Научная статья на тему 'Перспективные направления развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области'

Перспективные направления развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / THE INFORMATION-SERVICE CENTER / MODEL OF MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омарова Наталья Юрьевна, Нетужилов Владимир Сергеевич

Основные проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ, разделены на две большие группы: проблемы, существующие в самой отрасли, решение которых придется взять на себя предпринимателю, и проблемы, возникающие у самого предпринимателя и представляющие собой главные барьеры на пути реформирования ЖКХ. Рссмотрены вопросы и даны рекомендации по формированию информационно-сервисных центров по поддержке малого предпринимательства в сфере ЖКХ, внесены предложения по разработке оптимальной схемы управления ЖКХ на примере Новгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective directions of development of business in sphere of housing and communal services of the Novgorod region

Authors of article divide the basic problems which are getting in way of development of small business in sphere of housing and communal services on two big groups: it is necessary to incur the problems existing in the branch, which decision to the businessman and the problems arising at the businessman in practice and representing the main barriers on a way of reforming of housing and communal services. Thereupon in the article questions are considered and recommendations about formation of the information-service centers about support of small business in housing and communal services sphere are made, and also the author makes offers on working out of the optimum scheme of management by housing and communal services on an example of the Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области»

1 2 Омарова Н. Ю. , Нетужилов В. С.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В последние годы недофинансирование жилищного строительства [4, 14, 15] и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) составило около 20 %. Положение усугубляется большим объемом задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически все виды экономической деятельности.

Недостаточность бюджетного финансирования адресных программ капитального ремонта и развития в ЖКХ привела к резкому увеличению износа основных фондов [5, 6, 12], что обусловливает высокую аварийность, низкий коэффициент полезного действия мощностей и большие потери энергоносителей. Непривлекательность ЖКХ для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Развитию малого предпринимательства в сфере ЖК мешают: 1 - проблемы, существующие в самой отрасли, которые придется решать предпринимателю; 2 - проблемы, возникающие у самого предпринимателя на практике и представляющие собой главные барьеры на пути реформирования ЖКХ. Проведенное исследование показало, что, с точки зрения предпринимателя современное жилищно-коммунальное хозяйство характеризуют:

• высокая затратность производства;

• высокая стоимость капитального строительства;

• длительный срок окупаемости инвестиционных проектов;

• нестабильность тарифной политики;

• проблемы ценообразования и недостаточная прозрачность финансовых потоков [16];

• риски потери инвестиций из-за непрогнозируемой политики региональных властей

[8].

Эти проблемы существуют в сфере ЖКХ давно и их решение бизнесмен должен взять на себя. Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и межотраслевом характере возникших проблем.

Предприниматели в сфере ЖКХ сталкиваются со следующими проблемами:

• недостаточное количество заказчиков;

• межведомственная «неразбериха»;

• высокий уровень налогов;

• отсутствие приемлемых условий кредитования;

• коррупционный характер конкурсов не позволяет участвовать в них всем заинтересованным предпринимательским структурам;

• нерентабельность бизнеса;

• формальность многих существующих ТСЖ.

Таким образом, перспективы развития предпринимательства в сфере ЖКХ в Новгороде будут определяться следующими основными факторами:

1. Формирование товариществ собственников жилья (ТСЖ) во всех многоквартирных домах. Каждому товариществу необходимо выбрать управляющую компанию. Следовательно, в городе будет сформирована потребительская среда для субъектов малого

1 Наталья Юрьевна Омарова, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, д-р экон. наук, е-mail: [email protected].

2 Владимир Сергеевич Нетужилов, аспирант Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, е-mail: [email protected].

бизнеса в сфере управления многоквартирным домом. Одновременно ликвидация ГУПов будет способствовать развитию конкурентной среды в рассматриваемой области.

2. Приоритетными сферами участия малого бизнеса в ЖКХ в Великом Новгороде (кроме управления домами) являются строительство и ремонт дорог, реконструкция фасадов зданий, работы по вывозу мусора и благоустройству территории.

