Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Валиев Ш. З.
УоИвУ Sh. I.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Гавриленко И. Г. Gavrilenko I. G.
кандидат экономических
наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Седаков Д. А. Sedakov Б. А.
ассистент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 332.02
О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Авторы статьи проводят оценку хода реформ в жилищно-коммунальной сфере Республики Башкортостан, акцентируют позитивные результаты, выявляют «болевые точки». С 2013 по 2020 годы в регионе реализуется Государственная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан». Цель Программы — реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих качество, безопасность и надежность предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В статье обосновывается вывод о том, что в современном ЖКХ сложилась достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, жильцы жалуются на низкое качество обслуживания, халатность и грубость сотрудников жилищно-эксплуатационных организаций, необоснованный рост тарифов. С другой стороны, организации ЖКХ обосновывают низкую эффективность своей деятельности отсутствием необходимых финансовых средств на найм профессионалов, приобретение нового оборудования и т.п.
В современных условиях необходимо изыскание источников финансирования жилищной сферы, не повышая тарифы для населения и не увеличивая расходы консолидированного бюджета региона. На авторский взгляд, такой механизм существует, при условии, что в управление собственной недвижимостью более активно начнет вовлекаться население.
Ключевые слова: собственность, управление, многоквартирный дом, товарищества собственников жилья, общедомовое имущество, тарифы, жилищные услуги, комфорт, безопасность, реформа, эффективность.
ON THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE HOUSING SPHERE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
The authors of the article assess the progress of reforms in the housing and utilities sector in the Republic of Bashkortostan, emphasize positive results, and reveal «pain points». From 2013 to 2020 in the region the State program «Modernization and reform of housing and communal services of the Republic of Bashkortostan» is being implemented. The purpose of the Program is the implementation of a set of measures ensuring the quality, safety and reliability of the provision of housing and communal services.
- 47
Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (26), 2018
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
The article substantiates the conclusion that a rather paradoxical situation has developed in modern housing and public utilities. On the one hand, residents complain about the poor quality of service, negligence and rudeness of employees of housing maintenance organizations, unreasonable growth of tariffs. On the other hand, housing and utilities organizations justify the low efficiency of their activities by the lack of the necessary financial resources for hiring professionals, purchasing new equipment, etc.
In modern conditions, it is necessary to find sources of financing for the housing sector, without raising tariffs for the population and not increasing the costs of the consolidated budget of the region. In the authors' opinion, such a mechanism exists, provided that the population starts to be more actively involved in managing their own real estate.
Key words: property, management, apartment building, homeowners associations, common property, tariffs, housing services, comfort, safety, reform, efficiency.
Вступление в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации коренным образом изменило систему правоотношений между органами власти, населением и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Введенный в действие в 2005 г. Жилищный кодекс РФ [1] существенно изменил систему управления жилищным фондом, обозначил права и обязанности субъектов жилищных правоотношений.
Высокие темпы жилищного строительства, реализация региональных и муниципальных программ, участие в реализации федеральных целевых программ позволили Республике Башкортостан существенно продвинуться в рыночных преобразованиях жилищной сферы.
Основные показатели жилищной сферы Республики Башкортостан отражены на рисунке 1 [2].
Правительством Республики Башкортостан в 2013 г. утверждена Государственная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» (далее Программа). Срок ее реализации 2013-2020 гг. [3]. Цель программы — реализация комплекса мероприятий, которые направлены на повышение качества, надежности и безопасности предоставления ЖКУ.
Основными задачами программы являются: обеспечение бесперебойных поставок коммунальных ресурсов с минимальными потерями; обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания; обеспечение на территории Республики Башкортостан государственного надзора за качеством, объ-
емом и порядком предоставления ЖКУ в соответствии с нормативными требованиями; способствование повышению общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере; привлечение инвестиций в ЖКХ Республики Башкортостан.
