Практика функционирования свободных экономических зон в Таиланде
Г.М. Костюнина,
доктор экономических наук, МГИМО (Университет) МИД России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - профессор
УДК 339.9 ББК 65.5 К-727
Аннотация
Таиланд относится к странам, успешно реализующим политику зонирования, т.е. развития свободных экономических зон. Ее начало берет с 1971 г., когда была сформирована первая промышленная зона. В настоящее время общее количество таких зон составляет 36. Термин «промышленная» зона является общим для видов СЭЗ, находящихся как в государственной, так и в частной или совместной собственности. В тайской практике действуют экспортно-производственные зоны, свободные зоны, зоны свободной торговли, научные и технологические парки. В 2014 г. инициировано формирование 6 специальных экономических зон как трансграничных на границах с соседними странами АСЕАН - Малайзией, Камбоджей, Лаосом и Мьянмой. Таиланд также принимает участие в асеановских проектах зон экономического роста: Северной зоне роста и зоне Большой Меконг.
Развитие СЭЗ в стране стимулировало промышленное производство и эволюцию его отраслевой структуры от трудоемких к капиталоемким и техноемким, рост занятости, приток ПИИ и рост экспорта.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, промышленные зоны, экспортно-производственные зоны, научные и технологические парки, специальные экономические зоны, трансграничные экономические зоны, зона экономического роста Индонезия-Малайзия-Таиланд, субрегион «Большой Меконг»
The practice of free economic zones in Thailand
G.M.Kostyunina,
Doctor of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations - Professor
Abstract
Thailand is a country successfully implementing the policy on free economic zones. It takes the beginning since 1971, when the first industrial zone was formed. At present their total number is 36. The term "industrial" zone is common to other types of SEZ located in both the public and private or joint ownership. In practice, there are Thai export-processing zones, free zones, free trade zones, and science and technology parks. In 2014, the formation of six special economic zones as cross-border ones on the borders with the neighboring countries of ASEAN - Malaysia, Cambodia, Laos and Myanmar - was initiated. Thailand also takes part in the ASEAN's economic growth zones: the North zone of growth and zone of the Greater Mekong.
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
The development of SEZs in the country has stimulated industrial production and the evolution of its branch structure from labour-intensive to capital-intensive and technology-intensive, employment growth, FDI inflows and export growth.
Keywords: free economic zones, industrial zones, export-processing zones, science and technological parks, special economic zones, cross-border economic zones, Indonesia-Malaysia-Thailand growth triangle, Greater Mekong subregion.
Свободные экономические зоны стали неотъемлемым инструментом развития национальной экономики на основе содействия привлечению иностранных инвестиций, занятости, повышения уровня квалификации рабочей силы, развитию промышленности, формированию кластеров, росту экспорта и валютных доходов. По оценкам ЮНИДО, в мире насчитывается 4300 СЭЗ в 120 странах мира и численностью занятых - 68 млн человек1.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В ТАИЛАНДЕ
По законодательству Таиланда свободные экономические зоны называются промышленными зонами, ПЗ (industrial estates). Это - территория, предназначенная для развития промышленности, с предоставлением инвесторам стимулов и льгот налогового и неналогового характера.
Первая ПЗ создана в 1971 г. в Нава Накорн, тогда же был сформирован и государственный орган по управлению промышленными зонами (Industrial Estate Authority of Thailand, IEAT). Его функции состоят в содействии развитию и управлению промышленными зонами, предоставлении им стимулов и льгот, в разработке экологических стандартов.
В тайской практике ПЗ стали инструментом промышленной политики.
На первом этапе реализации политики зонирования (1970-1980-е гг.) промышленные зоны формировались как анклавные зоны, призванные содействовать развитию трудоемких отраслей, главным образом, электроники благодаря дешевой рабочей силе, а также стимулировать занятость, рост экспорта и валютных доходов, повышение уровня квалификации рабочей силы.
На втором этапе (1990-2000-е гг.) происходит диверсификация промышленной базы на основе укрепления связей с национальной экономикой, т.е. зоны приобретают импортозамещающий характер или смешанный экспортно-импортозамещающий характер. Характерная особенность - перевод производственных мощностей зарубежных ТНК на территорию зон, что потребовало повышения уровня квалификации рабочей силы и управленческого состава. В результате, Таиланд перешел от простой сборки импортных компонентов к производству продукции
1 Economic Zones in the ASEAN. UNIDO, 2015. P.79.
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
39 Q
собственных брэндов и ее сбыту на глобальном и национальном рынках. Промышленные зоны в таких условиях стимулировали диверсификацию производства и экспорта, а также развитие человеческого капитала. На данном этапе начинается формирование научных и технологических парков.
Современный этап политики зонирования (с 2014 г.) в Таиланде призван стимулировать формирование трансграничных зон со странами АСЕАН в рамках диверсификации производства услуг, передачи и повышения уровня технологий.
