Korneyko Olga Valentinovna FEATURES OF FREE TRADE ..
economic sceinces
УДК 330.112.2
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В США
© 2017
Корнейко Ольга Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В последние два десятилетия в России происходит серьезное освоение территории и внедрение практики использования свободных экономических зон (СЭЗ). Учитывая количество неудачных примеров их создания, цели которых не были достигнуты, целесообразно принять во внимание мировой опыт для извлечения полезных уроков при организации СЭЗ в России. США первыми внедрили данный инструмент для повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке. Целью исследования является изучение американского опыта в создании зон свободной торговли. Эта статья является кратким пособием относительно того, как в Соединенных Штатах работают зоны свободной торговли. Представлено влияние зон на экономику США. Проанализированы преимущества для бизнеса и налоговые преимущества резидентов зон. Информационной базой исследования послужили официальные концептуальные документы и нормативно-правовые акты США и РФ по вопросам свободных экономических зон; материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Бюро Экономического Анализа США; экспертные оценки и расчеты российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе. Дана сравнительная характеристика СЭЗ России и США. Проанализированы возможности применения американского опыт СЭЗ к российским условиям. Научные выводы, содержащиеся в статье, позволяют развивать методологию государственного управления свободными экономическими зонами и могут использоваться российскими государственными органами при разработке программ развития территорий с особым статусом, что, на наш взгляд, сделает данный инструмент государственной политики более эффективным и создаст дополнительные точки роста российской экономики.
Ключевые слова: США, Россия, свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, инструмент государственной политики, сравнительный анализ.
FEATURES OF FREE TRADE ZONES OPERATION IN THE USA
© 2017
Korneyko Olga Valentinovna, candidate of economical science, associate professor of the chair of economics Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia Vladivostok, Gogolya str, 41. E-mail: [email protected])
Abstract. In Russia, there is the introduction of free economic zones (FEZ). Given the number of unsuccessful examples of their creation, the goals of which have not been achieved, it is advisable to turn to the world experience in order to learn the lessons useful for the organization of FEZ in Russia. The USA was the first to introduce this tool to increase the competitiveness of the national industry in the world market. The purpose of the paper is to study the American experience in creating free trade zones. This article is a brief guide to how the free trade zones work in the United States. The influence of zones on the US economy is presented. Benefits for business and tax advantages of residents of zones are analyzed. The information base for the study was the official documents and regulations of the US and RF on free economic zones; Materials of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Bureau of Economic Analysis of the United States; expert assessments and calculations of Russian and foreign scientists published in the scientific literature. The comparative characteristics of the FEZ of Russia and the USA are given. The possibilities of applicability of the US experience of FEZ to Russian conditions are analyzed.
Keywords: USA, Russia, free economic zones, instrument of state policy, free trade zones, comparative analysis.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Свободные экономические зоны (СЭЗ) широко распространились и прочно вошли в практику многих стран [1]. В некоторых из них зоны являются частью национальной стратегии развития. Так в КНР, многочисленные свободные экономические зоны, возникшие как часть экономических реформ, несомненно являются важными драйверами роста страны. Так, в 2012 г. на СЭЗ Китая приходилось около половины прямых иностранных инвестиций, 44% экспорта, 6,3% занятости [2]. Для России вопрос социально-экономической эффективности зон также актуален. В отчетах Счетной Палаты РФ (СП РФ) и Минэкономразвития деятельность российских зон признается недостаточно эффективной [3]. В связи с чем, возникает вопрос, почему зарекомендовавшие себя за рубежом зоны не могут прижиться в нашей стране. Очевидно, что изучение опыта применения льготных инструментов администрирования на ограниченной территории, каким является СЭЗ, приблизит нас к ответам. США первыми использовали зоны, в частности, зоны внешней торговли (ЗВТ) для повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке. Несмотря на страхи и некоторые возражения со стороны экспертов в оценке эффективности и успешности СЭЗ в США, в 2012 г. Национальная ассоциация ЗСТ сообщила о существенном росте экспорте товаров из этих территорий, особенно автомобильных комплек-
тующих [4]. Наша страна может использовать отдельные идеи в практике организации и функционирования свободных зон США с учетом адаптации американского опыта к местным условиям.
