ЭКО. - 2014. - №6 КОВАЛЕВА Г.Д.
СЭЗ: терять или приобретать? А может быть, последовать опыту соседей?
Г.Д. КОВАЛЕВА, кандидат экономических наук, зав. сектором внешнеэкономических связей Сибири, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы функционирования свободных экономических зон в России.
Свободные экономические зоны представляют эффективный, но пока не освоенный в России потенциал экономического развития отдельных территорий. Причины многочисленных неудач конкретных проектов концентрируются в непоследовательном администрировании. Представляется полезным опыт постепенного создания СЭЗ от простого к сложному, совмещения деятельности зоны с развитием ее инфраструктуры, рассмотренный на примере технико-экономической зоны в г. Урумчи СУАР КНР.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, Россия, Китай, проблемы, инвестиции
К идее использовать свободные экономические зоны российская система управления возвращается регулярно в поисках панацеи эффективного развития экономики. Затронули эту тему и на экономическом форуме «Россия - новые источники роста», проводившемся уже в 11-й раз в Красноярске 27 февраля 2014 г.
Больным был вопрос привлечения инвестиций в «новые источники роста» в Сибири и на Дальнем Востоке, особенно иностранных, желательно прямых и долгосрочных. Проблема инвестиций (как и диверсификации товарной структуры экспорта и организации импортозамещения) озвучивается свыше 20 лет, исследована со всех сторон и всеми кругами - научными, деловыми, правительственными, общественными и т.д. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт, разработаны рекомендации, приняты законы, организованы административные ресурсы и т. д. - нет только самих инвестиций того качества и объема, на который рассчитываем.
Законы есть, зон - нет
Вернемся к свободным экономическим зонам (СЭЗ), или, как их теперь называют - особым экономическим. Первыми с середины XVI века были свободные порты, затем в начале XVIII века
появились зоны свободной торговли - без таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров с выделенной территории (Гибралтар, в XIX веке - Сингапур, Гонконг). В последние полвека в мировой практике СЭЗ признаны одним из инструментов привлечения инвестиций, создания условий для решения конкретных экономических и социальных задач. В мире эксперты насчитывают от нескольких сотен до 2-4 тыс. различных СЭЗ почти в 100 странах1. Цифры значительно различаются, видимо, в зависимости от того, какие образования относят к СЭЗ. По некоторым данным, только различных наименований таких зон насчитывается несколько десятков.
Наиболее активно СЭЗ создавались со второй половины ХХ века, особенно на территории Китая, восточное побережье которого превращено в сплошные СЭЗ. Они развивались успешно, используя льготные режимы таможенного, налогового, валютного регулирования, обеспечивая привлекательный инвестиционный климат, в первую очередь для притока иностранного капитала в промышленность, услуги и другие виды предпринимательской деятельности.
СЭЗ за счет национальных и иностранных инвестиций позволяют решать задачи создания новых высокотехнологичных производств, привлечения опыта управления современным производством в рыночной среде, формирования слоя квалифицированных специалистов, совершенствования структуры и роста объемов экспорта, производства для внутреннего рынка конкурентных товаров взамен импорта. В мировой практике, в зависимости от ситуации, они используются как инструмент не только государственной политики регулирования внешней торговли, но и (или) региональной политики2.
В развитых странах целью создания СЭЗ во многих случаях становится распространение мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. Новые предприятия получают максимальные налоговые льготы, а СЭЗ служит инструментом выравнивания межрегиональных различий.
1 URL: http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/198.htm (дата обращения: 30/03/2014).
2 URL: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/svobodnaya-ekonomiches-kaya-zona.html (дата обращения: 25/03/2014).
Развивающиеся же страны преимущественно видели в СЭЗ инструмент для привлечения прямых иностранных инвестиций, технологий, модернизации промышленности, повышения квалификации рабочей силы, роста занятости и благосостояния населения.
Современные экономические зоны подразделяются на про-мышленно-производственные, технологические (на базе крупных научных, проектных и научно-производственных центров), сервисные (в том числе - офшорные) и комплексные, сочетающие особенности различных типов СЭЗ.