ВИДЫ СЭЗ В ТАИЛАНДЕ
По определению ЮНИДО, промышленные зоны представляют собой территории, разделенные на участки в соответствии с планом, предоставляющие транспортную и прочую инфраструктуру для зарегистрированных компаний, и используемые в целях развития промышленности2. Они нацелены на содействие занятости и экономическому росту, привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и промышленное развитие территории размещения. Подобная форма зонирования наиболее подходит для СЭЗ в странах с невысоким уровнем развития.
В Таиланде развиваются 36 промышленных зон в 16 провинциях с тремя ключевыми сферами: производство электроники, автомобилей и потребительской продукции. Их предназначение - в стимулировании вложения ПИИ в сборку и промышленное производство. Из 36 ПЗ 12 находятся в государственной собственности и 24 под управлением частного капитала при контроле со стороны государственного органа по управлению промышленными зонами.
Общие льготы, предоставляемые резидентным компаниям, включают: налоговые стимулы, сниженные таможенные пошлины, упрощенный порядок выдачи виз и разрешений на работу, а также право приобретения земли в собственность. Иностранному инвестору разрешается не привлекать местного предпринимателя для совместного ведения предпринимательской деятельности (такое требование действует в отношении иностранных инвестиций, вкладываемых в экономику Таиланда).
Крупными и наиболее эффективными промышленными зонами выступают Нава Накорн (вблизи Бангкока), Рожана Аюттхайа, Чонбури, Амата Сити и Амата Накорн.
Промышленные зоны различаются, как (1) находящиеся под управлением государственного органа по управлению промышленными зонами; (2) совместные предприятия между госорганом по управлению промышленными зонами и частными предпринимателями; (3) территории в частной собственности.
Зоны первой группы, в свою очередь, подразделяются на (а) экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) для производства товаров на экспорт и (б) общие промышленные зоны для общей промышленной деятельности. Разрешение на созда-
2 Economic Zones in the ASEAN. UNIDO, 2015. P.81.
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
ние таких зон выдает управляющий госорганом по управлению промышленными зонами.
ЭПЗ стали первым видом СЭЗ в Таиланде. Сейчас функционирует 10 зон такого вида включая Лард Крабанг, Бангпу, Бангпа, Лаем Чабанг, Северный и Южный экономические регионы и другие.
Для резидентов ЭПЗ установлены следующие стимулы: освобождение от импортных пошлин, внутренних налогов и сборов в отношении ввоза машин, оборудования и инструментов для производства экспортной продукции; освобождение от экспортных пошлин, НДС и акциза товаров, произведенных на территории зоны и вывозимых за рубеж; нулевая ставка НДС на продажу товаров и услуг между компаниями, а также между компаниями и таможенным складом. Неналоговые стимулы включают: разрешение приобретать в собственность земельные участки; разрешение привлекать иностранных специалистов; разрешение переводить иностранную валюту за рубеж; разрешение на пребывание в стране инвестора и членов его семьи; упрощенные административные формальности в рамках программы «одного окна».
Свободные зоны (СЗ) представляют собой территории для промышленной или коммерческой деятельности, содействующие экономическому развитию и росту и находящиеся за пределами национальной таможенной территории. Эта программа была нацелена на повышение конкурентоспособности стран на основе перевода производственных мощностей зарубежными ТНК. Она действует с 2004 г.
Свободные зоны расположены в Чонбури, Лампуне, Пичите, Сонгхла, Самут Пракарн, Бангкоке, Аюддхия, Чачоенгсао. Их главная отличительная особенность - нахождение в частной собственности. Первые частные СЭЗ в Таиланде появились в 1987 г. Зона создается на основе разрешения Таможенного департамента. Владелец зоны обязан обеспечить ее функционирование на основе адекватной инфраструктуры и услуг. Частный владелец обязан иметь зарегистрированный оплаченный капитал в размере не менее 20 млн батов3, чтобы получить лицензию.
Свободные зоны также могут создать госкомпании или компании с ограниченной ответственностью за счет государственного гранта. Свободные зоны могут включать несколько субзон, в том числе зоны свободной торговли.
Стимулы для резидентов СЗ включают: освобождение от импортных пошлин и внутренних налогов товаров, ввозимых из-за рубежа или произведенных в зоне, или ввезенных из других зон, как машины, оборудование и компоненты; освобождение от экспортных пошлин реэкспортных товаров; освобождение от требований контроля качества товара сырья, ввезенного на территорию зоны для производства, сборки и упаковки продукции при условии ее реэкспорта в другие государства.
В стране также образованы 5 зон свободной торговли в Бангкоке, Лаем Чабанге, Чиенг Саене, Чианг Конге и Ранонге.
3 Бат - национальная валюта Таиланда
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
41 ^
Ключевыми отраслями в рамках тайских ПЗ выступают электроника, производство полупроводников, частей к автомобилям и металлообработка.
Большинство промышленных зон стали кластерами в сферах (1) электроники и электротехники (12 зон, в том числе Пичит, Лаем Чабанг, Амата); (2) автомобилестроения (9 зон включая Истерн Сиборд, Лаем Чабанг, Амата сити); (3) нефтехимии, чугуна и стали (7 зон, в т.ч. Падаенг и Южный регион); (4) ювелирной продукции и обработки драгоценных камней (1 зона - Гемополис); (5) издательства и упаковки (1 зона - Синсакхон Принтинг сити); (6) текстиля и одежды (3 зоны, включая Ратчабури и Смутсакхон). На территории промышленных зон могут функционировать СЭЗ разного вида, как, например, в Северном регионе - научный и технологический парк и восточно-западный экономический коридор, а в Южном регионе - Северная зона экономического роста.
