Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЛИНГ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетман Александр Николаевич

Изучены основные направления таможенного администрирования доходов федерального бюджета, формируемых из таможенных платежей. Рассмотрены примеры таможенной деятельности, направленной на собираемость таможенных платежей. Выявлены проблемные вопросы при осуществлении взимания таможенных платежей. Показана целесообразность применения стратегического контроллинга в деятельности таможенной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COLLECTION OF PAYMENTS BY CUSTOMS AUTHORITIES. CURRENT MODEL AND PROSPECTS

The main directions of customs administration of federal budget revenues formed from customs payments have been studied. Examples of customs activities aimed at collecting customs payments are considered. Problematic issues in the implementation of the collection of customs payments is identified. The expediency of applying strategic controlling in the activities of the customs service is shown

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 336.24.07

ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Гетман Александр Николаевич

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, декан факультета безопасности и таможни, e-mail: getman-an@ranepa.ru

Изучены основные направления таможенного администрирования доходов федерального бюджета, формируемых из таможенных платежей. Рассмотрены примеры таможенной деятельности, направленной на собираемость таможенных платежей. Выявлены проблемные вопросы при осуществлении взимания таможенных платежей. Показана целесообразность применения стратегического контроллинга в деятельности таможенной службы

Ключевые слова: таможенные платежи; таможенное администрирование; контроллинг; система сбалансированных показателей

FEATURES OF COLLECTION OF PAYMENTS BY CUSTOMS AUTHORITIES. CURRENT MODEL AND PROSPECTS

Getman Aleksandr N.

North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Ädministration, Dean of the Faculty of Security and Customs, e-mail: getman-an@ ranepa.ru

The main directions of customs administration of federal budget revenues formed from customs payments have been studied. Examples of customs activities aimed at collecting customs payments are considered. Problematic issues in the implementation of the collection of customs payments is identified. The expediency of applying strategic controlling in the activities of the customs service is shown

Keywords: customs payments; customs administration; controlling; balanced scorecard

Для цитирования: Гетман А.Н. Особенности взимания платежей таможенными органами. Действующая модель и перспективы // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 20-27.

В числе мер государственного воздействия на внешнеторговую деятельность особую значимость имеет таможенно-тарифное регулирование и связанный с ним институт таможенных платежей.

Взимание таможенных платежей исторически является основной функцией таможенных органов современной России, ее фискальной функцией. Из общего объема поступивших в 2020 г. в федеральный бюджет доходов в 18,7 трлн рублей на долю ФТС России приходится 4,7 трлн рублей, что составляет 25 % [1].

Валютный контроль, контроль за перемещением радиоактивных материалов, обеспечение безопасности перемещаемых товаров, контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности - все эти задачи, решаемые таможенными органами, чрезвычайно важны для государства и отражают вызовы, с которыми сталкивается современное общество. Вместе с тем, не умоляя их значимости, нужно признать, что исторически появление таможенных институтов во всем мире, в том числе и в России, связано именно с взиманием таможенных пошлин. Акценты могут при этом расставляться по-разному - между приоритетом пополнения бюджета и заградительным характером для поддержки внутреннего производства.

За время развития таможенного дела количество видов пошлин, налогов и сборов, взимаемых таможенными органами, существенно возросло.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) к таможенным платежам (ст. 46) относит ввозную таможенную пошлину; вывозную таможенную пошлину; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза и таможенные сборы [2].

Помимо этого, при введении в Союзе мер защиты внутреннего рынка на таможенные органы возложена обязанность по взиманию особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых и компенсационных.

В систему таможенных платежей в настоящее время включены пошлины, налоги, сборы, имеющие различную юридическую природу. Цели их введения также различны. Для понимания важности администрирования процесса собираемости таможенных платежей рассмотрим обобщенную схему функций, которые выполняет система таможенных платежей.

Фискальная функция на нынешнем этапе развития российской экономики является ключевой.

Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение таможенных пошлин и налогов - формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для исполнения возложенных на него обществом обязательств, в том числе в социальной сфере.

Основную роль в данной функции, безусловно, играют таможенные пошлины (ввозные, вывозные и уплачиваемые физическими лицами), доля которых в общей сумме доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами (4,7 млрд рублей) в целом по итогам 2020 г. составила 38 % (1,8 млрд рублей) и НДС (2,7 млрд рублей) -57 % [3].