Реформа внешнеэкономических связей на территории СССР в конце 1980-х сопровождалась попытками организации СЭЗ в бывших республиках. Регионы России наперебой предлагали свои проекты, в результате еще в начале 1990-х при отсутствии законодательства было одобрено создание более десятка зон по всей территории страны: «Алтай», «Кузбасс», «Янтарь», «Даурия», «Находка», позднее - «Санкт-Петербург», «Выборг», «Сахалин», «Садко», «Технополис Зеленоград», «Ева» (Еврейская автономная область), «Магадан» и др. Появились и «налоговые убежища» (российские офшоры) - зоны экономического благоприятствования «Ингушетия», «Налоговый оазис Калмыкии» и др.
«Ингушетия» просуществовала с 1994 г. по 1997 г. и была признана убыточной. Свободная экономическая зона «Алтай» не была оригинальной, она регистрировала совместные предприятия, находящиеся либо за ее пределами, либо ограничивавшиеся внешнеторговыми операциями в рамках льготного режима. Производственная деятельность СП на территории зоны в Республике Алтай не получила развития, и ее деятельность через три года была также прекращена.
Создание СЭЗ, безусловно, преследовало цель поддержать депрессивные территории, но не за счет организации благоприятного режима для малого и среднего бизнеса (что непросто), а более примитивным способом перекачки туда финансовых средств. «Российский» офшор оказался, прежде всего, выгоден быстро растущему слою посредников в экспортно-импортной деятельности других регионов страны и сопровождался налоговыми потерями как региональных, так и федерального бюджетов. Поступления же оказались несущественными.
Поскольку многие СЭЗ остались только на бумаге, появилось мнение о слабой результативности СЭЗ, росте криминогенной деятельности, центр терял управляемость территорией СЭЗ. В результате в 1997 г Президент РФ не утвердил федеральный закон «О свободных экономических зонах», уже принятый Го -сударственной думой в третьем чтении.
Вторая попытка связана с принятием ФЗ №116 от 22 июля 2005 г «Об особых экономических зонах в РФ», в котором была заложена единая правовая основа создания и деятельности особых экономических зон.
По этому закону особые экономические зоны - это ограниченные территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для национальных и иностранных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Правом на создание ОЭЗ обладает Правительство РФ в лице Минэкономразвития. Курирует создание и деятельность ОЭЗ в России акционерная управляющая компания «Особые экономические зоны», с единственным акционером - государством3.
Целью создания особых экономических зон, как это и свойственно развивающимся государствам, признаны организация высокотехнологичных производств, импортозамещения, развитие туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логисти-ческой системы, т. е. решение стратегических внешнеторговых, экономических, социальных и научно-технических задач развития государства в целом или отдельной территории.
Закон достаточно жестко регламентирует условия создания и деятельности СЭЗ. На территории особой экономической зоны допускается вести только ту деятельность, которая предусмотрена законом или постановлением Правительства РФ. В нем оговорено, что могут создаваться четыре типа ОЭЗ: инновационные (технико-внедренческие) (площадью не более 4 км2),
3 Из отчета компании: «С 2006 г. по 2012 г. в особые экономические зоны России пришло более 340 инвесторов из 23 стран. Среди них - такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Sojitz, AirLiquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Arcray, 3M, GeneralMotors, NokiaSiemensNetworks и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 400 млрд руб., или порядка 13 млрд долл.». Распоряжением министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева от 28.11.2013 г. генеральным директором ОАО «Особые экономические зоны» назначен В.В. Третьяков.
промышленно-производственные (с 2012 г. - не более 40 км2), туристско-рекреационные, портовые.
Допускаются комплексные специальные зоны производственного типа, внешнеторговые (свободные таможенные зоны с экспортным производством и (или) транзитные). По закону ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования; не могут создаваться на земельных участках, находящихся в частной собственности. Государство обеспечивает инфраструктуру, таможенные льготы, налоговые преференции, упрощенную систему администрирования.
На сегодня на территории России известны пять технико-внедренческих зон (в СФО - действует в г. Томске), семь промышленно-производственных (в СФО нет вообще), шесть туристских и рекреационных (без учета последних планов развития зон на юге России)4. Из них четыре создаются в регионах СФО, все они находятся в стадии либо подготовки и планов, либо затянувшегося строительства инфраструктуры в условиях недофинансирования.
