Научная статья на тему 'Экономика Северо-Восточного Китая и советская помощь КНР в 50-х годах XX века'

Экономика Северо-Восточного Китая и советская помощь КНР в 50-х годах XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4367
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЬЧЖОУ-ГО / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / ВПК / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАРАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ БАЗА / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА / ДУНБЭЙ / ЯПОНСКИЙ КАПИТАЛ / ТЯЖЁЛАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / Dongbei / regional economy / Japanese capital / heavy industry / legal basis / investment / the Korean War / structural transformation of the industry / objects of military-industrial complex / planned economy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александрова Мария Викторовна

В начале ХХ в. территория северо-востока рассматривалась как место приложения русских и японских капиталов, конкурирующих между собой в создании промышленности. В период Маньчжоу-Го японцы именно в этом регионе создают стратегическую промышленную базу по подготовке войны против СССР, что ведёт к созданию полного комплекса современных отраслей промышленности. После завершения освобождения Дунбэя от японцев китайские коммунисты планировали воссоздать, построенных Японией предприятия для осуществления дальнейшей индустриализации китайской экономики. В 50-х гг. ХХ века промышленное строительство вновь стало каналом зарубежного технологического трансферта в Дунбэй. Советские технологии пришли в Китай вслед за реализацией государственных промышленных проектов в рамках программы помощи. В ходе 1-ой и 2-ой пятилеток было восстановлено и построено с советской помощью более 300 промобъектов, основная часть капиталовложений инвестировалась в Дунбэй. Обострение геополитической ситуации на Корейском полуострове привело к изменению пространственной организации промышленности региона. В первое десятилетие КНР происходили структурные преобразования промышленности, основными отраслями производства стали: машиностроение, металлургия, пищевая, лесная, химическая промышленности. Советская помощь на северо-востоке была в основном направлена в гражданские отрасли промышленности. При проведении строительных и восстановительных работ в регионе было направлены группы советских инженерно-технических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY OF NORTHEASTERN CHINA AND SOVIET ASSISTANCE TO THE PRC IN THE 1950s

The article states that after the founding of the PRC, during the 1st and 2nd five-year plans more than 300 industrial objects were restored and built in the country with the Soviet assistance. The bulk of investment was directed to the North-East of China — Dongbei. The author emphasizes that in the 1st decade of the PRC the structural transformation of industry took place. Steel production, engineering, metallurgy, food, timber and chemical industries became principal ones. Soviet assistance to Dongbei was mainly directed to civilian branches of industry.

Текст научной работы на тему «Экономика Северо-Восточного Китая и советская помощь КНР в 50-х годах XX века»

М.В. Александрова'

ЭКОНОМИКА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КИТАЯ И СОВЕТСКАЯ ПОМОЩЬ КНР В 50-х ГОДАХ XX ВЕКА

Аннотация. В статье отмечается, что после образования КНР в ходе 1-й и 2-й пятилеток с советской помощью в стране было восстановлено и построено более 300 промышленных объектов; основная часть капиталовложений направлялась на Северо-Восток Китая (СВК) — в Дунбэй. Автор подчеркивает, что в 1-е десятилетие в КНР произошли структурные преобразования промышленности. Основными отраслями производства стали машиностроение, металлургия, пищевая, лесная, химическая промышленность. Советская помощь в СВК была в основном направлена в гражданские отрасли индустрии.

Ключевые слова: Дунбэй, региональная экономика, японский капитал, тяжелая промышленность, договорно-правовая база, инвестиции, Корейская война, структурные преобразования промышленности, объекты ВПК, плановая экономика.

В настоящей статье автор стремится показать экономическое значение советской помощи Северо-Восточному Китаю в годы пятилеток. Но прежде напомним экономическую ситуацию в регионе до образования КНР. С начала промышленного освоения Северо-Востока Китая прошло чуть более 100 лет,

* Александрова Мария Викторовна — к.э.н., в.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

из которых более половины региональная экономика развивалась в основном под воздействием внешних факторов и сил.

В начале XX в. территория Дунбэя рассматривалась как место приложения русских и японских капиталов, которые конкурировали между собой в создании некоторых отраслей промышленности, прежде всего маслобойной, мукомольной, угольной и золотодобывающей. В период Маньчжоу-Го японцы именно на Северо-Востоке формируют стратегическую промышленную базу для подготовки к войне против СССР, что способствовало появлению полного комплекса современных отраслей промышленности.

Однако не должно ни идеализировать роль Японии в развитии региона, как это сейчас делается в китайском Интернете, ни принижать роль японского капитала и японской промышленной школы. Страна Восходящего солнца преследовала свои, возможно, неблаговидные цели, но в результате на Северо-Востоке Китая была создана вторая по значимости (после Японии) промышленность на азиатском континенте. Подтверждением тому служат следующие статистические данные (рис. 1).

