Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны: основные виды, секреты их становления и роли в развитии национальных хозяйств'

Свободные экономические зоны: основные виды, секреты их становления и роли в развитии национальных хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2224
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / либерализация экономики / транснациональные корпорации и международные компании / международное движении капиталов / товаров и услуг / специальные анклавы / обеспечение структурных изменений в национальной экономике / барқарор ривожланиш / иқтисодиётни эркинлаштириш / трансмиллий корпорациялар ва халқаро компаниялар / товарлар / хизматлар ва капиталнинг халқаро ҳаракати / махсус анклавлар / миллий иқтисодиётда таркибий ўзгаришларни таъминлаш

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов Асомиддин Соатович

Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых «свободных (или специальных) экономических зон (СЭЗ)» в последние десятилетия XX в., стало одной из характерных особенностей обеспечения макроэкономической стабилизации в мировом масштабе. Целью данной научной статьи является глубокий анализ теоретических и практических аспектов становления и функционирования свободных экономических зон и показать их роли в устойчивом экономическом росте отдельных стран в XXI веке. Основными задачами данной работы являются: дать корректное методологическое определение свободным экономическим зонам, рассмотреть основные их виды и сделать сравнительный анализ состояния СЭЗ в развитых и развивающихся странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

эркин ҲУДУДЛАР: АСОСИЙ ТУРЛАРИ, УЛАРНИНГ ШАКЛЛАНИШ СИРЛАРИ ВА МИЛЛИЙ ХЎЖАЛИКЛАР РИВОЖЛАНИШИДАГИ РОЛИ

XX асрнинг охирги ўн йилликларида «эркин (ёки махсус) иқтисодий ҳудуд (ЭИҲ)» номи олган, махсус иқтисодий мақомга эга бўлган ҳудудларнинг пайдо бўлиши дунё миқёсида макроиқтисодий барқарорликни таъминлашнинг ўзига хос муҳим унсурларидан бирига айланиб борди. Мазкур илмий мақоланинг мақсади эркин иқтисодий ҳудудларнинг шаклланиши ва фаолият кўрсатишининг назарий ва амалий жиҳатларини чуқур таҳлил этиш ва XXI асрда уларнинг алоҳида мамлакатлар барқарор иқтисодий ўсишидаги ролини кўрсатиб беришдан иборат. Ишнинг асосий вазифаларига эса қуйидагиларни киритиш мумкин: эркин иқтисодий ҳудудларга тўғри услубий таъриф бериш, уларнинг асосий шакллари ва турларини атрофлича кўриб чиқиш ҳамда ривожланган ва ривожланаётган мамлакатлардаги ЭИҲларнинг ривожланиш ҳолатини қиёсий таҳлил қилиш.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны: основные виды, секреты их становления и роли в развитии национальных хозяйств»

ЮСУПОВ Асомиддин Соатович,

кандидат экономических наук, докторант (DSc) Ташкентского государственного экономического университета

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, СЕКРЕТЫ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ И РОЛИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ

УДК 334.784

ЮСУПОВ А.С. ЭРКИН ИКТИСОДИЙ ЦУДУДЛАР: АСОСИЙ ТУРЛАРИ, УЛАРНИНГ ШАКЛЛАНИШ СИРЛАРИ ВА МИЛЛИЙ ХУЖАЛИКЛАР РИВОЖЛАНИШИДАГИ РОЛИ

XX асрнинг охирги ун йилликларида «эркин (ёки махсус) иктисодий худуд (ЭИХ)» номи олган, махсус иктисодий макомга эга булган худудларнинг пайдо булиши дунё микёсида макроиктисодий баркарорликни таъминлашнинг узига хос мухим унсурларидан бирига айланиб борди. Мазкур илмий маколанинг максади эркин иктисодий худудларнинг шаклланиши ва фаолият курсатишининг назарий ва амалий жихатларини чукур тахлил этиш ва XXI асрда уларнинг алохида мамлакатлар баркарор иктисодий усишидаги ролини курсатиб беришдан иборат. Ишнинг асосий вазифаларига эса куйидагиларни киритиш мумкин: эркин иктисодий худудларга туFри услубий таъриф бериш, уларнинг асосий шакллари ва турларини атрофлича куриб чикиш хамда ривожланган ва ривожла-наётган мамлакатлардаги ЭИХларнинг ривожланиш холатини киёсий тахлил килиш.

