Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны в практике Вьетнама'

Свободные экономические зоны в практике Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2183
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / VIETNAM / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / FREE ECONOMIC ZONES / КЛЮЧЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ / INDUSTRIAL PARKS / ПРИГРАНИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / BORDER ECONOMIC ZONES / ТЕХНОПАРКИ / TECHNOPARKS / KEY ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

В статье проведен анализ законодательного регулирования формирования свободных экономических зон во Вьетнаме с акцентом на пакет стимулов. Рассмотрена практика функционирования разных типов зон, как ключевые экономические зоны, промышленные парки, приграничные экономические зоны и технопарки, а также их результаты. На долю СЭЗ приходится существенная доля основных макроэкономических показателей вьетнамской экономики. Их преимущества связаны с благоприятным географическим положением, дешевой рабочей силой, адекватной инфраструктурой, активным участием частнопредпринимательского сектора, высокой ролью государства в рамках законодательного регулирования и финансирования инфраструктуры, гарантированием резидентным компаниям существенного пакета льгот, упрощенными административными формальностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free Economic Zones in Vietnam’s Practice

The article analyzes the legislative regulation of the formation of free economic zones in Vietnam with an emphasis on the stimulus package. The practice of functioning of different types of zones is considered, such as key economic zones, industrial parks, border economic zones and technoparks, and their results. The SEZ accounts for a significant share of the main macroeconomic indicators of the Vietnamese economy. Their advantages are associated with a favorable geographical location, cheap labor, adequate infrastructure, active participation of the private sector, a high role of the state in the legislative regulation and financing of infrastructure, guaranteeing a substantial package of benefits to resident companies, and simplified administrative formalities.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны в практике Вьетнама»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_

© Костюнина Г.М.

МГИМО (У) МИД РФ

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ в ПРАКТИКЕ ВЬЕТНАМА

Политика «открытых дверей» ог-тог) во Вьетнаме берет начало с 1986 г. Она была нацелена на привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, включая свободные экономические зоны. Первая зона как специальная экономическая зона комплексного характера была создана в 1979 г. в Вунгтау, но в 1991 г. она прекратила свою деятельность из-за отсутствия реальных результатов. В том же году государственная концепция формирования СЭЗ была изменена в пользу экономических зон (ЭЗ) и их разновидностей как промышленных парков (ПП) и экспортно-производственных зон (ЭПЗ). Первой промышленной зоной экспортно-производственного типа стала зона Тантуан в Хошимине в 1991 г., а спустя 12 лет в 2003 г. была создана экономическая зона Чулай. Так, в зоне Чулай занято 116 тыс. человек, зарегистрировано 247 компаний с иностранным капиталом и 177 с местным капиталом. Объем вложенных инвестиций - 36,98 млрд долл.1.

Законодательное регулирование СЭЗ

Законодательное регулирование свободных экономических зон (СЭЗ) осуществляется в соответствии с Законом о промышленных парках, экспортно-производственных зонах и экономических зонах от 2008 г. Закон ограничивает размер территории СЭЗ не менее 10 тыс. га с предпочтительным размещением в прибрежных регионах, за исключением приграничных территорий.

Промышленные парки и экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) регулируются несколькими законами Вьетнама: Законом об инвестициях (2005 г.), Законом об экспортных и импортных пошлинах (2005 г.), Законом о налогообложении доходов (2007 г.) и Законом о земле (2005 г.) . Под экономической зоной понимается крупная по размеру территории (не менее 10 тыс. га) зона с благоприятным инвестиционным и торговым климатом. Такие зоны отличаются функциональностью и включают таможенные склады, ЭПЗ, промышленные зоны, логистические центры, зоны беспо-

шлинной торговли, развлекательные зоны, курорты, административные зоны и др. Промышленная зона определяется как зона для производства промышленной продукции и соответствующих услуг; ЭПЗ - зона для производства экспортной продукции. Приграничная экономическая зона - зона, размещенная в приграничной области страны или в приграничных областях двух или более государств для целей экономического развития. Парк высоких технологий нацелен на проведение научных исследований, разработку и внедрение высоких технологий, производство продукции на высокотехнологичных предприятиях, подготовку высококвалифицированных рабочих, торговлю высокотехнологичной продукцией. Они развиваются по модели «СЭЗ в СЭЗ» и могут включать в свой состав ЭПЗ, таможенные склады.

