Научная статья на тему 'Эволюция и особенности сэз (оэз) и тор в России и мире'

Эволюция и особенности сэз (оэз) и тор в России и мире Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4361
690
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЗОНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЬГОТЫ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Погребняк Егор Юрьевич

Рассмотрены история создания и особенности СЭЗ в России. Выявлены препятствия результативного функционирования СЭЗ на территории страны. Изучена нормативно-правовая база, устанавливающая порядок образования ОЭЗ в России. На основании действующего законодательства, установлены цели создания ОЭЗ и их типы. В статье также рассмотрены особенности функционирования ТОР. Проанализирован и проведен сравнительный анализ СЭЗ, созданных в странах Азии, Африки, Европы, Америки и Австралии. На основании проведенного анализа, сделан вывод о неоднозначности мнений мирового экономического сообщества относительно эффективности СЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция и особенности сэз (оэз) и тор в России и мире»

Эволюция и особенности СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в России и мире Evolution and features of free economic zones (special economic zones) and territories of advanced development in Russia and the world

Погребняк Егор Юрьевич Pogrebnyak Egor Yurievich

Аспирант

ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», факультет: Финансы, денежное обращение и кредит (г. Калининград)

egor_pogrebnyak@mail. ru

Аннотация

Рассмотрены история создания и особенности СЭЗ в России. Выявлены препятствия результативного функционирования СЭЗ на территории страны. Изучена нормативно-правовая база, устанавливающая порядок образования ОЭЗ в России. На основании действующего законодательства, установлены цели создания ОЭЗ и их типы. В статье также рассмотрены особенности функционирования ТОР. Проанализирован и проведен сравнительный анализ СЭЗ, созданных в странах Азии, Африки, Европы, Америки и Австралии. На основании проведенного анализа, сделан вывод о неоднозначности мнений мирового экономического сообщества относительно эффективности СЭЗ. Abstract

This article deals with the evolution and features of the functioning of free economic zones (special economic zones) and territories of advanced development in Russia and foreign countries. The goals and experience of creating special economic zones in the USSR and Russia were studied. Based on the conducted research, the reasons for the effective functioning of the zones in foreign countries have been established. A comparative analysis of the number of special economic zones established in the countries of Asia, Africa, Europe, America and Australia is carried out. As a result, the

main problems arising during the operation of free economic zones (special economic zones) were identified. A conclusion is made about the ambiguity of the reputation of such zones. Ключевые слова

Специальная экономическая зона, особая экономическая зона, территория опережающего развития, зона территориального развития, внешнеэкономическая деятельность, льготы, хозяйственная деятельность, таможенный контроль, налоговое регулирование, экономика, валовый внутренний продукт, инфраструктура, экспорт. Keywords

Free economic zone, special economic zone, territory of advanced development, zone of territorial development, foreign economic activity, privileges, economic activity, customs control, tax regulation, economy, gross domestic product, infrastructure, exports.

Введение

Отличительной чертой рыночной экономики является активное участие страны в процессе международного разделения труда. В связи с этим, важнейшую роль в развитии модели рыночной экономики занимает политика государства, направленная на модернизацию экономики и создание производств, выпускающих востребованные рынком и конкурентоспособные товары.

Опыт зарубежных стран указывает на тот факт, что наиболее эффективным инструментом развития национальной экономики являются создание государством благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защита внутреннего рынка, финансирование инновационных разработок, а также повышение качества национальной продукции. Стимулирование развития отраслей экономики, в том числе экспортоориентированных, невозможно без применения следующих финансово-экономических инструментов: предоставление государственных гарантий под

финансирование производства экспортной продукции, льготное налогообложение и кредитование, наличие таможенных льгот и преференций, оказание содействия государством в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, беспрепятственный доступ к использованию инфраструктуры, необходимой для производства конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Следует отметить, что немаловажным является факт необходимости обеспечения координированного и взаимосвязанного использования вышеуказанных инструментов. Эффективным решением данного вопроса является создание свободных экономических зон (далее - СЭЗ). Общеизвестным считается тот факт, что СЭЗ являются одним из испытанных в мировой практике механизмов повышения конкурентоспособности страны, ускорителем роста уровня социально-экономического развития.