Программа включает в себя следующие подпрограммы: «Создание благоприятных и комфортных условий проживания граждан»; «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры»; «Повышение инвестиционной привлекательности отрасли» [3].
В рамках подпрограммы «Создание благоприятных и комфортных условий проживания граждан» реализуются шесть основных мероприятий:
1) проведение капитального ремонта многоквартирных домов (далее МКД) в рамках краткосрочного плана реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в МКД;
2) обеспечение безаварийной и безопасной работы лифтов в МКД;
3) создание условий для развития конкурентной среды в управлении МКД;
4) модернизация систем наружного освещения населенных пунктов республики;
5) повышение степени благоустройства территорий населенных пунктов республики;
6) реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (реализуется, начиная с 2017 года).
Источники финансирования мероприятий подпрограммы представлены на рисунке 2.
Выполнение первого основного мероприятия «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках кратко-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Жилищный фонд (на конец года; общая площадь жилых помещений)
Жилищный фонд — всего, тыс. кв. метров 98363,5
государственны!! 1337,1
муниципальньш 5823,4
91203,0
собственности граждан 87706,0
Площадь жилищ, приходящихся в среднем на одного жителя, кв. метров 24,2
Ветхий и аварийный жилищный фонд (на конец года)
Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, тыс. кв. м 1092,6
Ветхий 643,8
Аварийный 448,8
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %
и-
Благоустройство жилищного фонда (на конец года, в процентах к общей площади)
Водопроводом
Водоотведением (канализацией)
Отоплением
Горячим водоснабжением
Газом
Ваннами (душем)
Напольными электроплитам!
81,2
74,3
91,3
67,2
58,6
57,0
7,7
Предоставление жилых помещений гражданам
Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, единиц
в % от числа семей (включая одиноких), состоявших на учете
Число семей {включая одиноких), состоявших на
учете в качестве нуждающихся в жилых _помещениях на конец года, тысяч_
4713
5,5
77,3
Рисунок 1. Текущее состояние жилищного фонда Республики Башкортостан
Рисунок 2. Финансирование Подпрограммы «Создание благоприятных и комфортных условий проживания
граждан» РБ (2013-2020 гг.) [3]
срочного плана реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в МКД» осуществляется в рамках краткосрочного плана реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2016 год за счет обязательных взносов собственников помещений в многоквартир-
ных домах и средств государственной поддержки.
В 2016 году капитально отремонтированы 1209 МКД общей площадью 4 844,13 тыс. кв. м. Жилищные условия при этом улучшили более 192 тысяч граждан (рисунок 3) [2].
Рисунок 3. Общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов в Республике Башкортостан
Economy and management in branches and fields of activity
На обеспечение деятельности НОФ «Региональный оператор Республики Башкортостан» в 2016 году направлено 184 147,0 тыс. руб., структура распределения финансового бремени представлена на рисунке 4.
Выполнение второго основного мероприятия — «Обеспечение безаварийной и безопасной работы лифтов в МКД» — в текущем году не предусмотрено. Субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятия не выделялись [5].
В рамках третьего основного мероприятия — «Создание условий для развития конкурентной среды в управлении МКД» осуществляются следующие мероприятия:
а) осуществление мероприятий по премированию победителей республиканского конкурса «Лучший многоквартирный дом»;
б) осуществление мероприятий по премированию победителей республиканского конкурса на организацию лучшего проекта по информационно-пропагандистскому сопровождению реформы ЖКХ;
в) обеспечение равного доступа управляющих организаций на рынок оказания ЖКУ путем размещения на официальных сайтах в сети Интернет соответствующей информации, определенного Правительством Российской Федерации № 731 [5].
На выполнение четвертого основного мероприятия «Модернизация систем наружного освещения населенных пунктов республики» за отчетный период средства бюджета Республики Башкортостан не выделялись. Мероприятия по модернизации наруж-
ного освещения выполнялись силами муниципальных образований с привлечением внебюджетных источников на общую сумму 30 009,0 тыс. руб.
