Научная статья на тему 'Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон'

Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8285
1116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / REGIONAL CLUSTERS / ТЕХНОПОЛИСЫ / TECHNOPOLISES / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ / INDUSTRIAL PARKS / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE ZONES / ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ / EXPORT AND PRODUCTION ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меджидов З. У.

В мировой практике существует огромный успешный опыт функционирования особых экономических зон в различных политических и социально-экономических системах, территориях и условиях: технопарки в США, зоны развития высоких и новых технологий в Китае и другие. В статье рассматриваются подходы к процедуре создания экономических зон в мировой практике. Дается классификация особых экономических зон в мировой практике: экспортно-производственные, зоны свободной торговли, технологические, зоны стимулирования экспорта, сервисные, комплексные зоны. Представлена специфика их формирования, предлагаемые условия для резидентов, страны и регионы, практикующие тип экономической зоны. Указаны налоговые преференции для участников экономических зон в Великобритании, США, Китае, Японии, Мексике, их особенности функционирования и тип зон. Проводится анализ формирования особых экономических зон в США, Китае, Ирландии, стран Юго-Восточной Азии. Представлены рекомендации из зарубежной практики функционирования особых экономических зон, которые могли бы быть рассмотрены в отечественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

In world practice there is an extensive successful experience of functioning of special economic zones in various political and social and economic systems, territories and conditions: science and technology parks in the USA, zones of development of high and new technologies in China and others. In article approaches to procedure of creation of economic zones in world practice are considered. Classification of special economic zones in world practice is given: export and production, free trade zones, technological, export stimulation zones, service, complex zones. Specifics of their formation, the offered conditions for residents, the countries and regions practicing type of an economic zone are presented. Tax preferences for participants of economic zones in Great Britain, the USA, China, Japan, Mexico, their feature of functioning and type of zones are specified. The analysis of formation of special economic zones in the USA, China, Ireland, the countries of Southeast Asia is carried out. Recommendations from foreign practice of functioning of special economic zones which could be considered in domestic practice are submitted.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон»

УДК: 332.122 ББК: 65

Меджидов З. У.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Medzhidov Z. U.

FOREIGN EXPERIENCE OF FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

Ключевые слова: экономика, особые экономические зоны, региональные кластеры, технополисы, промышленные парки, зоны свободной торговли, экспортно -производственные зоны.

Keywords: economy, special economic zones, regional clusters, technopolises, industrial parks, free trade zones, export and production zones.

Аннотаиия: в мировой практике существует огромный успешный опыт функционирования особых экономических зон в различных политических и социально -экономических системах, территориях и условиях: технопарки в США, зоны развития высоких и новых технологий в Китае и другие. В статье рассматриваются подходы к процедуре создания экономических зон в мировой практике. Дается классификация особых экономических зон в мировой практике: экспортно-производственные, зоны свободной торговли, технологические, зоны стимулирования экспорта, сервисные, комплексные зоны Представлена специфика их формирования, предлагаемые условия для резидентов, страны и регионы, практикующие тип экономической зоны Указаны налоговые преференции для участников экономических зон в Великобритании, США, Китае, Японии, Мексике, их особенности функционирования и тип зон. Проводится анализ формирования особых экономических зон в США, Китае, Ирландии, стран Юго-Восточной Азии. Представлены рекомендации из зарубежной практики функционирования особых экономических зон, которые могли бы быть рассмотрен ы в отечественной практике.

Abstract: in world practice there is an extensive successful experience offunctioning of special economic zones in various political and social and economic systems, territories and conditions: science and technology parks in the USA, zones of development of high and new technologies in China and others. In article approaches to procedure of creation of economic zones in world practice are considered. Classification of special economic zones in world practice is given: export and production, free trade zones, technological, export stimulation zones, service, complex zones. Specifics of their formation, the offered conditions for residents, the countries and regions practicing type of an economic zone are presented. Tax preferences for participants of economic zones in Great Britain, the USA, China, Japan, Mexico, their feature offunctioning and type of zones are specified. The analysis offormation of special economic zones in the USA, China, Ireland, the countries of Southeast Asia is carried out. Recommendations from foreign practice of functioning of special economic zones which could be considered in domestic practice are submitted.