Общая территория, отведенная под промышленные зоны, равна 44,9 тыс. акр, в том числе 76,97% занято совместными предприятиями. Количество зарегистрированных резидентных компаний составляет 3945, численность занятых - более 445 тыс. чел., количество предприятий - 3142. Объем вложенных инвестиций - 54,8 млрд долл. Иностранные инвестиции поступают из Японии (41,4%), развивающихся стран Азии (27,27%), Европы (15,05%) и США (10,6%)4. В нижеприводимой табл.1. показаны ведущие тайские промышленные зоны по объему привлеченных ПИИ.
Таблица 1
ПИИ в ведущих промышленных зонах Таиланда в 2013 г., млн бат
Зона Объем ПИИ Основные отрасли
Районг 144947 Автомобилестроение, сталелитейная, нефтехимия, электроника
Чонбури 134642 Автомобилестроение, нефтехимия электроника, сталелитейная
Самут Пракан 88504 Автомобилестроение, электроника
Пхра Накхон Сри Аюдайа 46579 Автомобилестроение
Патхун Тхани 19585 Электроника
Чачоенгсао 18392 Электроника, автомобилестроение
Накхон Ратчасима 13679 Электроника
Бангкок 10046 Автомобилестроение, электроника
Самут Сакхон 7935 Пищевая
Источник: The New Model For Industrial Estates In Thailand Amid Changing. EIC, Bangkok, 2015. P.3.
4 Industrial Estates Offer Investors Convenience, Time Savings and Cost Efficiences. Thailand Investment Review. 02.10.2016.P.7-8.
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
Ведущие рынки сбыта расположены в Японии, США и странах АСЕАН. В качестве примера можно рассмотреть промышленную зону Гемополис. Она является специализированной СЭЗ, которая создана как зона одной отрасли: ювелирной промышленности по обработке драгоценных камней и выпуску ювелирных изделий. Зона расположена на территории в 68 акров в Бангкоке.
СЭЗ действует с 1990 года. Ее деятельность основана на концепции Boonyong (работать - жить - покупать - играть) как единого центра по обработке бриллиантов и других драгоценных камней, производству ювелирных изделий. Применяется кластерный принцип формирования заводов и компаний, которые в совокупности составляют целостную стоимостную цепочку внутри промышленной зоны. На территории СЭЗ Гемополис действуют два специальных режима: режим свободной торговли и режим беспошлинного таможенного склада.
Зарегистрировано 120 крупных, средних и малых компаний, которые ведут производство и торговлю драгоценными камнями и ювелирными изделиями. 76% из них приходится на компании с зарубежным капиталом, и 24% на капиталы с местным (тайским) капиталом. Всего занято 20 тыс.человек. Совокупный оборот СЭЗ составляет в среднем ежегодно 860 млн бат, или 20,3 млн долл.5.
Еще одна форма СЭЗ, созданных в Таиланде - научные и технологические парки (НТП) с акцентом на активное привлечение к исследовательской деятельности и инновационным разработкам частнопредпринимательского сектора. Первый НТП действует с 1988 г. Это - технопарк Амата в Паттайе. Всего сформировано 6 научных и технологических парков, в том числе Тайский научный парк, четыре технопарка по программному обеспечению Мисолима в Чианг Мае, Пхукет в Паттайе, Самуй и Корат.
Самым крупным и эффективным парком является Тайский научный парк вблизи Бангкока. Он был создан в 2002 г. на территории в 140 тыс. кв.м (первая очередь) и 124 тыс. кв.м (вторая очередь действует с 2013 г.).
Отраслевые направления деятельности включают биотехнологии, генную инженерию, металлы и новые материалы, электронику и компьютерные технологии, передачу технологий и их коммерциализацию. Зарегистрировано 60 резидентных компаний, включая Пфайзер, Эколаб, Вестерн Диджитал. Общее количество исследователей составляет более 1600 чел. Ежегодно реализуется порядка 300 проектов.
На территории Тайского научного парка размещается Национальное агентство научного и технологического развития, которое возглавляет министр науки и технологий. Оно призвано содействовать формированию общества, основанного на знаниях в целях стимулирования науки и технологий. Агентство является инкубатором для проведения исследований и разработки инноваций, провайдером инфраструктуры и поддержки НИОКР, девелопером человеческого капитала и
5 Gemopolis. Available at: http://www.gemopolis.com/ru/index.php
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
43 Q
укрепления связей между академическими кругами и частным сектором. В состав Агентства входят 4 национальных исследовательских центра по генной инженерии и биотехнологиям, по металлам и материалам, по электронике и компьютерным технологиям, по нанотехнологиям, а также центр по управлению технологиями. Стратегия развития Агентства на 2012-2016 гг. определила пять кластеров: сельское хозяйство и продовольствие, энергетика и окружающая среда, здравоохранение и медицина, биоресурсы и депрессивные регионы, промышленность и услуги. Из общего количества занятых в Агентстве (2668 чел.) исследователи составляют почти половину (1217 чел.).
