Научная статья на тему 'Создание свободных экономических зон и их функционирование в экономике Алтайского края'

Создание свободных экономических зон и их функционирование в экономике Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
814
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мищенко Валерий Викторович, Гурьевских Владимир Васильевич

Данная статья рассказывает о деятельности свободной экономической зоны (СЭЗ) "Алтай". Основною задачей статьи является показать перспективу развития СЭЗ в Алтайском крае. СЭЗ "Алтай" является типичной российской СЭЗ, поэтому ее опыт может быть полезным. Кроме того, статья содержит материал о зарубежном и отечественном опыте функционирования СЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of free economy zone and its functioning in economy of Altai territory

Given article tells about activity of Free economic zone (FEZ) "Altai". The main aim of article is to show outlook of development of FEZ in Altai territory. FEZ "Altai" is a typical Russian zone. On this its experience can be useful. Besides, the article contains a material about foreign and domestic experience of functioning of FEZ.

Текст научной работы на тему «Создание свободных экономических зон и их функционирование в экономике Алтайского края»

В. В. Мищенко, В.В. Гурьевских

Создание свободных экономических зон и их функционирование в экономике Алтайского края

Об истории свободных экономических зон в мировом хозяйстве

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в хозяйственную практику многих государств. Они существуют в различных странах мира. По некоторым оценкам, в мире их функционирует около 2 тысяч. Между тем в отечественной практике они остаются явлением малоизвестным и экзотическим. Большинство людей слабо представляют себе, что такое СЭЗ и для чего они нужны.

СЭЗ можно определить как часть территории государства, на которой специально в законодательном порядке созданы благоприятные условия для социально-экономического развития страны и достижения экономического роста и активизации хозяйственной деятельности.

Как считают отдельные исследователи, история СЭЗ началась еще в древности. Утверждается, что крупным центром свободной торговли в античности, во времена Первого Афинского морского союза, был остров Делос.

Относительно современная история СЭЗ начиналась с 1510 г., когда испанский конкистадор Васко Нумес де Бальбоа высадился на панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими сподвижниками «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр.

Первой СЭЗ в Европе считается итальянский Ливорно, который в 1547 г. был объявлен городом свободной торговли, и там торговцы добились права вести свободную торговлю, не облагаемую налогом. Фактический статус СЭЗ имели и города Ганзейского союза (север Германии, XVI-XVII вв.) . В XVII в. зоны свободной торговли были созданы в портах, итальянском Триесте и хорватском Шибенике.

В 1782 г. появилась зона транзитной торговли в Бангкоке, в 1819 г. в Сингапуре, в 1841 г. в Гонконге, в 1853 г. в Адене, в 1859 г. в Джибути.

В 1934 г. Конгресс США утвердил закон о зонах свободной торговли с целью активизации внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек. После Второй мировой войны такие территории постепенно ста-

ли сменяться зонами, ориентированными на производство.

В конце 50-х гг. зарождаются СЭЗ, соединяющие в себе торговые и производственные функции. Первая такая экспортно-промышленная зона была создана в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорту «Шеннон», ее территория равнялась всего 15 га. Вначале цель ставилась скромная - получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, результат превзошел ожидания. В зоне «Шеннон» широко практиковался импорт комплектующих и экспорт готовой продукции при льготной вывозной пошлине.

В 1978 г. была создана Мировая ассоциация зон экспортной переработки (WEPZA) при Организации ООН по промышленному развитию (UNIDO). Цель этой структуры - сбор информации о СЭЗ данного типа, распространение информации о них, обучение управлению зонами. Ежегодный членский взнос -$5000.

Важной вехой для СЭЗ стало принятие приложения VIII к Киотской конвенции ГАТТ в 1973 г. Это основной нормативный акт на международном уровне, регулирующий создание и деятельность СЭЗ.

Свободные экономические зоны в России

Идея создания открытого регионального сектора и СЭЗ в экономике СССР возникла в Госплане СССР под влиянием успехов, достигнутых Китаем к середине 80-х гг. В СССР СЭЗ рассматривалась как компактная территория с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что СЭЗ будут функционировать в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием.