Таянч иборалар: баркарор ривожланиш, иктисодиётни эркинлаштириш, трансмиллий корпо-рациялар ва халкаро компаниялар, товарлар, хизматлар ва капиталнинг халкаро харакати, махсус анклавлар, миллий иктисодиётда таркибий узгаришларни таъминлаш.

ЮСУПОВ А.С. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, СЕКРЕТЫ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ И РОЛИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ

Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых «свободных (или специальных) экономических зон (СЭЗ)» в последние десятилетия XX в., стало одной из характерных особенностей обеспечения макроэкономической стабилизации в мировом масштабе. Целью данной научной статьи является глубокий анализ теоретических и практических аспектов становления и функционирования свободных экономических зон и показать их роли в устойчивом экономическом росте отдельных стран в XXI веке. Основными задачами данной работы являются: дать корректное методологическое определение свободным экономическим зонам, рассмотреть основные их виды и сделать сравнительный анализ состояния СЭЗ в развитых и развивающихся странах.

Ключевые слова: устойчивое развитие, либерализация экономики, транснациональные корпорации и международные компании, международное движении капиталов, товаров и услуг, специальные анклавы, обеспечение структурных изменений в национальной экономике.

YUSUPOV A.S. FREE ECONOMIC zONES: MAIN TYPES, THE SECRETS OF THEIR FORMATION AND ROLE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMIES

The emergence of zones with a special economic status, the so-called «free (or special) economic zones (FEZ)» in the last decades of the XX century, has become one of the characteristic features of ensuring macroeconomic stabilization on a global scale. The purpose of this scientific article is to deeply analyze the theoretical and practical aspects of the establishment and functioning of free economic zones and to show their role in the sustainable economic growth of individual countries in the XXI century. The main tasks of this work are: to give a correct methodological definition of free economic zones, to consider their main types and to comparatively analyze the state of FEZ in developed and developing countries.

Keywords: sustainable development, liberalization of the economy, transnational corporations and international companies, international movement of capital, goods and services, special enclaves, ensuring structural changes in the national economy.

Введение

Актуальность темы: Крупнейшие транснациональные корпорации и международные компании рассматривают свободные экономические зоны как важнейшее направление своей экспансии и для получения сверхприбыли.

Возникновение и широкое распространение свободной экономической зоны (СЭЗ), как новая форма организации производства обосновывается следующими условиями:

• активное включение все большего числа стран мира в международное разделение труда;

• их врастание в мирохозяйственные связи и реализация ими основных принципов открытости экономики;

• доминирование экспортной специализации.

Действительно, что с точки зрения международного движения капиталов, товаров и услуг, специальные анклавы имеют ярко выраженную специфику и требуют ведения тщательных и глубоких научно-исследовательских работ.

Методические основы исследования. В данной работе использовались материалы официального сайта Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в РФ, специальная зарубежная литература, учебные издания, научные статьи различных периодических источников, а так же официальные сайты соответствующих министерств, портал свободных экономических и малых предпринимательских зон в Узбекистане.

Анализ и результаты:

Действительно, что после подписания в 1973 г. Киотской конвенции, свободная зона определилась как своеобразный внешнеторговый анклав, и получила широкое распространение во многих странах мира. В этом анклаве производимые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории.

По методологическим подходам российских экспертов: свободная экономическая зона - это ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей [15].

Соответственно Положению «О свободных экономических зонах», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 января 2018 года №29, дается иное методологическое определение, такое как: свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) - специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, современных технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны [12].

Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории страны [16].

По оценкам Е.Г.Багудина, главными целями создания свободных экономических зон являются [15]:

• более глубокое включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда;

• насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 7(115)

• внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок;

• решение проблем региональной политики путем создания «полюсов роста»;

• и увеличение занятости в стране.

На наш взгляд, свободные экономические зоны создаются для решения общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач, а также организации благоприятного инвестиционного климата и льготного внешнеторгового режима.

Сама идея создания СЭЗ проста: если данная страна в данный момент времени, по каким либо причинам (например, при проведении курса на импортозамещение), не может пойти на широкое (полное) открытие своей экономики для иностранного капитала, то она может «открыть себя» для мирохозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий.

Большинство свободных экономических зон имеют сравнительно небольшую компактную территорию и относятся к категории «точечных» объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по своим масштабам площади — до нескольких сотен квадратных километров и более [22].

Одно из непременных условий возникновения СЭЗ - наличие выгодного экономико-географического положения (например, соседство с международным портом или аэропортом) [16].

