Международные отношения
УДК 339.9 ..............................
Н.Т. Сон
Университет Хайфон Хайфон. Вьетнам
Г.П. Старкова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Прямые иностранные инвестиции в экономическую зону Динь Ву Кат Хай в городе Хайфон (Вьетнам) в условиях усиливающейся международной экономической интеграции
С целью стимулирования социально-экономического развития Хайфона, побережья Северного моря, его окрестностей и территорий, расположенных рядом с устьем реки Хонгха, и крупнейших экономических центров на севере в 2008 году был установлен режим особой экономическая зоны Динь Ву Кат Хай (далее - ДВКХ). На сегодняшний день экономическая зона ДВКХ постепенно становится основной территорией для привлечения в промышленную и экономическую зоны Хайфона (Вьетнам) проектов с прямыми иностранными инвестициями. Однако, как показывает практика, деятельность по привлечению иностранных инвестициях, встречает различные трудности. В настоящей статье представлены примеры осуществления проектов на территории экономической зоны ДВКХ, выявлен ряд основных успехов и проблем, а также предложены решения, которые позволят стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций на территорию экономической зоны.
Ключевые слова и словосочетания: Динь Ву Кат Хай, экономическая зона, прямые иностранные инвестиции, капиталовложение, Хайфон.
S. Nguyen Thai
Haiphong University Haiphong. Vietnam
G.P. Starkova
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Solutions to attract FDI into DVCH economic Zone in Hai Phong, Vietnam in the context of intensifying international economic integration
Dinh Vu-Cat Hai (DVCH) economic zone was established in 2008 with purpose of pushing up social-economic development of Hai Phong and creating momentum for social-economic development
1 Сон Нгуен Тай - кандидат наук.
2 Старкова Галина Петровна - д-р. техн. наук, профессор кафедры дизайна и технологий; e-mail: galina.starkova@ vvsu.ru.
Перевод Т.В. Евсеевой.
not only for Northern sea area and its vicinity, but also the whole of Red River Delta and major economic centres in the North. At present, DVCH economic zone has gradually been becoming a main territory for attracting FDI projects in the system of industrial zones and economic zones in Hai Phong, Vietnam. However,it is shown in practice that the activities for attracting FDI projects are facing up with many difficulties. The quantity and the quality of these FDI projects are not compatable with the potentials and the strategic position of DVCH economic zone. This article presents the current situation of FDI in DVCH economic zone, figures out some main achievements and difficulties, and suggests some basic solutions for pushing up activities to attract FDI to this economic zone...
Keywords: Dinh Vu - Cat Hai, Economic Zone, FDI, Investment, Haiphong
Введение
Режим специальной экономической зоны ДВКХ был установлен Решением премьер-министра Вьетнама № 06/2008/QB-TTg от 10 января 2008 г. и Решением премьер-министра Вьетнама № 69/2011/ QB-TTg от 13 декабря 2011 г.
В соответствии с Решением премьер-министра 39/2013/QB-TTg от 27 июня 2013 г. территория экономической зоны ДВКХ была расширена до 22,54 гектаров. Предполагалось, что экономическая зона ДВКХ станет экономическим комплексом, многоотраслевым морским экономическим центром, современным городом, финансовым, промышленным и туристическим центром и откроет двери к международной интеграции с Вьетнамом, а также будет способствовать развитию Хайфона и остальных провинций на территории важнейшей экономической зоны, располагающейся на севере Вьетнама. На территории экономической зоны ДВКХ есть области, где применяется налоговое и тарифное регулирование, а также районы, в которых действуют специальные налоговые льготы и применяется налогообложение по ставке 0%. В районах, подпадающих под тарифное регулирование, располагаются промышленная зона, торговая зона, центр города, развлекательная зона, международный морской порт и система обслуживания транспортного обеспечения порта. Сейчас на территории экономической зоны ДВКХ находится 8 промышленных комплексов, стратегические планы которых были одобрены Администрацией экономической зоны Хайфон посредством выдачи Инвестиционного сертификата, согласно которому была предоставлена для использования территория площадью до 3 412,33 га, а также промышленная территория площадью до 1023,76 га, где к 2014 году были реализованы проекты по строительству 7 промышленных комплексов и 12 промышленных инфраструктурных комплексов. Учитывая уровень и благоприятное расположение, экономическая зона ДВКХ входит в группу 5 прибрежных экономических зон, значительный вклад в развитие которых в 2012-2015 гг. был внесен за счет государственных инвестиций (из местного бюджета) (Документ № 1231/TTg-KTTH от 17 августа 2012).
В рамках развития экономической зоны ДВКХ привлечение источников иностранных инвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций, имеет особое значение. Администрация экономической зоны Хайфон с первого дня функционирования этой особой экономической зоны сконцентрировала внимание на вопросах, касающихся планирования деятельности, реформирования административных процедур и создания благоприятной среды для иностранных инвесторов. Благодаря
благоприятному географическому расположению, общей экономической модели и нахождению в городе имеющих преемственность развития производственных предприятий и морских портов, а также мерам стимулирования инвестиционной активности, специально разработанным для экономических зон, экономическая зона Динь Ву Кат Хай быстро развивается и получает удовлетворительные результаты. Тем не менее жесткая конкуренция с другими регионами Вьетнама и иными близлежащими государствами требует принятия ряда специальных эффективных решений, которые смогут увеличить приток прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), поступающих на территорию экономической зоны ДВКХ в городе хайфон.
Пример привлечения прямых иностранных инвестиций
в экономическую зону ДВКХ
Достижения. Благодаря благоприятной инвестиционной политике экономическая зона ДВКХ с момента ее создания является наиболее привлекательной в системе экономических зон Хайфона. На территорию экономической зоны ДВКХ привлекается большая часть инвестиционных капиталовложений (учитывая как качественный, так и количественный критерий). По прошествии 5 лет существования экономической зоны ДВКХ были достигнуты следующие положительные результаты (табл. 1).
Таблица 1
Прямые иностранные инвестиции на территории экономической зоны Динь Ву Кат Хай по состоянию на первое полугодие 2015 г.
№ Год Проекты Общий объем инвестиционных вложений (млн. долларов) Средняя величина капиталовложений (млн. долларов) Прямые иностранные инвестиции
Количество проектов +/- Разница (по сравнению с предыдущим годом) Объем +/- Разница (по сравнению с предыдущим годом) Сумма +/- Разница(по сравнению с предыдущим годом) Размер (млн. долл.) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 До 2008 3 98,29 32,76 84,83 86,3
2 2008 5 2 374,50 276,22 74,90 42,14 352,13 94,0
3 2009 1 -4 116,86 -257,65 116,86 41,96 81,80 70,0
4 2010 4 3 42,79 -74,07 10,70 -106,16 40,21 94,0
5 2011 10 6 617,76 574,97 61,78 51,08 443,73 71,8
6 2012 13 3 1.756,40 1.138,64 135,11 73,33 1.756,40 100,0
7 2013 15 2 1.803,78 47,38 120,25 -14,86 1.803,78 100,0
8 2014 23 8 841,52 -962,27 36,59 -83,66 775,37 92,1
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9 6 месяцев 2015 23 268,09 11,66 266,86 99,5
Итого 97 5.919,99 61,03 5.605,10 94,7
Примечание: агентство статистики высшего образования, 2015.
