Научная статья на тему 'Основные приоритеты современного этапа реформирования в сфере ЖКХ'

Основные приоритеты современного этапа реформирования в сфере ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ПРИОРИТЕТЫ РЕФОРМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / REFORMS / PRIORITIES OF THE REFORMS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынова Алиса Александровна

Переход от административно-командной экономики к рыночной сопряжен с рядом проблем, которые особенно ярко проявляются в общественном секторе экономики. Основная сложность реформирования сферы ЖКХ заключается в естественно-монопольном устройстве большинства ее отраслей. Реформирование российской экономики в целом и ЖКХ в частности идет по сценарию, имевшему успех в странах с развитой рыночной экономикой. При этом нередко выбранные модели развития не учитывают специфику российского экономического развития, что проявляется в медленном темпе реформ и относительной поверхностности реформирования. Важнейшими характеристиками применяемых моделей являются переход от преимущественно бюджетного к смешанному финансированию и ресурсному обеспечению, активное поощрение развития негосударственного сектора в отраслях социальной сферы. Не меньшую роль в реформировании отрасли играет развитие института государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priorities of the reforms of housing and communal services in Russia

The transition from command economy towards market one is a difficult process. Perhaps, the most challenging it is in the social sphere, namely housing and communal services sphere. The main challenge is its structure as the sphere comprises of a complex of natural monopolies. Moreover, Russia lacked the experience of such reforms. Therefore, it was decided to implement European scenarios of reforms. How ever, these scenarios are rarely adjusted to the requirements of Russian economic environment, which results in the low speed of reforms and mainly superficial changes. The main priorities of the restructuring of the housing and communal services sphere are: to change the financial structure of its enterprises, favouring private investment initiatives; to promote the development of private service providers and to decrease the share of state-owned firms; to develop the mechanisms of public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты современного этапа реформирования в сфере ЖКХ»

А. А. Мартынова1

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ

По данным Министерства регионального развития, в 2006 г. в результате приватизации жилых помещений доля частного жилищного фонда составила 77,0% (в 1990 г. - 32,6%). Особенно сильно возросла доля частного жилья в городах: в 1990 г. - 20,5%, в 2006 г. - 72,7%. Доля государственного жилищного фонда с 1990 по 2006 г. снизилась с 41,7 до 6,3%. За 2006-2008 гг. жилищный фонд Российской Федерации увеличился на 5,5% (с 2,9 до 3,1 млрд м2), обеспеченность жильем на душу населения - на 5% (с 21 до 22 м2/чел.) [3, с. 52-53].

Следующим значимым этапом стало принятие в 1993 г. государственной целевой программы «Жилище». Для преодоления кризиса в жилищной сфере было предложено внедрение конкурентных рыночных отношений. Государство должно было отказаться от монопольной роли и инвестора, и подрядчика, и собственника. Полная либерализация сферы ЖКХ была невозможной из-за низкой платежеспособности населения, поэтому программа провозгласила перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения. В 1997 г. основные направления государственной целевой программы «Жилище» были скорректированы принятой «Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», закрепившей курс на конкуренцию и рыночные механизмы управления жилищно-коммунальной сферой. Собственникам помещений предоставлялось право выбрать способ управления многоквартирным домом. Приоритетным направлением было определено стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ - это объединение собственников жилья в многоквартирном доме, при котором все участники сохраняют оба вида имущественной собственности (индивидуальную собственность на квартиру и долю собственности на общее имущество). В такой организации каждый собственник участвует в управлении общим имуществом, обладая числом голосов, пропорциональным площади его обособленного жилья.

Цель создания ТСЖ - обеспечение наиболее эффективных методов управления жилым объектом (дом, группа зданий) как целостным имущественным комплексом и улучшение качества коммунально-бытовых услуг, оказываемых жильцам различными службами и организациями [15].

Согласно Концепции, государство оставляет за собой регулирование и контроль в области тарифообразования, а также разработку региональных стандартов содержания жилья. Развитие системы качества ЖКХ должно осуществляться в рамках единой технической политики при государственном регулировании через системы стандартизации этих услуг [13, с. 138].

