Научная статья на тему 'Управление территориями опережающего развития и свободными портами Российской Федерации'

Управление территориями опережающего развития и свободными портами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ / ФУНКЦИЯ КООРДИНАЦИИ / ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ADVANCED DEVELOPMENT AREA / FREE PORT / COORDINATION FUNCTION / THE HIGHEST OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюков Александр Николаевич

В статье анализируются проблемы создания и развития территорий опережающего развития и свободных портов. Делается вывод, что координировать эту деятельность должно высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (губернатор). Также предлагается распространить правовой режим территорий опережающего развития и свободных портов на субъекты, находящиеся на территории Западной и Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION OF ADVANCED DEVELOPMENT AREAS AND FREE PORTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The subject. In the article the problems of creation and development of advanced development areas and free ports are analyzed. Territories with a special regime for the conduct of business are a phenomenon long known to the world. Classic examples: the island of Delos (Greece) was declared a free trade zone, where merchants were exempt from taxes, duties and certain administrative duties. In Russia, the modern history of territories with a special regime for the implementation of entrepreneurial activity begins in the 1990s, when the first free economic zones were created: Vyborg, Dauria, Kuzbass, Nakhodka, Sadko, Sakhalin, Technopolis Zelenograd, Yantar, free trade zones or free customs zones Sheremetyevo, Moscow Franco-Port, Franco-Port Terminal. It is necessary to use the positive experience of foreign countries in this field. The purpose of this paper is to describe the problems of managing the territories of advanced development and free ports and to offer the government of the Russian Federation effective ways of solving these. Methodology. The author uses a dialectical method, a method of analysis and synthesis, a formal legal method, a comparative legal method. Results, scope. The author criticizes the Russian system of administration of the territories of advanced development and free ports of Vladivostok. The author points out that since each territory of advanced development and free ports of Vladivostok territory operate simultaneously on the territory of several municipalities, it is obvious that the highest executive authority of the subject of the Russian Federation, specifically the highest official of the subject of the Russian Federation in whose territory the сorresponding territory of advanced development. The author also proposes to extend the legal regime of the territories of advanced development and free ports to entities located in the territory of Western and Eastern Siberia. Effective organizational interaction between state and municipal authorities, the Management Company, the Supervisory and Public Councils with entrepreneurs and investors can only be ensured through the use of such a function of the authorities as coordination. Together, these measures will minimize the existing gap in the standard of living of the population and imbalance in the economic development of regions throughout Russia, and ultimately entail the accelerated economic development of the Russian Federation as a whole. The results of the study can be applied in the design of the legal regulation of creation and development of territories of advanced development and free ports. Conclusions. The author comes to the conclusion that the highest executive authority of the subject of the Russian Federation, specifically the highest official of the subject of the Russian Federation (the governor) should become the coordinating center of administration of territory of advanced development and free ports of Vladivostok. This approach will improve the business and investment climate in all (and not in the selected) constituent entities of the Russian Federation, create prerequisites for the development of their economic potential, will allow the subjects of the Russian Federation to make the most of their competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Управление территориями опережающего развития и свободными портами Российской Федерации»

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

THE LAW ENFORCEMENT BY PUBLIC AUTHORITIES

УДК 242.9

йй! 10.24147/2542-1514.2017.1(2).46-53

УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНЫМИ ПОРТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Костюков

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления -

13 марта 2017 г.

Дата принятия в печать -

20 апреля 2017 г.

Дата онлайн-размещения -

20 июня 2017 г.

Ключевые слова

Территория опережающего развития, свободный порт, функция координации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, развитие экономического потенциала

В статье анализируются проблемы создания и развития территорий опережающего развития и свободных портов. Делается вывод, что координировать эту деятельность должно высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (губернатор). Также предлагается распространить правовой режим территорий опережающего развития и свободных портов на субъекты, находящиеся на территории Западной и Восточной Сибири.