Эволюция и особенности СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в России

Идея создания СЭЗ в России впервые начала воплощаться в жизнь в конце 80-х гг. XX в. Правительство СССР выступило с инициативой разработки концепции СЭЗ, которая была бы единой на всей территории страны и выступала как структурная часть внешней политики государства в экономической сфере. Вместе с этим Правительство СССР предполагало простимулировать развитие и расширение взаимоотношений СССР с зарубежными странами. Изначально предполагалось создать зоны совместного предпринимательства, располагающиеся на небольшой по площади территории, но с большим числом предприятий с иностранным участием. Основные задачи зон совместного предпринимательства: расширение производства наукоемкой продукции за счет соединения советских технологий и иностранного капитала, активизации внешнеэкономической деятельности, с целью максимально быстрому включению РСФСР в мировые экономически связи, повышению конкурентоспособности национальных производителей, рост притока валюты как от экспорта товаров и услуг.

В 1990 году были созданы Международная ассоциации развития СЭЗ и Консультативный совет по СЭЗ при Антимонопольном комитете, который был назначен ответственным за создание СЭЗ в на территории СССР. Летом 1990 года на территории РСФСР было создано 13 СЭЗ, которые не уступали существующим тогда мировым аналогам ни в экономическом потенциале, ни в преимуществах географического положения. По большей части СЭЗ были размещены в центрах крупнейших экономических районов страны, имеющих связь как с другими районами РСФСР, так и с иностранными государствами. В созданных СЭЗ также располагались железнодорожные узлы, морские и крупные речные порты. Статус СЭЗ был закреплен за 11 регионами (несколько позже две из 13 созданных СЭЗ были закрыты) общей площадью 1 млн кв. км (7% всей территории) с 18,5 млн человек (13% населения России того времени).

В связи с тем, что процесс создания СЭЗ не был достаточно проработан, при создании не учитывались особенности участвующих территорий, не были разработаны необходимые критерии отбора территорий, Правительство РФ сразу же столкнулось с рядом проблем. Во-первых, вслед за созданием 13 СЭЗ еще около пятидесяти субъектов страны высказали намерение образовать на своих территориях СЭЗ.

Спустя год был принят Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который значительно упорядочил процесс образования СЭЗ. В Законе были определены следующие положения: целью создания СЭЗ является привлечение иностранного капитала, оснащение национальных производств современной иностранной техникой, привлечение зарубежных технологий и управленческого опыта. Вышеперечисленные цели достигаются за счет установления льготного режима хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием, упрощенного порядка регистрации предприятий с иностранными инвестициями. При этом Закон не решил всех имеющихся проблем связанных с пониманием процесса образования СЭЗ. [1, с. 322]

Несмотря на все ожидания, образованные СЭЗ были низко результативными. Это было связано с низким уровнем развития инфраструктуры, недостаточности финансирования со стороны государства, непривлекательным инвестиционным климатом СЭЗ, экономическим и политическим кризисом в СССР, коррупцией. Отсутствие ожидаемых результатов вызвало желание прекратить деятельность СЭЗ сначала на некоторое время, а вскоре отменить этот институт вообще. Отменить СЭЗ не удалось, но государственное финансирование долгосрочных программ их развития прекратилось, благодаря совместной жесткой политики Правительства и Центрального Банка в области формирования бюджета и кредитования. Некоторый промежуток времени СЭЗ приходилось функционировать, рассчитывая только на налоговые льготы, предоставляемые либо на уровне субъекта страны, либо на местном уровне.

Либерализация в стране привела к снижению объема и значимости таможенных льгот, что также сыграло негативную роль в оценке деятельности СЭЗ. Подписанный в 1992 году Указ «О некоторых мерах по развитию СЭЗ» восстановил правовой статус СЭЗ. Указом был создан механизм дополнительного финансирования зон за счет бюджетных кредитов и перечисления части средств от приватизации в фонды развития зон.

Следующий этап в создании СЭЗ в России можно связать с Указом Президента, опубликованным в 1993 году и ограничивающим максимальный размер создаваемых территорий СЭЗ до 1-2 кв.км. Вместе с тем, создание СЭЗ на больших по площади территориях не принесло положительных результатов. Государство продолжало поддерживать четыре СЭЗ, созданные в начале 1990-х годов: «Находка», «Сахалин», «Ева», которым были предоставлены налоговые льготы и «Янтарь» с предоставлением ей таможенных льгот.

