Научная статья на тему 'Первые успехи российских особых экономических зон на мировом уровне'

Первые успехи российских особых экономических зон на мировом уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ОФФШОРЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РЕЙТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА / ЗОНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕЗИДЕНТ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / OFFSHORE COMPANIES / TAX REMISSIONS / RATING / ECONOMIC ZONING / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT PROJECT / INDUSTRIAL AND MANUFACTURING ZONE / ECONOMIC ACTIVITY ZONE / TOURIST ZONE / RESIDENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неучева Милана Юрьевна, Сабирова Земфира Эмильевна

Свободные или особые экономические зоны во всем мире являются одним из эффективных инструментов государственной экономической политики. Задачами создания зон, как правило, является: повышение инвестиционной привлекательности, стабилизация уровня занятости, рост валового регионального продукта и др. На сегодняшний день мировая практика насчитывает немало положительных примеров, связанных с предоставлением отдельным, ограниченным территориям особого статуса, подразумевающего предоставление исключительных налоговых, таможенных и административных льгот. За двадцать пять лет своей работы российские особые экономические зоны не показывали результатов, которые могли бы ставить их в один ряд с ведущими мировыми зонами. Однако в 2014 году впервые были достигнуты существенные результаты, которые были отмечены аналитиками международных рейтинговых агентств. На наш взгляд, высокие позиции в авторитетных рейтингах это лучший маркетинговый инструмент продвижения территории на мировом уровне, который может в ближайшее время принести свои плоды в виде притока новых инвестиционных проектов. В статье рассматриваются вопросы позиционирования особых экономических зон, функционирующих в ряде регионов РФ, в международных рейтингах, при помощи которых определяется оптимальная юрисдикция для потенциальных резидентов особых зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неучева Милана Юрьевна, Сабирова Земфира Эмильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first successes of the Russian special economic zones globally

All over the world the free or special economic zones are one of the most effective instruments of the state economic policy. Increase in the investment attractiveness, stabilization of the employment level, growth of the gross regional product, et all, are, as a rule, tasks of creating zones. Today the world practice has many positive examples related to the provision of a special status for the separate, limited territories, which implies granting exceptional tax, customs and administrative exemptions. For twenty-five years of operation the Russian special economic zones did not show results that could put them on a par with the leading world zones. However, in 2014 there were achieved the first significant results, which were marked by analysts of the international rating agencies. In our opinion, the high positions in the prestigious ratings are the best marketing tool to promote the territories globally, which may pay off in the near future in the form of inflow of new investment projects. The article considers the problems of positioning special economic zones operating in a number of the Russian Federation regions, in the international ratings, by which the optimal jurisdiction is determined for potential residents of special zones.

Текст научной работы на тему «Первые успехи российских особых экономических зон на мировом уровне»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/103EVN515.pdf DOI: 10.15862/103EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/103EVN515)

УДК 339.5 + 339.9

Неучева Милана Юрьевна

ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления

при Президенте Республики Башкортостан»

Россия, Уфа1 Кандидат экономических наук

Доцент

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=394844

Сабирова Земфира Эмильевна

ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления

при Президенте Республики Башкортостан»

Россия, Уфа Кандидат экономических наук

Доцент

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=707395

Первые успехи российских особых экономических

зон на мировом уровне

1 450000, Россия, г. Уфа, ул. З. Валиди, 40, к. 418

Аннотация. Свободные или особые экономические зоны во всем мире являются одним из эффективных инструментов государственной экономической политики. Задачами создания зон, как правило, является: повышение инвестиционной привлекательности, стабилизация уровня занятости, рост валового регионального продукта и др. На сегодняшний день мировая практика насчитывает немало положительных примеров, связанных с предоставлением отдельным, ограниченным территориям особого статуса, подразумевающего предоставление исключительных налоговых, таможенных и административных льгот.

За двадцать пять лет своей работы российские особые экономические зоны не показывали результатов, которые могли бы ставить их в один ряд с ведущими мировыми зонами. Однако в 2014 году впервые были достигнуты существенные результаты, которые были отмечены аналитиками международных рейтинговых агентств. На наш взгляд, высокие позиции в авторитетных рейтингах - это лучший маркетинговый инструмент продвижения территории на мировом уровне, который может в ближайшее время принести свои плоды в виде притока новых инвестиционных проектов.

В статье рассматриваются вопросы позиционирования особых экономических зон, функционирующих в ряде регионов РФ, в международных рейтингах, при помощи которых определяется оптимальная юрисдикция для потенциальных резидентов особых зон.