Практическая работа по формированию СЭЗ началась с выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. №1405, в котором предусматривалось создание СЭЗ «Выборг» и «Находка». К началу 90-х гг. государственная политика в отношении свободных зон дополнилась множеством террито-

риальных инициатив по региональному развитию и международному сотрудничеству. Эти инициативы получили свое воплощение после того, как в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень. Процесс появления СЭЗ стал политическим, а не экономическим, и СЭЗ для союзных республик стали средством получения экономической и политической независимости от Центра.

В июле-сентябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР, Правительство России спешно приняли несколько документов, объявлявших об открытии одиннадцати СЭЗ: в Находке, Ленинграде, Зеленограде, Выборге, в Алтайском крае, Сахалинской, Новгородской, Кемеровской, Читинской и Калининградской областях, Еврейской автономной области. Площадь регионов, получивших статус СЭЗ, составила 1 млн кв. км. (7% территории страны) . Численность населения, проживающего на территории зон, составила 18,5 млн чел. (13% населения страны) . Совет Министров РСФСР почти автоматически утвердил отдельное положение по каждой зоне, закреплявшее хозяйственно-правовой статус ее в качестве либо зоны свободного предпринимательства (например, Ленинград), либо свободной экономической зоны (например, Находка). Формальные и фактические различия между этими статусами не проводились. Набор предоставленных налоговых и таможенных льгот был практически одинаковым. Также был упрощен порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями и осуществления экспортно-импортных операций.

В том же 1990 г. в стране была организована Международная ассоциация развития СЭЗ (МАРСЭЗ). К сожалению, создать нормально работающие СЭЗ в СССР, а затем и в России тогда не получилось. Причин было несколько:

- предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и края, были заведомо нереальными. Для необходимого инфраструктурного обустройства большинства учрежденных зон потребовались бы колоссальные капиталовложения, обеспечить которые российское правительство было не в состоянии. Из мировой практики известно, что даже для малой зоны (до 3 кв. км) требуются десятки миллионов долларов;

- необоснованная массовая раздача зональных преференций (предпочтений) разным территориальным образованиям без четких на то критериев, которая привела к массовому воз-

никновению бесполезных для страны зон;

- царивший в то время паралич власти в Центре и региональный сепаратизм на местах не способствовали успеху такого серьезного дела, как создание СЭЗ. Боровшимся в начале 90-х гг. за власть группировкам было не до экономических преобразований.

К началу 1993 г. в правительстве наметилась линия на ликвидацию «суперзон». На закрытие ранее объявленных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г. : законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (закон РФ «О таможенном тарифе») и очередная отмена налоговых льгот в зонах (письмо-распоряжение Государственной налоговой службы РФ и Минфина РФ) . Хотя иностранным инвесторам были выданы гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед (Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г.), над зонами нависла атмосфера бесперспективности, точнее, перспектива «сжатия» до крохотных экспортных анклавов. Такое развитие событий не столько отвечало задаче развертывания в стране зональной практики, сколько отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус СЭЗ в пределах национального экономического пространства. К осени 1994 г. наметились следующие основы российской зональной политики:

- урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров российских зон, исключающее создание относительно крупных СЭЗ;

- чисто формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее будущих особенностей, взаимоувязки с промышленной политикой;

- бюрократизированная система управления зонами, сопряженная с многочисленными ведомственными согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе «снизу».

Примечательно, что в разрез с курсом на организацию исключительно локальных зон правительство предоставило эксклюзивные льготы отдельным территориям (внешнеторговые - Калининградской области; финансовые

- Находке, Сахалинской области, Еврейской АО) , а также учредило зону экономического благоприятствования - Республика Ингушетия.

Видя неудачные попытки Государственной Думы РФ принять закон о СЭЗ и нежелание центральной власти заниматься этим вопросом, региональные руководители и представительные органы власти стали самостоятельно создавать СЭЗ, разрабатывать для них местные законы.

