Лабудин А. В., Нгуен Ван Лок, Нгуен Тхи Нян |
Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме: итоги, достижения, проблемы и перспективы §
го
Лабудин Александр Васильевич ^
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) о
Заведующий кафедрой финансового менеджмента
Доктор экономических наук, профессор, академик МАН ВШ РФ m
labudin59@mail .ru
Нгуен Ван Лок
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
Аспирант кафедры экономической теории
Нгуен Тхи Нян
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет Аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита nguyennhan@mail .ru
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются прямые иностранные инвестиции как важнейший фактор экономического развития Социалистической Республики Вьетнам на новейшем отрезке ее исторического пути. Даются основные статистические показатели объема и структуры прямых иностранных инвестиций, в том числе в динамике. Рассматриваются условия, в том числе институциональные, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Вьетнама, проблемы и противоречия, возникающие в этом процессе, а также высказываются предложения по их разрешению.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
прямые иностранные инвестиции, виды экономической деятельности, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвесторы, инфраструктура, организации с участием иностранного капитала
Labudin A. V., Nguyen Van Loc, Nguyen Thi Nhan
Direct Foreign Investments in Vietnam: Results, Achievements, Problems and Оutlook
Labudin Alexander Vasilyevich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint- Petersburg)
Head of the Chair of the Financial Management
Doctor of Science (Economy), Professor,
Academician of the International Academy of Science of the Higher School of Russian Federation [email protected]
Nguyen Van Loc
Saint-Petersburg State Forest Technical University (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Graduate Student of The Department of Economic Theory
Nguyen Thi Nhan
Saint Petersburg State Forest Technical University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate Student of the Department of Accounting and Auditing [email protected]
< ABSTRACT
Direct foreign investments, being the critical factor of the development of the Socialist Republic of q vietnam at the modern stage of its historical path, are discussed in the article. The main statistical
1 data on the volume and structure of direct foreign investments, including their dynamics, are pro-
v vided. Conditions, including the institutional framework, of attracting direct foreign investments in
the economy of vietnam, problems and contradictions arising in this process are discussed. Suggestions for their resolutions are also provided.
§ KEYWORDS
direct foreign investments, types of economic activity, investment attractiveness, investment climate, investors, infrastructure, entities with foreign participation
Одним из основных приоритетов современного этапа экономического развития Вьетнама является расширение и повышение эффективности его участия в региональной и мировой экономике. Особый интерес представляет то, как страна, экономические связи которой до начала 1990-х гг. были практически полностью ориентированы на социалистические страны блока СЭВ, смогла за довольно короткий промежуток времени перестроить весь комплекс внешнеэкономических связей, провозгласить политику «открытых дверей», начать ускоренную интеграцию в региональные и мировые хозяйственные связи и привлекать большой объем иностранных инвестиций в свою экономику.
Закон СРВ от 29 декабря 1987 г. «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме» был первым законом, принятым с целью создания необходимого правового поля в области привлечения иностранных инвестиций. В конце августа 2001 г. было принято Постановление правительства № 09/2001/NQ-CP о привлечении и повышении эффективности прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в СРВ, определяющее основные задачи и планы привлечения иностранных инвестиций, а также пути достижения поставленных задач. Первостепенными были названы следующие задачи: разработка списка проектов, требующих привлечения иностранных инвестиций, продолжение совершенствования законодательной базы, регламентирующей прямые иностранные инвестиции; повышение эффективности государственного управления, совершенствование административных процедур; ускорение мобилизации капиталов, инвестиционного процесса; работа по подготовке кадров, технического персонала, действующего в секторе экономики с прямыми иностранными инвестициями.
Суммарный приток ПИИ в экономику Вьетнама по итогам 2011 г. составляет более 11 млрд долл. Сегодня в стране иностранный капитал участвует в финансировании более 7000 проектов с общим объемом инвестиционного капитала 60,8 млрд долл., из них в активной стадии находится около 6000 проектов с объемом инвестиций 44,6 млрд долл. (табл. 1).