В 1996 году в России насчитывалось 18 СЭЗ, а в 2017 году уже 24. Отметим, что некоторые цели, поставленные перед СЭЗ, были отчасти достигнуты: увеличился приток иностранного капитала в Россию, росло число совместных предприятий в городах Находке, Калининграде, Сахалинской области. Тем не

менее, требовалась доработка как законодательства о СЭЗ, так и организационных, информационных и методических вопросов их функционирования [5, с. 113].

Не только вышеуказанные проблемы помешали СЭЗ занять предусмотренное для них место в экономике страны. На территории СЭЗ все чаще наблюдались нарушения законодательства со стороны хозяйствующих субъектов в отношении их инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности. Это обстоятельство послужило развитию теневого бизнеса, через СЭЗ «выкачивали» стратегическое сырье, иностранную валюту и ресурсы, находящиеся в дефиците. Создание СЭЗ по инициативе федерального центра без подготовки к этому самого субъекта превращало СЭЗ в платформу для утечки капитала [3].

В результате исследования функционирования СЭЗ на территории страны были выявлены следующие препятствия их результативного применения в России.

Во-первых, ошибкой было создание СЭЗ на большой по площади территории, что лишало Правительство возможности обеспечить инфраструктурное обустройство.

Во-вторых, несоответствующие реалиям налоговые, таможенные и валютные условия для создания СЭЗ и их дальнейшего развития.

В-третьих, недостаточное разграничение полномочий между различными ведомствами вызывало дублирование их контролирующих функций. В отдельных случаях нормативные требования, предъявляемые к проектированию, созданию и дальнейшему функционированию СЭЗ были неадекватно завышены.

Возможно, первостепенной ошибкой стал односторонний фискальный подход, желание получить максимальный доход в бюджет государства и абсолютное игнорирование интересов инвесторов [5, с. 113-114].

Допущенные ранее ошибки были учтены, и подход к созданию СЭЗ пересмотрели в 2005 году в Федеральном законе № 116-ФЗ «Об особых

экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ). Предполагалось создавать территории, именуемые Особыми экономическими зонами и отвечающие национальной специфике [6].

Со дня вступления Закона об ОЭЗ в силу (27 августа 2005 г.) из ранее созданных зон продолжили функционирование только две ОЭЗ: в Калининградской и Магаданской областях. Все остальные зоны должны были разработать проект, рассмотрение которого происходило в конкурсном порядке, после чего принималось решение о сохранении статуса той или иной СЭЗ.

Основными целями создания ОЭЗ согласно Закона об ОЭЗ определены:

1. развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей;

2. производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

3. развитие транспортной инфраструктуры;

4. развитие туризма и санаторно-курортной сферы;

5. стимулирование развития портового хозяйства и развитие конкурентоспособных портовых услуг.

Законом об ОЭЗ было выделено четыре типа ОЭЗ, которые характеризовались различной направленностью и возможной площадью территории:

• промышленно-производственные (не более 20 кв. км) - предполагают производство и переработку товаров и их реализация;

• технико-внедренческие (не более 2 кв. км) - предполагают создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, оказание услуг по внедрению и обслуживанию подобного рода товаров и услуг;

• туристско-рекреационные - предполагают деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской деятельности и деятельности по разработке месторождений

минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Деятельность по санаторно-курортному лечению, медицинской реабилитации, организацию отдыха граждан, промышленному розливы минеральных вод;

• портовые (не менее 50 кв. км) - предполагают погрузочно-разгрузочные работы; складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг; снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов; ремонт, техническое обслуживание и модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники; переработка водных биологических ресурсов; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые сборочные операции; биржевая и оптовая торговля товарами.

Закон ограничил срок существования ОЭЗ - для портовых не более 49-ти лет, для промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных не более 20 лет без возможности продления.

Помимо вышеперечисленных ограничений были также учтены ошибки прошлых попыток создания СЭЗ:

• для территории промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ было введено ограничение, заключающееся в несовпадении ОЭЗ с территорией всего субъекта. Для туристско-рекреационных ОЭЗ было сделано исключение, заключающееся в возможности их создания на особо охраняемых территориях;

• запрет на размещение объектов жилищного фонда на территории ОЭЗ;

• запрет на добычу полезных ископаемых и их переработку, переработку лома черных и цветных металлов, производство и

переработку подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей и мотоциклов).

