Научная статья на тему 'Мы — вместе! (Социальное партнерство в подготовке специалистов для ФГУП «По «Маяк»)'

Мы — вместе! (Социальное партнерство в подготовке специалистов для ФГУП «По «Маяк») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Елена

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особое взаимодействие профессиональной организации с предприятиями-работодателями. Сегодня невозможно подготовить квалифицированного рабочего, конкурентоспособного специалиста в отрыве от реального производства. О том, как инструмент социального партнерства используется Озерским техническим колледжем и ФГУП «ПО «Маяк» для подготовки специалистов, рассказывает директор колледжа Елена ВАЛЕЕВА:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы — вместе! (Социальное партнерство в подготовке специалистов для ФГУП «По «Маяк»)»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

С ГРАДООБРАЗУЮЩИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

вместе!

Мы —

(Социальное партнерство в подготовке специалистов для ФГУП «ПО «Маяк»)

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особое взаимодействие профессиональной организации с предприятиями-работодателями. Сегодня невозможно подготовить квалифицированного рабочего, конкурентоспособного специалиста в отрыве от реального производства. О том, как инструмент социального партнерства используется Озерским техническим колледжем и ФГУП «ПО «Маяк» для подготовки специалистов, рассказывает директор колледжа Елена ВАЛЕЕВА:

Сегодня в стране формируются новые подходы к образовательному процессу, в том числе к подготовке учащихся по рабочим специальностям, столь востребованным в Озерске, в том числе на градообразующем предприятии ПО «Маяк». Во главе угла стоит уже не количество выпускников, а качество знаний, умений, соответствие полученных навыков требованиям современного производства. Система профессионального образования, основанная на Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, потребовала от нас пересмотреть учебные планы по всем специальностям. Мы перешли на модульную систему образования. Она более стройная, понятная и более результативная. Программа обучения конкретной профессии и специальности включает в себя от трех до восьми модулей, в зависимости от специальности. После каждого модуля обучающихся ждет проверка знаний, навыков и компетенций.

Например, обучение по специальности «Электроснабжение» включает в себя три модуля. Первый — это сборка, ремонт, монтаж оборудования на промышленных предприятиях. Второй — проверка и наладка электрооборудования. Третий — устранение неисправностей, предупреждение аварий. Кроме того, каждый модуль включает в себя и теорию. Новая система позволила повысить интенсивность обучения, сократив при этом его срок с трех лет до двух с половиной.

При переходе на модульные программы мы совместно с ведущими специалистами «Маяка» проделали огромный объем работы по приведению учебных планов для будущих станочников, электромонтеров, слесарей КИ-ПиА в соответствие с требованиями предприятия. Теперь учебные планы только дополняются и корректируются в свете ежегодно внедряемых на «Маяке» новых технологий.

Без преувеличения можно сказать о том, что градообразующее предприятие участвует в судьбе студентов Озерского технического колледжа с момента их поступления в учебное заведение. Первокурсники — это вчерашние

школьники, и они практически ничего не знают о ПО «Маяк», его уникальной специфике. Экскурсии, которые организовывает предприятие для новичков колледжа, позволяют ребятам составить конкретное представление о высочайшем уровне производства, о жестких требованиях, которые предъявляются к каждому из сотрудников, и, примерив их на себя, поставить перед собой достойную и вполне достижимую цель — стать в перспективе настоящим ядерщиком, овладев престижной рабочей специальностью.

Повзрослев и почувствовав вкус профессии, вчерашние первокурсники приходят сюда на учебно-производственную практику. Здесь их встречают наставники из числа самых опытных, грамотных, чутких стажи-стов «Маяка». Возрождающееся наставничество — еще одна из крайне значимых форм взаимодействия работодателя и Озерского технического колледжа. Очень важно, чтобы молодые люди воспринимали профессию через конкретные примеры состоявшихся мастеров своего дела, видели, каким почетом они окружены, понимали, что материальное благополучие зависит от результатов труда, а значит, от старания, приложенного к освоению специальности. Производственники, в свою очередь, оценивают не только профессиональные знания и компетенции практикантов, но также их умение работать в команде, коммуникабельность.

Наконец, и тематика дипломного проектирования максимально приближена к производственному процессу градообразующего предприятия. В работе государственных аттестационных комиссий всегда участвуют его представители.

Как отмечает Президент РФ Владимир Путин, сейчас, когда главным направлением в экономике становится развитие новейших технологий и модернизация, стране, как никогда, нужны грамотные специалисты. Их можно подготовить, только имея современную учебно-материальную базу. Ежегодно ПО «Маяк» оказывает колледжу помощь в приобретении нового оборудования. Навыки, которые об-

10 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 9/2014

С ГРАДООБРАЗУЮЩИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

учающиеся приобретают на занятиях в лабораториях колледжа, помогают им уверенно овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, а впоследствии и быстрее адаптироваться в условиях производства.