Среди четырех зон портового типа упоминается зона Красноярского аэропорта «Емельяново».
Судя по публикациям, процесс организации экономических зон с особым режимом хозяйствования продолжается. Обсуждаются проекты или уже подписаны постановления Правительства о создании СЭЗ в Псковской области (2,8 млрд руб. из федерального бюджета), двух зон примерно из 50 предприятий в Ступинском районе Московской области.
Регионы и бизнес понимают значимость СЭЗ для придания экономического импульса в развитии экономики территорий. Но, получив поддержку на первых этапах, оказываются в ситуации
4 Еще будучи председателем Правительства РФ, В.В. Путин подписал постановление о создании туристского кластера на Северном Кавказе и ежегодном выделении на эти цели до 60 млрд руб. В декабре 2011 г. подписано постановление о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны в Джейрахском и Сунженском районах Республики Ингушетия. Правительство одобрило расширение территории существующих туристско-рекре-ационных ОЭЗ в Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках и в Дагестане.
срыва обязательств государства по финансированию строительства необходимой инфраструктуры.
Так, промышленно-производственная ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области по постановлению Правительства РФ от 16.12.2010 г., получила федеральный статус проекта, который гарантирует защиту от неблагоприятного изменения законодательства РФ на срок действия ОЭЗ. Планируется создать 10 тыс. рабочих мест, на реализацию проекта потребуется около 27 млрд руб. Бизнес готов войти в ОЭЗ, но пока нет обещанной инфраструктуры, нет и уверенности в перспективах зоны. В 2006 г. был официально остановлен проект СЭЗ «Находка»5.
Аналогичные проблемы сдерживают создание и деятельность рекреационно-туристских зон, формируемых в Сибири. Так, «Алтайская долина» в Майминском районе Республики Алтай занимает 855 га на правом берегу реки Катунь. Концепция разработана германской консалтинговой компанией Rolan Berger Strategy Consultant и предусматривает строительство искусственного озера (50 га, стоимость - 1,3 млрд руб.) и трех искусственных островов. Реализация таких крупных проектов, как особая экономическая зона «Алтайская долина», горнолыжный комплекс «Манжерок», «Бирюзовая Катунь - Алтайский парк приключений» и др., связана с крупными инвестициями, хотя и на порядок меньшими, чем в СЭЗ Северного Кавказа. Проблемы с задержкой финансирования отдаляют создание инфраструктуры и выход на окупаемость проекта, усиливают риски резидентов.
Итак, закон есть, потребность в создании зон - как импульсов экономического развития - тоже, но никак не удается получить ожидаемый эффект. Возможно, причина в том, что при создании крупных СЭЗ производственно-промышленного типа при высоких темпах развития, большом синергетическом эффекте не только для территории, но и государства, возрастет самостоятельность территории, со временем ослабнет ее управляемость из центра, расширятся внешние связи - что необычно и к чему не удается быстро привыкнуть. Пусть лучше все останется как
5 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/ekon_geogr_regional/page0008.asp
5 ЭКО. - 2014. - №6
есть, и неважно, что потрачены миллиарды, но не появились рабочие места, не повысилось качество жизни.
Вице-премьер Игорь Шувалов на форуме в Красноярске признал, что федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 2005 г. не дал ожидаемых результатов: он не работает, и необходимо реанимировать законодательство о СЭЗ.
Участники форума также отметили, что неудачи российских СЭЗ связаны с малым набором льгот; по их мнению, разделение зон по отраслевому признаку выступает ограничителем, усугубляет негибкость льгот (они декларируются законом) и др. С этим трудно не согласиться. Но эти признаки лежат на поверхности. А в недрах - проблемы неудовлетворительного администрирования на всех уровнях, низкое качество управления при размывании ответственности за реализацию принятых решений, отсутствие гарантий, помноженное на коррупционные схемы.
На форуме прозвучало мнение, что успех ОЭЗ в России зависит от того, насколько удастся в них создать экономическую систему с четкими правилами, минимальными бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зоне наиболее благоприятным. Все верно, но четкие правила игры должны вводиться раньше - сначала - в государстве, затем - в регионе6.