К фискальной функции также преимущественно относится и взимание различных сборов. По своей природе таможенный сбор представляет собой оплату услуг, предоставляемых государством участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанных с оформлением перемещения товаров через таможенную границу.

Не менее значимой является регулятивная или регулирующая функция таможенных платежей. В рамках выполнения данной функции решается задача защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции государств -членов Союза в мировую экономику. Кроме того, обеспечивается рационализация структуры товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза. При этом вывозные таможенные пошлины обеспечивают ограничение вывоза за пределы стран товаров, необходимых для национальных экономик, для более полного насыщения отечественных рынков, защиты экономической безопасности стран, стимулирования процессов переработки сырьевых товаров в целях получения добавочной стоимости и т. д.

Еще одной функцией тарифной политики является торгово-экономическая функция. Примером может служить установление тарифных преференций при ввозе товаров из различных стран, что позволяет реализовать внешнюю торгово-экономическую политику Союза.

Таким образом, от качества выстроенного процесса сбора таможенных платежей зависит не только исполнение государственного бюджета, что само по себе чрезвычайно важно, но и качество внутренней и внешней торгово-экономической политики как Союза в целом, так и каждого государства -участника экономического объединения.

На основании Бюджетного кодекса и в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [4], Федеральная таможенная служба определена в качестве главного администратора федерального бюджета по 70 платежам. Экспертами в области таможенного дела, руководством таможенных органов зачастую используется термин

«администрирование собираемости таможенных платежей». В это понятие вкладывается, прежде всего, управление процессом сбора таможенных платежей на всех его этапах, а также обеспечение контроля отдельных его элементов.

Причем непосредственно перечисление средств в бюджет, их учет таможенными органами - хоть и достаточно сложный процесс, однако является лишь одним из элементов «администрирования собираемости таможенных платежей».

На практике администрирование собираемости таможенных платежей начинается с прогнозирования. Важность данного этапа для государства в целом невозможно переоценить. Достаточно сказать, что доходная часть бюджета на четверть состоит из прогнозных значений по собираемости таможенных платежей. Прогнозирование осуществляется по вертикали - сверху вниз. На первом этапе прогнозные значения на отчетный период определяются Правительством РФ и закрепляются Федеральным законом о государственном бюджете. Это то, что и называется «контрольным (плановым) заданием».

Плановое задание по перечислению таможенных платежей устанавливается на год, а также поквартально. Отдельно необходимо отметить, что выполнение данного задания также учтено в системе показателей таможенных органов. Приказом ФТС России [5] утверждены показатели результативности деятельности и показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен. При этом первым показателем результативности деятельности значится «Уровень выполнения контрольного задания, установленного таможенным органам в целях обеспечения исполнения федерального бюджета», что говорит о первостепенной важности вопроса объема таможенных платежей, перечисляемых в бюджет. Да и большинство других показателей, так или иначе, связано с собираемостью таможенных платежей.

С 2012 г. в таможенной службе внедрена автоматизированная система «Прогнозирование», предназначенная для использования на уровне ФТС России, региональных таможенных управлений (далее - РТУ) и таможен непосредственного подчинения с целью формирования плановых заданий по перечислению таможенных платежей.

До ввода АС «Прогнозирование» в эксплуатацию расчет прогнозируемых поступлений на очередной квартал осуществлялся на основе экспертных оценок, представляемых таможнями, с использованием данных о динамике перечислений в федеральный бюджет за предшествующие периоды (аналогичный период прошлого года и период, предшествующий отчетному).

Исходные данные для работы программы представляют собой базу данных электронных копий деклараций на товары. В результате первичной обработки указанного информационного массива

в программу поступают агрегированные данные ДТ по объемам декларирования и начисленным к уплате платежам с ежемесячным шагом динамики.

Формирование прогнозов на каждый отчетный квартал происходит поэтапно. Первоначально пользователями на уровне ФТС России производится расчет прогнозов с использованием АС «Прогнозирование» для каждого РТУ.

В качестве модели для прогнозирования целевых показателей в программе используется модель Бокса-Дженкинса (ARIMA - авторегрессионное интегрированное скользящее среднее (autoregressive integrated moving average)) [6], одна из наиболее популярных моделей для построения краткосрочных прогнозов. Следует отметить, что прогнозирование осуществляется с учетом сезонности, выявляемой с применением получившего широкую известность международного алгоритма. В качестве вспомогательных данных программой также используются прогнозы, подготавливаемые Министерством экономического развития России (курс валюты, цена на нефть).

