Т.П. ПЕТУХОВА, доцент, проректор по учебнометодической работе А.В. КОВАЛЕВ, доцент, директор колледжа электроники и бизнеса И.Д. БЕЛОНОВСКАЯ, профессор, зам. начальника учебнометодического управления по работе с филиалами и колледжами
О проектировании профессиональных образовательных программ в системе «колледж -университет»1
Представлен один из подходов к проектированию профессиональных образовательных программ интегрированных систем «колледж - университет ». На основе анализа действующих образовательных и профессиональных стандартов, опросов работодателей региона решена задача установления актуальных профессиональных компетенций выпускников университетских колледжей в сфере информационных технологий. Представлена функциональная карта 1Т-специалиста, являющаяся основой проектирования модульных образовательных программ в компетентностном формате.
Ключевые слова: система «колледж- университет», актуальные компетенции специалистов, функциональная карта 1Т-специалиста, интегрированные учебные планы непрерывной подготовки.
Оренбургский государственный университет представляет собой многоуровневую образовательную систему, включающую филиалы и колледжи [1]. В настоящее время в структуру университета входят пять колледжей, их интеграция основана на создании единого юридического лица. В университетских колледжах реализуются 22 программы среднего профессионального образования, общая численность контингента составляет 3,6 тыс. человек. Многоуровневое образование в системе «колледж- университет» реализовано по 11 укрупненным группам направлений подготовки.С 1996 г.действу-ют вариативные схемы непрерывного образования. Ежегодно около 40% выпускников колледжей продолжают обучение в вузе по программам высшего профессионального образования. За прошедшие годы в ОГУ накоплен значительный опыт проектирования и реализации преемствен-
ных образовательных программ подготовки [2].
Одним из характерных примеров организации и обеспечения вариативных программ непрерывного образования в системе «колледж - университет» является подготовка специалистов в области информационных технологий. Как показывает практика, выпускники колледжей по специальности ГОС СПО «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» продолжают обучение по специальностям ВПО: «Системы автоматизированного проектирования», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».
Несмотря на ряд учебных проблем (затруднения в обучении отмечаются и пре-
1 Данное исследование выполняется в рамках государственного задания высшим учебным заведениям на 2012 год (10.205.2011. «Разработка научно-методических основ модульного построения компетентностно-ориентированных образовательных программ на основе ФГОС ВПО и СПО»).
подавателями вуза - 86,5% респондентов, и самими студентами - 73,5% респондентов), случаи ухода из вуза студентов, обучающихся в сокращенные сроки, редки (в среднем общие потери контингента не более 11% в сравнении с 23% выпускников школ). Выпускники ссузов отличаются большей организованностью, целеустремленностью. Они имеют опыт профессионального обучения и производственной практики, выбор профессии ими сделан обоснованно. В условиях освоения нового образовательного пространства вуза студенты проявляют умеренный практицизм, успеваемость в группах стабильна. Кроме того, в интегрированных системах «колледж - университет» возникают смешанные коллективы «учащиеся - студенты», в которых молодежь вынуждена учиться вхождению и утверждению себя в новой, более «продвинутой » среде. Анализ трудоустройства и отзывы работодателей также подтверждают результативность и качество непрерывной подготовки в сфере информационных технологий.
В университете признано целесообразным при реализации ФГОС СПО и ВПО развивать организацию обучения в сокращенные сроки. В настоящее время образовательная деятельность в сфере информационных технологий по ФГОС ВПО ведется в рамках 4 укрупненных групп специальностей по 10 направлениям подготовки. В колледже электроники и бизнеса ОГУ и Орском политехническом колледже (филиале) ОГУ ведется обучение по сопряженным специальностям среднего профессионального образования: 230115 «Программирование в компьютерных системах» и 230113 «Компьютерные системы и комплексы».
В настоящее время нормативной базой непрерывной подготовки по схемам «ссуз - вуз» является действующее «Положение об условиях освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сро-
ки», утвержденное Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. Естественно, в этом документе отсутствуют новации, введенные ФГОС; соответствующий «Порядок освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки» находится в стадии проектной доработки с 2011 г. Рамочный характер действующего и проектного документов предполагает полномасштабную разработку образовательных программ вуза для организации, учебно- и научно-методического обеспечения обучения. Между тем в научно-педагогической и методической литературе конкретные рекомендации по разработке и реализации образовательных программ подготовки специалистов в сокращенные сроки на основе ФГОС до сих пор не представлены.
В ОГУ реализуется проект «Разработка научно-методических основ модульного построения компетентностно-ориентиро-ванных образовательных программ на основе ФГОС ВПО и СПО», который позволит обеспечить разработку взаимосогласованных основных образовательных модульных программ среднего и высшего профессионального образования по специ-
альностям, реализуемым в университетских колледжах. Конструирование модульных программ основано на выделении совокупности дисциплин, обеспечивающих формирование определенной профессиональной компетенции или совокупности смежных компетенций [3].
