Научная статья на тему 'Правовая характеристика зон льготного налогообложения'

Правовая характеристика зон льготного налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
657
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЗОНЫ ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС / ОФФШОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бандурина Наталья Владимировна

В статье проведен анализ существующих понятий «особые экономические зоны», «оффшорные зоны» и более общем термине «зоны льготного налогообложения». Автором сформулировано определение «зона льготного налогообложения», а также исследованы основные классификации подобных зон, содержащиеся как в нормативно-правовых актах, так и в научной и учебной литературе видных экономистов и правоведов. В работе также доказана необходимость изменения подхода к делению зон льготного налогообложения в соответствии с условиями развития российского бизнеса, выражающаяся в применении в классификации особых экономических зон в России, их адаптации к территориально-производственным кластерам, обслуживающим различные отрасли российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal characteristic of zones of preferential taxation

In article the analysis of existing concepts «special economic zones», «offshore zones» and the more general term of «a zone of the preferential taxation» is carried out. The author formulates definition «a zone of the preferential taxation», and also the basic classifications of similar zones containing as regulatory legal acts, and in the scientific and educational literature of visible economists and jurists are investigated. In work necessity of change of the approach to division of zones of the preferential taxation in conformity with conditions of development of the Russian business, expressed in application in classification of special economic zones in Russia also is proved their adaptation to territorial and production clusters, serving various branches of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Правовая характеристика зон льготного налогообложения»

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОН ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Н.В. Бандурина

В статье проведен анализ существующих понятий «особые экономические зоны», «оффшорные зоны» и более общем термине «зоны льготного налогообложения». Автором сформулировано определение «зона льготного налогообложения», а также исследованы основные классификации подобных зон, содержащиеся как в нормативно-правовых актах, так и в научной и учебной литературе видных экономистов и правоведов. В работе также доказана необходимость изменения подхода к делению зон льготного налогообложения в соответствии с условиями развития российского бизнеса, выражающаяся в применении в классификации особых экономических зон в России, их адаптации к территориально-производственным кластерам, обслуживающим различные отрасли российской экономики.

Ключевые слова: особые экономические зоны, зоны льготного налогообложения, российский бизнес, оффшор.

пользуются как инструмент для осуществления налоговых и корпоративных схем, основанный на территориальном выборе. Грамотное использование компаний, зарегистрированных в подобного рода зонах, по-прежнему остается легитимным инструментом снижения налогов.

Примечательно, что в законодательстве Российской Федерации используется термин «особые экономические зоны». Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»1 особая экономическая зона представляет собой определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской

© Бандурина Н.В., 2009

Зоны льготного налогообложения традиционно ис-

Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Однако в теории и практике существуют различные понятия подобного рода зон, сущность которых состоит в создании на определенном участке страны экономического оазиса, который имеет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связан с мировым рынком.

Возникает вопрос о соотношении таких зон с оффшорными зонами, под которыми следует понимать государство или его территориальное образование, на территории которого действует специальный режим по полному или частичному освобождению от налогообложения деятельности, осуществляемой резидентом указанной территории (оффшорной компанией) вне ее пределов.

Между свободными или особыми экономическими зонами и оффшорами существует очевидное различие: особые экономические зоны учреждаются именно для того, чтобы осуществлять определенную деятельность на их территории, а оффшор подразумевает обязательное осуществление предпринимательской деятельности вне пределов этой территории.

Следует отметить, что основным признаком для всех видов зон, рассмотренных выше, является наличие каких-либо налоговых льгот, налоговых преференций в виде освобождения от уплаты налогов или уменьшения налогооблагаемой базы и т. д., поэтому понятие «зона льготного налогообложения» является общим по отношению к прочим частным определениям.

Таким образом, зоной льготного налогообложения является обособленная территория, на которой устанавливается особый правовой режим для ведения предпринимательской деятельности с применением особой системы налоговых льгот и преференций для реализации социально-экономических и научно-технических задач государства, отраслевого кластера или иной организации, а также экономической безопасности страны и развития определенного региона.

При создании зон льготного налогообложения могут преследоваться различные цели в зависимости от уровня экономического развития, социально-экономической обстановки, в том числе уровня безработицы, географических и иных особенностей государства, на территории которого предполагается создание такой зоны. Для развивающихся стран приоритетом может являться привлечение высоких технологий, развитие экспортного потенциала, повышение уровня квалификации рабочей силы.

К экономическим целям создания зон льготного налогообложения можно отнести:

- активизацию, расширение внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности в целом;

- привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

- повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности;

- увеличение экспорта и рационализацию импорта;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальными целями являются создание новых рабочих мест,

рост занятости населения; обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта; насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.