В рамках реализации пятого основного мероприятия «Повышение степени благоустройства территорий населенных пунктов республики» предусмотрены мероприятия:
а) проведение мероприятий по благоустройству территорий населенных пунктов, осуществлению дорожной деятельности, мероприятий по коммунальному хозяйству и обеспечению пожарной безопасности в границах сельских поселений;
б) осуществление мероприятий по премированию победителей республиканского конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение Республики Башкортостан»;
в) осуществление мероприятий по приобретению коммунальной техники.
На благоустройство территорий населенных пунктов республики и осуществление дорожной деятельности направлено всего 2 983 392,99 тыс. руб., в том числе из бюджета Республики Башкортостан перечислено трансфертов в сумме 419 099,84 тыс. руб. 818-ти сельским поселениям.
На конкурс представлены материалы по 51 муниципальному образованию. Конкурсной комиссией определено 17 лучших муниципальных образований. Победители конкурса были премированы на общую сумму 10 млн руб. [5].
Однако, несмотря на значительную работу, проводимую региональными и местными
бюджет РБ, 24507,4 тыс. руб.; 1%
местные бюджеты РБ, 40254,57 тыс. руб.; 1%
средства собственник* помещений 2631473,26 тыс. руб.; 98%
Рисунок 4. Финансирование капитального ремонта МКД [4]
властями, ряд проблем по-прежнему остается нерешенным.
Эффективное управление жилым домом, в первую очередь, определяется качеством и удовлетворенностью жильцов МКД. Количество жалоб на деятельность организаций, занимающихся управлением и обслуживанием жилищного фонда, с каждым годом растет (таблица 1, рисунок 5) [6].
Органы прокуратуры ежегодно выявляют тысячи нарушений в сфере ЖКХ. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2017 году поступило 120 тыс. жалоб, а за 5 месяцев 2018 года — 148 тыс. [7].
Исходя из сложившейся ситуации, к основным проблемам отрасли ЖКХ можно отнести следующие:
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
— недобросовестность управляющих компаний, низкое качество обслуживания, большое количество жалоб жильцов;
— несоблюдение требований надежности и бесперебойности предоставляемых коммунальных услуг;
— высокий показатель износа коммунальной инфраструктуры (рисунок 6) [2];
— низкая инвестиционная привлекательность отрасли;
— нехватка высокопрофессиональных кадров;
— убыточность жилищно-коммунальных предприятий (таблица 3);
— низкая платежная дисциплина населения.
Проблема задолженности действительно является наиболее острой и актуальной в
Таблица 1. Количество жалоб, поступивших от жильцов РБ
Наименование города 1-ое полугодие 2017 г. (жалоб, шт.) 2016 г. (жалоб, шт) Население города (чел.)
г. Уфа 10 902 14 257 1 130 000
г. Стерлитамак 1 120 1 123 280 223
г. Салават 555 655 153 181
г. Октябрьский 502 545 113 929
г. Нефтекамск 330 384 126 805
г. Белорецк 214 288 65 801
г. Мелеуз 149 162 58 536
г. Туймазы 147 188 68 410
г. Благовещенск 144 251 34 955
г. Белебей 141 120 59 123
г. Ишимбай 116 196 65 422
г. Кумертау 110 127 60 807
г. Сибай 92 263 61 054
г. Бирск 63 103 46 330
г. Агидель 16 20 15 281
Содержание придомовой территории, уборка мусора 8%
Расчет стоимости ЖКУ
39%
Качество коммунальных услуг 14%
Содержание имущества МКД
39%
Рисунок 5. Основные причины обращений граждан в ГЖИ РБ [6]
ECONOMIC SCIENCE_
Economy and management in branches and fields of activity
Рисунок б. Удельный вес полностью изношенных основных фондов ЖКХ РБ (в процентах) [2]
Таблица 2. Основные финансовые показатели деятельности организаций, осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда РБ [2]
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Сальдированный финансовый результат, тыс. руб. 1468032 -2410618 769543 390917 -1014161 400981
Сумма прибыли, тыс. руб. 1490755 83228 54102 68576 87886 67584
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций, % 81,1 75,7 75,3 79,4 71,0 56,9
Сумма убытка, тыс. руб. 22723 2493846 823645 459493 1102047 468565
Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций, %о 18,9 24,3 24,7 20,6 29,0 43,1
Кредиторская задолженность 2097,4 3244,0 3628,0 3701,9 5710,0 7450,6
Дебиторская задолженность 2660,0 3085,6 3079,0 3403,7 4096,6 6483,0
ЖКХ. В начале 2017 года задолженность населения за ЖКУ в России превысила сумму в 275 млрд руб., из них почти 7 млрд руб. составляет задолженность населения Республики Башкортостан. За первые восемь месяцев 2017 года (январь — декабрь) население Уфы увеличило задолженность на 280 млн руб.
