К ВОПРОСУ УПЛАТЫ И КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. Киселева, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-162-164
Аннотация. В настоящей статье представлен анализ динамики поступлений от таможенных платежей в федеральный бюджет РФ, а также их место в государственном бюджете государства. В статье также проанализированы в динамике за 3 года поступления от таможенных пошлин и налогов в разрезе общей суммы доходов государственной казны РФ, что наглядно показывает место реализации таможенной службой фискальной функции. В заключении приводятся основные направления совершенствования уплаты и контроля за поступлениями таможенных платежей в бюджет РФ.
Ключевые слова: таможенные платежи, уплата таможенных пошлин и налогов, контроль, санкции, внешняя торговля, стратегия развития ФТС РФ.
Таможенные платежи представляют собой финансовые средства, которые должны быть уплачены при пересечении государственной границы или при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Они могут включать в себя различные виды сборов, пошлин, налогов и других обязательных платежей, связанных с перемещением товаров, транспортными средствами или физическими лицами через таможенную границу [1].
Таможенные платежи носят регулятивный характер и могут использоваться государством для защиты отечественного производителя, контроля потока товаров и
регулирования внешнеэкономической деятельности. Размеры таможенных платежей и их правила в каждой стране могут отличаться в зависимости от таможенной политики и законодательства.
Поскольку таможенная служба является государственным органом исполнительной власти, а таможенные платежи перечисляются исключительно в доход федерального бюджета, важно проанализировать доходы федерального бюджета и выделить место таможенных пошлин и налогов в его структуре. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за 2021-2022 гг., трлн. руб., % [21_____
Показатель 2021г. 2022г. 2023г. 2023г. в % к
2021г. 2022г.
Доходы федерального бюджета 23,8 27,7 28,7 120,6 103,6
Доходы от поступления таможенных платежей 7,2 6,2 6,6 91,7 106,5
Доля таможенных платежей в федеральном бюджете, % 30,2 22,4 23,0 -7,2пп +0,6пп
Согласно предоставленным данным, за анализируемый период доходы федерального бюджета увеличились примерно на 20,6% по сравнению с и составили 28,7 трлн. рублей. Одновременно с этим снизились поступления от таможенных платежей на 8,3% по сравнению с отчет-
ным годом, что повлияло на снижение их доли в бюджете на 7,2 пп. Однако, наблюдается их увеличение по сравнению с прошлым годом на 6,5% и 0,6 пп., соответственно.
Важно отметить, что в 2022 году правительство столкнулось с неопределенно-
стью и расширением санкций, что привело к управлению бюджетом фактически в ручном режиме. В целях обеспечения финансовой устойчивости были установлены «разовые» налоги, приостановлено действие бюджетного правила и приняты дорогостоящие пакеты мер поддержки населения и бизнеса. В таких условиях правительство принимало дополнительные меры для бюджетного контроля и обеспечения экономической стабильности страны [3].
Что касается контроля за поступлением таможенных платежей в доход федерального бюджета, то по итогам работы ФТС России по направлению контроля таможенной стоимости товаров, ввезенных в 2023 году, включая таможенный контроль после выпуска товаров, в отношении 227885 деклараций на товары (далее - ДТ) внесены изменения в сведения, заявленные в ДТ о таможенной стоимости товаров. В результате сумма дополнительно взысканных в бюджет таможенных платежей составила 28,8 млрд. рублей, что на 28,1% меньше по сравнению с 2021 годом, но на 11,2% больше по сравнению с 2022 годом.
В ходе контроля правильности классификации товаров и определения страны происхождения товаров в 2023 году таможенными органами: принято 47789 решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (в 2021 году -31602 решений, в 2022 году - 41 281 решение), взыскано таможенных платежей на сумму 7,65 млрд. рублей (в 2021 году -13,2 млрд. рублей, в 2022 году - 9,62 млрд. рублей); возбуждено 3147 дел об АП по фактам неправильной классификации товаров, взыскано штрафов на сумму 86,01 млн. рублей [4]. Кроме этого, в 2023 году по результатам деятельности таможенных органов в части контроля правильности определения происхождения товаров принято 4510 решений о корректировке сведений о происхождении товаров. Довзыскано таможенных платежей на общую сумму 1673,2 млн. рублей.
С целью повышения эффективности функционирования таможенной службы и обеспечения высокого уровня экономической безопасности страны в условиях глобализации и интеграции на уровне госу-
дарства была принята Стратегия развития таможенной службы России (на период с 2021 по 2030 год).
Одним из основных направлений является активное использование современных информационных технологий в таможенном администрировании в целях совершенствования процесса уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением. Это позволит автоматизировать и оптимизировать процессы, снизить время оформления таможенных деклараций, упростить взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, а также снизить риски возникновения ошибок и коррупционных схем при взыскании таможенных платежей [5].
В рамках модернизации таможенного администрирования активно применяются усовершенствованные методы, включая использование аналитических систем, систем прогнозирования, систем автоматического распознавания и контроля грузов, а также современных методик проверки и разведывательной работы. Это позволяет эффективно бороться с контрафактной продукцией, контрабандой и другими административными и уголовными правонарушениями [6].
В целях повышения уровня взыскания таможенных платежей и пеней ФТС России совместно с Банком России внесены изменения в законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании, согласно которым таможенные органы получат возможность взыскивать задолженность за счет новой формы денег - цифровых рублей и приостанавливать операции по цифровым кошелькам должников.
Согласно реализации «налогового маневра» в России, который был предусмотрен Законом от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе», ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую были поэтапно снижены до полного обнуления с 1 января 2024 года. Это осуществлялось путем применения корректирующих коэффициентов к предельной ставке вывозной таможенной пошлины, а также одновременного увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых. В ко-
нечном этапе реализации «налогового маневра» в 2024 году корректирующий коэффициент расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую составляет 0, что означает полное обнуление данной пошлины [7].
Таким образом, Стратегия развития таможенной службы России направлена на
Библиографический список
1. Киосе Ю.В., Мигел А.А. Взимание таможенных платежей при импорте товаров в РФ: практика реализации и направления совершенствования // Russian Economic Bulletin. -2022. - Т. 5, № 2. - С. 271-275.
2. Бабахина К.О. К Анализу показателей таможенного администрирования // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - №1-1.
3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ // Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения 02.03.2024).
4. Петрушина О.М., Мустафина К.И., Плахова А.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49 (2). - С. 384-388.
5. Федеральная таможенная служба: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 03.03.2024).
6. Петрушина О.М., Петров А.Д., Исмаилов С.Т. Анализ деятельности таможенных органов в области контроля уплаты таможенных платежей // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38 (6). - С. 284-287.
7. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 02.03.2024).
8. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения 03.02.2024).
повышение эффективности и надежности таможенного администрирования, укрепление торговых связей и обеспечение высокого уровня экономической безопасности страны в условиях глобализации и интеграции.
ON THE ISSUE OF PAYMENT AND CONTROL OVER THE RECEIPT OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
I. Kiselyova, Student
Supervisor: O.M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. This article presents an analysis of the dynamics of revenues from customs duties to the federal budget of the Russian Federation, as well as their place in the state budget of the state. The article also analyzes the dynamics over 3 years of revenue from customs duties and taxes in the context of the total amount of income of the state treasury of the Russian Federation, which clearly shows the place where the customs service implements the fiscal function. In conclusion, the main directions for improving payment and control over the receipt of customs duties into the budget of the Russian Federation are given.
Keywords: customs payments, payment of customs duties and taxes, control, sanctions, foreign trade, development strategy of the Federal Customs Service of the Russian Federation.