Ключевые слова: особые экономические зоны; оффшоры; налоговые льготы; рейтинг; экономическое зонирование; инвестиционный климат; инвестиционный проект; промышленно-производственная зона; зона предпринимательства; туристическая зона; резидент.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Неучева М.Ю., Сабирова З.Э. Первые успехи российских особых экономических зон на мировом уровне // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/103EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/103EVN515

Экономическое зонирование посредством создания свободных экономических зон (СЭЗ) различных видов сегодня является достаточно распространенным в мировой практике инструментом государственного регулирования экономики. Задачами их создания, как правило, являются: ускоренное развитие отраслей экономики, развитие туризма, портовой и транспортной инфраструктур, разработка современных технологий производства новых видов продукции и т.д. Однако, как показывает международный опыт, лишь 10% созданных зон являются эффективными и окупают вложенные в них инвестиции [5].

Зоны с особыми режимами хозяйствования в качестве экономического явления в России начали исследовать относительно недавно, вместе с тем значимость и важность данной тематики привлекает внимание значительного числа отечественных и зарубежных специалистов.

Выделением территорий с более благоприятными условиями для ведения бизнеса, чем в стране в целом, российские власти занимались с начала 1990-х годов ХХ века. По мировой традиции эти территории назывались свободными, или специальными, зонами, иногда -зонами свободного предпринимательства. В России подобные зоны учреждались в свое время самых разных размеров - от маленьких локальных площадок на небольших участках территории до крупных структур в границах муниципальных образований и даже субъектов федерации. В этом вопросе власть пыталась следовать сложившейся мировой практике, прежде всего практике тогдашних лидеров роста - стран Юго-Восточной Азии и восходящего Китая. В практике 1990-х годов ХХ века отдельные территории РФ со специальным статусом и индивидуальными льготами (Калмыкия, Алтай, Эвенкийский автономный округ, Ингушетия и др.) быстро превращались в классические центры прибыли, где инвесторы только регистрировались ради ухода от налогов. В 2000-е годы столь пёстрое многообразие зональных структур было признано неэффективным, и принятые в 1990-е годы решения официально отменили. В 2005 году государство начало второй этап строительства особых экономических зон - практически с нуля: все ранее созданные в стране зональные режимы, за двумя исключениями, были ликвидированы [7].

Сравнение особенностей действия особых экономических зон (ОЭЗ) в странах с различным социально-экономическим устройством показывает, что функции, характерные для разных типов зон с особыми режимами хозяйствования, значительно дифференцируются в зависимости от текущего уровня социально-экономического развития государства. Сегодня в экономически развитых странах присутствует большинство типов зон с особыми режимами хозяйствования, при этом наибольшее развитие в институциональном отношении демонстрируют технико-внедренческие зоны и зоны свободной торговли, а в развивающихся странах или странах с переходной экономикой превалируют экспортно-производственные зоны.

В отличие от постиндустриальных государств, для стран с аналогичным российскому уровнем экономического и, в первую очередь, институционального развития в большей степени характерны зоны, нацеленные на привлечение инвестиций, технологий, модернизацию промышленности и диверсификацию производства и экспорта.

Инструменты стимулирования экономического роста путем придания административно-территориальным единицам того или иного уровня статуса особых экономических зон почти всегда предоставляются регионам не в общем порядке, а в результате подведения итогов отбора конкурсных заявок. В России удельный вес регионов, получивших такую поддержку, пока относительно незначителен.

По международным меркам, отечественные ОЭЗ обладают относительно небольшими налоговыми льготами, поэтому являются мало привлекательными для инвесторов

глобального уровня. По сути, государство уменьшает лишь налоги, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, снижая привлекательность данного инструмента для субъектов федерации.

Оценка эффективности особых экономических зон, особенно если они находятся на начальном этапе развития, проводится на основе ряда показателей. Например, большой объем привлеченных инвестиций на один бюджетный рубль может быть следствием успешной договоренности всего с одним крупным резидентом или небольших затрат государства: ни то ни другое не гарантирует того, что в зоне созданы привлекательные условия для инвесторов и оптимальная инфраструктура. Поэтому при анализе работы ОЭЗ принято использовать комплекс факторов.

Так, Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно оценивает каждую ОЭЗ по пяти группам количественных показателей:

• эффективность ОЭЗ в целом и отдельно ее управляющей компании;

• деятельность ее резидентов;

• эффективность государственных вложений в развитие зоны;

• влияние зоны на социально-экономическое развитие региона.

