Научная статья на тему 'Развитие нормативно-правовой базы реформирования ЖКХ'

Развитие нормативно-правовой базы реформирования ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2041
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ БАЗЫ / REFORM / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / LEGISLATION / REGULATORY FRAMEWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаков Дмитрий Александрович

Одна из наиболее значительных теоретических и практических проблем России сегодня это реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства страны. ЖКХ является важнейшей сферой социальной структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики. Современное развитие жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития ЖКХ. Настоящий период, в котором развитие осуществляется в направлении повышения качества оказываемых услуг, начался с принятием Концепции реформирования ЖКХ на 2001-2010 годы. Сегодня перед жилищно-коммунальным хозяйством стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, обеспечения их качества и повышения качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства становится общественно значимым. Поэтому данная тема не вызывает сомнений в своей актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Седаков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the normative-legal base of reforming of housing and communal services

One of the most significant theoretical and practical problems of Russia today is the reform of housing and communal economy of the country. Housing and communal services is an important social structure of society. The quality of its functioning based on equal existence in this sphere of all forms of ownership allows you to create a field of quality economic relations between owners of housing and communal services and create the network environment for realization of principles of socially oriented market economy. Modern development of housing and communal services has passed several stages from extensive to intensive, high quality development utilities. The present period in which the development is to improve the quality of services, began with the adoption of the Concept of reforming housing and communal services for 2001-2010 Today in front of housing and communal services the challenge is to improve technologies of providing services, ensure their quality and improve the quality and efficiency with the aim of obtaining competitive advantage. The quality of housing services, search reserves, the possibilities of control are discussed at the state level, at the level of professional associations. Monitoring the quality of services of housing and communal economy becomes socially significant. Therefore, this topic is no doubt in their relevance.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативно-правовой базы реформирования ЖКХ»

4. Mullahmetov Kh.Sh. Corporate control. - Kazan: Publishing House of Kazan State University, 2008. - 199 p.

5. Mullahmetov Kh.Sh. Risk management and internal audit: the relationship and interaction / Kh.Sh. Mullahmetov // Risk Management. - 2009. - № 4. - P. 2-6.

6. Simionov R.Yu. Development of the internal control system based on modern concepts of organization management // Herald UGUES. Science. Education. The Economy. Series: economy. - 2013. - № 4. -P. 50-54.

Г 1

1 .IT I Седа ков Д. A.

аспирант, ассистент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 332.8

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ

Одна из наиболее значительных теоретических и практических проблем России сегодня - это реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства страны. ЖКХ является важнейшей сферой социальной структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Современное развитие жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития ЖКХ. Настоящий период, в котором развитие осуществляется в направлении повышения качества оказываемых услуг, начался с принятием Концепции реформирования ЖКХ на 2001-2010 годы. Сегодня перед жилищно-коммунальным хозяйством стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, обеспечения их качества и повышения качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства становится общественно значимым. Поэтому данная тема не вызывает сомнений в своей актуальности.

Ключевые слова: реформирование, жилищно-коммунальное хозяйство, законодательство, нормативно-правовые базы.

THE DEVELOPMENT OF THE NORMATIVE-LEGAL BASE OF REFORMING OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

One of the most significant theoretical and practical problems of Russia today is the reform of housing and communal economy of the country. Housing and communal services is an important social structure of society. The quality of its functioning based on equal existence in this sphere of all forms of ownership allows you to create a field of quality economic relations between owners of housing and communal services and create the network environment for realization of principles of socially oriented market economy.

Modern development of housing and communal services has passed several stages from extensive to intensive, high quality development utilities. The present period in which the development is to improve the quality of services, began with the adoption of the Concept of reforming housing and communal services for 2001-2010 Today in front of housing and communal services the challenge is to improve technologies of providing services, ensure their quality and improve the quality and efficiency with the aim of obtaining competitive advantage. The quality of housing services, search reserves, the possibilities of control are discussed at the state level, at the level of professional associations.

Monitoring the quality of services of housing and communal economy becomes socially significant. Therefore, this topic is no doubt in their relevance.

Key words: reform, housing and communal services, legislation, regulatory frameworks.

Реформирование - это изменение того, что существует на данный момент. Если осуществляется процесс реформирования, значит, существующее положение дел критическое, насущность в изменениях объективно необходима: никто не будет менять сложившуюся систему, если она прекрасно работает. Поэтому если мы говорим о реформировании жилищно-коммунального хозяйства, значит, назрела в этом необходимость: сложившаяся система не работает, не выполняет возложенных на нее функций.

Около 20 лет назад в России стартовала реформа ЖКХ. Ее целью было возрождение жилищно-коммунального комплекса страны. Для этого в 1992 году Правительством РФ был принят закон «Об основах федеральной жилищной политики», который оговаривал права граждан на жилплощадь в новых социально-экономических условиях. После этого данный закон продлевался несколько раз и на сегодняшний день ограничен 1 марта 2016 года.