ADMINISTRATION OF ADVANCED DEVELOPMENT AREAS AND FREE PORTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexander N. Kostyukov

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received - 2017 March 13 Accepted - 2017 April 20 Available online - 2017 June 20

Keywords

Advanced development area, free port, coordination function, the highest official of the subject of the Russian Federation, development of the economic potential

The subject. In the article the problems of creation and development of advanced development areas and free ports are analyzed. Territories with a special regime for the conduct of business are a phenomenon long known to the world. Classic examples: the island of Delos (Greece) was declared a free trade zone, where merchants were exempt from taxes, duties and certain administrative duties. In Russia, the modern history of territories with a special regime for the implementation of entrepreneurial activity begins in the 1990s, when the first free economic zones were created: Vyborg, Dauria, Kuzbass, Nakhodka, Sadko, Sakhalin, Technopolis

Zelenograd, Yantar, free trade zones or free customs zones Sheremetyevo, Moscow Franco-Port, Franco-Port Terminal. It is necessary to use the positive experience of foreign countries in this field.

The purpose of this paper is to describe the problems of managing the territories of advanced development and free ports and to offer the government of the Russian Federation effective ways of solving these.

Methodology. The author uses a dialectical method, a method of analysis and synthesis, a formal legal method, a comparative legal method.

Results, scope. The author criticizes the Russian system of administration of the territories of advanced development and free ports of Vladivostok. The author points out that since each territory of advanced development and free ports of Vladivostok territory operate

Правоприменение 2017. Т. 1, № 2. С. 46-53

ISSN 2542-1514-

simultaneously on the territory of several municipalities, it is obvious that the highest executive authority of the subject of the Russian Federation, specifically the highest official of the subject of the Russian Federation in whose territory the corresponding territory of advanced development. The author also proposes to extend the legal regime of the territories of advanced development and free ports to entities located in the territory of Western and Eastern Siberia. Effective organizational interaction between state and municipal authorities, the Management Company, the Supervisory and Public Councils with entrepreneurs and investors can only be ensured through the use of such a function of the authorities as coordination.

Together, these measures will minimize the existing gap in the standard of living of the population and imbalance in the economic development of regions throughout Russia, and ultimately entail the accelerated economic development of the Russian Federation as a whole.

The results of the study can be applied in the design of the legal regulation of creation and development of territories of advanced development and free ports. Conclusions. The author comes to the conclusion that the highest executive authority of the subject of the Russian Federation, specifically the highest official of the subject of the Russian Federation (the governor) should become the coordinating center of administration of territory of advanced development and free ports of Vladivostok. This approach will improve the business and investment climate in all (and not in the selected) constituent entities of the Russian Federation, create prerequisites for the development of their economic potential, will allow the subjects of the Russian Federation to make the most of their competitive advantages.

1. Введение

Территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности - явление, давно известное миру. Классический пример - греческий остров Делос, который афинянами был объявлен «зоной свободной торговли», где купцы освобождались от налогов, пошлин и некоторых административных обязанностей. Позднее подобные территории стали создаваться в Риме, Китае, затем вдоль берегов Средиземного и Северного морей. Следующим видом таких территорий стала зона «порто-франко», которая предполагала ведение торговли с зарубежными государствами без уплаты таможенных пошлин (Венеция, Марсель, Генуя). Режим «порто-франко» эволюционировал в XX в. в режим свободных гаваней (Генуя, Марсель, Гамбург, Любек, Владивосток, Батуми и др.), в которые можно было ввозить иностранные товары без пошлин и без соблюдения таможенных формально-

стей, хранить их без ограничения срока, производить их обработку и осуществлять торговлю.

Сегодня распространение получили зоны четвертого поколения интеграционного типа - они сконцентрированы в Азии (в основном в Китае), Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе. Это промышленно-производственные зоны, зоны свободной торговли, экспортно-обрабатывающие зоны, зоны ускоренного экономического развития, зоны технико-экономического развития, отраслевые зоны и др. [1, с. 15-17].

2. История развития территорий со специальным режимом в России

В России современная история территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности начинается в 1990-е гг., когда были созданы первые свободные экономические зоны «Находка»1, «Сахалин»2, «Кузбасс»,

1 Постановление Совмина РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 540 (ред. от 3 октября 2002 г.) «О перво-

очередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Постановление Совмина РСФСР от 26 июня 1991 г. № 359 (ред. от 3 октября 2002 г.) «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны "Сахалин" (СЭЗ "Сахалин")» // СПС «Консультант-Плюс».