Научно-технические цели направлены:

- на активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение внедрения результатов НИОКР;

- концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;

- привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;

- повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.

Зонам льготного налогообложения присущи следующие черты: 1) применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе:

а) таможенных льгот; снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций;

б) фискальных льгот; налоговое стимулирование конкретных видов деятельности, связанных с различными аспектами налогообложения: порядком исчисления налоговой базы, отдельных ее компонентов (амортизационных отчислений, издержек на заработную плату, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, транспорта), снижением уровня налоговых ставок по отдельным видам налогов, постоянным

или временным освобождением от налогообложения (налоговых каникул; предоставления государством налоговых кредитов и т. д.);

в) финансовых преференций, включающих различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры зоны льготного налогообложения и т. д.;

г) административных льгот; упрощение процедур регистрации предприятий и лицензирования на территории зоны льготного налогообложения, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение 1-5 лет деятельности предприятия в зоне льготного налогообложения;

2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной льготного налогообложения, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3) всесторонняя поддержка проекта зоны льготного налогообложения со стороны федеральной, региональной и местной властей.

Следует обратить внимание на то, что мировая практика предполагает еще два варианта создания зон льготного налогообложения - «сверху» и «снизу»2. В первом случае инициаторами создания зон льготного налогообложения выступают центральные власти в рамках утвержденной государственной программы развития, второй вариант предполагает создание зоны льготного налогообложения в порядке рыночной самоорганизации. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона.

Относительно классификации зон льготного налогообложения следует отметить, что единого подхода к данному явлению не существует. Некоторые авторы классифицируют такие зоны по признакам эволюционности, территориальности, функциональности (тех-нологичности)3.

По основным стадиям эволюции выделяются складские и транспортные зоны, промышленные зоны, комплексные зоны свободного предпринимательства.

Территориальный подход предполагает, что зоны льготного налогообложения - это прежде всего территории, на которых вводится и действует преференциальный режим хозяйствования.

Основу подобных анклавов составляет мощная бизнес-инфраструктура и эффективно функционирующая система управления.

Территории, наиболее благоприятные для размещения специальных налоговых зон, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание специальных налоговых зон оказывается целесообразным в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и т. д.) или привлекать инвестиции для развития какого-либо региона.

Функциональный подход рассматривает зоны как особый режим, направленный на создание особо благоприятных условий для определенных видов деятельности вне зависимости от территориальной расположенности субъекта этой деятельности.

В 70-80-е годы ХХ в. широкое распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), представлявшие собой встроенные в территорию страны промышленные платформы, специализирующиеся на экспортно-ориентированном обрабатывающем производстве и предлагающие фирмам, зарегистрированным в ЭПЗ, режим беспошлинной торговли, либеральное налоговое и иное регулирование.

Киотская конвенция (1973 г.) выделяет два основных типа свободных экономических зон (зон льготного налогообложения): торговую и промышленную.

В Модельном законе «О свободных экономических зонах»4 предусматривается создание свободных экономических зон шести типов:

- зона экспортного производства,

- свободная таможенная зона производственного типа,

- свободная таможенная зона торгового типа,

- инновационно-технологическая зона,

- специальная экономическая зона,

- сервисная зона.

Такая дифференциация представляется обоснованной, так как специфика функционирования каждого самостоятельного вида свободных экономических зон позволяет решать комплекс задач,

которые ставят предприниматели. Также это затрагивает интересы государства, которое стремится привлекать инвестиции и развивать экономический потенциал регионов.

Наиболее значимым делением зон льготного налогообложения является их классификация по характеру деятельности и функциональному предназначению на следующие типы:

- зоны свободной торговли,

- экспортно-производственные зоны,

- научно-промышленные парки,

- оффшорные зоны.

К зоне свободной торговли относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. В США свободные внешнеторговые зоны, создание которых было предусмотрено законом 1934 г., в настоящее время осуществляют и производственные операции.

Экспортно-производственные зоны ориентированы на формирование качества, новизны, наукоемкости, интеллектоемкости. Многие из них начали трансформироваться в научно-промышленные парки, а также технополисы, высокоразвитые структуры по разработке и выпуску конкурентоспособной продукции. Их отличают территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация.

Научно-промышленные парки называются также технопарками, технополисами, и специализируются на разработке и выпуске наукоемкой продукции.

Наиболее известные технопарки: в США - «Кремниевая долина» (Силикон-Вэлли), в Англии - технопарк Кембриджского университета, в Китае - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (на базе Пекинского университета), в России -Международный центр развития науки и технологий (МЦРНТ) «Дубна», технополис Зеленоград.

