Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ'

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные платежи / таможенные пошлины / таможенные операции / внешнеторговая деятельность / таможенные органы / customs payments / customs duties / customs operations / foreign trade activities / customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П С. Клочков, И В. Гомон

Таможенная служба выступает государственной структурой, влияющих на фискальную функцию государства посредством взимания таможенных платежей. В статье представлены теоретические основы взимания таможенных пошлин и налогов, а также проведен анализ перечисления сумм от таможенных платежей в федеральный бюджет. В заключении приводятся основные проблемы, связанные с осуществлением фискальной функции таможенной службы, а также определены перспективы развития уплаты и взимания таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS PAYMENTS AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE FISCAL FUNCTION

The Customs Service acts as a state structure that affects the fiscal function of the state through the collection of customs duties. The article presents the theoretical foundations of the collection of customs duties and taxes, as well as an analysis of the transfer of amounts from customs payments to the federal budget. In conclusion, the main problems related to the implementation of the fiscal function of the customs service are presented, and the prospects for the development of payment and collection of customs duties are determined.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ»

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ

ФУНКЦИИ

П.С. Клочков, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-2-50-53

Аннотация. Таможенная служба выступает государственной структурой, влияющих на фискальную функцию государства посредством взимания таможенных платежей. В статье представлены теоретические основы взимания таможенных пошлин и налогов, а также проведен анализ перечисления сумм от таможенных платежей в федеральный бюджет. В заключении приводятся основные проблемы, связанные с осуществлением фискальной функции таможенной службы, а также определены перспективы развития уплаты и взимания таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенные операции, внешнеторговая деятельность, таможенные органы.

Можно выделить 2 главные функции, которые осуществляет Таможенная служба РФ для государства: фискальную и правоохранительную. Обе функции включают в себя ряд направлений, также оказывающих влияние на деятельность таможенных органов и экономическую безопасность самого государства.

Так, правоохранительная функция включает в себя проведение таможенного контроля с использованием мер и форм таможенного контроля в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, а также выявление, пресечение и расследование нарушений таможенных правил [1].

Что касается фискальной функции, то главное направление в разрезе данной функции - перечисление таможенных платежей в доход федерального бюджета. Фискальная функция таможенных органов заключается во взимании таможенных пошлин и налогов, применении обеспечения уплаты таможенных платежей, начисление пеней и т.д.

Правоохранительная и фискальная функции тесно переплетены между друг другом. Также, таможенные платежи влияют на экспортно-импортные операции, регулируют товаропотоки, насыщение национального рынка необходимыми товарами, а также защищают отечественного производителя от недобросовестной иностранной конкуренции [2].

Согласно таможенном кодексу Союза (Далее - ТК ЕАЭС), к таможенным платежам относят: ввозную таможенную пошлину, вывозную таможенную пошлину, НДС, акциз, при ввозе подакцизных товаров; таможенные сборы [3].

Как было сказано ранее, таможенные платежи перечисляются исключительно в доход федерального бюджета РФ. Для определения роли и оценки осуществления фискальной функции подразделениями таможенными органами, необходимо выделить суммы таможенных пошлин и налогов в общей сумме доходов бюджета РФ. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Доля таможенных платежей в федеральном бюджете РФ в 2020-2022 гг.,

млрд руб. [4]

Исходя из данных, представленных на рисунке выше, таможенные платежи имеют нестабильную долю в общей сумме доходов федерального бюджета. Так, в 2022 году сумма доходов от таможенной службы составила 6,2 трл.рублей, плановое задание выполнено на 99,9%. На такую динамику повлияло введение ряда экономических и торговых ограничений, переориентация рынков сбыта, а также введение

нулевых ставок ввозных таможенных пошлин. В динамике за 3 года можно увидеть, что несмотря на изменение доли таможенных платежей, их суммы составляют около 1/3 от общей суммы доходов федерального бюджета.

Также важно провести анализ динамики взимания таможенных платежей по видам. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика взимания таможенных платежей в 2020-2022 гг., млрд руб. [4]

Вид таможенного платежа 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к

2020 г. 2021 г.