К июню 2015 г. в экономических и индустриальных зонах Хайфона действовали 189 проектов с прямыми иностранными инвестициями, объем капиталовложений которых составил 7461,95 млн долл. (согласно информации, предоставленной Центром привлечения инвестиций консалтинговой компании «ХЕЗА» в 2015 г.), из которых 97 проектов с ПИИ, подлежащих реализации на территории экономической зоны ДВКХ, что эквивалентно 51,32% проектов, профинансированных на территории экономических зон Хайфона, что в денежном выражении составляет до 5919,99 млн долл. (79,33% от общей суммы инвестиций в экономических зонах хайфона).
Экономическая зона ДВКХ, будучи устроенной по типу модели хозяйственного комплекса, имеет множество аспектов, интересных для иностранных инвесторов. Ряд промышленных территорий экономической зоны ДВКХ (включая Динь Ву, Вьетнамско-Сингапурскую промзону, Тран Дью) после применения рязличных мер для стимулирования иностранных инвестиций доказал свою инвестиционную привлекательность для иностранцев. Иная причина, привлекающая иностранных инвесторов, заключается в глубокой интеграции экономики Вьетнама и мировой, а также региональной экономики с момента вступления страны в ВТО. Кроме того, считается, что поток капиталовложений иностранных инвесторов резко возрастет, когда Вьетнам завершит процедуры, связанные со вступлением в Азиатское экономическое сообщество, Транс-тихоокеанское партнерство, а также заключит соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и Вьетнамом.
В 2008 г. финансирование лишь 5 из 13 проектов с ПИИ на территории экономической зоны Хайфон было осуществлено в объекты и программы на территории экономической зоны ДВКХ, что составляет 374 млн долл. или 52% инвестиционных капиталовложений на территории экономической зоны Хайфон. В 2009 г. на территории экономической зоны ДВКХ финансирование за счет инвестиций получил лишь один проект, касающийся инфраструктуры промышленного парка Нам Динь Ву 2. В данном проекте приняли участие три акционерных общества (из Гонконга, Бельгии и Вьетнама), причем в этом случае объем капиталовложений иностранных инвесторов составил 70%. Этот проект стал единственным на тот момент на территории всей экономической зоны Хайфон. В 2010 г. имело место всего 4 проекта, получивших инвестиции на территории экономической зоны ДВКХ с общим объемом капиталовложений до 42,79 млн долл., или 69,2% от общего объема ПИИ на территории экономических и промышленных зон Хайфон. Даже несмотря на то, что количество инвестиционных проектов на территории экономической зоны ДВКХ не было велико, указанные цифры свидетельствуют, что в период с 2008 по
2010 г., средний размер капиталовложений в инвестируемый проект на территории экономической зоны ДВКХ выше, чем на территории иных экономических и промышленных зон Хайфона. Данные цифры также иллюстрируют, что проекты, инвестируемые на территории экономической зоны ДВКХ, имеют большее значение, чем получающие капиталовложения на территории иных экономических и промышленных зон Хайфона проекты. С 2011 г. объем ПИИ в экономической зоне ДВКХ постоянно исчисляется в размере 98% от общего размера капиталовложений на территории экономической зоны Хайфон, а количество проектов - 85% всех инвестируемых на территории экономических и промышленных зон Хайфона проектов. Данные показатели подтверждают, что нельзя отрицать важную роль экономической зоны Динь Ву Кат Хай, а также тот факт, что установление такого особого экономического режима имело успех на первоначальном этапе.
Благодаря оживлению мировой экономики и подъему экономики Вьетнама наряду с большим числом новых методов стимулирования инвестиционной деятельности, инициированных властями экономической зоны Хайфон, а также с изменениями и упрощением процедуры таможенной очистки, экономическая зона Хайфон стала привлекательной для большого количества инвестиционных проектов высокого уровня. с 2010 г. множество крупных проектов было реализовано на территории этой экономической зоны, включая проект Киосера Мита в технопарке Вьетнамско-сингапурской промышленной зоны по производству офисной техники, объем инвестиций которого составил 187,5 млн долл.; Международный контейнерный морской порт, стоимость капиталовложений в который составила 321 млн долл. (инвесторами стали два акционерных общества: из Вьетнами и Японии); проект японской корпорации Бриджстоун с общим объемом инвестиций до 1,2 млрд долл. на территории промышленной зоны Динь Ву; проект фармацевтической компании Нипро Фарма (Япония) с зарегистрированным капиталом до 250 млн долл.; проект компании Фуджи Ксерокс Сингапур по производству принтеров и многофункциональных устройств в технопарке Вьетнамско-сингапурской промышленной зоны с размером инвестиций до 119 млн долл.; проекты, относящиеся к производству и сборке высокотехнологичных продуктов, смартфонов ЛТЕ в промышленной зоне Тран Дью, общая сумма зарегистрированного капитала которых достигает 1,5 млрд долл.
Таблица 2
Фактическое положение ряда крупных проектов с прямыми иностранными инвестициями в экономической зоне динь ву кат Хай
№ компания/Проект Единица измерения капитал Первоначальный объем капиталовложений доходность 6 месяцев 2015 налог 6 месяцев 2015 количество работников (чел.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 ЭлДжи млн долл. США 1500,0 280,8 265,1 21,40 643
2 Бриджстоун млн долл. США 1224,1 477,8 35,7 0,68 1.286
Окончание таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7 8
3 Нипро фарма млн долл. США 250,0 138,4 0,18 125
4 Киосера млн долл. США 187,5 88,4 94,1 0,42 1626
5 Фуджи Ксерокс млн долл. США 119,0 119,0 74,6 0,22 1.561
Итого: млн долл. США 3280,6 1104,4 424,9 20,09 5239,0
Примечание: агентство статистики высшего образования, 2015 В рамках данных проектов имеет место не только обоснованное использование современного оборудования, но и привлечение иных аналогичных проектов, а также стимулирование модернизации и развитие промышленности города Хайфон. Данные проекты являются не только очень важным средством для привлечения ПИИ в перспективе, но и мощной движущей силой стимулирования инвестиционной активности и дополнительных услуг на территории промышленных зон (таблица 3).
Таблица 3
Результаты осуществления ПИИ в рамках инвестиционного бизнеса
(до июня 2015 г.)