В настоящее время более десяти законодательных органов субъектов РФ утвердили в установленном порядке свои региональные законы о создании на своих территориях СЭЗ, например, в Ленинградской области принят закон «О СЭЗ Ленинградской области»; в Москве

- закон «О территориальной единице с особым статусом - Московский международный деловой центр "Москва-Сити"».

Аналогичные решения приняты в Алтайском и Красноярском краях, Калмыкии, Московской, Новгородской областях и других регионах. Введение представительными органами субъектов РФ таких законов снижает налогооблагаемую базу предприятий малого и среднего бизнеса в СЭЗ на 50-70%.

К середине 2000 г. 19 субъектов РФ имели собственные СЭЗ. Также идет работа по созданию новых СЭЗ в Татарстане, Карелии, Амурской области и пр. Практически все отечественные регионы хотят организовать на своей территории свободную зону.

Нельзя сказать, что федеральный центр самоустранился от дела создания СЭЗ. Тем более, что в декабре 1999 г. Государственной Думой был принят в первом чтении проект Закона РФ «О Свободных экономических зонах». Приходится констатировать, что руководство страны так до конца и не решило, нужны ли СЭЗ России или нет.

Перспективы развития свободных экономических зон в нашей стране

В 1999 г. Государственная Дума РФ одобрила в первом чтении закон о СЭЗ, и направление формирования СЭЗ в России во многом реанимировано. СЭЗ получают новую возможность закрепиться в нашей стране, стать важной частью российской экономики, и необходимо как минимум не повторить старых и не наделать новых ошибок.

Организация и развитие СЭЗ в России - это не столько дело федеральных властей, сколько дело региональных органов управления. История современной России показывает, что какие бы проекты ни провозглашались, их успех или неуспех зависел от инициативы и желания руководства субъектов РФ. Так может быть и сейчас, именно регионы могут стать основной движущей силой в деле создания дееспособных СЭЗ.

В поддержку этого утверждения говорит и то, что именно территории были и остаются приверженцами идеи внедрения СЭЗ в России. Так что основная работа будет осуществляться регионами.

Субъекты РФ при организации федеральных СЭЗ будут друг другу не партнерами, а конку-

рентами. Каждый из регионов захочет, чтобы на его территории размещалась одна из федеральных СЭЗ, а для этого надо будет приложить все усилия, чтобы войти в число победителей данного общефедерального конкурса. Именно размещение на своей территории свободной зоны с федеральным статусом должно стать основным направлением в деятельности властей субъектов РФ в зональной сфере. Федеральные СЭЗ из-за их льготного статуса станут наиболее привлекательными объектами вложения средств для инвесторов. Зоны, не имеющие федерального статуса, будут довольствоваться ролью аутсайдера.

Получение федерального статуса - это главная задача любой российской СЭЗ. Что же надо для этого сделать?

1. Деятельность почти всех ныне существующих СЭЗ не отвечает общероссийским интересам. Региональные СЭЗ служат только частным интересам отдельных субъектов РФ. Как правило, при помощи СЭЗ территории переманивают друг у друга крупных налогоплательщиков. Такие зоны не должны принимать участия в Федеральной программе развития СЭЗ. Чтобы СЭЗ стала федеральной, она должна сделать упор в своей деятельности на производство и развитие науки, делом доказать свою необходимость и полезность для всей российской экономики. Важно, чтобы в состав зоны вошли крупные производства, научные центры, и тем самым будет показана перспективность данной СЭЗ.

2. Федеральная СЭЗ может размещаться в том регионе, где местная власть покажет в этом свою заинтересованность, которая выразится в принятии необходимого местного законодательства по СЭЗ.

3. Легче заполучить к себе СЭЗ, если договориться с другими субъектами РФ, на территории каждого из партнеров-регионов размещается одна из субзон общей федеральной СЭЗ.

4. Можно договориться с центром о своеобразном обмене. Вы нам - федеральную СЭЗ, мы Вам - отказ от части своей доли в Федеральном фонде поддержки регионов (ФФПР). Возможны и другие варианты.

Это основные законные способы разрешения на своей территории СЭЗ с федеральным статусом.

