Научная статья на тему 'Перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях'

Перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / PROFESSIONAL SKILLS / VOCATIONAL EDUCATION / TRAINING / ENTERPRISE COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажмиддинова Ёкутхон, Абдуллаева Назима, Давронова Мухайё

Для достижения эффективного сотрудничества в процессе развития колледжей необходим систематический диалог между профессиональными колледжами и производственными предприятиями. В рамках хорошо действующей региональной сети должна быть создана инновационная концепция для лучшего взаимодействия между начальным профессиональным обучением и переподготовкой, повышением квалификации кадров. В этой статье раскрываются вопросы перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нажмиддинова Ёкутхон, Абдуллаева Назима, Давронова Мухайё

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях»

людям, животным, растениям, независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Литература

1. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006.

Prospects adaptation of graduates professional colleges in manufacturing plants

12 3

Najmiddinova Yo. , Abdullaeva N. , Davronova M. (Republic of Uzbekistan) Перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях

** 1 2 3

Нажмиддинова Е. , Абдуллаева Н. , Давронова М. (Республика Узбекистан)

1Нажмиддинова Ёкутхон / Najmiddinova Yoqutxon - ассистент, кафедра технологических машин и оборудования; 2Абдуллаева Назима /Abdullaeva Nozima - старший преподаватель, кафедра информационных технологий, 3Давронова Мухайё /Davronova Mukxayyo - ассистент, кафедра технологии машиностроения, факультет технологии, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: для достижения эффективного сотрудничества в процессе развития колледжей необходим систематический диалог между профессиональными колледжами и производственными предприятиями. В рамках хорошо действующей региональной сети должна быть создана инновационная концепция для лучшего взаимодействия между начальным профессиональным обучением и переподготовкой, повышением квалификации кадров. В этой статье раскрываются вопросы перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях.

Abstract: in order to achieve effective cooperation in the development of colleges required systematic dialogue between professional colleges and industrial enterprises. As part of a well-functioning regional network should be created an innovative concept for a better interaction between the initial vocational training and retraining and advanced training. This article presents issues prospects of adaptation of graduates ofprofessional colleges in manufacturing plants.

Ключевые слова: профессиональные навыки, профессиональное образование,

профессиональная подготовка, предприятие, сотрудничество.

Keywords: professional skills, vocational education, training, enterprise cooperation.

УДК 37

Правительством Узбекистана уделяется особое внимание вопросам образования. Государственная программа по подготовке национальных кадров является очень важным шагом в образовательной политике. Практика последних лет показывает, что схема девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего, специального

профессионального образования является наиболее прогрессивной, позволяющей подготовить новое поколение, отвечающее требованиям рынка труда, общества и повседневной жизни [1].

Как известно, рынок труда в Узбекистане отличается довольно развитой профессиональной структурой. По самым скромным подсчётам в составе рабочих мест насчитывается около 15 тысяч профессий и специальностей. Последние годы характеризуются появлением новых профессий и специальностей, в первую очередь операторских, связанные с возникновением новых отраслей, внедрением новых технологий и модернизацией предприятий. В то же время появление новых профессий не приводит к исчезновению старых, поскольку сохраняются производства с устаревшим оборудованием и значительной долей механизированных работ. Кроме того, зачастую внедрение новых технологий не носит комплексного характера и сопровождается ростом численности неквалифицированного персонала на вспомогательных работах [1].

Как изменить ситуацию, какие использовать рычаги, чтобы пришедший на предприятие выпускник профессионального колледжа чувствовал себя уверенно, мог сразу влиться в производство «без нянек», самостоятельно работать на участке, быть полноценным специалистом? С этой точки зрения реализуемая в областях республики полномасштабная программа по подготовке технических кадров среднего звена на основе накопленных опытов в процессе осуществления Узбекско-Швейцарского проекта «Развитие профессиональных навыков» позволит решить насущную проблему. В чем же особенность программы «Развитие профессиональных навыков» (РПН), основной задачей которой является разработка и внедрение моделей сотрудничества между предприятиями и профессиональными колледжами?

В первую очередь, в том, что в процесс подготовки и обучения молодых специалистов вовлечены промышленные предприятия, в этом вопросе делящие обязанности с колледжами поровну. То есть, изначальный подход к программе реализации был заложен на основе равноправного партнерства с активным участием специалистов производственных предприятий в учебной и практической деятельности профессиональных колледжей, вовлеченных в проект - начиная от разработки профессиональных концепций, вплоть до создания необходимой материальной базы для реализации этой концепции [7].

Во-вторых - это правильный выбор направления подготовки специалистов для данного региона. Вполне понятно, что внедрение новых отраслей влечёт за собой появление многих профессий, ранее не свойственных экономике Узбекистана. К примеру, в экономической сфере возникли такие новые профессии, как менеджер, налоговый агент, финансовый агент, таможенный агент. В сфере сельского хозяйства - фермер. Или же, с возникновением автомобильной промышленности начали динамично развиваться машиностроение, нефтехимия, электроника, и появились профессии, обучение по которым раньше некогда не проводилось в республике. И, в частности, это совершенно новая и наиболее востребованная специальность - мастер по наладке, ремонту и обслуживанию автоматизированных линий на стыке двух смежных профессий - механика и электронщика автоматических систем.