Сибирь располагала колоссальным потенциалом создания особых промышленно-производственных и технико-внедренческих зон и не потеряла его сегодня. Была бы воля. Нужно отчетливо понимать, зачем создавать СЭЗ, и знать ответы на вопросы, что на территории нужно развивать, кто это будет делать, как обеспечить ресурсы, какими будут рынки сбыта, масштабы экономического развития и условия достижения социальных благ. Именно социальных благ населения, ради которого и нужно создавать СЭЗ.
6 Вопрос создания ОЭЗ в условиях членства в ВТО в России регулируется на настоящий момент достигнутыми договоренностями с учетом переходного периода, которые в дальнейшем, как показывает международная практика, могут корректироваться национальным законодательством после дополнительных согласований. Например, в некоторых странах Европы приступают к реализации новых проектов СЭЗ с целью развития депрессивных территорий и снижения безработицы.
Изучим опыт соседей
В этом контексте может быть полезен опыт организации компактной технолого-экономической зоны (комплексной), созданной и успешно работающей в г Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР уже около 20 лет7.
Ниже приведен текст концепции создания комплексной небольшой зоны на территории г. Урумчи, где успешно реализованы все намеченные планы.
ТЭЗ в г. Урумчи в 2002 г. СУАР, КНР
Решение о создании технолого-экономической зоны (ТЭЗ) в г. Урумчи было принято Госсоветом КНР в 1994 г. Народное правительство СУАР получило в ответ на свой запрос «О создании Урумчинской ТЭЗ» письмо №90/1994, где было сказано:
- Госсовет считает необходимым поддержать инициативу Народного правительства СУАР по созданию Урумчинской ТЭЗ и распространить на нее льготные законы, действующие в ТЭЗ приморских городов.
7 Ковалева Г.Д. Приграничное сотрудничество СФО и СУАР: пора проявить волю?//ЭКО. -2012. - №7. - С. 102-116.
- Под ТЭЗ выделяется новый район города с востока до ул. Тхэй-юань, с запада до автодороги Учхан, с юга до ул. Хэнань, с севера - до ул. Инбин. Запланированная площадь составляет 4,3 км2, освоенная - 1 км2.
- Целью создания Урумчинской ТЭЗ является наиболее эффективное освоение местных ресурсов, привлечение иностранного капитала, создание промышленных и технологических объектов, расширение экспорта, развитие индустриализации города, расширение внешних связей.
- Для реализации проекта необходимо создать эффективное руководство зоной, разработать наилучший план застройки, позволяющий осваивать территорию постепенно («клубочное развитие с малого»), стимулировать успех всех работ в зоне. Природные и географические условия Урумчинской технико-экономической зоны. ТЭЗ находится на расстоянии 10 км от центра города, в 1,5 км до международного аэропорта, в 2 км от товарного железнодорожного вокзала, в 3 км от евроазиатской
ж. д. магистральной узловой станции, в 10 км от пассажирского вокзала, в 4 км от электроподстанции (спецлиния ТЭЗ).
С западной стороны проходит государственная автотрасса №312, с востока подходит ул. Пекина, широкие автотрассы Инбин, Западно-Кашкарская, Хэнаньская соединяют с автотрассой №312 и городом.
На территории зоны глубина земляного слоя составляет 0,4-1,5 м, под ним - песчано-каменный глубокий слой, что обеспечивает хорошие геологические условия для застройки. Город Урумчи расположен в полосе теплого континентального полусухого климата. ТЭЗ соединяет город с сельской местностью, что создает все условия для обеспеченности сырьем и рынком сбыта части продукции.
Состояние через 5 лет. Зона создавалась под руководством парткома и Правительства СУАР, а также городских властей. Территория зоны начала осваиваться 5 марта 1993 г. по принципу «от малого постепенно к большему», строительство осуществлялось с одновременным привлечением коммерции на территорию. За 5 лет были полностью завершены объекты зоны на площади
з,5 км2, сдано в аренду 1787 тыс. м2 земельной площади, начаты работы по сооружению 398 объектов общей строительной площадью 916 тыс. м2. Озеленено 35% территории, капвложения в строительство за 5 лет достигли 1,12 млрд юаней (при курсе 8,12 юаня за 1 доллар США). Было построено 3 км двухсторон-
ней линии электропередачи, 25,15 км линии водоснабжения, 15 км канализации, 36 дорог и улиц, введена в эксплуатацию ТЭЦ-1, обеспечено теплоснабжением 350 тыс. м. В зоне есть телефонная связь, работают типографии.