Получение федерального статуса не означает, что зона немедленно начнет работать, а инвестиции потоком направятся туда. Иностранные инвесторы неохотно идут в Россию, отечественные предприниматели стремятся укрыть свой капитал за заграницей. Федеральный

статус получит несколько СЭЗ. Очевидно, именно между ними развернется жесткая борьба за тех немногочисленных инвесторов, которые решатся вести дела в России. Чтобы зона начала работать, надо создать условия для предпринимательской деятельности участников СЭЗ. Создание этих условий - одна из основных задач региональных властей. Очевидно, у кого условия окажутся лучше, у того и зона будет лучше работать.

К необходимым условиям относятся:

- твердая гарантия сохранности средств, вложенных инвестором в СЭЗ. Помимо правовых гарантий, участникам СЭЗ должны быть представлены гарантии экономические. Должен быть создан специальный страховой фонд в СЭЗ по возмещению возможных убытков инвестора;

- необходимость развивать инфраструктуру зоны. Отсутствие нормальной инфраструктуры делает существование СЭЗ маловероятным;

- защита участников СЭЗ от внерыночных и незаконных субъектов экономики (криминал и т.п.), их физическая и экономическая безопасность . Для этого должны быть задействованы ресурсы всех федеральных и региональных ведомств .

Участники СЭЗ должны пройти строгую проверку и доказать отсутствие связей с криминальной средой. Допуск в зону должен быть только по специальным пропускам. Здесь должны быть свой суд, прокуратура, отделение милиции, таможня, налоговая инспекция и т.п. СЭЗ должна стать эталоном безопасности и порядка.

Для привлечения большего количества инвесторов в СЭЗ надо ее рекламировать, создавать зоне и региону положительный образ. Для этого, кроме рекламных и заказных материалов в средствах массовой информации, необходимо проводить на территории СЭЗ международные и общероссийские встречи деловых людей, выставки достижений местной науки и промышленности, ярмарки. Надо показать, что именно данные СЭЗ и регион - центр научной и деловой жизни в России. Помимо этого необходимо организовать сеть представительств СЭЗ в других странах и регионах России, выпускать специальную литературу о СЭЗ. Если все эти мероприятия будут проведены, то зона заработает.

Источники инвестиций для организации и развития СЭЗ:

1. Специальные средства бюджетов всех уровней.

2 . Взносы участников СЭЗ.

3. Доходы от реализации акций и облигаций.

4. Кредиты банков.

5. Средства инвесторов, привлеченные под конкретные проекты (строительство дорог,

электростанций, складов и т.п.) .

6. Выручка от реализации продукции и ус-

хуг.

7 . Продажа лицензий для осуществления отдельных видов деятельности на территории СЭЗ.

8. Прочие поступления и доходы.

В этой связи необходимо отметить, что процесс создания СЭЗ зависит не только от экономических факторов, а в первую очередь от оперативности, глубины проработки тех или иных управленческих решений, от компетентности и профессионализма руководства зоны. Так что не только деньги являются определяющим фактором при создании СЭЗ.

В дальнейшем необходимо строго следить за деятельностью и функционированием СЭЗ. Она должна действительно стать и оставаться центром экономического роста, современных технологий и НТП. Зона должна помогать региону в решении его социально-экономических проблем.

Мировой опыт показывает, что очень часто СЭЗ становятся средоточием экологически грязного производства. Экономически развитые государства стремятся вывезти в другие страны химическую, металлургическую и подобную промышленность.

Контроль за функционированием СЭЗ - это третья задача руководства субъекта РФ.

Свободные экономические зоны в Алтайском крае

Алтайский край является одним из регионов, на территории которого в настоящее время функционирует СЭЗ. История СЭЗ в крае началась в 1990 г., когда он наряду с несколькими другими регионами РСФСР, на основании постановления Верховного Совета РСФСР, одним из первых получил зональный статус. Тогда в составе края еще находилась Республика Алтай.