Одно из направлений деятельности Агентства связано с регистрацией и выдачей патентов. Их количество увеличилось с 22 до 120 за 2002-2012 гг., или в 5,5 раза. Экономический эффект от передачи технологий возрос с 10263 млн бат в 2006 г. до 23781 млн бат в 2012 г., или в 2,3 раза, а число организаций, получивших технологии - с 55 до 110, или в 2 раза соответственно.
Основной источник финансирования его деятельности - государство. Объем выделенных средств возрос с 1700,9 млн бат в 2003 г. до 3246 млн бат в 2012 г., или в 1,9 раза, а средств из прочих источников - с 334,3 млн бат до 1050 млн бат соответственно, или в 3,1 раза6.
Для тайских НТП предусмотрены такие стимулы, как освобождение от импортных пошлин ввозимого оборудования, освобождение от корпоративного налога сроком на 8 лет, а по истечении этого срока - снижение ставки корпоративного налога на 50% на 5 лет, разрешение нанимать на работу иностранных специалистов и исследователей, ускоренная амортизация в отношении исследований в сфере машин и оборудования, 200% налоговый вычет из расходов на НИОКР.
В целом, в Таиланде функционирует 36 промышленных зон, в том числе 10 ЭПЗ и 12 свободных зон, 5 зон свободной торговли и 6 научных и технологических парков7.
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ТАИЛАНДЕ
В 2014 г. правительство Таиланда утвердило план формирования 5 специальных экономических зон (СЭЗ) в регионах, граничащих с партнерами по АСЕАН (Малайзией, Лаосом, Мьянмой и Камбоджей), а в 2016 г. - еще 5 зон. Зоны получили название специальных экономических зон, но по сути - трансграничные свободные экономические зоны.
Трансграничные СЭЗ (cross-border free economic zones) представляют собой территорию, включающую приграничные районы двух и более стран, призванную
6 NSDTA Report 2012. Bangkok, 2013. P.6.Available at: http://nstda.or.th/eng/index.php/pub-lications/booklets/item/404-nstda-2012
7 Free Zones: Are They Still Worth It?Available at: http://www.bangkokpost.com/print/388292/
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
стимулировать их экономическое развитие на основе преференциальной политики, финансового субсидирования со стороны государства и частнопредпринимательского сектора, предоставления адекватной инфраструктуры для реализации долгосрочных макроэкономических и микроэкономических целей8.
Причины переноса акцента на данный тип политики зонирования связаны с динамичным ростом приграничной торговли, доля которой равна 10% совокупного товарооборота Таиланда, с переносом на территории приграничных государств трудоемких производств благодаря более дешевой рабочей силе (Лаос, Камбоджа и Мьянма), с развитием отраслей, работающих на импортном сырье из соседних государств, с созданием центров дистрибьюции для соседних стран.
СЭЗ стали формироваться с начала 2016 г., а завершение формирования намечено на 2020 г. Каждая из 10 СЭЗ имеет свою специализацию. Так, СЭЗ Са Каео - агро-промышленный и мультимодальный транспортный центр; СЭЗ Трат
- торговый, дистрибьюторский, мультимодальный транспортный центр и центр регионального туризма; СЭЗ Сонгкхла - экспортно-производственный и мульти-модальный транспортный центр; СЭЗ Чианг Рай -туристический и мультимодаль-ный транспортный центр, центр по производству продовольствия; СЭЗ Нонг Хай
- международный торговый, туристический и мультимодальный транспортный центр.
Резидентным компаниям предлагаются налоговые и неналоговые льготы:
□ Освобождение от корпоративного налога сроком на 3 года;
□ Двойной вычет издержек на транспорт, электроэнергию и водоснабжение;
□ сокращение строительных издержек на 25%;
□ освобождение от импортных пошлин сырья и материалов, используемых в экспортноориентированном производстве;
□ освобождение от импортных пошлин ввозимого оборудования для налаживания процесса производства;
□ разрешение привлекать иностранную неквалифицированную рабочую силу;
□ разрешение привлекать иностранную квалифицированную рабочую силу и экспертов;
□ разрешение иностранным инвесторам приобретать землю в собственность.
Помимо перечисленных стимулов компания может получить и специальные
льготы, если ее предпринимательская деятельность признается ключевой в соответствующей СЭЗ. Это: освобождение от корпоративного налога сроком на 8 лет и 50%-ое сокращение ставки налога на прибыль корпораций в последующие 5 лет. Ключевые отрасли, например, в СЭЗ Са Каео, Так, Трат, Мукдахан и Сонгкхла -сельское хозяйство и рыболовство, логистика, отрасли по поддержке туризма. В
8 Костюнина Г.М., Баронов В.И.Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая). Вестник МГИМО-Университета. 2011. №2. С.169.