ПИИ
№ Содержание Количество проектов Размер инвестиций (млн долл.) Доля, %
1 Инвестирование на территории экономической зоны ДВКХ 97 5919,99 100,000
2 Инвестирование в объекты инфраструктуры и технопарки экономической зоны ДВКХ 6 811,16 13,702
3 Вторичное инвестирование в технопарки экономической зоны ДВКХ 91 5108,83 86,298
Классификация дополнительных проектов, основанных на инвестировании 5108,83 100,000
3.1 Строительство морских портов, офисных зданий, магазинов, объектов инфраструктуры 13 464,61 9,094
3.2 Производство 75 4639,96 90,823
3.3 Отток населения в города (из сельской местности), проектирование, распоряжение водными ресурсами 1 0,20 0,004
3.4 Финансы, услуги 2 4,05 0,079
Примечание: расчеты произведены автором на основе цифр, опубликованных агентством статистики высшего образования.
97 новых проектов с общим объемом инвестиций до 5919,99 млн долл. было привлечено в экономическую зону ДВКХ к июню 2015 г. Данные инвестиции на-
правлены на развитие инфраструктуры и дополнительное производство. В настоящее время существует шесть действующих проектов, объем капиталовложений которых составляет до 811,16 млн долл., или 13,7% объема ПИИ, вложенных в экономическую зону ДВКХ. Данные проекты выполняются согласно графику и обеспечивают создание инфраструктуры для иных проектов.
Таким образом, внутренняя организация процесса привлечения ПИИ позволила извлечь выгоду из всех недостатков, имевших место в Хайфоне и в экономической зоне ДВКХ в частности, что также помогает городу следовать курсу, направленному на модернизацию и развитие промышленного производства. Прямые иностранные инвестиции в большей мере направлены на финансирование большого количества проектов промышленного производства, требующих крупных инвестиций. Кроме того, ПИИ также направлены на финансирование проектов, относящихся к созданию и развитию объектов инфраструктуры, торговли и сферы услуг. Данная тенденция позволяет как увеличивать долю промышленного производства и услуг, так и поддерживать присутствующих на рынке местных производителей, а также сферу услуг.
Следует заметить, что деятельность по привлечению инвестиций в экономическую зону ДВКХ имеет положительные результаты. Большое внимание уделяется планированию деятельности, что, в свою очередь, создает условия для устойчивого развития на территории экономической зоны. Члены правления экономической зоны Хайфон совместно с подрядчиком, японской компанией «Никкен Секкей Сивил Инжиниринг Лтд» завершили Общий план застройки территории экономической зоны ДВКХ до 2015 года и находятся на финальной стадии утверждения деталей данного плана застройки. Благоприятный инвестиционный климат шаг за шагом позволяет достигать поставленных целей и создает хорошие условия для иностранных инвесторов. Стимулирование инвестиционной деятельности и поддержка инвестиционной активности теперь осуществляются на более технологичном и профессиональном уровне. Кроме того, стимулирование инвестиционной активности осуществляется благодаря успешному взаимодействию органов власти и компаний, чья деятельность связана с объектами инфраструктуры.
Привлечение финансирования в объекты инфраструктуры посредством ПИИ является успешным на территории ДВХК. Присутствие опытных и квалифицированных иностранных инвесторов помогает создать понятную, современную инфраструктуру и условия для профессионального сервиса на территории технологических парков экономической зоны ДВКХ. Быстрые темпы развития технопарков, находящихся в Динь Ву, Вьетнамско-Сингапурской промзоне стимулируют появление множества других дополнительных проектов. Предоставление инвестиционного сертификата позволило увеличить масштабы промышленной зоны в индустриальном парке Динь Ву. Кроме того, планируется реализация нескольких важных проектов в промышленной зоне Тран Дью, территория которой также расширена. Воплощение указанных проектов будет осуществлять множество новых квалифицированных местных инвесторов. Данная промышленная зона также успешно стимулирует появление множества иных дополнительных
проектов. К июню 2015 г. на территорию промышленной зоны Тран Дью было привлечено 29 проектов с прямыми иностранными инвестициями, общий объем капиталовложений в которые составил 1941,11 млн долл., на территорию Динь Ву - 31 проект с общей суммой капиталовложений, равной 1939,35 млн долл., во Вьетнамско-Сингапурской промышленной зоне, в свою очередь, осуществляется реализация 30 проектов с общим объемом инвестиций до 1313,17 млн долл.
Благодаря инвестиционной активности, направленной на объекты инфраструктуры, на территории ДВКХ была создана имеющая большое значение для развития города сеть объектов инфраструктуры долгосрочного значения. Развитие инфраструктуры на территории экономической зоны ДВКХ способствует стимулированию развития инфраструктуры и сферы услуг в городе.
На территории экономической зоны ДВКХ появилось множество дополнительных проектов. Количество проектов, финансируемых посредством ПИИ, увеличивается из года в год и общая сумма инвестируемых денежных средств достаточно значительная. Указанное способствует появлению тысяч новых рабочих мест для жителей из окрестностей города.
Кроме того, развитие экономической зоны ДВКХ позволило решить многие задачи, намеченные в стратегии развития города Хайфон, включая увеличение эффективности использования территории, создание средств предотвращения обесценивания инвестиций в процессе реализации проектов, расширение и увеличение объема производственных мощностей, стимулирование экономического роста и конкурентоспособности, развитие системы современной экономики в соответствии с современными тенденциями и увеличение доли экспорта, определение методов обмена современными средствами и технологиями, которые позволяют повысить уровень компетенции науки в городе, помощь в борьбе с безработицей, обеспечение дохода трудящихся и повышение профессиональных компетенций населения.
Проблемы, возникающие в случаях привлечения прямых иностранных инвестиций на территорию экономической зоны ДВКХ. Несмотря на положительную динамику на инвестиционном рынке, результаты привлечения капиталовложений в промышленные и экономические зоны до сих пор не оправдали ожидания жителей и резидентов города Хайфон, поскольку имеющиеся результаты не являются достаточно конкурентоспособными с учетом роли, места и потенциала города. Деятельность, направленная на стимулирование и привлечение ПИИ в промышленные парки и экономические зоны, сопряжена с большим числом проблем, которые необходимо решить.
Во-первых, объекты инфраструктуры за пределами промышленных парков и экономических зон не отвечают требованиям уровня развития внутренней инфраструктуры данных территорий, инфраструктура не создала благоприятные условия для эффективного привлечения ПИИ.
Во-вторых, меры политики, относящиеся к управлению земельными ресурсами: система возмещений и механизм поддержки граждан, чья земля изымается для размещения промышленных парков экономических зон, не отвечают
требованиям действительности (требования возмещения за освобождение участка, передача земли для реализации проектов по строительству объектов инфраструктуры для привлечения дополнительных проектов. Промышленные и экономические зоны теряют большое количество потенциальных проектов ввиду данных проблем.
В-третьих, модель управления не обновлена в достаточной мере для того, чтобы привлечь ПИИ и развить промышленные и экономические зоны в целом, а также экономическую зону ДВКХ в частности.
В-четвертых, размер капитала строительных компаний и обеспечивающих компаний (материалами, оборудованием, комплектующими и т.п), их способность стимулирования инвестиционной деятельности и объем услуг, предоставляемых клиентам (иным компаниям), неодинаковы. Навыки сотрудников многих компаний ниже среднего уровня, в связи с чем они не могут эффективно выполнять работу. Данная причина замедляет воплощение ряда проектов и беспокоит многих иностранных инвесторов при появлении новых проектов, относящихся к инфраструктуре, торговле и услугам.
