УДК 339.94:911.6 (510) Н. А. Козлова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ
На сегодняшний день понятие свободной экономической зоны относится к ряду терминов, не имеющих однозначного и общепринятого толкования. В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Статья посвящена анализу специфики функционирования и создания свободных экономических зон на территории Китая. Рассматриваются основные этапы в развитии прибрежных, внутриконтинентальных и приграничных свободных экономических зон КНР. Проведен анализ сложившейся практики администрирования и решения организационно-правовых вопросов на территориях свободных экономических зон Китая. Сделаны выводы о том, что СЭЗ являются одним из наиболее важных факторов ускорения развития, решения проблем дефицита финансовых средств, научно-технического отставания, интеграции национальной экономики Китая в мировое хозяйство. Рассмотрены меры, использовавшиеся китайским правительством для сглаживания существующих негативных факторов в экономике страны.
Ключевые слова: Китай, свободные экономические зоны, политика реформ и открытости, иностранные инвесторы, экономическая реформа, стратегия развития свободных экономических зон.
Современные тенденции экономического развития непосредственно ориентированы на решение таких приоритетных стратегических задач развития государства или его отдельной территории, как диверсификация структуры экономики, социальная трансформация, улучшение делового и инвестиционного климата, создание и модернизация рабочих мест [1]. Одним из механизмов решения данных задач является разработка свободных экономических зон.
Понятие «свободная экономическая зона» имеет разные трактования. Международное определение СЭЗ дает Киотская конвенция, в которой особый акцент делается на специфике СЭЗ в таможенных целях: СЭЗ представляет собой «своеобразный внешнеторговый анклав, часть территории страны, где товары считаются находящимися за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению» [2, с. 172].
Козлова Наталья Александровна — старший преподаватель (Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected]
© Козлова Н. А., 2015
50
Отечественные исследователи в своих определениях отмечают разные аспекты функционирования свободных экономических зон.
Так, Федин А. П. [3, с. 46] подчеркивает обособленность территории СЭЗ и цели создания СЭЗ: «СЭЗ представляет собой часть территории страны, состоящей из участка (участков, имеющих общую границу), управляемой специальным уполномоченным органом — администрацией СЭЗ, на которой устанавливается льготный режим (таможенный, налоговый, финансовый, административный), по сравнению с общим, режим предпринимательской деятельности резидентов СЭЗ с целью развития обрабатывающих отраслей экономики и производства новых видов продукции, развития туризма и санаторно-курортной сферы, развития производительных сил, финансового и товарного рынка».
Другие исследователи отмечают исключительный характер льгот, предоставляемых для ведения хозяйства в СЭЗ: на территории СЭЗ «действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [4, с. 5]. В российской практике свободные экономические зоны представлены в виде особых экономических зон.
В настоящее время создание СЭЗ предполагает достижение следующих целей: обеспечение полной занятости рабочей силы; привлечение инвестиций; организация на территории СЭЗ таких производств, продукция которых направлена на экспорт без ущемления интересов внутренних производителей. Павлов П. В., рассматривая правовые и организационные аспекты функционирования СЭЗ в России, выделяет ряд преимуществ, предоставляемых в СЭЗ, и классифицирует их на четыре блока [5, с. 40]. Во-первых, инвесторов привлекает возможность создания государством инженерной инфраструктуры путем совместных вложений средств бюджета и частных инвестиций в оснащение СЭЗ. Со стороны государства обеспечивается доступ к таким элементам готовой инфраструктуры, как сети водоснабжения, газоснабжения, электричества, тепловые сети, логистическая инфраструктура, таможенная инфраструктура, офисные помещения и земельные участки. Во-вторых, на территории СЭЗ осуществляется режим дружественного администрирования, подразумевающий реализацию принципа «одного окна» в вопросах взаимодействия резидентов СЭЗ с государственными регулирующими органами. В-третьих, на территории СЭЗ возможна реализация таможенного режима свободной таможенной зоны, благодаря которому инвесторы получают существенные таможенные льготы. Четвертый блок преимуществ связан с предоставлением налоговых преференций инвесторам СЭЗ. Например, в России устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль при уплате в федеральный бюджет и не выше 13,5 % при уплате в бюджеты субъектов РФ. Кроме этого, инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет, также освобожда-
51
ются от уплаты налога на землю, налога на транспортное средство с момента его регистрации. Понижены тарифы страховых взносов для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, промышленно-производственных ОЭЗ и резидентов туристического кластера.