В мировой практике существует два подхода к процедуре создания зон - метод «сверху» и метод «снизу». В первом варианте предусматриваются зоны, создаваемые по инициативе и за счет государства усилиями центральных или региональных властей (практика Индии, Южной Кореи, Тайваня), либо усилиями государственных корпораций (практика Великобритании, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки). Во втором случае рассматриваются зоны всех прочих форм собственности, в котором допускается чисто заявительная процедура организации ОЭЗ (США, Канада, Западная Европа), либо требуется утверждение технико-экономического обоснования со стороны государственных органов (Аргентина, Турция и иные развивающиеся страны) [9].

Вопросы, связанные с формированием и функционированием территорий с особым экономическим статусом, рассматриваются в рабо-

тах многих зарубежных ученых, таких как А. Аггарвал1, Л. Виллмор2, А. Базил, Д. Герми-дис3, К. Лиухто4, а также отечественных авторов Е.Ф. Авдокушин5, Р.И. Зименков6, М.Ю. Неуче-

1 Aggarwal A. Impact of Special Economic Zones on Employment, Povetry and Human Development / Indian Counsil foe Research on International Economic Relations. - 2007. №.194, - 61 p.

2 Willmore Larry. Export Processing Zones in the Dominican Republic: A Comment on Kaplinsky / World Development. - 1995. № 3(23).

3 Basile A., and D. Germidis. Investing in Export Processing Zones. OECD. - Paris, 1984.

4 Liuhto K. Special Economic Zones in Russia - What do the zones offer for foreign firms? // Electronic Publications of Pan European Institute. - 2009. - № 2. pp.149-164.

5 Авдокушин Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны / М.: Московский университет потребительской кооперации,1993.- 217 с.

6 Зименков Р.И. Свободные экономические зоны:учеб. пособие / М.: Юнити-Дана, 2012. - 224 с.

ва1, П.В. Павлов2, Н.В. Смородинская3. Однако, несмотря на наличие множество научных трудов, рассмотрение вопроса изучения богатого зарубежного опыта функционирования ОЭЗ требует дальнейших исследований и уточнений.

Термин «особая экономическая зона» (special economic zone) носит собирательный характер и включает различные типы зон (до 90), встречающиеся в мировой практике. Стоит отметить, что в настоящий момент в мировой

практике отсутствует общепринятая типология ОЭЗ. В связи с этим необходимо предложить авторскую классификацию особых экономических зон с точки зрения функциональной специализации и которая могла бы охватить и классифицировать все существующие в мире практики: экспортно-производственные зоны, зоны свободной торговли, технологические зоны (технополисы), зоны стимулирования экспорта, сервисные зоны (зоны услуг), комплексные зоны (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация особых экономических зон в мировой практике

Типология ОЭЗ Цель создания Условия, предоставляемые резидентам Страны / регионы, практикующие тип ОЭЗ

Экспортно-производственные зоны Содействие производству на экспорт, развитие производств Льготные цены на аренду и выкуп земли, наличие готовой инженерной инфраструктуры, возможность обмена опытом между резидентами Бразилия, Мексика, страны Юго-Восточной Азии, Великобритания, Ирландия, США, Китай

Зоны свободной торговли Развитие внешней торговли Упрощенные таможенные и льготные режимы налогообложения резидентов, портово-логистическая инфраструктура, ввоз и вывоз товаров осуществляется без пошлин Большая часть развитых / развивающихся стран

Технологические зоны (технополисы) Содействие развитию научно-технической отрасли Наличие готовой инженерной инфраструктуры, возможность сотрудничества с научными и исследовательскими центрами, наличие высококвалифицированного рабочего персонала, а также бизнес-инкуба-торов для создания стартап-проектов США, Япония, страны Юго-Восточной Азии и Западной Европы, Индия. Начиная с 2005 г. РФ

Зоны стимулирования экспорта Создание рабочих мест, стимулирование экспорта Отсутствие импортных пошлин, льготные цены на аренду и выкуп земли, наличие системы «одного окна», налоговые каникулы, заключение международных договоров о защите инвестиций Развивающиеся страны во всем мире, Китай, Япония, Индия, Южная Корея

Сервисные зоны (зоны услуг) Создание современной рыночной инфраструктуры и новых рабочих мест Сокращение ставок налога на корпоративные доходы, налоговые каникулы, финансовые и административные стимулы для резидентных компаний Страны Юго-Восточной Азии, Западной Европы, Карибского бассейна, Кипр

Комплексные зоны Содействие комплексному развитию региона Режим свободной таможенной зоны, налоговые, финансовые и административные льготы Бразилия, Китай, страны Западной Европы, США, Канада

Источник: составлено автором на основании портала внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 03.01.16).