Есть два подхода к образованию СЭЗ [21]:

1. Функциональный подход, согласно которому в виде части экономического пространства может выступать и отдельное предприятие (или группа предприятий).

2. Более распространенный территориальный подход, при этом особый режим получают все предприятия, расположенные на территории СЭЗ.

Разнобой количественных оценок объясняется в первую очередь тем, что само понятие о свободной экономической зоне ни в отечественной, ни в зарубежной литературе абсолютно четко еще не сформировано.

В самой общей форме под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций

(вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т.д. [26, 27, 28].

Определенные понятийно-терминологические трудности возникают и при классификации свободных экономических зон, выделении различных их типов (видов).

Все это создает достаточно широкий диапазон для разного рода трактовок: одни авторы считают, что существует до 25-30 разновидностей СЭЗ, другие ограничиваются 10-15 и еще меньшим числом их типов. Но в любом случае очень важна группировка этих типов, объединение их в несколько родственных групп.

Добавим, что при рассмотрении классификации свободных экономических зон некоторые авторы предпринимали попытки выделить их последовательные поколения.

Чаще всего основой для классификации свободных экономических зон служат четыре главных критерия [17]:

1) характер деятельности и функциональное предназначение;

2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;

3) отраслевой признак;

4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).

Обычно к СЭЗ: первого поколения относят зоны свободной торговли; второго поколения -экспортно-производственные (или промышленно-производственные зоны совместного предпринимательства); третьего поколения - технико-внедренческие (или научно-технологические свободные экономические зоны - Технополис); четвертого поколения - сервисные зоны; пятого поколения - специальные экономические зоны; шестого поколения - Комплексная свободная экономическая зона - «открытый город»; появились также первые предложения, касающиеся СЭЗ седьмого поколения - Международные СЭЗ.

Рассмотрим виды таких свободных экономических зон по характеру деятельности.

Зона свободной торговли - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории. В её пределах поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений между-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 7(115)

народная торговля промышленными товарами. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в XVI—XVII в.в.) разновидностей свободных экономических зон [17].

Первым историческим примером такого рода СЭЗ был «свободный порт» Генуя (с 1595 г.), а также «свободные порты» Одесса (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.) [21].

Зоны свободной торговли обычно создаются на пересечениях основных транспортных магистралей: на территории морских портов, железнодорожных узлов и аэропортов или в непосредственной близости от них [17]. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты [20].

Одной из разновидностей зон свободной торговли считают магазины «Дьюти фри» (Duty free - беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов [16].

С точки зрения режима, они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю[22].

К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом [20]. Сначала такие зоны формировались преимущественно в морских портах Германии (Гамбург, Бремен, Бремер-хафен, Киль, Эмден, Куксхафен), Дании (Копенгаген), Финляндии (Хельсинки, Турку), Греции (Пирей, Салоники). Давно известны также крупные ЗСТ в речных портах и железнодорожных узлах (например, в Линце и Граце в Австрии). Здесь создаются транзитные или консигнационные склады (на которых товары могут храниться длительное время, расфасовываться и перерабатываться, а затем в удобное с точки зрения конъюнктуры время поставляться на внутренний рынок данной страны или вывозиться без уплаты пошлины за границу).

Зона совместного предпринимательства (или промышленно-производственные свободные экономические зоны) - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории. Они возникли в результате эволюции торговых зон и относятся к зонам «второго поколения» [17].

В условиях зоны совместного предпринимательства, стали ввозить не только товар, но и

капитал, чтобы заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены, прежде всего, для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. В ней действуют следующие особые режимы как: таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и др. [17].

В пределах зоны совместного предпринимательства на льготной налоговой и таможенной основе создаются благоприятные условия для совместного предпринимательства. К этим стимулам относятся:

• освобождение на определенный период от налогов и таможенных пошлин машин, сырья и комплектующих изделий, завозимых в данную страну для организации производства соответствующей конечной продукции;

• освобождение прямых иностранных инвестиций на определенный срок от уплаты подоходного налога, а также предоставление льготного периода («налоговых каникул») и/или пониженных тарифов уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и т.д., которые обычно уплачиваются иностранными инвесторами в данной стране;

• льготное кредитование инвесторов;

• предоставление на льготных условиях в аренду земли, зданий, помещений, а также транспортных услуг;

• создание в такой зоне необходимой социальной инфраструктуры;

• создание в СЭЗ такого вида правомочной административной структуры, имеющей право решать вопросы вхождения иностранных инвесторов в зону, оформлять соответствующие документы и т.д.