С 1998 г. открыт пограничный пункт, построен рынок для закупок товаров туристами, начато строительство больниц и школ. Уже к концу 1998 г. в ТЭЗ было зарегистрировано 697 предприятий. Среди них производственных - 85, непроизводственных - 612, в том числе зарубежных - 61. К ним относятся 50 СП, четыре предприятия, созданные в рамках сотрудничества с другими регионами Китая, и семь - со 100%-ми иностранными инвестициями. В сумме капвложения составили 3,71 млрд юаней, регистрационный капитал - 2,5 млрд юаней, в том числе иностранные инвестиции - 85,13 млн долл. Среди стран-инвесторов - США, Канада, Германия, Австралия, Бельгия, Италия, Южная Корея, Филиппины, Сингапур, Индия, Казахстан, Сьерра Леоне, Малайзия, а также регионы Китая: Гонконг, Тайвань, Макао.
На территории ТЭЗ получили развитие транспортная отрасль, легкая и текстильная промышленность, химия, машиностроение, связь, производство стройматериалов, переработка сельхозпродукции, в основном животноводства. В зоне внедряются высокотехнологичные, а также экспортоориентированные производства.
Рассмотрим подробнее систему управления технико-экономической зоной, обратив особое внимание на принципы создания и функционирования действующих в ней предприятий и льготы для них, а также инвесторов, в том числе иностранных.
Урумчинская ТЭЗ является частью г. Урумчи. В ТЭЗ созданы комитет партии и администрация ТЭЗ. Партийный рабочий комитет уполномочен городским комитетом партии осуществлять руководство ТЭЗ.
Административный комитет зоны действует в рамках государственных законов, подчиняется правительству г. Урумчи, а также вышестоящим инстанциям и реализует в ТЭЗ экономические и административные права и планы развития.
Он осуществляет контроль за государственным имуществом, финансами, налогами, кадрами, торговлей, общественным
/' Л
Управление зоной
порядком, внешними связями, туризмом, окружающей средой, землепользованием, планировкой, строительством и уровнем привлекаемых технологий.
Кадры в администрацию зоны проходят серьезный отбор, комитет должен обязательно располагаться на территории автономного района (СУАР).
Права администрации ТЭЗ
Часть прав Правительства СУАР и города переходит администрации ТЭЗ. Она имеет право:
- на утверждение строительства на территории ТЭЗ при условии стоимости строительства на сумму 30 млн юаней вне госбаланса, а также при условии, что привлеченные внерегиональные средства составляют не менее 1 млн юаней и обеспечивают занятость не менее 100 человек;
- выдавать ратификационные грамоты иностранному участнику по поручению Правительства СУАР;
- руководить и утверждать строительно-инженерную планировку проекта (в том числе по сохранению окружающей среды), осуществлять организацию работ и их приемку. По поручению городского народного правительства и соответствующих органов СУАР - выдавать ратификационные грамоты;
- устанавливать правила использования рабочей силы, уровень зарплаты, социального страхования и др. в соответствии с государственными, региональными и городскими законами, а также с учетом опыта приморских ТЭЗ;
- на основе законов распоряжаться земельными и другими природными ресурсами, утверждать аренду земель в пределах зоны, куплю-продажу и регистрацию;
- кроме соблюдения распределительных норм и выдачи лицензий на импорт, имеет право осуществлять оформление импорта строительных материалов, производственного оборудования, сырья, запчастей, инвентаря для внутренних нужд зоны по правилам заявки в таможню;
- зарубежные специалисты по внешнеэкономическим связям и торговле, приезжающие в командировку, а также зарубежные гости, прибывшие по приглашению, обращаются в администрацию зоны, которой Госсоветом КНР делегированы права рассматривать и решать вопрос о пребывании. Региональное бюро внешних сношений СУАР зоны выдает паспорта и визы;
- администрация зоны координирует работу отделения таможни, товарной экспертизы, финансовые потоки и т. д.;
- предприятия ТЭЗ вправе, помимо госзаконов, административных норм и различных государственных правил, устанавливать свои нормативы;
- региональная торгово-промышленная администрация уполномочивает торгово-промышленную администрацию ТЭЗ регистрировать предприятия;
- администрация ТЭЗ вправе регистрировать иностранные предприятия по поручению Правительства СУАР.