Согласно Закону СРВ об инвестициях, инвестиционные стимулы предоставляются инвесторам, вкладывающим новые инвестиции в расширение производства, во внедрение технологий, повышение качества продукции, в снижение уровня загрязнения окружающей среды. Предусмотрены:

• льготные ставки налогов, освобождение от налогообложения на срок, указанный в Законе о налогах;

• налоговые льготы в отношении той части доходов, которая распределяется инвестору при покупке, владении акциями, капиталовложениях, участии в экономической организации (после полной выплаты налогооблагаемой прибыли);

• освобождение от уплаты импортных пошлин на оборудование, материалы, средства транспорта и прочие товары, предназначенные для реализации инвестиционных проектов во Вьетнаме в соответствии с Законом об экспортных и импортных пошлинах;

• освобождение от налогообложения доходов в отношении передачи технологий в рамках инвестиционных проектов;

• ускоренная амортизация в отношении основных средств в инвестиционных проектах, когда максимальная ставка не должна превышать коэффициента 2.

• Долгосрочная аренда земельных участков на срок не более 50 лет, а в отношении проектов с крупным объемом инвестиций, проектов в депрессивных районах, проекты с особыми социально-экономическими условиями - на срок в 70 лет.

• Инвесторы, вложившие средства в отрасли с инвестиционными стимулами и географические зоны, получают сниженные

ставки арендной платы или полностью освобождаются от арендных платежей4.

Объемы и формы инвестиционных стимулов зависят от характера инвестиционного проекта. При вложении капитала в промышленные парки и экспортно-производственные зоны, в инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры, в проекты, включенные в перечень отраслей со специальными инвестиционными стимулами, в проекты в депрессивные районы резидентным компаниям предоставляются такие налоговые льготы, как:

• Сниженная ставка налога на прибыль в размере 10% на первые 15 лет и ставка в 28% в последующие годы;

• Освобождение от уплаты налога на прибыль на срок в 2-4 года с даты получения первой прибыли, а в последующие 3-9 лет снижение ставки на 1/2;

• Освобождение от НДС экспортной продукции;

• Товары и услуги, поставляемые местными компаниями на экспортно-производственные предприятия, для производства продукции в целях ее дальнейшего экспорта, расцениваются как экспортные и освобождаются от уплаты НДС;

• Освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин отдельных товаров.

Для высокотехнологичных проектов и крупномасштабных проектов, получивших одобрение премьер-министра страны, действуют следующие льготы:

• Ставка налога на прибыль корпораций в 10% в течение всего срока реализации проекта.

• Налоговые каникулы на 4 года с даты получения первой объявленной прибыли и снижение ставки налога на прибыль на 50% в течение следующих 9 лет.

При инвестировании в проекты промышленного производства (не считая включенных в перечень отраслей с особыми инвестиционными стимулами, и проекты в депрессивные регионы):

• Ставка налога на прибыль в 15% в первые 12 лет с даты начала производства и в 28% в следующие годы.

• Налоговые каникулы на 3 года с даты получения первой объявленной прибыли и в следующие 7 лет сниженная ставка налога на прибыль на 50%.

При инвестировании в прочие проекты в промышленных парках и ЭПЗ Вьетнама действуют такие налоговые льготы, как:

• Налог на прибыль в 20% в первые 10 лет с даты начала производства.

• Налоговые каникулы сроком на 2 года с даты получения первой объявленной прибыли и снижение ставки налога на прибыль на 50% в следующие 6 лет.

Льготы по импортным таможенным пошлинам:

• В отношении непроизводимых в стране сырья и материалов и используемых для целей промышленного производства в промышленных парках и ЭПЗ, для промышленного производства в экономических зонах действуют налоговые каникулы сроком на 5 лет.

• В отношении продукции, участвующей в формировании активов инвестиционных проектов в промышленных парках, ЭПЗ и экономических зонах, предоставляются налоговые каникулы на весь период реализации проекта.

