ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФТС
РФ
Н.В. Буховец, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-66-69
Аннотация. В настоящее время ФТС РФ завершает переход к цифровой таможне, что обязывает принятия ряда мер по развитию и совершенствованию ряда функций таможенных органов в связи с вызовами экономики. В научной статье рассматриваются направления и векторы развития фискальной функции и системы администрирования таможенных платежей в рамках Стратегии развития ФТС РФ до 2030, а также поднимается актуальность внедрения современных технологий и механизмов при исчислении и взимании таможенных пошлин и налогов.
Ключевые слова: таможенные платежи, федеральный бюджет, таможенная служба, фискальная функция, таможенная политика, стратегия развития.
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики и решение сложных вопросов интеграции в мировое хозяйство оказывает существенное влияние на деятельность Федеральной таможенной службы России. Это требует разработки стратегии развития таможенной службы РФ на долгосрочную перспективу с учетом актуальных вызовов и изменений во внешнеэкономической деятельности.
Характеристики планируемых усовершенствований должны отражать принципы открытости, честности и удобства, что способствует повышению эффективности и прозрачности таможенных процедур. Тем не менее, важным вопросом остается отсутствие целевых показателей в стратегии, по которым можно оценить достижение поставленных задач.
Необходимо разработать четкую систему целей и показателей, чтобы обеспечить возможность руководству таможенных органов эффективно контролировать и координировать деятельность в направлении модернизации и улучшения работы службы. Подобная система позволит адекватно оценивать результаты и добиваться заданных целей в развитии таможенной деятельности Российской Федерации [1].
Стратегия развития ФТС РФ до 2030 года включает целевые ориентиры разви-
тия многих направлений деятельности системы таможенных органов, в том числе ответственных за взимание таможенных платежей и пополнение федерального бюджета РФ.
Предложенная стратегия развития таможенной службы на 2030 год выглядит очень амбициозной и перспективной. Цифровизация и автоматизация процессов играют ключевую роль в современном мире, и внедрение таких инноваций в таможенную сферу обещает значительно улучшить эффективность и качество работы службы [2].
Четко определенная миссия таможенной службы, включающая в себя обеспечение безопасности, эффективное содействие развитию международной торговли и правомерное взимание таможенных платежей, является основой для создания прозрачной и надежной системы контроля и администрирования. Развитие конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики также должно способствовать увеличению объема торговли и диверсификации экспортной структуры.
Интеграция и внедрение новейших технологий, таких как системы прослеживае-мости и искусственный интеллект, обещают сделать таможенные процедуры более точными, эффективными и быстрыми.
Кроме того, умная таможня с искусственным интеллектом должна способствовать обнаружению рисков и предотвращению незаконных операций.
В целом, успешная реализация данной стратегии может привести к созданию современной, высокотехнологичной и надежной таможенной системы, способной обеспечить не только безопасность и эффективность торговых операций, но и улучшить деловой климат для участников внешнеэкономической деятельности [3].
Помимо основного документа Стратегии Развития ФТС РФ до 2030 года существуют основные векторы совершенствования евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее - Стратегия-2025), основной задачей которых выступает создать благоприятные условия для развития экономик стран-участниц ЕАЭС, а также развития инвестиционного климата и повышения конкурентоспособности торговых сфер.
Заданный вектор развития, описанный в стратегии-2025 для Евразийского экономического союза, обладает стратегическим значением и ориентирован на достижение нескольких ключевых целей.
Первым направлением является обеспечение максимальной эффективности единого рынка ЕАЭС и использование его возможностей для бизнеса и потребителей. Это включает в себя создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-членами, а также упрощение таможенных и торговых процедур. Повышение эффективности единого рынка способствует увеличению торгового оборота, стимулирует развитие бизнеса и облегчает доступ к товарам и услугам для потребителей.
