УДК 377.09
Чаплыгина Юлия Владимировна
Преподаватель иностранных языков колледжа электроники и бизнеса ОГУ, julia7707@inbox.ru, Оренбург
подготовка будущего техника-программиста к организационно-управленческой деятельности
Аннотация. В статье обосновывается необходимость подготовки будущего техника-программиста к организационно-управленческой деятельности. Актуализируется значимость готовности к решению организационно-управленческих задач в профессиональной деятельности, наличие соответствующих организационно-педагогических условий. В качестве средства формирования данной готовности рассматривается изучение иностранного языка. Приводятся данные эмпирического исследования состояния готовности будущего техника-программиста к организационно-управленческой деятельности в профессиональном колледже.
Ключевые слова: будущий техник-программист, профессиональное обучение будущего техника-программиста, компетенция, организационно-управленческая деятельность, иноязычная компетенция будущего техника-программиста.
Chaplygina Julia Vladimirovna
Post-graduate student of Theory and Methodology of Education Department ofOrenburg State University, teacher of the foreign languages at College of Electronics and Business OSU, julia7707@inbox.ru, Orenburg.
training of future technician-programmer for the organizational and managerial activities as a pedagogical problem
Abstract. The article was substantiated necessity for training of future technician-programmer for the organizational and managerial activities as a pedagogical problem. It's actualized significance of readiness to solve organizational and managerial problems by professional activities, so as availability of appropriate organizational and pedagogical conditions. Learning of a foreign language is considered as a means of this readness formation. There are submitted the data of empirical research of the readiness state of the future technology programmer to the organizational and managerial activities in a professional college.
Keywords: Ключевые слова: future technician-programmer, professional training of future technician-programmer, competence, organizational and managerial activities, foreign language competence of future technician-programmer .
Перманентная эволюция программной индустрии, техники и информационных технологий, характерная для современного этапа развития общества, масштабная информатизация всех отраслей производства привели к расширению традиционной сферы деятельности техника-программиста. В сложившихся условиях требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в ситуации быстрого изменения и обновления информации, умеющие сравнивать, анализировать, находить эффективные варианты решения поставленных задач. Иными словами, специалист-исполнитель уступает место мобильному, готовому брать
на себя ответственность за результат своей деятельности, работы команды, способному самостоятельно, быстро и экономично решать стратегические задачи сотруднику. Именно поэтому перед современной профессиональной образовательной организацией поставлена важная задача: подготовить специалиста, обладающего готовностью к решению организационно-управленческих проблем, способного планировать работу коллектива исполнителей, выбирать результативные решения в условиях нестандартных ситуаций и определять формы и границы ответственности за их реализацию. В связи с тем, что техник-программист в на-
стоящее время востребован во всех секторах рынка и услуг, исследование проблемы формирования готовности будущего техника-программиста к решению организационно-управленческих задач приобретает особую значимость.
Обратимся к научной трактовке основных понятий, включенных в анализируемый нами феномен: будущий техник-программист, профессиональное обучение будущего техника-программиста, компетенция, организационно-управленческая деятельность, иноязычная компетенция будущего техника-программиста. Для характеристики понятия «профессиональное обучение будущего техника-программиста» уточним первоначально понятие профессионального обучения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие профессиональное обучение характеризуется как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [3; 5]. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» в качестве основополагающих характеристик выпускника приводит общие и профессиональные компетенции, овладение которыми обеспечит эффективную деятельность в соответствии с определенными видами деятельности, в том числе и организационно-управленческой [4; 6; 7].
А. В. Хуторской рассматривает компетенции, как «социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [7, с. 110]. Отдельными учеными компетенции трактуются как способности специалиста на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, типичные и нестандартные производственные задачи или проблемные ситуации. Данные способности необходимы для реализации
качественной профессиональной деятельности [2, с. 40]. Исходя из приведенных трактовок профессиональное обучение будущего техника-программиста в колледже мы рассматриваем как процесс и результат формирования общих и профессиональных компетенций, необходимых для качественной профессиональной деятельности будущего техника-программиста в области информационных технологий.
Вновь обращаясь к вышеприведенному стандарту, в частности к разделу «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» отметим, что среди общих и профессиональных компетенций существенная роль отводится формированию готовности будущего техника-программиста к организационно-управленческой деятельности. К примеру, формирование общих компетенций предусматривает организацию собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценку их эффективности и качества. Осуществление выбора методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности, напротив, является сугубо профессиональной компетенцией, поскольку сфера ее практического преломления представлена отраслевыми объектами [6, с. 11]. Подводя краткий итог, подчеркнем, что сфера деятельности техника-программиста связана с готовностью к решению такого спектра профессиональных обязанностей, который относится к организационно-управленческой деятельности.