Отметим то, что Законом об ОЭЗ предусмотрены условия досрочного прекращения деятельности, чего не было предусмотрено ранее. ОЭЗ прекращает свое существование при необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности государства, если в течении трех лет с даты ее основания не заключено ни одного соглашения о ведении деятельности с учетом типа ОЭЗ либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты, если в течение 3 лет подряд на территории зоны ее резидентами не ведется хозяйственная деятельность с учетом типа ОЭЗ [9].

По результатам проведенных конкурсных отборов в России было создано 2 промышленно-производственные зоны «Липецк» в Липецкой области и «Алабуга» в Елабужском районе Татарстана; 4 технико-внедренческие зоны в Санкт-Петербурге, Дубне Московской области, в Зеленоградском административном округе г. Москва и Томске; 7 туристско-рекреационных зон ТРЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае, ТРЗ «Байкальская Гавань» в Республике Бурятия, ТРЗ «Ворота Байкала» в Иркутской области, ТРЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, ТРЗ «Алтайская долина» в Республике Алтай, ТРЗ «Куршская коса» в Калининградской области и ТРЗ «Гранд Спа Юца» в Ставропольском крае (Кавказских минеральных водах); 3 портовые ОЭЗ в порту «Советская Гавань» Хабаровского края, аэропорту «Емельяново» Красноярского края и аэропорту Ульяновск-Восточный; 2 комплексных зоны в Калининградской области и «Магадан» в Магаданской области [5, с. 119].

В декабре 2011 года был принят Федеральный закон №392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом был определен еще один вид СЭЗ - зона территориального развития (далее - ЗТР), представляющая собой часть региона, на которой для ускорения социально-экономического развития создаются благоприятные условия для инвесторов

путем предоставления господдержки. Закон предусматривал создание специальных администраций для управления ЗТР [7].

Отметим, что с момента вступления в силу Федерального закона о зонах территориального развития прошло шесть лет. С момента определения методик оценки субъектов РФ и составления перечня субъектов, на территории которых допускается создание ЗТР, — 4 года. К сожалению, в настоящее время не создано ни одной ЗТР. Возможно, процесс создания ЗТР сталкивается с трудностями на более низких уровнях принятия решений.

29 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон №473 «О территориях опережающего территориально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - ТОР). Основополагающая цель создания ТОР - развитие хозяйственного и социального сектора в дотационных регионах.

Для зарегистрированных в ТОР частных предпринимателей и юридических лиц будут действовать следующие виды налоговых льгот:

• налоговые каникулы,

• сниженные налоговые ставки,

• льготные тарифы по социальному страхованию,

• таможенные льготы [10].

Вместе с вышеуказанными льготами, закон разрешает свободный найм иностранной рабочей силы для создания и дальнейшего функционирования ТОР. Предполагается, что эта мера будет обеспечивать территорию достаточным количеством рабочих рук по мере запуска и расширения инвестиционных проектов. Под свободным наймом в законе понимается отмена необходимости получения разрешения на работу для иностранного специалиста или рабочего, отмена действующих квот по найму иностранных работников на предприятие, отмена ограничения по размеру заработной платы для высококвалифицированных иностранных специалистов.

Что касается территориальной ограниченности ТОР, то в отличие от предыдущих разновидностей СЭЗ, ТОР не будет охватывать территорию целого

субъекта или его часть. В основном ТОР будет включать одну или несколько площадок. Одним из преимуществ таких территорий является упрощенная процедура подключения к инфраструктуре.

Потенциальные резиденты ТОР должны запустить на территории проект инвестирования, зарегистрировать свой бизнес на площадке, входящей в ТОР и осуществлять на ней свою хозяйственную деятельность.

Спустя месяц после выхода закона Правительственная подкомиссия отобрала на территории Приморского и Хабаровского краев три потенциальных площадки для создания ТОР. Летом 2015 года Премьер-министр РФ подписал постановления, утверждающие их организацию.

ТОР "Надеждинская" включает в себя транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов. Общий объем инвестиций в ТОР "Надеждинская" составил 10,6 млрд рублей из которых 63% частных инвестиций и 37% бюджетных вложений. Было запланировано создание 1630 рабочих мест.