В центре внимания оказалось частное жилье и жилищный фонд социального использования. Граждане получили право приобретать квартиры и дома в частную собственность без ограничения стоимости, размеров и количества. Стало возможным долгосрочное кредитование индивидуального и кооперативного жилищного строительства, переход жилых объектов из одной формы собственности в другую. В законе были прописаны отношения найма жилья, обмена жилыми помещениями, включены нормы регулирования земельных отношений: содержания и ремонта жилья, строительства, налогово-кредитной поддержки жилищной реформы. За все время действия этого закона (23 года) приватизировано около 80 % жилого фонда.

Несмотря на принятый в начале 90-х закон о жилищной политике, концепция реформы ЖКХ была утверждена указом Президента РФ лишь в апреле 1997 года. Позднее ее положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2002-2010 годы) федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года. Затем в концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года № 102-р.

Преодолеть кризисные явления в сфере ЖКХ было решено заменой административных методов

управления экономическими. В результате начался поэтапный переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями в полном объеме. А в августе 2004 года постановлением Правительства России «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году» впервые был определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за ЖКУ в размере 100 % федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг.

В 2005 году увидел свет первый постсоветский Жилищный кодекс. По старому кодексу бесплатное жилье в первую очередь предоставлялось инвалидам, участникам войны, семьям погибших и так далее. По-новому - «в очередь» на жилье стали ставить только малоимущих граждан, тех, у кого доход на человека был ниже прожиточного минимума. Единственное исключение для внеочередного получения жилья было сделано для жителей аварийных квартир и домов.

В новом ЖК отдельную главу посвятили плате за жилье и коммунальные услуги. Во-первых, кодекс отменил ранее действовавшие федеральные стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг и предельную долю собственных расходов граждан на квартплату. Все это передавалось региональным и местным властям. Во-вторых, плата за содержание и ремонт жилья стала устанавливаться в зависимости от стоимости услуг по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), также стала играть роль занимаемая общая площадь, качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома. В-третьих, согласно кодексу, собственники жилья стали обязаны полностью оплачивать капитальный ремонт дома.

Решающим в реформе ЖКХ стало появление в 2007 году Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и создание государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (далее Фонд) с финансовой базой в 240 миллиардов рублей. Эти деньги предполагалось направить на капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилья, расходовать их под строгим контролем федерального центра. Кроме этого, были прописаны 12 условий, которые необходимо выполнить субъектам Федерации, чтобы получить средства Фонда. К примеру, одним из условий получения регионами финансовой помощи было создание на местах товариществ собственников жилья (ТСЖ).

До вступления в силу Федерального закона РФ от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон № 271-ФЗ) капитальный ремонт помогал проводить Фонд реформирования ЖКХ. Теперь Фонд будет спонсировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. После вступления в силу Закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в МКД. Платежи за капремонт являются обязательными. С октября 2014 года вопросами капитального ремонта будут заниматься созданные в каждом регионе РФ «Региональные операторы», вот только начнут они накопления с чистого листа, так как никаких накоплений за прошлые годы фонду передаваться не будут. Надо отметить, что на сегодняшний день капитального ремонта требуют 2/3 российских домов.

Неоспоримым плюсом минувших лет реформы ЖКХ стало понимание россиян, что за собственное жилье нужно платить, поскольку только так можно рассчитывать на получение коммунальных услуг в полном объеме. Также за минувшие десятилетия россияне обрели право выбора управляющих компаний. Последние, в свою очередь, начали бороться за потребителя, предлагая им максимально качественный продукт, а рынок жилищно-коммунального хозяйства стал постепенно освобождаться от мелких «недобросовестных» подрядчиков, предоставляя просторы крупным компаниям с профессиональными кадрами.

Несмотря на уверенные шаги реформы ЖКХ, рынок жилищно-коммунального хозяйства нашей страны по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Не удивительно, что помимо тех, кто стремится качественно оказывать услуги населению, встречаются и недобросовестные игроки.

По состоянию на 2010 год у управляющих компаний имелись довольно большие задолженности перед поставщиками тепла и энергии. Выросли эти «хвосты», несмотря на то что население регулярно оплачивало коммунальные услуги на 90-95 %. Невольно возникает вопрос - почему собранные с населения деньги не дошли до ресурсоснабжающих предприятий?

Ответ рядом. Во-первых, согласно Жилищному кодексу в 2005 году появилась новая цепочка взаимоотношений «собственник жилья - управляющая компания - ресурсоснабжающее предприятие». Во-вторых, согласно Постановлению Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ресурсоснабжающая организация оказалась не вправе напрямую работать с населением, то есть брать плату за свои услуги. В-третьих, соглас-

но законодательству, управляющим компаниям было разрешено расходовать собранные с населения деньги по собственному усмотрению. Например, направлять их не на оплату электро- и энергоснабжения, а на ремонт домов. Не удивительно, что ряд управляющих организаций смогли найти прореху в законе.