Анализ последних исследований и публикаций. Из обилия исследований, посвященных различным проблемам их формирования, функционирования и развития свободных экономических зон, следует выделить работ Zeng D. Z., Ворожбит О.Ю., Moberg L., Русакович В.И., Ковалевой Г.Д., Кравчук В. И. [5-10].
Среди ученых, исследующих деятельность свободных зон в США, интересны труды, в частности, Tiefenbrun S., Зименкова Р. И., Akinci G., Farole T. [11, 12].
Однако, несмотря на большое количество работ в рамках данной проблематики, имеются противоречивые сообщения о преимуществах и недостатках ЗВТ и их влиянии на экономику США. Не рассматривался вопрос о сравнении зон в США и РФ на основе различных критериев. Аспекты формирования, функционирования и развития территориально-организованных образований в виде свободных экономических зон в силу их многогранности и сложности следует признать недостаточно изученными и требующими дополнительного внимания.
Формирование целей статьи. Целью статьи является проведение сравнительного анализа функционирования свободных экономических зон в российской и американской экономиках для выявления опыта, который Россия
экономические науки
Корнейко Ольга Валентиновна ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ...
может перенять у США для оптимизации работы российских зон.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Зоны свободной или внешней торговли (ЗВТ) относятся ко временам финикийцев, но свое развитие получили в 1970-х годах и распространялись с 1980 года по сегодняшний день. ЗВТ являются беспошлинными, в которых товары могут складироваться, обрабатываться, продаваться, обслуживаться, распределяться, демонстрироваться, упаковываться, маркироваться, сортироваться, собираться и изготавливаться в качестве готовой продукции до их реэкспорта. В более чем 135 странах действуют зоны свободной торговли. Численность их растет по экспоненте. Так, в 1995 году в мире действовало примерно 500 зон, в настоящее время это число составляет 4300 зон всех видов с занятостью более 68 тыс. рабочих. Из них на зоны свободной торговли в американской экономике приходится 277 зон, где создано 68 миллионов прямых рабочих мест и более 500 миллиардов долларов добавленной стоимости [13, 14].
Они появились в США в 30-е годы XX века с целью повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке, и попутно снижения уровня безработицы и улучшения социально-экономического положения в стране после Великой Депрессии. Такие зоны являются торговыми или торгово-производственными и с точки зрения бюджетно-налогового, таможенного и финансового законодательства рассматриваются как находящиеся за пределами государства.
География размещения зон внешней торговли свидетельствует о том, что наибольшая их концентрация отмечается в штатах, располагающих крупными промышленными комплексами (Индиана - 6, Огайо - 9 зон, Аризона и Мичиган - по 7 зон, Иллинойс - 8), а также в штатах, имеющих выход к морю или океану (Флорида - 21, Нью-Йорк - 16, Техас - 32 зон, Калифорния - 17 зон).
Таблица 1 - Сравнение зон США и РФ
Сравнительный признак США РФ
Определение зон Зоны внешней торговли (ЗВТ) - зоны, географически расположенные на территории США, но рассматриваемые законодательством как находящиеся за пределами таможенной территории страны. В России особая экономическая зона - это часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Год основания СЭЗ 1934 2005
Основные цели создания повышение конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке путем расширения экономической активности на определенных территориях (депрессивных старопромышленных регионов, или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий); - снижение уровня безработицы развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур; - разработка технологий и коммерциализация их результатов; - производство новых видов продукции
Особые льготы и преимущества для резидентов - освобождение от «обратных» тарифов; - освобождение от пошлин в случае реэкспорта продукции; - освобождение от пошлин на отходы, лом и т.п.; - еженедельная отчетность об отгрузках (в отличие от обычной системы, предполагающей отчетность по каждой отгрузке продукции); - отложенные во времени уплаты пошлины - режим свободной торговли (отсутствие таможенных пошлин и возврат НДС); - специальный налоговый режим (снижение налогов на прибыль, имущество, транспортного и земельного налогов на 5-10 лет)
Нормативно- правовая база Закон о ЗВТ 1934 года (Foreign-Trade Zones Act of 1934), административные акты Совета по ЗВТ, Министерства торговли и Таможенной службы США Федеральный закон от 22.0/.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», подзаконные нормативно-правовые акты; Соглашение по вопросам СЭЗ на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года и иные акты
Организационные структуры
Финансирование
Количество зон на 2015 год, шт.