Прямые иностранные инвестиции играют важную роль в экономике Вьетнама: доля компаний с ПИИ в 2010 г. составила (подробнее — см. табл. 2) 18,7% к ВВП, 43,2% в области промышленного производства, 47,3% объема экспорта, 18,4% общих доходов госбюджета. Косвенно эффект от ПИИ был еще более значительным с учетом того, что некоторые работы производились через субподрядчиков и поставщиков.
С одной стороны, Вьетнам обеспечивает более высокую эффективность ПИИ в расчете на каждую 1000 долл.: во Вьетнаме (1999) — 56 долл. США. Это выше, чем в Таиланде (49 долл. США), Малайзии (47), Китае (41), более чем в 2 раза выше, чем в среднем по АСЕАН (21). С другой стороны, размеры прямых иностранных инвестиций, привлеченных во Вьетнам, по региональным меркам весьма скромны (объем ПИИ во Вьетнам составляет около 2% ПИИ в Китай) [6, с. 12], но
Зарегистрированные организации и реализованный капитал ПИИ (1988-2011),
млн долл. о
Год Лицензии Зарегистрированный капитал Реализованный капитал
1988 37 341,7 нет данных
1989 67 525,5 нет данных
1990 107 735,0 нет данных
1991 152 1291,5 328,8
1992 196 2208,5 574,9
1993 274 3037,4 1017,5
1994 372 4188,4 2040,6
1995 415 6937,2 2556,0
1996 372 10 164,1 2714,0
1997 349 5590,7 3115,0
1998 285 5099,9 2367,4
1999 327 2565,4 2334,9
2000 391 2838,9 2413,5
2001 555 3142,8 2450,5
2002 808 2998,8 2591,0
2003 791 3191,2 2650,0
2004 811 4547,6 2852,5
2005 970 6839,8 3308,8
2006 987 12 004,0 4100,1
2007 1544 21 347,8 8030,0
2008 1557 71 726,0 11 500,0
2009 1208 23 107,3 10 000,0
2010 1237 19 886,1 11 000,0
2011 1002 13 843,6 11 100,0
Итого 14 814 228 159,2 89 045,5
Источник: Генеральное управление статистики Вьетнама 2011 г.1.
это небольшое количество достигает высоких значений для народного хозяйства из-за относительно небольшого размера экономики Вьетнама (ВВП в 2010 г. — 101 млрд долл.).
ПИИ пришли во Вьетнам из 183 стран мира, но крупнейшим иностранным инвестором с 2185 проектов и 23,2 млрд. долл. из регистрации уставного капитала является Тайвань, за ним следуют Сингапур, Южная Корея, Япония (табл. 3). До этого несколько лет наибольший объем инвестиций принадлежал Тайваню, вложения которого в основном приходятся на предприятия малого и среднего бизнеса. В настоящее время более 2000 тайваньских предприятий осуществили инвестиции во Вьетнам.
1 Сайт Генерального управления статистики Вьетнама: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gos.vn.
< Таблица 2
Структура ПИИ по видам экономической деятельности в 1988-2009 гг.
о ___
Вид деятельности Объем инвестиций, млн долл. %
Сельское и лесное хозяйство 3838 2,0
Рыболовство 541 0,3
Добыча и разработка полезных ископаемых 10 980 5,6
Обрабатывающая промышленность 88 579 45,7
Электро-, газо- и водоснабжение 2231 1,1
Строительство 7964 4,1
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотехники, сфера бытового обслуживания 1042 0,5
Отели и рестораны 19 403 10,0
Транспорт и связь 8435 4,3
Финансовые услуги 1104 0,6
Недвижимость 45 506 23,4
Образование 276 0,1
Здравоохранение 1033 0,5
Отдых и спорт 2838 1,5
Прочие 658 0,3
Всего 19 4428 100
Источник: Генеральное управление статистики Вьетнама 2011 г.1.