Еще одна группа налоговых льгот охватывает НДС и акцизные сборы:

• Ставка НДС равна 0% в отношении товаров, импортируемых в ЭПЗ, и/или импорта экспортноориентированными предприятиями.

• Освобождение от уплаты НДС средств общественного транспорта, в том числе автобусов, трамваев, ввозимых в промышленные парки и ЭПЗ.

• Ставка НДС в 0% в отношении товаров, импортируемых в беспошлинные зоны, входящими в состав экономических зон Вьетнама, и производимых внутри страны или на территории таможенной зоны.

• Освобождение от уплаты НДС и акцизного сбора товаров, произведенных в беспошлинной зоне, или импортированных в беспошлинную зону, включенную в экономическую зону5. Налоговые льготы предоставляются и в отношении личных

доходов занятых в экономических зонах страны: ставка налога на личные доходы специалистов и занятых в экономических зонах снижена на 50%.

Из числа прочих стимулов следует выделить отсутствие требований в отношении покупки или использования внутренних товаров и услуг; отсутствие экспортных правил в отношении товаров и услуг; отсутствие требований в отношении использования местного компонента в производстве полуфабрикатов; отсутствие тре-

бований в отношении использования разработанных в стране НИОКР6.

Помимо налоговых и прочих стимулов вьетнамское правительство оказывает поддержку инвесторам, вкладывающим инвестиции в проекты в промышленных парках, экспортно-производственных зонах и экономических зонах по трем направлениям в зависимости от специфики проекта:

• На развитие инфраструктуры, в том числе компенсация расходов на строительство инфраструктурных объектов в депрессивных районах; предоставление технической инфраструктуры; компенсация жителям сельских районов, которые были выселены со своих земель, используемых под экономические зоны; предоставление в аренду занятым лицам жилых домов с правом пользования землей на территории зон; одинаковые ставки арендной платы для иностранных и национальных предпринимателей.

• На строительство жилых домов для лиц, занятых в промышленных парках, включая освобождение от уплаты арендной платы за землю; сниженные подоходные налоги, сниженные ставки импортных пошлин и др., указанные в перечне отраслей специальных инвестиционных стимулов; льготное кредитование.

• На строительство производственных предприятий предоставляются такие льготы, как освобождение от уплаты за аренду земли; льготы по налогу на прибыль корпораций, экспортному налогу в отношении отраслей, включенных в Перечень отраслей с особыми инвестиционными стимулами; льготное кредитование; выделение средств из государственного бюджета на строительство завода в экономической зоне, на сооружение систем водоснабжения завода в депрессивных отраслях.

В целом, резидентные компании, зарегистрированные на территории тех или иных типов вьетнамских СЭЗ, пользуются широким пакетом налоговых и иных стимулов.

Практика функционирования разных типов СЭЗ Вьетнама

Вьетнамская политика зонирования основана на формировании разного типа СЭЗ. Самые крупные по размеру территории -экономические зоны расцениваются в качестве инструмента, сти-

мулирующего экономическое развитие региона с использованием преимуществ географического размещения и природных ресурсов. Каждая экономическая зона включает промышленные парки, и экспортно-производственные зоны. Есть также приграничные экономические зоны, прибрежные экономические зоны и технопарки.

В стране создано 4 ключевых экономических зоны - Северная, Южная, Центральная и дельты р.Меконг. Наиболее успешной выступает Южная зона, а наименее - зона дельты р.Меконг.