Создание СЭЗ имеет широкую практику во всем мире. Исторически развитие СЭЗ можно представить в виде четырех этапов. Первый этап в развитии свободных экономических зон приходится на середину XIV века, и связан он с возникновением городов свободной торговли в европейских государствах. Предпочтение отдавалось портовым городам, территория которых объявлялась районом «порто-франко» (например, в Генуе, Венеции, Марселе). Товары, перемещавшиеся между территорией «порто-франко» и другими государствами, не помещались под таможенные процедуры и не облагались таможенными платежами. Это способствовало бурному развитию производства в таких районах. Чуть позже появляются «свободные гавани» и «свободные порты» (Гамбург, Любек), на территории которых могли осуществлять деятельность только те лица, которые имели непосредственное отношение к реализации товаров. Такой вид СЭЗ существует и в настоящее время и используется в основном для торговли, хранения и транзита товаров.
Второй этап в развитии СЭЗ связан с экономическими перестройками конца XIX века и начала XX века, когда роль внешней экономики начинает выходить за рамки международной торговли, перемещаясь в другие сферы внешнеэкономической деятельности. Этому способствовали научно-технические открытия, диверсифицировавшие производство и повлиявшие на упадок ранее активно развивавшихся отраслей. На этом этапе англичанами П.Халл и Г.Хаув была разработана новая концепция СЭЗ, в основу которой был заложен опыт создания «свободных портов». Новый тип СЭЗ отличался рядом очевидных преимуществ: предоставление налоговых льгот; применение смягченного администрирования; возможность оперирования любой валютой; расширение перечня совершаемых с товарами операций (например, разрешено производство и переработка товаров).
Следующий этап эволюции СЭЗ начался во второй половине XX века, он также связан с достижениями в области науки и техники. В течение этого периода создаются «свободные экспортно-производственные зоны». Первая подобная зона появилась в Ирландии в 1959 году в аэропорту Шеннон. Данный тип СЭЗ отличался ориентированностью на производство передовой техники и технологий на экспорт с привлечением иностранных и местных инвестиций. Таким образом, постепенно складывается самостоятельный вид СЭЗ научно-внедренческого типа. Кроме этого, расширение интеграции мирового хозяйства и открытости экономик разных стран приводит к появлению таких специализированных видов СЭЗ, как «рекреаци-онно-туристические», «оффшорные», «свободные банковские» зоны.
Четвертый этап в развитии СЭЗ связан с присоединением к процессу создания СЭЗ таких стран Европы и Азии, как Болгария, Венгрия,
52
Польша, Румыния, СССР, Китай, Вьетнам. СЭЗ на четвертом этапе своего развития характеризуются расширением своих границ и форм международного сотрудничества, а также усложнением решаемых проблем и экономических механизмов.
В настоящее время в мировое хозяйство внедрены следующие виды СЭЗ (см. таблицу).
Таблица
Классификация СЭЗ по виду деятельности
Торгово-складские зоны Экспортно-производственные зоны Научно-исследовательские парки Комплексные СЭЗ
1. Зоны внешней торговли 1. Зоны совместного предпринимательства 1. Инновацион-ные центры 1. Свободные города
2. Свободные таможенные зоны 2. Зоны свободного предпринимательства 2. Исследовательский парк 2. Особые зоны
3. Свободные беспошлинные зоны 3. Предпринимательские зоны 3. Научный парк
4. Свободные порты 4. Специальные экономические зоны
Один из самых успешных опытов создания и функционирования СЭЗ продемонстрировал миру Китай.
В современном Китае функционируют [6]:
- 5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);
- 90 зон технико-экономического развития государственного уровня в городах Пекин, Шанхай, Тяньцзин, Гуанчжоу, Далянь, Урумчи, Харбин, Чунцин, Шэньян, Ханчжоу, Ухань, Чанчунь, Инкоу и других городах;
- 114 зон новых и высоких технологий, наиболее известные из них: технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине, парк высоких технологий «Чжанцзян» в районе Пудун г. Шанхай, парк высоких технологий в г. Тяньцзинь, открытая зона высоких технологий в г. Нанкин, открытая зона высоких технологий в г. Чэнду, открытая зона высоких технологий в г. Гуанчжоу;
- 13 свободных таможенных зон: в городах Шанхай, Далянь, Нинбо, Хайкоу, Фучжоу, Шаньтоу, Шэньчжэнь, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Чжанцзя-ган, Сямэнь, Циндао, Чжухай;
- 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в городах Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Даньдун (провинция Ляонин), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Ху-эйчунь (провинция Цзилинь), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань);
- Шанхайская зона свободной торговли.