Все 64 провинций и крупные города во Вьетнаме привлекают ПИИ, при этом иностранные инвесторы концентрируют свои инвестиции в ключевых экономических областях на юге: Хошимин-Сити, Бариа Вунгтау, Донг Най, Бинь Зуонг, и ключевых экономических зонах на севере, таких как Ханой, Линь Тхуан, Хатинь, Хайфон (табл. 4).
После начала реформ, по очевидному примеру Китая, Вьетнам проводил и продолжает проводить активную политику привлечения иностранных инвестиций. Так, за 1988-2007 гг. число проектов с участием иностранного капитала составило около 10 000 с общей суммой заявленного капитала около 100 млрд долл.; сумма зарегистрированного иностранного капитала составила почти 80 млрд долл.; при этом объем увеличения иностранного капитала в уже действующих проектах превысил 16 млрд долл., а общий объем иностранного капитала в уже освоенных проектах составил более 37 млрд долл. [5].
Основной объем прямых иностранных инвестиций идет в так называемый южный ключевой экономический район (г. Хошимин (бывший Сайгон, известный ранее под названием «Париж Юго-Восточной Азии»); провинции Донгнай, Бинь Зыонг, Вунгтау). Туда было направлено около 50% всех ПИИ, в Ханой — около 20% [1, с. 6].
Иностранный капитал во Вьетнаме может использовать три формы деятельности: совместное деловое сотрудничество на контрактной основе; совместное предприятие или совместная компания; предприятия со 100%-ным иностранным капиталом.
1 Сайт Генерального управления статистики Вьетнама: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gos.vn.
Лидеры в ПИИ во Вьетнам (по состоянию на 6 июля 2011 г.)
Страна Количество проектов Зарегистрированных капиталов, млрд долл.
1 Тайвань 2186 23,19
2 Республика Сингапур 912 23,11
3 Южная Корея 2810 22,95
4 Япония 1552 21,36
5 Малайзия 386 18,78
6 Исландия 495 14,80
7 США 578 13,24
8 Гонконг 636 8,44
9 Каймановы острова 52 7,43
10 Тайланд 248 5,64
Источник: MPI (Сайт министерства планирования и инвестиции Вьетнама).
В соответствии с решениями VI съезда КПВ было решено существенно расширить практику привлечения инвестиций, скорректировать законодательные и нормативные акты, раздвинуть рамки открытости вьетнамской экономики, шире использовать благоприятное отношение к Вьетнаму со стороны широкой общественности развитых стран, снять идеологические и общественно-психологические препятствия на установление связей с зарубежной вьетнамской диаспорой (так называемыми вьет-киеу — аналог «хуацяо»).
В итоге уже к концу 2003 г. во Вьетнаме было зарегистрировано 4,3 тыс. проектов из 47 стран с прямыми иностранными инвестициями на сумму более 40 млрд долл. Первые места заняли Сингапур, Тайвань, Япония, Южная Корея, Франция. На конец 2005 г. (т. е. накануне вступления СРВ в ВТО) в стране насчитывалось 4677 проектов с ПИИ с общим инвестиционным капиталом 43 млрд долл., из которых 66% проектов и 64,5% капиталов направлены в промышленность, 21% проектов и 29,5% капиталов — в сферу услуг, в аграрно-лесохозяйственный комплекс — 13% проектов и 6% капиталов1.
Если сравнить эти данные с предыдущими, то становится ясно, что период с 2003-го по 2005 г. был периодом замедления темпов прихода в страну новых зарубежных капиталов. Вступление Вьетнама в ВТО и дальнейшая либерализация хозяйственного и налогового законодательства, беспроблемная регистрация хозяйственных объектов с иностранным участием, а также либерализация политического климата существенно оживили интерес к инвестициям во Вьетнам. В связи со вступлением в ВТО изменяется отраслевая структура прямых иностранных инвестиций. Так, за 1988-2007 гг. в промышленность и строительство направлялось 50,6%, в сферу услуг — 44,1%, в сельское, лесное хозяйство и рыбные промыслы — 5,3%. В 2010 г. это выглядело уже иным образом: промышленность и строительство — 36%, сфера услуг — 63%, другие сферы — 1% [5].
