Практика функционирования свободных экономических зон в
развивающихся странах
Кравчук В.И., аспирант РУДН
e-mail: vaskrav2001good@yahoo. com
Аннотация
В статье рассматривается опыт формирования свободных экономических зон в развивающихся странах, и прежде всего в КНР. В статье показано, что в Китае СЭЗ создавались последовательно, продуманно и прагматично как один из эффективных механизмов, способствующих углублению процесса интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, социально-экономического развития. Автором показаны отличительные особенности СЭЗ в КНР, положительные и отрицательные их характеристики. Автором выделены привлекательные для иностранных инвесторов особенности СЭЗ в Китае. В статье показаны основные особенности становления и развития свободных экономических зон в Индонезии, странах арабского мира и сделаны выводы о возможности использования опыта этих и других развивающихся стран для Российской Федерации.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, Россия, Китай, Индонезия, социально-экономическое развитие, глобализация
THE PRACTICE OF FUNCTIONING OF FREE ECONOMIC ZONES IN
DEVELOPING COUNTRIES
Kravchuk V. I., postgraduate student of PFUR e-mail: vaskrav2001good@yahoo. com
Abstract
The article discusses the experience of establishing free economic zones in developing countries, primarily in China. The article shows that in China, SEZs were created on the consistent, thoughtful and pragmatic base as one of the effective mechanism that deepen the process of integration of national economies into the world economy, the recovery of foreign trade, socioeconomic development. The authors have shown distinctive features of SEZ in China, their positive and negative characteristics. The authors highlighted attractive to foreign investors features of SEZ in China. The article shows the main features of formation and development of free economic zones in Indonesia, the Arab world and the conclusions about the possible relevance of these and other developing countries to the Russian Federation
Key words: free economic zones, Russia, China, Indonesia, socio-economic development,
globalization
В условиях глобализации мировой экономики для большинства стран все более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. За счет этого они стремятся извлечь экономические выгоды от участия в международном
разделении труда. Одним из, стали особые (свободные) экономические зоны (СЭЗ), которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий, оказывать мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики.
К созданию специальных экономических зон Китай приступил в конце 1970-х гг. При этом был использован опыт других стран и территорий Азии -таких, как Сингапур, Гонконг, Макао, Тайвань, Малайзия, Индонезия и др.
В 1979 г. было принято решение о создании первых 4-х особых экономических зон: Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь. Ни в одной из этих зон не было развитой индустриальной базы, современной инфраструктуры. Однако они отличались благоприятным расположением: Шеньчжень находится рядом с Гонконгом, Чжухай - вблизи Макао, Сямынь -напротив Тайваня, т.е. особые зоны максимально приближены к «островкам развитой рыночной экономики», что облегчает приток иностранного капитала.[1]
В указанных зонах строительство началось на неосвоенных площадях, одновременно создавались новые предприятия производственной и непроизводственной сфер. Особый толчок развитию этих зон дало выгодное географическое положение - все зоны находятся на морском побережье, имеют непосредственный доступ к дешевому морскому транспорту, связаны шоссейными и железными дорогами с внутренними районами страны.
В 2006 г. в Китае существовало уже 5 особых зон (в 1988 г. статус СЭЗ получил о. Хайнань), 14 открытых портовых городов (Далянь, Циньхуаньдао, Шанхай, Фучжоу и др.) и 5 открытых экономических районов. [2]
В специальные экономические зоны разного типа входят 288 городов и уездов общей площадью 320 тыс. км (3,3% территории страны) и населением 160 млн. чел. (14,6% всего населения). [3]
Основные цели создания СЭЗ в Китае заключались в следующем:
• максимальное привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии;
• создание предприятий в наукоемких отраслях промышленности;
• развитие ВЭД и обеспечение более широкого включения в международное разделение труда;
• увеличение экспорта и валютных поступлений;
• использование СЭЗ как школы передового опыта в функционировании современного производства и управления им для всей остальной территории Китая;
• подъем национально-экономических условий в СЭЗ до уровня Гонконга, Сингапура и других развитых стран Азии;
• использование дешевой и избыточной рабочей силы, которой располагает Китай.
