регулирования создания и функционирования зон с особыми экономичес -кими режимами в отдельных странах мира (далее в статье эти зоны будут именоваться свободными экономическими зонами - СЭЗ).
Впервые понятие свободной зоны было закреплено в положениях Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), в соответствии с которыми это часть территории договаривающейся стороны, в пределах которой любые прибывшие на нее товары обычно рассматриваются (в том, что касается импортных пошлин и налогов) как товары, находящиеся за пределами таможенной территории.
Создание свободных экономических зон обусловлено, прежде всего, необходимостью экономического развития соответствующей территории государства, требующей модернизации транспортной, инженерной и иной инфраструктуры. Установление особого благоприятного режима осуществления предпринимательской деятельности привлекает туда частные инвестиции.
Согласно п. 1 ст. 10 «Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18.06.2010, свободная таможенная зона представляет собой таможенную процедуру, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Анализируя представленные определения, следует выделить основные признаки, характеризующие свободную экономическую зону.
1. Создание свободной экономической зоны обусловлено социально-экономическими причинами и связано с необходимостью модернизировать отдельные отрасли экономики государства, привлечь частные инвестиции, в том чшле иностранные.
2. Территория свободной экономической зоны определяется специальным органом исполнительной власти.
3. На территории свободной экономической зоны действуют особые льготные налоговый, земельный и таможенный режимы, установление которых регламентируется нормативно-правовыми актами. Следует отметить, что первые свободные экономические зоны появились еще три столетия назад: на Гибралтаре - в 1704 г., в Сингапуре - в 1819 г., в Гонконге - в 1848 г. Сегодня в мире функционирует несколько тысяч свободных экономических зон.
Всего в мире различают четыре основных типа свободных зон. Среди них [1]:
• зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах (например, в Нидерландах, Латвии, Италии);
• производственные, или промышленно-произ-водственные зоны, присутствующие в основном в Южной Корее, Бразилии и Мексике;
• технико-внедренческие зоны, или технополисы, технопарки (Япония, США, многие страны Западной Европы, Индия, страны Юго-Восточной Азии);
• сервисные зоны, или зоны услуг (страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, Кипр).
Основными законодателями в области создания и функционирования СЭЗ в мире признаны США и КНР.
В США как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов отсутствуют понятия «особая экономическая зона» и «зона свободной торговли». Вместе с тем в США существуют зоны внешней торговли, которые в процессе своего функционирования предусматривают предоставление отдельных льгот в отношении ввозимых на их территорию товаров. Основным законом, регулирующим вопросы функционирования зон внешней торговли, является Закон о зонах внешней торговли 1954 г. Имеются два вида зон: зоны общего назначения (предназначены
для многоцелевого использования) и субзоны специального назначения (подчинены зонам общего наз-начения, льготы предоставляются в отношении конкретных пользователей и осуществления конкретных операций).
Создание различных типов льготных режимов для инвестирования на ограниченных участках территории является важной составляющей проводимой в Китае политики открытости внешнему миру, прежде всего в области привлечения иностранных инвестиций. На указанных территориях предоставляются такие льготы, как особый порядок валютного контроля, упрощенная схема регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготы по налогообложению, уплате таможенных пошлин Г21. Создание и функционирование специальных экономических зон в КНР основывается на приоритетах поддержки иностранных инвестиций в промышленные объекты, ориентированные на экспорт и развитие наукоемких технологий в условиях внешней открытости.
Следует обратить внимание на то, что практичес-ки все страны бывшего СССР пошли по пути создания на своих территориях СЭЗ. Создание и функционирование особых экономических зон на постсоветском пространстве осуществлялось с использованием проамериканской или прокитайской модели.
Проамериканский подход к созданию особых экономических зон был воспринят странами Балтии, Республикой Молдова. В марте 1993 г. Правительство Литовской Республики приняло постановление «О создании свободных экономических зон». В соответствии с Законом Литовской Республики «Об основах свободных экономических зон» №1-976 от 28 июня 1995 г. управление зонами осуществляется частными компаниями (юридическим и физическим лицам принадлежит не менее 51% голосов в управляющей компании СЭЗ). Статус СЭЗ может быть приобретен в соответствии с литовским законодательством одним или несколькими промышленными производствами, ориентированными на изготовление экспортной или импортозамещающей продукции. Законодательством стран Балтии предусмотрены существенные налоговые послабления для участников СЭЗ. Законом Латвийской Республики «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах» от 10.08.2001 предусмотрены ставка НДС 0% к поставкам товара для дальнейшего экспортирования (в соответствии с подп. 27 п.3 ст. 149 НК РФ - 0% на работы или услуги, выполненные резидентами портовых ОЭЗ); скидка 80% с рассчитанной суммы налога на недвижимое имущество (в соответствии с п.17 ст. 381 резиденты СЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество в течение 10 лет).