«Садко», «Выборг»3, «Янтарь», «Даурия»4, «Технополис Зеленоград»5, зона свободной торговли «Шереметьево»6, свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал»7. Упоминание СЭЗ было дано и в Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (гл. 7)8. С 1996 по 1999 г. были приняты федеральные законы в отношении особых экономических зон в Калининградской9 и Магаданской10 областях и Центра международного бизнеса «Ингушетия»11, которые установили особые режимы предпринимательской и инвестиционной деятельности (налоговые льготы, применение режима свободной таможенной зоны, ускоренный и упрощенный порядок регистрации резидентов, договорный характер отношений в области привлечения инвестиций и др.) для своих резидентов.

Следующий этап - принятие в 2005 г. Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»12, который предусмотрел возможность создания четырех типов особых экономических зон для развития различных отраслей эконо-

мики: промышленно-производственной, туристско-рекреационной, технико-внедренческой и портовой.

Следующий этап - Федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации...»13, которым была создана очередная форма территории со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности - зона территориального развития, - на этот раз для поднятия экономики отстающих регионов страны путем предоставления мер государственной поддержки резидентам.

И наконец - принятие в 2014 г. Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»14 (далее - Федеральный закон № 473-Ф3), установившего особенности правового регулирования осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее -ТОСЭР).

Федеральным законом «О свободном порте Владивосток»15 (далее - Федеральный закон № 212-

3 Распоряжение ВС РСФСР от 9 июля 1991 г. № 1588-1 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Кемеровской, Новгородской областях и в г. Выборге Ленинградской области» // СПС «КонсультантПлюс».

4 Постановление Совмина РСФСР от 25 сентября 1991 г. № 497 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях» // СПС «КонсультантПлюс».

5 Постановление Совмина РСФСР от 4 ноября 1991 г. № 584 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в г. Зеленограде (СЭЗ "Технополис Зеленоград")» // СПС «Консуль-тантПлюс».

6 Указ Президента РФ от 10 декабря 1992 г. № 1572 «О создании зоны свободной торговли "Шереметьево"» // СПС «КонсультантПлюс».

7 Указ Президента РФ от 3 июня 1993 г. № 847 «О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал"» // СПС «КонсультантПлюс».

8 Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» // Ведомости. 1991. № 29. Ст. 1008.

9 Федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ

«Об Особой экономической зоне в Калининградской

области» // Собрание законодательства Российской

Федерации. 1996. № 4. Ст. 224 (утратил силу).

10 Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 23. Ст. 2807.

11 Федеральный закон от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса "Ингушетия"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 491 (утратил силу).

12 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (Ч. II). Ст. 3127.

13 Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (Ч. 5). Ст. 7070.

14 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (Ч. I). Ст. 26.

15 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 29 (Ч. I). Ст. 4338.

ФЗ) создается первый в современной России свободный порт (далее - СП) - Владивосток, отметим -при наличии существующего механизма портовой СЭЗ. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 252-ФЗ16 к свободному порту Владивосток отнесены также территории муниципальных образований (включая территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований) Камчатского края (городского округа Петропавловск-Камчатский), Хабаровского края (Ванинского муниципального района), Сахалинской области (городского округа Корсаковский), Чукотского автономного округа (городского округа Певек), т. е., по сути, всего Дальневосточного федерального округа. Всего территория СП Владивосток охватывает 15 муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 473-Ф3 ТОСЭР - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 473-Ф3 территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства РФ. Сегодня на территории России создано 13 ТОСЭРов и СП Владивосток.

3. Цели создания и правовые режимы функционирования ТОСЭРов и СП Владивосток

Создание и ТОСЭРов, и СП Владивосток преследует общие цели, закрепленные федеральными законами № 473-ФЗ и № 212-ФЗ соответственно. Обобщенно их можно сформулировать следующим образом:

1. Ускорение социально-экономического развития данных территорий и повышение уровня жизни населения.

2. Создание и развитие производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции.

3. Развитие международной торговли.

4. Использование географических и экономических преимуществ Дальневосточного федерального округа.

5. Обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественности, предпринимателей и инвесторов.

Сходны и правовые режимы функционирования ТОСЭРов и СП Владивосток:

1. Создаются на семьдесят лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования может быть продлен по решению Правительства РФ.

2. Данные территории управляются одновременно Управляющей компанией, Наблюдательным советом, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, в случае со свободным портом - дополнительно Общественным советом.

3. На данных территориях по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления для резидентов может устанавливаться льготный налоговый режим, предполагающий снижение и даже полное освобождения предприятий от налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога, снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

4. Установление таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

5. Установлен статус резидентов, которые для ТОСЭРов должны инвестировать не менее 500 000 руб., для СП Владивосток - не менее 5 000 000 руб.