1 Неучева М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России: монография / М.: МАКС Пресс, 2011. - 153 с.

2 Павлов П.В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово -правовые и организационно-экономические аспекты функционирования. - М.: Магистр-Инфра-М, 2010. - 252 с.

3 Смородинская Н.В. Организация особых экономических зон в мировой и российской практике: концептуальные аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2011.- № 3. - С. 16-36.

В экспортно-производственных зонах (ЭПЗ) фирмы в основном занимаются производством одежды, изготовлением мебели, переработкой сельскохозяйственного сырья и, как правило, располагаются неподалеку от международных портов. ЭПЗ обычно создаются в развивающихся странах, где преобладает дешевизна местных трудовых ресурсов с целью привлечения иностранных прямых инвестиций, обеспечение роста экспорта и диверсификации производства. В различных странах ЭПЗ трактуют некоторые национальные, региональные особенности, отражающиеся в том числе и в названии зон, но не изменяющие природу ЭПЗ, их структуру и экспортную направленность. Например, в Великобритании называют предпринимательскими зонами, в Китае - специальными или экономическими, в США - зонами свободного предпринимательства и т.д.

Зоны свободной торговли (ЗСТ), в отличие от экспортно- производственных зон, прежде всего стимулируют развитие импорта товаров и внутренней торговли. В большинстве случаев условия ЗСТ распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. В настоящий момент в мире функционирует огромное количество ЗСТ, такие как:

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), функционирующая на основе соглашения о свободной торговле, заключенного между Канадой, Мексикой и США, вступившее в силу в 1994 г.;

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в 1960 г., и включающая Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Швейцарию;

Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (ЦЕФТА), основанная в 1992 г., состав которой в ходе своей деятельности несколько раз изменялся, в настоящее время включает Македонию, Албанию, Боснию и Герцеговину, Косово, Молдавию, Черногорию и Сербию;

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, заключенное между двумя странами в 1983 г.;

Зона свободной торговли между Эквадором, Колумбией, Венесуэлой - соглашение, подписанное перечисленными странами в 1992 г.;

Бангкокское соглашение, подписанное в 1975 г. между Республикой Корея, Бангладеш, Индией, Лаосом и Шри-Ланка;

Зона свободной торговли СНГ — соглашение, подписанное в 2011 году между странами СНГ, в состав которой входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Технологические зоны (технополисы) пред-

ставляют собой научно-промышленный комплекс, где осуществляется создание и производство высоких технологий. Впервые технополисы возникли в середине 1950-х гг. в США: Силиконовая долина (Калифорния) и Рут-128 (Массачусетс). Технополисы имеются и в Западной Европе: Мил-тон Кейнс, Кембридж, Силикон Глен в Великобритании, София-Антиполис и Мейлан-Гренобль во Франции и др. Не «остались в долгу» и страны Юго-Восточной Азии: в Южной Корее - Даедук, в Китае - Шеньжень и Гуандун В Индонезии, Филиппинах, Малайзии и Таиланде осуществляется программа строительства технополисов. Качественный толчок получило создание технополисов и в Японии, где большая их часть расположена в центрах с традиционными отраслями (автомобильная промышленность), что позволяет формировать вокруг себя высокие технологии: производство робототехники, электроники, программного обеспечения.

В отечественной практике к наиболее известным технополисам стоит отнести Новосибирский академгородок, созданный по единому проекту комплекса научно-исследовательских институтов, а также технополис GS в Калининградской области - проект по созданию комплекса электронной промышленности, являющийся первым и единственным в России частным технополисом в сфере высоких технологий, реализуемый холдингом GS Group (российская компания).