В итоге, в современном ЖКХ сложилась достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, жильцы жалуются на низкое качество обслуживания, халатность и грубость сотрудников жилищно-эксплуатацион-ных организаций, необоснованный рост тарифов.
С другой стороны, организации ЖКХ обосновывают низкую эффективность отсутствием необходимых финансовых средств на найм профессионалов, укомплектованность
кадров, приобретение нового оборудования и т.п.
В современных условиях необходимо изыскание источников финансирования жилищной сферы, не повышая тарифы для населения и не увеличивая расходы консолидированного бюджета региона. На наш взгляд, такой механизм существует при условии, что в управление собственной недвижимостью более активно начнет вовлекаться население.
Наиболее перспективной формой управления МКД, которая позволяет собственникам участвовать в процессе принятия решений относительно создания и сохранности имущества дома, на сегодня является товарищество собственников жилья (ТСЖ) [8, 9].
Преимущества ТСЖ в управлении многоквартирным домом очевидны:
— выбор способа управления домом: самостоятельно набирать специалистов или заключить договор с управляющей компанией (аутсорсинг, частичный аутсорсинг);
— в ТСЖ более тщательно и скрупулезно проводится контроль объема предоставленных коммунальных услуг, выполненных работ, счетов оплаты;
— ТСЖ самостоятельно планирует ремонтные работы в своем доме, определяет их очередность и приоритетность. План работ и смета расходов на год утверждаются на общем собрании членов ТСЖ. Не надо никого ни о чем просить, обивая пороги различных инстанций.
Для эффективного управления домом товарищество собственников жилья как юридическое лицо открывает собственный расчетный счет в банке, создает фонд ТСЖ.
Здесь хотелось бы отметить принципиальное отличие целей создания и деятельности ТСЖ и профессиональных жилищно-эксплу-атационных организаций (УК, ЖЭУ, ЖРУ). Если первые являются некоммерческими организациями, а следовательно, все дополнительные доходы должны тратить на содержание и благоустройство дома, то вторые — коммерческие организации — в соответствии с законом, создаются и функционируют для получения прибыли, которую могут тратить по собственному усмотрению.
Возможны три варианта функционирования такого фонда.
1. Пополнения фонда из средств, отчисляемых членами ТСЖ.
Данный вариант является самым распространённым, но в то же время самым не эффективным. Даже если учесть, что абсолютно все собственники МКД исправно вносят платежи в данный фонд, то общая сумма таких поступлений в любом случае будет мала.
Список литературы
1. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), с изменениями от 29.06.2012 № 96-ФЗ), информационно-правовой портал Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
2. Доходы от хозяйственной деятельности ТСЖ.
Согласно статье 152 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья по решению общего собрания членов ТСЖ может сдавать в аренду объекты общего имущества в многоквартирном доме [10].