Компания с ограниченной ответственностью может насчитывать от 2 до 50 акционеров, которые могут быть как юридическими (производство, организация, группа), так и физическими лицами. Акционер обязан вложить не менее определенной суммы в производственно-торговые компании (сумма не указана); не менее 500 тыс. юаней - в торгово-оптовые; не менее 300 тыс. юаней - в розничные торговые; не менее 100 тыс. юаней - в информационные, сервисные, научно-технологические компании.
Акционеры сообща разрабатывают в соответствии с законами устав предприятия, который единогласно утверждается собранием акционеров. Компания должна иметь:
• название, соответствующее положению о компаниях с ограниченной ответственностью;
• постоянное место производства и необходимые его условия.
Для регистрации названия компании с ограниченной ответственностью требуются документы:
- общая акционерная заявка на предлагаемое название.
- документ, удостоверяющий акционера или «инициатора», или удостоверение личности физического лица.
В течение 10 дней регистрационные органы должны вынести решение и в случае согласия - выдать документ об утверждении названия предприятия.
Пакет документов при создании компании содержит:
✓ заявление о регистрации компании с подписью председателя правления;
✓ удостоверение председателя, назначенного акционерами, или доверенность от акционеров;
✓ устав компании;
✓ документ, выданный юридической организацией, подтверждающий правильность документов о капитале;
✓ удостоверение юридического или физического лица;
✓ документацию и список фамилий председателя, контролера, директора компании, а также их местонахождение;
✓ документ о присвоении названия предприятия;
Условия создания компаний
✓ удостоверение о местонахождении компании.
Устав компании с ограниченной ответственностью должен содержать нижеследующее:
- название и местонахождение;
- виды деятельности;
- регистрационный капитал;
- фамилии акционеров;
- права и обязанности акционеров;
- форму капиталовложения и сумму вложения акционеров;
- условия передачи акций;
- органы компании, способ их формирования, права и правила проведения собраний;
- юридическое лицо компании;
- причины расформирования компаний и способ расчета;
- другие необходимые условия, предложенные акционерами. Акционеры должны на уставе поставить свою подпись или
печать. Инициатор или акционер, не переводящий капиталовложения после создания компании, несет штраф в размере 5-10% от невыплаченной суммы. Компании, не начавшие деятельность в течение 6 месяцев со дня основания или приостановившие ее на срок свыше 6 месяцев, лишаются лицензии органами регистрации.
Урумчинская ТЭЗ оперативно обслуживает заявителя с момента подачи всех документов и утверждает мелкий и средний проект за 3 дня, крупный - за 6 дней. Администрация помогает в разработке проекта устава, контрактов, процедур выезда за границу, в решении проблем, в том числе в начальном освоении земельного участка.
Для регистрации совместных кооперативных предприятий необходимы следующие документы:
• заявка проекта;
• устав, контракт предприятия, лицензия инвестируемого предприятия (копия);
• заверенное подтверждение инвестирующего предприятия. Удостоверение личности инвестирующего лица (в случае доверенного лица требуется удостоверение юридического и доверенного лица);
• список импортируемых материалов для нужд предприятия;
• другие документы;
• анкета предприятия.
Необходимые документы для предприятия в случае индивидуальных инвестиций: заявка;
устав;
лицензия инвестируемого предприятия (копия); заверенное подтверждение инвестирующего предприятия; ^ удостоверение личности (в случае доверенного лица требуется удостоверение юридического и доверенного лица); список импортируемых материалов для личного пользования и др.;
анкета предприятия.
Налоги и льготы
Сбор налогов с предприятий ТЭЗ исполняется Государственной и местной налоговой инспекцией со следующими льготами.