Следующая особенность проекта - это новые подходы к проведению учебно-производственных и производственных практик. В соответствии с учебным планом предусмотрено проведение трёх практик с общей продолжительностью 20 недель (2 недели на первом курсе, 10 недель на втором курсе, 8 недель на третьем курсе). Учитывая эти особенности, проектом РПН реализуется модульный подход при проведении вышеуказанных видов практического обучения:

- на первом году обучения - учебно-ознакомительная практика на базе всех производственных предприятий - партнеров проекта, состоящая из двух взаимосвязанных модулей;

- на втором году обучения - учебно-производственная практика на рабочих постах конкретного предприятия, состоящая из десяти модулей;

- на третьем году обучения - производственное обучение непосредственно на автоматизированной линии на рабочих местах, состоящее, по крайней мере, из шести модулей;

- после успешного завершения полного курса практического обучения аттестационной комиссией производственного предприятия выдаётся сертификат о присвоении той или иной квалификации и разряда.

Далее проект, помимо внедрения вышеуказанной производственной системы, нацелен на подготовку преподавательского состава и учащихся профессиональных колледжей к новым подходам в обучении. Вопрос ныне поставлен по иному: колледж - предприятие. Поэтому с первого курса учащиеся профессиональных колледжей закреплены за партнерскими предприятиями, участвующими в проекте. Одновременно развиваются в учащихся стремление к самообразованию, чтобы они хорошо для себя усвоили, что технологические процессы наиболее подвержены изменениям, их обновление и совершенствование происходят непрерывно. Чтобы не отстать от жизни, не потерять квалификацию, следует постоянно пополнять знания, быть в курсе всех новинок мировых разработчиков в области технического прогресса. Поиск и отбор нужной информации в Интернете, в зарубежной периодике, владение английским - те составляющие, которые формируют будущего специалиста [7]. Понятно, что определенными качествами должны быть наделены преподаватели, не в меньшей мере компетентные в современном производстве, способные расшифровать любой сложности схемы, разобраться в чертежах. Для этой цели осуществлена поэтапная совместная подготовка преподавателей специальных дисциплин на основе интеграции трёх взаимосвязанных форм обучения: обучение в колледже с привлечением международных и национальных экспертов; обучение за рубежом, где им в тесном контакте с немецкими коллегами было проще перенять новые методы образовательных технологий, и преимущества целевой системы обучения; обучение на предприятии (производственная практика учащихся совмещается с обучением преподавателей и инженеров-педагогов профессиональных колледжей).

И, наконец, немаловажный фактор - совместная организация и проведение заключительной государственной аттестации (итогового практического экзамена по профессиям и защиты выпускных квалификационных работ), целью которой является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего специального, профессионального образования с учётом дополнительных требований промышленных предприятий - реальных заказчиков на специалистов. В результате выпускник профессионального колледжа имеет дополнительные сертификаты о подтверждении квалификации (разряда) в обслуживании той или иной автоматической линии и профессиональной подготовленности по избранной специальности.

Без сомнения, одним из главных результатов проекта является то, что региональные партнеры признали необходимость изменения партнерских отношений, и что процесс обучения в профессиональных колледжах будет наиболее успешным после признания его всеми заинтересованными лицами, а реализация этой сложной задачи возможна только в атмосфере сотрудничества и взаимной помощи.

Без заинтересованности и участия предприятий в подготовке новой смены, ожидания и надежды, что завтра придут в цеха молодые специалисты, способные сразу же включиться в производство, мало исполнимы. Для большинства европейских государств он не является новым и известен как дуальная система. Там давно пришли к мысли о пользе совместного сотрудничества в подготовке кадров. Учащиеся колледжа, находящиеся под опекой производственников, знают, на каком конкретном участке они будут работать по окончанию учебы. К примеру, на последнем курсе в

73

учебной программе на практику отведено до 80 процентов времени, за которое они осваивают навыки управления техникой.

Конечно, многое зависит от оснащенности и материально-технической базы самих предприятий, их финансовой самостоятельности и стабильности. Но, тем не менее, опыт этого проекта (возможно и небольшой) показывает, что подходы, основанные на равноправном партнерстве, когда обе стороны считают себя ответственными за качество подготовки специалистов, является наиболее эффективным и оптимальным вариантом в такой переходный период экономики Узбекистана. Совместная деятельность в проекте доказывает, что стандарты и программы обучения должны рождаться не в научных кабинетах, а при непосредственном заказе производственников на необходимые ключевые навыки специалиста. В свою очередь, это может служить индикатором успешной деятельности партнеров в профессиональной подготовке специалистов и позволит выпускнику профессионального колледжа достаточно уверенно реализоваться в напряженном производственном цикле.

В чём же заключаются основные положения и причины успешной реализации вышеуказанных программ сотрудничества.