Оффшорные зоны - это страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Оффшорные зоны, в свою очередь, также подразделяются по различным основаниям:

По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа зон льготного налогообложения:

- экстравертивный, имеющий анклавный характер и ориентированный на внешний рынок. Такой характер имеют большинство

зон в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна;

- интровертивный, интегрированный в национальную экономику, предполагает наличие тесных экономических связей с внутренними районами страны.

В российском законодательстве применяется принцип деления зон льготного налогообложения в зависимости от их функционального назначения. Так, ст. 4 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» устанавливает, что на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные;

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров.

Технико-внедренческие зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трех квадратных километров.

Туристско-рекреационные зоны и портовые зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Однако в соответствии с реалиями развития российского бизнеса, помимо функционального назначения зон льготного налогообложения, приобретает все большее значение необходимость их принадлежности отраслевым кластерам, будь то туристский, строительный бизнес, разработка и добыча полезных ископаемых, драгоценных металлов и камней и др.

В частности, автомобилестроительная отрасль национальной экономики в большей степени представлена деятельностью ОАО

«АвтоВАЗ», которое является системообразующим предприятием для автомобильного кластера в России. Однако для развития данного предприятия необходимо строительство отдельных заводов, например завода двигателей, с обновленными производственными мощностями, на которые у государства и самого ОАО «АвтоВАЗ» отсутствуют средства. Данная ситуация могла бы быть разрешена за счет формирования зоны льготного налогообложения в регионе (Самарской области) путем предоставления льготного режима налогообложения для инвесторов, налоговых преференций в виде налогового стимулирования на длительный период, а также предоставления иных гарантий для инвестиций в кластер.

Безусловно, зоны льготного налогообложения формируют уникальную деловую среду для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок, способствуют диверсификации экономики и развитию транспортной инфраструктуры, а также являются фактором улучшения предпринимательского климата.

Проекты, реализуемые в рамках зон льготного налогообложения, должны быть связаны единой концепцией и формировать целостный кластер взаимодополняющих предприятий.

Как указывают специалисты, реализация региональной кластерной политики в рамках проекта по созданию особых экономических зон способствует повышению эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формированию единого видения развития бизнеса и региона, развитию взаимодействия между поставщиками и производителями, образовательными учреждениями, финансовыми и государственными институтами5. За счет развития специализации и аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие региональной инфраструктуры (транспортной, информационной, образовательной и т. д.). Это приводит к максимальному использованию конкурентных преимуществ региона, что в макроэкономическом масштабе позволяет повысить уровень благосостояния не только одной отрасли, но и связанных с нею секторов благодаря синергетическому эффекту внутри кластера, который не может возникнуть у разрозненных производителей.

В данной ситуации действует также фактор агломерационной экономии, обусловленный тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек. Этому также благоприятствуют наличие квалифицированных специалис-

тов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.

Таким образом, позитивное развитие внутри зон возможно только при наличии «критической массы» компаний, позволяющей реализовать эффект агломерационной экономии. Это не будет достигнуто, если в рамках зон льготного налогообложения будет функционировать лишь ограниченное число предприятий либо большое число компаний, работающих в несвязанных отраслях.

Кроме того, гармоничное развитие особых экономических зон в контексте региональной и национальной экономик требует создания стимулов для установления хозяйственных связей между компаниями, функционирующими внутри и вне самих зон. Организация зон льготного налогообложения, в том числе в России, должна рассматриваться как один из элементов более широкого набора мероприятий, направленного на создание инновационно ориентированных экономических кластеров.

В Российской Федерации необходимо изменить существующий подход к классификации особых экономических зон как зон льготного налогообложения и реализовать его за счет выделения видов подобных зон применительно к обслуживанию потребностей территориально-производственных экономических кластеров.

Подобные изменения обеспечат инвесторам законодательное закрепление налоговых льгот, исходя из их отраслевой принадлежности. В настоящее время Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» не дает четкого представления для хозяйствующих предприятий о предоставлении льготных режимов налогообложения относительно их деятельности в каком-либо сегменте производства.

Мировая практика показывает, что создание зон льготного налогообложения - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном создание и развитие подобных зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

С помощью зон льготного налогообложения происходит быстрая и эффективная интеграция регионов в систему мирохозяйственных связей. По-видимому, зоны льготного налогообложения и впредь будут оставаться элементам интеграции и глобализации мировых хозяйственных связей.

Примечания

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127. См.: Капустин А.Г. Рекомендации по созданию СЭЗ в России // БИКИ. 2000. № 39 (7465). С. 2.

См.: Кархова ИЮ, Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 9. С. 19. Модельный закон «О свободных экономических зонах», утв. постановлением от 9 декабря 2000 г. № 16-5 // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2001. № 26. С. 223-235. См.: Кархова ИЮ, Кунаков Д.А. Указ. соч. С. 12.

2

3

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.