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
45 ^
зоне Сонгкхла к ключевым сферам относятся текстильная и производство мебели; в Мукдахане - производство электрических инструментов; в зонах Са Каео и Так -текстильная, производство одежды, мебели, кожевенная, ювелирная отрасль, производство медицинского оборудования, пластмассовой продукции, фармацевтика, автомобилестроение.
Если предпринимательская деятельность резидентной компании не включена в утвержденный правительством список, то стимулы для подобной деятельности не подпадают под юрисдикцию государственного органа по управлению промышленными зонами, а находятся в ведении министерства финансов. Они включают: сокращение корпоративного налога на 10-20% сроком на 10 отчетных периодов.
В целом, эволюция тайской политики зонирования от промышленных зон (в том числе ЭПЗ и свободных зон) к специальным экономическим зонам содействовала введению в законодательство понятия «существенный производственный процесс в рамках СЭЗ». Оно касается импорта товаров для целей производства, сборки, упаковки или иной обработки продукции на территории зоны. Любой товар, ввезенный на территорию зоны из-за рубежа, должен пройти существенную переработку в рамках СЭЗ, что подтверждается содержанием местного компонента не ниже 40%. Если доля местного компонента ниже, то товар не подлежит преференциальному налогообложению при ввозе на национальную таможенную территорию.
По оценкам, завершение формирования специальных экономических зон приведет к росту приграничной торговли Таиланда с соседями по АСЕАН на 50%9.
В целом, на СЭЗ приходится 15% прямых иностранных инвестиций, вложенных в экономику Таиланда, 6% экспорта и 13% занятых10.
УЧАСТИЕ ТАИЛАНДА В ЗОНАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РАМКАХ АСЕАН
Таиланд является членом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, созданной в 1967 г. За прошедшие почти 50 лет интеграционные процессы в рамках АСЕАН эволюционировали от зоны преференциальной торговли (в середине 1980-х гг.) к зоне свободной торговли (в 2000 г.) и экономическому сообществу (в 2015 г.)11.
9 Frangos J., Ramirez M. Special Economic Zones in Thailand and Myanmar. Thai-American Business, 2015, #2. P,23.
10 Asian Economic Integration Report 2015. ADB, 2015. P.89.
11 Более подробно см Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)// Международная экономическая интеграция. Уч.пособие под ред. Н.Н.Ливенцева. М., Экономистъ, 2006. С. 226-260; Костюнина Г.М. Экономическое сообщество АСЕАН: направления и перспективы формирования/Российский внешнеэкономический вестник. 2015.Т.2015. №12. С.14-31.
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
Страны АСЕАН образовали несколько зон экономического роста:
□ Южная зона роста, объединяющая Сингапур, Индонезию и Малайзию;
□ Восточно-асеановская зона роста в составе Брунея, Индонезии, Малайзии и Филиппин;
□ Северная зона роста в составе Индонезии, Малайзии и Таиланда;
□ Экономическая зона Большой Меконг включает Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Мьянму и провинцию Яннань в КНР
Таиланд участвует в двух зонах экономического роста: в Северной зоне и зоне «Большой Меконг». Зона экономического роста Индонезия-Малайзия-Таиланд, или Северная зона роста инициирована в 1993 г. Она включает 32 региона, в том числе 14 провинций на юге Таиланда, 8 северных штатов Малайзии и 10 провинций в Индонезии. Совокупная площадь зоны равна 602,3 млн кв. км, а численность населения - 72 млн человек.
Зона призвана стимулировать взаимную и межрегиональную торговлю и капиталовложения, сельскохозяйственное производство, АПК и туризм; развитие инфраструктуры и человеческого капитала; миграцию рабочей силы; охрану окружающей среды; использование преимуществ экономических коридоров.
Северная зона включает пять экономических коридоров, два из которых проходят по территории Таиланда: (1) коридор Сонгкхла (Таиланд) - Пинанг (Малайзия) - Медан (Индонезия); (2) коридор Ранонг (Таиланд) -Пхукет (Таиланд) - Асех (Индонезия).
Развитие зоны роста происходит на основе дорожных карт. Сейчас действует вторая карта на 2012-2016 гг. и план по ее развитию. В рамках зоны реализуются проекты по экономической связности в электроэнергетике, морском и воздушном транспорте, земельной сфере. В частности, утверждена инициатива формирования «зеленых» городов и особой приграничной зоны. В 2015 г. в том числе на тайской территории реализованы проекты зеленого города в Сонгкхла, особой приграничной зоны между Таиландом и Малайзией, строительство железной дороги между югом Таиланда и севером Малайзии; модернизация порта Таммаланг.
Таблица 2
Динамика торговли в рамках Северной зоны роста, млрд долл. и %
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Экспорт, всего 229,2 336,8 549,9 652,0 645,6 635,8 635,8
Взаимный экспорт 12,4 26,3 48,0 57,6 62,6 63,4 59,7
Импорт всего 177,6 289,4 485,5 594,2 638,9 642,4 615,3
Взаимный импорт 12,3 27,2 52,1 63,3 66,7 66,5 61,3
Доля взаимной торговли (%) 6,1 8,6 9,68 9.71 10,06 10,16 9,67
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
47 ^
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Индекс интенсивности взаимной торговли 1,94 2,89 2,83 2,81 2,84 2,94 2,88
Индекс интенсивности торговли 1,82 2,59 0,09 0,09 0,09 0,09 0,09
Источник: Составлено на основе данных ARIC Database. Режим доступа: http://aricda-tabase/integration indicators.