Свободные экономические зоны этой группы принято подразделять на экспорто- и импорто-ориентированные: первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний.

Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют эту группу СЭЗ. Создание такого рода зон было и остается характерным для так называемых новых индустриальных стран, реализовавших программы импортозамещения и развития современного экспортного промышленного потенциала.

Технополис (научно-технологические свободные экономические зоны) - разновидность сво-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 7(115)

бодной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования [20].

Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай)[22] и пользуются единой системой налоговых и финансовых льгот.

Задача таких свободных экономических зон заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций. В них концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, инновационные и научные центры, научно-исследовательские парки, технопарки с лучшими научно-техническими кадрами мира, высококвалифицированными специалистами и рабочими.

Яркими примерами такого вида зон являются современные технопарки в США, техно-полисы в Японии, «бизнес-инновационные центры» в странах ЕС и др. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Валли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров [20].

Нередко такие зоны (технопарки, технополисы) создаются на базе ведущих университетов. Среди стран СНГ: в России и Узбекистане еще только предпринимаются попытки реального создания и функционирования СЭЗ такого вида.

Так же существуют сервисные свободные экономические зоны, предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других [18].

Среди них различают оффшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг [20].

Например, промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.) [18].

Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений,

свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью.

Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Особое место занимает свободная сетевая информационная зона - множество общественных компьютерных сетей, представляющих свободных доступ к информации для каждого. Выделяется глобальная зона киберпространства (Интернет) и локальная в реальном географическом пространстве (киберпорты) [19].

Глобальная свободная информационная зона состоит из множества языковых сегментов, где доминирует английский язык. Обладает мобильностью и интерактивностью, обеспечивает свободную конвертируемость (обратимость) интеллектуального продукта. Отменяет статусные коммуникации и представляет реальную опасность для всех держателей власти [22].

Специальные экономические зоны - создаются для развития конкретного, очень важного для данной страны направления деятельности, так называемые агрополисы (для развития сельского хозяйства и агропромышленных комплексов в целом), экологические зоны или экополисы, туристские зоны. Среди стран СНГ если в России: районы Алтая, озера Байкал, регион Сочи и т.д. имеют значительные возможности для развития такого вида СЭЗ, то в Узбекистане имеющие туристические центры и горные экологические зоны также являются более привлекательными для создания такого рода СЭЗ [29].

Комплексная свободная экономическая зона - «открытый город» или особый район, ставящий перед собой широкие задачи использующие элементы разных видов свободных экономических зон [17].

Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна.

Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов ХХ века. Некоторые из них были созданы

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 7(115)

с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития [17].

Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности.

Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным свободным экономическим зонам можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хай-нань), а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах [20].

Международные СЭЗ, обычно создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием, как частных фирм, так и соответствующих государств. Такие зоны стали возникать сравнительно не так давно. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

Туманганский проект предусматривает создание в дельте реки Туманган (Тумэньцзян) особой международной экономической зоны площадью 1000 км2 с новым городом-портом [22].

Для реализации этого проекта уже заключены соответствующие межправительственные соглашения. Для Китая этот проект выгоден, так как обеспечит ему создание новых рабочих мест и выход к Японскому морю. Перед КНДР, которая известна закрытостью своей экономики, он открывает возможность участвовать в многосторонних соглашениях. Россия благодаря ему может углубить свои экономические связи со странами АТР, причем на основе наукоемких производств и сферы услуг. Большой интерес к этому проекту проявляют также Япония и Республика Корея. Однако некоторые факторы политического и экономического характера оказывают сдерживающее воздействие на его осуществление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время СЭЗ действуют во многих странах мира - развитых странах с рыночной экономикой, развивающихся странах и странах с

переходной экономикой. Функционируют они уже примерно в 120 странах мира, в число занятых в них исчисляется многими миллионами. Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. Одни авторы полагают, что к середине 1990-х гг. общее число СЭЗ в мире приблизилось к 1000, другие говорят о 1200, 2000 и даже более 4000 [22].

Несколько меньше расхождений в оценках того места, которое ныне занимают свободные экономические зоны в мировой экономике. Считается, что их доля в мировом товарообороте увеличилась с 8 % в 1980 г. до 20 в 1985-м, 30 % в конце 1990-х гг., и ещё больше повышается их роли в XXI веке (см. Рис.1) [22].