53
Рассмотрим подробнее специфику реализации идеи свободных экономических зон в КНР.
Нужно отметить, что первоначально созданию СЭЗ на территории Китая препятствовал ряд неблагоприятных факторов, в той или иной мере свойственных современной России: нестабильность развития экономики, проблемы инфраструктуры, отсутствие унифицированной нормативно-правовой базы. В этом плане целесообразно уделить особое внимание тому, каким образом правительство Китая нейтрализовало влияние данных факторов на функционирование СЭЗ.
В первую очередь, обращают на себя внимание меры, предпринимаемые правительством КНР для обеспечения сглаженного функционирования СЭЗ. Правительством изначально была продумана долгосрочная стратегия пошагового развития СЭЗ, отличающаяся гибкостью и ориентированностью на возможное изменение условий функционирования.
Во-вторых, цели создания СЭЗ полностью соответствовали приоритетам китайской политики (стимулирование развития высокотехнологичных производств и производства товаров народного потребления, направленность на экспорт). В соответствии с этими целями осуществлялось предоставление налоговых преимуществ инвесторам. Наиболее привлекательными для инвесторов становились зоны технико-экономического развития, на территории которых наряду с готовой инфраструктурой предоставлялись наиболее льготные условия осуществления деятельности.
В-третьих, на территории китайских СЭЗ четко регламентирован вопрос вложения капитала в зависимости от вида СЭЗ или видов деятельности внутри самой СЭЗ. Инвестор четко знает, на каких условиях ему придется работать, например, каков характер таможенных льгот, срок и стоимость аренды земли, размер налоговых льгот
В-четвертых, китайское правительство оказывало значительную поддержку в подготовке инфраструктуры к деятельности вкладчиков. Выбор форм финансирования также отличался ориентированностью на реализацию долгосрочной стратегии развития, к примеру, государственными банками предоставлялись льготные займы сроком до 10 лет, кроме этого привлекались вложения «эмигрантов-Хуацяо» (китайцев, проживавших вне КНР).
В-пятых, система управления в самих зонах построена как на внутреннем, так и на макроэкономическом уровне. Примечательно, что все администрирование направлено на решение главной задачи — создать максимально удобные для вкладчиков инструменты решения возникающих вопросов.
Таким образом, уже через 10 лет после создания первых СЭЗ на территории КНР были реализованы масштабные экономические проекты, в ходе которых территория СЭЗ превратилась в эффективно функционирующие экспортно-производственные комплексы. Плодотворность свободных экономических зон подтверждается тем, что через СЭЗ в настоящее время про-
54
ходит около Уг внешнеторгового оборота страны, а всего за период с 1980 по 2013 годы в СЭЗ Китая привлечено почти 20 млрд. долларов [7].
В течение 1980 —1990-х годов политика КНР в отношении СЭЗ прошла несколько этапов, начиная с небольших территорий и заканчивая расширением открытости внутриконтинентальных и приграничных районов. Основная цель, с которой привлекались вкладчики и создавались максимально удобные для них условия, — использование возможностей иностранного капитала, технологий и менеджмента. Создание СЭЗ на территории Китая стало важной частью политики реформ и открытости, объявленной руководством страны (Дэн Сяопином) в конце 70-х годов. В основу создания СЭЗ был положен опыт Сингапура, США, Тайваня, однако в Китае СЭЗ изначально имели строгую концентриро-ванность на экспортоориентированную и импортозамещающую экономику. В этих целях на товары с СЭЗ, поставляемые на внутренний рынок, вводилось обложение таможенными пошлинами в общем порядке.
В целом, в создании СЭЗ на территории КНР можно выделить четыре основных этапа [8, с. 34].
Первый этап (1978 — 1982 годы) связан с формированием организационно-правовой основы привлечения иностранного капитала в СЭЗ. На этом этапе Китай прошел важный период своего развития, связанный с первой попыткой практического применения идеи «открытости» внешнему миру. На данном этапе были созданы первые СЭЗ в провинциях Гуандун и Фуцзянь, где в силу выгодного географического расположения возможно было максимально использовать связи с «эмигранта-ми-Хуацяо» в Тайване, Сингапуре, Гонконге, Аомыне.