Площадки ТОР "Комсомольск" расположены в двух городах: Комсомольска-на-Амуре и Амурск. Резиденты занимаются производством деталей для авиастроения и деревообработка. Общий объем инвестиций в ТОР " Комсомольск " составил 9,1 млрд рублей из которых 87% частных инвестиций и 13% бюджетных вложений.

ТОР "Хабаровск" - металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно-логистический комплекс, аэропорт. Общий объем инвестиций в ТОР "Хабаровск" составил 17,8 млрд рублей из которых 87% частных инвестиций и 13% бюджетных вложений.

В общем итоге образованием трех вышеуказанных ТОР планировалось создать около 5000 рабочих мест.

Следующие шесть территорий были утверждены Правительственной подкомиссией в апреле 2015 года: ТОР "Беринговский" (ЧАО), ТОР "Кангалассы"

(Якутия), ТОР "Михайловский" (Приморье), ТОР "Камчатка", ТОР "Белогорск" и "Приамурский" (Амурская область).

В 2017 году Правительство РФ планирует создать на Дальнем Востоке еще две новые ТОР. Одна из территорий будет основываться на нефтехимии в Приморском крае, где АО «Роснефть» строит нефтехимический комплекс, «Восточный», в который планируются инвестиции в размере более чем в 500 млрд руб. Другая территория будет располагаться в Амурской области («Свободный»), где АО «Газпром» и СИБУР планируют инвестировать в заводы по переработке газа и по газовой химии около 1,2 трлн руб.

По указанию Премьер-министра планируется также создание ТОР, которая должна заменить ОЭЗ, на территории Калининградской области.

История возникновения и развития СЭЗ (ОЭЗ) в мире

Первые разновидности СЭЗ появились еще в XVI веке в Европе, по своей сущности это были торговые зоны, в XIX веке такие территории появились в Африке и Азии (экспортно-производственные зоны), в 30-х годах XX века в Америке (технико-внедренческие зоны), в конце XX века в Океании.

Отметим тенденцию распространения СЭЗ из стран с развитой экономикой в страны с развивающейся экономикой, а позже и в социалистические страны. С течением времени СЭЗ развивались, модернизировались, претерпевая изменения под действием политики либерализации и промышленности, ориентированной на экспорт, экономической, правовой и политической основы.

В Киотской международной конвенции по упрощению таможенных процедур дается следующее определение СЭЗ или зон-франко - часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, выведенные за пределы национальной таможенной территории и не подвергаемые обычному таможенному контролю и налоговому регулированию.

СЭЗ используются для достижения макро- и микроэкономических целей, политических целей, стоящих перед страной, отдельным субъектом или

территорией страны. Чаще всего преследуются цели: экономического развития региона, реформирование его экономической структуры, рост валютной выручки от экспорта, привлечение инвестиций в экономику, рост числа рабочих мест в регионе. Отметим, что чаще всего микроэкономические цели не меняются со временем, а вот макроэкономические цели постоянно претерпевают изменения, эволюционируют.

В последние годы как в странах с развитой экономикой, так и в странах с развивающейся экономикой наметилась тенденция повышение доли СЭЗ, находящихся в частной собственности. При этом основная доля СЭЗ продолжает находиться в собственности у государства.

Необходимо отметить, что в мировой практике используются оба пути создания СЭЗ: территориальный (определенная территория, на которую распространяется льготный порядок хозяйствования) [4, с. 5] и режимный (конкретное предприятие, которому предоставляются определенные преимущества при соблюдении им ряда условий) [2, с. 9].

Вместе с этим появилась тенденция создания специализированных СЭЗ небольшого размера на территории уже функционирующих СЭЗ. В мировой экономике такое явление получило название «СЭЗ внутри СЭЗ». Первые «СЭЗ внутри СЭЗ» появились в Северной Америке, но широкое распространение получили в Китае.

Количество стран, создающих на своей территории СЭЗ, и само количество СЭЗ постоянно растет.

Свободные экономические зоны

Часть света Количество, 2017

Африка 145

Азия 841

Европа 501

Америка 630

Австралия 10

Таблица №1 - Количество свободных экономических зон в мире в 2017 году

Проанализируем региональное распространение ОЭЗ по континентам и их частям, представив полученные в таблице данные в виде диаграммы.