Рис. 1. Структура валового выпуска продукции по отраслям Маньчжоу-Го

Источник: йШШ: ШШШИЯ» ШШ, 1991^, 18JT. [Фи-

нансовый комитет Северо-Востока. «Экономическая статистика старой Маньчжурии»]. Kashiwashobo Publishing Co., Ltd.. 1991. С. 18 (на яп. яз.).

Энергетика Прочие 1,5% Металлур-

10,0% “I I ГИЯ

перераб. \

3,6% Керамичес- Х^Хим. пром.

кая 19,4%

5,5%

в 1940 г.

В 1943 г. на долю Северо-Востока Китая приходилось 49,4 % добычи угля, 87,7 — чугуна, 93 — стали, 93,3 — электроэнергии, 69 — серной кислоты, 60 — кальцинированной соды, 66 — цемента, 95 % — продукции машиностроения1.

Можно с полной уверенностью сказать, что уже в период Второй мировой войны регион стал крупнейшей базой тяжелой промышленности всего Китая, каковой оставался до начала экономических реформ в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Советская помощь — мотивы и договорная основа После освобождения Дунбэя от японцев китайские коммунисты планировали воссоздать построенные Японией предприятия в целях дальнейшей индустриализации китайской экономики, но своими силами сделать это им было крайне сложно. После образования КНР советская сторона идет на беспрецедентный по финансовым, материальным и интеллектуальным затратам шаг оказания помощи дружественному народу. Китайское руководство приняло решение воспользоваться этой помощью для ускорения процесса индустриализации, развития тяжелой промышленности и ВПК, что должно было послужить укреплению обороноспособности КНР.

В 1950-х годах промышленное строительство вновь стало каналом зарубежного технологического трансфера на Северо-Восток Китая. Советские технологии пришли в Китай вслед за сооружением государственных промышленных объектов в рамках программы помощи. Благодаря ввозу готового оборудования, получения технологии производства и проектирования продукции, Китай довольно быстро обзавелся своими производственными мощностями в таких сферах, как добывающая, энергетическая, металлургическая, машиностроительная промышленность и ВПК, и это принесло ему прямые экономические и социальные дивиденды2.

В период 1-й и 2-й пятилеток с помощью СССР было восстановлено и построено большое количество промышленных объектов. Следует указать, на какую договорно-правовую базу опирались наши стороны. Перечислим основные соглашения:

• 14 февраля 1950 г. Соглашение об оказании Советским Союзом помощи КНР по строительству и реконструкции

50 крупных предприятий. Впоследствии в план вошло лить 47 предприятий, из которых 36 находились на Северо-Востоке Китая;

• 15 мая 1953 г. Соглашение о помощи Китаю в строительстве и реконструкции 141 промышленного предприятия (имелось в виду построить 91 новое предприятие, существенную часть которых составляли предприятия ВПК);

• 11 октябрь 1954 г. Соглашение о поставках 141 наименования оборудования для 15 предприятий, построенных или переоснащенных в рамках помощи Советского Союза правительству КНР;

• 28 марта 1955 г. Соглашение об оказании Советским Союзом помощи Китаю в строительстве еще 16 промышленных объектов. Новые проекты имели отношение к оборонной, обрабатывающей промышленности, производству кораблей и др.;

• 7 апреля 1956 г. Соглашение об оказании Советским Союзом Китаю помощи по развитию некоторых промышленных объектов. Предполагалось строительство еще 55 новых промышленных предприятий, включая металлургический комбинат, механический завод, химико-технологический завод, завод синтетических и пластиковых материалов, предприятия электрического и беспроводного оборудования, завод жидкого горючего, электростанцию и НИИ авиационных технологий;

• 7 сентября 1956 г. Соглашение об оказании Советским Союзом помощи Китаю в строительстве 12 промышленных объектов;

• 8 августа 1958 г. Соглашение о технической помощи СССР Китаю по строительству и расширению 47 промышленных предприятий;

• 7 февраля 1959 г. Соглашение о технической помощи СССР Китаю по строительству и расширению 78 промышленных предприятий.

Вышеперечисленные документы свидетельствуют, что количество объектов, становлению которых тем или иным образом способствовала советская сторона, значительно превышало привычное число «156». В современных китайских публикациях можно встретить следующие данные: «За годы 1-й пятилетки

Китай и Советский Союз подписали соглашения по строительству 244 промышленных и 11 непромышленных объектов. Из этих 255 объектов 13 были учтены дважды, строительство 10 объектов по соглашению сторон было отложено, работа по 63 — перенесена на конец 1957 г., а строительство или реконструкция 169 объектов продолжились ... в годы 2-й пятилетки»3.