Второй этап (1983 — 1989 годы) ознаменован усилением либерализации государственной политики, а также совершенствованием выработанных организационно-правовых форм сотрудничества с вкладчиками. В это время разрабатывается инфраструктура, строятся производственные помещения, благодаря чему на территории СЭЗ создаются новые промышленные предприятия, демонстрирующие свою эффективность. Например, только с 1980 по 1985 годы в СЭЗ «Шеньчжен» открылось 770 новых производств, темп прироста промышленности на которых составлял 88 % в год. В 1984 году в КНР появились приморские открытые города, ставшие своеобразным «мостом», связывающим иностранные технологии и технику с экономикой всей страны. В это же время появляются зоны экономического и технического развития. Таким образом, к 1989 году объем производства сельскохозяйственной продукции вырос в 2 раза, доля экспорта увеличилась с 7 до 25 %. Важным шагом в развитии СЭЗ на втором этапе стало расширение доли частной собственности в областях народного хозяйства и укрепление рыночной экономики.
Однако на этом этапе вскрылся ряд проблем, решение которых потребовало корректировки мер китайской политики в отношении функционирования СЭЗ. Так, большие вложения в оснащение территорий СЭЗ
55
элементами готовой инфраструктуры привели к огромным затратам на их обустройство. Обусловлены такие затраты были тем, что Китай сознательно шел на эскалацию льгот и преференций ради привлечения иностранных инвестиций в условиях международной конкуренции.
Таким образом, на третьем этапе (1990—1991 годы) китайское правительство сохраняет акцент на привлечение иностранных инвестиций, но наибольшие льготы и преференции обращены в сторону проектов, связанных с высокотехнологичными производствами. Кроме этого, политика руководства КНР направляет СЭЗ на режим самофинансирования с целью пополнения бюджета с помощью СЭЗ. В это время создаются приморские экономические открытые зоны, например, новый открытый район «Пудун» в Шанхае. Цель создания данной зоны заключалась в развитие района «Пудун» по моделям других стран и постепенном превращении района в крупный центр производства Китая. В результате в КНР вместе с уже образованными СЭЗ развиваются новые типы СЭЗ: приморские открытые города, зоны экономического и технического развития, экономические открытые районы.
На четвертом этапе развития СЭЗ (начался с 1992 года) руководство КНР обращает свое внимание на север страны. Постепенно на территориях, граничащих с Россией, Монголией, северо-восточными регионами Азии начинают появляться первые СЭЗ. Таким образом, в Китае складывается многоканальная система открытости по всем направлениям.
Основой развития и функционирования СЭЗ в КНР послужили иностранные инвестиции.
Нужно отметить, что основным источником вложений в деятельность СЭЗ являются капиталы «эмигрантов-Хуацяо». Для них в Китае предоставляются более гибкие льготные условия, чем для других инвесторов. К примеру, для эмигрантов действует большая свобода при реализации товаров на внутреннем рынке КНР, а освобождение от уплаты подоходного налога продлевается с 5 до 6 лет.
Кроме этого, приток средств в СЭЗ осуществляется путем привлечения прямого и косвенного инвестирования иностранных государств. К 1990 году КНР стала вторым государством в мире (на первом месте США) по объему получаемых инвестиций. Иностранных вкладчиков привлекают такие факторы, как стремительное развитие внутреннего рынка страны, а также возможность использования дешевой рабочей силы. Косвенное инвестирование в КНР осуществляется путём инвестиций в международные акции и заимствования иностранного капитала из таких источников, как международный банк, банк по развитию Азии и органа по развитию и планированию ООН.
В СЭЗ Китая зарегистрировано около 40 тысяч предприятий, созданных на основе иностранных инвестиций, в целом это примерно 15 % от общего количества предприятий в Китае. По общим подсчетам, инвестиции в СЭЗ составляют около 20 млрд. долларов [7].
Таким образом, политика «реформ и открытости» создала условия для рационального использования инвестиций, потенциала внутренне-
56
го и внешнего рынков, а также способствовала повышению конкурентоспособности национального производителя на внешнем рынке. К настоящему времени в КНР сложилась «многоярусная и многоступенчатая система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных её регионов» [8, с. 35].
СЭЗ в Китае создавались по моделям уже существующих свободных экономических зон на Тайване, в США и Сингапуре, но опыт функционирования СЭЗ в КНР подтверждает их существенные отличия от СЭЗ других стран. Специфика свободных экономических зон Китая выражается в следующем:
- СЭЗ в Китае создавались с целью выхода Китая на международную арену;
- СЭЗ Китая отличаются от экспортно-производственных зон и зон свободной торговли других стран, так как воплощают в себе не только решение стратегических задач развития экономики территорий СЭЗ, но и вмещают в себе политику «реформ и открытости» всего Китая;
- СЭЗ Китая отражают эксперимент по использованию рыночных отношений в условия преобладания государственной собственности;
- воплощая в себе политику «реформ и открытости» СЭЗ в Китае прошли эволюцию от региональных приморских стратегий до расширения открытости внутриконтинентальных и приграничных районов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми / / FINGAZETA.RU. 2012. 10 дек. URL: http://fingazeta.ru/scenarios-and-forecasts/kak-sdelat-tseli-dolgosrochnoy-strategii-vyipolnimyimi-181797/ (дата обращения 10.10.2015).