Процесс начался в 1979 г., когда ЦК КПК и Госсовет КНР предоставили правительствам Гуандун и Фуцзянь специальные права на развитие внешнеэкономической деятельности. Суть данного новшества сводилась к тому, что провинция переводилась на «финансовый подряд», т.е. в течение нескольких лет была обязана производить твердые отчисления в бюджет центрального правительства. В свою очередь, провинциальному правительству Фуцзянь была предоставлена большая самостоятельность в осуществлении внешнеэкономических связей. [3]
Продолжая развивать курс на «открытую» экономику, правительство КНР в 1985 г, создало еще 5 открытых приморских районов: дельта реки Янцзы, реки Чжуцзян, полуострова Шаньдун и Ляодун и в дельте реки Сямынь. Создание приморских районов свободного предпринимательства означало перенос открытой политики из города в деревню, что стимулировало развитие сельской промышленности. [7]
К 1992 г. образовался тихоокеанский открытый пояс, в связи с чем была поставлена цель - сформировать новый северный пояс открытости вдоль границ России и Монголии, чтобы подключить к международному
сотрудничеству и внутренние провинции. (Цзилинь.и Хэйлунцзян) и автономные районы. Открытыми городами, получившими полномочия провинциального уровня, стали Хэйхэ, Хуньчунь, Суйфэньхэ, Маньчжурия и Харбин. Провинция Хэйлуцзян стала открытой по отношению к России свободной зоной предпринимательства.
За прошедшее время все СЭЗ вполне показали свою жизнеспособность, показав достаточно высокие темпы экономического и технологического развития. На них приходится 1/4 всех иностранных инвестиций в экономику КНР, действует 3000 совместных предприятий. [3] Считается, и с этим можно согласиться, что СЭЗ в Китае содействовали более тесной интеграции страны в систему мирового хозяйства, росту товарного экспорта, импорта высокотехнологичных товаров и иностранного капитала.
Но, наряду с позитивными, существуют и негативные результаты функционирования СЭЗ. Однообразие товарной структуры экспорта зон порождает конкуренцию между ними на внешних рынках. Остаются нереализованными специфические преимущества каждой из зон. По мере экономического развития в СЭЗ происходит рост зарплаты, и, таким образом, зоны постепенно теряют конкурентные преимущества дешевизны рабочей силы, особенно по сравнению с открытыми приморскими зонами и внутренними провинциями.[5]
Анализируя раздел национального права КНР, регулирующий инвестиционную деятельность в стране, можно отметить, что, законодательные акты разрабатываются неспешно, очень основательно, тщательно прорабатываются все аспекты будущего закона или постановления; Они крайне редко подвергаются пересмотру. Предварительные меры, предусмотренные в этих документах, проходят «обкатку» в СЭЗ. Положения о механизме реализации законов утверждаются обычно спустя 3-4 года после их принятия. [6]
Подводя итог выше сказанному, можно выделить ряд привлекательных моментов для иностранных инвесторов в свободных зонах Китая [8]:
1. Определенные гарантии в пределах административно-обособленных и самоуправляемых регионов, в т.ч. обеспечение общественного порядка, безопасности имущества и жизни иностранных граждан, создание нормальных условий труда и жизни работников.
2. Организация в СЭЗ современной инфраструктуры, необходимой для успешного предпринимательства - средства связи, транспорт, жилье и т.д.
3. Налоговые льготы и налоговые «каникулы», налог на прибыль во всех СЭЗ составляет 15 % вместо 30 % по стране.
4. Зарубежные инвесторы получают доступ к более дешевым, чем в промышленно развитых странах, воспроизводственным ресурсам. Китай богат разнообразными полезными ископаемыми, имеет развитую горнодобывающую промышленность, мощный энергетический потенциал.
5. Снижение издержек производства за счет найма работников на выгодных для зарубежного инвестора условиях.
