1 2 Омарова Н. Ю. , Нетужилов В. С.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В последние годы недофинансирование жилищного строительства [4, 14, 15] и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) составило около 20 %. Положение усугубляется большим объемом задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически все виды экономической деятельности.
Недостаточность бюджетного финансирования адресных программ капитального ремонта и развития в ЖКХ привела к резкому увеличению износа основных фондов [5, 6, 12], что обусловливает высокую аварийность, низкий коэффициент полезного действия мощностей и большие потери энергоносителей. Непривлекательность ЖКХ для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Развитию малого предпринимательства в сфере ЖК мешают: 1 - проблемы, существующие в самой отрасли, которые придется решать предпринимателю; 2 - проблемы, возникающие у самого предпринимателя на практике и представляющие собой главные барьеры на пути реформирования ЖКХ. Проведенное исследование показало, что, с точки зрения предпринимателя современное жилищно-коммунальное хозяйство характеризуют:
• высокая затратность производства;
• высокая стоимость капитального строительства;
• длительный срок окупаемости инвестиционных проектов;
• нестабильность тарифной политики;
• проблемы ценообразования и недостаточная прозрачность финансовых потоков [16];
• риски потери инвестиций из-за непрогнозируемой политики региональных властей
[8].
Эти проблемы существуют в сфере ЖКХ давно и их решение бизнесмен должен взять на себя. Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и межотраслевом характере возникших проблем.
Предприниматели в сфере ЖКХ сталкиваются со следующими проблемами:
• недостаточное количество заказчиков;
• межведомственная «неразбериха»;
• высокий уровень налогов;
• отсутствие приемлемых условий кредитования;
• коррупционный характер конкурсов не позволяет участвовать в них всем заинтересованным предпринимательским структурам;
• нерентабельность бизнеса;
• формальность многих существующих ТСЖ.
Таким образом, перспективы развития предпринимательства в сфере ЖКХ в Новгороде будут определяться следующими основными факторами:
1. Формирование товариществ собственников жилья (ТСЖ) во всех многоквартирных домах. Каждому товариществу необходимо выбрать управляющую компанию. Следовательно, в городе будет сформирована потребительская среда для субъектов малого
1 Наталья Юрьевна Омарова, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, д-р экон. наук, е-mail: [email protected].
2 Владимир Сергеевич Нетужилов, аспирант Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, е-mail: [email protected].
бизнеса в сфере управления многоквартирным домом. Одновременно ликвидация ГУПов будет способствовать развитию конкурентной среды в рассматриваемой области.
2. Приоритетными сферами участия малого бизнеса в ЖКХ в Великом Новгороде (кроме управления домами) являются строительство и ремонт дорог, реконструкция фасадов зданий, работы по вывозу мусора и благоустройству территории.
3. Коммунальные услуги в сфере ЖКХ остаются в ведении государственных организаций, приход предпринимательства в эту область затруднен, а для малого бизнеса -практически невозможен.
4. Поддержка государством малого предпринимательства в сфере ЖКХ представлена общими для всего малого бизнеса мерами: компенсация за выплаченные проценты по кредитам, облегчение налогового бремени. Приоритетной становится информационная поддержка предпринимателей.
5. Создание муниципального гарантийного фонда откроет малому предпринимательству доступ к кредитным ресурсам, что позволит укрепить материальную базу коммерческих организаций, работающих в сфере ЖКХ.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что устойчивое развитие ЖКХ возможно только при тесном взаимодействии бизнеса, государственных структур и потребителей [1, 2, 3, 10, 11, 16].
На современном этапе развития экономики страны прерогативой политики Правительства РФ является создание конкурентных условий в системе предпринимательства, в том числе в сфере жилищно-коммунальных услуг, прежде всего для малых предприятий. Наиболее типичными малыми предприятиями, заинтересованными в получении заказов на предоставление различных жилищно-коммунальных услуг, являются структуры, связанные с ремонтом жилищного фонда и инженерного оборудования [13].
Исследования показали, что для обеспечения эффективного функционирования малого предпринимательства в ЖКХ перспективно создание информационно-сервисных центров. Основной целью последних является формирование условий для развития конкуренции в отрасли, расширение ассортимента и повышение качества услуг, предоставляемых потребителям субъектами малого предпринимательства. Информационно-сервисные центры способны обеспечить информационную, техническую, кадровую, помощь субъектам малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства [7].