К значительным достижениям политики привлечения зарубежных инвестиций можно отнести: весьма развитое судостроение, производство легковых и грузовых автомобилей, производство кабельной продукции, производство компьютеров и их
1 Сайт Генерального управления статистики Вьетнама: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gov.vn.
< Таблица 4
JE Десять городов/провинций прямых иностранных инвестиций
TT Город/ провинция Лицензии Зарегистрированный капитал, долл. Реализованный капитал, долл.
1 Хошимин 3710 31 114 450 627 10 859 549 488
2 Бариа Вунгтау 267 26 789 379 668 7 430 046 929
3 Ханой 2096 20 715 991 767 8 040 183 785
4 Донг Най 1064 17 113 802 469 7 549 259 418
5 Бинь Зуонг 2208 14 488 931 470 5 176 079 594
6 Линь Тхуан 27 10 411 132 816 998 678 678
7 Хатинь 29 8 452 142 000 2 804 677 630
8 Фу Уен 51 8 134 454 438 1 798 818 655
9 Тхань Хоа 46 7 094 500 144 519 373 987
10 Хайфон 325 5 380 604 114 1 672 918 638
Источник: MPI до 23.06.2011 г.
компонентов, около 1/5 мирового рынка принтеров, очень развитая и востребованная на многих национальных рынках мебель вьетнамского производства. Так, из 200 деревообрабатывающих предприятий провинции Биньзыонг 64 — с иностранным участием.
По примеру «свободных экономических зон» КНР, Индонезии (которым последовали многие десятки государств), во Вьетнаме созданы «свободные промышленные» и «свободные экспортные зоны», под развитие которых выделены земельные участки площадью 27 000 га, в основном вокруг г. Хошимин. Как ожидалось, к 2012 г. будет задействовано не менее 200 «зон», но в 2012 г. еще было не задействовано около 50% выделенной площади [4].
Во Вьетнаме наиболее притягательны для ПИИ южные равнины Вьетнама и особенно г. Хошимин, провинция Бария-Вунгтау, далее по привлекательности следует столица страны г. Ханой и столичный морской порт Хайфон, а также провинция Донгнай, провинция Биньзыонг и Хатинь. Тяготение к «южному ключевому району» объясняется наличием более экономически грамотного населения, более развитой инфраструктуры, наличием влиятельной и экономически состоятельной китайской диаспоры, которая обслуживает поступающие инвестиции из Сингапура, Тайваня, Гонконга, Малайзии. Влиятельные вьет-киеу в значительной мере также являются выходцами с Юга Вьетнама. В Южном Вьетнаме сохранились кадры предпринимателей среднего и низшего звена, которые получили возможность реализовать свои возможности и свои скромные накопления в новых условиях. Эта категория населения лучше понимает преимущества профессиональных знаний, получения высшего образования для своих детей.
«Северный ключевой район» привлекает тем, что в столице можно быстрее регистрировать масштабные проекты, своевременно узнавать о планах правительства СРВ по экономическому развитию отдельных регионов и отраслей, завязывать нужные связи и оказывать посильное влияние на эволюцию правящей элиты в желаемом направлении. К тому же основные запасы полезных ископаемых находятся в северной части страны (за исключением нефтегазовых месторождений на южном побережье и медном шельфе провинции Барна-Вунгтау). Немаловажную
роль играет близость к столице относительно современного порта Хайфон и при- 2 родного заповедника — залива Халонг. |
Во вьетнамском обществе отношение к привлечению иностранных инвестиций о было также неоднозначным. Хотя это разномыслие не выливалось в открытое о столкновение, оно имело место. В частности, имели место догматические пред- т рассудки и прежние идеологические клише по отношению к иностранному капита- х лу, зарубежным инвесторам; опасения утратить социалистическую перспективу и н т.д. Не нужно также забывать о тех последствиях, которые остались от времен «с народного сопротивления попыткам империалистических государств утвердить свой т диктат в странах Индокитая и особенно во Вьетнаме. Вместе с тем очевидные положительные итоги социально-экономического развития страны за последние три десятилетия утвердили общенародное доверие к политике КПВ. Это особенно убедительно при сравнении итогов развития Китая, Вьетнама, Лаоса с теми итогами, которые имели место в ряде стран Восточной Европы и особенно в государствах экс-СССР.