6. Долгосрочная аренда земли.
7. В СЭЗ введен упрощенный визовый режим для иностранных граждан, что облегчает международные контакты.
8. Импорт оборудования, комплектующих, сырья и материалов, транспортных средств для предприятий с иностранным участием в СЭЗ полностью освобождается от таможенных пошлин.
9. Зарубежные инвесторы получают возможность приблизить свое производство к чрезвычайно емкому внутреннему рынку КНР, при этом экономится время, уменьшаются издержки транспортировки и хранения продукции.
Проанализировав опыт создания СЭЗ в Китае, можно сделать вывод, что он представляет определенный интерес и во многом поучителен для России. Китайский опыт предостерегает от завышенных ожиданий и свидетельствует о необходимости учета специфических характеристик тех или иных территорий.
В частности, можно сделать вывод, что успешное функционирование СЭЗ в Китае обязано ряду факторов. К таким факторам можно отнести:
• наличие заранее продуманной долгосрочной стратегии развития специальных зон, отличающейся большой гибкостью к изменяющимся условиям;
• разработка четких целей и соответствующей дифференциации условий размещения иностранных инвестиций (наиболее льготный режим создавался на сравнительно небольших территориях, более крупные города и регионы предлагали менее льготные, но достаточно привлекательные условия по сравнению с остальной территорией страны, то есть вся система была рассчитана на постепенное вливание иностранного капитала в экономику страны);
• четкая регламентация условий размещения капитала по видам зон (величина налоговых, таможенных льгот, сроки и стоимость аренды земли и помещений и т.д.);
- значительные финансовые расходы со стороны китайского руководства на создание необходимой инфраструктуры;
- вся система зон и особых районов имела эффективное управление, отвечающее основному требованию иностранных инвесторов - быстрому решению всех организационных вопросов.
Исходя из опыта Китая, представляется целесообразным принятие ряда мер на уровне российского правительства, одной из которых должна быть разработка Государственной программы формирования СЭЗ на территории России, являющейся составной частью долгосрочной структурной и региональной экономической политики страны. При подготовке такой программы должен быть учтен мировой опыт создания СЭЗ, свидетельствующий, что достижение положительного эффекта возможно при концентрации усилий и средств, в том числе средств федерального бюджета, на формирование небольших по размерам СЭЗ на тщательно отобранных территориях, имеющих выгодные экономико-географическое положение и условия. Решение о создании СЭЗ принимается лишь после основательной
проработки, в результате которой доказывается их народно-хозяйственная эффективность и целесообразность. [9]
Такая же система существует в СЭЗ Индонезии, которая, как и Китай, ориентирована главным образом на создание промышленно-производственных зон, да и в других развивающихся странах (Индии, Иране, Бахрейне, ОАЭ), стремящихся к росту промышленной базы и диверсификации национальной экономики. Интересно отметить, что СЭЗ в Индонезии создаются и функционируют на основе интеграционных связей страны в рамках АСЕАН, и прежде всего в рамках сотрудничества с Сингапуром. Крупные и перспективные СЭЗ расположены на островах Батам (20 км от Сингапура) и Бинтан, и в городе Каримун. Также создаются соглашения о развитии СЭЗ с другими странами, что представляет интерес в том числе и для России. В частности, таким образом можно было бы развивать инвестиционно-инноваицонные аспекты СЭЗ в РФ.
В арабском мире СЭЗ стали создаваться в 1970-е гг., а в Ливии и Сирии -еще в 1950-е гг. В арабских странах, как и в других государствах развивающегося мира, перед СЭЗ ставятся комплексные задачи решения социальных, экономических, технико-технологических и других проблем, в том числе - более широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи и женщин. [9]
Исходя из опыта функционирования СЭЗ в развивающихся странах, на примере Китая, можно сделать вывод, что успешное функционирование зон зависит от наличия ряда условий, которые можно сгруппировать условия в следующие блоки:
1. Экономические условия:
• общее состояние экономической конъюнктуры в стране;
• степень взаимозависимости механизма СЭЗ и внутреннего хозяйственного механизма;
• наличие в стране и регионе экономических и валютно-финансовых условий для развития рыночной деятельности;
• уровень развития финансово-банковской системы;
• степень развития инфраструктуры;
• наличие учебных и исследовательских институтов, располагающих высоким научным потенциалом (для технопарков);
• близость крупных современных предприятий, заинтересованных в совершенствовании технологических процессов и освоении новой продукции;
• наличие инвестиционных банков, готовых участвовать в реализации проектов.