В 1991 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР №314, в котором было утверждено Положение о СЭЗ Алтайского края (СЭЗ «Алтай»). За СЭЗ «Алтай» был закреплен льготный налоговый и таможенный режим; был упрощен порядок осуществления экспортноимпортных операций, создания предприятий; были даны гарантии правовой защиты иностранных инвестиций. Генерального управляющего СЭЗ должен был назначать Совмин РСФСР. На первоначальном этапе предусматривалось совмещение этой должности с должностью председателя крайисполкома. В положении о СЭЗ «Алтай» был прописан широкий набор льгот для хозяйствующих субъектов зоны. Алтайский край, получив статус СЭЗ, планировал привлечь иностранных инвесторов для освоения своих месторождений полезных ископаемых, развития туризма, технического пере-

вооружения местной промышленности. Были подготовлены несколько инвестиционных проектов . Предполагалось освоение месторождений полиметаллических руд, железной руды, угля, золота. Планировалось создание в аэропорту Барнаула грузового терминала. Проектов было много, а средств мало. Из-за отсутствия финансирования проект по созданию СЭЗ «Алтай» так и остался на бумаге. Фактически руководство края забыло об идее создания СЭЗ на Алтае до 1996 г.

21 октября 1996 г. вышло Постановление Правительства РФ №12 66, в котором снова прозвучала идея о создании свободной зоны на территории края с целью улучшения экономического положения Алтая. Это постановление фактически реанимировало старые документы о СЭЗ «Алтай».

20 ноября 1996 г. районный совет депутатов Немецкого национального района Алтайского края принял постановление о создании на своей территории СЭЗ. 29 ноября 1996 г. был заключен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Алтайским краем. В этом договоре имеется упоминание о СЭЗ «Алтай», т.е. появилась реальная предпосылка к созданию на территории края СЭЗ.

Еще одно немаловажное событие, повлиявшее на возрождение СЭЗ «Алтай». Это деятельность эколого-экономической зоны «Горный Алтай», образованной в ноябре 1991 г. Республика Алтай организовала на своей территории оффшорную зону, и предприятия края интенсивно стали там регистрироваться. Бюджет Алтайского края стал нести ощутимые потери. Для предотвращения ухода других предприятий края и возвращения уже ушедших в определенной степени и потребовалось создание своей зоны.

3 февраля 1997 г. был принят Закон Алтайского края о СЭЗ «Алтай». Этим законом территория функционирования СЭЗ «Алтай» была определена в границах Первомайского и Немецкого районов.

Первомайский район расположен в центральной части края, рядом с Барнаулом. Административный центр - Новоалтайск. Площадь -3,6 тыс. кв. км. Население - 55 тыс. чел. В районе 52 села. Основные направления промышленности - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, древесины, машиностроение. По территории района проходят автотрассы: Новосибирск - Барнаул -Семипалатинск, Барнаул - Бийск -Ташанта, Алтай - Кузбасс. Имеется крупная железнодорожная станция Алтайская.

Немецкий национальный район расположен в северо-западной части края. Площадь -1,4 тыс. кв. км. Население -20,5 тыс. чел. Ад-

министративный центр - с. Гальбштадт. В районе 16 сел. Рек и озер нет. Основные направления экономики - сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство кормов, связь. За последние десять лет крупные денежные средства в развитие района сделаны бундестагом ФРГ. По территории района проходит шоссе республиканского значения Слав-город - Камень-на-Оби. Размещение СЭЗ в этом районе рассчитано в первую очередь на привлечение инвесторов из Германии. Железной дороги нет.

СЭЗ «Алтай» фактически начала функционировать с мая 1997 г., после завершения разработки и утверждения всей необходимой правовой базы и прохождения организационного периода формирования СЭЗ «Алтай» и Комитета по координации и развитию СЭЗ «Алтай» Главэкономики Алтайского края. В 1998 г. на основании Постановления Краевого Законодательного Собрания №111 в состав СЭЗ «Алтай» вошел аэропорт Барнаула.

Из управленческих решений следует отметить в 2000 г. ликвидацию собственной администрации СЭЗ «Алтай» и создание на ее базе краевого государственного предприятия с полной сменой руководства.

Деятельность свободной экономической зоны «Алтай»

Алтайская зона является типичной российской СЭЗ. В связи с этим представляет интерес деятельность и перспективы СЭЗ «Алтай».