0%

■ Африка

■ Азия

Европа ■ Америка Два ралия

Диаграмма №1 - Региональное распространение ОЭЗ по континентам

Сделаем вывод, что наибольшее количество ОЭЗ в мире находится в Азии -39%, на втором месте находится Америка - 30% и третье место занимает Европа -24%. Для более детального анализа рассмотрим конкретно каждый регион.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидерами по количеству созданным в Африке ОЭЗ являются Кения, Египет и Нигерия. Отметим, что рост экономик африканских стран и создание на континенте ОЭЗ является отчасти заслугой Китая. Многие подозревают Китай в так называемой «экономической колонизации». В таком случае отметим, что сотрудничество Китая и Африканских стран происходит на взаимовыгодных условиях. В 2009 году министерство торговли Китая утвердило семь африканских зон для специального финансирования в рамках глобальных инициатив. Эти зоны располагались в Замбии, Маврикии, Египте, Эфиопии, Нигерии (две) и Алжире. В последующие годы инвестиции Китая в Африку только росли, что позволяет назвать Африку одним из главных стратегических направлений Китайской Народной Республики. С января по октябрь 2012 года нефинансовые прямые инвестиции Китая в Африку составили около 1,5 млрд. долл. США, что соответствует росту на 17% по сравнению с предыдущим годом. Более 2000 китайских предприятий в настоящий момент работают на территории континента, охватывая различные области, такие как сельское хозяйство, телекоммуникации, энергетика, переработка и производство, общественное питание и т.д. Инвестиции

дают Африке возможность преодолеть объективно сложившиеся препятствия на пути экономического роста, а именно отсутствие капитала и инфраструктуры.

Что касается Азии, то большинству стран приходится в настоящее время приспосабливаться к изменяющимся глобальным экономическим реалиям: снижение объемов торговли, неустойчивые цены на сырьевые товары, медленный экономический рост стран с индустриальной экономикой и другие. Экономисты пришли к выводу, что такой инструмент как индустриализация, являющийся основной причиной развития экономики Японии, США, Китая, уже не может привести к подобному результату в других странах.

Не смотря на то, что основное экономическое развитие в Азии по-прежнему сосредоточено на создании и поддержании инфраструктуры, предоставлении более качественных государственных услуг и создании благоприятной деловой среды, многие страны, включая региональных тяжеловесов, таких как Индия, вернулись к концепции особых экономических зон (СЭЗ) в качестве основной составляющей стратегий развития [12, с. 102].

В Китае ОЭЗ были впервые разработаны в 1980 году в рамках стремления Дэн Сяопина открыть Китай для остального мира и закрепить место Китая на мировой арене как крупного экономического игрока.

Шэньчжэнь, расположенный в южной части Китая, был одним из первых четырех мест в Китае, получивших статус ОЭЗ. Тридцать три года назад Шэньчжэнь был маленьким городом. Сейчас, он является быстро развивающимся торговым центром и одним из крупнейших городов Китая. Остальные 3 района также расположены на юге Китая в провинциях Гуандун и Фуцзянь.

Китайское правительство стремилось поощрять иностранные инвестиции в ОЭЗ путем снижения требований для иностранных инвесторов. При создании ОЭЗ Шэньчжэнь в 1980 году ожидалось, что это привлечет инвесторов со всего мира, однако к концу 1981 года стало понятно, что 91% всех иностранных инвестиций в город - это соседи Шэньчжэня из Гонконга. Иностранные компании, незнакомые с китайской культурой бизнеса, не желали рисковать, и

они чувствовали, что проблема бюрократии недостаточно решена и ожидали возникновения связанных с этим проблем. Гонконгские компании были более склонны рисковать открытием офисов в Шэньчжэне из-за семейных и культурных связей, а также лучшего понимания того, как работает бизнес в стране.

Еще одной проблемой, с которой столкнулся Шэньчжэнь, было отсутствие разнообразия инвестиционных секторов. Поскольку большая часть поступающих из Гонконга инвестиций, сконцентрировались в секторе недвижимости (71% всех инвестиций сосредоточено именно в этой области).