2. Ливинцев Н. Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): учебник. М.: Экономистъ, 2004. 368 с.
3. Федин П. А. Свободные экономические зоны в России: мнения и точки зрения на определение понятия / / Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2012. № 2. С. 41 —47
4. Бутов В. И., Игнатов В. Г. Свободные экономические зоны. Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 1997. 192 с.
5. Павлов П.. Проблемы развития особых экономических зон в России: правовые и организационные аспекты / / Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 36—45.
6. Информация о специальных экономических зонах КНР / / Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/ (дата обращения 12.10.2015).
7. 1984 — 2013 Й^ФЯЯ^ЗДШЬЙШ // Национальное бюро статистики Китая. ВURL: http: //wenku.baidu.com/ (дата обращения 09.10.2015)
8. Голошов К.А. История развития свободных экономических зон. Опыт Китая в сфере их создания и функционирования / / Таможенное дело. 2013. № 3. С. 33—35.
57
•Je -Je -Je
Kozlova Natalya A.
FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN CHINA
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
Today, concept of a free economic zone refers to a number of terms that do not having a clear and generally accepted interpretation. Free economic zone is usually defined as a region or a part of the country which has a favorable economic-geography location and where a duty-free or privileged export-import regime is introduced, and some trade and currency-financial isolation from other regions of the country is reached. The article analyzes the specific of development and function of China's free economic zones. The main stages in the development of coastal, inland and border free economic zones of China are searched. The analysis of the current practice of administrative decision-making and legal issues in the free economic zones of China. It is drawn the conclusions that the free economic zone are one of the most important development factors, they can solve such problems as financing gap, scientific and technical under development, integration of national economy into international economics. Having reviewed the measures used by the Chinese government to smooth the existing negative factors in the economy.
Keywords: China, special economic zones, policy of reform and opening up, foreign investors, economic reform, strategy of special economic zone development.
References
1. Kak sdelat' tseli dolgosrochnoy strategii vypolnimymi (How to make the goals of the long-term strategy achievable) Available at: http: / / fingazeta.ru/ scenarios-and-forecasts/kak-sdelat-tseli-dolgosrochnoy-strategii-vyipolnimyimi-181797/ (accessed 10 October 2015).
2. Liventsev N.N., Kostyunina G.M. Mezhdunarodnoye dvizheniye kapitala (Investitsionnaya politika zarubezhnykh stran) (The international movement of capital (the investment policy of foreign countries)). Moscow, Economist Publ., 2004. 368 p.
3. Fedin P.A. Free economic zones in Russia: the opinions and points of view on the definition [Svobodnyye ekonomicheskiye zony v Rossii: mneniya i tochki zreniya na opredeleniye ponyatiya]. Fundamental'nyye i prikladnyye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal, 2012, no. 2, pp. 41 —47.
4. Butov V.I., Ignatov V.G. Svobodnyye ekonomicheskiye zony. Metodologicheskiye i organizatsionnyye osnovy. Pravovoy i nalogovyy rezhim. Normativnaya baza. (Free Trade Zones. Methodological and organizational bases. Legal and tax treatment. Normative base). Moscow, Axis-89 Publ., 1997. 192 p.
5. Pavlov P.V. The Problems of development of the special economic zones in Russia: legal and organizational aspects. [Problemy razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii: pravovyye i organi-zatsionnyye aspekty]. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2015, no. 1, pp. 36—45.
6. Informatsiya o spetsial'nykh ekonomicheskikh zonakh KNR (Information about Chinese Special Economic Zones) Available at: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ cn/ (accessed 12 October 2015).
7. B^HtM (National Bureau of the China's Statistics) Available at: http: // wenku.baidu.com/ (accessed 09 October 2015).
8. Goloshov K.A. The History of the development of free economic zones. China's experience in the sphere of creation and functioning. [Istoriya razvitiya svobodnykh ekonomicheskikh zon. Opyt Kitaya v sfere ikh sozdaniya i funktsionirovaniya]. Tamozhennoye delo, 2013, no. 3, pp. 33—35.
■k -k -k
58