6. Меры государственной поддержки связаны в основном с предоставлением льгот в сфере градостроительства, принятие решений о подготовке документации по планировке территории, о выдаче разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию по упрощенной процедуре (в течение 57 дней).

16 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономиче-

ского развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (Ч. I). Ст. 4185.

4. Проблемы деятельности ТОСЭРов и СП Владивосток и средства повышения их эффективности

И хотя ТОСЭРы и СП Владивосток функционируют непродолжительное время и по определению не успели принести ощутимого результата, уже сейчас видны отдельные случаи их неэффективной деятельности. Можно четко выделить основные препятствия в их деятельности.

Во-первых, финансовое обеспечение функционирования объектов инфраструктуры ТОСЭРов и СП Владивосток осуществляется за счет следующих источников:

- средства федерального бюджета;

- средства бюджетов соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований;

- внебюджетные источники - средства государственно-частного партнерства.

Здесь необходимо четко установить (канализировать) финансовые потоки из каждого источника на каждый конкретный проект на основе программно-целевого метода. В противном случае выделяемые финансовые ресурсы будут использоваться неэффективно.

Во-вторых, как мы уже упоминали ранее, данные территории управляются одновременно Управляющей компанией, Наблюдательным советом, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, в случае со СП Владивосток - дополнительно Общественным советом. Общее число прав и полномочий всех указанных органов и организаций в сфере управления ТОСЭРами и СП Владивосток, по самым скромным подсчетам, - 40-50. Отсутствует четкость и слаженность в управлении данными территориями.

Совершенно очевидно, что для получения высокого результата от создания функционирования ТОСЭРов и СП Владивосток необходимо обеспечить эффективное организационное взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, Управляющей компании, Наблюдательного и Общественного советов с предпринимателями и инвесторами. Подобное взаимодействие органов власти способна обеспечить только такая функция управления, как координация.

Координация - особая функция управления, назначением которой является согласование деятельности неподчиненных координирующему органу органов власти, организаций и иных субъектов [2, с. 9]. Координация обеспечивает согласованность действий неподчиненных субъектов по комплексному использованию и развитию территории. При осуществлении координации, как верно подметил

выдающийся административист Г.И. Петров, «возникают горизонтальные административно-правовые отношения, в которых стороны равноправны и подчинены только закону» (цит. по: [3, с. 169]). К тому же координационная функция осуществляется программно-целевым, договорным и организационными методами управления, исключающими непосредственное воздействие на волю участников горизонтальных правоотношений.

Необходимо использовать позитивный опыт зарубежных государств в данной сфере. Возьмем ближайших соседей - Китайскую Народную Республику (КНР). В КНР Урумчинская технолого-экономи-ческая зона (ТЭЗ, аналог российского ТОСЭРа) создавалась под руководством партийного рабочего комитета (фактически - органа исполнительной власти определенной территории) и Правительства Синь-цзян-Уйгурского автономного района (далее -СУАР), а также городских властей. Руководство ТЭЗ осуществляет партийный рабочий комитет [4]. Фактически партком осуществляет координацию деятельности административного комитета ТЭЗ, правительства СУАР и правительства города Урумчи. И как мы можем видеть, Урумчинская ТЭЗ добилась впечатляющих результатов, показатели экономического развития региона в разы выше, чем до создания Урумчинской ТЭЗ. Во многом этого результата удалось добиться за счет правильной организации управления.

По словам министра по развитию Дальнего Востока, на сегодняшний день можно выделить три источника финансирования ТОСЭРов и СП Владивосток. Во-первых - выделение государственных средств в рамках соответствующих госпрограмм. Второй источник - реализация приоритетных инвестиционных проектов (в основном ресурсного характера). Третий источник - прямые иностранные инвестиции и новые российские инвестиции в несырьевые секторы экономики.

Эффективное управление ТОСЭРами и СП Владивосток должно строиться следующим образом.