В-пятых, большинство дополнительных проектов с ПИИ являются проектом средней активности (средний размер их финансирования составляет 56 млн долл.). Существует лишь 2 проекта с зарегистрированным размером капитала более 1 триллиона долларов, включая проект, участниками которого выступают компании «Бриджстоун» и ЭлДжи. Число высокотехнологичных проектов по-прежнему ограничено. На деловую активность многих компаний с ПИИ в промышленных и экономических зонах оказывают влияние иные факторы: неустойчивость экономик и компаний-принципалов и компаний учредителей, инвесторов владельцев проектов, заболевания, обстоятельства непреодолимой силы и внешние рынки. Деятельность данных компаний с ПИИ не является столь же эффективной, как ранее предполагалось, и налог, который они уплачивают в государственный бюджет, все еще остается низким.
Наконец, имеют место количественные и качественные ограничения человеческих ресурсов, которыми обеспечены данные промышленные и экономические зоны. Преобладает неквалифицированная рабочая сила, средний доход работников в промышленных зонах все еще остается низким, а разница между зарплатами различных работников по-прежнему огромна.
Данные ограничения существуют ввиду множества иных причин, как субъективных, так и объективных. В число объективных причин входят следующие: непоследовательность в осуществлении курса стимулирования инвестиционной активности; постоянное внесение серьезных поправок в правила, регулирующие налоговые и финансовые вопросы; снижение привлекательности инвестиционной политики промышленных зон; управление земельными владениями несопоставимо с требованиями реальности; медленное восстановление мировой экономики и экономики Вьетнама.
Субъективные причины включают следующие: ограниченность возможностей ряда инвесторов объектов инфраструктуры; государственные власти не проявляют
достаточную решительность при освобождении территорий, требуемых для реализации проектов, направленных на создание инфраструктуры; политика «одного окна» доказала свою неэффективность; управленческая модель не являлась подходящей с учетом требований развития территорий; недостаточность взаимодействия руководящего органа экономической зоны Хайфон и иных местных властей для создания в промышленных и экономических зонах благоприятных условий для компаний; программа, направленная на стимулирование инвестиционной активности, по-прежнему имеет ограничения.
Иекоторые важные меры для привлечения прямых иностранных инвестиций в экономическую зону динь ву кат Хай в городе Хайфон в контексте расширяющейся международной экономической интеграции
Новые условия для международной интеграции экономики Вьетнама. За последние годы во Вьетнаме значительно был ускорен процесс интеграции национальной и мировой экономики. Вступив в ВТо, Вьетнам заключил множество двусторонних и многосторонних торговых соглашений и стал резидентом нескольких региональных и международных зон свободной торговли. Вьетнам стал партнером Азиатского соглашения о свободной торговле. В 2015 г. завершились переговоры с Европейским союзом, а совсем недавно подписано Соглашение о свободной торговле с Европейским союзом. Сейчас Вьетнам активно выполняет последние действия, необходимые для официального вхождения в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии. В то же время Вьетнам активно участвует в переговорах о вступлении в Региональное всестороннее экономическое партнерство и Транс-тихоокеанское стратегическое экономическое партнерство (ТТП). Сейчас Вьетнамом уже подписано 15 соглашений о свободной торговле, также, как и Китаем, обе страны занимают лидирующие позиции в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Благодаря активной деятельности Вьетнама, направленной на интеграцию национальной и мировой экономики, страна вошла в группу лидирующих государств, которые создают благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций.
Соглашения о свободной торговле нового типа позволили не только расширить рынок товаров, но и создать прекрасные возможности для привлечения проектов с ПИИ, позволяющих направить поток инвестиционного капитала во Вьетнам, понизив объем оттока капитала местных инвесторов из страны. Иностранные инвесторы и партнеры, с которыми Вьетнам подписал соглашения о свободной торговле, увеличат объем инвестиций, направленных на финансирование реализуемых на территории Вьетнама проектов, чтобы получить экономическую выгоду в соответствии с заключенными соглашениями о свободной торговле.
Как город, имеющий благоприятное географическое расположение, Хайфон, определенно, обладает множеством возможностей получения потоков инвестиционного капитала в период действия соглашений о свободной торговле.
Меры
Правильное определение роли и значения экономической зоны Динь Ву Кат Хай для социально-экономического развития города Хайфон в контексте усиливающейся международной экономической интеграции. Экономическая зона ДВКХ играет важную роль в социально-экономическом развитии Хайфона и является основным экономическим центром на севере страны. С целью создания экономической зоны ДВКХ были привлечены планируемые инвестиции, в связи с чем сейчас важно определить точно роль данной экономической зоны. В контексте повышающейся региональной и международной экономической интеграции после официального создания Азиатского экономического сообщества и вступления в силу новых соглашений о свободной торговле экономическая зона ДВКХ станет открытой территорией, на которой возможно привлечение и получение нового потока ПИИ.
Осуществление коренных преобразований мнения бизнеса и механизма управления, укрупнение предприятий, создание благоприятных доступных условий, позволяющих получить все преимущества возможностей привлечения потоков инвестиционного капитала на современном этапе. В соответствии с генеральным планом развития экономической зоны ДВКХ является привлекательной территорией для осуществления проектов, предполагающих ПИИ. Однако необходимо изменить взгляды управляющих органов (в том числе компаний) на различные вопросы, начиная с порядка осуществления контроля и до взаимодействия с предприятиями, поддержки предприятий всем необходимым и создания все необходимых доступных условий для привлечения проектов с ПИИ в новых условиях.
Осуществление коренных преобразований моделей управления, инициативное делегирование управленческой власти, создание преимуществ для развития экономической зоны ДВКХ, проведение исследований и представление подходящих моделей особых экономических парков на территории экономической зоны ДВКХ. Для повышения эффективности менеджмента экономических зон предполагается проведение исследования и представление предложения по созданию службы административного управления экономической зоны ДВКХ, которая сможет заменить существующие органы власти данной экономической зоны. Необходимо провести исследование и применить данную особую модель управления, способную повысить конкурентоспособность всей территории. Применение особой модели экономического парка может позволить экономически развить орган самоконтроля на территории экономической зоны ДВКХ, способный применять особые меры и иметь хорошие возможности для ускорения привлечения инвестиционных капиталовложений и развития экономических зон.
Повышение ликвидности капитала, строительство и развитие объектов инфраструктуры на территории и за пределами экономических зон. Стимулирование процессов строительства, создание предела прочности в построении системы объектов инфраструктуры экономической зоны ДВКХ являются важными требованиями и главной мерой создания благоприятной среды для привлечения проектов, финансируемых посредством ПИИ. Однако объекты инфраструктуры
должны быть построены не только на территории экономической зоны, но и за ее пределами.