СЭЗ «Алтай» имеет ярко выраженный оффшорный характер. Подавляющее число участников СЭЗ являются представителями других регионов России. Интересна динамика соотношения алтайских и прочих участников СЭЗ в 1997 г. Если в мае их соотношение было 50 на 50% соответственно, то в декабре 1997 г. их соотношение составило 17 на 83%. К 1999 г. это соотношение еще больше увеличилось в пользу неалтайских компаний. СЭЗ «Алтай» также ведет жесткую конкурентную борьбу с иными оффшорными российскими зонами, в частности с Ингушетией и Горным Алтаем. СЭЗ «Алтай» удалось переманить оттуда немало предприятий.

За период функционирования СЭЗ «Алтай» с 1997 по 2000 г. зарегистрировано 1278 предприятий. За несоответствие целям и задачам создания СЭЗ лишены статуса ее участника 440 предприятий (несоответствие заключается в основном в неуплате членских взносов и задолженности в бюджет) . В конце 200 0 г. в СЭЗ «Алтай» было зарегистрировано 838 хозяйствующих субъектов, из них 213 в Немецком районе, 625 - в Первомайском районах.

Таблица 1

Поступление денежных средств от участников СЭЗ «Алтай» за 1997-1999 гг., руб.

Показатель 1997 1998 1999

1. Налоговые поступления в бюджеты: 5571 53824 190874

в том числе: федеральный бюджет 4903 39124 157226

местный бюджет 668 14700 33648

2. Платежи во внебюджетные фонды: 2198 20541 26630

в том числе: пенсионный фонд 1781 15803 20598

Фонд медицинского страхования 221 1859 2577

Фонд занятости 89 824 926

Фонд социального страхования 107 2055 2529

3. Всего 7769 74365 217504

В итоге общая сумма поступлений за 19971999 гг. составила 326354 тыс. руб. За это время участниками СЭЗ «Алтай» было предоставлено льгот на сумму 218,4 млн руб., т.е. на 108 млн руб. меньше размера средств, поступивших от них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 1, в 1999 г. в бюджеты различных уровней от участников зоны поступило 190,9 млн руб., что составляет 77,7% от всех налоговых поступлений на территориях функционирования зоны. Хотя доля участников

СЭЗ «Алтай» в общем количестве предприятий, находящихся на территориях Первомайского и Немецкого районов, составляет только 43,1%. За счет получения налоговых льгот предприятия реализуют программы развития производства, приобретают основные средства и осуществляют модернизацию. Кроме этого, предприятия - участники зоны - за 1997-1999 гг. внесли вступительные и ежеквартальные взносы в размере 26,7 млн руб.

Таблица 2

Поступление и расходование целевых средств участников СЭЗ «Алтай» за 1997-1999 гг. , тыс. руб.

№ Показатели Всего В том числе по годам

1997 1998 1999

1. Поступило целевых средств 26717 2452 7969 16296

2. Израсходовано 20633 1666 6497 12470

2.1 Перечислено в краевой бюджет 605 206 399 -

2.2 Содержание администрации СЭЗ 7005 1406 3373 2172

2.3 На развитие инфраструктуры СЭЗ

(аудиторское сопровождение) 918 - 918 -

2.4 На социальные и экономические

программы края 12105 - 1807 10298

3. Остаток средств на начало соответствующего прогноза 6084 786 2268 6084

Расходование средств СЭЗ «Алтай» осуществлялось только согласно указанию краевого Совета депутатов и администрации края.

На 1 февраля 2000 г. в крае зарегистрировано 17 совместных предприятий, в том числе 5 предприятий, имеющих имущественный комплекс на территории Алтайского края, которые помимо базовых капиталовложений в уставный капитал реализуют согласованные с админист-

рацией края инвестиционные проекты. Данные проекты направлены на развитие медицины, добычу и комплексную переработку полиметаллических и железных руд, развитие энергетики, производства и обеспечение населения товарами народного потребления. Общая стоимость финансирования проектов совместных предприятий составляет 32 0 млн долл. США. Период внедрения проектов - 1998-2003 гг.