Но эти цифры можно назвать лишь приблизительными: до сих пор существуют расхождения в соответствующих подсчетах. Приведем для примера данные из трех источников (табл. 1).

Таблица 1

Автор, название монографии Соглашения Количество реализованных объектов

(±),ФШ*±^4^ЖМ±, 1989. Капитальное строительство в современном Китае, т.1. Изд-во КАОН. 1989 Авторы учитывали все соглашения, в том числе и от 1959 года 304

• птш §г^ЖШ±- 2001 ■ Dieter Heinzi9- Die Sowjetunion und das kommunistische China 1945—1950. Изд-во Синьхуа. 2001 Все соглашения с 1950 по 1959 г. Порядка 300

Борисов О.Б., Колосков Б.Г. Советско-китайские отношения (1945—1980), Изд. 3-е, доп. — М.: Мысль, 1980 Все соглашения с 1950 по 1959 г. 400 (полномасштабные предприятия и отдельные цеха)

Источник: составлено автором.

Конечно, российским историкам еще предстоит большая работа по изысканию архивных данных, связанных с периодом советско-китайских отношений, поэтому автор статьи были использованы в основном материалы, опубликованные в КНР.

После образования КНР народное правительство посчитало возможным и целесообразным начать восстановление экономики с Северо-Востока. В 1-ю пятилетку было намечено в полной мере использовать все возведенные японские предприятия Дун-бэя. И выбор региона был не случаен, ибо, как отмечалось выше, уже в начале 1940-х годов Северо-Восток был промыш-

ленным лидером Китая. Проведенная сразу после образования КНР национализация иностранных предприятий способствовала восстановлению с помощью специалистов из СССР и других стран соцлагеря практически всей тяжелой промышленности в сжатые сроки — еще до начала 1-й пятилетки. Так, в табл. 2 представлен список восстановленных и построенных в регионе предприятий к началу 1-й пятилетки. Крупнейшими из них, функционирующими до сегодняшнего дня, остаются предприятия, созданные японцами.

Основная часть капиталовложений во времена 1-й пятилетки направлялась в экономику Дунбэя. Исходя из того факта, что в японский период там была создана современная промышленность, то и при составлении списка «156 объектов» в него включили в основном предприятия, созданные японцами, но частично разрушенные в ходе военных действий. Таким образом, 71 % гражданских предприятий, построенных и восстановленных в годы первых пятилеток, располагались в Дунбэе.

Из диаграммы видно (рис. 2), что при выполнении 1-го пятилетнего плана Дунбэй стал самым крупным объектом индуст-

Ляонин

39,0%

Цзилинь

16,6%

Хубэй 3 объекта 5,0%

Рис. 2. Географическое распределение инвестиций, фактически освоенных на объектах гражданского назначения из «списка 156».

Источник: Дун Чжикай, У Цзян. Синь Чжунго гуне дэ дяньцзиши — «156 сян» цзяншэ яньцзю : [Исследования строительства 156 объектов, как краеугольного камня новой китайской промышленности] // Гуандун цзинцзи чубаньшэ. 2004.

Таблица 2. Перечень предприятий Северо-Востока, строительство и реконструкция которых была осуществлены с советской помощью до 15 мая 1953 г.

Название предприятий при японском владении Название в годы 1-й пятилетки Современное название на китайском языке Современное название на английском языке

Угольная промышленность

ши (1897 г.) Угольное месторождение г. Фусинь (шахта Хайчжоу) шш&п Бихт На1т1юи Ореп-рй Мтп^ Со., Ш.

Угольное месторожение Цзиси (шахта Чэнцзыхэ) Н.д. Н.д.

Хэганское угольное месторождение (шахта № 1 Дуншань) Н.д. Н.д.

Хэганское угольное месторождение (шахта № 1 Синаньтай) Н.д. Н.д.

Фусинское угольное месторождение (шахта Хэпин) Н.д. Н.д.

Угольное месторождение г. Фусинь (шахта Синьцю) Н.д. Н.д.

Продолжение табл. 2

Название предприятий при японском владении Название в годы 1-й пятилетки Современное название на китайском языке Современное название на английском языке

Угольное месторождение г. Ляоюань Шахта Центральная) Н.д. Н.д.