Северная зона охватывает провинции Ханой, Хайфон и Ку-ангнинь, Хынгйен, Хайзуонг, Бакнинь, Виньфук, что составляет 4,7% территории Вьетнама и 16,2% численности населения. На ее территории действуют такой пакет льгот, как налоговые каникулы на прибыль корпораций сроком на 4 года, последующее снижение ставки налога на 9 лет, освобождение от импортных пошлин на отельные товары. Ее преимущества связаны с близостью к Китаю и развитием промышленного производства. Благодаря этому данная зона привлекает наибольший объем инвестиций. В Северной зоне создана, например, промышленная зона Диньву с предприятиями тяжелой промышленности и нефтехимии. Всего действуют 64 промышленных парка. Основные компании-инвесторы - Shevron, Petro Vietnam, Petrolimex, Nakashima и Bridgestone. На конец 2017 г. в Северной зоне реализовывались 579 новых инвестиционных проектов и еще 278 проектов, предназначенных для расширения инвестиций ссовокупным объемом в 10 млрд долл. По плану руководства страны, к 2020 г. доля зоны в ВВП страны возрастет до 28-29%7. Для решения этой задачи акцент сделан на развитии нефтегазовой отрасли, информационных технологий, судостроения, новых материалов, высококачественной стали, средств автоматизации, строительстве железных дорог, высокоскоростных магистралей, метро из Ханоя в другие регионы Вьетнама. В качестве инструментов ее достижения определены промышленные парки и ЭПЗ в рамках углубления специализации в производстве компонентов в электронике, программного обеспечения, точного оборудования, цемента и высококачественных стройматериалов, а также развития разного рода услуг, включая туристические, банковские и финансовые.

Центральная ключевая экономическая зона охватывает города Дананг, Тыатьенх-Хюэ, Куангнам, Куанг и Биньдинь с численностью населения в 7% от численности населения страны. Реализуется 63 новых инвестиционных проекта и 10 инвестиционных проектов в рамках расширения бизнеса. Доля зоны в ВВП страны состав-

О

ляет 5,5% и будет повышена до 6,5% к 2020 г. В Центральной ключевой экономической зоне выделяется зона Хоанах, в которой развито производство продукции электроники, текстиля и продовольствия. Пакет льгот меньше, чем в Северной зоне, и включает: налоговые каникулы на 2 года с последующим снижением ставки налога на прибыль корпораций на 3 года, освобождение от импортных пошлин. Функционирует 45 промышленных парков, на территории которых реализуется 48 инвестиционных проектов. Из числа крупных инвесторов можно выделить: Seto Vietnam, Truong Glang Electric, Mabuchi Motor.

Зона Меконг в районе Вьетнама включает провинции Анзянг, Камау, Канта и Кьензянг. На конец 2017 г. на территории действующих 47 промышленных парков продолжалась реализация 12 новых инвестиционных проектов и 4 проекта по расширению бизне-са9. Это - наихудший результат по сравнению с тремя другими зонами.

Одной их крупнейших промышленных зон во Вьетнаме является Южная ключевая экономическая зона, которая территориально охватывает 8 городов и провинций страны - Хошимин, Биньзыонг, Тэйнинь, Донгнай, Бариа-Вунгтау, Биньфыок, Лонган и Тьензянг. Данная зона включает 151 промышленный парк по модели «зоны в зоне», что также характерно для практики США и Китая. Она действует на протяжении более трех десятков лет. Отрасли Южной зоны - технологии, телекоммуникации, экспорт, торговля, услуги. Резидентным компаниям гарантируются следующие льготы, как налоговые каникулы на 2 года, последующее снижение ставки налога на прибыль на 4 года.

Южная ключевая экономическая зона занимает 1 -е место в стране по объему производства, торговли, экспорта, технологий, услуг и уровню развития телекоммуникаций. На ее долю приходится 15% населения, 33% ВВП, 60% госбюджета, 60% ПИИ. Поставлена задача довести долю зоны в совокупном ВВП страны до 4344% на основе ускорения экономического роста городских территорий в Хошимине, Тэйнине и Лонгане, современных оздоровительных центров и центров подготовки кадров в Бариа-Вунгтау и Биньфыоке, строительства высокоскоростной магистрали из Хошимина в другие регионы страны, сооружения международного аэропорта в Донгнае10. На конец 2017 г. продолжалась реализация 793 новых инвестиционных проекта и 371 проекта по расширению производственной деятельности.

Промышленные парки выделяются по своему количеству, которое возросло с 1 в 1991 г. до 325 в 2016 г. (см.рис.1).

Рис.1. Динамика количества промышленных парков во Вьетнаме, ед.