Поскольку каждая ТОСЭР и СП Владивосток функционируют одновременно на территории сразу нескольких муниципальных образований, очевидно, что координирующим центром должен стать высший орган исполнительной власти субъекта РФ, а конкретно - высшее должностное лицо субъ-екта РФ, на территории которого расположена соответствующая ТОСЭР. В соответствии с пп. д.1 п. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представитель-

ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»17 высшее должностное лицо субъекта РФ обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Поскольку территория субъекта РФ, на котором создается ТОСЭР, состоит из нескольких публично-территориальных образований - муниципальных образований [5, с. 31], глава каждого из этих муниципальных образований должен координировать свою деятельность с высшим должностным лицом субъекта РФ, передавая и получая от него соответствующую информацию. Еще раз напомним, что координация не предполагает подчинение одного субъекта (органа местного самоуправления) другому субъекту (высшему должностному лицу субъекта РФ), конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ) не будет нарушен.

Перечень полномочий Министерства по развитию Дальнего Востока, включающий более 50 пунктов, закреплен в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 66418. Из данного перечня можно выделить следующие основные полномочия: оказание содействия в реализации государственных программ, федеральных целевых программ по развитию Дальнего Востока; осуществление поиска и привлечения инвесторов и оказание помощи в реализации инвестиционных проектов; поддержка малого и среднего предпринимательства; развитие конкуренции на территории Дальнего Востока; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в рассматриваемой сфере деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

Наблюдательный совет рассматривает и утверждает перспективные планы развития ТОСЭР и СП Владивосток. Управляющая компания обеспечивает создание и функционирование объектов инфраструктуры на территории ТОСЭР и СП Владивосток.

При высшем должностном лице субъекта РФ должно быть создано структурное подразделение (комитет, комиссия), занимающееся координацией деятельности различных субъектов, прямо и косвенно участвующих в деятельности ТОСЭР и СП Владивосток: губернатор субъекта; главы муниципалитетов субъекта РФ, на территории которых расположены ТОСЭР и СП Владивосток; представители Мин-востокразвития РФ; представители Управляющей компании и Наблюдательного совета; действующие и потенциальные инвесторы.

В Аппарате губернатора регулярно должны проводиться заседания, на которых каждый из обозначенных субъектов делает доклад о проделанной работе, а по итогам заседания большинством голосов принимается заключение, содержащее замечания и предложения по развитию ТОСЭР и СП Владивосток и работе с инвесторами.

Потенциал ТОСЭР и СП Владивосток огромен. Это развитие транспортно-логистического комплекса, АПК, авиастроения, ресурсодобывающей и ресурсоперерабатывающей отраслей, туристско-ре-креационное направление. Режим СП Владивосток создает перспективы создания целой сети международных портов на территории Дальневосточного федерального округа, что предполагает развитие в невиданных ранее масштабах судоходства, судостроения и внешнеторговой деятельности России.

Чтобы эти амбициозные планы были реализованы, необходима ежедневная скрупулезная работа всех звеньев системы с наличием координирующего центра. От их эффективности зависит экономическая и политическая безопасность России в целом.

На сегодняшний день в сфере управления имеются большие проблемы, потенциал ТОСЭР и СП Владивосток в значительной степени остается нереализованным. Необходимо наладить взаимодействие между органами местного самоуправления и

18 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 28. Ст. 3898.

управляющими компаниями ТОСЭРов и СП Владивосток в целях упрощения предоставления резидентам земельных участков для строительства и иных объектов инфраструктуры. При этом необходимо объективно оценивать потенциал новых резидентов с уже существующими субъектами хозяйственной деятельности. Все это требует ежедневной скрупулезной работы. Органы местного самоуправления, органы государственной власти соответствующего субъекта РФ объективно заинтересованы в привлечении новых инвесторов и экономическом развитии территории. Для этого в каждом отраслевом министерстве и департаменте (на муниципальном уровне) должны быть созданы соответствующие подразделения, занимающиеся работой с ТОСЭРами и СП Владивосток в целях привлечения инвесторов. Эта работа должна вестись в непрерывном режиме.

5. Выводы

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить следующее. В соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ первоначально ТОСЭРы и СП Владивосток образовывались только на территории Дальневосточного федерального округа. Между тем по статистике 80 % всех иностранных инвестиций в Россию приходится на 10 регионов, из них половина - на Москву и Санкт-Петербург. Остальные 75 субъектов РФ остаются неосвоенной площадкой для инвесторов. Российское руководство осознает эту проблему. Так, постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 153619 и № 155020 на территории Республики Башкортостан были созданы еще две ТОСЭР - «Беле-бей» и «Кумертау» - на территориях моногородов -городского поселения Белебей и городского округа

Кумертау соответственно - в целях содействия развитию путем диверсификации экономики, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций (ОАО «Белебеевский завод "Автонормаль"» и АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» соответственно).