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» программы «Жилище» предусматривает государственную поддержку проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе в форме субсидий субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета на условиях софинансирования (за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников). Ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должен проводиться отбор субъектов РФ для участия в реализации мероприятий программы. Однако такой отбор был проведен только один раз - в 2006 г. По его итогам были предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на государственные капитальные вложения в 2007-2008 гг. общим объемом 9,8 млрд рублей и на предоставление субсидий

1 Алиса Александровна Мартынова, менеджер финансового отдела ООО «Опора»,

аспирант экономического факультета Российского университета дружбы народов, е-таМ: a.maгtynova1 @доод!етаМ.сот

бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию объектов капитальной инфраструктуры на 2008-2010 гг. в объеме 14,3 млрд рублей. В 20072008 гг. отбор не проводился, так как шло освоение распределенных ранее средств. Перспектива этого механизма не ясна, хотя ФЦП «Жилище» предполагается продлить до 2015 г. [12, с. 13].

Очередной этап реформы стартовал в 2005 г. с введением нового Жилищного кодекса. Главные направления остались прежними: безубыточность и привлекательность для бизнеса деятельности в сфере ЖКХ и развитие конкурентных отношений. При этом новый Жилищный кодекс в очередной раз коренным образом изменил подходы к управлению жилищно-коммунальным комплексом. Самоуправление (ТСЖ) было признано неэффективным, и его место заняло профессиональное управление в лице частных управляющих организаций. Управляющие организации должны были стать локомотивом реформы и составить конкуренцию, а потом полностью вытеснить ДЕЗы, МУПы и ЖЭКи, ограничить влияние естественных монополий и взять на себя часть обязанностей муниципальных органов власти. В соответствии с новым жилищным законодательством все расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту (в том числе капитальному) жилищного фонда должны нести собственники жилья.

Еще одним документом, определяющим государственную политику в сфере ЖКХ, является подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Ее главные задачи:

■ инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженностей бюджетов и потребителей перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;

■ прекращение перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ);

■ ликвидация дотационности ЖКХ;

■ переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

■ развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

■ переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий.

В соответствии с реформой для повышения эффективности управления жилищным фондом необходим переход от ведомственного монополизма к системе целевого управления, основанной на сочетании экономических, организационно-распорядительных и правовых методов [4, с. 83-86]. В данной системе предполагается формирование конкурентных начал в жилищном хозяйстве и расширение круга участников хозяйственного процесса [8, с. 54]. При проведении реформ в стране сформировалась система административного управления жилищной сферой [4, 9].

Новый инструмент государственной поддержки - Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ - ориентирован на капитальный ремонт существующего жилого фонда и переселение граждан из аварийного жилья. Предоставление финансовой поддержки на другие цели закон о создании фонда не предусматривает. В итоге Инвестиционный фонд РФ (Инвестфонд) остается во многом безальтернативным способом привлечения средств на реализацию проектов, подразумевающим значительные капиталовложения в объекты ЖКХ.

Инвестфонд является важным дополнением к механизмам ГЧП и государственной поддержки, способствующим капиталовложениям в объекты ЖКХ в части финансирования региональных инвестиционных проектов. Использование средств Инвестфонда подразумевает привлечение к реализации проекта частных инвесторов. Их вложения должны составить не менее 50 % от общего объема проекта, который должен превышать 500 млн рублей (включая бюджетные инвестиции) [12, с. 13].

Рассмотрим три основных приоритета современного этапа реформирования.

Первый - привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу. Как известно, основными источниками финансирования организаций ЖКХ в России являются:

■ платежи коммерческих организаций, пользующихся услугами ЖКХ;

■ платежи бюджетных учреждений - потребителей коммунальных услуг;

■ платежи граждан - потребителей коммунальных услуг;

■ дотации федерального и региональных бюджетов.