С вступлением Вьетнама в ВТО, в региональные интеграционные группировки, с формированием необходимых институтов рыночной экономики все более очевиден переход страны в новое состояние. Под руководством государства организуется использование такого явления современной мирохозяйственной жизни, как «слияние и поглощение». Этот механизм используется во Вьетнаме для постепенного перехода государственных предприятий на новые рельсы хозяйственной жизни. В частности, здоровым и конкурентоспособным фирмам, в том числе и с иностранным участием, государство предлагает, при представлении определенных льгот, «дружественное приобретение» или «соглашение о соединении», что дает право на переход в статус холдинга или вьетнамского аналога финансово-промышленной группы.
Вьетнамское руководство рассматривает присутствие иностранного капитала в стране и как форму подготовки опытных современного типа топ-менеджеров через их работу в СП, филиалах иностранных фирм, через стажировки в странах-донорах вьетнамских специалистов, научных сотрудников и студентов, а также рабочих кадров новых специальностей.
Следует сказать, что среди иностранных инвесторов существует существенная доля инвестиций, прибывающих во Вьетнам по линии международных и национальных благотворительных организаций, объединений зарубежных вьетнамских диаспор, а также по линии организаций ООН (ЮНЕСКО, ФАО, МОТ), МВФ, Азиатского банка развития и т. п. Такие программы объединены в рамках Консультативной группы доноров Вьетнама. Средства, поступающие по линии этого органа, составляют около 12% совокупного объема инвестиций в экономику страны и около 40% внешних поступлений [3, с. 13].
В СРВ постоянно совершенствуется правовая база в отношении иностранных инвестиций. В числе последних актов можно выделить те, которые предшествовали вступлению Вьетнама в ВТО: «Закон о предприятиях» (2005 г.), «Закон об инвестициях», а также декреты правительства, разъясняющие условия их правоприменения.
В общем объеме иностранных инвестиций во Вьетнаме вырисовывается сфера активности зарубежных диаспор. В основном эти капиталы идут в импортозамещающие производства, в сферу услуг, пищевую промышленность, организацию производства и сбыта сувенирной продукции и организацию экспорта типичных видов вьетнамских продовольственных товаров, товаров для домашнего обихода, традиционной одежды. Это экспортное направление организуется целевым назначением для зарубежных вьетнамских диаспор. Кроме того, вьет-киеу проявляют большой интерес к покупке недвижимости, идут в туристический бизнес, гостиничное дело. Как правило, капиталы вьет-киеу устремляются в бизнес средних размеров.
2 Россия в качестве иностранного инвестора занимает позицию в середине | второго десятка зарубежных стран. Российские компании имеют весомые объ-о емы деятельности в сфере нефте- и газодобычи (совместная компания «Совьет-о петро» — самая первая и самая мощная нефтедобывающая корпорация), строго ительства гидро- и атомных электростанций, совместного производства грузовых х автомобилей, дорожной техники и др. Отношение вьетнамской стороны к сон- трудничеству с Россией самое позитивное, особенно с начала столетия. Вьет-< намские делегации высокого уровня обязательно регулярно посещают Москву, т а российские политические и хозяйственные руководители самого высокого ранга периодически посещают Вьетнам. В целом объемы сотрудничества наших стран постоянно растут. В истории взаимоотношений наших стран нет никаких «темных пятен». Заслуги СССР — России в подготовке кадров специалистов для Вьетнама исключительно высоко оцениваются в СРВ. Вьетнам хранит память о большой и разнообразной помощи в годы борьбы с агрессией против вьетнамского народа [2, с. 14].