После составления прогноза данные направляются на рассмотрение в региональные таможенные управления для проведения экспертного анализа рассчитанных программой прогнозных сумм таможенных платежей на будущий квартал, представленных в виде таблицы, и корректировке этих сумм в случае несогласия с ними.

Любая, даже самая совершенная программа не способна учесть все факторы, определяющие поступление таможенных платежей. Например, автоматический алгоритм учитывает сезонность ввоза товаров. Однако он не может предсказать наступление аномальных погодных явлений. Так, зимой 2012 г. практически на месяц была парализована работа морских пунктов пропуска Южного федерального округа, в том числе крупнейшего морского торгового порта Новороссийск, в связи с аномальными морозами и ветрами. По этой причине отклонение фактического выполнения планового задания Южного таможенного управления в феврале 2012 г. составило -79 %.

После ввода альтернативных показателей данные отправляются с уровня РТУ на повторное согласование в ФТС России. Пользователи на уровне ФТС России рассматривают прогнозы повторно с учетом введенных корректировок и утверждают окончательные значения.

Оценивая точность прогнозирования, необходимо отметить, что после внедрения АС «Прогнозирование» отклонение фактических значений от прогнозных существенно сократилось. Так, до использования Южным таможенным управлением программного средства этот показатель во 2 квартале 2012 г. (последний квартал до введения АС Прогнозирование) составлял +24 %. А, например, процент отклонения фактических перечислений от прогнозируемых поступлений в 3 квартале 2014 г. по ввозной пошлине составил всего +6 %.

Вместе с тем, по итогам 2020 г. сумма таможенных платежей, перечисленных в доход федерального бюджета, превысила прогнозное значение (оценку доходов) на 7,7 %, в том числе на 5,3 % при экспорте товаров и на 7,5 % при импорте товаров [3]. Указанные сведения говорят о том, что существующее прогнозирование не в полной мере учитывает все финансовые риски выполнения/невыполнения контрольного задания, обусловленные значительным многообразием самых различных факторов.

За планированием следует этап достижения установленных плановых значений. Для того чтобы раскрыть суть администрирования таможенными органами собираемости таможенных платежей следует рассмотреть основные элементы таможенно-тарифного регулирования - такие факторы, которые определяют величину таможенных платежей, подлежащих уплате, а также выделить направления деятельности таможенных органов, которые наиболее существенно влияют на собираемость таможенных платежей:

- система классификации товаров - их распределение по отдельным группам в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТНВЭД ЕАЭС). К этому же элементу стоит отнести единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС) [7];

- ставка таможенной пошлины или налога -то есть его размер (величина), исчисляемый в процентах от стоимости либо от единиц измерения количества товара в зависимости от вида ставки;

- страна происхождения товаров, в зависимости от которой ставки таможенных пошлин могут быть разделены на базовые и преференциальные;

- таможенная стоимость товаров, являющаяся основой для расчета большинства таможенных платежей;

- льготы (за исключением тарифных преференций), представляющие собой освобождения от уплаты или снижения ставки таможенного платежа;

- количество товаров - показатель веса, а для отдельных товаров - дополнительные единицы измерения (штуки, литры, кубические метры и другие);

- индивидуальные характеристики товаров (за исключением количественных) - данные о товаре, влияющие на размер ставки и сумму таможенных пошлин.

Контроль таможенной стоимости, бесспорно, является одним из основных направлений работы при администрировании собираемости таможенных платежей. Данное направление работы вызывает множество споров, дискуссий. Таможенные органы имеют неоднозначную судебную практику по данным вопросам. Объективные сложности можно увидеть на примере.

Непосредственно из Италии в Россию отправляется чуть более половины объема товаров, происходящих из этой страны, тогда как их значительная часть ввозится в Россию со складов в Литве,

Латвии, Германии, Польши, Финляндии. При этом, в случае ввоза товаров через третьи страны, уровень индекса таможенной стоимости значительно ниже, чем в случае прямой поставки товаров из Италии. Так, средняя стоимость итальянских кожаных сумок, чемоданов и саквояжей (4202 ТН ВЭД ЕАЭС) при ввозе непосредственно из Италии составляет 130 долл. США за единицу, из Литвы и Латвии - 4050 долл. США за изделие. Сравнение данных, декларируемых таможенными органами Российской Федерации, с данными о стоимости товаров народного потребления, заявляемыми при экспорте из Италии также дает основание полагать об использовании схем по занижению стоимости товаров.