Очень лаконично решен вопрос о СЭЗ в законе Молдовы от 25 мая 1993 г., которым предусматривалось создание различных СЭЗ: производственных (экспортно ориентированных и импортозамещающих), технологических, транзитных, торговых и складских, страховых и банковских, туристических СЭЗ.
В других странах была применена прокитайская модель. В Белоруссии работа по созданию и развитию ОЭЗ была начата в 1990-е гг. В качестве территорий под создание ОЭЗ были выбраны отдельные
районы областных центров. В главе 19 Таможенного кодекса Республики Беларусь также упоминается о свободных таможенных зонах - обособленных участках территории государства, пределы которых являются составной частью таможенной границы. В Указе Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. «О свободных экономических зонах» отмечается, что СЭЗ имеет предусмотренный законодательством статус свободной таможенной зоны. В Рес-публике Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Го-мель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». В стадии разработки находится проект по организации специализированной ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск». Все СЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций.
На Украине 13 октября 1992 г. был принят закон «О свободных экономических зонах», а в Таможенном кодексе Украины установлено, что «специальные таможенные зоны создаются законодательством Украины о специальных (свободных) экономических зонах путем принятия отдельного закона для каждой специальной таможенной зоны с определением ее статуса, территории, срока, на который она создается, и особенностей применения законодательства Украины на ее территории».
В Казахстане в конце 1990 г. был принят специальный Закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», а 26 января 1996 г. - Указ Президента Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». На сегодняшний день в Казахстане действует Закон Республики Казахстан от 6 июля 2007 г. № 274 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Разделы, посвященные свободным таможенным зонам и свободным складам, включены и в Таможенный кодекс Казахстана.
Закон от 16 декабря 1992 г. «О свободных экономических зонах» Киргизии предусматривает особый таможенный режим в СЭЗ, который может включать отмену или снижение таможенных пошлин на вывоз определенных товаров, упрощенный порядок перемещения товаров через границу, смягчение или отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт.
Согласно Закону от 25 апреля 1996 г. «О свободных экономических зонах» Республики Узбекистан, особый таможенный режим в СЭЗ предполагает отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт и импорт, упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в установленном порядке. Это подтверждает и ст. 27 Таможенного кодекса Республики Узбекистан.
Прокитайский подход к созданию и функционированию СЭЗ иллюстрирует Туркменистан. В соответствии с Законом Туркменистана от 8.10.1993 №893-12 «Об экономической зоне свободного предпринимательства» на территории экономической зоны свободного предпринимательства допускаются
любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики Туркменистана и иностранных инвесторов, за исключением запрещенной законодательством. Специальная регистрация участников СЭЗ не предусмотрена, специальный орган управления СЭЗ отсутствует. Формирование и функционирование экономической зоны свободного предпринимательства осуществляется на основе самофинансирования и займов банков.
В Российской Федерации принят целый массив нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере создания и функционирования территорий со специальным (преференциальным) режимом осуществления предпринимательской деятельности. В нашей стране они имеют такие разновидности, как особые экономические зоны, свободные экономические зоны, зоны территориального развития, кластеры, территории, на которых реализуются приоритетные инвестиционные проекты регионального масштаба.
Первые свободные экономические зоны появились в России в конце 80-х гг. XX столетия и регулировались лишь подзаконными нормативно-правовыми актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. По сути, созданные в Российской Федерации в тот период свободные экономические зоны трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство этих зон так и не стали функционировать в полной мере, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство. Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны были ликвидированы.
В настоящий момент, исходя из нормативно-правового регулирования создания и развития территорий, имеющих льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, в России можно выделить две группы особых экономических зон. Первая группа - это особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», созданные в следующих регионах: шесть промышленно-производственных (Липецкая область, Республика Татарстан, Самарская, Свердловская, Псковская и Калужская области), пять технико-внедренческих (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Томская область, Республика Татарстан), тринадцать туристско-рекреационных (Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Ставропольский край, Иркутская область, Приморский край и Туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея, состоящий из семи ОЭЗ) и четыре портовых (Мурманская, Ульяновская области, Хабаровский край, Астраханская область).
Вторую группу составляют особые экономичес-кие зоны, действующие на основании вышеуказанного и иных федеральных законов, а именно: Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от
22.12.2014) «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»; Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; Федерального закона от 29.11.2014 № 377-Ф3 (ред. от 31.12.2014) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об особых экономических зонах») определяет особую экономическую зону как часть территории России, на которой функционирует специальный режим предпринимательской деятельности в целях развития и модернизации отдельных отрас-лей экономики в конкретном регионе. В рамках указанного режима может также действовать таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В ст. 4 ФЗ «Об особых экономических зонах» особые экономические зоны имеют свою типологию в зависимости от цели создания зоны.
1. Зоны промышленно-производственного типа предназначены для производства высококачественной продукции с целью насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке. Создание промышленно-производственных ОЭЗ направлено на привлечение в прио-ритетные отрасли экономики капитальных вложений (в сумме, эквивалентной не менее 120 млн рублей на каждого резидента ОЭЗ) в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке.