350 300 250 200 150 100 50 0

325

260

1

1991

12 1995

65

2000

131

I

2005

2010

2016

Источник. Report on the Establishment and Development of the Industrial Zones, Economic Zones on 7 months of the year 2016. Ministry of Planning and Investment, 2017.

Есть промышленные парки (ПП) созданные совместно с зарубежным капиталом, когда девелоперами являются зарубежные компании или совместные предприятия. В качестве примеров можно привести японо-вьетнамские ПП «ЛОТЕКО» в провинции Донгнай и ПП «Бактанглонд» в Ханое; вьетнамо-тайский ПП «АМАТА» в провинции Донгнай; вьетнамо-тайваньские ПП «Му-хуон» в провинции Бариа-Вунгтау и ПП «Тантуан» в Хошимине; вьетнамо-китайские ПП «Линхтрунг-1» в Хошимине и ПП «Лин-хтрунг-2» в Хошимине; вьетнамо-малазийский ПП «Дананг» в провинции Дананг; 7 вьетнамо-сингапурских ПП включая «Вьетсинг» в провинции Биньзыонг. По оценкам, 80% промышленных парков Вьетнама являются рентабельными и конкурентоспособными на зарубежных и местных рынках.

Таблица 1. Показатели деятельности вьетнамо-сингапурских

промышленных парков

Парк Место Совокупные Основные Кол-во

размещения инвестиции, отрасли заня-

млн долл. тых,

тыс.

чел.

ВСИП Биньзыонг 2600 Электроника, 130

Биньзыонг электрическое

-1 оборудование,

фармацевтика,

ВСИП Биньзыонг 1500 точное машино-

Биньзыонг- строение, продо-

2 вольствие

ВСИП Бак- Бакнинь 904 Автомобильные 21, 5

нинь компоненты, электроника электрическое и точное оборудование

ВСИП Хайфон Логистика и 5

Хайфон складские услуги

ВСИП Куангнай Продовольствие и

Куангнай напитки, легкая промышленность

ВСИП Хай- Хазыуонг Поддерживаю-

зыонг щие отрасли для компаний, работающих в ВСИП Хайфон и Бак-нинь

ВСИП Ниньтхуан 76,4 Трудоемкие от-

Ниньтхуан расли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник. ASEAN Investment Report 2017 - Foreign Direct Investment and economic Zones in ASEAN. UNCTAD, 2018. Р.121.

Все 7 вьетнамо-сингапурских промышленных парка созданы и управляются консорциумом во главе с сингапурской Sembcorp и японской Mitsubishi Corporation, а от Вьетнама участвует Be-camex IDC Corporation как государственная компания, созданная руководством провинции Биньзыонг. Одним из наиболее известных и эффективных вьетнамо-сингапурских промышленных парков является парк «Вьетсинг», который был создан в 1996 г. Он находится в центре Южной ключевой экономической зоны в провинции Биньзыонг на территории в 500 га. В нем развито производство электроники, строительных материалов, механического оборудования и сельского хозяйства. На его территории реализуется 238 инвестиционных проектов с совокупным объемом в 2,6 млрд долл.

Еще один тип вьетнамских СЭЗ - приграничные экономические зоны (их 28), действующие на границах в основном с Китаем, Лаосом и Мьянмой. Их создание регулируется Постановлением

Премьер-министра СРВ № 53/2001/QD-TTg от 19.01.2001 г. и Постановлением № 273/2005/QD-TTg от 19.01.2005 г. Так, на вьетнамо-китайской границе создано 4 зоны, на границе с Мьянмой - 7. Они рассматриваются как инструмент расширения регионального экономического сотрудничества, прежде всего, туризма. А пилотными приграничными зонами стали Монгкай, Лаокай, Донгданг-Лангшон, Лаобао, Каучео, Бои, Мокбай, Анзянг и Донгтхап.

