Научная статья на тему 'Генезис механизма регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг'

Генезис механизма регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / РЫНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЧЕТ / STATE INFORMATION SYSTEM / HOUSING STOCK / CAPITAL REPAIR / LICENSING OF ACTIVITIES FOR MANAGEMENT OF APARTMENT HOUSES / REGULATION MECHANISM / MARKET OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / SPECIAL ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озина Альбина Михайловна, Червякова Елена Дмитриевна

Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране в своем развитии проходит в несколько этапов, в ходе которых эволюционирует система регулирования рынком жилищно-коммунальных услуг. В статье выделены четыре этапа реформ, проводимых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при этом особенно подробно проведен анализ результатов изменений на рынке жилищно-коммунальных услуг в течение четвертого периода (2013 г. по настоящее время), который отечественными авторами системно пока практически не рассматривается: во-первых, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, цели которого актуальны и своевременны исчезновение с рынка недобросовестных управляющих организаций и повышение качества жилищно-коммунальных услуг; во-вторых, переход к обязательному финансированию собственниками помещений в многоквартирных домах капитальных работ общего имущества в многоквартирном доме; в-третьих, введение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения полноты, достоверности и актуальной информации о состоянии дел в жилищно-коммунальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE MECHANISM OF REGULATION OF THE MARKET OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Introduction.The process of reforming of housing and communal services in our country in its development goes through several stages, during the system of regulation of the market of housing and communal services evolve. The article is devoted to the four stages of reforms conducted in the sphere of housing and communal services, with particularly detailed analysis of the results of changes in the market of housing and communal services during the fourth period (2013 to present) that native authors systematically is practically not seen: first, the introduction of licensing of activity on management of apartment houses, the objectives of which are relevant and timely the disappearance from the market of unscrupulous organizations and improving the quality of housing and communal services; second, the transition to mandatory financing by owners of premises in apartment buildings capital works of the common property in an apartment house; thirdly, the introduction of the state information system of housing and communal services with the aim of providing complete, reliable and relevant information about the state of Affairs in housing and communal sphere.

Текст научной работы на тему «Генезис механизма регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг»

of Russia), Innovacii v sozdanii i upravlenii biznesom: mater. IV mezhdunar. nauch.konferen.prepodavatelej, sotrudnikov i aspirantov, Moskva : Izd-vo RUDN, 2013, pp. 158-161.

12. Semenov A. M. Politika importozameshhenija v farmacevticheskoj promyshlennosti Rossii (The policy of import substitutionin the pharmaceutical industryof Russia): dis. kand. jekon. nauk. M, 2014, pp. 10-16.

13. Semykin V. A., Safronov V. V., Terehov V. P. Importozameshhenie kak jeffektivnyj instrument optim-al'nogo razvitija rynochnoj jekonomiki (Import substitutions an effective tool forthe optimal developmentof a market economy),Vestnik Kurskoj GSHA, 2014, No 7. pp. 2-7.

14. Suhanova I. F. Importozameshhenie kak faktor rosta regional'noj jekonomiki (Import substitutionas a factor of regional economic growth), Vestnik Volgogr. gos. un-ta, Ser. 3, Jekon. Jekol, 2014, No 5 (28), pp. 26-36.

15. Cheneri X., Karter N. Vnutrennie i vneshnie aspekty planov i processa jekonomicheskogo razvitija (Internal and external aspectsof the plans and the proces-sof economic development), Konferencija po dolgo-srochnomuplanirovaniju iprognozirovaniju, M., 1972.

16. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki: [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru (Data obrashhenija: 18.06.2016)

17. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mcx.ru/ (Data obrashhenija: 15.06.2016).

18. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva i prodo-vol'stvija Respubliki Buijatija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mcx03.ru/ (Data obrashhenija: 05.06.2016)

19. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/main (Data obrashhenija: 15.06.2016).

20. Naydanova E. B., Polyanskaya N. M. The economic security of the region in modern conditions. Raleigh, North Carolina, USA: Lulu Press, 2016. 180 p.

21. Smoluk-Sikorska J.; Luczka-Bakula W .Sale of organic food in specialist and general retail grocery outlets - a comparative analysis // Acta scientiarum Polonorum: Oeconomia, 2013; 12 (1). P. 35-44.