Основными услугами, оказываемыми информационно-сервисным центром в сфере ЖКХ, являются:
• предоставление субъектам малого предпринимательства машин и технологического оборудования на условиях краткосрочной или долгосрочной аренды, лизинга; оказание помощи техническим персоналом;
• сервисное обслуживание и ремонт оборудования и техники, находящихся на балансе малых предприятий, включая ее профилактический и капитальный ремонт, поставку необходимых запасных частей;
• обучение работе на сложных технических устройствах, механизмах и спецтехнике;
• внедрение на предприятиях инновационных технологий и нового оборудования;
• предоставление субъектам малого предпринимательства консалтинговых и информационных услуг, в том числе оперативной информации об условиях проводимых конкурсов, требованиях к оформлению документации и порядке ее представления в конкурсные комиссии;
• формирование информационной базы о наличии оборудования и производственных мощностях, количестве работающих, возможных объемах работ, участии в конкурсах субъектов малого предпринимательства в сфере ЖКХ и т. п.
Для деятельности сервисного центра по обслуживанию субъектов малого предпринимательства предложены три целевых сегмента рынка ЖКХ:
• ресурсосбережение (эксплуатация автономных систем отопления, обслуживание и эксплуатация сетей);
• управление объектами недвижимости, муниципальным фондом, ТСЖ, ЖСК;
• подрядные работы по эксплуатации жилищного фонда, текущий и капитальный ремонт, утилизация и вывоз ТБО, уборка территорий и подъездов, благоустройство, озеленение и т. п.
Основными направлениями деятельности организаций, на которых распространяется обслуживание информационно-сервисных центров, являются:
• в сфере жилищного хозяйства - управление жилищным хозяйством, эксплуатация жилого фонда, общежитий учебных заведений, капитальный и текущий ремонт зданий;
• в сфере коммунального хозяйства - коммунальное и бытовое водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, эксплуатация служебных зданий, благоустройство, наружное освещение, управление коммунальным хозяйством.
Сервисные центры способствуют развитию и эффективному функционированию малых предприятий в различных сегментах ЖКХ и позволяют сформировать замкнутую технологическую цепочку «заказчик - подрядчик», которая обеспечит эффективное функционирование рыночного сегмента в ЖКХ. Такие центры могут предоставлять оборудование: уборочную, специальную ремонтную технику, различные приборы и инструменты.
Информационно-сервисный центр в сфере ЖКХ может быть создан как на базе действующего юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, так и вновь образованного территориальными центрами развития предпринимательства или подразделениями инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.3 Предполагается, что деятельность информационно-сервисного центра строится на условиях самоокупаемости и самофинансирования за счет выручки от реализации услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства в сфере ЖКХ. Однако на начальном этапе финансирование обеспечивается за счет целевых бюджетных ассигнований.
Исследования показывают, что при реформировании в каждом регионе претворяется в жизнь своя модель управления с учетом требований законодательства [9]. Специфика региональных систем управления ЖКХ определяется преобладающими формами собственности, уровнем развития ТСЖ, степенью изношенности основных фондов отрасли и др.
Основой модели управления в ЖКХ в условиях современных реформ становится собственник, в качестве которого выступает ТСЖ. Практика показывает, что на этапе внедрения системы управления необходимо не только стимулировать создание таких товариществ, но и обеспечить их эффективное функционирование, поскольку ТСЖ зачастую оказываются не способными решать возложенные на них задачи.
Проблема создания и функционирования ТСЖ связана с преобладающей на настоящий момент формой собственности на многоквартирные жилые дома - кондомини
ум, хотя наиболее эффективной формой собственности считается частный арендный дом. Имеют место и такие формы, как муниципально-арендная и ведомственная собственность. Поэтому для эффективного управления системой необходимо сочетание муниципально-подрядного, концессионного и частно-подрядческого методов. Каждый метод предполагает активное участие малого предпринимательства в системе управления ЖКХ.
Финансовая поддержка является составной частью комплексной программы развития малого предпринимательства и, со своей стороны, также должна быть комплексной -льготные условия кредитования, лизинга, создание гарантийного фонда. Система управления призвана не только формировать и поддерживать функционирование всех элементов, но и обеспечивать их эффективную работу. Высокое качество жилищно-коммунальных услуг возможно при развитии системы сертификации предприятий ЖКХ, а также внедрении систем менеджмента качества по стандартам ISO.4
Критерием эффективности создаваемой системы управления становится баланс интересов государства, жителей и предпринимателей. Одним из способов обеспечения такого баланса может стать развитие саморегулируемых организаций.
3 www.comhoz.ru - портал поддержки малого предпринимательства в сфере ЖКХ // Сервисные центры по обслуживанию субъектов малого предпринимательства сферы ЖКХ г. Москвы.
4 www.region.adm.nov.ru - официальный сайт Администрации Новгородской области.
Предложенная схема управления жилищно-коммунальным комплексом (см. рисунок) на региональном уровне учитывает основные принципы формирования управляющей системы, а также особенности отрасли и региона; все ее элементы взаимосвязаны и взаимозависимы [4].
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем/А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 4-7.
2. Асаул, А. Н. Концептуальный подход к решению проблемы финансирования жилищного строительства в условиях развития глобальных рынков жилья/А. Н. Асаул// Научные труды Вольного экономического общества России. - 2005. - Т. 55. - С. 305-321.