С 2001 г. началось формирование технопарков, первым из которых стал Куангтран в Хошимине. Всего действуют 3 технопарка. В первом технопарке разрабатывается программное обеспечение американскими HP и IBM, японской KDDI, швейцарскими Swiss Post Solutions и Luxoft. Вторым технопарком стал Сайгонский парк высоких технологий (2002 г.) в Хошимине, призванный содействовать проведению научных исследований и разработке технологий. В нем работают американская Intel и швейцарская Air Liquide. Парк Дананг (2010 г.) в одноименной провинции специализируется на биотехнологиях, микроэлектронике, нанотехнологиях и точном машиностроении. Здесь работают такие зарубежные корпорации, как японские Tokyo Keiki, NIWA Chuzo, Nakamura Electric.

В качестве примера можно рассмотреть технопарк Куантран по разработке программного обеспечения, ИТ-услугам и прочим информационно-коммуникационным услугам, размещенный на территории в 43 га. Он является самым крупным технопарком страны с количеством зарегистрированных компаний - 150, из которых 25 зарубежных корпораций. Среди инвесторов - Япония (9 компаний), Германия (7 компаний), США (4 компании), Швейцария (2 компании), Новая Зеландия, Республика Корея и Таиланд (по 1 компании).

Результаты функционирования вьетнамских СЭЗ

По данным ЮНКТАД, во Вьетнаме на 2017 г. функционировало 325 промышленных парков, 16 экономических зон, 16 прибрежных экономических зон и 28 приграничных экономических

о 11

зон, 3 технопарка .

Таблица 2. Основные показатели деятельности СЭЗ во Вьетнаме

Зона Накоп- Внут- Ежегод- Экс- Числен-

ленные ренние ный порт- ность за-

ПИИ, инве- оборот, ные нятых,

млн долл. стиции, млрд дохо- тыс.чел.

трлн долл. ды,

VND млрд долл.

Промышлен- 110000 705 146 100 2900

ные зоны

Прибрежные 42000 805 8 5 130

экономиче-

ские зоны

Приграничные 700 50

экономиче-

ские зоны

Источник. ASEAN Investment Report 2017 - Foreign Direct Investment and economic Zones in ASEAN. UNCTAD, 2018. P.121.

Вьетнамские СЭЗ играют важную роль в национальной экономике, составляя 40-50% ПИИ, 42% промышленного производства, 50% национального экспорта, 2,5% численности занятых в

12

стране . Зоны отличаются большей динамикой экономического развития по сравнению с другими регионами. Так, например, среднегодовой темп прироста товарооборота равен 43%, среднегодовой темп прироста инвестиций равен 39%, а ПИИ - 24%.

В них занято 3,0 млн человек, совокупная территория равна 683 тыс. га; реализуется 5500 инвестиционных проектов, в том числе проекты с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) в объе-

13

ме 85,5 млрд долл. . Совокупные доходы оцениваются в 118 млрд долл., а товарооборот - в 73,4 млрд долл. при положительном сальдо торгового баланса в 5,8 млрд долл. Количество зарегистрированных компаний с иностранными инвестициями составляет 5593, а с местными инвестициями - 5464. Из числа всемирно известных ТНК, активно участвующих в инвестировании в промышленные парки и экспортно-производственные зоны Вьетнама, можно выделить: Canon, Posco, Sumitomo, Nestle, Fujitsu, Shell, Unilever, Formosa. В разрезе по странам основным инвестором выступает Республика Корея, на которую приходится чуть более половины всех ПИИ во вьетнамские СЭЗ. Из числа других крупных инвесторов следует выделить Тайвань и Японию. Крупные местные компании, участвующие в развитии национальных и совместных СЭЗ - Becamex IDC, Nam Hong, N&G Group. Основные отрасли во вьетнамских ЭЗ включают тяжелую промышленность, добывающая промышленность, водоснабжение, транспортные и портовые услуги.

Активному инвестированию во вьетнамские СЭЗ содействуют как стратегические, так и рыночные факторы. Из числа стратегиче-

ских факторов следует выделить укрепление двусторонних экономических связей со страной размещения, в том числе в формате совместных предприятий; углубление участия в региональных и глобальных цепочках поставок; решение проблем экономического развития. Рыночные факторы - подписание выгодных контрактов, диверсификация рисков и источников дохода, расширение бизнеса, использование преимуществ политики зонирования, в том числе это связано с активным участием частнопредпринимательского сектора (81% по оценке ЮНКТАД) и зарубежных компаний (более 50%), а также высокой ролью госорганов в формировании адекватной инфраструктуры, упрощении ведения предпринимательской деятельности на территории СЭЗ.