22. Shatalov M. A., Ahmedov A. Je., Blashencev B. O. Formirovanie mehanizma upravlenija riskami agropromyshlennogo kompleksa v uslovijah poli-tiki importozameshhenija (Formation of the mechanism of risk management of agro-industrial complex in the conditions of import substitution policy), Nauchno-issledovatel'skie publikacii, 2015, No 5 (25), pp.100-103.

23. Shatalov M. A., Ahmedov A. Je., Smol'janino-va I. V. Formirovanie politiki importozameshhenija kak faktora obespechenija prodovol'stvennoj bezopasnosti strany (Formation of policy of import substitution as factor of ensuring food security of the country), Innovacii i prodovol'stvennaja bezopasnost', 2015, No 2 (8). pp. 55-59.

24. Vaz'janskij A. M., Obydennova S. Ju. Lokali-zacija proizvodstva kak sposob innovacionnogo razvitija predprijatija (Production localization as way of innovative development of the enterprise), Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2014, No 4 (21), Rezhim dostupa: http://www.inn

ov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

25. Balakireva S. G. Optimizacija processa sbora i nakoplenija dannyh jekologicheskogo monitoringa Niz-hegorodskoj oblasti (Optimization of process of collecting and accumulation of data of environmental monitoring of the Nizhny Novgorod Region), StrojMnogo, 2015, No 1 (1), Rezhim dostupa: http://stroymnogo.com/ science/economy/optimizatsiya-protsessa-sbora-i-nak/

Дата поступления статьи в редакцию 28.08.2016.

08.00.05 УДК: 330

ГЕНЕЗИС МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2016

Озина Альбина Михайловна, доктор экономических наук, профессор Червякова Елена Дмитриевна, аспирант кафедры «Экономическая теория» Нижегородского института управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране в своем развитии проходит в несколько этапов, в ходе которых эволюционирует система регулирования рынком жилищно-коммунальных услуг.

В статье выделены четыре этапа реформ, проводимых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при этом особенно подробно проведен анализ результатов изменений на рынке жилищно-коммунальных услуг в течение четвертого периода (2013 г. по настоящее время), который отечественными авторами системно пока практически не рассматривается:

- во-первых, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, цели которого актуальны и своевременны - исчезновение с рынка недобросовестных управляющих организаций и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

- во-вторых, переход к обязательному финансированию собственниками помещений в многоквартирных домах капитальных работ общего имущества в многоквартирном доме;

- в-третьих, введение государственной - информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения полноты, достоверности и актуальной информации о состоянии дел в жилищно-коммунальной сфере.

Ключевые слова: государственная информационная система, жилищный фонд, капитальный ремонт, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, механизм регулирования, рынок жилищно-коммунальных услуг, специальный счет.

THE GENESIS OF THE MECHANISM OF REGULATION OF THE MARKET OF HOUSING

AND COMMUNAL SERVICES

© 2016

Ozina Albina Mikhailovna, the doctor of economics, Professor Chervyakova Elena Dmitrievna, the postgraduate student of the chair«Economic Theory»

Nizhny Novgorod institute of management - branch of FGBO U VO of Russian Presidential Academy ofNational Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. Introduction.The process of reforming of housing and communal services in our country in its development goes through several stages, during the system of regulation of the market of housing and communal services evolve.

The article is devoted to the four stages of reforms conducted in the sphere of housing and communal services, with particularly detailed analysis of the results of changes in the market of housing and communal services during the fourth period (2013 to present) that native authors systematically is practically not seen:

- first, the introduction of licensing of activity on management of apartment houses, the objectives of which are relevant and timely - the disappearance from the market of unscrupulous organizations and improving the quality of housing and communal services;

- second, the transition to mandatory financing by owners of premises in apartment buildings capital works of the common property in an apartment house;

- thirdly, the introduction of the state information system of housing and communal services with the aim of providing complete, reliable and relevant information about the state of Affairs in housing and communal sphere.

Keywords: state information system, housing stock, capital repair, licensing of activities for management of apartment houses, regulation mechanism, market of housing and communal services, special account.

Введение

В современных условиях человечество не мыслит себя без благ, которые дает ему современная среда обитания, при этом обеспечение комфортными условиями проживания является одной из главенствующих потребностей граждан.