С целью повышения ликвидности капитала, выделяемого для финансирования развития объектов инфраструктуры, необходимо применить новые способы повышения ликвидности, учитывающие преимущества всех видов ресурсов: государственные субсидии; капиталовложения частных инвесторов; официальная помощь в целях развития, предоставляемая Комитетом содействия развитию организации экономического сотрудничества и развития; ПИИ и финансирование, получаемое от государственно-частных партнерств. одним из наиболее простых способов является учреждение финансовой компании, которая будет осуществлять инвестирование проектов, направленных на развитие экономической зоны. Данная мера может позволить повысить ликвидность капитала во Вьетнаме и за рубежом посредством выпуска акций строительной экономической зоны.
Совершенствование правового регулирования, создание генератора развития экономической зоны ДВКХ; создание структуры, осуществляющей изменение стратегии развития. С целью своевременной и эффективной реализации указа № 164/2013/КВ-СР всем министерствам, функциональным подразделениям были направлены распоряжения (в одной форме были направлены в органы управления промышленными и экономическими зонами во всех городах и иных населенных пунктах страны) об определении задач государственного управления на территории промышленных и экономических зон; о необходимости решения такой важной задачи, как укомплектование аппарата управления промышленных и экономических зон на всех уровнях власти, от центрального до местного; о необходимости принятия законов, направленных на создание правовой формы для разрешения проблем и устранения недоработок, возникающих по вине органов государственного управления на территориях промышленных и экономических зон.
Необходимо провести исследование и предложить создание структуры, которая сможет заниматься разработкой изменений стратегии развития экономической зоны ДВКХ с учетом местных особенностей с целью привлечения зарубежных и местных инвесторов. Создание отдела административного управления экономической зоной ДВКХ сможет повысить эффективность управления и будет способствовать развитию экономической зоны, а также позволит сделать более доступным осуществление деятельности на территории экономической зоны.
Развитие особых промышленных парков, повышение количества и качества привлекаемых инвестиций. Иностранные инвесторы обычно объединяются в одну инвестиционную ассоциацию, в связи с чем они могут говорить на одном языке и оказывать друг другу поддержку. В особенности, когда инвесторы, финансирующие объекты инфраструктуры, и иные инвесторы являются резидентами одного государства, возможность привлечения инвестиционного капитала целесообразна в полной мере. Для развития данной первой успешной формы экономической зоны в ДВКХ следует обратить внимание на Японскую промышленную зону, Южнокорейскую промышленную зону с целью привлечения большего потока капитала из этих стран.
Создание высокоспециализированной промышленной зоны также привлекательно для инвесторов. Для того чтобы получить значительный положительный результат, необходимо создание подходящей системы объектов инфраструктуры и развитие поддержки промышленных предприятий, которые обеспечивают крупные проекты комплектующими и запасными частями. Предполагается, что будет проведено исследование, в результате которого будет предложено создание 01 промышленной зоны, специализирующейся на поддержке промышленности и создании благоприятных условий для роста поддержки промышленных предприятий.
Для усиления потока привлекаемых инвестиций к высокотехнологичным проектам, безотходному производству необходимо предложить создание высокотехнологичного парка в экономической зоне ДВКХ по аналогии с экономическими зонами в городах Ханой и Хошимин.
Инновационная деятельность, отраслевая специализация, повышение качества стимулирования инвестиционной деятельности и усиление мер инвестиционной поддержки. осуществление инновационной деятельности и отраслевая специализация, повышение качества стимулирования инвестиционной активности посредством взаимодействия компаний, осуществляющих строительство объектов инфраструктуры, способствуют появлению дополнительных проектов, направленных на обеспечение промышленных компаний. Для рационализации деятельности по предоставлению информации необходимы профессиональное изменение дизайна веб-сайта и выбор поставщика услуг по размещению информации на веб-узлах, чей канал связи надежен и гарантированно будет бесперебойно работать 24 часа 7 дней в неделю. Необходимо создать идентификационный раздел консалтинговой компании «ХЕЗА», разместить информацию о порядке работы персонала компании «ХЕЗА» и иных центров.
С целью усиления поддержки обеспечения человеческих ресурсов важно соответствие требованиям инвестиционного проекта, предъявляемым к качеству и количеству. Необходимо ускорить деятельность по трудоустройству выпускников колледжей, скоординировать взаимодействие консалтинговой компании «ХЕзА» с колледжами и университетами, расположенными в городе Хайфон, для прохождения обучения персонала в соответствии с требованиями инвестиционных проектов. Кроме того, требуется развитие социальных проектов с целью привлечения прошедшего обучение персонала из города, а также окрестностей к работе и проживанию на территории экономической зоны ДВКХ.
1. Introduction
DVCH economic zone was established under the Decision 06/2008/QB-TTg dated Jan.10th 2008 and the Decision 69/2011/QB-TTg dated Dec. 13th 2011 of Prime Minister of Vietnam.
Under the Decision 39/2013/QB-TTg dated June 27th 2013 of Prime Minister, DVCH economic zone was enlarged up to 22.540 hectares (Prime Minister, 2013)
DVCH economic zone has been planned to be an economic complex; a multi-industry marine economic and multi-sphere centre, a modern, commercial, industrial and tourist city; in the economic zone there are Tariff area and Non-tariff area; in the Tariff area there are Industrial zone, commercial zone, urban zone, entertainment zone, international deep sea-port and port logistics service system; a door to international integration for Vietnam and the dynamic power for Hai Phong and other provinces in Northern major economic area of Vietnam.
At present, in the DVCH economic zone there are 08 industrial parks, whose Detailed Plans have been approved and granted the Certificate of Investment with the total natural land provided up to 3.412,33 hec and industrial land provided up to 1.023,76 hec, in which 07 industrial parks and 12 industrial park infrastructure projects have been realized (Hai Phong Economic Zone Authority, 2014) (HEZA).
Based on its scale and its favourable place, DVCH economic zone is ranked in the group of 5 coastal economic zones which are especially invested by the national budget for the period of 2012 - 2015 (Document number 1231/TTg-KTTH dated 17th August 2012).
In the strategy developing DVCH economic zone, to attract investment capital sources, especially FDI has an extreme important role. Since the first day of establishment, Hai Phong Economic Zone Authority (HEZA) has focused in all issues related to planning activities, reforming administrative formalities and creating favourable environment for foreign investors. Due to the favourable geography position, general economic model and being situated in the city having tradition in developing industries and sea ports, as well as investment incentive policies specially reserved for economic zones, Dinh vu-Cat hai Economic Zone has being vigorously developed and being gained satisfactory results. However, facing with more and more severe competition from other regions in Vietnam and other countries nearby, as well as internal disadvantages, to intensify attracting FDI in to DVCH Economic Zone in Hai Phong city, a series of effective specific resolutions are required.
2. Real situation of attracting FDI to DVCH economic zone
2.1. Achievements
Since establishment in 2008, DVCH economic zone, due to its favourable investment policies, has become a main investment attracting point in the system of Hai Phong economic zones. DVCH economic zone attracts most of investment capital in a sense of both quality and quantity. After 5 years establishment, DVCH zone has achieved these following positive results (table 1).
