ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL LAW
Научная статья УДК/UDC 338.23:34
DOI: 10.21779/2224-0241-2022-44-4-50-55
Совершенствование фискальной деятельности таможенных органов З. Т. Абусуфянова1, Ж. А. Ахмедова2
1 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация
2 Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Российская Федерация
1 xametovaz@mail.ru
2 Alderju@mail.ru
Аннотация. Проблемы фискальной деятельности таможенных органов являются актуальными, так как доходная часть федерального бюджета РФ формируется в основном за счет таможенных платежей. В статье проведен анализ фискальной деятельности таможенных органов и определены пути ее совершенствования. Основным направлением совершенствования фискальной деятельности таможенных органов является развитие современных информационных технологий и автоматизация всех операций по администрированию таможенных платежей. Цифровизация механизма уплаты таможенных платежей позволяет обеспечить полноту взимания таможенных платежей и своевременность их перечисления в федеральный бюджет.
При написании работы использованы различные методы исследования, в том числе: анализ, синтез, статистический, экспертных оценок.
На основе анализа данных таможенной статистики, мнений ученых и специалистов предложены меры совершенствования работы таможенных органов по взиманию таможенных платежей и увеличению доходов федерального бюджета.
Ключевые слова: фискальная деятельность, доходы федерального бюджета, таможенные платежи, уклонение от уплаты таможенных платежей, автоматизация механизма уплаты таможенных платежей.
Для цитирования: Абусуфянова З. Т., Ахмедова Ж. А. Совершенствование фискальной деятельности таможенных органов // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. С. 50-55. DOI: 10.21779/2224-02412022-44-4-50-55
Original article
Improving the fiscal activities of the customs authorities
Zukhra-Khanum T. Abusufyanova1, Zhu liana A. Akhmedova2
1 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation
2 Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russian Federation
1 xametovaz@mail.ru
2 Alderju@mail. ru
Аbstract. The problems of the fiscal activities of the customs authorities are relevant, since the revenue part of the federal budget of the Russian Federation is formed mainly at the expense of customs payments. The article analyzes the fiscal activity of the customs authorities and identifies ways to improve it. The main direction of improving the fiscal activities of the customs authorities is the development of modern information technologies and the automation of all operations for the administration of customs payments. The digitalization of the mechanism for paying customs payments makes it possible to ensure the completeness of the collection of customs payments and the timeliness of their transfer to the federal budget.
When writing the work, various research methods were used, including: analysis, synthesis, statistical, expert assessments.
Based on the analysis of customs statistics data, the opinions of scientists and specialists, measures are proposed to improve the work of customs authorities in collecting customs duties and increasing federal budget revenues.
Keywords: fiscal activity, federal budget revenues, customs payments, customs payment evasion, automation of the customs payment mechanism.
For citation: Abusufyanova Z. T., Akhmedova Zh.A. Improving the fiscal activities of the customs authorities.
Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 44, no. 4, pp. 50-55. DOI: 10.21779/2224-02412022-44-4-50-55 (InRuss.).
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности (ВТД) осуществляется с помощью различных методов. Одним из основных методов регулирования ВТД являются таможенные платежи, влияющие на внешнюю торговлю через механизм цен.
Таможенные платежи взимаются при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом ЕАЭС, международными договорами и национальным законодательством государств Союза. В Российской Федерации отдельные вопросы, связанные с исчислением, уплатой и взысканием таможенных платежей регулируются Федеральным законом от 27.11.2010 №311-Ф3 (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации), Налоговым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ, нормативными актами ФТС РФ.
В статье 46 ТК ЕАЭС установлены виды таможенных платежей, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу: 1) ввозная и вывозная таможенные пошлины; 2) налог на добавленную стоимость (НДС); 3) акциз; 4) таможенные сборы (за таможенные операции, за таможенное сопровождение, за хранение) [1]. Кроме перечисленных платежей, таможенные органы взимают: 1) штрафы за различные нарушения таможенных правил; 2) доходы от реализации товаров, перешедших в собственность государства; 3) проценты за предоставление отсрочки по уплате таможенных платежей; 3) особые виды пошлин - антидемпинговые, специальные, компенсационные и др.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом, а в некоторых случаях - таможенным органом, например, при выявлении ошибок в расчетах, при недоставке транзитных товаров, при перевозке товаров для личного пользования, при перемещении транспортных средств международной перевозки, при незаконном перемещении товаров и в других случаях.