Зоны стимулирования экспорта создаются в развивающихся странах для создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, формирования налоговых поступлений. Примером служит Китай, Индия, где на рынке труда имеется избыток рабочей силы.

Сервисные зоны (зоны услуг) представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансовые, банковские, страховые, туристско-рекреационные услуги. Существует следующие разновидности сервисных зон:

- оффшорные зоны. Из их числа следует назвать Нидерланды, Кипр, Лихтенштейн, Либерия, Швейцария, Гонконг, Ирландия, Панама, Британские Виргинские острова. В последние годы оффшорные зоны сформировались в Мальте, Израиле;

- зоны свободных банковских услуг. Примером данного вида служат следующие страны: Бахрейн, Панама, Люксембург;

- зоны свободных туристско-рекреационных услуг. К ним относятся такие страны, как Кипр, Панама, Монако, а также города - Макао (Китай), Гамбург, Амстердам, штат Невада (США);

- свободные игорные зоны. В их число относятся Лас-Вегас, Монте-Карло, Монако;

- зоны свободных страховых услуг. Примером данного вида служат зоны в городах Нью-Йорк и Лондон.

Одним из главных преимуществ сервисных зон является законодательство о банковской тайне, позволяющая сохранить конфиденциальную информацию о владельце финансовых средств, состоянии счета, предоставляя ее исключительно при наличии межгосударственного соглашения об обмен финансовой информацией и расследовании уголовных преступлений.

Комплексные зоны формируются путем установления особого, льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Отличие комплексных зон от других типов заключается в том, что они расположены на больших пространственных территориях (площадью до 100 кв.км.) и ведением более широкого поля деятельности. К основным функциям комплексных

зон стоит выделить: содействие притоку иностранных инвестиций, технологий, содействие занятости, развитие депрессивных регионов, импортозамещение производство, реализация стратегии экономического развития региона. К комплексным зонам относятся: особые экономические районы и прибрежные города Китая, зоны свободного предпринимательства (Западная Европа, Канада), Мадрасская СЭЗ в Индии, а также латиноамериканские зоны «Манаус» (Бразилия) и «Огненная Земля» (Аргентина).

В настоящее время ОЭЗ функционируют практически во всех развитых и интенсивно развивающихся странах (около 120 государств). В развивающихся странах основным источником привлекаемого капитала в ОЭЗ являются иностранные инвестиции, а в развитых странах приоритетным направлением развития ОЭЗ является экономическое укрепление деятельности депрессивных регионов путем привлечения национального частного капитала, выделение государственных дотаций и кредитов.

Таблица 2 - Налоговые преференции в ОЭЗ некоторых стран мира.

№ Страна Тип ОЭЗ Льготы и преференции

1 2 3 4

1. Великобритания свободные зоны; зоны предприниматель-ства 1. Взимание и уплата импортных пошлин и НДС, осуществляется если товары вывозятся за пределами зоны на рынок стран ЕС (в т.ч. Великобританию). 2. Автоматическое освобождение средств, направленных на капитальные затраты в строительстве (кроме использования воды и прочих услуг) от налога на прибыль и подоходного налога

2. Соединенные Штаты Америки предпринимательские зоны; зоны внешней торговли; технологические парки 1. Освобождение от федерального и местного налогов частной собственности предприятий и отдельных лиц. 2. Товары, экспортируемые из зон в иные страны, не облагаются внутренними налогами и таможенными пошлинами. 3. В различных штатах действуют дополнительные скидки, например, в штате Коннектикут - 50% с налога на доходы компаний, в штате Луизиана - 100% с налога на продажи оборудования, в штате Канзас - 100% с налога на продажи строительных материалов, в штате Вирджиния - 100% с налога на продажи основного капитала. 4. Большую часть налоговых льгот (70%) получают компании, создающие новые рабочие места

3. Япония технополисы; зоны развития импорта 1. Фирмы, выполняющие обработку импортируемых грузов получают низкопроцентные займы (менее 3%) 2. Для экономических зон создаются информационные центры, позволяющие провести выставки, бизнес-конференции и т.д. 3. Упрощенная система таможенного законодательства для компаний экономических зон

4. Мексика экспортно-производственные зоны -макиладорас 1. Право на уменьшение налогооблагаемой базы на 10%. 2. Освобождение от уплаты НДС при экспорте собственной продукции и товаров, закупаемых для использования в процессе производства продукции. 3. При найме иностранных (административных, технических) работников упрощается получение въездных виз

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4

5. Китай зоны экономи- 1. Для компаний с иностранными инвестициями упрощена схема

ческого и тех- регистрации.