Until June 2015, there are 189 FDI projects invested in Hai Phong economic zones and industrial zones, account for 7 461,95 millions USD (Investment promotion centre HEZA, 2015), in which FDI projects invested in DVCH economic zone account for 97 projects, equivalent to 51,32% of all projects invested in Hai Phong economic zones, total capital is up to 5.919,99 millions USD, accounts for 79,33% of the whole system.
DVCH economic zone is set up like an economic complex model creates lots of attraction in foreign investors' eyes. Some industrial parks in DVCH economic zone, including Dinh Vu, VSIP, Trang Due, after applying many promotion activities for foreign investors, has proved its attraction to foreign investors' eyes. Another reason which creates attraction for foreign investors should be counted in is the deep and large integration of Vietnam into the world economy and the area economy after being a member of WTO. It is also believed that the capital flow from foreign investors will rocket up when Vietnam finishes all procedures to join AEC, EVFTA and TPP.
Table 1
FDI in DVCH economic zone for the first six months of 2015
No Year Projects Total investment capital (million USD) Average capital (million USD) FDI capital
Number of projects +/-Difference (previous year) Value +/-Difference (previous year) Value +/-Difference (previous year) Value (million USD) (%)
1 Before 2008 3 98,29 32,76 84,83 86,3
2 2008 5 2 374,50 276,22 74,90 42,14 352,13 94,0
3 2009 1 -4 116,86 -257,65 116,86 41,96 81,80 70,0
4 2010 4 3 42,79 -74,07 10,70 -106,16 40,21 94,0
5 2011 10 6 617,76 574,97 61,78 51,08 443,73 71,8
6 2012 13 3 1.756,40 1.138,64 135,11 73,33 1.756,40 100,0
7 2013 15 2 1.803,78 47,38 120,25 -14,86 1.803,78 100,0
8 2014 23 8 841,52 -962,27 36,59 -83,66 775,37 92,1
9 6T2015 23 268,09 11,66 266,86 99,5
Total 97 5.919,99 61,03 5.605,10 94,7
Source: HEZA, 2015
In 2008, only 5 FDI projects in the total of 13 FDI projects invested in Hai Phong economic zone were put into DVCH economic zone, this number accounted for only 374 millions USD, equivalent to 52,8% of the whole economic zone system in Hai Phong. In 2009, DVCH economic zone had only one project invested in the infrastructure of Nam Dinh Vu 2 industrial park. This project came from three joint ventures, including Hongkong, Belgium and Vietnam, in which capital from foreign investors accounted for 70% of total capital. This project was also the only one project invested in Hai Phong economic zone and industrial zone at that moment. In 2010, there were only 4 projects invested in DVCH economic zone with the total investment capital up to 42,79 millions USD, equivalent to 69,2% total FDI capital invested in Hai Phong economic zones and industrial zones. Eventhough the number of projects invested in DVCH economic zone is not high, these above figures show that for the period 2008 - 2010, average investment capital per project invested in DVCH economic zone is higher than that of other economic zones and industrial zones in Hai Phong. These figures also illustrate that projects invested in DVCH economic zone have bigger scale than those invested in other economic zones and industrial zones in Hai Phong.
Since 2011, FDI capital invested in DVCH economic zone has been always accounted for 98% total FDI capital invested in Hai Phong economic zones, FDI projects invested in DVCH economic zone has also been accounted for 85% total projects invested in all economic zones and industrial zones in Hai Phong. These figures prove that the important role of DVCH economic zone is undeniable and the establishment of DVCH economic zone has got an initial success.
Due to the recovery of global economy and Vietnam economy, together with many innovations from Hai Phong Economic Zone Authorities in investment promotion activities, administrative formalities clearance and simplification, DVCH economic zone attracts many good quality investment projects. Since 2010, many big projects are invested in this economic zone, including: Kyocera Mita project in VSIP industrial park which produces offices facilities, values up to 187.5 million USD; International container seaport with registered capital up to 321 million USD from two joint ventures Vietnam and Japan; Project from Bridgestone Corporation, Japan with total investment capital up to 1.2 billion USD in Dinh Vu industrial park; pharmacy project from Nipro Pharma Japan with registered capital up to 250 million USD; project for producing printers and mutil- function photocopy of Fuji Xerox Singapore in VSIP industrial park with total capital up to 119 million USD; Projects related to manufacturing and assemblying high techonology products, intelligent phones of LGE to Trang Due Industrial Park with total registered capital up to 1.5 billion USD.
These projects not only use modern facilities with value added and are able to attract other related projects, but also push up the modernization and industrialization in Hai Phong City. These projects are not
only the very important premises for attracting FDI capital in the coming time but also a dynamic power for pushing up investment activities and supplement services in industrial zones. Table 2.2 shows more details.
Table 2
Real situation of some big FDI projects in DVCH Economic Zone
No Company/Project Unit Capital Accumilated investment Capital from beginning Revenue 6 months 2015 Tax 6 months 2015 Labours (person)
1 LG Million. USD 1.500,0 280,8 265,1 21,40 643
2 Bridgestone Million. USD 1.224,1 477,8 35,7 0,68 1.286
3 Nipro Pharma Million. USD 250,0 138,4 0,18 125
4 Kyocera Million. USD 187,5 88,4 94,1 0,42 1.626
5 Fuji Xerox Million. USD 119,0 119,0 74,6 0,22 1.561
Total Million. USD 3.280,6 1.104,4 424,9 20,09 5.239,0
Source: HEZA, 2015
Based on investment aspects, until June 2015, DVCH economic zone has attracted 97 new projects with total investment capital up to 5,919.99 million USD to two investment groups: Infrastructure development and Secondary manufacturing. At present, there are six projects in progress with total registered capital up to 811.16 million USD, account for 13.7% of total FDI capital invested in DVCH economic zone. These projects are working on time and ensure the infrastructure for other secondary projects.
Table 3
Results of FDI capital based on investment industry (until June/2015)
No Content FDI
Number of projects Investment capital (million USD) Proportion (%)
1 Investment into Dinh VÜ - Cat Hai economic zone 97 5.919,99 100,000
2 Investment on infrastructure and industrial parks in DVCH economic zone 6 811,16 13,702
3 Secondary investment in industrial park of DVCH economic zone 91 5.108,83 86,298
Classification of secondary projects based on investment aspects Phan loai du an thu cap theo linh vuc dau tu 5.108,83 100,000
3.1 Build up seaports, offices, stores, logistic 13 464,61 9,094
3.2 Manufacturing 75 4.639,96 90,823
3.3 Urbanization, construction, water disposal 1 0,20 0,004
3.4 Commerce, Service 2 4,05 0,079
Source: Figures summarization of author based on figures from HEZA
In general, industry structure in attracting FDI has made use of all advantages of Hai Phong in general and DVCH economic zone in particular, it also helps the city to follow the modernization and industrialization. FDI focuses on industry with great number in both amount of capital and number of projects. Besides, FDI also focuses on projects related to infrastructure, commerce and services. This reasonable structure helps to increase investment proportion on industry and services, as well as helps to support for the current local industry and services.