Энергетика

ттшг (1908г.) ттшг Фушуньская ТЭС ттшг Fushun Power Plant

ШЖ'&Г (1936г.) Фусиньская ТЭС -f-s Fuxin Power Plant

Даляньская ТЭС № 2 Не имеет самостоятельного статуса входит в состав В составе Dalian Chemical Industries Limited

ТЭС Фулаэрцзи ФИЗДИНЖЁ Fulaerji Power Station CHD

ТЭС г.Цзилиня State Power Jilin Electric Power

(1937г.) Фэнманьская ГЭС Fengman Hydropower Station

Черная металлургия

ШШШ И ттт Аныпаньский металлургический комбинат Anshan Iron & Steel Group Corporation

Продолжение табл. 2

Название предприятий при японском владении Название в годы 1-й пятилетки Современное название на китайском языке Современное название на английском языке

гШЙЩГ (1905) jfmrn шш&ш (1911) т&ШГ (1933) «НГРВ&чІ (1935) (1945) Бэнсийский металлургический комбинат (НИ) Benxi Iron & Steel (Group) Co. Ltd.

1ЁШШГ (1 -Ш) Фулаэрцзинский завод специальных сталей (1-я очередь) НШ Beiman Special Steel Co Ltd

Цзилиньский завод ферросплавов Jilin Ferroalloys Group Company Ltd.

Цветная металлургия

ИЛИ хг (Ю1Г) Харбинский завод алюминиевого проката № 101 Northeast Light Alloy Co., Ltd.

ЙШХГ (1936) ЯШЙГ (1 -Ш) Фушуньский алюминиевый завод Chaleo Fushun Aluminum Co., Ltd.

(Завод 201) Цзилиньский электродный завод Sinosteel Jilin Carbon Co., Ltd.

Продолжение табл. 2

Название предприятий при японском владении Название в годы 1-й пятилетки Современное название на китайском языке Современное название на английском языке

шштмг Завод по выпуску медной сетки в г. Цзямусы ® Ш W Ш&П Jiamusi Jinrui Net System Co., Ltd.

Химическая промышленность

(первоначальное название) Г (Завод 103) Цзилиньский завод карбида и цианамида кальция г Calcium Carbide Factory of JiLin Petrochemical Company

(первоначальное название) Г Цзилиньский завод химических удобрений г Jilin Petrochemical Company Fertilizer Factory

Цзилиньский завод органических красителей зшг Dyestuff Plant of Jilin Petrochemical Company

Машиностроение

(1935) ттт МШГ (1946) Шэньянский станкостроительный завод № 1 Shenyang Machine Tool Group Co., Ltd.

Харбинский завод режущего и измерительного оборудования МЛ ММ Harbin Measuring & Cutting Tool Group Co., Ltd

Продолжение табл. 2

Название предприятий при японском владении Название в годы 1-й пятилетки Современное название на китайском языке Современное название на английском языке

гшмахдг Шэньянский завод пневматических инструментов Shenyang Pneumatic Tool Factory

Харбинский завод паровых котлов Harbin Boiler Co., Ltd

Первый автомобильный завод FAW (First Automobile Works) Group Corporation

Харбинский завод электросчетчиков и измерительных приборов ШИ) tlyAV^l Harbin Electrical Measuring Instrument Group)Co., Ltd.

тшшг Харбинский кабельный завод шт&шш тттшг Shenyang Cable work of Northeast Power Transformer Group Company

Авиационная промышленность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Й1ШФ1Г (1931 г.) ^±(1932 г.) штат® (1938г.) Г (1946г.) тплтттг или ЯЙ112Г Г осударственный завод № 112 т)Ш&п Shenyang Aircraft Corporation

Окончание табл. 2

Название предприятий при японском владении Название в годы 1-й пятилетки Современное название на китайском языке Современное название на английском языке

(1919г.) Г~ Шэньянский завод турбореактивных двигателей щ Shenyang Liming Aero-Engine Group Co., Ltd.

Производство стройматериалов

(1918) ШЙГ (японский период) ддшлсг Завод по добыче магнезита Дашицяо Liaoning Jinding Magnesite Group

Целлюлозо-бумажная промышленность

Целлюлознобумажный комбинат в г. Цзямусы шп Jiamusi Paper Group Co. Ltd.

Источник: URL http://www.doc88.com/p-995230169722.html.

риального строительства КНР, и сумма фактически освоенных в регионе инвестиций составила 6,28 млрд юаней. Если рассматривать географическую структуру капиталовложений в 1952г., то 24 % всех китайских внутренних инвестиций пришлось на Дунбэй. При этом доля предприятий гражданского назначения быта весьма значительна: в целом по трем провинциям инвестиции в ВПК составили лишь 7—8 % от капиталовложений в гражданские отрасли.