До реформы платежи населения составляли 4 %, платежи предприятий и организаций - 20 %, остальные 76 % - бюджетные средства, т. е. общественные финансы. Таким образом, за потребляемые населением ЖКУ расплачивалось преимущественно государство. В результате реформы уже в начале 2007 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. В 2009 г. оплата услуг ЖКХ в среднем по России составляла 88,5 % от их реальной стоимости. В 2008 г. стоимость ЖКУ в расчете на одного человека в месяц достигла 1042 рублей (18 % роста по сравнению с предыдущим годом), а доходы населения за указанный период увеличились на 20 %. При этом число граждан, обратившихся за субсидиями, не превышало 7,5 % при средней величине субсидий 723 р./чел. в месяц и стабильно высоком показателе собираемости платежей населения - 95,4 % [12, с. 11].

Второй приоритет, тесно связанный с первым, касается тарифов - они должны включать инвестиционную составляющую. Показатель платежной дисциплины остается актуальным. Если он меньше 95%, бизнес в ЖКХ становится убыточным, продолжается деградация объектов при отсутствии ремонта и т. д. Крайне важен повсеместный переход на 100%-ную оплату услуг.

Однако до сих пор уровень возмещения услуг ЖКХ не зависит ни от доходов, ни от качества предоставляемых услуг: величина тарифов является результатом договорных отношений местных властей с монопольными производителями ЖКУ. Наблюдается несоответствие между темпами роста цен на ресурсы, а также услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. В этой связи на первый план выходят две проблемы: обоснованность тарифов (их соответствие издержкам производства услуг) и состав самих издержек и пути их снижения. В настоящее время население оплачивает не столько потребляемые услуги, сколько результаты нерационального хозяйствования при их производстве и поставке: огромные потери в изношенных сетях, расходы многочисленных посредников, содержание систем жизнеобеспечения населенных пунктов в целом, завышенные нормативы потребления. Сегодня потери воды составляют до 20 %, электроэнергии - до 15 %, тепловой энергии - до 40 %. Несмотря на рост доли охвата населения приборами учета (в электроснабжении - 99,7 %, в газоснабжении - 96 %, в отпуске холодной воды - 72 %, тепловой энергии - 35,2 %), основным расчетным показателем между управляющими организациями и ресурсоснабжающими предприятиями (в том числе большой энергетики) остаются нормативы потребления [12, с. 11].

Стоимость ЖКУ в РФ и их реальная себестоимость слабо соизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с переходной экономикой оплата ЖКУ не ложится таким бременем на бюджеты домохозяйств, как в России. Так, доля расходов на ЖКУ составляет в Австрии 9,2 % совокупного семейного дохода; в Швеции - до 3,4 %; в Венгрии - 10,8 % и в Польше - около 10%. По мнению многих специалистов, доля платежей за услуги ЖКХ в бюджетах домашних хозяйств не должна превышать 10 % от семейного дохода, в противном случае начинается быстрый рост неплатежей, а малообеспеченные семьи вынуждены отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием. Нам представляется необходимой обоснованная дифференциация тарифов в зависимости от качества услуг параллельно с разработкой и внедрением прогрессивной шкалы налогообложения имущества граждан (либо недвижимости, что предполагается с 2012 г.).

В рамках существующей системы ценообразования в сфере ЖКХ не решены следующие методические вопросы: объективные и субъективные условия, которые могут инициировать процесс рассмотрения тарифов; порядок рассмотрения

тарифов; необходимый и достаточный объем информации. Основными недостатками существующих процедур являются:

■ отсутствие формализации целей регулирования;

■ закрытость процедуры утверждения тарифов для многих заинтересованных сторон;

■ отсутствие срока действия тарифа, что создает ситуацию экономической неопределенности как для предприятий, так и для потребителей;

■ отсутствие «прозрачности» при утверждении тарифа.

В настоящее время, как правило, недостаточно корректно разграничены полномочия при определении тарифов на ЖКУ между органами местного самоуправления и государственной власти субъектов Федерации. Отсутствует методология определения тарифа на ту или иную ЖКУ, если она предоставляется на территории муниципального образования несколькими предприятиями по разным ценам, например, из-за объективно разной стоимости тепловой энергии от разных источников или разных конкурсных цен на обслуживание жилищного фонда. Такая ситуация приводит к тому, что утверждаемый тариф не формирует реальный объем финансовых средств, необходимый для предоставления услуги в пределах муниципального образования. Указанные несоответствия между практикой преобразований в ЖКХ и старым механизмом ценообразования в отрасли делают задачу формирования методологических подходов к ценообразованию одной из наиболее серьезных и актуальных проблем отрасли [11, с. 75-76].