Декларант уплачивает таможенные платежи в том государстве Союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров или выявляется незаконное перемещение товаров через границу. Таможенные платежи перечисляются на единый счет, открытый уполномоченному органу в центральном банке страны для зачисления и распределения денежных средств между бюджетами государств-участников Союза. В Российской Федерации таможенные платежи поступают на счет Федерального казначейства РФ [2].
Таможенные платежи обеспечивают более 50% доходов федерального бюджета РФ.
Таможенные органы контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей, а также принимают меры по их принудительному взысканию. Деятельность таможенных органов по администрированию таможенных платежей регулируется нормами права по осуществлению бюджетного процесса в части планирования, исчисления, взимания таможенных платежей с целью формирования доходов федерального бюджета [3, с. 147].
Основной целью фискальной деятельности таможенных органов является реализация финансовой политики государства в сфере внешнеэкономической деятельности и увеличение доходов федерального бюджета РФ. Доходы от таможенных платежей, администрируемые таможенными органами являются основным показателем их работы, характеризующим степень фактического выполнения планового задания по общей сумме перечислений таможенных платежей в бюджет. Плановые задания по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет ежегодно устанавливаются таможенным органам Минфином России на основании закона о федеральном бюджете РФ. На основании полученных заданий ФТС России ежегодно устанавливает значения показателя по сбору таможенных платежей для каждого подразделения с разбивкой по кварталам. По завершении квартала, полугодия и года подводятся итоги работы и осуществляется оценка деятельности каждого таможенного органа по выполнению плановых заданий по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет.
Эффективность выполнения таможенными органами данного показателя определяется по формуле:
Э=ТПфакт./ТПплан.х100%, где ТПфакт. - сумма фактически перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей, млрд. рублей;
ТПплан. - сумма запланированных к перечислению в федеральный бюджет таможенных платежей, млрд. рублей.
Полученная процентная величина позволяет определить степень выполнения плановых заданий по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет. Выполнение планового задания по перечислению таможенных платежей менее чем на 95% считается неудовлетворительным и свидетельствует о низкой результативности фискальной деятельности таможенного органа [4, с. 39].
Проанализировав данные статистики, можно отметить стабильное ежегодное выполнение ФТС России запланированных показателей перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ.
По данным ФТС РФ, в 2017 г. в федеральный бюджет перечислено таможенных платежей на 10,1% меньше по сравнению с 2015 г. и на 2% больше по сравнению с 2016 г. Сумма доходов от экспорта сократилась на 3,2%, в то же время увеличилась сумма доходов от импорта на 7,5%. В 2018 г. сумма таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет заметно увеличилась,
Динамика различных видов таможенных платежей также неоднозначна.
В 2017 г. по сравнению с 2015 г. и 2016 г. увеличились доходы от НДС на 15,7% и на 7,8% соответственно, доходы от акцизов на 60% и на 29,3% соответственно. В то же время доходы от вывозных таможенных пошлин снизились на 29,2% и на 4,2% соответственно. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличились поступления в федеральный бюджет от НДС на 15%, ввозных таможенных пошлин - на 7%, платежей, уплачиваемых физическими лицами - на 53%, других платежей - на 1%. В то же время сократились поступления вывозных таможенных пошлин на 25%, акцизов - на 7%, таможенных сборов - на 2%. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. сократились суммы ввозных и вывозных таможенных пошлин, в то же время увеличились суммы от других таможенных платежей.
Анализ структуры таможенных платежей показал, что в 2017 г. наибольшую долю занимает вывозная таможенная пошлина - 44,03%, однако эта доля снизилась на 11,9% по сравнению с 2015 г. и на 2,84% по сравнению с 2016 г. В 2018 г. доля вывозной пошлины составила 49%, в 2019 г. - 40%, в 2020 г. - 24%. Доля НДС в структуре таможенных платежей в 2017 г. составила 42,53%, однако его доля увеличилась на 9,47% по сравнению с 2015 г. и на 2,31% по сравнению с 2016 г. В 2018 г. доля НДС составила 37%, в 2019 г. - 45%, в 2020 г. - 56%. Наименьшую долю в структуре таможенных платежей занимают таможенные сборы [5].
Таким образом, данные таможенной статистики свидетельствуют о том, что в целом наблюдается тенденция к снижению перечислений сумм таможенных платежей в федеральный бюджет и к снижению доходов от экспорта. Однако, несмот-
однако, начиная с 2019 г. наблюдается тенденция к их снижению, сумма платежей сократилась на 5,5% по сравнению с 2018 г. В 2020 г. сумма платежей снизилась по сравнению с предыдущим годом на 17,1%, при этом сумма доходов от экспорта снизилась на 15,8%, а сумма доходов от импорта увеличилась на 14% (см. табл. 1).