• Регистрируемые в ТЭЗ новые предприятия, соответствующие законам о «направляющей индустрии», с момента получения прибыли в течение 5 лет пользуются снижением подоходных налогов на 50%.
• Приморские «три капитала», предприятия с единоличными, совместными и инвестициями сотрудничества, если доля иностранного инвестора превышает 25%, имеют 100%-е льготы по налогам на 2 года и на 3 года - снижение налогов на 50%.
• Производственные предприятия, созданные совместно с регионами собственной страны на срок свыше 10 лет, освобождаются от обязательств по подоходному налогу с момента пуска производства на 3 года и на 1 год - на 50%.
• Предприятия, занимающиеся коммерцией, общепитом, туризмом, гостиничным бизнесом либо занятые в других областях сферы услуг, созданные сроком более чем на 10 лет, освобождаются от подоходного налога на 3 года с момента начала ведения дела, а по резолюции налоговых органов - от торговых налогов на 3 года.
• В ТЭЗ сумма инвестиций не ограничена. На 19952000 гг. применяется политика приморских районов ТЭЗ: налогообложение, регулирующее направление инвестиций, равняется нулю.
Финансовое управление ТЭЗ находится в подчинении городского управления финансов. Оно формирует финансовые сметы, несет ответственность за финансы и государственное имущество зоны. На основании закона о разделении налогового сбора с 1992 г. все доходы полностью остаются в зоне и направляются
Финансы ТЭЗ
на строительство инфраструктуры. Финансовые доходы и их дальнейшее использование регулируются документом Минфина №5 от 1995 г., где сказано, что «Ухань и 10 других ТЭЗ полностью оставляют все доходы для дальнейшего использования», а также по приказу № 75/1999/ Госбюджета «О регулировании и распределении частично доходов ТЭЗ».
Стоимость аренды 1 м2 земли: под жилье - 550 юаней на срок до 70 лет; ^ объекты промышленности - 400 юаней на срок до 50 лет; ^ объекты просвещения, культуры, научные, спортивные -
450 юаней на срок до 50 лет; ^ объекты торговли, туризма, увеселительные заведения -
800 юаней на срок до 50 лет; ^объекты смешанного назначения - 600 юаней на срок до 50 лет;
^ при аренде по двум сторонам центральных улиц добавляется 5-10%.
^ Если предприятия с иностранным капиталом осваивают большие территории в зоне под промышленное производство, то они пользуются 20%-ми льготами.
Направления инвестиций
Используя географические и ресурсные преимущества, необходимо развивать высокоэффективную и прибыльную индустриализацию, расширять экспорт с соседними странами. По принципу «кто вложил - тот и получит» поощряются зарубежные инвестиции в строительство капитальных объектов и развитие комплексной индустрии. Приоритет имеют производства:
- электронного оборудования, приборов, бытовой электротехники, вычислительной техники, учебно-компьютерная сборка, интегральные схемы, многопрофильные электросчетчики. Технологии связи, производство оборудования для машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства, нефтехимии, строительной техники;
- в текстильной и легкой промышленности - производство бумаги и бумажных изделий, меховых и кожаных изделий, моющих средств и сырья для них, кожезащитных средств, национальных товаров, современной керамики и фаянса, сувениров для туристов, упаковочных материалов, предметов общего пользования, хлопкового, шерстяного, льняного и
химического волокна новых образцов с углубленной переработкой;
- строительная и химическая промышленность, производящая новейшие стройматериалы, минеральные изделия, современные твердые и облицовочные, огнеупорные материалы, производство отечественного санфаянса, мрамора, обработанного гранита, а также высококачественных нефтехимических продуктов, сельхозхимии;
- производство продукции фармацевтической и для сферы здравоохранения, пищевой;
- научные и финансовые организации, торговля продуктами питания, коммерческие предприятия, туризм;
- любые другие объекты инвестирования, соответствующие интересам ТЭЗ.
Три основные формы капиталовложений
■ Совместное управление. Зарубежные или отечественные компании, работающие за пределами СУАР, предприятия, организации или физические лица на основе равенства, взаимовыгоды создают на территории зоны совместные предприятия, которые являются компаниями с ограниченной ответственностью с юридическим лицом с китайской стороны. Стороны договариваются о пропорции капиталовложений, совместно берут на себя риск и делят прибыль.