Вывод
Подводя итог, выделим следующие плюсы от реализации данного механизма, который позволит:
1. Ежемесячно покрывать до 100 % стоимость ЖКУ собственников МКД, имея в остатке фонда значительную сумму на нужды дома, что также позволит снизить финансовую нагрузку на жильцов МКД, и в долгосрочной перспективе ликвидировать существующую задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги и избавить отрасль ЖКХ от наиболее актуальной проблемы — неплатежи населения за жилищно-коммунальные услуги;
2. Побудить собственников многоквартирного дома к активному участию в управлении своим домом и привить новую мен-тальность об обязанности содержать в надлежащем состоянии не только свою квартиру, но и общее имущество многоквартирного дома. Привить предпринимательский дух каждому собственнику такого дома;
3. Обеспечить сохранность и долговечность конструктивных элементов МКД, повысить уровень благоустройства придомовой территории и, в конечном счете, обеспечить качество среды проживания горожан.
Таким образом, монетизация использования общего имущества МКД может стать существенным доходом собственников, позволит изыскать финансовые средства на благоустройство двора, ремонт коммуникаций, экономию жилищно-коммунальных платежей.
2. Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан: статистич. сб. Уфа: Башкортостанстат, 2016. 90 с.
3. Государственная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» со сроком реализации с 2013 по 2020
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
годы / Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 сентября 2013 года № 392.
4. Пояснительная записка к отчету о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственной программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» за 2016 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mgkhrb.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» // Российская газета. 2010. 1 октября.
6. Официальный сайт Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gzhirb.ru.
7. Актуально, 12 новостей отрасли // Управление многоквартирным домом. 2018. № 8. С. 8-12.
8. Гавриленко И.Г. Развитие товариществ собственников жилья как индикатор уровня вовлеченности жителей в управление своей недвижимостью // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 2 (4). С. 57-62.
9. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г., Седа-ков Д.А. Жилищное самоуправление граждан как фактор повышения качества жилищно-коммунальных услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 3 (17). С. 20-25.
10. Крашенинников П.В. Жилищное право. 8-е изд. перераб. и доп. М.: Статут, 2012. 251с.
References
1. The Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 188-ФЗ (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 22, 2004), as amended on June 29, 2012 No. 96-ФЗ)
// Information and Legal Portal Garant. URL: http://base.garant.ru.
2. Housing and Communal Services of the Republic of Bashkortostan: Statistical Compilation. Ufa, Bashkortostanstat, 2016. 90 p.
3. The State Program «Modernization and Reform of Housing and Communal Services of the Republic of Bashkortostan» for Implementation from 2013 to 2020 was approved by the Government of the Republic of Bashkortostan of September 3, 2013 No. 392.
4. Explanatory Note to the Report on the Implementation and Evaluation of the Effectiveness of the Implementation of the State Program «Modernization and Reform of Housing and Communal Services of the Republic of Bashkortostan for 2016» [Electronic resource]. URL: http://mgkhrb.ru.
5. Decree of the Government of the Russian Federation of September 23, 2010 N 731 «On Approval of the Standard for Information Disclosure by Organizations Operating in the Sphere of Management of Apartment Buildings» // Rossiyskaya gazeta. 2010. October 1.
6. Official Website of the State Committee of the Republic of Bashkortostan on Housing and Construction Supervision [Electronic resource]. URL: http://www.gzhirb.ru
7. Actually, 12 Industry News // Managing an Apartment Building. 2018. № 8. P. 8-12.
8. Gavrilenko I.G. The Development of Homeowners' Associations as an Indicator of the Level of Involvement of Residents in the Management of Their Real Estate // Vestnik UGUES. Science, Education, Economics. Series: Economy. 2013. № 2 (4). P. 57-62.
9. Valiev Sh.Z., Gavrilenko I.G., Seda-kov D.A. Housing Self-Government of Citizens as a Factor in Improving the Quality of Housing and Communal Services. Herald UGNTU. Science, Education, Economics. Series: Economy. 2016. № 3 (17). P. 20-25.
10. Krasheninnikov P.V. Housing law. 8th ed. M.: Statute, 2012. 251 p.