УДК 94(571.9) ББК 67.401.143.1
В.Ф. ПЕЧЕРИЦА
Свободные экономические зоны КНР — локомотивы китайской экономики: опыт для России
Рассматривается опыт создания и совершенствования свободных экономических зон (СЭЗ) в Китайской Народной Республике; показана роль государства в размещении и развитии экономических зон; определены основные задачи ОЭЗ.
Ключевые слова: инновации, преференциальные режимы, экономическая глобализация, экспериментальная зона.
В проведении политики экономического роста с инновационной направленностью огромное значение имеет наличие в стране свободных экономических зон. Как центры деловой активности, точки быстрого роста экономики и торговли они играют все более заметную роль в экономиках развивающихся стран: Мексике, Бразилии, Турции, Индии и других странах с переходной экономикой. Опыт многих СЭЗ мира свидетельствует, что при условии высокой организации их деятельности они становятся важным фактором развития национальной экономики. Именно в этих зонах концентрируются местные и национальные инвестиции, расширяется экспорт товаров, услуг, интеллектуальной деятельности, рождаются новые производственные и управленческие технологии. Идет быстрый процесс передовых научных разработок и инновационной деятельности, увеличиваются валютные доходы страны.
Для развивающейся российской экономики крайне важно использовать мировой опыт создания и совершенствования СЭЗ.
ПЕЧЕРИЦА Владимир Федорович — доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
100
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
Практика показывает, что почти полное отсутствие подобных СЭЗ в Российской Федерации, особенно в слаборазвитых регионах Сибири и Дальнего Востока, затрудняет развитие этих регионов. А образованные здесь СЭЗ мало продуктивны и не дают должного эффекта, другие же числятся только на бумаге. Из двадцати семи российских СЭЗ и ОЭЗ только некоторые отличаются деловой и инвестиционной активностью; в них установлен режим беспошлинной торговли.
Преференциальные режимы в некоторых российских СЭЗ применяются просто ради раздачи льгот определенным территориям, отраслям или отдельным предприятиям. До сих пор не установлены таможенные льготы в туристско-рекреационных зонах. На их территориях таможенные процедуры свободной таможенной зоны не применяются. Немало проблем в российских ОЭЗ промышленно-производственного и портового типов. А на Дальнем Востоке России и в Сибири подобные типы ОЭЗ вообще не развиты,хотя попытка их создания была в 2005-2007 гг. Речь идет о ОЭЗ промышленно-производственного типа «Пограничный-Суйфуньхэ» и портового типа «Порт Восточный». Был «похоронен» и проект создания СЭЗ «Туманган».
Иной положительный опыт создания и функционирования различных видов СЭЗ мы наблюдаем в Китайской Народной Республике. Создание таких зон входит в реализацию федеральных программ и является постоянной заботой Политбюро ЦК КПК и Госсовета. Об этом свидетельствуют материалы XVI-XVIII съездов КПК. На XVIII съезде партии в своем отчетном докладе генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао предложил партии и правительству «всесторонне повышать уровень экономики открытого типа». «В целях адаптации к новой обстановке в области экономической глобализации проводить более активную и инициативную стратегию открытости, совершенствовать взаимовыгодную и взаимовыигрышную, диверсифицированную и сбалансированную, безопасную и высокоэффективную систему экономики открытого типа. ...Создавать таким образом особые открытые зоны, влекущие за собой международное экономическое сотрудничество и конкуренцию, культивировать высоты открытости, стимулирующие региональное развитие. Продолжая уделять равное внимание экспорту и импорту, интенсифицировать координацию торговой и производственной политики, обеспечивая себе новые конкурентные преимущества в экспорте. В едином порядке планировать двустороннюю, многостороннюю, региональную и субрегиональную открытость и такое же сотрудничество, ускорять реализацию стратегии создания зон свободной торговли, стимулировать соединение и прямое сообщение с сопредельными странами» [1], — заявил Ху Цзиньтао.
Конечно, говоря о сопредельных странах, лидер Китая в первую очередь имел ввиду Российскую Федерацию, с которой достигнут высокий уровень отношений, и совсем не случайно первый свой рабочий визит 2002 г. он совершил в Россию. То же самое сделал новый лидер КНР Си Цзиньпин, который совершил первый официальный визит в Москву в марте 2013 года. Эти визиты
зарубежный опыт
101
говорят о приоритетах в международной политике КНР. Опыт экономического развития Китая интересен и поучителен, где СЭЗ как локомотивам экономики отводится первостепенная роль. В настоящее время в КНР функционируют СЭЗ разных типов и разных уровней управления, в том числе около 250 государственного уровня и 1 750 регионального уровня [2]. В эти зоны с 2005 по 2011 г. было привлечено инвестиций в объеме более 80 млрд долл. США [3] Валовая продукция китайских СЭЗ государственного уровня в 2011 г. составила около 2 трлн юаней, что составляет более 7% ВВП всего Китая [5].