Процедуры тарифного регулирования должны способствовать развитию партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения. Важная задача в сфере ЖКХ - проведение энергетического обследования (аудита) и паспортизации многоквартирных домов [10], стимулирование через договорные отношения перехода на приборный учет потребляемых ресурсов, на возможность самостоятельно регулировать объем потребления (например, теплоносителя) и оплату по фактическому потреблению ресурсов [3, 14]. Не менее важны поиск и формирование новых подходов к модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, обеспечивающих использование мировых инновационных достижений в городском хозяйстве, особенно в водоснабжении, отоплении и утилизации бытовых отходов [16, с. 146].

Третий приоритет - развитие ГЧП. Во многих странах мира отношения между государством и бизнесом являются мощным источником развития экономических систем и решения социальных проблем, их взаимодействие - важнейший фактор устойчивого развития страны (в том числе и ЖКХ) [1, с. 4; 5, с. 120; 6, 7].

Проблемы привлечения частного капитала в области, традиционно финансируемые из государственного бюджета, находятся в центре внимания исследователей большинства развитых стран. Главными причинами, по которым государство вступает в партнерство с частными инвесторами, являются невозможность удовлетворить растущие потребности в инвестициях только за счет государственного бюджета и низкая эффективность расходования государственных средств.

За рубежом государственно-частное партнерство развивается весьма активно прежде всего в реальном секторе экономики (энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, строительстве портов и аэропортов, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве), т. е. в отраслях, составляющих основу жизнеобеспечения экономики и общества [17, с. 8].

Считаем, что условия для участия российского частного капитала в жилищно-коммунальном секторе сформировались только в последние годы. Для успеха реформы ЖКХ требуются, по крайней мере, два условия:

■ предприятия и организации должны иметь достаточные доходы для покрытия эксплуатационных расходов и затрат на техническое обслуживание, для чего необходима оптимизация тарифов и льгот;

■ стоимость оплачиваемых услуг должна соответствовать их качеству, а потребители должны быть защищены целевыми социальными программами.

Сегодня очевидно, что для изменения ситуации в жилищно-коммунальном секторе прежде всего необходимо определить правила взаимоотношений власти и бизнеса и оптимальные пропорции софинансирования в этой сфере, а также создать мотивацию для привлечения бизнеса. Многие положения реализуемой программы реформы ЖКХ нуждаются в корректировке и дальнейшей проработке. Реализация изложенных выше предложений ускорит реформу, придаст ей позитивный характер. Жилищно-коммунальная сфера должна превратиться в сферу динамичного развития и социальной стабильности.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2. (24) - С. 4-7.

2. Асаул, А. Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10) - С. 310.

3. Балберов, А. А. Обоснование экономической эффективности энергосберегающих тепловых пунктов при строительстве зданий / А. А. Балберов // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3(29). - С. 133-137.

4. Круглик, С. И. Управление жилищной сферой современных городов России / С. И. Круглик // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2(12). - С. 33-38.

5. Омарова, Н. Ю. Перспективные направления развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области / Н. Ю. Омарова, В. С. Нетужилов // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4(30). - С. 119-124.

6. Осипов, Ю. Л. Финансирование капитального ремонта жилищного фонда: проблемы и развитие / Ю. Л. Осипов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 98-103.

7. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

8. Петров, С. В. Роль негосударственных форм управления эксплуатацией жилищного фонда в России / С. В. Петров // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). -С. 51-57.

9. Ситдиков, С. А. Механизм административного управления жилищной сферой города (на примере административного района Санкт-Петербурга) / С. А. Ситдиков // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 2(28). - С. 118-125.