3. Коммунальные услуги в сфере ЖКХ остаются в ведении государственных организаций, приход предпринимательства в эту область затруднен, а для малого бизнеса -практически невозможен.

4. Поддержка государством малого предпринимательства в сфере ЖКХ представлена общими для всего малого бизнеса мерами: компенсация за выплаченные проценты по кредитам, облегчение налогового бремени. Приоритетной становится информационная поддержка предпринимателей.

5. Создание муниципального гарантийного фонда откроет малому предпринимательству доступ к кредитным ресурсам, что позволит укрепить материальную базу коммерческих организаций, работающих в сфере ЖКХ.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что устойчивое развитие ЖКХ возможно только при тесном взаимодействии бизнеса, государственных структур и потребителей [1, 2, 3, 10, 11, 16].

На современном этапе развития экономики страны прерогативой политики Правительства РФ является создание конкурентных условий в системе предпринимательства, в том числе в сфере жилищно-коммунальных услуг, прежде всего для малых предприятий. Наиболее типичными малыми предприятиями, заинтересованными в получении заказов на предоставление различных жилищно-коммунальных услуг, являются структуры, связанные с ремонтом жилищного фонда и инженерного оборудования [13].

Исследования показали, что для обеспечения эффективного функционирования малого предпринимательства в ЖКХ перспективно создание информационно-сервисных центров. Основной целью последних является формирование условий для развития конкуренции в отрасли, расширение ассортимента и повышение качества услуг, предоставляемых потребителям субъектами малого предпринимательства. Информационно-сервисные центры способны обеспечить информационную, техническую, кадровую, помощь субъектам малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства [7].

Основными услугами, оказываемыми информационно-сервисным центром в сфере ЖКХ, являются:

• предоставление субъектам малого предпринимательства машин и технологического оборудования на условиях краткосрочной или долгосрочной аренды, лизинга; оказание помощи техническим персоналом;

• сервисное обслуживание и ремонт оборудования и техники, находящихся на балансе малых предприятий, включая ее профилактический и капитальный ремонт, поставку необходимых запасных частей;

• обучение работе на сложных технических устройствах, механизмах и спецтехнике;

• внедрение на предприятиях инновационных технологий и нового оборудования;

• предоставление субъектам малого предпринимательства консалтинговых и информационных услуг, в том числе оперативной информации об условиях проводимых конкурсов, требованиях к оформлению документации и порядке ее представления в конкурсные комиссии;

• формирование информационной базы о наличии оборудования и производственных мощностях, количестве работающих, возможных объемах работ, участии в конкурсах субъектов малого предпринимательства в сфере ЖКХ и т. п.

Для деятельности сервисного центра по обслуживанию субъектов малого предпринимательства предложены три целевых сегмента рынка ЖКХ:

• ресурсосбережение (эксплуатация автономных систем отопления, обслуживание и эксплуатация сетей);

• управление объектами недвижимости, муниципальным фондом, ТСЖ, ЖСК;

• подрядные работы по эксплуатации жилищного фонда, текущий и капитальный ремонт, утилизация и вывоз ТБО, уборка территорий и подъездов, благоустройство, озеленение и т. п.

Основными направлениями деятельности организаций, на которых распространяется обслуживание информационно-сервисных центров, являются:

• в сфере жилищного хозяйства - управление жилищным хозяйством, эксплуатация жилого фонда, общежитий учебных заведений, капитальный и текущий ремонт зданий;

• в сфере коммунального хозяйства - коммунальное и бытовое водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, эксплуатация служебных зданий, благоустройство, наружное освещение, управление коммунальным хозяйством.

Сервисные центры способствуют развитию и эффективному функционированию малых предприятий в различных сегментах ЖКХ и позволяют сформировать замкнутую технологическую цепочку «заказчик - подрядчик», которая обеспечит эффективное функционирование рыночного сегмента в ЖКХ. Такие центры могут предоставлять оборудование: уборочную, специальную ремонтную технику, различные приборы и инструменты.