До последнего времени территориальная структура размещения СЭЗ в Китае не была сбалансирована: основное количество экономических зон сосредоточено в восточных и юго-восточных регионах страны, в числе которых пять специальных зон, обеспечивающих наибольших экономический эффект (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь, Хайнань). Продуктивно также работают СЭЗ в Даляне и Шанхае (Пидун). Именно в эти зоны шли основные инвестиционные потоки. Реализация политики выравнивания уровня развития всех регионов Китая, провозглашенная XVII съездом КПК стимулировала центральные и местные власти к созданию СЭЗ на Северо-Востоке Китая (СВК).
Таким образом, выпадавшая из общего перечня четырех стратегических направлений внутрирегионального развития (запада, северо-востока и центральной части Китая) территория СВК обрела в последнее время сеть собственных СЭЗ. Начало им положила зона свободной торговли в Даляне, а затем — экономическая зона реформ в Шэньяне, которая стала новым качественным уровнем в развитии СЭЗ Китая, ее строительство было заложено в общую стратегию подъема экономики КНР.
Подъем старой промышленной базы Северо-Восточного Китая находит свое практическое выражение в реализации крупных системообразующих программ, которые, будучи структурно интегрированы в общий контекст стратегии, направлены на развитие новых «точек роста». Создание Шэньянской государственной комплексной экспериментальной зоны реформ — это, как подчеркивалось на XVIII съезде КПК, индустриализация нового типа. В апреле 2010 г. проект получил одобрение Госсовета и Госкомитета по развитию и реформам.
Шеньянская ЭЗР стала восьмой по счету экспериментальной экономической зоной в Китае, получившей статус государственной программы. Механизм функционирования подобных зон был впервые апробирован в Шанхае (район Пудун). опыт которого затем был распространен на другие крупные города Китая — Тяньцзинь (зона Биньхай), Чэнду, Чунцин, Ухань, Шэньчжэнь, а также на три горда провинции Хунань — Чанша, Чжучжоу, Сянтань. Таким образом, из четырех стратегических направлений внутрирегионального развития (запада, северо-востока, востока и центральной части Китая) лишь территория СВК выпадала из общего перечня. В этом контексте решение Госсовета КНР о внедрении здесь ЭЗР выглядит вполне логичным и закономерным и в очередной раз служит подтверждением внимательного
102
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
отношения руководства Китая к реализации стратегии возрождения СВК. Развитие СВК является стратегической для КНР задачей. На новом этапе развития СВК, прежде всего, производится перевооружение технически отсталых предприятий и изменение форм и штатов управления экономикой региона.
Шеньянская комплексная экспериментальная зона реформ охватывает 8 из 14 городов провинциального подчинения — Шэньян, Аньшань, Фушунь, Бэньси, Инкоу, Фусинь, Ляоянь и Телин. Ее общая площадь составляет около 75 тыс. кв. км с населением 23,6 млн человек [4]. Суммарный ВРП зоны в 2011 г. достиг 225 млн долл. США, объем привлеченных иностранных инвестиций составил 9,1 млрд долл. США.
Создание Шэньянского ЭЗР в первую очередь направлено на интенсификацию экономических связей. В 1950-е годы промышленные предприятия указанных восьми городов представляли собой взаимодополняющие производства, объединенные комплексной инфраструктурой. Центральные и местные власти рассчитывают на восстановление утраченных связей и налаживание промышленной кооперации между этими городами за счет создания необходимой транспортной инфраструктуры, модернизации промышленного производства, введения льготного налогообложения и ряда других мер.
Отличительной особенностью Шэньянской ЭЗР от других аналогичных зон в Китае является ее промышленная направленность — в качестве основной цели определена «индустриализация нового типа». При этом первостепенное значение придается развитию информационных технологий, которые призваны стать главной «движущей силой» дальнейшей модернизации. Важное значение уделяется транспортной инфраструктуре, в частности, строительству высокоскоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между городами, входящими в новую зону.
Среди основных задач развития ЭЗР выделяют следующие:
1) создание передовых баз машиностроения и переработки сырьевых ресурсов;
2) совершенствование структуры народного хозяйства СВК, основу которого составляет тяжелая промышленность;
3) модернизация сельского хозяйства.
Предполагается, что в течение ближайших 5-10 лет Шэньянская зона превратится в современный торгово-экономический, финансовый и логистический центр Северо-Восточного Китая. Кромек того планируется, что эта ЭЗР станет своего рода полигоном, где будут опробываться пути решения наиболее сложных проблем СВК, таких как реструктуризация крупных госпредприятий, объединение предприятий центрального и регионального подчинения, перепрофилирования моногородов, а также проблемы загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. В целях оптимизации использования земельных ресурсов предполагается построить в пределах ЭЗР новые поселки городского типа с населением более 1000 тыс. человек и поселкит сна-селением более 50 тыс. человек. На создание необходимой инфраструктуры
зарубежный опыт
103
предусмотрено льготное кредитование. Также отменяются ограничения, связанные с местом прописки.