10. Талалыкин, В. М. Энергетический аудит и паспортизация многоквартирных домов (методические принципы) / В. М. Талалыкин // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 115-119.

11. Тесалова, Ю. Н. Проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве / Ю. Н. Тесалова // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1(11). - С. 72-76.

12. Толкачев, О. М. Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса и пути их решения / О. М. Толкачев // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 814.

13. Феклистов, О. И. Управление качеством жилищно-коммунальных услуг в предпринимательских структурах жилищно-коммунального комплекса / О. И. Феклистов // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4(30). - С. 137-142.

14. Феноменов, К. Н. Концепция энергосбережения в ЖКХ России / К. Н. Феноменов // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3(29). - С. 37-42.

15. Экономика недвижимости / А. Н. Асаул. - СПб.: Питер, 2007. - 624 с.

16. Ясакин, В. В. Внедрение инновационных продуктов в сферу жилищно-коммунального хозяйства региона / В. В. Ясакин // Экономическое возрождение России. -2011. - № 4(30). - С. 146-150.

17. Ястребов, А. Я. Проблемы развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации в посткризисный период / А. Я. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 8-12.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Interaction between government and business in addressing social problems / A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2(24). - P. 4-7.

2. Asaul, A. N. Enhancing the role of government in the development of national higher education systems / A. N. Asaul / / Economic revival in Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 3-10.

3. Balberov, A. A. Rationale for cost-effectiveness of energy-efficient heating units in buildings / A. A. Balberov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 133-137.

4. Kruglik, S. I. Management of the housing area of modern cities of Russia / S. I. Kruglik / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 33-38.

5. Omarova, N. Ju. Perspective of entrepreneurship in the sphere of housing and communal services of the Novgorod Region / N. Ju. Omarova, V. S. Netuzhilov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (30). - P. 119-124.

6. Osipov, Ju. L. Funding overhaul of housing: issues and development / Ju. L. Osipov / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 98-103.

7. Evaluation of competitive position of businesses / A. N. Asaul, H. S. Abayev, D. A. Gordeev. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 271 p.

8. Petrov, S. V. The role of non-state forms of governance the exploitation of the housing stock in Russia / S. V. Petrov / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 51-57.

9. Sitdikov, S. A. Mechanism of administrative management of the housing area of the city (for example, the administrative district of St. Petersburg) / S. A. Sitdikov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 118-125.

10. Talalykin, V. M. Energy audit and certification of apartment buildings (methodological principles) / V. M. Talalykin / / Economic revival of Russia. -2010. - № 2 (24). - P. 115-119.

11. Tesalova, Ju. N. Problems in the pricing of housing and communal services / Ju. N. Tesalova / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 72-76.

12. Tolkachev, O. M. Problems of housing and communal services and solutions / O. M. Tolkachev / / Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 8-14.

13. Feklistov, O. I. Quality control of utility services to the business structures of housing and communal complex / O. I. Feklistov / / Economic revival of Russia. -2011. - № 4 (30). - P. 137-142.

14. Phenomenov, K. N. Concept of energy saving in housing and communal services in Russia / K. N. Phenomenov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 37-42.

15. Economics of real estate / A. N. Asaul. - SPb.: Piter, 2007. - 624 p.

16. Yasakin, V. V. The introduction of innovative products in the sphere of housing and communal services in the region / V. V. Yasakin / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (30). - P. 146-150.

17. Jastrebov, A. Ja. Problems of partnership between the state and business in the Russian Federation in the post / A. Ja. Jastrebov / / Economic revival of Russia. -2010. - № 2 (24). - P. 8-12.

В издательстве АНО «ИПЭВ» в период 2008-2011 гг. подготовлены и выпущены следующие научные издания:

Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства / под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 300 с.

Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев, под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джа ман, Е. И. Рыбнов, П. В. Шуканов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. -304 с.

Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н . Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.

Производственно-экономический потенциал и деловая активность субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, С. Я. Князев, Т. Г. Рзаева. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2011.

По вопросам приобретения обращаться: по тел. 8-812-336-25-78, по электронной почте: [email protected], а также через форму обратной связи на сайте: www.асаул. рф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.