Следует отметить, что и в самом Дунбэе инвестиции распределялись достаточно неравномерно. Так, в начале 1950-х годов 1/3 промобъектов, строящихся и восстанавливаемых с помощью СССР, приходилось на пров. Ляонин. Так, лишь в 1952 г. правительство инвестировало в капитальное строительство Ляонина 780 млн юаней, что составило 70 % капиталовложений в

Рис. 3. Распределение капиталовложений по регионам КНР в 1952 г. Источник: иИЬ: http://cpc.people.com.cn.

Дунбэй и 16,3 % всех внутренних инвестиций КНР. По этому показателю Ляонин занял в КНР 1-е место.

Вложение столь существенных средств в важнейшие государственный стройки быстро оправдалось. Первый этап основного строительства занял 1,5 года.

Следует отметить, что строительство промышленных объектов региона осуществлялось с учетом интересов национальной безопасности и факта обострения геополитической обстановки на Корейском полуострове. После начала Корейской войны китайская национальная и региональная экономика работала по двум направлениям: продолжение восстановления экономики Дунбэя и оказание помощи Корее в противостоянии с США. Учитывая изменившуюся геополитическую ситуацию и интересы национальной безопасности, центральное правительство КНР сократило объем капиталовложений в приморские районы КНР, а также провело корректировку промышленной политики Дунбэя.

В связи с опасениями китайской стороны по поводу вероятности бомбардировки южноманьчжурского промышленного узла, в августе 1950 г. Северо-Восточное бюро ЦК КПК направило в Пекин сообщение следующего содержания: «Промышленное строительство Северо-Востока следует сосредоточить на севере Маньчжурии; необходимо осуществить перемещение

предприятий на Север»4. С согласия центрального правительства с октября 1950 г. Северо-Восточное бюро осуществляло программу перемещения предприятий на Север региона. Начиная с ноября 1950 г. более 20 предприятий ВПК, общего машиностроения и легкой промышленности были перемещены из Шэньяна, Аньдуна и других городов Ляонина в Хэйлунцзян. В ходе передислокации происходило и перераспределение инвестиций, доля капиталовложений в ВПК региона возросла, что было связано не только с переводом объектов с юга, но и с технологическими преобразованиями и увеличением количества предприятий, производящих различное вооружение. Так, несколько северо-восточных предприятий гражданского назначения были переоснащены в мастерские по ремонту танков, а цеха по ремонту самолетов гражданской авиации начали обслуживание военных реактивных самолетов.

Таблица 3. Список предприятий, включенных в Программу перемещения южных предприятий на север Маньчжурии

Новое название предприятия Старое название предприятия Новое место расположения

Лунцзянский завод электромоторов Шэньянский военный завод № 53 Харбин

Сунцзянский завод электроматоров Шэньянский военный завод № 51 Харбин

Бюро шахт № 43 г. Хэган Шэньянский военный завод № 56 Хэган

Харбинский первый машиностроительный завод Шэньянский военный завод № 52 Харбин

Харбинский завод встроенной техники Завод вспомогательных материалов № 225 Северо-Восточного военного округа Министерства военной промышленности Харбин

Инструментальный завод Цинхуа Шэньянский военный завод№ 51 Уезд Бэйань

Цицикарский машиностроительный завод «Хэпин» Шэньянский военный завод№ 51 Цицикар

Цицикарский машиностроительс-ный завод «Хуаань» Шэньянский военный завод № 323 Цицикар

Продолжение табл. 3

Новое название предприятия Старое название предприятия Новое место расположения

Харбинский шарикоподшипниковый завод Ляонинский шарикоподшипниковый завод г. Вафанцзянь Харбин

Первый Харбинский инструментальный завод Шэньянский инструментальный завод Харбин

Первый Цицикар-харбинский станкозавод Первый шэньянский северо-восточный машиностроительный завод Цицикар, Харбин

Второй Цицикар-харбинский станкозавод Пятый шэньянский северо-восточный машиностроительный завод Цицикар, Харбин

Харбинский завод электромоторов Пятый завод управления электротехнической промышленности Министерства промышленности Северо-Востока Харбин

Харбинский кабельный завод Шэньянский кабельный завод Харбин

Ачэнский завод по производству реле Шэньянский электротехнический завод № 1 Ачзн

Завод электромоторов в Цзямусы Шестой завод управления электротехнической промышленности Министерства промышленности Северо-Востока Цзямусы

Харбинский аккумуляторный завод Шэньянский электротехнический завод № 8 Харбин

Фабрика текстиля и окраски г. Цзямусы Вафанцзяньская текстильная фабрика Цзямусы

Харбинская трикотажная фабрика Шэньянская трикотажная фабрика Харбин

Муданьцзянская трикотажная фабрика Вафанцзяньская текстильная фабрика Муданьцзянь