нологического 2. Льготы по подоходному налогу для предприятий с иностран-

развития ными инвестициями - 15% (по стране 33%).

(ЗЭТР); специ- 3. При импорте производственного оборудования и различных

альные эконо- материалов (сырье, детали, запчасти), ввозимых иностранным

мические зоны участником предприятия в счет своей доли в компании, НДС не

(СЭЗ); взимается, в том случае, если они будут задействованы в произ-

зоны пригра- водстве продукции на экспорт

ничного эко-

номического

сотрудничества

(ЗПЭС); «бон-

довые зоны»

Источник: составлено автором на основании портала внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 03.01.16).

Максимальное число ОЭЗ (около 240) созданы и успешно развиваются в Соединенных Штатах Америки (США), где их разделяют на три группы: технологические парки, предпринимательские зоны, зоны внешней торговли1.

Каждая группа ОЭЗ в США обладает особым правовым и административным режимом ведения хозяйственной деятельности. Указанные зоны внешней торговли выделяются специальными налоговыми льготными таможенными условиями. Помимо этого, в зонах внешней торговли были отменены квоты на экспорт отечественной продукции в иные государства. Предпринимательские зоны характеризуются возможностью складирования производимой продукции, а также ее переработки. В США возможно создание комплексных предпринимательских зон, которые функционируют, главным образом, на таких территориях государства, характеризующиеся высоким уровнем безработицы, низкими доходами трудящегося населения.

Для любых государств, использующие повышение эффективности экономики созданием ОЭЗ, функционирование таких территорий означает, прежде всего, вовлечение в глобальные интеграционные процессы, вступление в мировые экономические отношения, возможность использования трансграничного перемещения факторов производства, в первую очередь, финансовых. Мировая практика функционирования ОЭЗ показывает, что национальные экономики с высоким уровнем

1 Рашкеева И.В., Елесина М.В. Опыт развития ОЭЗ в России и за рубежом // Nauka -rastudent.ru. -2014. - №10(10-2014) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/10/2078/ (дата обращения: 30.12.15).

развития (Япония, США, страны Европейского союза), активно развивающиеся государства, в первую очередь восточно-азиатского региона, обеспечивают достижение высоких и эффективных результатов от функционирования оффшорных центров и ОЭЗ.

Например, в США, Франции, Великобритании ОЭЗ зачастую создавались для усиления и интенсификации внешнеэкономических взаимосвязей, осуществления региональной политики, ориентированной на активизацию среднего и малого бизнеса в депрессивных регионах, выравнивание межрегиональных различий2. Для достижения указанных целей бизнес-структу-рам подобной категории предоставлялись большие преференции, нежели в других регионах государства, значительные налогово-финансовые льготы и свобода деятельности. Данные мероприятия не были направлены на привлечение зарубежного капитала, а на выравнивание региональной дифференциации, устранение социально-экономического неравенства регионов3.

С аналогичной целью проводилось создание ОЭЗ и в большинстве развивающихся стран Вместе с тем, в противоположность промышлен-но-развитым государствам, в развивающихся странах основной упор при принятии решений о формировании ОЭЗ делался на активизацию процессов привлечения инвестиционных вложе-

2 Gobillion, L., Magnac, T. and Laurent, H. Do Unemployed Workers Benefit From Enterprise Zones? The French experience. // Journal of Public Economics. - 2012. pp. 881 - 892.

3 Рашкеева И.В., Елесина М .В. Опыт развития ОЭЗ в России и за рубежом // Nauka-rastudent.ru. -2014. - №10(10-2014) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/10/2078/ (дата обращения: 30.12.15).

ний и инновационных технологий иностранных партнеров, модернизацию производственной деятельности, повышение квалификации трудовых ресурсов.