В задачи проекта входит установление актуальных профессиональных компетенций Неспециалистов, их корреляция с компетенциями, установленными ФГОС, требованиями, приведенными в профессиональных стандартах [4], выделение умений, знаний и владений в каждой компетенции, определение соответствующих дисциплин, изучаемых в колледже и в вузе, объединение их в преемственные модули.
Представим одну из задач, состоящую в установлении актуальных профессиональных компетенций 1Т-специалистов на уровне среднего профессионального образования. Работа в этом направлении проводилась на базе колледжа электроники и бизнеса ОГУ, где обучается 1200 студентов и более 15 лет реализуется система непрерывного образования «колледж - вуз».
Материально-техническая база колледжа включает постоянно обновляемый парк компьютерной техники. В учебном процессе используются лаборатории компьютерного моделирования, микропроцессорных систем, периферийных устройств, восемь компьютерных классов с лицензионным системным и специализированным программным обеспечением. Внедрена система электронного обучения Moodle для дисциплин всех специальностей. В колледже реализуются образовательные программы укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) 230000 «Информатика и вычислительная техника».
Подготовка кадров по данной УГСН ведется в соответствии с потребностями населения, предприятий Оренбургской области и прилежащих к ней территорий, включая Республику Башкортостан и
Республику Казахстан. Колледж заключил договора о сотрудничестве и подготовке специалистов с ведущими предприятиями соответствующего профиля, в числе которых Оренбургский филиал Института экономики УРО РАН, главное управление Центрального банка РФ по Оренбургской области, ОАО ПО «Стрела», ОАО «МСС-Поволжье» Оренбургское отделение (Мегафон), ООО ИПП «Инпро», ОАО «Волгателеком» (Оренбургский филиал), ОАО «Завод Инвертор», ООО «ТБин-форм» (филиал, г. Оренбург), ООО «Мас-терСофт», ООО «Алекс-Сервис», ООО «Фирма Газпромавтоматика», ООО «НПП Техмаш», ООО «Компания Мехатроника», ООО «ФинансАктивМенеджмент», Управление Федерального казначейства по Оренбургской области, ЗАО «Оренбург-GSM».
Именно эти организации стали участниками анкетирования по вопросу об актуальных компетенциях специалистов в сфере информационных технологий. Нами были опрошены выпускники колледжа по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», поступившие на работу в эти организации в течение 2009— 2011 гг. Общее количество выпускников
Таблица 1
Краткие сведения о трудоустройстве выпускников колледжа электроники и бизнеса
Должность при трудоустройстве Доля выпускников, трудоустроенных на должность (%)
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Техник 13,8 11,3 12,7
Техник-программист 23,8 19,4 20,0
Инженер-программист 2,5 6,5 1,8
Web-программист 0,0 1,6 1,8
Оператор ЭВМ 2,5 1,6 3,6
Специалист по системному администрированию 10,0 8,1 3,6
Продолжение образования по специальности 10,0 25,8 18,2
Другие виды занятости 37,5 25,8 38,2
колледжа по указанной специальности за период с 2009 по 2011 гг. составило 197 студентов. Были проанализированы занимаемые ими должности, выполняемые функции и должностные инструкции этих специалистов.
Анализ трудоустройства выпускников и отзывы на их профессиональные навыки показывают, что выпускаемые специалисты востребованы на рынке труда. Основная масса выпускников трудоустраиваются на работу по специальности и успешно адаптируются на предприятиях (табл. 1). Полученные данные представляют определенный интерес и в аспекте выявления актуальных компетенций.
Анкетирование работодателей и молодых специалистов позволило установить, что специальность 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» предоставляет будущим выпускникам конкурентную, престижную и хорошо оплачиваемую профессию. Анализ ответов респондентов выявил следующие аспекты. Специалисты данного профиля активно привлекаются к работе в информационной сфере в связи с переработкой больших объёмов информации. Особенности функциональных обязанно-
стей трудоустроенных выпускников во многом связаны с отраслевой направленностью предприятия: экономика и управление, банковская сфера, энергетика, образование, реклама, медицина, машиностроение, производство Интернет-услуг. Все более востребованы умения самостоятельной и творческой деятельности (например, самостоятельное изучение новых языков,
Рис. 2. Функциональная карта техника-программиста (специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах»)
технологий и инструментальных средств программирования). Растёт спрос и на такие направления деятельности, как разработка Web-сайтов, Web-программирование, компьютерная графика, создание программных средств для Интернет-магазинов и т.д. Все более расширяются функции тех-ников-программистов в разработке про-
граммного обеспечения. Среди новых функций - умения оценивать экономическую эффективность созданного программного продукта и применять математические методы для решения оптимизационных задач. При эксплуатации сетей ЭВМ особенно значимы знания характеристик и особенностей эксплуатации локальных и глобаль-
ных сетей разных типов, приёмы и методы работы в глобальной вычислительной сети, а также умения решать актуальные вопросы защиты информации.