Муданьцзянская бумажная фабрика Ляонинский даньдунский целлюлозно-бумажный комбинат «Люхэ» Муданьцзянь

Харбинский завод резиновых изделий Шэньянский завод резиновых изделий Харбин

Окончание табл. 3

Новое название предприятия Старое название предприятия Новое место расположения

Муданьцзянский завод резиновых изделий «Хуалинь» Шэньянский завод резиновых изделий № 1, Шэньянский завод резиновых изделий № 2, Ляоянский завод резиновый изделий № 9 Муданьцзян

Цицикар-харбинский вагоностроительный завод Слияние Шэньянского вагоностроительного завода Хуангутунь и Ци-цикар-харбинского железнодорожного завода Цицикар, Харбин

Источник: Хэйлунцзян ши чжи : [Хроника Хэйлунцзяна]. 2010. № 4.

В первые годы после образования КНР сначала именно на освободившейся территории СВК начали создаваться условия для возобновления производства. Спустя 3 года после образования КНР — к 1952 г. — была создана относительно полная промышленная система, а доминирующими секторами экономики стали пищевая и текстильная промышленность, машиностроение, металлургия, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая промышленность. В этот период тяжелая промышленность продолжала оставаться одной из ведущих в регионе; произошли определенные изменения, которые привели ее структуру к более разумной, чем в 1942 г., организации: в тяжелой промышленности стали преобладать трудоемкие и капиталоемкие отрасли производства — металлургия, нефтяная, угольная промышленность, машиностроение и др.

Для рационального использования старой промышленной базы было решено, во-первых, провести реконструкцию и расширение производственных мощностей Аньшаньского металлургического комбината как центра промышленной базы Северо-Востока, к которому были напрямую «привязаны» угольные предприятия Фушуня и Фусиня; во-вторых, расширить мощности металлургического комбината в Бэнси и машиностроительных заводов Шэньяна.

Прослеживая динамичный процесс структурных преобразований в промышленном секторе СВК, можно выделить следующие их этапы. В течение 3 лет после образования КНР происходило восстановление промышленной базы, в эти годы наблюдался быстрый рост легкой промышленности, по объему производства ее пищевая и текстильная отрасли занимали соответственно 1-е и 3-е места. Акцент на «группе Б» был сделан потому, что в период Маньчжоу-Го промышленная структура региона оказалась дисбалансированной за счет значительного роста тяжелой промышленности, что создало аномальный «перекос». Однако после 1952 г. и полного выполнения плана 1-й пятилетки в структуре промышленности Дунбэя наступил новый этап развития и изменений. Период 1952—1965 гг. стал временем активных преобразований. Его можно разбить на 3 подпериода, когда происходила резкая смена ведущих отраслей. Среди них можно выделить 1952—1957 гг. (всего 5 лет), когда из 11 отраслей промышленности 10 изменили свою роль и значение: с одной стороны, заметно снизилось внимание к пищевой и текстильной промышленности, а с другой — удельный вес машиностроения и металлургии повышался, что говорило о значительной поддержке, оказываемой региональной тяжелой промышленности.

К 1965 г. лидерами промышленного производства Дунбэя являлись машиностроение, металлургия, нефтяная, химическая промышленность. Таким образом, промышленная структура была вновь усилена за счет отраслей «группы А». В этот период в связи с началом разработки Дацинского нефтяного месторождения роль нефтяной промышленности региона значительно возросла, что нашло отражение в структуре промышленности.

Табл. 4 свидетельствует, что 6 отраслей промышленности являлись ведущими в экономике Дунбэя как в 1950-е годы, так и до начала XXI в. В начале 1950-х годов металлургия и машиностроение превосходили по значимости пищевую и текстильную промышленность, в конце 1950-х годов химическая отрасль доминировала над пищевой и текстильной, в 1960-е — нефтяная промышленность превосходила по значимости пищевую, текстильную, химическую промышленность и металлургию. На

Таблица 4. Структурные изменения промышленности Дунбэя в годы первых пятилеток

1952 1957 19 65

Пищевая Машиностроение ► Машино< :троение

Машиностроение Металлургия ► Метал лургия

Текстильная V4 Пищевая ч% А Неф! яная

Металлургия Лесная ' Ч>/ Хими1- еская

Лесная Химическая Пищ евая

Химическая * Текстильная —ГГ* Текст!/ 1льная

Угольная ► Угольная 4 * Лес ная

Бумажная /Г Стройматериалов Энерг етика

Стройматериалов А Бумажная /\ Уа Угол ьная

Энергетика X * Нефтяная Бума жная

Нефтяная Энергетика / Чч Стройма гериалов

Источник: Дунбэй дицю чжэнсин гуйхуа яньцзю: Чжунда вэньти янь-цзюцюань, Чжунго бяочжунь чубаньшэ. 2007 : [Исследования плана по активизации в северо-восточном регионе. Том «Исследование главных вопросов»]. 2007.