Как видно из данных таблицы 2, взаимный экспорт возрос с 12,4 млрд долл. до 59,7 млрд долл. за 2000-2014 гг., или в 4,8 раза, тогда как совокупный экспорт зоны - с 229,2 млрд долл. до 635,8 млрд долл. соответственно, или в 2,77 раза. Более высокие темпы прироста взаимного экспорта содействовали росту доли взаимной торговли в совокупном товарообороте с 6,1% до 9,67% за 2000-2014 гг. Выше и индекс интенсивности взаимной торговли (2.88) по сравнению с аналогичным показателем для совокупной торговли (0.09), при этом первый показатель вырос, а второй сократился в 2 раза за период 2000-х гг.
Что касается роли СЗР в тайской экономике, то на нее приходится 9,3% ВВП и 13,9% численности занятых, Темп прироста ВВП уступает соответствующему показателю Таиланда в целом, хотя и вырос с 0,8% до 3,1% за 2005-2012 гг. (для сравнения в экономике Таиланда - с 4,2% до 7,1%). Ниже и среднедушевой ВВП тайской территории, участвующей в Северной зоне экономического роста - 6641 долл. против 10103 долл. соответственно. Справедливости ради следует заметить, что среднедушевой ВВП СЗР в целом равен 6690 долл., т.е. немного выше тайского показателя.
Объем экспорта из тайской части Северной зоны увеличился с 7393 млн долл. в 2005 г. до 17642 млн долл. в 2012 г., или в 2,4 раза, а доля Таиланда в совокупном экспорте СЗР - с 4,7% до 6,6%. Экспортная квота также возросла с 59,6% до 70,2% соответственно12.
Сравнительные преимущества Северной зоны состоят в относительно высоком уровне экономической взаимодополняемости, географической близости и сложившихся тесных исторических, культурных и языковых связях между участвующими государствами. Членство в таком проекте стимулирует развитие промышленных кластеров, занятость и внешнеторговые связи участвующих тайских провинций.
12 Рассчитано автором на основе данных: IMT-GT Statistical Figures and Trends. ADB, May 2014. 160р.Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/related/19770/imt-gt-fig-ures-trends-may-2014.pdf
^ 48
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
Таиланд также участвует в проекте зоны «Большой Меконг». Она функционирует с 1992 г. в составе Вьетнама, Камбоджи, Китая, Лаоса, Мьянмы и Таиланда.
Ее цели определены как «три С»: (1) (connectivity) усиление связности на основе развития субрегиональной транспортной, телекоммуникационной и электроэнергетической инфраструктуры, (2) (competitiveness) повышение конкурентоспособности в рамках содействия транспорту и торговле, развития логистических систем торговли электроэнергией, повышения региональной торговли продукцией информационных технологий и аграрной продукции, развитие зоны как единой туристической зоны, (3) (community) осознания общности на основе совместных решений социальных и экологических проблем и защиты богатого биоразнообразия и экосистем субрегиона.
Основным документом, регулирующим функционирование зоны, являются Стратегические рамочные основы развития зоны «Большой Меконг» на 2012-2022 гг., утвержденные в 2011 г. Акцент сделан на приоритетных сферах, как укрепление инфраструктурной связности; рост трансграничной торговли, инвестиций и туризма; активное участие частнопредпринимательского сектора; повышение конкурентоспособности стран; защита окружающей среды и содействие устойчивому использованию природных ресурсов.
План действий охватывает транспорт, телекоммуникации, энергетику, экологию, туризм, торговлю и инвестиции, развитие человеческих ресурсов и сельского хозяйства. Основной приоритет отдан инфраструктуре. Так, намечено вложить в транспортные проекты 12 млрд долл., или 80% совокупных инвестиций.
В соответствии с первой Стратегией (1994-2006 гг.) были построены три экономических коридора - Восток-Запад, Север-Юг и Южный. Восточно-западный экономический коридор связал Даннанг во Вьетнаме через Лаос и Таиланд с Мьянмой. Его протяженность равна 1450 км. Этот маршрут связывает два порта в Малайзии; четыре порта в Таиланде; два порта в Лаосе; четыре порта во Вьетнаме. Его формирование способствовало сокращению времени проезда с 12 час. до 3 час., стимулировало приток капиталовложений, торговлю, бизнес-услуги и создание новых рабочих мест.
Северо-южный экономический коридор охватывает маршрут из китайского Куньминя через Лаос и Мьянму в Чианг Рай в таиландском Бангкоке в рамках первого направления, и из китайского Наннинга через Ханой в Хайфон во Вьетнаме в рамках второго направления. Южный экономический коридор проходит через южные территории Таиланда, Камбоджи и Вьетнама. Он является крупнейшим из трех экономических коридоров и состоит из трех субкоридоров. Это - (1) Бангкок (Таиланд) -Пномпень (Камбоджа) - Хошимин (Вьетнам) - Вунгтау (Вьетнам); (2) Трат (Таиланд) и Кохконг-Кампот (Камбоджа) и Хатьен - Камау - Нанкин (Вьетнам) как самый лучший коридор по развитию туризма; (3) Бангкок (Таиланд) и Сирин - Стынгтраенг - Ратанакири - Легал (Камбоджа).