Например, стоимость кожаных сумок, чемоданов, саквояжей при экспорте из Италии составляет 124 долл. США за шт. Почти полное совпадение указанных данных со стоимостью товаров при прямых поставках свидетельствует о значительном занижении таможенной стоимости при ввозе через промежуточные страны. Можно приводить такие примеры по обуви, одежде и другим товарам народного потребления. Несмотря на, казалось бы, очевидную картину нередко таможенным органам в суде не удается доказать факт занижения таможенной стоимости по подобным поставкам через третьи страны, где готовится альтернативный комплект документов специально для таможни.

Занижение таможенной стоимости было и остается относительно распространенным и наименее рискованным способом занижения сумм таможенных платежей, подлежащих уплате.

В практике таможенных органов отмечаются случаи, когда стоимость готовых изделий из пластика заявлялась ниже, чем стоимость материала, из которого они изготовлены - полимера в первичных формах. То же можно сказать об изделиях из металлов, стекла и т. д.

Таможенные органы находятся в постоянном поиске новых путей выявления недостоверности таможенной стоимости, в том числе нетрадиционных - в частности, с использованием инспек-ционно-досмотрового комплекса (далее - ИДК) в целях контроля таможенной стоимости. Например, декларантом заявлены сведения о товаре «системные блоки» и его характеристиках, в том числе о наличии одного вентилятора. Выявленное при сканировании ИДК наличие двух вентиляторов свидетельствует о принадлежности товара к более дорогому ценовому диапазону (премиум-сегмент), чем системные блоки, заявленные в декларации (эконом-сегмент).

Проблема достоверности сведений о таможенной стоимости также характерна и для экспорта товаров. Далеко не всегда товары экспортируются в страну их последующего потребления.

Наряду с офшорами в качестве посредников выступают страны с льготным налогообложением: Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Румыния, Эстония. В Южном федеральном округе

экспортные поставки, по которым взимается почти 90 % таможенных платежей и на которые приходится более 50 % стоимостных объемов, проходят через Швейцарию. Кроме того, поставки (преимущественно нефтепродукты), при вывозе которых взимается 40 % таможенных платежей при экспорте, декларируются с заявлением страны назначения - «неизвестна». Швейцария с ее сравнительно небольшим внутренним рынком перепродает практически все нефтепродукты из России. Если не брать в расчет вывоз нефтепродуктов, то основная доля вывозимых товаров по уплаченным вывозным пошлинам приходится на Виргинские острова, Швейцарию, Великобританию, Панаму, ОАЭ, Кипр и Эстонию, причем доля офшоров весьма значительна - более 40 %, на Швейцарию приходится более 20 %. С точки зрения контроля таможенной стоимости показательны экспортные поставки металлолома. По зеркальной статистике Турция импортирует металлолома за год в среднем на 200 млн долл. США больше, чем экспортирует Россия. Следовательно, значительная часть металлолома попадает в Турцию из России не напрямую, а через сделки с третьими странами. Примечательно, что экспорт данного товара ранее облагался вывозной таможенной пошлиной с адвалорной ставкой (в настоящее время применяется комбинированная ставка с адвалорной составляющей).

По итогам работы ФТС России по направлению контроля таможенной стоимости, включая таможенный контроль после выпуска товаров, в 2020 г. в отношении более 165 тыс. деклараций на товары внесены изменения в сведения, заявленные о таможенной стоимости товаров. В результате сумма дополнительно взысканных в бюджет таможенных пошлин и налогов составила более 20 млрд рублей [8].

Вместе с тем, возвращено из федерального бюджета таможенных платежей по решениям судебных органов и по результатам проведенного ведомственного контроля на общую сумму 1 млрд рублей (77 % - по решениям судебных органов и 23 % -по результатам ведомственного контроля) [8].

Следующим направлением, заслуживающим внимания при исследовании собираемости таможенных платежей, является классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Код товара влияет не только на ставку таможенной пошлины, но и на ставки иных платежей, например, НДС или акциза. Классификация товара также может напрямую влиять на применение льгот по уплате платежей, а также особых видов пошлин. За 2020 г. таможенными органами, в связи с выявленными нарушениями при классификации, доначислено 13,4 млрд рублей таможенных платежей [8].