2. Зоны технико-внедренческого типа предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, стимулирования инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств. Ос -новная цель технико-внедренческих ОЭЗ заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует экономику страны в целом. Инновационный прорыв для современной России - это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, возможность повышения качес тва жизни людей и конкурентоспособности экономики. В этих зонах предполагается разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров; осуществление экспериментального производства небольших партий товаров. Формирование технико-внедренческих зон в мировой практике проис -ходит в основном вокруг крупных научных центров.
3. Зоны туристско-рекреационнозо типа создаются для повышения конкурентоспособнэсти туристской и другой деятельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреа-ционных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест. Принципиальное отличие туристско-рекреа-ционных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон состоит в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению. Развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории ОЭЗ должно способствовать экономическому подъему в целом в данном регионе.
4. Зоны портового типа Целью их создания является привлечение инвестиций на осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского и речного портов, аэропорта. Суммы привлекаемых инвес -тиций при строительстве новых объектов инфраструктуры нового морского порта, речного порта или аэропорта должны составлять на каждого участника (резидента) не менее 400 млн рублей, при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта - не менее 120 млн рублей [3].
Таким образом, на сегодняшний момент в России действуют около 30 особых экономических зон. В них работают 383 резидента, из них 70 компаний с участием иностранного капитала, представляющих Австралию, Австрию, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Германию, Данию, Израиль, Индию, Испанию, Италию, Казахстан, Канаду, Кипр, Китай, Литву, Нидерланды, Норвегию, Сингапур, США, Турцию, Украину, Францию, Финляндию, Швейцарию, Японию, создано более 14 тысяч рабочих мест, заявлено более 500 млрд рублей частных инвестиций, из которых компании уже вложили более 160 млрд рублей [4]. За период существования ОЭЗ в бюджеты разных уровней поступило более 16,5 млрд рублей налоговых отчислений. Сейчас в стадии подписания соглашения о ведении деятельности в качестве резидента особой экономической зоны нахо-дятся еще 15 компаний, которые планируют инвес -тировать в свои проекты более 30 млрд рублей. В ближайшее время планируется подписание соглашения о ведении деятельности еще пятью компаниями с участием иностранного капитала из Польши, Кореи, США, Сингапура и Кипра. Таким образом, на площадках особых экономических зон будут представлены инвесторы с участием капитала уже из 27 стран.
Социально-экономические выгоды от создания свободных зон очевидны и достаточно весомы. Свободные зоны как инструменты привлечения частных инвестиций привлекательны для иностранного капитала с точки зрения налогообложения, гарантий о неизменное ти нормативной базы, а также упрощения
бюрократических процедур и инвестиционной безо -пасности. Важным аспектом их деятельности является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний (региональный) рынок.
Например, для местных инвесторов наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранного инвестора такой «стимул» является обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвес -тирования в свободную экономическую зону. При этом приоритетное значение для иностранного инвес -тора будет иметь не уровень инфраструктуры, а уровень и качество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными капиталами, осуществляющим хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:
- упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 млн рублей подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне;
- льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогом по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
- пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;
- особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров , упрощенный порядок пересечения границы;
- упрощенный порядок въезда иностранных граждан. Проведенный анализ процесса эволюции законодательства о СЭЗ в мире показал, что данные образования являются своеобразными «островками» технологического, промышленного и финансового процветания, позволяющимистранам выйти на новый технологический уровень развития и перейти от сырьевой модели развития к экономике высоких переделов.
Однако долгое время попытки создания и функционирования СЭЗ в России, начавшиеся в 1990-е гг., не приносили положительных результатов, а в какой-то мере даже дискредитировали идею создания СЭЗ в нашей стране. Дальнейший пересмотр подхода к СЭЗ и учет ранее совершенных ошибок привели в 2005 г. к решению о создании на территории России отдельной разновидности СЭЗ, учитывающей специфику отечественной реальности, - особых экономических зон. С принятием Закона «Об особых экономических зонах в РФ» был определен режим функционирования ОЭЗ на территории России, порядок их созда-
ния и существования, а также установлены особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории.
Десятилетний опыт работы обновленного института СЭЗ скоро позволит получить ответ на вопрос, останутся ли они в России данью зарубежной модели развития, «модной заморской диковинкой», или станут эффективным инструментом создания новой модели экономического развития страны.
ЛИТЕРАТУРА 1. Самсонов С. С. Специфика правового регулирования свободных и особых зон в России // Международное публичное и частное право. 2012. № 5.
2. Веселкова Е.Е. Цели и способы использования особых экономических зон в международном экономическом сотрудничестве // Адвокат. 2015. №7.
3. Павлов П.В. Ещё один шанс для российских ОЭЗ // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2014. № 2 (20).
4. В Магадане продлили действие особой экономической зоны // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2015/08/05/zoni-site-anons.html.