(http://internshipschina.com/development-chinas-special-economic-zones/)

Индия была одной из первых стран в Азии, которая признала эффективность модели Зоны экспортной переработки в продвижении экспорта, и первой в Азии страной создавшей подобную зону в Кандле в 1965 году. Отсутствие инфраструктуры мирового класса и нестабильный бюджетный режим спровоцировало объявление в апреле 2000 года политики в отношении развития ОЭЗ [8]. Эта политика предполагала превращение ОЭЗ в механизм экономического роста, поддерживаемого качественной инфраструктурой, дополненной привлекательным фискальным пакетом.

В Европе явным лидером по количеству ОЭЗ является Венгрия. Второе и третье место заняли Чехия и Франция.

Венгрия является привлекательным местом для прямых иностранных инвестиций, она может похвастаться более высокой экономикой со средним доходом. Венгрия структурно, политически и институционально открыта для инвесторов. Обладая населением в 10 миллионов человек и прочным фундаментом квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, страна обладает современной инфраструктурой и хорошими телекоммуникациями, высоким экономическим ростом ВВП на душу населения (в 2016 году в размере около 8000 евро).

В течение последних 20 лет, несмотря на некоторые неудачи, Венгрия все чаще разрабатывает нормативно-правовые акты и налоговые структуры, которые

обеспечивают необходимую степень правовой поддержки для иностранных инвесторов и компаний, позволяя им уверенно вести деловые операции в Венгрии, активно участвуя и внося вклад в процветание экономического развития.

В Чехии с конца XX века государство поддерживает развитие промышленных зон путем предоставления субсидий. За последние 18 лет субсидии общей стоимостью 12 млрд. чеш. крон были предоставлены сотни промышленным зонам, занятость в которых составила около 70 %. В настоящий момент в вышеуказанных зонах работают 600 компаний с привлеченными инвестициями более 200 млн. чеш. крон и более 100 тыс. новых рабочих мест.

В Чешской Республике выделяют так называемые стратегические промышленные зоны, представляющие собой проекты с промышленным направлением, реализация которых сосредоточена на территориях, площадью более 200 гектар в застроенных, но еще не обжитых районах.

Во Франции созданы различные типы экономических зон, каждая из которых имеет свои особенности. Наибольшее же распространение получили зоны свободной торговли и научно-технические зоны (парки). Активное использование таких ОЭЗ как, «чувствительные городские зоны», «полюса конкурентоспособности», промышленные парки и технопарки можно отнести к особенностям использования зон Францией. Вышеуказанные зоны выступают одним из основных инструментов развития экономики регионов, сглаживания межрегиональных различий, способствуют созданию новых предприятий, снижению безработицы, росту уровня зарплаты, и соответственно увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.

В Америке бесспорным лидером по количеству ОЭЗ являются США. ОЭЗ имеют длительный и сложный процесс развития в США. Изначально правительства Старого Света пытались строить коммерческие колонии в Новом Свете, такие как Джеймстаун и Нью-Амстердам. Отметим, что изначально Соединенные Штаты значительно отставали от остальной части мира в

использовании потенциала ОЭЗ. Правда, в настоящий момент в США расположено большое число зон внешней торговли (ЗСТ). Отметим, что такие зоны лишь отчасти освобождают определенные компании от федеральных таможенных обязательств [11].

Заключение

В настоящее время существуют диаметрально противоположные мнения мирового экономического сообщества относительно эффективности СЭЗ, ведь их создание имеет неоднозначную репутацию. Можно привести в качестве примера небольшую рыбацкую деревню Шэньчжэнь на юго-востоке Китайской Народной Республики, которая меньше чем за три десятка лет превратилась в крупный промышленный центр. Отметим, что такой потрясающий результат был достигнут благодаря обратным и прямым связям с внутренней экономикой всей страны. Для каждого иностранного инвестора, который воспользовался предоставляемыми зоной Шэньчэнь налоговыми стимулами или элементами инфраструктуры, находились промежуточные товары или услуги, предоставляемые китайскими фирмами. Это выступало гарантом индустриализации всего региона.

Вместе с удачными проектами встречаются и крупные неудачи. Переоцененные и плохо спланированные, многие ОЭЗ обещали промышленное развитие и большое количество рабочих мест, а в результате давали только колоссальные расходы за счет дорогостоящих налоговых льгот и плохого управления.