Вторым важным аспектом является формирование «территории инноваций» и стимулирование научно-технических прорывов. Это предполагает создание благоприятной среды для развития инновационных проектов, поддержку исследований и разработок, а также внедрение передовых технологий. Развитие инноваций способствует повышению конкурентоспособности региона и стимулирует экономический рост.
Третьим аспектом является формирование ЕАЭС как одного из главных центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного сотрудничества с внешними партнерами и построения новых форм взаимодействия. Это означает активное участие в международных экономических процессах, установление партнерских отношений с другими странами и регионами, а также развитие интеграционных связей.
В целом, предложенный вектор развития стратегии ЕАЭС-2025 направлен на создание устойчивого и инновационного экономического пространства, способствующего развитию бизнеса, науки и технологий в регионе, а также укреплению интеграционных процессов и мирового позиционирования союза [4].
Что касается изменений в сфере исчисления и взимания таможенных платежей в ближайшем будущем, что стоит отметить завершение в 2024 году «налогового маневра», который предусматривает поэтапное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть до полного обнуления с начала 2024 года. Этот механизм установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает в себя корректирующие коэффициенты для вычисления таможенных пошлин.
Согласно установленным параметрам, в 2024 году корректирующий коэффициент составляет 0, что означает отсутствие изменения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. Эта ставка является основой для расчета пошлин на товары, произведенные из нефти, с помощью соответствующей методики, утвержденной Правительством.
Согласно методике, утвержденной Правительством и определенной соответствующими постановлениями, ставка вывозной таможенной пошлины на товары, полученные из нефти, рассчитывается с учетом коэффициента «п», который может быть либо нулевым, либо равным 50 000 рублей за тонну в зависимости от выполнения определенных условий, установленных Методикой [5].
Таким образом, существует необходимость перехода от статической модели
долгосрочного проектирования к более стемы количественных и качественных гибкой модели оперативного мониторинга, индикаторов для оценки планируемых ме-основанной на принципах самоорганиза- роприятий и выполнения задач по разви-ции и саморазвития. Также рассматривает- тию. Единственный документ на уровне ся сложность формулирования конкретных ЕАЭС отражает единство видения разви-проблем развития при разработке страте- тия Союза среди всех государств-членов. гических документов, таких как Страте- Такой подход к планированию и оценке гия-2025, объединяющих интересы не- позволит более эффективно ориентиро-скольких стран-участниц [6]. ваться в процессе развития и достигать по-
Это показывает важность разработки ставленных целей. четких инструментов, механизмов и си-
Библиографический список
1. Демидов Д.В. Анализ инновационных тенденций совершенствования реализации фискальной функции: обзор стратегий развития таможенной службы до 2020 г. и до 2030 г. // Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. -2021. - №1.
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/?ysclid=ltoqsltaty985301107 (дата обращения 12.03.2024).
3. Кульбекова, А.С. Анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. / А С. Кульбекова // Молодой ученый. - 2022. - № 42 (437). - С. 303-305.
4. Макрусев В.В., Тимаков И.О. Стратегия развития таможенных орга-нов:сопоставительный анализ // Стратегия бизнеса. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 13.
5. «ФТС России информирует о порядке уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, в 2024 году» // Официальный сайт ФТС РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/document/text/543638?ysclid=ltor290ux6750277215 (дата обращения 12.03.2024).
6. Жданова Ю.А., Сыроижко В.В. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - № 1-4 (88). - С. 90-93.
PROSPECTS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE FISCAL FUNCTION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
N.V. Bukhovets, Student
Supervisor: O.M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Currently, the Federal Customs Service of the Russian Federation is completing the transition to digital customs, which requires the adoption of a number of measures to develop and improve a number offunctions of customs authorities in connection with economic challenges. The scientific article examines the directions and vectors of development of the fiscal function and the customs payments administration system within the framework of the Development Strategy of the Federal Customs Service of the Russian Federation until 2030, and also raises the relevance of introducing modern technologies and mechanisms in the calculation and collection of customs duties and taxes.
Keywords: customs payments, federal budget, customs service, fiscal function, customs policy, development strategy.