К сожалению, в законодательстве не было прописано того, что управляющие компании обязаны заключать договоры с ресурсосберегающими организациями. Таким образом, с управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ) была снята мера ответственности, что позволяло недобросовестным операторам рынка манипулировать деньгами жильцов, формируя новую задолженность. Все мы понимаем, что если поставщик тепла вовремя не получит деньги, то готовить сферу теплоэнергетики к следующему отопительному сезону будет просто не на что.

Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 123-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Жилищный кодекс РФ введена новая норма (часть 71 статьи 155), которая предусматривает возможность перехода на прямые расчеты за коммунальные услуги решением общего собрания собственников помещений в МКД. Однако правоприменение данной нормы с целью организации такого способа расчетов вызывает существенные проблемы, так как:

- собственники помещений в МКД не имеют никакой мотивации к указанному переходу, поскольку вне зависимости от того, поступили ли платежи данных лиц через управляющую организацию на счет ресурсоснабжающей организации или нет, осуществившие такие платежи собственники и наниматели помещений закономерно считаются выполнившими свои обязательства по оплате предоставленных им коммунальных услуг;

- проведение управляющими организациями перехода на указанный способ расчета может затянуться на многие и многие месяцы ввиду чрезвычайной трудоемкости процедур проведения собраний собственников помещений в большом количестве МКД и при отсутствии мотивации к такому переходу у данных собственников;

- плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в МКД, не может вноситься собственниками и нанимателями жилых помещений непосредственно ресурсоснабжаю-щим организациям (а это существенная часть общего объема платежей за коммунальные услуги, особенно в части услуги отопления).

В результате, если ограничиться применением только указанной выше новой нормы Жилищного кодекса РФ, еще достаточно длительное время будет происходить дальнейшее динамичное накопление

управляющими организациями долгов перед ресурсо-снабжающими организациями. При этом данные процессы будут по-прежнему сопровождаться процедурами банкротства управляющих организаций - должников с отсутствием удовлетворения в этих процедурах требований по погашению такой задолженности (что подтверждается результатами большинства завершенных процедур банкротства управляющих организаций - должников).

Совсем недавно, а именно 21 июля 2014 года, Президентом нашей страны В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ. Сам закон называется немного иначе, а именно - Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ -«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Сам закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением отдельных пунктов, а вот лицензию организации должны были получить до 1 мая 2015 года. Причем, организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не были допущены до осуществления деятельности по управлению МКД. По оценке Минстроя, ее не получили около 15 % управдомов.

21 июля 2014 года принят Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ), в соответствии с которым определены основы для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве. ГИС ЖКХ обеспечит участникам системы, в том числе гражданам, доступ к юридически значимой информации в сфере ЖКХ. С помощью ГИС ЖКХ каждый потребитель сможет оплачивать жилищно-коммунальные услуги в электронном режиме через свой личный кабинет. С 1 января 2017 года на всей территории России бумажные квитанции, не выставленные в ГИС ЖКХ или отличающиеся от электронного варианта, будут считаться недействительными. В полном объеме ГИС ЖКХ заработает с 1 июля 2016 года. С мая 2015 года в системе будет размещен государственный реестр управляющих компаний. Пилотные проекты реализованы в отдельных субъектах Российской Федерации в конце 2014 года [6]. Информация, размещенная в ГИС ЖКХ, упростит не только оплату жилищно-коммунальных услуг, но и механизм подачи жалоб. Также с помощью ГИС ЖКХ появится возможность проводить электронные голосования на общедомовых собраниях.

Реформа проходит отнюдь не так гладко, как прописано в программах, законах, указах и т. д. Ряд

аналитиков выделяет три ключевые проблемы [5] реформирования ЖКХ в России. К ним относятся: 1. Отсутствие комплексного подхода к реформированию отрасли. 2. Отсутствие консолидированных заказчиков (товарищество собственников жилья - ТСЖ) среди пользователей жилищно-коммунальных услуг. 3. Незаинтересованность частного бизнеса: отсутствие сформированного рынка частных управляющих компаний. Рассмотрим подробно каждую из проблем.

Стоит отметить медленные темпы претворения планируемых изменений в жизнь, поэтому можно сказать, что результаты реформы оставляют желать лучшего. Тарифы на коммунальные услуги за 15 лет выросли почти в 14 раз, при этом расчеты тарифов не являются обоснованными, хотя планировалось сделать их расчет рациональным. Большая часть доходов россиян продолжает уходить на оплату услуг ЖКХ. Качество соответствующих услуг едва ли испытало значительное улучшение.