Таможенные органы сталкиваются как с ошибками при классификации, так и с откровенно умышленным недостоверным декларированием. Например, декларируется товар - аккумулятор холода - капсулы-наполнители, представляющие собой пластиковый пакет с соленой водой (99 %

воды и 1 % соли). Декларантом товар классифицирован в 28-й группе ТН ВЭД ЕАЭС (2828 90 000 0 -5 %) как прочий гипохлорит натрия, т.е. декларант предположил, что основным компонентом данного товара является соленая вода. При этом товары из пластика классифицируются в товарной позиции 3926 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка импортной таможенной пошлины - 6,5 % и более высокий индекс таможенной стоимости). Потребитель не заинтересован в приобретении исключительно жидкостного наполнителя - раствора гипохлорита натрия. Таким образом, рассматриваемый товар может иметь потребительскую ценность только в том случае, если это полноценный товар, являющийся готовым изделием из пластмассы. Таможенным органом принято решение о классификации товара в товарной позиции 3926.

Страна происхождения - еще один ключевой элемент при расчете таможенных платежей. Наиболее часто встречающимся примером влияния может служить применение тарифных преференций. После введения антидемпинговой пошлины в начале 2013 г. ввоз чугунных ванн китайского происхождения существенно сократился. Одновременно с этим возросли объемы ввоза аналогичного товара, происходящего из Европейского союза, а также иных стран, таких как Малайзия, Тайвань и т.д. Только после существенного усиления контроля заявляемых сведений о стране происхождения, малазийские и тайваньские чугунные ванны, которые никогда не были профилирующим товаром для этих стран, практически перестали декларироваться. Основной объем составили дорогостоящие европейские ванны и облагаемые антидемпинговой пошлиной китайские.

По данным ФТС России, в 2020 г. откорректированы сведения о происхождении товаров по 11 тыс. деклараций, сумма доначисленных таможенных платежей составила почти 1,5 млрд рублей [8].

В ходе таможенного контроля таможенными органами выявляются различные обстоятельства, препятствующие предоставлению льгот по уплате платежей. Это и несоответствие характеристик товаров, установленным Правительством РФ параметрам, и отсутствие необходимых подтверждающих документов.

Еще одно направление - это контроль обоснованности применения ставок ввозных таможенных пошлин и НДС. К примеру, в отношении отдельных видов товаров, таких как продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания и книжная продукция, медицинские товары, Правительством РФ установлена ставка налога на добавленную стоимость в сниженном размере (10 %). Это обстоятельство неминуемо приводит к тому, что отдельные субъекты ВЭД пытаются необоснованно воспользоваться сниженной ставкой. Так, регулярно таможенными органами выявляются товары, заявляемые как детские, которые фактически таковыми не являются.

Следующее направление - контроль весовых характеристик товаров. Например, в отношении столовой посуды из фарфора, происходящей из Китая, в 2013 г. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [9] на трехлетний период была установлена специальная пошлина в размере от 1 479 до 591,6 долл. США за 1 тонну веса нетто. Отдельными декларантами заявлялось соотношение веса нетто к весу брутто в размере 82-88 %. Установленное в ходе таможенного контроля значение по поставкам, по которым проводился досмотр, составило 93 %. Дальнейшие проверки подтвердили предположения о занижении веса товара. С 2016 г. применяется базовая ставка пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости, то есть без прямой зависимости от веса нетто. Косвенная зависимость все же остается в силу того, что в качестве основного контрольного параметра таможенными органами используется индекс таможенной стоимости -соотношение таможенной стоимости в долл. США к весу нетто в кг.

Таможенные органы на современном этапе активно используют различные источники информации, в том числе находящиеся в открытом доступе. Зачастую информация в сети Интернет позволяет выявлять факты занижения таможенных платежей. В качестве примера такой работы можно привести выявление фактов занижения внутреннего объема ввозимых холодильников и морозильников. Нарушение было выявлено благодаря информации на сайте производителя. Вместо общего объема в декларации на товары был указан полезный объем. В то время как ставка ввозной таможенной пошлины (от 5 % до 15 %) должна рассчитываться в зависимости от общего объема.