На основе изучения трудовых функций (по опросам работодателей и молодых специалистов, изучения профессиональных стандартов в области информационных технологий) и должностных инструкций тех-ников-программистов было установлено, что должностные инструкции, разработанные на основе Единого тарифно-квалификационного справочника (2002 г.), отстают от реалий деятельности техников-програм-мистов. Более детально данная деятельность может быть представлена на основе интеграции ФГОС СПО с профессиональными стандартами в сфере информационных технологий [4]. 2
Для выявления актуальных компетенций техника-программиста были построены матрицы соответствия:
■ соответствие трудовых функций по должностным инструкциям трудовым функциям, выявленным на основе опросов работодателей и молодых специалистов и изучения профессиональных стандартов в области информационных технологий;
■ соответствие трудовых функций, выявленных на основе опросов работодателей, молодых специалистов и изучения профессиональных стандартов в области информационных технологий, компетенциям по ФГОС СПО.
Содержательная оптимизация полученных описаний трудовых функций стала основой разработки функциональной карты [5] специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», представляющей собой структурированное изображение реальных требований, предъявляемых к технику-програм-
мисту в различных предметных отраслях {рис. 2).
В карте, в частности, отражена интегрированная формулировка цели деятельности техника-программиста: эффективное участие в процессах разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем. Выделены четыре вида трудовой деятельности (на рис. 2 - блоки А^), которые являются основой для проектирования структуры и содержания профессиональных модулей (макромодулей) образовательной программы и учебного плана подготовки 1Т-специалиста. Определены три «личностных» блока (на рис. 2 - блоки 0.1—0.3). В каждом виде трудовой деятельности выделены трудовые функции, которые определяют содержание мини-модулей образовательной программы и учебного плана подготовки 1Т-специалиста.
Функциональная карта позволяет прицельно соотнести требования работодателей и содержание ФГОС СПО и перейти к разработке модульных образовательных программ с целью создания интегрированных учебныхпланов непрерывной подготовки в условиях «колледж - университет».
Литература
1. Ковалевский В.П. Региональный универси-
тет: приоритеты развития // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 96-103.
2. Белоновская И.Д., Ковалев А.В. Конкурен-
тоспособность специалиста в образовательном пространстве региона. Самара: Изд-во СГПУ, 2007. 295 с.
3. Петухова Т.П. Концептуальные основы
асинхронной самостоятельной работы студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. №11(130). С. 211-216.
4. Профессиональные стандарты в области
2 Применяются квалификационные характеристики следующих специальностей: программист (первый квалификационный уровень), специалист по информационным системам (первый квалификационный уровень), специалист по информационным ресурсам (первый квалификационный уровень), специалист по системному администрированию (первый и второй квалификационные уровни).
информационных технологий. М.: АП технологии: проектирование и разра-
КИТ, 2008. 616 с. ботка образовательных программ: Учеб.
5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коно- пособие. М.: ИНФРА-М; Альфа-М, 2010.
валова Ю.В., Сартакова Е.В. Модульные 256 с.
PETUHOVA T., KOVALEVA., BELONOVSKAJA I. DESIGNING OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF FOR PREPARATION OF IT-EXPERTS IN SYSTEM “COLLEGE -UNIVERSITY”
One of approaches to designing of professional educational programs of the integrated systems “college - university” is presented. On the basis of the analysis of operating educational and professional standards, polls of employers the problem of establishment of university colleges graduates’ actual professional competences in IT sphere is solved. The functional card of IT expert as a basis for designing of modular educational programs is presented.
Key words: integrated system “college - university”, graduate’s actual professional competence, IT expert functional card, modular educational program.
А.Д. ПРОСКУРИН, доцент, проректор по учебной работе Г.В. КАРПОВА, профессор, начальник учебно-методического управления
Ю.Н. НИКУЛИНА, доцент, начальник отдела содействия трудоустройству выпускников и маркетинга образовательных услуг
Социальное партнерство университета и предприятий региона
В статье анализируются направления партнерства и взаимодействия университета и предприятий региона. Целью взаимодействия является обеспечение конкурентоспособности и трудоустройства выпускников университета. Представлен опыт реализации таких видов партнерства, как заключение долгосрочных договоров, участие представителей предприятий-партнеров в теоретической подготовке студентов, оказание информационно-консультационных услуг студентам и работодателям; создание и развитие совместных образовательных программ. Результаты партнерства оценены на основании мониторинга мнений работодателей.
Ключевые слова: партнерство между образованием и бизнесом, трудоустройство выпускников, система производственных практик, система содействия трудоустройству.
Актуальной для российских вузов задачей является формирование поля активного взаимодействия различных заинтересованных в развитии образования сторон: федеральных и региональных властей, вузов, студентов, работодателей,представителей общественности, профессиональных сообществ и др. Такое взаимодействие позволяет точнее определить цели и перспективы вуза, реализовать механизмы совершенствования образовательных программ,
научной и инновационно-практической деятельности, консалтинговых и других услуг, повысить влияние вузов на общество [1, 2].
Оренбургский государственный университет традиционно поддерживает партнерские отношения с профильными предприятиями, развивает систему производственных практик и стажировок студентов, что позволяет повысить уровень профессиональной подготовки студентов и еще до