Обширным опытом функционирования ОЭЗ обладают государства Европейского союза: Болгария, Германия, Ирландия, Польша и другие страны1. Показательной можно назвать практику создания и развития ОЭЗ Ирландии, в которой после окончания Второй мировой войны был максимально использован рыночный механизм ОЭЗ. В результате чего данное государство смогло преодолеть глубокий экономический кризис.

В Ирландии в течение 30 послевоенных лет было сформировано около 60 ОЭЗ разного вида. Рост безработицы и увеличивающийся уровень миграции населения в другие государства способствовали принятию Правительством Ирландии своевременного и экономически-обоснованного решения: в 1959 г. на территории вблизи аэропорта Шеннон, равной 100 га, была сформирована экспортно-производственная зона, прошедшая два этапа развития -открытие первого в мире магазина беспошлинной торговли «Дьюти фри шоп» и открытие инновационного центра «Лимерик» в 1980 г. Практика Ирландии в сфере функционирования ОЭЗ весьма успешно была внедрена азиатскими государствами2.

Специфика создания и развития ОЭЗ в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Сингапура, Южной Кореи) заключается в действующих на территории ОЭЗ административно-правового режима ведения бизнеса, направленного на привлечение как иностранных, так и национальных инвестиционных ресурсов. Утвержденный государством гибкий инвестиционный режим направлен на достижение интересов и владельцев капитала, и государства3.

Говоря о мировом опыте функционирования ОЭЗ, нельзя обойти вниманием практику китайских ОЭЗ, которые уже более 20 лет функционируют в Китае. Благодаря особым зонам, этому государству удалось достичь высо-

1 Jensen, C. and Winiarczyk, M., Special Economic Zones - Twenty Years Later, CASE Network Studies and Analyses. - 2014. - № 467. Centrum Analiz Spoleczno-Ekonomicznych, Warszawa.

2 Кузнецов Н.А., Рязанцев Е.Ю. Региональное развитие особых экономических зон в России // Политический журнал научных публикаций «Дискуссия». - 2013. - №2(32). - С. 42-44.

3 Рашкеева И.В., Елесина М.В. Опыт развития

ОЭЗ в России и за рубежом // Nauka -rastudent.ru. -2014. - №10(10-2014) [Электронный ресурс]. - Ре-

жим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/10/2078/ (дата обращения: 30.12.15).

ких макроэкономических показателей. Основная особенность китайских ОЭЗ характеризуется тем, что ведение бизнеса на их территории, регламентируется нормативно-законодательными актами, которые приняты правительствами тех провинций, где созданы и развиваются соответствующие ОЭЗ4.

Начиная с 1980 г. в Китае сформировано 5 особых экономических районов (далее - ОЭР), они расположены на юго-востоке КНР. Функционирование указанных ОЭР направлены, в основном, на международные товарные рынки, поэтому более 50% изготавливаемой там продукции идет на экспорт. Здесь развивается прежде всего обрабатывающая промышленность, научно-исследовательская и торгово-сбытовая деятельность5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На территории ОЭР проводится реализация особой системы управления и специализированной экономической политики. Зарубежные инвесторы обладают многочисленными налоговыми и таможенными льготами, значительно большими полномочиями и правами. Например, ОЭР «Пудун», созданная на территории г. Шанхай, предоставляет субъектам предпринимательской деятельности особые налоговые льготы: отмена оплаты налога на добавленную стоимость; отмена оплаты потребительских налогов; отмена оплаты налогов на доход иностранных трудовых ресурсов; отмена оплаты подоходного налога на пять лет; оплата в течение последующих трех лет 50% подоходного налога.

Принимаемые меры по созданию и разв и-тию ОЭР позволяет Китаю обеспечивать экономику страны наиболее современными и совершенными типами технологии и техники, перенимать современные методы производственного управления, своевременно получать достоверную информацию о ситуации на международных финансовых и товарных рынках, повышать уровень квалификации трудовых ресурсов. Достижение указанных результатов стало возможным в результате четко определенной политической воли китайского правительства, выполнения комплексной национальной строительной программы, направленной на обеспечение предпринимательских структур современной и доступной инфраструктурой.

4 Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. -№11(057). - С. 89-92.

5 Wang, Jin. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities. Journal of Development Economics, Volume 101, 2013, pp.133 - 147.