Доля территориально-административных единиц, имеющих зоны,%
Локализация
Проблемы особых экономических зон
Факторы успеха
функционируют под контролем специально созданного межведомственного Совета. Кроме того, в Министерстве торговли США имеется подразделение, занимающееся вопросами таких зон
преимущественно частные денежные средства американских резидентов
наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих выход к морю или океану, либо в штатах, располагающих крупными промышленными комплексами.
недополучения в федеральный и штатный бюджет; создание неравномерных условий для предприятий; образование перекосов в экономике штатов; лазейки для «отмывания» денег; экологический урон
- преимущества расположения;
- привлечение капиталов частных инвесторов-резидентов штатов;
- гибкость программы: 1950-1952 гг. - внесение в Закон дополнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные производства, появление субзон;
1980-1982 гг. - в субзонах было разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, автомобилей, предусматривая более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости;
- льготы, стимулирующие производство на территории зон;
- глубокая интеграция в экономику страны
Министерство экономического развития, региональный орган исполнительной власти и управляющая компания, учреждаемая данным органом
бюджетные средства и внешние инвестиции
для ОЭЗ ППТ и ОЭЗ ТВТ характерны районы со сложившейся производственной и научно-технической специализацией, для ОЭЗ ТРТ - живописные районы, экономически неразвитые, для ПОЭЗ - портовые города, имеющие преимущества расположения, но требующие комплексного развития.
проблемы административного характера; коррупция и отсутствие долгосрочных моделей развития; недостаток контроля за расходованием средств и реализацией проектов; отсутствие санкций для распорядителей денежных средств; проблемы инфраструктуры; проблемы зонирования; политическая нестабильность
- преимущества расположения;
- развитая инфраструктура;
- эффективное управление;
- заинтересованность властей региона в развитии ОЭЗ
Источник: составлено автором на основе [15-20].
Эксперты утверждают, что ЗВТ выгодны как импортерам, так и экспортерам, поскольку они позволяют резидентам экономить на налогах, снижать транспортные расходы, избежать финансовые сборы и тем самым увеличить их денежный поток в бизнесе. Экспортеры рассматривают ЗВТ как выход на внешние рынки, возможность отложить или избежать таможенные пошлины, а также как способ получить льготы налога на прибыль. Экспорт США из зон внешней торговли с 1989 по 2008 гг. увеличился, в целом заработав с10 до 40 млрд. долл. США. Несмотря на множество двусторонних торговых соглашений и снижение ставок в США, которые увеличили импорт иностранных товаров в США, использование ЗВТ значительно возросло с 1970 года и привело к увеличению экспорта США. ЗВТ сокращают расходы на американский бизнес и стимулируют экспорт продукции США. ЗВТ могут играть значительную роль в экономическом росте за счет увеличения экспорта, повышения конкурентоспособности промышленности и привлечения прямых иностранных инвестиций. Особые привилегии предоставляются производителям, которые экспортируют продукты, произведенные в ЗВТ. Зоны позволяют инвесторам импортировать и экспортировать товары без пошлин и контроля над обменными курсами, содействовать лицензированию и другим процессам
262
33
100
34
Korneyko Olga Valentinovna
FEATURES OF FREE TRADE .
economic sceinces
регулирования и освобождать предприятия от обязательств по уплате корпоративных налогов, налогов на добавленную стоимость или других местные налоги.
Согласно американскому законодательству, ЗВТ включают зоны общего назначения и специализированные зоны (субзоны). Последние создаются в интересах крупного бизнеса для организации сборочных заводов или различных промышленных производств с целью развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств. Технически такие зоны включаются в зоны общего назначения, но территориально могут находиться удаленно друг от друга. Впервые специализированные зоны возникли в 1952 г. после внесения в законодательство дополнительного разрешения о возможности создания в общих ЗВТ промышленных производств. Но вначале это были лишь площадки для проведения торговых ярмарок. Только в середине 80-х годов в субзонах стали создаваться предприятия по сборке автомобилей, электронно-вычислительной техники, телефонных аппаратов, холодильных установок и др. Именно льготы, получаемые автомобильными компаниями, стимулировали дальнейший рост числа специализированных зон.