Вьетнамский опыт по формированию кластеров на территории СЭЗ

Во многих странах свободные экономические зоны рассматриваются как кластеры в сферах промышленности (что относится, прежде всего, к промышленным зонам и специальным экономическим зонам), высоких технологий (технопарки), логистики (портовые зоны и логистические парки), услуг (туристские и финансовые услуги). Достаточно вспомнить, что исторически специальные экономические зоны создавались как центры или полигоны экономического роста и развития региона благодаря высокой концентрации необходимых объектов инфраструктуры, профильных предприятий, родственных и поддерживающих отраслей.

СЭЗ позволяют формировать тесные кооперационные связи между компаниями, как размещенными на территории СЭЗ, так и их партнерами за пределами территории зоны, использовать возможности стоимостной цепочки ТНК для проведения внутрифирменных исследований, размещения производственных, маркетинговых и других мощностей.

Кластерная политика многих стран мира по формированию СЭЗ как кластеров разных сфер экономического развития требует, чтобы СЭЗ функционировала как промышленная зона, обладающая адекватной инфраструктурой, в которой присутствуют якорные компании, занимающиеся основной предпринимательской деятельностью.

Аналогичным образом, и во Вьетнаме кластеры формируются в рамках промышленных парков. Один из крупнейших кластеров -производство продукции электроники при активном участии южно-

корейских корпораций Samsung Electronics и LG. Такие кластеры расположены в основном в Северной и Южной ключевых экономических зонах, в которых велика роль южнокорейских ПИИ. Так, по состоянию на 2016 г. Республика Корея вложила 26,8 млрд долл. (55,2% от всех ПИИ, привлеченных в зону) в экономику Северной зоны и 19,1 млрд долл. (39,3%) в экономику Южной зоны, а также 2,5 млрд долл. (5,2%) в Центральную зону14. Политика южнокорейских корпораций исходит из концентрации производственных мощностей основных, поддерживающих и вспомогательных отраслей поблизости, в том числе в соседних государствах. Последнее расширяет участие СРВ в региональных цепочках поставок. В частности, вложение ПИИ в Северную зону связано с географической близостью к Китаю, а в Южную зону - с близостью к крупным портам, главным центрам сбыта (Хошимин) и рынкам АСЕАН. Данные факторы позволяют использовать эффект масштаба и экономить на транспортных издержках. Samsung Electronics и ее структуры размещены в Бакнине и Тхайнгуене, а структуры LG Electronics в Хайфоне. Так, в 2015 г. LG Electronics создала комплекс в промышленном парке Трангдуе стоимостью в 1,5 млрд долл. на территории в 80 га. Завершение строительства намечено на 2028 г. с отраслевой специализацией на производстве телевизоров, стиральных машин, вакуумных стиральных машин, цифровых устройств для автомобилей. Ряд производств будут перенесены в близлежащие парки, как Хынгйен и Хайфон. В Трангдуе будут созданы два крупных производства с высокой степенью концентрации - LG Display (1,5 млрд долл.) и LG Innotek (550 млн долл.). Их реализация позволит увеличить темпы прироста иностранных капиталовложений от разных структур корпорации LG в целях использования преимуществ географической близости, агломерации и получения синергетического эффекта.

Перспективы политики зонирования во Вьетнаме

В конце 2017 г. руководство страны инициировало новый тип СЭЗ как специальных экономических зон в Вандоне, Нортванфоне и Фукуока. Зона Фукуок действует с 2007 г. как экономическая зона и по объему привлеченных ПИИ занимает 4-е место в стране среди всех СЭЗ - 16,7 млрд долл.15. В н.в. она реформирована в специальную экономическую зону со специализацией на оздоровительном туризме и экотуризме, международной торговле, здравоохранении, международной выставочной деятельности. Что касается двух дру-

гих СЭЗ, то для зоны Вандон определена специализация на экоту-ризме, культурном туризме, авиатранспортных услугах, международной торговле, передовых технологиях, а для зоны Нортванфон -на электронике, технологиях, туризме, портовых услугах, перевозках пассажиров, торговле и финансах. Специальные экономические зоны предлагают такие льготы резидентным компаниям, как: (1) освобождение от налога на прибыль на срок в 4 года; (2) последующее снижение уровня налогообложения на 30 лет; (3) сниженная арендная плата; (4) гибкая миграционная политика16. Правительство планирует повысить среднедушевые доходы населения в этих зонах до 12000-13000 долл. после 2020 г. (для сравнения в н.в. он составляет 2215 долл. во Вьетнаме).