Несмотря на многие черты сходства, свободные экономические зоны в развитых странах Запада, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют и некоторые различия. Большое распространение таких зон в странах Запада, вытекает из их активного участия в мирохозяйственных связях и разного рода интеграционных группировках. Неудивительно, что в этих странах представлены почти все разновидности СЭЗ. По количеству преобладают зоны свободной торговли. Они появились здесь еще в XIX в. и даже раньше (вольные гавани), а к середине 1990-х гг. их количество возросло примерно до 150.

Однако новейшая история европейских, да, собственно, и мировых ЗСТ началась в конце 1950-х гг., и связана она с ирландским международным аэропортом Шеннон. Аэропорт Шеннон, расположенный в западной части Ирландии, специализировался на дозаправке самолетов, обслуживавших трансатлантические рейсы. Но по мере того как ведущие авиакомпании стали переходить на самолеты, не нуждавшиеся в дозаправке, экономическое положение Шеннона ухудшалось, и он оказался на грани закрытия. Тогда в 1959 г. правительство страны объявило о своем намерении сделать Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция оказалась вполне успешной. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи новых рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие [30].

Ныне в зоне Шеннона производят электронное оборудование, буровые установки, промышленные алмазы, товары широкого потребления. Его годовой экспорт уже превысил 1 млрд. долларов,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 7(115)

Рис. 1. Показатели экспортной квоты стран мира.

Источник: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. // http://www. rosoez.ru/news/press_service/

да и сам Шеннон превратился в процветающий город [22].

Кроме зон свободной торговли в Западной Европе получили широкое распространение научно-технологические зоны, центры оффшорного бизнеса. В некоторых странах, например, в Великобритании, СЭЗ создавались в рамках региональной политики, направленной на подъем депрессивных районов. Перспективы создания СЭЗ в Западной Европе во многом связаны с углублением интеграционных процессов в системе Европейского союза.

В США также наибольшее распространение получили зоны свободной торговли. Их здесь начали создавать еще в середине 30-х гг. XX в. для преодоления последствий мирового экономического кризиса. Теперь таких зон, расположенных в портовых городах и транспортных узлах, уже несколько сотен. В 1980-х гг. в стране начали возникать также зоны свободного предпринимательства, ориентирующиеся преимущественно на внутренний рынок. Большое распространение получили научно-технологические зоны.

В Японии долгое время особенно много внимания уделяли технополисам и технопаркам, но с начала 1990-х гг. правительство этой страны

приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны.

В развивающихся странах первые свободные экономические зоны начали возникать в середине 1960-х гг. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий бум, так что к концу 1990-х гг. по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым.

Наибольшее распространение в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода «государство в государстве».

Это происходит потому, что владельцами предприятий в них выступают крупные ТНК, разные дочерние компании которых поставляют для таких зон детали и полуфабрикаты, организуют в них, опираясь на дешевую рабочую силу, сборку готовых изделий, которые затем направляют на экспорт.

Поэтому некоторые экономисты считают, что подобные (фактически экстерриториальные) зоны правильнее именовать не свободными, а специальными зонами.

Для таких СЭЗ наиболее характерна специализация на электронной промышленности. На ее предприятиях обычно занято до 3/5 всей рабочей силы ЭПЗ [22]. При этом преобладают предприятия, не требующие больших затрат и ориентирующиеся на продукцию самого массового спроса (компьютеры, средства связи, электронные часы и игры и т. п.). На втором месте по инвестициям и численности занятых - швейная и текстильная промышленность, производство спортивного инвентаря и др.

Больше всего экспортно-производственных зон в развивающихся странах зарубежной Азии, в первую очередь новых индустриальных. Всего в середине 1990-х гг. их было около 100. В качестве примеров наиболее эффективных и хорошо зарекомендовавших себя обычно приводят ЭПЗ Республики Корея (Масан), о. Тайвань (Гаосюн), Малайзии (Пинанг), Филиппин (Багио), Сингапура (Джуронг). Но такие зоны есть также в Индии, Индонезии, Пакистане, Таиланде, Сирии, Иордании.

Кроме экспортно-производственных в развивающихся странах Азии встречаются и СЭЗ других типов. Кстати, в международных аэропортах Сингапура и города Дубай (ОАЭ) расположены крупнейшие в мире центры - магазины беспошлинной торговли по системе «Дьюти фри».