По данной программе определены одиннадцать «экспериментальных точек»:
1) комплексаная финансовая экспериментальная зона в Шэньяне;
2) развитие западного промышленного района Теси в Шэньяне;
3) реформа административной системы района Шэньбэй;
4) зона интенсивного земледелия в Аньшане;
5) объединение Шэньяна и Фушуня;
6) зона городского и сельского планирования в Бэньси;
7) комплексное развитие порта Инкоу;
8) перепрофилирование городов на базе Фусиня;
9) зона индустриализации нового типа в Ляолине;
10) зона экологически чистого развития в уезде Телин;
11) транспортная и коммуникационная интеграция Шэньяна, Фушуня, Телина.
Необходимо отметить, что на протяжении последних двух десятилетий наиболее быстрыми темпами в Северо-Восточном Китае (СВК) развивалась провинция Ляолин, особенно ее крупнейшие центры — Шэньян и Далянь, которые стали своего рода флагманами программы возрождения СВК. Решения Госсовета КНР о создании Шэньянской ЭЗР, равно как и о развитии приморского экономического пояса провинции Ляолин (программа одобрена Гссоветом КНР в июне 2009 г.), являются неотъемлемой частью масштабной целенаправленной стратегии по обеспечению конкурентных преимуществ в экономическом, промышленном и научно-техническом развитии наиболее перспективных районов СВК.
Экономическая деятельность ЭЗР, подобных Шэньянской, как автономной хозяйственной единицы, основывается как на средствах государственного бюджета, так и на собственном бюджете, формирующемся частично от налоговых поступлений с предпринимателей, частично от таможенных сборов, а также от собственной предпринимательской деятельности администрации зоны. Средства государственного бюджета, необходимые для развития инфраструктуры этой зоны, предоставляются ей на условиях долгосрочного льготного кредита. Китайское правительство пошло на немалые расходы в реализации этого проекта прежде всего на стадии проектирования и создания первоначальной инфраструктуры зоны, что очень важно для привлечения инвесторов как китайских, так и иностранных. При этом преимущественно используются не дотационные, а возвратные формы финансирования этого кредитного проекта — льготные займы государственных банков (на 7-10 лет) и банковский капитал китайских эмигрантов — хуацяо [2]. В Проекте активное участие принимают бизнесмены из Гонконга и Тайваня.
Китайский опыт организации и управления СЭЗ вполне может быть востребован в Российской Федерации, особенно в отдаленных слаборазвитых
104
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
районах Сибири и Дальнего Востока, а также при создании совместных российско-китайских СЭЗ. Это одно из перспективных направлений российскокитайского торгово-экономического сотрудничества. Существует целый ряд преимуществ совместных зон, которые направлены на развитие взаимовыгодных торговых, экономических и инвестиционных связей наших двух государств; повышение уровня кооперации хозяйственной жизни сопредельных регионов; создание дополнительных рабочих мест; повышение уровня благосостояния населения, и т. д.
В Шэньянской экономической зоне в экспериментальном порядке проводятся комплексные реформы по продвижению индустриализации нового типа. К сожалению, в России пока больше говорят о новой индустриализации. Взять хотя бы реализацию проектов «Туманган» и «Пограничный». У России была хорошая возможность совместно с Японией, Кореей и Китаем создать международную экономическую зону «Туманган» на стыке трех государств еще в 90-е годы ХХ в. Китайская сторона потратила огромные средства на это, в частности, на строительство трёхколейной железной дороги. Китайцы могли бы возить свои грузы до Приморского порта Зарубино и через него в другие страны. Однако Россия не довела этот проект до конца. В результате порт Зарубино так и не модернизировали, а страна потеряла хорошую прибыль. Китай же нашел выход — возит грузы через северокорейский порт Раджин. В основном по вине российской стороны до сих пор не реализована зона свободной торговли «Пограничный-Суйфэньхэ». Китайцы вложили в этот проект миллионы долларов, построили со своей стороны практически всю инфраструктуру, а РФ свою часть работы так и не выполнила [6].
Таким образом, изучение зарубежного, в том числе китайского, опыта в создании СЭЗ различного типа, на наш взгляд, чрезвычайно полезно для российской экономической практики.
Список литературы
1. Материалы XVIII съезда КПК (пер. с кит.). Пекин, 2012. С. 6.
2. Ван Цзын. Опыт создания и функционирования СЭЗ в КНР: возможности и перспективы его использования в России: автореф. ...дис. канд. экон. наук. М., 2010. С. 19.
3. Доклад о развитии СЭЗ Китая [Электронный ресурс]. URL: http://www. cadz.org.cn/content.jsp?ItemID
4. Китай // Дальневосточный торгово-экономический вестник. 2012. № 11.
С. 4.
5. Китайская национальная сеть СЭЗ: официальные статистические данные СЭЗ Китая [Электронный ресурс]. URL: http://www.caiz.org.cn/Item. jsp?ItremID
6. Латкин А.П. Кроме деклараций нужны действия // Спецвыпуск «Золотой Рог». 2012. 29 янв. С. 8.