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
49 Q
За 1992-2011 гг. утверждено более 175 проектов технического содействия на сумму в 15,29 млрд долл. Финансовые ресурсы предоставляются в форме займов и технической помощи13. Источники финансирования проектов включают Азиатский банк развития, АзБР (34%), национальные правительства (29%) и софи-нансирование (37%). Так, АзБР одобрил проекты для зоны «Большой Меконг» на сумму в 5,2 млрд долл. С 2011 г. функционирует Инфраструктурный фонд АСЕАН с начальным капиталом в 650 млн долл., средства которого также выделяются на финансирование проектов зоны «Большой Меконг» (см.таблицу 3).
Таблица 3
Финансирование проектов в рамках зоны «Большой Меконг» в 1992-2011 гг.,
млн долл.
Совокупные ресурсы Ресурсы АзБР Государственные ресурсы Софинанси рование
Займы 15006,6 5102,8 4311,5 5592,3
Техническая помощь 286,1 104,7 20,1 161,3
Всего 15292,7 5207,5 4331,6 5753,6
Источник: The Greater Mékong Subregion at 20. Progress and Prospects. ADB, 2012. P.9.
За 2000-2014 гг. взаимный экспорт стран зоны «Большой Меконг» возрос с 12,1 млрд долл. до 202,6 млрд долл., или в 16,7 раза, тогда как совокупный экспорт - с 336,4 млрд долл. до 2749,4 млрд долл., или в 8,2 раза (см. таблицу 4). Темпы прироста взаимного экспорта в 2 раза превысили аналогичный показатель для совокупного экспорта. До 2009 г. экспорт зоны был нацелен на рынки США, ЕС и других государств. В результате финансового кризиса произошла переориентация на азиатские рынки, особенно АСЕАН. Одновременно вырос и индекс интенсивности взаимной торговли с 4.04 в 2000 г. до 8.05 в 2014 г. Его значение превышает значение индекса интенсивности совокупной торговли стран «Большого Меконга».
Таблица 4
Динамика развития торговых связей в рамках зоны Большой Меконг,
млрд долл. и %
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Экспорт всего 336,4 912,4 1855,9 2230,5 2408,0 2585,7 2749,4
Взаимный экспорт 12,1 35,9 97,7 126,7 144,2 168,9 202,6
Импорт всего 307,9 822,5 1680,8 2099,5 2210,0 2364,8 2385,6
13 Козлова О.А. Помощь в интересах торговли в условиях устойчивого развития. Российский внешнеэкономический вестник. 2015. Т.2015. №7. С.60.
^ 50
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Взаимный импорт 13,9 43,3 109,5 137,8 157,3 174,3 210,6
Доля взаимной торговли,% 4.04 4.56 5.86 6.11 6.53 6.93 8.05
Индекс
интенсивности взаимной 0.81 0.56 0.50 0.51 0.51 0.52 0.58
торговли
Индекс
интенсивности 0.67 0.51 0.06 0.06 0.07 0.07 0.08
торговли
Источник: Составлено на основе данных ARIC Database. Режим доступа: http://aricda-tabase/integration indicators.
Доля взаимного экспорта в рамках Большого Меконга увеличилась с 4,0% до 8,0%14. Внутрирегиональные потоки ПИИ составляют 19,2%. Приток ПИИ из стран Большого Меконга в экономику Таиланда возрос с 26 млн долл. в 2002 г. до 581 млн долл. в 2012 г. Основной инвестор - Китай (569 млн долл. в 2012 г.) также вкладывают Вьетнам и Камбоджа.
Можно выделить несколько инвестиционных проектов на тайской территории, в том числе строительство физической инфраструктуры, транспорта и инвестиций в рамках контрольно-пропускного пункта Мукдахан (Таиланд) - Саваннакхет (Лаос); сооружение двух мостов между Таиландом и Малайзией; разработка авиамаршрутов между Малайзией и Таиландом.
Таким образом, зона «Большой Меконг» активно развивается, что содействует росту уровня экономического развития, повышению среднедушевых доходов и сокращению уровня бедности стран-членов.
* * *
Факторы успешности тайских СЭЗ включают: существенные налоговые льготы, позволяющие снизить издержки производства и экспорта; неналоговые льготы, повышающие инвестиционную привлекательность в том числе благодаря программе «одного окна» и ослаблению норм регулирования трудовых отношений; избыточная дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила; стратегическое положение большинства зон на пересечении крупных транспортных маршрутов; субсидированные тарифы на аренду земли, помещений, электроэнергию и
14 Mekong Subregion Statistics on Growth, Infrastructure and Trade. Second Edition, 2015.P.24
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
51 Q
др. Правда, сохраняются и проблемы их функционирования, в том числе нехватка высоко квалифицированной рабочей силы, слабая финансовая поддержка со стороны государства, конкуренция со стороны импортных товаров. Можно выделить и такую проблему, как невысокое место Таиланда в мировом рейтинге отдельных составляющих упрощенности ведения бизнеса. По данным Doing business 20152016, для регистрации компании следует пройти 6 процедур, что занимает 27,5 дней (соответствует 97-му месту в мире, а для сравнения в странах ОЭСР - 8
дней)15.