Другое перспективное направление политики зонирования -формирование экопромышленных парков. Такой проект был предложен группой экспертов ЮНИДО, а в качестве экспериментальных площадок выбраны три действующих промышленных парка -Ханьфу, Хоахань и Транок, отличающихся схожей отраслевой структурой (сталелитейная, химическая, легкая промышленность и производство строительных материалов). Одна из основных целей планируемых экопромышленных парков - сокращение выбросов СО2.

В целом, преимущества вьетнамских СЭЗ включают: (1) благоприятное географическое положение; (2) дешевую рабочую силу. Так, минимальная оплата труда в стране варьируется в пределах 100-128 долл. в месяц в разных регионах, а в среднем составляет 121-810 долл. у промышленных рабочих и менеджеров; (3) адекватную инфраструктуру с учетом международных стандартов, включая телекоммуникационную, банковскую, логистическую и транспортную; наилучшая инфраструктура отличает СЭЗ Биньзыонг, Дананг, Бариа-Вунгтау, Донгнай; (4) активное участие частнопредпринимательского сектора; (5) высокую роль государства в рамках законодательного регулирования и финансирования инфраструктуры; (6) существенный по объему пакет льгот; (7) упрощенные административные формальности.

1 Economic Zones in the ASEAN Industrial Parks, Special Economic Zones, Eco Industrial Parks, Innovation Districts as Strategies for Industrial Competitiveness. UNIDO, 2015. Р.91.

2

Decree #29 On Industrial Parks, Export-Processing Zones and Economic Zones. Mart 14, 2008.

3 The 2005 Investment Law, Decree #108/2006 ND-CP of 22.09.2006; The Export Tax and Import Tax Law , Decree #149/2005/ND-CP of 06.11.2005; The Corporate Income Tax Law, Decree #24/2007/ND-CP of 14.02.2007; The Land Law and Decree #142/2005/ND-CP of 14.11.2005.

4 Law on Investments, 2005.

5 Vietnam's IPs, EPZs and EZs Ideal Places for Manufacturing Base. A Guide For Invest in Vietnam's IPs, EPZs and EZs. Kha Noi, June 2007.- P.28-29.

6 Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики). М.: Магистр: Инфра-М, 2013.

Vietnam Fosters Key Economic Regions // Vietnam Business Forum. June 02, 2018.

Vietnam Fosters Key Economic Regions // Vietnam Business Forum. June 02, 2018.

9 Brown M, Assessing Vietnam's Key Economic Regions in 2017 // Vietnam Briefing.. Issuen31. November 2017. P.3.

10 Vietnam Fosters Key Economic Regions // Vietnam Business Forum. June 02, 2018.

11 ASEAN Investment Report 2017 - Foreign Direct Investment and economic

Zones in ASEAN. UNCTAD, 2018. Р.120.

12

http://www.hanoitimes.vn/investment/news/2018/04/81e0c44b/key-industries-for-special-economic-zones-added/

13

Le Thi Yan, Nguen Duc Viet. Factors Affect Investment Decisions of Enterprises into Vietnam's Economic Zones // Journal of Global Economics.2018, vol.6. p.6.

14 ASEAN Investment Report 2017 - Foreign Direct Investment and economic Zones in ASEAN. UNCTAD, 2018. Р.236.

15 Das K. The Guide to Understanding Vietnam's Industrial Zones. Vietnam Briefing. August 7, 2017.P.1.

16 Vietnam mulls approving SEZ scheme. // Xhinhua. 2017 - 06 - 06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.