схеме показаны основные отрасли промышленности и их замена по модели «летящих гусей». Это явление отражает будущие структурные преобразования в промышленности региона: то, что постепенно будет снижаться роль и значение традиционных сырьевых отраслей, в том числе металлургии и химической промышленности, и укрепляться роль машиностроения и нефтеперерабатывающей отрасли.

Рассмотрим, как развивались основные отрасли промышленности региона в годы 1-й пятилетки. Так, тогда около трети сверхлимитных промышленных объектов строились в Дунбэе (рис. 4).

По плану 1-й пятилетки в регионе предусматривалось завершить создание комплексной промышленной базы, центром которой стал бы крупнейший металлургический комбинат — Ань-шаньский.

Для стабильного функционирования экономики требовалось увеличение мощностей топливно-энергетической промышленности, прирост которых осуществлялся в основном за счет

Цвллюлозо-бум.

Общее машиностр.

Судостроение Автомобилестроение Авиастроение Нефтяная Угольная Цветн. металлургия Энергетика Хим. промышл.

Металлургия

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 4. Доля предприятий, построенных в СВК в годы 1-й пятилетки. Отраслевой разрез (% от КНР).

Источник: Дун Чжикай, У Цзян. Указ. соч.

использования угля. Так, в Дунбэе за годы 1-й пятилетки была введена в эксплуатацию 31 из 115 общекитайских сверхлимитных строек угольной промышленности, восстановлено и реконструировано 12 крупнейших электростанций, в том числе самая мощная ГЭС, построенная в Китае к рассматриваемому периоду — Фэньманьская, мощностью 567 тыс. кВт. Реконструкция ГЭС осуществлялась при содействии СССР, который предоставил гидротурбины мощностью 362,5 тыс. кВт ч6. Большое значение для решения проблемы энергоснабжения региона имело освоение гидроресурсов р. Амур. В связи с этим была организована китайско-советская экспедиция, которая до завершения своей работы в 1957 г. провела исследования по определению возможных мест строительства плотин и ГЭС.

В годы 1-й пятилетки были сделаны определенные шаги в деле развития нефтяной промышленности региона. Так в 1953— 1957 гг. советские и китайские геологи произвели разведку нефтяных месторождений в долине Сунляо. Кроме того, проводилась реконструкция построенных японцами НПЗ, были расширены и реконструированы заводы, производящие искусственное жидкое топливо в Фушуне и Даляне.

Машиностроение. В ходе 1-й пятилетки были сделаны значимые шаги в развитии этой отрасли. Из 56 объектов, построенных с помощью СССР на территории Дунбэя, 18 предприятий — машиностроительные. В 1-ю пятилетку были сделаны значительные капиталовложения в строительство новых и модернизацию старых японских предприятий. Еще до образования КНР в Дунбэе существовала многоотраслевая экономика, т. е были кадры и навыки работы, в том числе с технической документацией. Благодаря такому фундаменту, именно в этом регионе строились предприятия всекитайского значения, к примеру, по выпуску металлорежущего оборудования, оборудования для электростанций, горного оборудования, продукции общего машиностроения, транспортного оборудования, крупногабаритного кузнечно-прессового оборудования и др.

После окончания 2-й пятилетки, несмотря на негативные тенденции «большого скачка» и «десятилетнего хаоса» «культурной революции», экономика региона продолжала развиваться. Происходило расширение мощностей машиностроения.

В географии отрасли также произошли значительные изменения. Так, в период Маньчжоу-Го машиностроение было развито лишь на юге: оно было сконцентрировано в Шэньяне и Даляне. В центральном Цзилине и на севере Хэйлунцзяна машиностроение практически не развивалось, имелись лишь небольшие ремонтные предприятия.

После образования КНР именно в Дунбэе был построен ряд ключевых предприятий машиностроения, при этом росло не только количество предприятий, но и претерпела существенные изменения география отрасли, предприятия стали размещаться в центре и на севере региона, в достаточно короткий временной отрезок удалось достичь сбалансированного расположения объектов отрасли.