В целом, тайская практика функционирования свободных экономических зон оказалась достаточно успешной. Она содействовала становлению сначала трудоемких, затем капиталоемких и техноемких отраслей промышленности; переходу от простой сборки импортных компонентов к производству конечной продукции национальных брэндов; формированию промышленных кластеров; росту занятости; притоку ПИИ и увеличению экспорта, что в конечном итоге стало одним из факторов повышения уровня экономического развития и среднедушевые доходы регионов размещения.
Тайский опыт функционирования СЭЗ позволяет сделать некоторые рекомендации для пока не очень успешной российской практики зонирования. Из их числа следует выделить: расширение пакета налоговых льгот для резидентных компаний; более активную государственную поддержку в плане формирования адекватной инфраструктуры и упрощения административных формальностей; формирование зон свободной торговли и экспортно-производственных зон; принятие федерального закона о технопарках, который упорядочил функционирование такого вида СЭЗ, в том числе на основе гарантирования пакета стимулов; расширение в технопарках цепочки «технологии-бизнес-финансирование»; активное внедрение разработанных технологий в производство, т.е. коммерциализация их результатов.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Костюнина Г.М. Развитие социально-трудовых отношений в Таиланде.// Труд за рубежом. 2002. №4. С.123-135. (Kostyunina G.M. Razvitye sotcialno-trudovikh otnosheniy v Tailande.//Trud za rubejom. 2002. №4. S.123-135).
Костюнина Г.М. Регулирование трудовых отношений в свободных экономических зонах развивающихся стран. //Труд за рубежом. 2009. №1. С.67-89. (Kostyunina G.M. Regu-lirovaniye trudovikh otnosheniy v svobodnikh ekonomicheskikh zonakh razvivayushchikhsya stran.//Trud za rubejom.2009. №1. S.67-89).
Костюнина Г.М., Баронов В.И.Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая).//Вестник МГИМО-Университета. 2011. №2. С.169-178. (Kostyunina G.M., Baronov V.I. Transgranichniye svobodniye ekonomicheskiye zoni v za-rubejnikh stranakh.//Vestnik MGIMO Universiteta. 2011. №2. S.169-178).
15 Ease of Doing Business in Thailand. DOING BUSINESS Measuring Business Regulations. The World Bank. http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/thailand/
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
Козлова О.А. Помощь в интересах торговли в условиях устойчивого развития.//Россий-ский внешнеэкономический вестник. 2015. Т.2015. №7. С.31-44. (Kozlova O.A. Pomoshch v interesakh torgovli v usloviyakh ustoychivogo razvitiya.//Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik.2015. №7.S.31-44).
Международные экономические отношения России. Под ред.И.Н.Платоновой. М., 2012 560 с. (Mejdunarodniye ekonomicheskiye otnosheniya Rossii. Pod.red.I.N.Platonovoy. M., 2012.560 s.).
ARIC Database. Available at: http://aricdatabase/integration indicators. Asian Economic Integration Report 2015. ADB, 2015. 167 p.
Industrial Estates Offer Investors Convenience, Time Savings and Cost Efficiencies. Thailand Investment Review. 02.10.2016.Available at: http://www.boi.go.th/tir/issue/200508_18_8/4.htm Economic Zones in the ASEAN. UNIDO, 2015. 111 p.
Investment incentives. Available at: http://www.customs.go.th/wps/wcm/connect/custen/ traders+and+business/customs+incentive+schemes/free+zone/freezone
IMT-GT Statistical Figures and Trends. ADB, May 2014. 160р.Available at: https://www.adb. org/sites/default/files/related/19770/imt-gt-figures-trends-may-2014.pdf
Frangos J., Ramirez M. Special Economic Zones in Thailand and Myanmar. Thai-American Business, 2015, #2. Available at: www.tilleke.com/2015_May_T-AB_Special_Economic_Zone/ Free Zones: Are They Still Worth It? Available at: http://www.bangkokpost.com/print/388292/ Gemopolis. Available at: http://www.gemopolis.com/ru/index.php
Mekong Subregion Statistics on Growth, Infrastructure and Trade. Second Edition, 2015. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/gms-statistics-2nd-ed.pdf
NSDTA Report 2012. Bangkok, 2013. Available at: http://www.nstda.or.th/eng/index.php/ publications/booklets/item/404-nstda-2012
The Greater Mekong Subregion at 20. Progress and Prospects. ADB, 2012. Available at: https://www.adb.org/publications/greater-mekong-subregion-20-progress-and-prospects
The New Model for Industrial Estates in Thailand amid Changing. EIC, Bangkok, 2015. Available at: https://www.scbeic.com/en/detail/product/1170
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
53 Q