3. Асаул, А. Н. Состояние и перспективы инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации/А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2(16). - С. 39.
4. Асаул, А. Н. Финансирование жилищного строительства в условиях появления рынков жилья/А. Н. Асаул // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 6. - С. 55-64.
5. Дроздова, И. В. Эффективность вариантов реконструкции городской жилой застройки/ И. В. Дроздова, О. А. Малафеев, Л. Г. Паршина // Экономическое возрождение России. - 2008. - №3(17). -С. 63-68.
6. Круглик, С. И. Управление жилищной сферой современных городов России/ С. И. Круглик // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2(12). - С. 33-38.
7. Омаров, М. М. Концепция реализации управленческих решений в предпринимательских структурах/ М. М. Омаров, В. Ю. Сергеев // Российское предпринимательство. - 2011. - №1, вып. 2.
8. Омарова, Н. Ю. Диагностика и взаимодействие предпринимательских структур на рынке/ Н. Ю. Омарова, М. М. Омаров. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 329 p.
9. Омарова, Н. Ю. Взаимодействие службы управления рисками в строительной организации/ Н. Ю. Омарова, В. Н. Гнидковский // Известия СПбГАУ. - 2008. - №11. - С. 202-206.
10. Осипов, Ю. Л. Финансирование капитального ремонта жилищного фонда: проблемы и развитие/ Ю. Л. Осипов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 98-103.
11. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.
12. Перов, В. А. Ремонтные работы и их влияние на техническое состояние и стоимостные характеристики объекта недвижимости/ В. А. Перов // Экономическое возрождение России. - 2010. -№2(24). - С. 111-114.
13. Петров, С. В. Роль негосударственных форм управления эксплуатацией жилищного фонда в России/ С. В. Петров // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 51-57.
14. Развитие рынка жилой недвижимости как самоорганизующейся системы [Электронный ресурс] /А. Н. Асаул, Д. А. Гордеев, Е. И. Ушакова; под ред. А. Н. Асаула. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. -334 с.
15. Ситдиков, С. А. Механизм административного управления жилищной сферой города (на примере административного района Санкт-Петербурга) / С. А. Ситдиков // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 118-126.
16. Тесалова, Ю. Н. Проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве/ Ю. Н. Тесалова // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1(11). - С. 72-76.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. The interaction of state and business in solving social problems/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 4 -7.
2. Asaul, A. N. A conceptual approach to funding housing development in the global housing markets/ A. N. Asaul// Proceedings of the Free Economic Society of Russia. - 2005. - T. 55. - P. 305-321.
3. Asaul, A. N. Status and prospects of investment and construction activities of the Russian Federation/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 3-9.
4. Asaul, A. N. Housing finance in the conditions of appearance of a housing market/ A. N. Asaul // Problems of the theory and practice of management. - 2005 - № 6. - P. 55-64.
5. Drozdova, I. V. Efficiency variants urban redevelopment residential development/ I. V. Drozdova, O. A. Malafeev, L. G. Parshin / / Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 63-68.
6. Kruglik, S. I. Department of Housing area of modern cities in Russia/ S. I. Kruglik / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 33-38.
7. Omarov, M. M. incept implementation of management decisions in business organizations / M. M. Omarov, V. Yu. Sergeev // Russian entrepreneurship. - 2011. - № 1, no. 2.
8. Omarova, N. Ju. Diagnosis and interaction of business structures in the market/ N. Ju. Omarova, M. M. Omarov. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 329 p.
9. Omarova, N. Ju. Interaction of service governance risks of a construction company/ N. Ju. Omarova, V. N. Gnidkovsky / / News SPbGAU. - 2008. - № 11. - P. 202-206.
10. Osipov, Yu. L. Funding overhaul of housing: issues and development/ Yu. L. Osipov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 98-103.
11. Assessment of the competitive position of the subjects of entrepreneurial activity / A. N. Asaul, J. S. Abayev, D. A. Gordeev. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 271 p.
12. Perov, V A. Repair work and their impact on the technical state of the characteristics and value of the property/ V. A. Perov / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 111-114.
13. Petrov, S. V The role of non-state forms of government exploitation of housing in Russia/ S. V. Petrov / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 51-57.
14. Development of residential real estate market as a self-organizing systems [electronic resource] / A. N. Asaul, D. A. Gordeev, E. I. Ushakova, ed. A. N. Asaul. - SPbGASU, 2008. - 334 p.
15. Sitdikov, S. A. Mechanism of the administration of housing-term area of the city (for example, the administrative district of St. Petersburg)/ S. A. Sitdikov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 118-126.
16. Tesalova, Ju. N. Pricing problems in housing and communal services / Ju. N. Tesalova // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 72-76.