Существовали два «движущих фактора» изменения географии отрасли: во-первых, — начало Корейской войны, во-вторых, — благоприятная политика государства в отношении развития промышленности Дунбэя. Фронтовая линия Корейской войны проходила по государственной границе в пров. Ляонин. Война началась летом, а уже с января 1950 г. начали разрабаты-

ваться планы по переносу некоторых предприятий машиностроения из Ляонина в Хэйлунцзян. К примеру, Харбинский шарикоподшипниковый завод (построенный с помощью СССР, введен в эксплуатацию в 1961 г.), Первый Харбинский инструментальный завод, Первый Цицикар-харбинский станкозавод и Второй Цицикар-харбинский станкозавод (в октябре 1950г. они были перенесены из Шэньяна на север) и др. (см. табл. 3).

В период 1-й пятилетки на Северо-Востоке были расположены 18 предприятий машиностроения: в Ляонине — 7, Цзилине — 1, Хэйлунцзяне — 10. В регионе строились новые предприятия, в основном и определившие новую географию отрасли, которая лишь в небольшой степени изменилась к сегодняшнему дню. Сформировалось три машиностроительных кластера: на юге — «Шэньян-Далянь», в центральном районе — «Чанчунь— Цзилинь», на севере — «Харбин—Цицикар».

Среди знаковых предприятий был Первый автомобильный завод (г.Чанчунь), который положил начало развитию полного цикла автомобилестроения в КНР. Его проектная мощность — 30 тыс. грузовых автомобилей грузоподъемностью 4 т (типа «ЗИЛ-150») в год. Более 75 % оборудования, отвечающего стандартам 1950-х годов, было поставлено из СССР.

Заметное развитие в годы 1-й пятилетки получило судостроение: Даляньский судостроительный завод был расширен и модернизирован, проектом предусматривался выпуск судов водоизмещением 22 тыс.т.

Особенностью региона, как уже было отмечено выше, явилось то, что основная советская помощь в Дунбэе направлялась в гражданские отрасли. Так, из фактически освоенных инвестиций в ВПК в годы 1-й пятилетки на 3 провинции СВК пришлось лишь немного более 20 %, или 6 объектов из 44, при этом в пров. Цзилинь подобные инвестиции не направлялись.

На фоне бурного промышленного роста в регионе возникла острая нехватка кадров. Поэтому при распределении выпускников технических специальностей высших учебных заведений ЦК КПК старался направить большую их часть на Северо-Восток. К примеру, в 1950 г. из 18 тыс. выпускников ПТУ и вузов половина была направлена в Дунбэй. При распределении советских

Шэньси 7 объектов 35%

ВМАР 2 объекта 14%

Рис. 5. Географическое распределение фактически использованных инвестиций в объекты ВПК из «Списка 156».

Источник: Дун Чжикай, У Цзян. Указ. соч.

специалистов по строящимся и реконструирующимся объектам в отношении региона также действовал режим наибольшего благоприятствования. В 1950 г. из 42 групп советских специалистов, прибывших в КНР, 30 было направлено на Северо-Восток.

Создание крупной северо-восточной промышленной базы КНР практически завершилось к 1958 г. В результате с советской помощью в ходе 1-го пятилетнего плана были достигнуты следующие результаты:

• за Северо-Востоком сохранился статус крупнейшего промышленного центра страны;

• регион стал крупнейшим центром не только черной и цветной металлургии КНР, но и поставщиком широкого спектра машиностроительного оборудования, включая энергетическое и станкоинструментальное, автомобили и др.;

• в центрах добывающей и лесозаготовителей промышленности получили развитие города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

Завершение строительства объектов 1-й пятилетки значительно укрепило позиции тяжелой промышленности, что привело к существенным изменениям в структуре промышленного производства и размещении производительных сил региона.

Шаньси 8 объектов 16%

Сычуань Прочие

4 объекта- 11%

3% ^

Процесс развития региональной экономики Северо-Восточного Китая в период первых пятилеток на протяжении многих лет зависел от внешних факторов и значительного вмешательства извне. Он проходил без учета рыночной конъюнктуры, что не позволяло выпускать конкурентоспособную продукцию. В 1950-е годы создана промышленность советского типа, которая могла функционировать исключительно в условиях командно-административной системы и плановой экономики. После начала экономических преобразований в КНР именно неповоротливая тяжелая промышленность Дунбэя оказалась в самом непростом положении.

Примечания

1 иЯЬ: http://tieba.baidu.com.

2 Чжан Байчунь и др. Передача технологий из Советского Союза в Китай 1949-1966. СПб., 2010.

3 Там же.

4 1949—1952 Чжунго жэньминь гунхэго цзинцзи данань цзыляо сюань-бянь (цзибэнь цзяшэ тоуцзы юй цзянчжуе цзюань) : [Отдельный экономический архив КНР за 1949—1952, том «Инвестиции в инфраструктуру и строительство»]. С. 969—970.

6 Дружба. 20.07.1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.