В зонах общего назначения осуществляется только сортировка, складирование, упаковка товаров без их дополнительной обработки.
Организация зон с особым экономическим статусом должна основываться на экономическом эффекте, которые они вносят в хозяйственное развитие штата, расширение торговли, в повышение уровня конкурентоспособности американских производителей и, в конечном счете, в процветание нации.
Сравним зоны США и РФ по широкому ряду критериальных признаков в таблице 1.
Анализируя данные таблицы 1 отметим, что ЗВТ США вносят заметный вклад в социально-экономическое развитие страны. Это осуществляется, прежде всего, через стимулирование национальных компаний с помощью льготного налогового режима производства в самих США различных видов готовой продукции. Например, импортеры продукции ряда отраслей, как судостроение, автомобилестроение, производство промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в зонах внешней торговли, при ввозе конечного продукта на территорию США освобождаются от уплаты инверсированного (обратного) тарифа. Механизм установления данного тарифа предусматривает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. В США зоны внешней торговли охватывают всю территорию страны, т.е. в каждом штате находится как минимум одна зона. При этом наибольшее количество зон создано либо в штатах, имеющих выход к морю или океану, либо в штатах, не имеющих выхода к водным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами.
Выводы исследования. Как видим из нашего анализа, проблемы свободных зон России связаны с организационными моментами, что вполне логично, т.к. они находятся на начальной ступени своего развития, в отличие от США. В целом, формирование и развитие СЭЗ в США и России происходило в принципиально различных политических и экономических условиях, что является важнейшей причиной разного уровня развития СЭЗ и соответственно принципиально различной роли этих зон в хозяйственном развитии исследуемых стран. Главными сдерживающими факторами эффективного функционирования свободных зон на территории России являются непоследовательная политика со стороны государства в этой области, отсутствие четкой концепции создания этих зон в контексте общенациональных программ развития, а также неблагоприятный инвестиционный климат и связанные с ним политические и экономические риски.
Для превращения СЭЗ в реально действующий рыночный субъект и драйвер экономического развития следует создавать адекватные рыночные условия, определять приоритеты регионам, сферам и отраслям, способствующим диверсификации реального сектора и формированию инновационной экономики.
Подводя итог, отметим, что в связи с длительным сроком получения экономического эффекта от деятельности СЭЗ (согласно мировой практике - 10-15 лет), следует предполагать, что особые экономические зоны России окажут более существенное влияние на экономику как отдельных регионов, так страны в целом, и именно они могут стать одним из моторов будущего роста.
Но для этого необходимо внести ряд корректив в практику их создания и функционирования:
- функционирование СЭЗ должно осуществляться на основе перспективного плана развития конкретной ОЭЗ, без наличия утвержденного плана не следует проводить финансирование из бюджета;
- усовершенствовать законодательство в области регулирования СЭЗ путем уточнения имеющихся законодательных актов и возможным введением новых;
- расширить налоговые, таможенные и административные преференции, в том числе за счет федеральных ресурсов; увеличить срок действия существующих налоговых льгот;
- расширить перечень разрешенных видов деятельности, в том числе разрешить осуществление на территории отдельных видов СЭЗ не только профильную, но и смежную деятельность;
- стимулировать предоставление дополнительных сервисов резидентам СЭЗ (централизованный PR, консалтинговые, юридические, финансовые услуги, образовательные услуги, аренда оборудования и т.д.);
- обеспечить существенную финансовую ответственность субъектов Федерации и управляющих компаний за невыполнение обязательств;
- ввести финансовые поощрения местным руководителям по результатам экономического прогресса конкретного региона;
- обеспечить контроль за надлежащим расходованием бюджетных средств; прозрачность их использования;
- стимулировать не только определенные территории, но и выделять приоритетные отрасли при помощи особых льгот (например, установить дополнительные льготы для участников рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае в условиях Свободного порта Владивосток).