Налоги на перечисление прибылей за рубеж зависят от размера инвестиционного капитала: чем больше капитал, тем ниже налог на перечисление прибыли за границу. «Семь преимуществ» Вьетнама для иностранных инвесторов: большая часть трудоспособного населения — это трудолюбивые и дисциплинированные люди с приемлемым уровнем образования; богатые и разнообразные природные ресурсы; плодородные сельскохозяйственные угодья; длинная протяженность морского побережья (3,2 тыс. км), что существенно снижает транспортные расходы; хорошие возможности для иностранного туризма; стабильная внутриполитическая обстановка; Юго-Восточная Азия — район с высокими темпами развития [7].
Как новое явление в обществе Вьетнама, ПИИ были предметом дебатов. При лицензировании всех важных проектов учитываются разные взгляды от многочисленных государственных органов, массовых организаций, а также от многих физических лиц. Высказывается обеспокоенность по проблемам, связанным с ПИИ (расположение, промышленность, формы инвестиций, инвестирование экономики и т. д.). Они должны быть учтены в процессе принятия решений при достижении консенсуса, приемлемого для всех заинтересованных сторон. Несмотря на очень разные взгляды, в том числе некоторые серьезные предрассудки, сейчас широко и официально признано во Вьетнаме, что ПИИ конструктивно и позитивно влияют на развитие Вьетнама во многих отношениях.
За последние 2-3 года Вьетнам (см. табл. 5) обогнал Россию по интегральной оценке среды для развития бизнеса — 78-е и 123-е места соответственно. Почти все показатели в международных рейтингах (ВБ и Международной финансовой корпорации), характеризующие инвестиционный климат на 2011 г., по сравнению с 2007 г. улучшились (несмотря на увеличение количества стран, исследуемых ВБ). У России наблюдается прямо противоположная картина. Но по ряду показателей Вьетнам находится в конце первой сотни из анализируемых в 2011 г. 183 стран, так что еще многое предстоит сделать для улучшения бизнес-климата.
Вьетнам превосходит Россию по таким важным показателям, характеризующим инвестиционный климат, как доступность кредитов, получение разрешения для строительства, простота осуществления экспорта и импорта. В то же время ряд факторов (защита инвесторов, простота уплаты налогов) свидетельствует о большей жесткости административного ресурса во Вьетнаме по сравнению с Россией, однако и Вьетнам, и Россия в этом откровенно слабы, что стоит учитывать при взаимном сотрудничестве, когда наиболее благоприятные условия получают проекты, одобряемые правительствами обеих стран. Партнерами с вьетнамской стороны крупные госкомпании выступают не случайно. И Вьетнам при выборе иностранных инвесторов предпочитает компании с госучастием.
Таблица 51 <
Условия для ведения бизнеса в России и Вьетнаме, ^
место в рейтинге Всемирного банка о
Показатель Россия Вьетнам
2007 г. 2010 г. 2011 г. 2007 г. 2010 г. 2011 г.
Место по качеству среды для развития бизнеса в целом 96 120 123 104 93 78
Простота начала бизнеса 33 106 108 97 116 100
Получение разрешения на строительство 163 182 182 75 69 62
Защита инвесторов 60 93 93 170 172 173
Простота уплаты налогов 98 103 105 120 147 124
Доступность кредитов 159 87 89 83 30 15
Простота внешнеторговых операций 143 162 162 75 74 63
Прямые иностранные инвестиции помогли модернизировать менеджмент и корпоративное управления, обучить новую группу молодых и энергичных менеджеров. 300 000 рабочих прошли обучение или переподготовку, 25 000 техников и менеджеров, в том числе около 6000 человек были обучены частично за границей. ПИИ помогают ускорить процесс международной интеграции, углубление культурного обмена с другими странами. Многие бывшие сотрудники иностранных компаний прошли обучение в компании с иностранными инвестициями, а позднее обратились к успешным частным предпринимателям в национальном частном секторе.