Обратимся к специфике организационно-управленческой деятельности. Готовность к организационно-управленческой деятельности определяется как специфический вид деятельности, направленный на реализацию целей организации через функции управления, включающие планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности подчиненного коллектива исполнителей, а также собственной деятельности (при самоорганизации и самоконтроле) [4, с. 158]. Согласно требованиям к современному специалисту, необходимосформировать в процессе подготовки будущего техника-программиста в профессиональном колледже основы управленческой деятельности и готовность
к решению организационно-управленческих задач, о чем речь шла выше. Реализация данной цели, по нашему мнению, повысит не только качество подготовки техника-программиста, но и преобразует традиционную доктрину образовательного процесса в среднем профессиональном образовании в практико-ориентированный контекст, поскольку, по мнению В. Г. Гладких, определяющим критерием достижения цели профессиональной деятельности специалиста является только реальная практика, а оценка уровня решения поставленной перед ним задачи осуществляется по ее объективному результату, который часто значительно богаче по содержанию, нежели идеальная цель [1, с. 129].
Как известно, формирование указанных умений осуществляется как в изучении специальных дисциплин, так и дисциплин общеобразовательного цикла. Именно поэтому в нашем исследовании средством формирования готовности будущего техника-программиста к решению организационно-управленческих задач является его иноязычная компетенция.
В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения Н. С. Сахаровой о том, что иноязычную компетенцию необходимо рассматривать как инструмент, направленный на формирование способностей к иноязычной деятельности в различных областях с учетом интересов будущего специалиста [3, с. 72]. Таким образом, иноязычная компетенция позволяет будущему технику-программисту решать следующие задачи профессиональной деятельности: разбираться в англоязычных программах, работать с современной научно-технической документацией на иностранном языке, выполнять поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта ведущих мировых компаний в сфере информационных технологий. Кроме того, владеющий иностранным языком техник-программист, может быть занят в сфере оффшорного программирования и оффшорной разработки сайтов, продвижение которых непосредственно зависит от его организационно-управленческих умений. В этой связи формирование иноязычной компетенции в процессе профессиональной подготовки будущего техника-программиста ориентировано не только и не столько на по-
лучение знаний, сколько на формирование деятельностных умений, отвечающих содержанию организационно-управленческой деятельности. Таким образом, мы полагаем, что иноязычная компетенция будущего техника-программиста является одним из актуальных средств формирования его готовности к решению организационно-управленческих задач.
Для подтверждения актуальности указанной проблемы нами было проведено исследование, в котором приняли участие 180 студентов отделения «Программирование в компьютерных системах» колледжа электроники и бизнеса Оренбургского государственного университета. Его цель состояла в том, чтобы зафиксировать владение организационно-управленческими компетенциями в объеме, востребованном работодателем во всех сферах деятельности, которые нуждаются в специальном программном обеспечении, и предусмотренном стандартом. Наше исследование включало цикл вопросов, позволяющих установить степень владения организационно-управленческими умениями, мотивами управленческой деятельности, отношением к ней. Мы намеревались выяснить также отношение студентов к организационно-управленческим задачам.
В результате нами получены определенные эмпирические данные, позволяющие охарактеризовать состояние проблемы. К примеру, на вопрос «Необходимо ли, на Ваш взгляд, развивать организационно-управленческие умения в процессе учебной деятельности» все респонденты ответили утвердительно, однако в ответах на вопрос «Владеете ли Вы управленческими умениями», несоответствие отметили 54%, «владею слабо» 39%, 7% - «владею хорошо». Соответственно, такая расстановка приоритетов обусловила необходимость задать следующий вопрос: «Что включает содержание понятия «решение организационно-управленческих задач?». Ответы распределились следующим образом: «выполнение регламентирующих функций в деятельности предприятий и их структурных подразделений» - 28% респондентов; «реализация определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.)» - 23%; «сбор,
обработка, анализ и систематизация информации, необходимой для эффективного выполнения организационно-управленческих обязанностей» -19%; 17% опрошенных не смогли четко выразить свое понимание вопроса, а 13% вовсе не смогли ответить на этот вопрос. Предварительный итог анализа полученных ответов позволил нам прийти к выводу о том, что, несмотря на отмеченную всеми респондентами значимость формирования организационно-управленческих умений, не все четко понимают их сущность. Выяснилось, что проблема формирования готовности к организационно-управленческой деятельности является актуальной.
Мы попытались выяснить также, в чем состоят ведущие мотивы готовности к решению организационно-управленческих задач. В числе наиболее предпочтительных мотивов студенты подчеркнули «осуществлять поиск хорошо оплачиваемой работы» -28%, «умение ставить цели, организовывать и контролировать работу подчиненных с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания» - 21%; «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития» - 19%, «решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях» - 18%, «умение выбирать способы выполнения профессиональных задач» - 14%. Очевидно, что будущие техники-программисты заинтересованы в обучении, направленном на формирование организационно-управленческих умений, поскольку оно связано самым непосредственным образом с их дальнейшей профессиональной деятельностью, возможностью быть конкурентоспособным на рынке труда, улучшением своего материального благополучия.