Начавшийся в 90-е годы XX в. процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране в своем развитии проходит в несколько этапов, в ходе которых эволюционирует система регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Но до настоящего времени отрасль жилищно-коммунального хозяйства остается крайне ресурсоемкой и экономически неэффективной, а качество жилищно-коммунальных услуг - низким.

Материалы и методы

Е. А. Каменева выделила три этапа проводимых реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства: первый этап (1991-1998 гг.), где усилия государства были сосредоточены на реформе органов управления и приватизации жилищного фонда, принят ряд нормативно-правовых актов с целью адаптации отрасли

ЖКХ к рыночным условиям, второй этап (19982004 гг.), где усилия власти были направлены на обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, третий этап (2004-2013 гг.) - принимается новый Жилищный кодекс РФ, проводятся мероприятия, направленные на укрепление позиций отрасли ЖКХ [12, с. 10-37; 1].

Оценивая современную ситуацию на рынке жилищно-коммунальных услуг, считаем целесообразным выделить четвертый этап проводимых реформ (2013 г. - настоящее время).

Данный этап характеризуется рядом значительных изменений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Результаты

Так, Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», установлено, что с 01.05.2015 деятельность по управлению много-

квартирными домами может осуществляться только на основании лицензии [4, с. 3]. В соответствии с данным законом особое значение приобретает часть 1.1 ст. 20 ЖК РФ, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов РФ уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии [1, с. 14].

Таким образом, управление многоквартирными домами управляющие организациитеперь могут осуществлять на основании лицензии, получение которой возможно при условии выполнения ряда требований [1, с. 149]:

- во-первых, регистрация соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

- во-вторых, наличие у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

- в-третьих, отсутствие у соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- в-четвертых, отсутствие в реестре лиц, в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;

- в-пятых, отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

- в-шестых, соблюдение соискателем лицензии требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, если компания в течение года получает два предписания об устранении нарушений по одному многоквартирному дому и не исполняет их, то она теряет право на управление таким домом. Если же площадь таких домов превышает 15 % площади всех домов, находящихся в управлении данной компании, она лишается лицензии, а ее руководитель дисквалифицируется на определенный срок.

Мы считаем, что данное обстоятельство ставит в неравное положение управляющие компании с различным количеством многоквартирных домов в управлении.

Кодексом административных правонарушений РФ предусмотрена ответственность управляющих организаций [2]:

- частью 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предприниматель-

ской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, если такая лицензия обязательна (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от 150 тыс. руб. до 250 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 150 тыс. руб. до 250 тыс. рублей);

- частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от 250 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 250 тыс. руб. до 300 тыс. руб.).

На первый взгляд, закон предусматривает единый подход к осуществлению лицензионного контроля для всех управляющих организаций, независимо от организационно-правовой формы, количества многоквартирных домов, находящихся в управлении, степени износа жилищного фонда и его благоустроенности. Лицензирование способствует повышению уровня открытости процедуры смены управляющих компаний, поскольку единственным достоверным источником информации о домах, находящихся в управлении у конкретной организации, является реестр лицензий, который ведется органом государственного жилищного надзора и доступен неограниченному кругу лиц.

Однако заметим, что практическая реализация данного закона обусловливает возникновение целого ряда серьезных противоречий. Так, можно предположить, что у «крупных» управляющих компаний процесс аннулирования лицензии будет сложным и продолжительным по времени. Кроме того, в интересах этих компаний избавляться от «невыгодных» домов с использованием очевидных технологий - это либо умышленное невыполнение предписания органа государственного жилищного надзора, либо прекращение обслуживания таких домов по окончании срока действия договора управления [13, с. 734].

По оценочным данным, число таких домов может составлять около 15 %. Что же касается так называемых «хороших» домов, то предписания органа государственного жилищного надзора в судах различных инстанций могут обжаловаться бесконечно долго [13, с. 734].

Иная ситуация может сложиться в отношении небольших управляющих организаций (до 10 домов), когда они просто могут исчезнуть с рынка жилищно-

коммунальных услуг в силу огромных штрафных санкций.

Так же отдельно следует рассматривать «муниципальные предприятия», которые в большинстве случаев созданы вынужденно, для управления жилищным фондом с большой степенью износа (5 и 6 категорий).