В мировой хозяйственной практике широкую известность получили СЭЗ, созданные в конце 70-х гг. в юго-восточных районах Китая и прошло в своем развитии несколько этапов. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Успешный опыт, накопленный Китаем в первые годы их функционирования, позволил этой стране в середине 80-х гг. увеличить число СЭЗ. Важнейшими факторами, обеспечившими успех, стали продуманная и последовательная налоговая политика, а также стабильность нормативной базы.

Ныне на пять специальных экономических зон Китая приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того еще в 1980-х гг. 14 приморских городов

Китая получили статус открытых. А в 1990-х гг. был создан свободный экономический район Пудун (в Шанхае), которому китайское правительство отводит ключевую роль в увеличении открытости экономики.

Латинская Америка по числу свободных экономических зон лишь немногим уступает зарубежной Азии. Первоначально в этом регионе создавали преимущественно зоны свободной торговли (в портах и пограничных транспортных узлах), но затем стали преобладать экспортно-производственные зоны. Большое развитие получили также разного рода оффшорные центры [30].

Обычно отдельные страны Латинской Америки имеют сравнительно небольшое число СЭЗ, которые целенаправленно создаются правительствами этих стран и имеют четкую специализацию.

Примером очень крупной и комплексной зоны может служить СЭЗ «Манаус» в бразильской части Амазонии, занимающая площадь в 3,6 млн км2. А в Мексике, напротив, создавали небольшие СЭЗ, фактически на базе отдельных предприятий, поэтому число их очень велико. Разного вида СЭЗ функционируют также в Чили, Колумбии, Уругвае, в небольших странах Центральной Америки и на островах Карибского моря [22].

В Африке свободные экономические зоны пока получили меньшее распространение - в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и в Египте.

Далеко не все попытки создания свободных экономических зон в развивающихся странах оказались успешными. Под влиянием прежде всего политической нестабильности (доходившей до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически перестали функционировать.

В странах с переходной экономикой свободные экономические зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центрально-Восточной Европы первыми еще в 1960-х гг. их стали создавать СФРЮ и Венгрия. Затем они появились и в других странах.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 7(115)

В условиях планово-централизованной экономики эти СЭЗ рассматривались как элементы рыночной экономики, способные привлечь иностранные инвестиции.

После того как страны Центрально-Восточной Европы в 1990-х гг. перешли к рыночной экономике, значение СЭЗ еще более возросло. Среди них здесь преобладают экспортно-производственные зоны, но встречаются и СЭЗ других типов, например имеющие главной целью увеличение занятости в старо-промышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше - на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной.

Стремление, воспользоваться в условиях России международным опытом в образование ряда СЭЗ, началось в конце 1980-х гг., и к середине 1990-х гг. Среди них есть и более узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории (в частности, зоны в Калининградской области, СЭЗ «Находка» на Дальнем Востоке).

В 2005 г. Госдума приняла закон об особых экономических зонах (ОЭЗ), на территории которых предприятия будут пользоваться налоговыми и таможенными льготами. Создание их уже началось. В 2011 году количество официально утвержденных и действующих СЭЗ достигало уже на 24 [22].

Однако практика их функционирования показывает, что они не стали ускорителями экономического роста и в целом пока не оправдали возлагавшихся на них надежд, хотя и позволили решить некоторые локальные проблемы. По отметкам экспертов, среди основных причин слабого развития этой формы хозяйствования является незавершенность нормативно-правовой базы.

Мировая хозяйственная практика показывает, что в условиях глобализации экономики, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций и углубления интеграционных процессов, свободные экономические зоны (СЭЗ) начали активно действовать как фактор ускоренного экономического роста в различных странах мира.

Принятие Закона Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 25 апреля 1996 года, стало первым шагом становления и развития СЭЗ в Узбекистане. И в этом законодательно закреплены вопросы создания и дальнейшего эффективного функционирования в республике СЭЗ. Несмотря на то что, до недавнего времени данный механизм использовался достаточно ограниченно. Но начиная с 2017 года ситуация кардинально изменилась и велась широкомасштабные работы в этой сфере. По инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева была принята Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 20172021 годах и это дал новый импульс созданию и развитию СЭЗ в отдельных регионах страны.

Практику создания СЭЗ в Узбекистане условно можно разделить на четыре основные этапы развития:

I этап: возникновение свободной индустриально-экономической зоны «Навои», созданной в декабре 2008 года [1].