2. Географические условия:
• близость СЭЗ к промышленным и сырьевым центрам страны;
• доступ к зарубежным рынкам, международным морским портам и аэропортам;
• удобные условия для расположения промышленных объектов и складов;
Опыт функционирования СЭЗ в развивающихся странах на современном этапе свидетельствует о том, что такого рода территории организуются, как правило, для стимулирования экспортоориентированных производств и, будучи созданы продуманно, дают достаточно заметные положительные результаты для национальной экономики. При этом решающее значение имеет регулирующая роль государства на каждом этапе создания и развития СЭЗ. В частности, Китай смог добиться значительного темпа социально-экономического развития [10] прежде всего за счет формирования СЭЗ.
Литература
1. Wall D. Special Economic Zones in China: the administrative and regulatory framework // The journal of Asian Affairs, №2, 2000, p.64.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. - Ярославль, 1995.
3. Кривоборская А. Экономическая география Китая. - Иркутск, 1996.
4. Мозиас П. Специальные экономические зоны // Финансовая Россия. -2002 - №5.
5. Шаринов Д. Об основных тенденциях привлечения иностранных инвестиций в новый район Пудун // Проблемы Дальнего Востока. - 1997. - №3.
6. Кокушкина И. В. Международные инвестиционные отношения в системе мирохозяйственных связей. - СПб., 2010.
7. Ху Янь Фэнь. Особые экономические зоны: опыт Китая // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 1.
8. The Role of Export Processing Zones and Similar Arrangements in Economic Development. UNCTC. 2009.
9. Русакович В.И., Кравчук В.И. Свободные экономические зоны в ОАЭ как инструмент защиты национальных интересов / Мировая экономика в условиях «управляемого хаоса» и позиции России / Отв. редакторы проф. Л.В. Шкваря, доц. И.А.З.Айдрус. - М.: Экон-информ, 2014.
10. Шкваря Л.В., Родионова И.А. На пороге «Азиатского индустриального века». По темпам экономического развития страны Азии опережают государства Европы и Северной Америки. // Азия и Африка сегодня, № 1, 2012.
References
1. Wall D. Special Economic Zones in China: the administrative and regulatory
framework // The journal of Asian Affairs, №2, 2000, p.64.
2. Maksakovski V.P. Geograficheskaya kartina mira. - Yaroslavl, 1995.
3. Krivoborskaya A. Economicheskaya geografiya Kitaya. - Irkutsk, 1996.
4. Mozias P. Specicalnie ekonomicheskie zoni // Finansovaya Rossiya. - 2002. - №5.
5. Sharinov D. Ob osnovnih tendenciyah privlecheniya inostrannih investiciy v noviy rayon Pudun // Problemi Dalnego Vostoka. - 1997. - №3.
6. Kokushkina I. Mejdunarodnie investicionnie otnosheniya v sisteme
mirohozaistvennih svyazei. - SpB., 2010.
7. Hu Yang Feng. Osobie ekonomicheskie zoni Kitaya // Problemi teorii i praktiki
upravleniya. — 2014. - № 1.
8. The Role of Export Processing Zones and Similar Arrangements in Economic Development. UNCTC. 2009.
9. Shkvarya L.V., Rodionova I.A. Na poroge "Aziatskogo industrialnogo veka". Po tempam ekonomicheskogo razvitiya strain Azii operezjaut gosudarstva Evropi I Severnoi Ameriki // Aziya I Afrika segodnia, № 1, 2012.