Кроме того, возникает реальная опасность, что дома 5 и 6 категорий, находящиеся в управлении муниципальных управляющих организаций, объективно не могут быть полностью подготовлены к осенне-зимнему периоду в связи с их неудовлетворительным техническим состояние, следовательно, органы государственного жилищного надзора не будут подписывать паспорта готовности этих многоквартирных домов к отопительному периоду.

Безусловно, процедура лицензирования влечет за собой повышение расходов по статье «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома», расходов на предоставление, а также на переоформление лицензии и сумм штрафных санкций. В частности, расходы на предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами составляют 30 тыс. руб; переоформление лицензии -5 тыс. руб, выдача дубликата лицензии -5 тыс. руб. [3].

Обсуждение

Можно полагать, что введение лицензирования создает предпосылки к росту стоимости жилищных услуг без увеличения фактического объема средств на содержание и ремонт многоквартирного дома, так как вероятнее всего, большие суммы штрафных санкций будут оплачиваться средствами, собранными с собственников помещений в многоквартирном доме на другие нужды.

Таким образом, процедура проведения лицензионного контроля будет отличаться для «крупных» управляющих компаний, «небольших» организаций и лицензиатов, созданных в форме муниципальных предприятий.

Систематизируя вышеизложенное, сделаем ряд выводов [13, с. 735]:

1. «Крупные» управляющие компании будут стараться своевременно выполнять предписания органов государственного жилищного надзора. В то же время будут намеренно избавляться от «невыгодных», «старых» домов. Такая ситуация приведет к созданию муниципальных предприятий.

2. «Небольшие» управляющие организации будут конкурировать друг с другом. По экспертным оценкам, 10-15 % управляющих организаций уйдут с рынка ЖКУ вследствие аннулирования лицензии.

3. Муниципальные управляющие организации будут переводить свой жилищный фонд в непосред-

ственное управление (в МКД до 30 квартир), чтобы уйти от лицензионного контроля.

Таким образом, несмотря на то, что цели лицензирования деятельности управляющих компаний, заключающиеся в исчезновении с рынка недобросовестных организаций и повышении качества жилищно-коммунальных услуг, актуальны и своевременны, Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» не предполагает создание практических предпосылок для развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Более того, наряду с недобросовестными управляющими организациями с рынка может уйти много мелких управляющих организаций (в управлении которыхнаходятся дома, не входящие в 5 и 6 категории, но проблем в которых не меньше) в связи с высокими штрафными санкциями в процессе лицензионного контроля. Данное обстоятельство может обусловить управленческий вакуум: управлять такими домами будет просто некому. Крупным управляющим организациям выгодно управлять новыми д о м а м и, откуда жалобы практически не поступают, а кто и как будет управлять остальными домами, остается вопросом. Это приведет к усилению монополии и, следовательно, сдерживанию развития конкуренции на рынке ЖКУ, которая, как известно, является основой развития любого рынка. В данном контексте отметим, что в Жилищном законодательстве отсутствуют требования, достаточные для того, чтобы только добросовестные управляющие организации смогли получить лицензии и остаться на рынке жилищно-коммунальных услуг. Если рассматривать требования, предъявляемые к соискателю лицензии более детально, то можно отметить, они минимальны, и их недостаточно, чтобы очистить рынок от компаний, не способных оказывать качественные услуги.

Следовательно, введение процедуры лицензирования может оказаться недостаточно эффективным, поскольку в большей степени оно направлено на административное решение проблемы, нежели на практическое улучшение качества жилищных условий граждан. Порой управляющей организации выгоднее оплатить штраф, нежели провести работы по устранению проблемы.

И. В. Генцлер, Д. П. Гордеева, С. Б. Сиваева, изучившие вопросы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами пришли к выводу, что лицензирование не направлено на экономическое решение проблем в сфере управления многоквартирными домами, а скорее, направлено на административное [11].

Но вместе с тем подчеркнем, что именно процедура лицензирования повышает уровень открытости процедуры смены управляющих компаний, поскольку единственным достоверным источником о домах, находящихся в управлении конкретной организации, является реестр лицензий, который ведётся органом государственного жилищного надзора. В этих условиях большая доля ответственности ложится на плечи органов государственного жилищного надзора, в обязанности которых входит выдача или аннулирование лицензий, а также осуществление лицензионного контроля. Другой характерной особенностью современного этапа реформ является переход к обязательному финансированию собственниками помещений капитальных работ общего имущества в многоквартирном доме.