Таблица 3 - Внешняя торговля ОЭЗ КНР в 2014 г. (по данным главного таможенного управления КНР)

ОЭЗ Стоимостной объем, млрд. долл. Доля в объеме внешней торговли КНР, %

Общий Экспорт Импорт Общий Экспорт Импорт

Шэньчжэнь 487,76 284,740 203,36 11,34 12,15 10,37

Сямэнь 83,55 53,16 30,39 1,94 2,27 1,55

Чжухай 55,00 29,05 25,95 1,28 1,24 1,32

Шаньтоу 9,60 6,96 2,54 0,22 0,3 0,13

Хайнань 15,87 4,42 11,45 0,37 0,19 0,58

Всего 651,78 378,33 273,69 15,15 16,15 13,95

Вместе со значительными экономическими преимуществами создания и функционирования ОЭЗ в Китае следует подчеркнуть наблюдающиеся недостатки их развития, которые, несомненно, нужно исследовать при изучении возможности адаптации китайского опыта в России: приоритетное развитие ОЭЗ способствовало усилению разрыва уровня социально-экономического развития данных регионов и других территорий Китая; в производственной сфере в результате опережающего роста обрабатывающих отраслей произошло существенное отставание развития минерально-сырьевой базы.

Обобщая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что ОЭЗ можно назвать одним из наиболее эффективных механизмов поддержки и развития регионов, обеспечивающих стимулирование регионального саморазвития. ОЭЗ рассматривается как комплексное проявление сочетания рыночных механизмов на уровне региона, которое позволяет1:

1) для государства: обеспечить интенсификацию развития отраслей экономики, а также их диверсификацию;

2) для владельцев капитала (потенциальных инвесторов), предпринимательских структур: минимизировать риски осуществления финансово- хозяйственной деятельности в условиях повышенной нестабильности и роста неопределенности;

3) для населения, проживающего в исследуемом регионе, создающем особую экономическую зону: повысить уровень получаемых, получить новые высокооплачиваемые рабочие места, поднять качество жизни;

4) для региона: повысить инвестиционную привлекательность территории, привлечь финансовые ресурсы в экономику, обеспечить наполнение регионального бюджета, усилить бюджетообразующие региональные структуры.

Российские особые экономические зоны

1 Джерелейко И.С. Особые экономические зоны в России как финансовый инструмент социально-экономического развития // Балтийский экономический журнал. - 2010. - №2(4). - С. 29-36.

стали развиваться с 2005 года, но сегодня многие считают, что они не в полной мере оправдывают возложенные надежды: им не удалось выйти на планируемый уровень по привлечению инвестиций2. Подводя итоги исследования, необходимо выделить несколько ключевых факторов из зарубежной практики функционирования ОЭЗ, которые могли бы быть рассмотрены в отечественной практике и стать рычагом развития российских ОЭЗ:

совершенствование нормативно- правовой основы ОЭЗ и разработка глубокого технико-экономического обоснования эффективности создания ОЭЗ;

расширение льготных механизмов за счет федеральной части налогов и сборов. Практика показывает, что государство снижает только региональные и местные налоги, а существующие сегодня налоговые льготы в российских ОЭЗ уступают по мировым меркам;

облегчение получение статуса резидента ОЭЗ и борьба с коррупцией, которая «обитает» в области оказания административных услуг. Существующий сегодня принцип «одного окна» является одним из инструментов развития отечественных ОЭЗ, однако он не позволяет ускорить получение статуса резидента;

наличие качественных условий для высококвалифицированных сотрудников и борьба с «утечкой мозгов» в страны Запада;

практика показывает, что туристические зоны в Иркутской области, Алтайском крае не пользуются спросом у российских туристов из-за их удаленности, предпочитая побережье Черного и Азовского морей. В связи с этим необходимо провести маркетинговое продвижение отечественных туристско-рекреационых ОЭЗ;

устранение проблем, связанных с арендой / выкупом земельных участков резидентами ОЭЗ;

определение эффективного расположения особых экономических зон, нередко расположенных в отдаленной части от крупных город-

2 Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. - М.: Медиа Инфо Групп, 2014. - 212 с.