Для привлечения ПИИ необходимо развитие инфраструктуры, подготовка кадров в рамках специальных правительственных программ, более активная внешняя политика, достижение низкой инфляции, поддержка научно-технической сферы. Проблема иностранных инвестиций во Вьетнаме, конечно, имеет свою специфику и свой подход, который вряд ли может быть скопирован даже в деталях. Слишком различна история начала реформ в России и во Вьетнаме, слишком различен авторитет властных структур в наших странах. У Вьетнама есть объективная потребность в иностранных инвестициях, у него есть реальная возможность опираться на помощь многочисленных диаспор за рубежом, чего почти не наблюдается в России.
Но в отличие от Вьетнама Россия располагает колоссальным потенциалом внутренних источников для инвестиций в модернизацию своей экономики. Но, увы, эти капиталы уходят из страны. Почему? Ответ на этот вопрос могут дать только граждане России. И мы, конечно, будем рады успехам России в этом направлении.
Литература
1. Дао Хонг Куен. Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономических связей Вьетнама: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2011. С. 6
2. Ле Дык Тань. Промышленная политика Вьетнама: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 14.
1 Сайт Генерального управления статистики Вьетнама: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gos.vn.
< 3. Лыонг Куок Зан. Модернизация финансовой системы Вьетнама: Автореф. дисс. ... канд. х экон. наук. М., 2011. С. 13.
0 4. Нгуен Ван Лок, Лабудин А. В., Мурашкин Н. В. Реформирование национальной экономики
^ Республики Вьетнам в современном периоде // Сборник факультета экономики и управ-
2 ления по итогам НИР 2011 года. Санкт-Петербург, СПбГЛТУ, 30 января 2012. СПб., 2012.
® 5. Нгуен Тхи Кам Тхо. Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме: Автореф. дисс. ... канд.
^ экон. наук. СПб., 2010.
н 6. Чан Вьет Хоанг. Государственное регулирование хозяйственного развития СРВ: Автореф.
< дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 1999. С. 12.
ш 7. Чан Чонг Хуэ. Моделирование функционирования аграрного сектора в условиях переходной экономики: Дисс. д-ра экон. наук. М., 1998. С. 228-230.
References
1. Dao Hong Kuen. Improvement of system of state regulation of foreign economic relations of Vietnam [Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskikh svyazei V'etnama]: Dissertation abstract. M., 2011.
2. Le Duc Tan. Industrial policy of Vietnam [Promyshlennaya politika V'etnama]: Dissertation abstract. M., 2009.
3. Luong Kuok Zan. Modernization of a financial system of Vietnam [Modernizatsiya finansovoi sistemy V'etnama]: Dissertation abstract. M., 2011.
4. Nguyen Van Loc, Labudin A. V., Murashkin N. V. Reforming of national economy of the republic Vietnam in the modern period [Reformirovanie natsional'noi ekonomiki respubliki v'etnama v sovremennom periode] // Collection of works of economy and management faculty following the results of scientific Research [Sbornik fakul'teta ekonomiki i upravleniya po itogam NIR 2011 goda], 2011. St. Petersburg, SPbSFTU, on January 30, 2012. SPb, 2012.
5. Nguyen Thi Kam Tho. Direct foreign investments in Vietnam [Pryamye inostrannye investitsii vo V'etname]: Dissertation abstract. SPb., 2010.
6. Than Viet Hoang. State regulation of economic development of SRV [Gosudarstvennoe regu-lirovanie khozyaistvennogo razvitiya SRV]: Dissertation abstract. SPb., 1999.
7. Than Hong Hue. Modeling of functioning of agrarian sector in the conditions of a transitional economy [Modelirovanie funktsionirovaniya agrarnogo sektora v usloviyakh perekhodnoi ekonomiki]: Doctoral dissertation. M., 1998. P. 228-230.