Вектор развития таможенных органов продолжает быть направлен в сторону смещения таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В обиходе экспертов и сотрудников таможенных органов утвердились такие понятия, как «сквозной контроль» и «система прослеживаемости товаров». Суть этих относительно новых терминов заключается в том, чтобы связать таможенный контроль на всех этапах, начиная с прибытия товара на таможенную территорию и заканчивая контролем после выпуска и реализацией товаров. Применение новых подходов, безусловно, способствует полноте собираемости таможенных платежей.

Приведенные примеры являются лишь частью работы, которую проводят таможенные органы, обеспечивая сбор таможенных платежей. Очень часто в выявляемых таможенными органами нарушениях, переплетаются сразу несколько направлений, их выявление и пресечение осуществляется в тесном взаимодействии всех подразделений таможенной службы.

В целом, оценивая действующую модель администрирования собираемости таможенных платежей, необходимо отметить ее значительную эффективность, позволяющую ФТС России достигать

выполнения контрольного задания, установленного таможенными органами в целях обеспечения исполнения федерального бюджета. Сложностью применения модели является ее многокомпонентность, включающая большой спектр направлений и требующая высокого профессионализма сотрудников таможенной службы. Действующая модель является актуальной, при этом ее возможности полностью не исчерпаны.

Рассматривая фискальную функцию через администрирование таможенных платежей как один из внутренних управленческих процессов таможенной службы, необходимо обратить внимание на имеющиеся резервы и перспективы их использования. Основным целеполагающим документом, определяющим цели (устанавливающим целевые ориентиры), а также стратегические направления развития таможенной службы является утвержденная Правительством РФ Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) [12]. К основным стратегическим направлениям развития таможенной службы Российской Федерации отнесено, в том числе, и совершенствование реализации фискальной функции (п. 2 раздела IV). Здесь же сформулированы цели совершенствования фискальной функции, к которым причислена и рассматриваемая полнота взимания платежей, администрируемых таможенными органами. Основное внимание уделено вопросам операционного взаимодействия плательщиков и таможенных органов в перечислении задач по реализации поставленных целей отсутствуют такие важные позиции, направленные на их достижение, как:

- контроль правильности классификации товаров;

- контроль правильности применения ставок ввозных таможенных пошлин;

- контроль обоснованности предоставления тарифных преференций;

- контроль достоверности таможенной стоимости;

- контроль обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей (за исключением тарифных преференций);

- контроль достоверности сведений о количестве товаров, а также об их индивидуальных характеристиках.

Оценка реализации Стратегии [12] осуществляется на основе степени достижения 10 показателей. Среди показателей отсутствует тот, который характеризует фискальную функцию. План первого этапа реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [14] содержит раздел II, посвященный совершенствованию фискальной функции, и включает в себя 4 пункта (19-22), которые носят характер организационных и информационных, результат исполнения которых количественно не определен.

Определенный резерв в реализации фискальной функции таможенных органов может быть реализован путем повышения эффективности управленческой деятельности. Наиболее привлекательной для применения представляется философия контроллинга. Контроллинг представляет собой относительно новую концепцию системного управления, порожденную практикой современного менеджмента. Основная цель контроллинга заключается в ориентации управленческого процесса на достижение стратегических целей, стоящих перед организацией путем смещения акцента с контроля прошлого на прогнозный анализ будущего [10].

Одним из ключевых элементов, применяемых в контроллинге, является система сбалансированных показателей (далее - ССП), благодаря которой должно обеспечиваться гармоничное (сбалансированное) управление с использование показателей, интегрированных в систему отчетности. ССП предполагает не только систематизацию показателей, но и стремится посредством управления к достижению целей, сформулированных в соответствии со Стратегией. В ССП показатели по всем перспективам (в том числе финансовым, внешним и внутренним) должны быть связаны друг с другом посредством цепочки причинно-следственных связей. При этом достижение показателей должно зависеть непосредственно от деятельности организации, то есть не должны устанавливаться показатели, достижение (выполнение) которых организация не в состоянии обеспечить самостоятельно [11].

Для такого стратегического направления развития таможенной службы Российской Федерации, как совершенствование реализации фискальной функции, также может быть разработан блок показателей с обязательным указанием меры их количественного определения с заданной динамикой достижения количественно определенной стратегической цели. Залогом эффективности показателей должно являться полное исключение противоречий (достижение баланса) с другими показателями деятельности таможенной службы. Разработка ССП представляет собой трудоемкий процесс, в который должны быть вовлечены различные функциональные подразделения, деятельность которых влияет на осуществление фискальной функции (в том числе организация таможенного контроля, реализация системы управления рисками (далее - СУР) и др.)