ских агломераций, снижая их привлекательность, как для рабочей силы, так и для бизнеса;

отсутствие дополнительной косвенной поддержки резидентам ОЭЗ. Как показывает мировая практика, резидентам ОЭЗ предлагаются дополнительные меры поддержки, помимо прямых льгот, к которым относятся: централизованный PR ОЭЗ, оказание помощи в патентной защите, инвестиционное консультирование;

формирование зон нового поколения. В условиях непростой экономической ситуации российская экономика нуждается в новом толчке развития. В качестве инструмента развития предлагается создать особые аграрные зоны в Республике Крым и Краснодарском крае, обеспечив развитие отечественного сельского хозяйства, решив проблему повышения эффективности производства, социального развития и дополнительных налоговых поступлений в бюджет;

важно пересмотреть целесообразность пролонгации развернутых ранее зональных проектов, где эффективность создания ОЭЗ оказа-

лась на невысоком уровне. К таким проектам стоит отнести ОЭЗ в Республике Алтай, Чеченской Республике.

Практика показывает, что наличие налоговых, финансовых, таможенных льгот не могут считаться оптимальным решением успешного функционирования ОЭЗ. Для того, чтобы ОЭЗ стали по- настоящему эффективными, им необходимо «на раскрутку» не менее 10 лет с момента формирования.

Главными принципами использования ОЭЗ для стимулирования социально-экономического развития территорий должно быть предоставление комплексной совокупности преференций и льгот для инвесторов, возможность в льготном и ускоренном порядке привлекать квалифицированный иностранный персонал, усиление и интенсификация внешнеэкономических взаимосвязей. При этом приоритетами функционирования ОЭЗ можно назвать активизацию финансово-экономической деятельности в депрессивных регионах и выравнивание межрегиональных различий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдокушин, Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. - М.: Московский университет потребительской кооперации,1993.- 217 с.

2. Джерелейко, И.С. Особые экономические зоны в России как финансовый инструмент социально-экономического развития // Балтийский экономический журнал. - 2010. - №2(4). - С. 29-36.

3. Зименков, Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. -

224 с.

4. Кузнецов, Н.А., Рязанцев Е.Ю. Региональное развитие особых экономических зон в России // Политический журнал научных публикаций «Дискуссия». - 2013. - №2(32). - С. 42-44.

5. Неучева, М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России: монография. -М.: МАКС Пресс, 2011. -153 с.

6. Павлов, П.В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования. - М.: Магистр-Инфра-М, 2010. - 252 с.

7. Передкова, И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально- экономические явления и процессы. - 2013. - №11(057). - С. 89-92.

8. Рашкеева, И.В., Елесина М.В. Опыт развития ОЭЗ в России и за рубежом // Nauka-rastudent.ru. - 2014. - №10(10-2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/10/2078/ (дата обращения: 30.12.15).

9. Смородинская, Н.В. Организация особых экономических зон в мировой и российской практике: концептуальные аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2011. -№ 3. - С. 16-36.

10. Фурщик, М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. - М.: Медиа Инфо Групп, 2014. - 212 с.

11. Aggarwal, A. Impact of Special Economic Zones on Employment, Povetry and Human Development / Indian Counsil foe Research on International Economic Relations. - 2007. №. 194, - 61 p.

12. Basile, A., and D. Germidis. Investing in Export Processing Zones. OECD. - Paris, 1984.

13. Gobillion, L., Magnac, T. and Laurent, H. Do Unemployed Workers Benefit From Enterprise Zones? The French experience. // Journal of Public Economics. - 2012. pp. 881 - 892.

14. Jensen, C. and Winiarczyk, M., Special Economic Zones - Twenty Years Later, CASE Network Studies and Analyses. - 2014. - № 467. Centrum Analiz Spoleczno-Ekonomicznych, Warszawa.

15. Liuhto, K. Special Economic Zones in Russia - What do the zones offer for foreign firms? //

Electronic Publications of Pan European Institute. - 2009. - № 2. pp. 149-164.

16. Wang, Jin. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities. Journal of Development Economics, Volume 101, 2013, pp. 133 - 147.

17. Willmore Larry. Export Processing Zones in the Dominican Republic: A Comment on Kaplinsky / World Development. - 1995. - № 3(23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.