Каждая зона получает оценку по 5-балльной шкале, затем Минэкономразвития составляет собственный рейтинг [2].

Среди разнообразия оффшорных и низконалоговых юрисдикций выбор места для размещения компании становится делом непростым, требующим внимательного изучения всех преимуществ и особенностей законодательства.

На помощь бизнесменам приходят рейтинги оффшорных зон, в которых приводятся их сравнительные характеристики по ряду параметров. При помощи подобных рейтингов можно определить оптимальную юрисдикцию для потенциальных резидентов. В России наиболее известным в этой области считается рейтинг РБК, за рубежом - Tax Justice Network (Объединение за налоговую справедливость).

Созданный при поддержке глав центальных банков и министерств финансов стран «семерки» Форум Финансовой Стабильности (Financial Stability Forum) ежегодно публикует рейтинг надежности оффшорных зон. Те оффшоры, которые оказались наиболее закрытыми для правоохранительных органов ЕС, оцениваются хуже всех.

По последним данным Форума Финансовой Стабильности, в первую группу вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Гернси, острова Мэн и Джерси.

Вторая труппа включает Андорру, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальту и Монако.

Третья группа объединила: Ангилью, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рику, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панаму, острова Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.

Форум Финансовой Стабильности создан бывшим президентом Бундесбанка Хансом Титмайером. Основной его задачей является определение системных рисков при развитии глобальной экономики, а также создание международных правил и стандартов для финансовых институтов.

Однако в данных рейтингах не участвуют особые экономические зоны Российской Федерации.

Но существуют и международные рейтинги особых экономических зон, в которых оцениваются российские ОЭЗ. FDI Intelligence (подразделение Financial Times, специализирующееся на прямых инвестициях) ежегодно составляет международный рэнкинг, выделяя несколько лидирующих зон в различных регионах мира - «Global Free Zones of the Year» [10]. Для оценки зон специальное жюри изучает материалы об условиях для инвесторов, предоставленные самими ОЭЗ, их национальными кураторами и резидентами. Номинации данного рейтинга меняются в зависимости от колебаний экономической ситуации в мире.

Оцениваются любые типы зон с особыми режимами хозяйствования: особые экономические зоны, зоны обработки экспортной продукции, свободные порты и т.д. В 2014 году эксперты FDI провели оценку 45 зон в двух номинациях: «Лучшие условия для крупных компаний» и «Лучшие условия для малого и среднего бизнеса». В каждой из номинаций были выбраны победители в четырех регионах мира: Северная и Южная Америка, Азия, Европа, Ближний Восток и Африка, из которых выбираются два глобальных чемпиона. Данные зоны были выбраны из 600 участников рейтинга. Необходимо отметить, что две ведущие российские особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) в Липецкой области и ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан также были отмечены международными экспертами. ОЭЗ в Липецкой области была даже признана лучшей в Европе! [1]

По итогам данного исследования лучшей в мире свободной экономической зоной (далее - СЭЗ) для крупного бизнеса стала Jebel Ali Free Zone (Дубай, ОАЭ). В специальной экономической зоне «Джебель-Али» в Дубае зарегистрировано свыше 7200 резидентов, в том числе 100 из списка крупнейших по объему выручки компаний (Fortune 500). Спустя 29 лет после открытия зона продолжает активно увеличивать свой оборот.

Лучшая в мире СЭЗ для функционирования малого и среднего бизнеса - Dubai Multi-Commodities Centre (Дубай, ОАЭ). Оборот компаний Дубайского центра биржевых товаров с 2012 г. вырос на 39%, резиденты зоны - ведущие игроки на рынке золота, контролирующие 40% мирового рынка. Также на зону приходится 60% экспортного рынка чая.

В Европе лучшей ОЭЗ для крупных компаний стала российская ОЭЗ «Липецк». Основанная в 2005 г. ОЭЗ «Липецк» сумела привлечь японского шинного гиганта Yokohama, немецкого производителя резины и пластика Lanxess, американскую химическую компанию PPG. Зона имеет выход на две крупнейшие автомагистрали - М4 «Дон» и М6 «Каспий», активно привлекает кадры и расширяет свою территорию.