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что российские особые зоны имеют большой потенциал развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Опыт развития специальных экономических зон и промышленных кластеров в Китае. // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 6. С. 34-40.
2. Asian Development Bank (ADB). Asian economic integration report 2015: How can special economic zones catalyze economic development? Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2015. - P. 167.
3. Корнейко О.В., Пестерева А.В., Цян Л. Критическая оценка действующих подходов к анализу эффективности российских особых экономических зон. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 4 (27). 2016. С. 4954.
4. Tiefenbrun Susan U.S. Foreign Trade Zones, Tax-Free Trade Zones of the World, and Their Impact on the U.S. Economy// Hofstra International Law & Business Journal, Vol. 13, 2013.
5. Корнейко О.В. Перспективы развития рыбо-хозяйственной деятельности Приморья в условиях Свободного порта Владивостока: монография / О. В. Корнейко, О. Ю. Ворожбит. - М. : БИБЛИО-ГЛОБУС,
экономические науки
Корнейко Ольга Валентиновна ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ...
2015. - 180 с. - Библиогр.: с. 173-179
6. Zeng D. Z., How Do Special Economic Zones and Industrial Clusters Drive China's Rapid Development? / Douglas Zhihua Zeng // Journal of International Commerce, Economics and Policy (JICEP). - 2012. - Vol. 3, No. 3. -PP. 1-28.
7. Fouda R. Protectionism and Free Trade: A Country's Glory or Doom? / R. Fouda // International Journal of Trade, Economics and Finance. - Vol. 3, No. 5. - October 2012. -PP. 113-124.
8. Кравчук В. И. Свободные экономические зоны: теоретические подходы к формированию и развитию в XXI веке [Электронный ресурс] / В.И. Кравчук // Региональная экономика. - 2015. - №7. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent &view=items&id=3630.
9. Ковалева Г.Д. СЭЗ: терять или приобретать? А может быть, последовать опыту соседей? / Г.Д. Ковалева // ЭКО. - 2014. - № 6. - C.124-141.
10. Русакович В.И. СЭЗ как фактор интеграции стран Азии в мировую экономику: реалии XXI века / В.И. Русакович // Глобализация: влияние на страны Азии. Ежегодник. - М.: РУДН, 2015.
11. Зименков Р. И. Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон [Электронный ресурс] / Р. И. Зименков // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2005. - №11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7opyt-ssha-v-sozdanii-i-funktsionirovanii-svobodnyh-ekonomicheskih-zon.
12. Farole, T., Akinci, G. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges, and Future Direc-tions / T. Farole, G.Akinci. - Washington, DC: World Bank, 2011.
13. Moberg L. The political economy of special economic zones. Journal of Institutional Economics, vol. 11, no. 1, 2015. P. 167-190.
14. Tiefenbrun Susan U.S. Foreign Trade Zones, TaxFree Trade Zones of the World, and Their Impact on the U.S. Economy// Hofstra International Law & Business Journal, Vol. 13, 2013.
15. Annual Report of the Foreign-Trade Zones Board to the Congress of the United States [Electronic resources] // United States Department of Commerce. International Trade Administration. Enforcement and Compliance. - URL: http://enforcement.trade.gov/ftzpage/annual-report.html.
16. Информация о специальных экономических зонах США [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: Портал внешнеэкономической информации. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ ved_us/special_area_us/.
17. A Brief History of the U.S. Foreign-Trade Zones Program [Electronic resources] // Foreign-Trade Zone Resource Center. - URL: http://www.foreign-trade-zone. com/history.htm.
18. Online FTZ Information System [Electronic resources] // United States Department of Commerce. International Trade Administration. Enforcement and Compliance. -URL: http://ita-web.ita.doc.gov/FTZ/OFISLogin.nsf.
19. Benefits to a zone user [Electronic resources] // United States Department of Commerce. International Trade Administration. Enforcement and Compliance. - URL: http://enforcement.trade.gov/ftzpage/info/userbenefits.html.
20. World Bank. WBG Trade Strategy: Leveraging Trade for Development and Growth. -Washington, D.C., 2011. - 256 p.
Статья поступила в редакцию 07.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017