II этап: создание в соответствии с меморандумом о взаимопонимании по реализации проекта создания узбекско-китайского промышленного парка в Узбекистане, специальной индустриальной зоны «Ангрен в Ташкентской области, образованная в апреле 2012 года [2], и свободной экономической зоны «Джизак» с филиалом в Сырдарьинском регионе, действующая с марта 2013 года [3].

III этап: создание ещё четырех новых свободных экономических зон [4,5,10] - «Ургут», «Гиж-дуван», «Коканд» и «Хазарасп», в Бухарской, Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областях, проектная стоимость которых составляет 23 млрд. сумов.

На IV этапе данного процесса: начали действовать семь СЭЗ фармацевтической направленности - «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустон-лик-фарм» и «Паркент-фарм» [6].

Главной целью создания СЭЗ в Узбекистане является решение стратегических задач экономического развития проблемных регионов на основе высокотехнологичных экспортоориенти-рованных производств, и формирования внешнеторговых механизмов инновационного разви-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 7(115)

тия за счет привлечения локальных и иностранных инвестиций.

На наш взгляд, свободные экономические зоны в Узбекистане, это один из важнейших инструментов экономической политики привлечения инвестиций для внедрения инновационных идей, ноу-хау, технологий, а также расширения экспортного потенциала страны путем поддержки отстающих регионов нашей республики.

Подводя итоги практики становления и развития СЭЗ развитых и развивающихся стран, считаем целесообразным, что применение положительных сторон международного опыта функционирования СЭЗ в Узбекистане, несомненно, приведет к обеспечению макроэкономической стабильности, устойчивому экономическому росту и улучшению благосостояния населения страны в целом.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 г. № УП-4059 «О создании свободной экономической зоны в Навоийской области».

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 г. № УП-4436 «О создании свободной экономической зоны «Ангрен».

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2013 г. № УП-4516 «О создании свободной экономической зоны «Джизак».

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 г. № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон».

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 января 2017 года «О создании свободных экономических зон - «Ургут», «Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп»».

6. Указ Президента Республики Узбекистан от 3 мая 2017 г. № УП-5032 «О создании свободных экономических зон «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм»

7. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2017 года №ПП-3175 «О мерах по усилению координации и повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон».

8. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 г. № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон».

9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 г. № ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон».

10. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 г. № 196 «О мерах по организации деятельности свободных экономических зон».

11. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2017 г. №341 «О мерах по опережающему развитию транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры на территориях СЭЗ «Ургут», СЭЗ «Гиждуван», СЭЗ «Коканд» и СЭЗ «Хазарасп» на 2017-2019 годы».

12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 января 2018 г. №29 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года № ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон».

13. Махмудов Р. Открытие вопроса «Закрытой экономики»: Идея национального суверенитета опрокидывает идею глобализации. // «Экономическое обозрение», 2016, №9(201).

14. Кудров В.М. Мировая экономика: Социально-экономические модели развития: Учеб. пособие.- М.: «Магистр: Инфра-М», 2014.

15. Багудина Е.Г. Экономический словарь. - М.: «Проспект», 2008.

16. Гурова И.П. Мировая экономика. - М: «Инфра-М», 2008.

17. Максаковский В.П. Географическая картина мира. - М.: «Дрофа», 2007.

18. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

19. Дергачев В.А. Международные экономические отношения. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2005.

20. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: «Экономистъ», 2004.

21. Динес И., Швыряев Я., Володин В., Зубов В., Семенов В., Боос Г. «Нужны ли России свободные экономические зоны?»// «Экономика России. XXI век», 2003, №4.

22. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. // http:// www.rosoez.ru/news/press_service/

23. https://ru.sputniknews-uz.com/economy/20170919/6337542/uzbekistan-sez-novie-proekti. html

24. https://ru.sputniknews-uz.com/economy/20170113/4592566/ekonomicheskie-zony.html

25. https://ru.sputnik-tj.com/asia/20170505/1022228161/mirziyoev-uzbekistan-svobodnaya-ekonomicheskaya-zona.html

26. http://www.lektsii.com/2-54060.html

27. https://studopedia.org/8-62950.html

28. http://center-yf.ru/data/economy/Rol-svobodnyh-ekonomicheskih-zon-v-mirovoi-ekonomike.php

29. http://cool4student.ru/node/237

30. http://geo.1september.ru/article.php?ID=200202310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.