Лучшей СЭЗ применительно для малого и среднего бизнеса в Европе - Lodz special economic Zone (Лодзь, Польша). В 2013 г. число резидентов зоны увеличилось на 9%, сейчас она насчитывает 237 компаний. Зона ориентируется на привлечение и поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечивая их инвестиционной помощью, поддержкой местных властей, а так же обеспечивает поддержку в области развития деловых связей.

Лучшая СЭЗ для работы крупных компаний в Северной Америке в 2014 году FtZ No 74 (Балтимор, США). Число резидентов специальной экономической зоны Балтимора выросло до 153 компаний, что на 12% больше показателей 2013 г. В данной зоне представлен достаточно широкий спектр отраслей, особое преимущество территории - порт, который обеспечивает доступ для 75% американских компаний на рынки Восточного побережья США.

Лучшая СЭЗ для малого и среднего бизнеса в Южной Америке - Zonamerica (Монтевидео, Уругвай). 86% всех ее резидентов являются представителями малого и среднего бизнеса. Хотя в данной зоне представлены и крупные транснациональные компании,

например Citi, KPMG, PwC, Deloitte и др. Главным преимуществом зоны, привлекающая инвесторов со всего мира является развитая IT-инфраструктура.

В Азии лучшая ОЭЗ для крупных компаний в Азии это Sri City (Срисити, Индия). Индийская специальная экономическая зона Sri City стала самой привлекательной для крупных компаний в Азии. В ней проживают резиденты из 25 стран, главное отличие зоны -городская инфраструктура, четыре морских порта и два международных аэропорта в 100 км от города. На сегодняшний день общая площадь, занимаемая компаниями резидентами СЭЗ составляет около 1,2 млн. кв. м.

Лучшая СЭЗ для малого и среднего бизнеса в Азии - Daegu Gyeongbuk Free Economic Zone (Тэгу, Южная Корея). В зоне представлены автомобильная промышленность, машиностроение и высокотехнологическое производство, в 2014 г. в ней располагалась 181 компания, ежегодно число резидентов увеличивается на 23%. Стремясь привлечь как можно больше представителей малого и среднего бизнеса, зона предлагает льготные арендные условия, современное оборудование и высококвалифицированный персонал.

Российская ОЭЗ «Алабуга» удостоена «почетного упоминания». Татарстанская зона уже привлекла крупные международные компании и значительный объем инвестиций, а теперь к промышленным площадкам добавятся новые объекты социальной инфраструктуры, которая сделает зону «популярным местом и для работы, и для жизни».

В нашей стране ОЭЗ работают в льготном режиме налогообложения, в том числе относительно ставок налога на прибыль и имущество, земельного, транспортного налога для инвесторов.

Анализ более шестисот зон развития в ста двадцати странах мира, проведенный в 2013 году экспертами британского издания Foreign Direct Investment, позволил присвоить ОЭЗ «Алабуга» место в топ-40 списка. Заслужить подобное признание со стороны профессионалов в сфере привлечения инвестиций позволили впечатляющие темпы развития ОЭЗ «Алабуга» [9]. Несмотря на то, что ОЭЗ в Липецкой области имеет более высокие рейтинги, по статистике именно предприятия-резиденты ОЭЗ «Алабуга» обеспечивают 70% доли выручки всех действующий в России ОЭЗ, (на 1.08.2015 в России работает 31 ОЭЗ). Именно ОЭЗ «Алабуга» удалось привлечь более 50% всех приходящихся на российские зоны инвестиций.

Всего восемь лет назад казалось невероятным, что в «чистом поле» рядом с городом Елабуга возникнет промышленная площадка, на которой будут работать заводы крупных международных и российских компаний. Однако, факт остается фактом: беспрецедентные налоговые и таможенные льготы, низкие цены на сырье и энергоносители, подготовленная промышленная инфраструктура и огромное внимание, уделяемое каждому проекту со стороны руководства региона, позволили ОЭЗ «Алабуга» в кратчайшие сроки заявить о себе на международной арене как о серьезном бизнес партнере. Достижением этих лет упорной работы стал один миллиард долларов привлеченных инвестиций. Это деньги, которые были фактически вложены частными компаниями, ставшими резидентами ОЭЗ «Алабуга», в строительство и оборудование собственных заводов на территории ОЭЗ. Планка в один миллиард, как и три тысячи созданных рабочих мест являются главными показателями эффективности модели особой экономической зоны.