It can be seen that the investment attracting activities to DVCH economic zone have achieved positive results. Plan activity is paid much attention and this also creates a stable development environment for the economic zone. The Board of Management of Hai Phong economic zone together with contractor Nikken Sekkei Civil Engineering Ltd, Japan have finished the General Construction Plan for DVCH economic zone until 2025 and are on the way to finish other Details Plans.
Investment environment is step by step improved towards explicitness, creates good conditions for foreign investors. Investment promotion activities and investment support activities are innovated and more professional. Besides, there is a very good cooporation between the authorities and infrastructure companies in promoting investment activities.
DVCH has been successful in attracting FDI invested in infrastructure. The presence of experienced and qualified foreign investors helps to create a comprehensive, modern infrastructure and professional services environment for industrial parks in DVCH Economic Zone. Dinh Vu, VSIP industrial parks are deployed at a very quick pace, attracts many other secondary projects. Dinh Vu Industrial Park is granted the Investment Certificate for Second Phrase and widened the scale for industrial land. Besides, many other qualified domestic investors are chosen to implement some important projects in Trang Due Industrial Park which is also widened the scale of industrial land for implementing the Second Phrase. This Industrial Park also strongly attracts many other secondary projects. Until June 2015, Trang Due Industrial Park attracts 29 FDI projects with the total capital up to 1.941,11 millions USD, Dinh Vu Industrial Park attracts 31 projects with total capital up to 1,939.35 millions USD and VSIP has 30 projects with total capital up to 1.313,17 millions USD.
Investment activities related to constructing infrastructure in DVCH has created a system of infrastructure with long-life value which supports for the infrastructure development of the city. The development of infrastructure in DVCH Economic Zone helps to push up the development of city infrastructure comprehensively and creates the services system of the city.
DVCH Economic Zone has attracted many secondary projects. The number of FDI projects increases year by year and the total capital invested is also very satisfactory. It helps to create thousands jobs for labours of city the vicinity.
Besides, the development of DVCH Economic Zone has helped to deal with many strategic missions of Hai Phong City, including: increases the effectiveness of land using; remedies the rag investment in development; widens and increases the manufacturing capacity; pushes up the economic development and competitiveness competence; helps to move economic structure towards modern trend and export-oriented; approaches modern facilities and technology transference which helps to increase the science competence of the city; helps to deal with unemployment, ensures the income for labours and increase the professional qualifications for human resources.
2.2. Difficulties in attracting FDI to DVCH Economic Zone
Although there are positive movements in attracting investment, the results of attracting investment to Industrial Parks and Economic Zones still do not meet up the expectation of Hai Phong city, these results are still not compatible with the role, position and potentials of the city. Activities for promoting and attracting FDI to Industrial Parks and Economic Zones contain lots of problems which should be dealt with
Firstly, infrastructure outside the Industrial Parks and Economic Zones does not meet the requirements of the development inside, the infrastructure has not created favourable conditions to attract FDI effectively
Secondly, policies related land management, such as compensation and support mechanism for citizens whose land are taken back for Industrial Parks and Economic Zones, have not met the requirements of reality, compensation for clearing the ground, and land transference to implement infrastructure projects in order to attract other secondary projects. These difficulties make Industrial Parks and Economic Zones lose many potential projects.
Thirdly, management model has not been innovated enough to have stunning policies to attract FDI and develop Industrial Parks and Economic Zones, in general and DVCH Economic Zone, in particular.
Fourthly, construction companies and infrastructure companies are not equal in capital capacity, investment promotion ability and customer services for secondary companies. The competence of many companies is lower than that of average and can not operate effectively. This situation slows down the implementation of some projects and hesitates many foreign investors to approach new projects related to infrastructure, commerce and services.
Fifthly, most of secondary FDI projects have average capacity (the average capital is about 56 million USD). There are only two projects with the registered capital is above 1 billion USD, including Bridgestone and LGE. Projects of high technology are still limited. Business activities of many FDI companies in Industrial Parks and Economic Zones are affected by other factors, including: the fluctuation of other economies and parents companies, project owner investors, disasters and international markets. Business activities of these FDI companies are not as effective as expected and the tax they pay for national budget is still at low level.
Finally, human resources provided to these Industrial Parks and Economic Zones are limited in both quantity and qualification. Un-trained labours are in large proportion, average income of labours in Industrial Parks is still low and the gaps of salary among labours are still huge.
These limitations exit because of many other reasons, from both subjective reasons and objective ones. Objective reasons are including: Investment promotion policies are not synchronous and inconsistent; Tax promotion and financial promotion policies are continuously adjusted tightly; Investment environment in Industrial Parks is increasingly unattractive; Land management policies are not compatible with the reality's requirements; and the slow recovery of international economy and national economy.
Subjective reasons are including: the capacity of some infrastructure investors is limited; Authorities are not determined in clearing ground for implementing infrastructure projects; "One - door" policy has not proved its effectiveness; Management model has not been suitable to the development's requirements; The corporation between Hai Phong Economic Zones Authorities and other local Authorities is not clear enough to create favourable conditions for companies in Industrial Parks and Economic Zones; Investment Promotion activities are still limited.
3. Some major measures to attract FDI into DV-CH economic Zone in Haiphong city in the context
of intensifying international economic integration
3.1. The new context for international economic integration of Viet Nam
In recent years, Viet Nam has speeded up activities for international economic integration process. Having joined WTO, Viet Nam signed a lots of bilateral and multilateral trade agreements and became members of some regional and international free trade zones. Viet has become a partner of Asean FTA and in 2015 Viet Nam completely ended fundamental negotiations with Europen union and has lately signed the Free Trade Agreement with Economic Asian European Union - VN- EAEU FTA, now Viet Nam is actively fulfilling the final procedures to join formally ASEAN ( AEC). AT the same time Vietnam actively has negotiation on Regional Comprehensive Economic Partnership(RCEP) and Trans-Pacific Strategic Economic Partnership(TPP). Up to now, Vietnam has signed 15 Free Trade Agreements, equivalently with China and occupies the first place in ASEAN. Vietnam's activeness to integrate into global economy is valued to be the first top group in the world (Informet, 2015) - To quickly open, to deeply integrate, to create favourable opportunities for turning Vietnam to be the most attractive address for FDI in the region.
The new-type Free trade agreements not only broaden the commodity market but also produce good opportunities for attracting FDI projects, transferring investment capital flows into Vietnam, so many Vietnamese investors could have investmen preferential cpital flows. Foreign investors and the partners with whom Vietnam has signed FTAs will increase their investment into Vietnam to get economic benefits from FTAs
Being one of provinces that has favourable geographic location situated on the way to the sea in the North, Haiphong certainly has a lots of opportunities to get new investment capital flows when the FTAs operating.