Таблица 3

Участие коммерческих организаций с иностранным капиталом в реализации инвестиционных проектов

Н аим енование предприятия Страны -учредители, участники СЭЗ «Алтай» Наименование проекта р азвития Цена проекта, тыс. $ США

ЗАО «Биотерм» Россия -Украина Развитие медицины 16

ЗАО «СКОМС» Россия-Китай Обеспечение населения товарами народного потребления 85

ОАО «Сибирь -Полиметаллы» Россия-Кипр Добыча и переработка полиметаллических и железных руд 154000

ОАО «Барнаульская ТЭЦ-4» Россия-Кипр Развитие энергетики 165000

ЗАО «СП Алтай СРН Химия» Россия -Г ермания Развитие производства товаров народного потребления 13

Таблица 4

Информация об акционерных обществах-участниках СЭЗ «Алтай» с иностранным капиталом

Наименование предприятия Страны-учре-нители, участники СЭЗ «Алтай» Дата регистрации участника СЭЗ «Алтай» Распределение уставного капитала между учрудителями

Россия страна-партнер

ты с. руб. доля, % тыс. руб. доля, %

ЗАО «Биотерм» Россия- Украина 03.08.96 246 66 136 34

ЗАО «СКОМС» Россия- Китай 29.10.97 26 93 2 7

ОАО «Сибирь-По -лиметаллы» Россия-Кипр 10.04.98 62 50 62 50

ОАО «Барнаульская ТЭЦ-4» Россия-Кипр 10.04.99 62 50 62 50

ЗАО «СП Алтай СРН Химия» Россия-Г ермания 16.07.98 200 50 200 50

Можно добавить, что 17 СП в СЭЗ «Алтай» составляют 4,5% от общего числа СП, зарегистрированных в Алтайском крае.

С ростом числа предприятий-участников СЭЗ «Алтай» (с 325 в 1997 г. до 838 в 2000 г.) возрастает число работающих на них. К концу 1997 г. на предприятиях СЭЗ работало 3105 чел., на 1 января 1999 г. - 6894 чел., на 1 февраля 2000 г. экспертно определено увеличение рабочих мест до 9700.

Каждое предприятие-участник СЭЗ «Алтай», имеющее имущественный комплекс на территории края, имеет разработанный и утвержденный администрацией бизнес-план. По итогам его реализации конкурсная комиссия администрации края заслушивает руководителей предприятий. Бизнес-планы предприятий предусматривают их участие в социальном и экономическом развитии Алтая по конкретным направлениям .

Функционирование зоны приносит краю пользу. Но, несмотря на это, перспектива получения СЭЗ «Алтай» федерального статуса маловероятна. Почему?

Доводы за размещение на территории края СЭЗ с федеральным статусом:

1. СЭЗ «Алтай» по настоящему начала работать с 1997 г. За 3,5 года зона доказала свою полезность и необходимость для края. В настоящее время, по официальным источникам, СЭЗ «Алтай» динамично развивается. Предоставление зоне статуса должно способствовать еще большему ее подъему.

2. С начала 90-х гг. регион ведет целенаправленную работу по развитию на своей территории СЭЗ. За эти годы создана необходимая правовая база. Власти края и органы местного самоуправления действуют в этом направлении единым фронтом. Видно большое желание администрации края участвовать в организации и развитии СЭЗ.

3. Алтайский край является пограничным районом России, т.е. возможно создание свободной таможенной зоны и зоны экспортного производства, ориентированных на Казахстан и Среднюю Азию.

4. Алтай расположен на перекрестке между Сибирью, Средней Азией, Монголией и Китаем. Мировой и российский опыт показывает, что подобные «перекрестные» и «мостовые» СЭЗ имеют хорошую перспективу. В этом отношении интересен опыт Новгородской области, которая сумела стать мостом между Санкт-Петербургом и Москвой. Многие крупные зарубежные компании разместили на территории области свои производства. Алтайский край

вполне может из географического стать экономическим перекрестком Азии.