Наблюдается слабое превышение темпов нового строительства и ремонта над темпом выхода жилья из строя, неудача в привлечении частных инвестиций в отношения, касающиеся ЖКХ, модернизация коммунальной инфраструктуры не проведена.

Рыночные механизмы в ЖКХ внедряются очень трудно, однако стоит отметить наличие поворота от административных методов управления к рыночным механизмам. В результате проведенной приватизации изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Собираемость коммунальных платежей населения несколько увеличилась. Как следствие увеличилось число субъектов, которые завершают год с положительным финансовым балансом. Однако все не столь радужно. Несомненно, положительные сдвиги наблюдаются, но далеко не все проблемы решены.

К положительным моментам реформирования можно отнести следующие:

1. Существующие проблемы признаны, а значит, будут решены рано или поздно.

2. Попытки устранения проблем наблюдаются, реформирование ЖКХ пусть медленно, но продвигается. Пусть недостаточно быстро воплощаются в жизнь, однако они есть, что дает надежду на вывод отрасли из того кризисного состояния, в котором она находится.

Безусловно, вопрос о жилищно-коммунальном хозяйстве России еще долгое время останется на повестке дня как один из самых важных и горячо обсуждаемых. Его решение будет залогом вывода повседневной жизни граждан на новый, достойный уровень, а также свидетельством очевидного развития страны. Государство должно стимулировать реформу путем информирования населения, совершенствования законодательной базы, создания совместных проектов с бизнесом.

Список литературы:

1. О концепции развития ЖКХ. По материалам II Всероссийской конференции руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comhoz. ru/content/document_r_33251990-9490-4441-B07C-FDD183238528.html (01.06.2015).

2. Портал ЖКХ. Нормативные документы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gkh. ru/regulations/ (1.06.2015).

3. Реформа ЖКХ в России не «сработала» // РИА «Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// realty.rambler.ru/cuv/news/living/1878915/ (01.06.2015).

4. Срочная реформа ЖКХ, или На грани катастрофы («Обзор прессы») // Радио «Голос России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.ruvr. ru/2010/11/24/35523209/ (01.06.2015).

5. Три проблемы российской реформы ЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. comhoz.ru/content/document_r_C8B1641B-BE40-41D0-AAE1-8E34F967421C.html (01.06.2015).

6. Информационная система ЖКХ: дорожная карта реализации закона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/news/detail/65203 (01.06.2015).

7. Валиев Ш.З. Анализ проблем развития ТСЖ и стимулирование их создания / Ш.З. Валиев, И.Г. Гавриленко, М.А. Суренян // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - № 1 (7) 2014. - С. 84-89.

List of literature:

1. On the concept of development of housing. According to the materials of II all-Russian conference of heads of the enterprises of housing and communal services [Electronic resource]. - URL: http://www.comhoz. ru/content/document_r_33251990-9490-4441-B07C-FDD183238528.html (01.06.2015).

2. The portal housing. Regulations [Electronic resource]. -URL: http://www.gkh.ru/regulations/ (1.06.2015).

3. Housing reforms in Russia have not «worked» // RIA «Novosti» [Electronic resource]. - URL: http://realty.ram-bler.ru/cuv/news/living/1878915/ (01.06.2015).

4. The urgent need to reform housing and communal services or on the brink of disaster («press Review») // Radio «Voice of Russia» [Electronic resource]. - URL: http:// rus.ruvr.ru/2010/11/24/35523209/ (01.06.2015).

5. Three problems of the Russian housing reform [Electronic resource]. - URL: http://www.comhoz.ru/ content/document_r_C8B1641B-BE40-41D0-AAE1-8E34F967421C.html (01.06.2015).

6. Information system of housing: road map of implementation of the law [Electronic resource]. - URL: https:// www.pnp.ru/news/detail/65203 (01.06.2015).

7. Valiev Sh.Z. Analysis of housing and communal services problems and stimulating of their creation / Sh.Z. Valiev, I.G. Gavrilenko, M.A. Surenyan // Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. - № 1 (7) 2014. - P. 84-89.

Ковчег А.С.

cтудентка

Омского филиала ФГБОУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Омск

УДК 330

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ОПЛАТЫ ТРУДА

В статье рассматриваются методики проведения анализа трудовых ресурсов различных российских авторов. Трудовые ресурсы служат одним из основных элементов производства. Обеспеченность организации необходимым количеством трудовых ресурсов, их целесообразное использование, высокий уровень производительности труда имеют важное значение для роста объемов продукции и повышения эффективности производства.

Эффективность использования трудовых ресурсов является важным экономическим термином, определяется как достижение наибольшего эффекта при минимальных затратах трудовых ресурсов и измеряется как частное результата и затрат живого труда.

Постоянство деятельности организации зависит от наличия квалифицированного персонала и результативности использования трудовых ресурсов. Для каждой организации важными остаются вопросы сохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.