ря на это, ФТС России ежегодно выполняет плановые задания по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет. Анализируя динамику различных видов таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет, можно заметить, что несмотря на общее снижение суммы таможенных платежей, наблюдается увеличение поступлений от налогов, взимаемых при ввозе товаров. В структуре таможенных платежей основная доля приходится на вывозные таможенные пошлины и НДС, причем доля НДС с каждым годом увеличивается [6, с. 234].
Снижение доходов от таможенных платежей произошло под влиянием различных факторов, в том числе: спада внешнеэкономической деятельности в результате санкций, введенных в отношении России; снижения цен на энергоресурсы в результате резкого изменения конъюнктуры рынка и др.
Одним из факторов, оказывающих влияние на снижение доходов от внешнеэкономической деятельности являются тарифные льготы (преференции), предоставляемые таможенным законодательством в виде освобождения от уплаты таможенных платежей. Разновидностью тарифных льгот являются преференции, предоставляемые странами-участницами ЕАЭС при ввозе на таможенную территорию товаров из наименее развитых и развивающихся стран.
По данным ФТС РФ, общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила в 2016 г. 268,2 млрд. рублей, в 2017 г. увеличилась по сравнению с 2016 г. на 9%, в 2018 г. увеличилась по сравнению с 2017 г. на 24%, в 2019 г. увеличилась по сравнению с 2018 г. на 20,8%, в 2020 г. увеличилась по сравнению с 2019 г. на 69,4%. Наибольшие суммы льгот предоставлены по таким видам товаров, как: сырая нефть, углеводоро-
Суммы таможенных платежей, пе
Таблица 1
Таможенные платежи 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Вывозная таможенная пошлина 2780,4 2054,1 1968,3 3025,7 2291,3 1148,1
Ввозная таможенная пошлина 484,2 489,8 506,0 578,6 618,2 615,5
Налог на добавленную стоимость 1643,5 1762,8 1900,8 2255,5 2613,4 2701,6
Акциз 47,5 58,8 76,0 95,2 88,8 98,0
Таможенные сборы 16,0 16,9 18,4 20,3 20,0 28,9
Итого 4971,6 4382,4 4469,5 6063,2 5729,1 4751,8
ды из морских месторождений, природный газ, поставляемый по соглашению «Голубой поток», технологическое оборудование и др.
Таким образом, увеличивающиеся с каждым годом суммы льгот по уплате таможенных платежей существенно сокращают доходы федерального бюджета.
Значительные потери доходов федерального бюджета вызваны правонарушениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей. Такими правонарушениями являются: неправильное определение кода товаров, необоснованное снижение ставок таможенных пошлин и налогов, нарушение условий таможенной процедуры, занижение таможенной стоимости товаров, незаконное предоставление льгот и преференций, несвоевременное представление товаров, представление подложных документов.
Уклонение от уплаты таможенных платежей является одним из видов преступлений, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.22 Ко-АП РФ (Нарушение сроков уплаты таможенных платежей) и ст. 194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица).
Следует отметить, что ст. 194 УК РФ не конкретизирует способы совершения данного преступления, говоря лишь об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. При этом способом уклонения
может быть как пассивное невыполнение требований законодательства (т.е. бездействие), так и прямой отказ (мотивированный или немотивированный) от уплаты таможенных платежей [7, с. 217].
Правонарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей наносят серьезный ущерб экономической безопасности России. Как отмечают Н.Б. Куроптев и А.В. Семенов, сфера внешнеэкономической деятельности в настоящее время считается наиболее криминогенной. К факторам, влияющим на распространение подобного рода преступлений, относятся: неблагоприятный инвестиционный климат в стране; использование внешнеторговых операций для легализации преступного капитала; отсутствие эффективного таможенного контроля; низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов и таможенных органов [8, с. 60].
По мнению И.А. Клепицкого, преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, вызваны недостатками в таможенном законодательстве [9, с. 25].
Таможенными органами ежегодно выявляются факты неуплаты таможенных платежей на сумму свыше 5 млрд. рублей, возбуждаются уголовные дела по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты таможенных платежей и перечисляются дополнительно в бюджет значительные суммы взысканных таможенных платежей (см. табл.2).