Вывозная таможенная пошлина 1148,1 2526,4 2731,5 237,9 108,1

Ввозная таможенная пошлина 615,5 755,9 480,6 78,1 63,6

Акцизы 98 130,9 100,8 102,8 77,1

НДС 2701,6 3421,5 2 664,2 98,6 77,9

Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами 28,9 43,7 77,2 267,1 176,7

Иные платежи 159,7 278,5 167,9 105,1 60,3

Всего 4751,8 7156,9 6222,2 130,9 86,9

По данным из таблицы 1 можно увидеть, что наибольшую часть таможенных платежей составляют НДС и вывозные таможенные пошлины. Вывозные таможенные пошлины имеют тенденцию к увеличению. В отчетном году их сумма составила 2731,5 млрд., что на 8,1% больше по сравнению с 2021 годом и на 137,9% по сравнению с 2020 годом.

Импортные пошлины имеют негативную динамику. В 2022 году ФТС перечислила 480,6 млрд. рублей от ввозных таможенных пошлин. Данный показатель в 2022 году составил 480,6 млрд. рублей, что

на 36,1% или 275,3 млрд. рублей меньше показателя 2021 года, но на 21,9% или на 140,4 млрд. рублей больше показателя 2020 года.

В 2022 году НДС также имеет тенденцию к снижению и составил 2664,2 млрд., что на 22,9% меньше по сравнению с 2021 годом, но на 2,8% больше по сравнению с 2020 годом. Уменьшение сумм от данного вида таможенных платежей может быть объяснено снижением сумм от ввозных таможенных пошлин.

Главными проблемами, связанными с осуществлением фискальной функции таможенной службой, можно назвать:

1. Несовершенство нормативно-правовой базы в таможенном законодательстве, в частности нормативно-правовых актов, регламентирующих взимание таможенных платежей, например, Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 276 (ред. от 26.08.2023) «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую», «Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти»);

2. Введенные санкции, которые затрудняют привычные внешнеторговые опера-

ции, а также транспортно-логистические цепочки;

3. Занижение таможенной стоимости, которая является базой для исчисления таможенных платежей, а также неправомерное применение таможенных льгот и преференций [5].

В настоящее время происходит автоматизация и цифровизация таможенных процессов, связанных с уплатой таможенных платежей, что благоприятно повлияет на систему их взимания. Так, активно используется уже около ХА рабочих процессов, а к 2024 году планируется достичь показателя в 50% [6]. Также решению проблем по недополучению и даже увеличению сумм от таможенных платежей будет способствовать расчет экспортно-импортных операций в национальной валюте, а также предоставление нулевых ставок на ввозные таможенные пошлины, что в свою очередь также окажет поддержку отечественных производителей и участников

ВЭД.

Библиографический список

1. Гомон И.В., Фоменко А.А. Анализ состава и структуры таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №4-1. - С. 90.

2. Горина А.С., Юдина А.Д. Анализ взимания таможенных платежей в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №3-1 (97).

3. Гомон И.В., Выродова А.М., Козачек М.В. Таможенные платежи в системе таможенно-тарифного регулирования // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 121 (70). - С. 194-198.

4. Непарко М.В., Черкасов Н.Ю. Влияние внешнеторговой деятельности российской федерации на доходы федерального бюджета // Вестник Академии знаний. - 2022. -№3 (50).

5. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 02.10.2023).

6. Киосе Ю.В., Мигел А.А. Взимание таможенных платежей при импорте товаров в РФ: практика реализации и направления совершенствования // Russian Economic Bulletin. -2022. - Т. 5. № 2. - С. 271-275.

7. Ахмедзянов Р.Р., Викторова Н.В. Совершенствование порядка применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 35 (3).

8. Гомон И.В., Фоменко А.А. Администрирование уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 4-1. - С. 88.

CUSTOMS PAYMENTS AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE FISCAL

FUNCTION

P.S. Klochkov, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The Customs Service acts as a state structure that affects the fiscal function of the state through the collection of customs duties. The article presents the theoretical foundations of the collection of customs duties and taxes, as well as an analysis of the transfer of amounts from customs payments to the federal budget. In conclusion, the main problems related to the implementation of the fiscal function of the customs service are presented, and the prospects for the development of payment and collection of customs duties are determined.

Keywords: customs payments, customs duties, customs operations, foreign trade activities, customs authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.