Информационно-сервисный центр в сфере ЖКХ может быть создан как на базе действующего юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, так и вновь образованного территориальными центрами развития предпринимательства или подразделениями инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.3 Предполагается, что деятельность информационно-сервисного центра строится на условиях самоокупаемости и самофинансирования за счет выручки от реализации услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства в сфере ЖКХ. Однако на начальном этапе финансирование обеспечивается за счет целевых бюджетных ассигнований.

Исследования показывают, что при реформировании в каждом регионе претворяется в жизнь своя модель управления с учетом требований законодательства [9]. Специфика региональных систем управления ЖКХ определяется преобладающими формами собственности, уровнем развития ТСЖ, степенью изношенности основных фондов отрасли и др.

Основой модели управления в ЖКХ в условиях современных реформ становится собственник, в качестве которого выступает ТСЖ. Практика показывает, что на этапе внедрения системы управления необходимо не только стимулировать создание таких товариществ, но и обеспечить их эффективное функционирование, поскольку ТСЖ зачастую оказываются не способными решать возложенные на них задачи.

Проблема создания и функционирования ТСЖ связана с преобладающей на настоящий момент формой собственности на многоквартирные жилые дома - кондомини

ум, хотя наиболее эффективной формой собственности считается частный арендный дом. Имеют место и такие формы, как муниципально-арендная и ведомственная собственность. Поэтому для эффективного управления системой необходимо сочетание муниципально-подрядного, концессионного и частно-подрядческого методов. Каждый метод предполагает активное участие малого предпринимательства в системе управления ЖКХ.

Финансовая поддержка является составной частью комплексной программы развития малого предпринимательства и, со своей стороны, также должна быть комплексной -льготные условия кредитования, лизинга, создание гарантийного фонда. Система управления призвана не только формировать и поддерживать функционирование всех элементов, но и обеспечивать их эффективную работу. Высокое качество жилищно-коммунальных услуг возможно при развитии системы сертификации предприятий ЖКХ, а также внедрении систем менеджмента качества по стандартам ISO.4

Критерием эффективности создаваемой системы управления становится баланс интересов государства, жителей и предпринимателей. Одним из способов обеспечения такого баланса может стать развитие саморегулируемых организаций.

3 www.comhoz.ru - портал поддержки малого предпринимательства в сфере ЖКХ // Сервисные центры по обслуживанию субъектов малого предпринимательства сферы ЖКХ г. Москвы.

4 www.region.adm.nov.ru - официальный сайт Администрации Новгородской области.

Предложенная схема управления жилищно-коммунальным комплексом (см. рисунок) на региональном уровне учитывает основные принципы формирования управляющей системы, а также особенности отрасли и региона; все ее элементы взаимосвязаны и взаимозависимы [4].

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем/А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 4-7.

2. Асаул, А. Н. Концептуальный подход к решению проблемы финансирования жилищного строительства в условиях развития глобальных рынков жилья/А. Н. Асаул// Научные труды Вольного экономического общества России. - 2005. - Т. 55. - С. 305-321.

3. Асаул, А. Н. Состояние и перспективы инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации/А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2(16). - С. 39.

4. Асаул, А. Н. Финансирование жилищного строительства в условиях появления рынков жилья/А. Н. Асаул // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 6. - С. 55-64.

5. Дроздова, И. В. Эффективность вариантов реконструкции городской жилой застройки/ И. В. Дроздова, О. А. Малафеев, Л. Г. Паршина // Экономическое возрождение России. - 2008. - №3(17). -С. 63-68.

6. Круглик, С. И. Управление жилищной сферой современных городов России/ С. И. Круглик // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2(12). - С. 33-38.

7. Омаров, М. М. Концепция реализации управленческих решений в предпринимательских структурах/ М. М. Омаров, В. Ю. Сергеев // Российское предпринимательство. - 2011. - №1, вып. 2.