Во-первых, изначальный подход к программе реализации проекта был заложен на основе взаимовыгодного и равноправного партнерства, с активным участием специалистов производственных предприятий в учебной и практической деятельности профессиональных колледжей - начиная от разработки профессиональных концепций, вплоть до создания необходимой материальной базы для реализации этой концепции. Одновременно реализуется программа развития углубленной модели сотрудничества между профессиональными колледжами и производственными предприятиями с учётом потребностей малого бизнеса регионов. В настоящее время поиск партнёров и налаживание с ними взаимовыгодных взаимоотношений продолжается, и отрадно отметить, что в этот процесс, наряду с крупными производственными предприятиями, вовлечены более 100 малых предприятий проектных регионов.

Во-вторых, правильный выбор пилотных колледжей и специальности, направления подготовки для проектного региона. По решению Центра ССПО, в проект всего были вовлечены 20 профессиональных колледжей. На основе исследования рынка труда регионов были определены пилотные направления подготовки: специальность «Ремонт, наладка и техническое обслуживание автоматизированных систем» и 4 родственные специальности к ней. Во всех пилотных профессиональных колледжах на новый учебный год сформирован контингент учащихся по пилотной или родственным специальностям, под которые разработаны новые формы учебно-нормативных документов, гибкие и мобильные по содержанию учебные планы и программы, учитывающие специфику специализаций и сектора малого бизнеса регионов.

Далее, формирование рабочих групп из преподавателей профессиональных колледжей и ведущих специалистов производственных предприятий с целью разработки стандартов обучения, учебных планов и программ, учебно-методических пособий, а также целенаправленного отбора учащихся в экспериментальные группы и разработки необходимого списка оборудования для теоретической подготовки учащихся. Разработан комплект учебно-методических пособий из 4-х книг по результатам первой фазы проекта, в котором представлен весь накопленный опыт работы проекта. Проведены ряд обучающих семинаров на базе профессиональных колледжей по внедрению разработанных моделей и форм сотрудничества с производственными предприятиями, новых форм проведения государственной аттестации выпускников профессиональных колледжей, новых подходов и методологий проведений всех видов практики учащихся на предприятиях, а также по разработке и совершенствованию учебно-нормативных и учебных пособий. В работе

74

семинаров приняли участие и обучены более 110 представителей пилотных профессиональных колледжей и новых партнерских организаций проекта.

Следующий фактор - поэтапная совместная подготовка преподавателей специальных дисциплин и специалистов предприятий (партнеров проекта) на основе интеграции трёх взаимосвязанных форм обучения: обучение в колледже с привлечением международных и национальных экспертов; обучение за рубежом; обучение на предприятиях.

Важным критерием послужила целевая и качественная подготовка учебной и производственной практики учащихся на модульной основе, логическим завершением которых является аттестация учащихся после каждой производственной практики специалистами производственных предприятий. В результате выпускники профессионального колледжа получили дополнительные сертификаты о наличии практических навыков в обслуживании сложного технологического оборудования [6].

Определена сфера профессиональной деятельности в разрезе по профессиям или направлениям подготовки по классификации Международной Организации Труда (МОТ) в единой форме во всех проектных регионах, в которую включены более 20 рабочих профессий и специальностей. Разработаны обучающие пакеты учебно -методических материалов на примере двух технических профессий для подготовки (переподготовки) лиц временно незанятых и для предоставления платных образовательных услуг населению, которые основаны на модульной технологии профессиональной подготовки, в соответствии с требованиями МОТ. Сформирован контингент, и реализуется обучение в региональных центрах профессиональной подготовки по профессиям «Электрогазосварщик», «Токарь», «Оператор станков с программным управлением», «Электромонтёр», «Газорезчик», «Фрезеровщик» как из числа незанятого населения по заказу районных (городских) центров содействия занятости, так и по категории дополнительное образование (образовательные услуги) и профессиональная переподготовка (по заказу производственных предприятий) с использование модульной технологии и традиционных методов обучения.

Мы твёрдо убеждены в том, что совместное сотрудничество уже преподносит свои положительные результаты, и страна получает именно те кадры, которые отвечают требованиям рынка труда, обладающие высокой профессиональной компетентностью и способные управлять современными производственными технологиями и техническими возможностями на уровне мировых стандартов.

Литература

1. Каримов И. А. «Высокая духовность — непобедимая сила» - Ташкент, Узбекистан, 2008 г.

2. Материалы международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» - «Узбекистан», 2012 г.

3. Голиш Л. В. «Современные образовательные технологии» — Ташкент, ТАССИС, 2001 г.

4. Ибрагимов Г. И. «Формы организации обучения» - Казань, 2000 г.

5. Мартынов Л. С. «Реализация интерактивных технологических модулей в профессиональной подготовке специалистов сферы государственной службы» Автореф. Диссертация кандидата педагогических наук - Москва, 2000 г.

6. «Программа, ведущая страну к прогрессу» Газета «Учитель Узбекистана», 2012 г. 30 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.