Одной из наиболее часто встречаемых ошибок можно назвать создание анклавных зон, имеющих слабую связь с экономикой всей страны или вовсе не имеющие такой связи. Также неудачи можно объяснить плохим месторасположением или ограниченным транспортным сообщением с основными торговыми пунктами.

Некоторые экономисты вообще отвергают идею создания СЭЗ, аргументируя это значительным превышением затрат и рисков над предполагаемыми доходами. Приверженцы подобного мнения советуют странам сосредоточиться на внутренних реформах.

Но рассчитывать на материализацию внутренних реформ тоже достаточно рискованно. СЭЗ могут послужить относительно недорогим способом проведения эксперимента с экономическими реформами. В тех случаях, когда СЭЗ добились наибольших успехов, они продемонстрировали политически жизнеспособный путь для развития дружественных экономических и нормативных реформ на уровне конкретной страны.

Библиографический список

1. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики) -М. Магистр: ИНФРА-М, 2013 - 560 с.

2. Данько Г.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие

- М: ИНФРА-М, 2006. - 260 с.

3. Джерелейко И.С. Особые экономические зоны в России как финансовый инструмент социально-экономического развития / Балтийский экономический журнал, №2 (4), 2010. с. 29-36.

4. Игнатов В., Бутов В.. Свободные экономические зоны. - М.: Ось-89, 1997. -192 с.

5. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в мире и России - М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России, 2008

- 139 с.

6. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 08 июл. 2005 г.: по состоянию на 03 июл. 2016 г.] [Электронный ресурс]. - М.: Косультант плюс. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

7. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г.: по состоянию на 28 декаб. 2013 г.] [Электронный ресурс]. -М.: Косультант плюс. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. http://posco-india.com/website/press-room/posco-completescommercialization-of-fmex-technology.htm (дата обращения 15.12.2016).

9. http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/04/22/ (дата обращения 28.01.2017).

10.http://minvr.ru/activities/toser.php (дата обращения 02.12.2016).

11.http://enforcement.trade.gov/ftzpage/letters/ftzlist-map.html (дата обращения 17.02.2017).

12.Shalizi, Z., and F. Lecocq. 2009. Economics of Targeted Mitigation Programs in Sectors with Long-Lived Capital Stock. Policy Research Working Paper No. 5063. Washington, DC: World Bank.

References

1. Baronov VI, Kostyunina G.M. Free economic and offshore zones (economic and legal issues of foreign and Russian practice) - M. Master: INFRA-M, 2013 - 560 p.

2. Danko G.P., Z.M. District. Free economic zones: Textbook - M: INFRA-M, 2006. - 260 p.

3. Jerreleyko I.S. Special Economic Zones in Russia as a Financial Instrument of Social and Economic Development / Baltic Economic Journal, No. 2 (4), 2010. p. 29-36.

4. Ignatov V., Butov V .. Free economic zones. - Moscow: Axis-89, 1997. -192 p.

5. Kostyunina G.M. Free economic zones in the world and in Russia - Moscow: MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, MEO and WEC MGIMO (U) Ministry of Foreign Affairs of Russia, 2008 - 139 p.

6. Federal Law №116-FZ of 22.07.2005 «On Special Economic Zones in the Russian Federation»: [adopted by the State. The Duma on July 08. 2005: as of 03 July. 2016] [Electronic resource]. - M .: Consultant plus. - 1 electron. Opt. Disk (CD-ROM).

7. Federal Law №392-FZ of 03.12.2011 «On Territorial Development Zones in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation»: [adopted by the State. The Duma on November 22. 2011: as of December 28. 2013] [Electronic resource]. - M .: Consultant plus. - 1 electron. Opt. Disk (CD-ROM).

8. http://posco-india.com/website/press-room/posco-completescommercialization-of-finex-technology.htm (дата обращения 15.12.2016).

9. http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/04/22/ (дата обращения 28.01.2017).

10.http://minvr.ru/activities/toser.php (дата обращения 02.12.2016).

11.http://enforcement.trade.gov/ftzpage/letters/ftzlist-map.html (дата обращения 17.02.2017).

12.Shalizi, Z., and F. Lecocq. 2009. Economics of Targeted Mitigation Programs in Sectors with Long-Lived Capital Stock. Policy Research Working Paper No. 5063. Washington, DC: World Bank.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.