Как уже было отмечено выше, одним из основных показателей успешности деятельности особой экономической зоны является количество привлеченных инвесторов. В 2014 г. управляющей компанией ОЭЗ «Алабуга» было привлечено 12 инвесторов, с общим объемом заявленных инвестиций в 14,3 миллиардов рублей. Резидентами ОЭЗ «Алабуга» стали, в том числе многопрофильная международная компания 3М и корпорация Armstrong

International Inc., которые на протяжении многих лет попадают в список крупнейших мировых корпораций, по версии американского журнала Fortune.

Успех дальнейшей программы развития ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени в локализованных особых зонах удастся создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной, - с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в рамках таких территориальных образований наиболее благоприятным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

2. Асаул А.Н. Специфика особой экономической зоны для слаборазвитого региона // Успехи современного естествознания. - 2014. №1.

3. Лучшие особые экономические зоны в мире по версии FDI Intelligence // газета «Ведомости» №3902 от 25 августа 2015 г.

4. Особые экономические зоны в России // Газета «Ведомости» №3849 от 10.06.2015.

5. Неучева, М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России: монография / - М.: Издательство «Макс Пресс», Москва, 2011.

6. Неучева М.Ю. Зоны с особыми режимами хозяйствования как механизм социально-экономического развития регионов: монография / - Уфа.: РИО БАГСУ, 2013.

7. Неучева, М.Ю. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации// Российское предпринимательство. - 2011. - №7. С. 160-163.

8. Сабирова З.Э. Решение общественно значимых задач на принципах социального предпринимательства // Казанская наука. 2014. - №10. С. 109-111.

9. Global Free Zones of the Year // URL: http://www.fdiintelligence.com/.

10. Foreign Direct Investment // URL:http://www.economywatch.com/foreign-direct-investment.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Neucheva Milana Yuryevna

Bashkir Academy of state service and management under the President of the Republic of Bashkortostan

Russia, Ufa E-mail: [email protected]

Sabirova Zemfira Emilevna

Bashkir Academy of state service and management under the President of the Republic of Bashkortostan

Russia, Ufa E-mail: [email protected]

The first successes of the Russian special economic

zones globally

Abstract. All over the world the free or special economic zones are one of the most effective instruments of the state economic policy. Increase in the investment attractiveness, stabilization of the employment level, growth of the gross regional product, et all, are, as a rule, tasks of creating zones. Today the world practice has many positive examples related to the provision of a special status for the separate, limited territories, which implies granting exceptional tax, customs and administrative exemptions.

For twenty-five years of operation the Russian special economic zones did not show results that could put them on a par with the leading world zones. However, in 2014 there were achieved the first significant results, which were marked by analysts of the international rating agencies. In our opinion, the high positions in the prestigious ratings are the best marketing tool to promote the territories globally, which may pay off in the near future in the form of inflow of new investment projects.

The article considers the problems of positioning special economic zones operating in a number of the Russian Federation regions, in the international ratings, by which the optimal jurisdiction is determined for potential residents of special zones.

Keywords: special economic zones; offshore companies; tax remissions; rating; economic zoning; investment climate; investment project; industrial and manufacturing zone; economic activity zone; tourist zone; resident.

REFERENCES

1. Federal'nyy zakon ot 22 iyulya 2005 g. N 116-FZ "Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii".

2. Asaul A.N. Spetsifika osoboy ekonomicheskoy zony dlya slaborazvitogo regiona // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2014. №1.

3. Luchshie osobye ekonomicheskie zony v mire po versii FDI Intelligence // gazeta «Vedomosti» №3902 ot 25 avgusta 2015 g.

4. Osobye ekonomicheskie zony v Rossii // Gazeta «Vedomosti» №3849 ot 10.06.2015.

5. Neucheva, M.Yu. Perspektivy razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii: monografiya / - M.: Izdatel'stvo «Maks Press», Moskva, 2011.

6. Neucheva M.Yu. Zony s osobymi rezhimami khozyaystvovaniya kak mekhanizm sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov: monografiya / - Ufa.: RIO BAGSU, 2013.

7. Neucheva, M.Yu. Evolyutsiya osobykh ekonomicheskikh zon v Rossiyskoy Federatsii// Rossiyskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - №7. S. 160-163.

8. Sabirova Z.E. Reshenie obshchestvenno znachimykh zadach na printsipakh sotsial'nogo predprinimatel'stva // Kazanskaya nauka. 2014. - №10. S. 109-111.

9. Global Free Zones of the Year // URL: http://www.fdiintelligence.com/.

10. Foreign Direct Investment // URL:http://www.economywatch.com/foreign-direct-investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.