Таблица 2
Результаты деятельности ФТС РФ по выявлению правонарушений, связанных с уклонением от уплаты
таможенных платежей
Показатели 2016 2017 2018 2019 2020
1 Выявлены факты неуплаты таможенных платежей (млрд. рублей) 5,2 5,2 4,3 6 7
2 Возбуждено уголовных дел по ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) 683 481 359 344 316
3 Доначислено таможенных платежей (млрд. рублей) 5,7 6,5 6,6 9,5 18
4 Выведено из теневого оборота (взыскано) таможенных платежей (млрд. рублей) 2,5 4,3 3,1 3,5 8,9
В «Стратегии развития таможенной службы до 2030 года» определены основные направления обеспечения полноты взимания таможенных платежей и увеличения доходов федерального бюджета, одним из которых является цифровизация механизма уплаты таможенных платежей. Целью реализации Стратегии является создание электронной таможни, обустройство центров электронного таможенного декларирования товаров, автоматизация операций по уплате таможенных платежей [10].
Стратегией определены также следующие направления совершенствования фискальной деятельности таможенных органов с использованием современных информационных технологий: создание условий для упрощения уплаты таможенных платежей и самостоятельного управления денежными средствами, находящимися на единых лице-
вых счетах, через личный кабинет; развитие технологий уплаты таможенных платежей с предоставлением отсрочки и взыскания задолженности таможенным платежам [11].
Как отмечает Р.П. Мешечкина, широкое применение цифровых технологий в виде создания личного кабинета участников ВЭД и единых лицевых счетов, предоставление им различных электронных сервисов, способствующих своевременной уплате таможенных платежей, контроль цифровых записей и транзакций позволит исключить использование различных схем уклонения от уплаты таможенных платежей и обеспечит увеличение поступлений доходов в федеральный бюджет [12, с. 36].
Для совершенствования фискальной деятельности таможенных органов и увеличения поступлений таможенных платежей в федеральный
бюджет можно предложить следующие возможные решения:
1) дальнейшее развитие автоматизированной системы таможенных органов, автоматизация всех операций по администрированию таможенных платежей, что значительно облегчает расчет сумм таможенных платежей и обеспечивает прозрачность совершения операций с денежными средствами;
2) создание электронной базы документов, облегчающей поиск необходимой информации и ускорение совершения всех таможенных операций;
3) совершенствование механизма обеспечения законности предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
4) ужесточение мер юридической ответственности за правонарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей.
Системная целенаправленная работа таможенных органов по совершенствованию системы администрирования таможенных платежей, развитию информационных технологий, использованию цифровых платформ и сервисов в сочетании с правоохранительной деятельностью, а также личная сознательность и добросовестность участников внешнеторговой деятельности будут способствовать увеличению доходов федерального бюджета и обеспечению экономической безопасности государства.
Список источников
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному 11 апреля 2017 г. в Москве. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Оразалиев А.А., Котенев А.Д. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. №5(65). 2014. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/upravlenie-ekonomicheskimi-sistemami-elektronnnyy-nauchnyy-zhurnali=998515 (дата обращения: 09.08.2022).
3. Манушина А.П. О совершенствовании системы администрирования таможенных платежей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 147-150.
4. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография. М.: РИО РТА. 2016. С.39-40.
5. Федеральная таможенная служба Российской Федерации в 2016-2020 гг. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 09.08.2022).
6. Шангараев Р.Н., Лобас Е.В. Таможенные платежи в структуре федеральных доходов Российской Федерации в контексте обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №7. С. 233-236.
7. Плясов К.А., Варданян А.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в системе внешнеэкономических преступлений: правовой и криминалистический анализ // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 2. C. 215-222.
8. Куроптев Н.Б., Семенов А.В. Основные направления развития преступности, связанной с уклонением от уплаты таможенных платежей в современных условиях // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 33(86). С. 59-63.
9. Крепицкий И.А. Эволюция норм об ответственности за уклонение от уплаты налогов // Законодательство. 2004. № 5. С. 25-36.
10. Стратегия-2030: от электронной таможни к интеллектуальной [Электронный ресурс] // Информационный портал для участников ВЭД. URL: https://customsforum.ru/news/big/strategiya-2030-ot-elektronnoy-tamozhnik-intellektualnoy-553679.html (дата обращения: 09.08.2022).
11. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 года № 1388-р. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 09.08.2022).
12. Мешечкина Р.П. Цифровизация как фактор повышения эффективности администрирования таможенной деятельности //Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 33-39.
References
1. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza [Customs Code of the Eurasian Economic Union]: Appendix no. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union, signed on April 11, 2017. in Moscow. Access from the reference-legal system "ConsultantPlus" (InRuss.).