Однако этих мер явно недостаточно. На территории России, особенно на территории Западной и Восточной Сибири (за исключением Тюменской области), расположено множество так называемых «депрессивных» регионов с низким уровнем жизни и крайне слабой экономикой, которым жизненно необходима государственная поддержка инвестиционного развития. Это Омская и Кемеровская области, республики Алтай, Тыва, Хакасия, Забайкальский край и некоторые другие регионы. Необходимо распространить опыт ТОСЭР, помимо Дальневосточного федерального округа, также на наиболее нуждающиеся в государственной помощи регионы Западной и Восточной Сибири.

Подобный подход позволит улучшить деловой и инвестиционный климат во всех (а не в избранных) субъектах РФ, создаст предпосылки для развития их экономического потенциала, позволит субъектам РФ в максимальной степени использовать свои конкурентные преимущества. В совокупности данные меры позволят минимизировать существующий разрыв в уровне жизни населения и дисбаланс в экономическом развитии регионов на всей территории России, а в конечном итоге повлечет за собой ускоренное экономическое развитие Российской Федерации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. XXI в.: Свободная зона и особый статус: монография / А.А. Городилов и др.; под ред. Е. Чирковой. -Калининград: Янтарный сказ, 2001. - 176 с.

2. Казанник А.И. Координационная функция местных советов депутатов трудящихся в современный период: на материалах Восточной Сибири: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.И. Казанник. - Иркутск, 1970. - 22 с.

3. Казанник А.И. Экономическое районирование в системе территориального устройства Российской Федерации / А.И. Казанник // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: материалы VIII научн.-практ. конф., Омск, 22 нояб. 2012 г. - Омск: Амфора, 2013. - С. 167-173.

19 Постановление Правительства РФ от 29 декабря

2016 г. № 1536 «О создании территории опережающего социально-экономического развития "Беле-бей"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 2. Ст. 365.

20 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1550 «О создании территории опережающего социально-экономического развития "Кумер-тау"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 2. Ст. 378.

4. Потиенко Л.И. Проблемы формирования территорий опережающего развития / Л.И. Потиенко // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2014. - № 3. - С. 99-105.

5. Костюков А.Н. Субъекты муниципально-правовых отношений / А.Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 1. - С. 28-34.

1. Chirkova E. (ed.). XXI century: Free zone and special status. Kaliningrad, Yantarnyi skaz Publ., 2001, 201 p. (In Russ.).

2. Kazannik A.I. Coordination function of local councils of workers' deputies in the modern period: on materials of Eastern Siberia, Cand. Diss. Thesis. Irkutsk, 1970. 22 p. (In Russ.).

3. Kazannik A.I. Economic division into districts in system of the territorial device of the Russian Federation, in: Problemy mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii, Materials of VIII scientific and practical conference, Omsk, November 22, 2012. Omsk, Amfora Publ., 2013, pp. 167-173. (In Russ.).

4. Potienko L. Problems of formation of territories of advancing development. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik VGUES, 2014, no. 3, pp. 99-105. (In Russ.).

5. Kostyukov A.N. Subjects of municipal legal relations. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2003, no. 1, pp. 28-34 (In Russ.)

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Alexander A. Kostyukov - Doctor of Law, Professor,

Honored Lawyer of the Russian Federation, Head,

Chair of State and Municipal Law

Dostoevsky Omsk State University

100/1, 50 let Profsoyuzov ul., Omsk, 644065, Russia

e-mail: [email protected]

SPIN-code: 1428-1209; AuthorID: 353695

Костюков Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой государственного и муниципального права

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

644065, Россия, г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, 100/1

e-mail: [email protected] SPIN-code: 1428-1209; AuthorID: 353695

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Костюков А.Н. Управление территориями опережающего развития и свободными портами Российской Федерации / А.Н. Костюков // Право-

Kostyukov A.N. Administration of advanced development areas and free ports of the Russian Federation. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 46-53. DOI: 10.24147/2542-1514.2017.1(2).46-53. (In Russ.).

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

применение. - 2017. - Т. 1, № 2. - С. 46-53. -DOI : 10.24147/2542-1514.2017.1(2).46-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.