8. Омарова, Н. Ю. Диагностика и взаимодействие предпринимательских структур на рынке/ Н. Ю. Омарова, М. М. Омаров. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 329 p.

9. Омарова, Н. Ю. Взаимодействие службы управления рисками в строительной организации/ Н. Ю. Омарова, В. Н. Гнидковский // Известия СПбГАУ. - 2008. - №11. - С. 202-206.

10. Осипов, Ю. Л. Финансирование капитального ремонта жилищного фонда: проблемы и развитие/ Ю. Л. Осипов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 98-103.

11. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

12. Перов, В. А. Ремонтные работы и их влияние на техническое состояние и стоимостные характеристики объекта недвижимости/ В. А. Перов // Экономическое возрождение России. - 2010. -№2(24). - С. 111-114.

13. Петров, С. В. Роль негосударственных форм управления эксплуатацией жилищного фонда в России/ С. В. Петров // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 51-57.

14. Развитие рынка жилой недвижимости как самоорганизующейся системы [Электронный ресурс] /А. Н. Асаул, Д. А. Гордеев, Е. И. Ушакова; под ред. А. Н. Асаула. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. -334 с.

15. Ситдиков, С. А. Механизм административного управления жилищной сферой города (на примере административного района Санкт-Петербурга) / С. А. Ситдиков // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 118-126.

16. Тесалова, Ю. Н. Проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве/ Ю. Н. Тесалова // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1(11). - С. 72-76.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. The interaction of state and business in solving social problems/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 4 -7.

2. Asaul, A. N. A conceptual approach to funding housing development in the global housing markets/ A. N. Asaul// Proceedings of the Free Economic Society of Russia. - 2005. - T. 55. - P. 305-321.

3. Asaul, A. N. Status and prospects of investment and construction activities of the Russian Federation/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 3-9.

4. Asaul, A. N. Housing finance in the conditions of appearance of a housing market/ A. N. Asaul // Problems of the theory and practice of management. - 2005 - № 6. - P. 55-64.

5. Drozdova, I. V. Efficiency variants urban redevelopment residential development/ I. V. Drozdova, O. A. Malafeev, L. G. Parshin / / Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 63-68.

6. Kruglik, S. I. Department of Housing area of modern cities in Russia/ S. I. Kruglik / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 33-38.

7. Omarov, M. M. incept implementation of management decisions in business organizations / M. M. Omarov, V. Yu. Sergeev // Russian entrepreneurship. - 2011. - № 1, no. 2.

8. Omarova, N. Ju. Diagnosis and interaction of business structures in the market/ N. Ju. Omarova, M. M. Omarov. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 329 p.

9. Omarova, N. Ju. Interaction of service governance risks of a construction company/ N. Ju. Omarova, V. N. Gnidkovsky / / News SPbGAU. - 2008. - № 11. - P. 202-206.

10. Osipov, Yu. L. Funding overhaul of housing: issues and development/ Yu. L. Osipov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 98-103.

11. Assessment of the competitive position of the subjects of entrepreneurial activity / A. N. Asaul, J. S. Abayev, D. A. Gordeev. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 271 p.

12. Perov, V A. Repair work and their impact on the technical state of the characteristics and value of the property/ V. A. Perov / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 111-114.

13. Petrov, S. V The role of non-state forms of government exploitation of housing in Russia/ S. V. Petrov / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 51-57.

14. Development of residential real estate market as a self-organizing systems [electronic resource] / A. N. Asaul, D. A. Gordeev, E. I. Ushakova, ed. A. N. Asaul. - SPbGASU, 2008. - 334 p.

15. Sitdikov, S. A. Mechanism of the administration of housing-term area of the city (for example, the administrative district of St. Petersburg)/ S. A. Sitdikov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 118-126.

16. Tesalova, Ju. N. Pricing problems in housing and communal services / Ju. N. Tesalova // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.