2. Orazaliev A.A., Kotenev A.D. Osobennosti i problemy vzimaniya tamozhennykh i inykh platezhei tamo-zhennymi organami Rossii na sovremennom etape Evraziiskoi integratsii [Features and problems of collection of customs and other payments by the customs authorities of Russia at the present stage of Eurasian integration], Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems]: electronic scientific journal, no. 5 (65), 2014. (InRuss.).
3. Manushina A.P. O sovershenstvovanii sistemy administrirovaniya tamozhennykh platezhei [On improving the system of administration of customs payments], Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of the Humanities and Natural Sciences], 2019, no. 5, pp. 147-150. (InRuss.).
4. KnyshovA.V. Sovershenstvovanie sistemy pokazatelei deyatel'nosti tamozhennykh organov, osobennosti ee razrabotki i primeneniya [Improving the system of indicators for the activities of customs authorities, features of its development and application]: monograph. Moscow, RIO RTA Publ., 2016, pp. 39-40. (InRuss.).
5. Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossiiskoi Federatsii v 2016-2020 gg. Spravochnye materialy k zasedaniyu kollegii FTS Rossii [Federal Customs Service of the Russian Federation in 2016-2020 Reference materials for the meeting of the board of the FCS of Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.customs.ru (accessed 09.08.2022).
6. Shangaraev R.N., Lobas E.V. Tamozhennye platezhi v strukture federal'nykh dokhodov Rossiiskoi Federatsii v kontekste obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva [Customs payments in the structure of federal revenues of the Russian Federation in the context of ensuring the economic security of the state], Vest-nik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016, no. 7, pp. 233-236. (InRuss.).
7. Plyasov K.A., Vardanyan A.V. Uklonenie ot uplaty tamozhennykh platezhei, vzimaemykh s organizatsii ili fizicheskogo litsa, v sisteme vneshneekonomicheskikh prestuplenii: pravovoi i kriminalisticheskii analiz [Evasion of customs payments levied from an organization or individual in the system of foreign economic crimes: legal and forensic analysis], Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal [All-Russian Journal of Criminology], 2019, vol. 13,no. 2,pp. 215-222. (InRuss.).
8. Kuroptev N.B., Semenov A. V. Osnovnye napravleniya razvitiya prestupnosti, svyazannoi s ukloneniem ot uplaty tamozhennykh platezhei v sovremennykh usloviyakh [The main directions of development of crime associated with the evasion of customs payments in modern conditions], Yurist"-Pravoved" [Yurist-Pravoved], 2018, no. 33(86), pp. 59-63. (In Russ.).
9. Krepitsky IA. Evolyutsiya norm ob otvetstvennosti za uklonenie ot uplaty nalogov [Evolution of norms on liability for tax evasion], Zakonodatel'stvo [Legislation], 2004, no. 5, pp. 25-36. (InRuss.).
10. Strategiya razvitiya tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda Strategiya-2030: ot el-ektronnoi tamozhni k intellektual'noi [Strategy-2030: from electronic customs to intellectual] Informatsionnyi portal dlya uchastnikov VED [Information portal for foreign trade participants]. (In Russ.). Available at: https://customsforum.ru/news/big/strategiya-2030-ot-elektronnoy-tamozhnik-intellektualnoy-553679.html (accessed 09.08.2022).
11. Strategiya razvitiya tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 23 maya 2020 goda no. 1388-r. [Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030], approved by the order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r. (In Russ.). Available at: http://www.customs.ru (accessed 09.08.2022).
12. Meshechkina R.P. Tsifrovizatsiya kak faktor povysheniya effektivnosti administrirovaniya tamozhennoi deyatel'nosti [Digitalization as a factor in improving the efficiency of administration of customs activities], Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2020, no. 3, pp. 33-39. (InRuss.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Абусуфянова Зухра-Ханум Тагировна, доцент кафедры административного, финансового и таможенного права юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: xametovaz@mail.ru Ахмедова Жулиана Алдеровна, доктор экономических наук, профессор, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: Alderju@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Abusufyanova Zukhra-Khanum Tagirovna, associate Professor of the Department of Administrative, Financial and Customs Law at the Law Institute of Dagestan State University, PhD in Economics, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: xametovaz@mail. ru
Akhmedova Zhuliana Alderovna, Doctor of Economics, Professor, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: Alder-ju@mail.ru
Поступила в редакцию 12.05.2022 г.; одобрена после рецензирования 15.06.2022 г.; принята к публикации 27.06.2022 г.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
Received 12.05.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 27.06.2022.