■ Кооперативное управление. Протоколом или контрактом устанавливают права и обязанности сторон. Договор должен быть утвержден администрацией зоны и защищен законом Китая. На основе равенства и взаимовыгоды устанавливают вид организации кооперативного управления со статусом юридического предприятия зоны, метод управления, форму и пропорции деления прибыли.
■ Индивидуальное (внешний капитал) предприятие. Иностранные или внерегиональные компании, предприятия. Предприятия, созданные иными экономическими организациями или физическими лицами на средства, ввезенные на территорию Китая.
Инвестиционные процедуры включают утверждение проекта органами по охране окружающей среды, по распоряжению земельными ресурсами, инспекцией, подтверждающей инвестиции, регистрацию в торгово-промышленной палате, налоговой инспекции, консультантом, после чего проект считается принятым.
А что у нас?
В таблице приведены данные об ОЭЗ в России. Количество и результаты говорят сами за себя.
Свободные (особые) экономические зоны в России
ОЭЗ Год создания, период действия Число резидентов Площадь
Технико-внедренческие (инновационные)
1. «Дубна» (Московская область) 2006 58 135,7+52 га
2. В Санкт-Петербурге 2005 На 20 лет 33 200 га
3. В Томске 2006 До 2055 г. 46 207 га
4. В Москве (Зеленоград) 2006 35 155,5 га
5. В Татарстане
Промышленно-производственные
1. В Калининградской области 1991
2. «Алабуга» (Республика Татарстан) 2005 16 20 га
3. В Магаданской области 31.05.1999 139
4. «Липецк» (Липецкая область) 22.07.2005 На 20 лет 4 10,3 км2
5. В Тольятти 2010
3. «Титановая долина» в Свердловской области, Верхняя Салда 2011 1,8 тыс га
7. «Аргун-Ставрополь-Черкесск» (автопроизводство) 2014
Туризм,рекреация
1. В Кавказских Минеральных Водах 2007 Закрыта
2. В Республике Алтай 2007
3. В Алтайском крае 2007 На 10 лет
4. В Республике Бурятия 2007
5. В Иркутской области 2007 и 2010
6. В Северной Осетии 2014
Портового типа
1. «Ульяновск-Восточный» в Ульяновской области (аэропорт)
Окончание таблицы
ОЭЗ Год создания, период действия Число резидентов Площадь
2. В Хабаровском крае (судоремонтный центр, порт) 2008
3. В Красноярском крае (Аэропорт) 2008
4. В Мурманской области (морской порт) 2010
Сибирь активно заявляла проекты в 1990-х и приобрела печальный опыт, когда тратятся силы на разработку проекта и его продвижение, но затем, из-за отсутствия ряда финальных решающих шагов, все кончается ничем. Даже не остается положительного опыта, только - отрицательный. Если не считать СЭЗ в рекреации и туризме, которые пока существуют больше в планах, региональные администрации, видимо, потеряли надежду на эффективность СЭЗ на их территориях.
Приведенная методика организации небольшой СЭЗ в Китае показывает, как было организовано экономическое «чудо» в отстающем на тот момент районе страны: без крупных начальных инвестиций, в привязке к уже существующей базовой инфраструктуре, в условиях максимальной свободы по организации деятельности предприятий на территории СЭЗ и при этом - со строжайшим контролем со стороны как государственных органов, так и партийных.
При создании СЭЗ нужно очень четко представлять, зачем это требуется, какие конкретные эффекты ожидаются и когда. Должны быть обоснованные представления о затратах, ресурсах, обеспеченности рабочей силой, финансовых потоках, гарантированных участниках и др.
Создание в регионах Сибирского федерального округа СЭЗ производственно-промышленного типа в условиях, приближенных к приведенной концепции, выглядит вполне реализуемым. Для начала они должны быть компактны, находиться в черте города на базе его инфраструктуры в условиях транспортной доступности и без крупных первоначальных вложений в инфраструктуру. Китайский принцип «клубочное развитие с малого» представляется в высшей степени актуальным и убедительным.