Доводы против размещения:

1. Край не обладает необходимыми условиями и инфраструктурой для размещения нормальной СЭЗ:

1) край не обеспечивает себя самостоятельно электроэнергией и топливом;

2) плохо развиты шоссейные и железные дороги;

3) отсутствуют научные центры с необходимой специализацией;

4) недостаточно развита финансово-кредитная система и т. д.

2. СЭЗ «Алтай» в 2000-2001 гг. - это внутригосударственный о££зЬоге, в перспективе «черная дыра» российской экономики, наподобие Ингушетии. СЭЗ «Алтай» приносит пользу только Алтайскому краю, в ущерб интересам других регионов, из которых «сбегают» налогоплательщики .

3. Размещение федеральной СЭЗ на территории Алтайского края обойдется дороже, чем в соседних регионах - Новосибирской, Омской, Кемеровской областях (лишь один фактор, имеющийся у них, - Транссибирская магистраль -много стоит) .

Доводы «против» перевешивают доводы «за». СЭЗ «Алтай» не сможет решать общефедеральные задачи, у нее мало шансов стать центром экономического роста Западной Сибири.

Каким же образом СЭЗ «Алтай» все-таки может получить федеральный статус?

1. Алтайский край - один из наиболее отсталых и бедных регионов России. Он вместе с Дагестаном и Приморьем является лидером по объему средств, получаемых из Федерального фонда поддержки регионов. Алтайский край -это стопроцентный дотационный субъект Федерации, обуза для федерального бюджета. Власти края должны доказать Правительству РФ, что придание СЭЗ «Алтай» федерального статуса станет отправным моментом экономического подъема Алтая. Это доказывается мировым опытом. Например, в экономически депрессивных районах США с высоким уровнем безработицы создаются СЭЗ в несколько квадратных километров. Подобные зоны являются малой финансовой обузой для бюджетов различного уровня, а активизирующееся предпринимательство и растущая занятость в них приводят к снижению расходов на социальные программы. Подобный опыт полезно перенести и на российскую землю, в частности, в Алтайский край. Вполне возможно, что в дальнейшем размещение специальных федеральных

СЭЗ на территории экономически отсталых регионов станет одним из основных способов экономического выравнивания субъектов Федерации.

2. Сибирь и Алтайский край как ее часть занимают в России периферийное положение. Сибирь интересна для остальной России прежде всего как поставщик топлива и сырья. В Европейской России развивается перерабатывающая промышленность, современное производство, в Сибири - добывающая промышленность, экономически грязное производство. Такое положение не устраивает сибирские субъекты Российской Федерации, да и федеральное правительство тоже. Федеральные СЭЗ должны помочь Сибири выправить свое положение. В деле развития СЭЗ сибирские регионы должны иметь единую позицию.

На первоначальном этапе образуется единая СЭЗ в Сибири с центром в Новосибирске. На территории каждого из сибирских регионов образуется одна субзона, подчиняющаяся Новосибирскому центру. В последующем наиболее успешно работающие субзоны должны стать самостоятельными СЭЗ. Обретет ли Алтайская субзона самостоятельность, будет зависеть от инициативы и умения краевых властей.

Это два наиболее реальных способа сделать СЭЗ «Алтай» федеральной свободной экономической зоной. Эти способы не исключают друг друга. Можно работать одновременно по двум указанным направлениям.

Надо отметить, что власти Алтайского края и страны не должны ставить перед СЭЗ «Алтай» каких-то сверхзадач. СЭЗ прежде всего должна быть направлена на социально-экономические проблемы региона. Решать федеральные задачи она не будет. Общероссийским центром экономического роста СЭЗ «Алтай» не станет, так как для этого нет предпосылок.

Как уже подчеркивалось, краевые власти стремятся создать нормальную зону. Но нормальной зоны как не было, так и нет. Есть «внутригосударственный» offshore - «черная дыра» российской экономики. Почему процесс идет не так, как надо? Дело не только в отсутствии средств, знаний, опыта. Главным здесь является то, что любое крупное начинание в сложных экономических условиях требует поддержки на всех уровнях управления и власти. Такой поддержки у СЭЗ «Алтай» нет. К таким крупным проектам, как СЭЗ, должны быть подключены все без исключения управленческие и законодательные структуры, а также бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.