Анализ показателей, утвержденных Приказом ФТС России «Об утверждении показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен» [5], показывает, что они не связаны напрямую с контрольными показателями реализации Стратегии развития таможенной службы [12]. Так, ни один из 10 показателей, приведенных в приложении к Стратегии, не нашел

в схожей редакции отражения в приложении к данному приказу. Кроме того, есть показатели, исполнение которых не в полной мере обеспечивается деятельностью исключительно таможенной службы. Так, например, показатель результативности деятельности № 9 «Доля решений таможенных органов, отмененных в судебном и досудебном порядке, по отношению к общему объему декларационного массива и решений таможенных органов, принятых после выпуска товаров» находится в зависимости от решений, выносимых судебной системой и, соответственно, его достижение не может быть идентифицировано как находящееся полностью в компетенции таможенной службы, что существенно снижает объективность оценки его достижения.

Отдельно следует отметить такой инструмент контроллинга, как управление рисками или риск-менеджмент, который включает в себя идентификацию рисков, их оценку, выявление и их ограничение [11]. В настоящее время Федеральная таможенная служба имеет в своем арсенале самостоятельно разработанную систему управления рисками, которая применяется исключительно в целях определения объектов и форм таможенного контроля. При этом риск-менеджмент практически не применяется во внутренних управленческих процессах. Так, СУР применяется в целях минимизации рисков неуплаты таможенных платежей в отношении конкретных товарных партий, однако финансовый риск невыполнения задания по перечислению таможенных платежей в разрезе составляющих причин в целом таможенной службой не оценивается, и в понимании риск-менеджмента Национального стандарта Российской Федерации [13] не отрабатывается. Таможенная служба не применяет данный инструмент в части администрирования таможенных платежей, несмотря на наличие большого спектра рисков, оказывающих существенное влияние на объем денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет. К таким рискам, например, можно отнести риск неполного взимания таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [15] или риск, связанный с уменьшением объема взимаемых таможенных платежей в связи с запретом ввоза отдельной категории товаров [16]. При этом менеджмент риска предоставляет возможность значительно повысить эффективность процессов, связанных с достижением поставленных целей.

Таким образом, существует объективная целесообразность взаимной адаптации стратегического контроллинга и деятельности таможенной службы, включающей разработку индивидуальной ССП таможенной службы, обеспечивающей достижение целей (целевых ориентиров), заявленных в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года,

и применение риск-менеджмента не только при таможенном контроле, но и в управлении.

Библиографический список:

1. Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги). Москва. 2021. URL: Ispolnenie_2020_god.pdf (minfin. gov.ru). С. 148-149 (дата обращения: 21.12.2021).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ТК ЕАЭС) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.12.2021).

3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.gov.ru (дата обращения: 21.12.2021).

4. Минфин России: Документы. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». URL: minfin.gov.ru (дата обращения: 21.12.2021).

5. Приказ ФТС России от 15.02.2022 № 99 «Об утверждении показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22pr0029/ (дата обращения: 21.12.2021).

6. Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. М.: Мир, 1994.

7. Решение Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/12sr0054/ (дата обращения: 21.12.2021).

8. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году // Официальный сайт Федеральной таможенной службы URL: customs.gov.ru (дата обращения: 21.12.2021).

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 181 «О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора, ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/trade/podm/investigations/PublicDocuments/SG8_ decision_181.pdf (дата обращения: 22.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фаль-ко, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017.

11. Словарь русско-английских терминов по контроллингу. Калуга: «Манускрипт», 2005.

12. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации

от 23 мая 2020 года № 1388-р. URL: https://www. alta.ru/tamdoc/20rs1388/ (дата обращения: 21.12.2021).

13. ГОСТ Р ИСО 31000-2019 Менеджмент риска. Принципы и руководство (Переиздание) ГОСТ Р от 10 декабря 2019 г. № ИСО 31000-2019.

14. План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.gov.ru (дата обращения: 21.12.2021).

15. Гетман А. Г., Гетман А. Н. Проблема полно -ты взимания таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 4. С. 17-23.

16. Гетман А.Н. Финансовые риски невыполнения планового задания по таможенным платежам, обусловленные запретом на ввоз отдельной категории товаров // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2021. Т. 12. № 4 (51). С. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.