3.2. Measures
3.2.1. Identifying correctly the role and importance of DVCH economic zone in the socio-economicsde-velopment strategy of Haiphong in the context strengthening international economic integration.
DVCH economic zone has an important role for socio-economic development of Hai phong and major economic hub in the Norh. In order to make the DVCH economic zone be realized and attract investment capital in conformity with plan and process, it is necessary to identify exactly the role of Ecomic Zone. In the context of intensifying regional and international economic integration, after AEC formed officially and new FTAs put into operation, the Dinh vu- Cat hai economic zone should be an open territory where new FDI capital flows could be attracted and received.
3.2.2. Realizing perestroika in business thought and management mechanism, companying with enterprises, making convenient conditions available, taking full advantages of opportunities to get all investment captalflows in the new period.
Being one of provinces that has propitious geographic location situated on the way to the sea in the North of Vietnam, Haiphong certainly has lots of opportunities to get new investment capital flows when the FTAs are operating. According to the general plan, the DVCH economic zone is an attractive territory to FDI projects. However, it is necessary to change management thought from controlling to companying with enterprises, support enterprises with their necessities, and making all necessary conditions available for FDI projects in the new context.
3.2.3. Realizing perestroika in management model, initiatively handling authority over, creating advantages for developing Dinh vu- Cat hai economic zone, reaserching and proposing suitable model of the special economic park in the DVCH economic zone.
In order to increase effectiveness in executive management producing differences and fascination for the Economic zones, there would be researching and proposing to establish administrative power office in the Dinh vu-Cat Hai economic zone replacing the current Autority in the Zone. It would be necessary for the DVCH economic zone to research and apply this special model, help increase competitive capacity for the whole zone. If the special economic park model was applied, the DVCH economic zone would develop its self-control power, could apply special mechanism and have good opportunities in speeding up to draw investment capital, and to develop the economic zones
3.2.4. Strengthening to mobilize all capital sources, building and developing technical infrastructure system in and out economic zones
To push up construction process, to create the break point in building infrastructure system of DVCH economic zone is urgent requirement and major measure producing favourable environment attractive FDI projects. Not only infrastructure inside the fences of the zone but also infrastructure sytem out side the zone should be built.
In order to mobilize capital for developing infrastructures system, it is necessary to apply new mobilizing methods taking full advantages of all state resources from government budgets and from private investors, fully expoit ODA, FDI and PPP resources. One of the realizable capital channels is to set up a financial company for economic zone development investment, that can mobilize capital in Viet Nam and abroad by issuing building economic zone stocks.
3.2.5. Improving legal regulation, creating dynamo to develop DVCH economic zone; establishing turning-point policy structure, speeding up the reform to build attractive investment environment.
To realize the decree No: 164/2013/NB-CP in time and effectively, all ministries, function branches have soon issue guidance documents that are unified among industrial, economic zone authorities in cities and provinces in the whole country, that carry out the mission of state management on industrial and economic zones; at the same time, it is eargent task to complete the management apparatus of industrial, economic zone authorities from the centre government to local government; issuing industrial, economic zone laws in order to create the legal form to resolve difficulties and shortcomings resulted from state management in these zones.
Hai Phong city should research and propose a turning-point policy structure for Dinh vu-Cat hai economic zone in order to create a distinctions of its own and attraction to investors in Viet Nam and abroad. To establish administrative power office in DVCH economic zone is to heighten management effect and develop economic zone, to ensure comprehensiveness in performance of economic zone.
3.2.6. Developing specific industrial parks, heightening quality and effect of attracing investment.
The foreign investors usually gather together in one investment association, so they often have common language and support each other. Especially, in case the infrastructure investors and other investors coming from the same country, the capacity attracting investment capital is feasible completely. To develop this first successful form of economic zone, there would be taken into consideration to establish Japanese industrial park, South Korean industrial park in DVCH economic zone in order to draw more capital flows from these countries
To establish highly-specialized industrial park is also attractive to investors. However,in order to have real effect there should build suitable infrastructure system and develop support industrial enterprises supplying the large project with components and spare parts. If possible, there should research and propose
initiatives to establish 01 industrial park specialized in support industry and producing good conditions to grow support industrial enterprises.
In order to strengthen drawing investment by transferring high technology, non-waste technology Hai Phong city should make a proposal to establish a high-tech park in the Dinh vu-Cat hai economic zone, like Ha Noi and Ho Chi Minh City did.
3.2.7. Innovation, specialization, heightening the quality of investment promotion and strengthening investment support activities.
Realizing innovation and specialization, heightening the quality of investment promotion by co-ordinating companies building infrastructures help to attract the secondary projects with support industrial enterprises. Increasing the quality and skillness of the investment promotion centre, job-commend centre, and investment service consultation of economic zone in Hai phong. To innovate information supply activities the website should be redesigned professionally and scientifically and choose the hosting service supplier whose data link is strong and guaranteed to work 24/7 without interrupt. To design identification section for HEZA, specialize working manner of the the staff of HEZA and centres.
To reinforce human resource supply meeting requirements of investment project on quantity and quality. To speed up activities of occupational college belonged to HEZA co-ordinate with other colleges and universities located in Haiphong to train human resource in conformity with the demand of investmen projects. To develop social projects in order to attract the trained-labour resource from city's regions and from other provinces nearby to live and work in Dinh vu-Cat hai Economic zone.
1. Hai Phong Economic Zone Authorities (2014), Report of construction and development of Industrial Parks and Economic Zones in the context of Reforming Period, Hai Phong
2. Hai Phong Economic Zone Authorities (2015), Report of assessment on social-economic situation in June and for the first six months of 2015, Hai Phong
3. Hai Phong Economic Zone Authorities (2015), General Data about investment into Hai Phong Industrial Parks and Economic Zones, Hai Phong
4. Infonet (2015), Vietnam is in highest rank in ASEAN on FTAs sign, http://infonet.vn/viet-nam-dung-dau-asean-ve-ky-ket-hiep-dinh-thuong-mai-tu-do-post172769.info
5. Prime Minister (2013), Decision 39/2013/QD-TTg about adjustment and supplement of the Operation Regulation of DVCH Economic Zone, Hai Phong City, dated 27 June 2013
6. Hai Phong Economic Zone Authorities HEZA (2015), News on investment promotions to Hai Phong Industrial Parks and Economic Zones for second quarter 2015, Hai Phong
© Сон, Н.Т., 2016 © Старкова, Г.П., 2016
для цитирования: Сон, Н.Т. Прямые иностранные инвестиции в экономическую зону Динь Ву Кат Хай в городе Хайфон (Вьетнам) в условиях усиливающейся международной экономической интеграции / Н.Т. Сон, Г.П. Старкова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 1. - С. 7-26.
For citation: Son, N.T. Solutions to attract FDI into DVCH economic Zone in Haiphong, Vietnam in the context of intensifying international economic integration / N.T. Son, G.P. Starkova // ^e Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 1. - P. 7-26.
Дата поступления: 24.02.2016.