Выявление мотивов управленческой деятельности и заинтересованности обучающихся в готовности к решению организационно-управленческих задач определенным образом было связано для нас со следующим вопросом: «Умеете ли Вы решать организационно-управленческие задачи». Ответы были представлены следующим образом: «не умею» - 63%, «умею недостаточно» - 28%, «умею хорошо» - 9%. Вместе с тем большинство, как свидетельствуют ответы на предыдущие вопросы, проявляет интерес и желание к выполнению такого вида зада-
ний. Мы попытались выяснить причины, которые препятствуют формированию управленческих умений, задав следующий вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, могут помешать формированию у Вас готовности к решению организационно-управленческих задач?». Опрошенные отметили: «неумение выделять обобщенный алгоритм решения задачи» - 27%, «неумение выбора способов их решения» - 25%, «неумение диагностировать и оценивать полученные результаты» - 20%, «отсутствие комплекса педагогических условий» - 16%, «не уверены в своих возможностях» - 12%.
Располагая такими данными, мы пришли к выводу о том, что у будущих техников-программистов не сформировано представление о характере организационно-управленческих задач, соответственно, они не владеют умениями осуществлять их анализ, правильно выбирать цель и средства их решения, оценивать результаты и своевременно вносить коррективы в процесс реализации поставленных задач.
С целью выявления роли иноязычной компетенции будущего техника-программиста в формировании готовности к организационно-управленческой деятельности нами был задан открытый вопрос: «Как Вы считаете, пригодится ли знание английского языка в Вашей будущей профессиональной деятельности?». 59% опрошенных подтвердили, что оно является неотъемлемой частью их будущей профессиональной деятельности; 28% считают, что изучение иностранного языка развивает кругозор, тренирует память, интеллект. Среди оставшихся респондентов были ответы «нет», «не знаю», «не могу ответить». Иными словами они слабо представляют масштабы предстоящей профессиональной деятельности на современном этапе.
Поскольку большинство будущих техников-программистов признают иноязычную компетенцию сферой своей профессиональной деятельности, в следующем вопросе мы выяснили, в каких профессиональных ситуациях знание иностранного языка имеет большее значение. Выяснилось, что 37% респондентов отдали предпочтение ответу «Создание и продвижение англоязычных сайтов на мировом рынке», 29% - варианту «Выполнять поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного
опыта ведущих мировых компаний в сфере информационных технологий», 18% - варианту «Разбираться в англоязычных программах», а 16% - «Работать с современной научно-технической документацией на иностранном языке». Полученные данные зафиксировали заинтересованность будущих техников-программистов в готовности к организационно-управленческой деятельности посредством иноязычной компетенции. Соответственно, для выявления предположения о том, считается ли иностранный язык одним из актуальных средств формирования готовности к решению организационно-управленческих задач, мы задали следующий вопрос: «Какие из перечисленных форм обучения иностранному языку являются для Вас более интересными в профессиональном образовании?» Выяснилось, что дискуссии, ролевые, деловые игры, обсуждение видеофильмов, проблемное обучение вызывают больший интерес, чем заучивание грамматических категорий или индивидуальное чтение и перевод иноязычной литературы по специальности.
Таким образом, выяснилось, что в числе предпочитаемых организационно-управленческих форм обучающиеся выделили те, которые способствуют деятельностному освоению необходимых профессиональных умений, интерактивному взаимодействию. Организация собственной деятельности, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач, решение проблем, оценивание рисков, принятие решения в нестандартных ситуациях также составили для будущих техников-программистов приоритет учебно-профессиональной деятельности, а в качестве эффективного дидактического средства формирования соответствующих умений превалируют ситуационные, проблемные задания, включающие организационно-управленческие задачи. Эмпирическое исследование выявило, что их практическое применение в колледже в настоящее время носит локальный характер, выбор методов и
средств обучения осуществляется преимущественно спонтанно, что в целом свидетельствует об отсутствии целенаправленной работы по формированию готовности будущего техника-программиста к решению организационно-управленческих задач средствами иностранного языка. Эффективное формирование исследуемого качества сдерживается также отсутствием необходимых организационно-педагогических условий, в первую очередь созданию такой образовательной среды, практико-ориентированная база которой предполагает формирование готовности будущего техника-программиста к решению организационно-управленческих задач.
Библиографический список
1. Гладких В. Г. Теоретические основы целевого подхода в управлении учреждением образования: монография. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2000. - 252 с.
2. Дорохова Т. С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов // Педагогическое образование в России. - 2011. - №4. - С. 39-43.
3. Сахарова Н. С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: монография. -М.: Сфера, 2003. - 206 с.
4. Сиднева И. Е. Уровневая характеристика готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 157-159.
5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ гл.1, ст.2.КонсультантПлюс, 19922013. [Электронный ресурс]. URL: //http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147353/ (дата обращения: 25.06.2014).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование компьютерных систем. [Электронный ресурс]. URL: //http: //www. garant.ru/ products/ipo/ prime/doc/99036/(дата обращения: 25.06.2014).
7. Хуторской А. В. Современная дидактика. -М., Высшая школа, 2007. - 639 с.