Несколько лет назад наша образовательная организация стала победителем конкурсного отбора национального проекта «Образование», который позволил нам приобрести оборудование немецкой фирмы FESTO-Didactic. Оно представляет собой стенды пневмо- и гидроавтоматики, комплексы мехатроники, непрерывных технологических процессов, в том числе и химических, на которых ребята изучают принципы построения автоматизированных производств. Это оборудование позволило Озерскому техническому колледжу стать одним из лидеров движения WorldSkiUs («Мир навыков») в сфере профессионального образования. Наша команда неоднократно занимала призовые места в соревнованиях по мехатро-нике в Уральском регионе. Кроме того, обновленная материально-техническая база колледжа стала площадкой для областного конкурса среди обучающихся и мастеров производственного обучения по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электромеханического оборудования». Конкурс прошел на высоком уровне, специалисты ПО «Маяк» входили в состав жюри.

Тесное взаимодействие с гигантом атомной индустрии заставило нас в целом повысить образовательную планку. Речь идет не только о спецпредметах, но и о дисциплинах так называемой школьной программы. В прошлом году молодые специалисты, влившиеся в производственный коллектив «Маяка», имели в дипломе средний балл не ниже 4,35. Около 80 % выпускников колледжа в последние годы на итоговой аттестации показывают знания на 4 балла и выше.

В системе социального партнерства Озер-ского технического колледжа и ПО «Маяк» появилась еще одна тенденция — это повышение квалификации работников предприятия (в основном по наукоемким технологиям), а также профессиональная переподготовка для всех желающих. Колледж имеет лицензии на обучение по 40 основным и 58 дополнительным профессиям и специальностям. Только за прошлый год на базе колледжа прошли повышение квалификации и переподготовку около тысячи человек.

Ежеквартальные совещания с руководством ПО «Маяк», проходящие на базе колледжа, позволяют решать возникающие вопросы, обсуждать проблемы социального партнерства и подводить итоги совместной деятельности. Таким образом, социальный диалог, который идет между ОзТК и ФГУП «ПО «Маяк», выстраивается на взаимовыгодных условиях: производство влияет на сферу базовой подготовки студентов колледжа, а профессиональное обучение включается в производственный процесс и готовит для него кадры.

В необходимости социального партнерства, тесного взаимодействия с системой профессионального образования убеждены и руководители ПО «Маяк».

Виталий ШУСТОВ, главный приборист ФГУП «ПО «Маяк»:

— Озерский технический колледж был организован на базе трех профессиональных лицеев, которые на протяжении многих лет существовали отдельно друг от друга. За два последних года руководством предприятия совместно с преподавателями колледжа проделана большая организационная работа: создана нормативная база, утверждены учебные программы и программы производственных практик. Уже налажена работа по подготовке энергетиков, станочников, сейчас заканчивается организационная работа по подготовке слесарей КИПиА. Сегодня перед вновь организованным образовательным учреждением стоят четкие цели, основная из них — это подготовка специалистов для нашего предприятия. Для ребят, которые решили связать свою жизнь с ПО «Маяк», есть все условия, их образовательный вектор может пройти от школы через технический колледж до «Маяка».

Недавно я присутствовал на выпускных экзаменах в Озерском техническом колледже в группе будущих прибористов. Ребята произвели очень хорошее впечатление: у них отличные знания, четверо из них получают красные дипломы. Это отличный результат.

Виктор ГРОБОВСКИЙ, главный энергетик ФГУП «ПО «Маяк»:

— Новая модульная система обучения ставит и образовательное учреждение, и его обучающихся в жесткие рамки: одни за четыре года должны научить, а другие научиться обслуживать электрооборудование. Два с половиной месяца, которые предусмотрены программой модульного обучения на производственную практику, — этого очень сжатые сроки, не все способны за это время овладеть необходимыми знаниями. Значит, необходимо рационально использовать каждую минуту.

В прошлом году совместно с руководством колледжа мы составили программу сотрудничества: показали ребятам весь комплекс — от производства электрической энергии и кончая ее потреблением. Затем была разработана программа производственной практики. А сегодня мы смотрим, каких результатов нам удалось добиться за год. Есть подвижки в лучшую сторону, в то же время есть еще над чем поработать. Наша цель — подготовка персонала, ведь предприятие без прилива свежих квалифицированных кадров не может жить, поэтому содружество предприятия и технического колледжа является приоритетным направлением нашей совместной деятельности.

Материал подготовила Екатерина Тимофеева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 9/2014 Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.