В декабре 2013 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», на основании которого в Жилищный кодекс РФ был введен раздел по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Данный закон определил общую процедуру проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и самое главное, порядок его финансирования [6].

В соответствии с разделом IX Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать взносы по статье «капитальный ремонт» в размере, установленном субъектом РФ [1]. Так, на территории Нижегородской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт составляет 6 руб. 30 коп. с 1 кв. м [8].

Отметим, что основополагающей целью проведения реформы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является, прежде всего, постепенный переход обязательств по проведению капитального ремонта к собственникам помещений в многоквартирном доме.

На основании п. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирных домах могут выбрать один из двух способов формирования фондов капитального ремонта:

- на специальном счете, владельцами которого могут быть как ТСЖ/ЖСК, региональный оператор, так и управляющие организации с 1 января 2015 года. В данном случае, собственники сами уплачивают взносы на капитальный ремонт на специальный счет. По решению общего собрания собственников денежные средства могут быть потрачены на услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества

в многоквартирном доме, перечень которых закреплен в ст. 166 ЖК РФ:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведе-ния;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши, устройства выходов на кровлю;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) утепление и ремонт фасада;

6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов;

7) ремонт фундамента многоквартирного дома.

- либо средства аккумулируются на счете уполномоченной субъектом РФ организации, которая будет осуществлять учет поступлений и управление средствами (Региональный оператор). Другими словами, средства поступают в «общий котел» и капитальный ремонт многоквартирного дома производится в соответствии со сроками, установленными региональной адресной программой капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ.

Заметим, что способ накопления средств на капитальный ремонт может быть изменен на основании общего решения собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» (с изменениями от 31 марта 2016 года) решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления данного решения региональному оператору, при этом длительность обратной процедуры составляет один месяц [8, с. 15]. Проблема реконструкции и ремонта жилищного фонда в России очень актуальна. Малые объемы ремонтных работ на протяжении длительного периода, привели к обветшанию значительной части жилья в России. По экспертным оценкам, общая площадь аварийного и ветхого жилья приближается к 115 млн кв. м [14].

В процессе анализа изменений на рынке жилищно-коммунальных услуг на четвертом этапе реформирования отрасли выделим еще одну существенную особенность, которая заключается в том, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Закон) с 2016 года на всей территории Российской

Федерации действует Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) [9, с. 2].

Цель ГИС ЖКХ - обеспечить полноту, достоверность и актуальность информации о состоянии дел в жилищно-коммунальной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГИС ЖКХ должна стать единственной информационной системой, где будет размещена самая достоверная и полная информация о сфере ЖКХ, вместо сотни других информационных систем, в которых информация зачастую бывает ложной. ГИС ЖКХ обеспечивает сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Аккумулируется также информация о предоставлении коммунальных услуг и поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством [10, с. 6].

На сайте ГИС ЖКХ граждане в режиме онлайн через официальный сайт системы могут просматривать и оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, вводить показания приборов учета, участвовать в электронном голосовании на общих собраниях, подавать обращения в органы власти, контролировать работу управляющей компании, просматривать документацию по своему дому (договора, решения общих собраний собственников, информация о деятельности управляющей организации и т. д.).

Контроль за сроками, составом и периодичностью размещения информации по большинству поставщиков сведений (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищностроительные кооперативы, ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления) возложен на органы государственного жилищного надзора, кроме того, сами же органы государственного жилищного надзора являются поставщиком обширного перечня сведений (информация о всех проверках и их результатов с приложением исполнительных документов, данных о формировании фондов капитального ремонта, сведений о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). В соответствии с законом, за неразмещение информации в системе на должностных лиц налагаются штрафные санкции в размере 30 тыс. руб., на юридических - 200 тыс. руб. Оценивая промежуточные результаты работы ГИС ЖКХ, отметим, что до настоящего времени система работает не пол-

ностью, к примеру, у органов государственного жилищного надзора отсутствует функционал размещения информации в реестре счетов, в том числе и специальных счетов, открытыхдля формирования фонда капитального ремонта; отсутствует доступ к проверке наличия информации о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.

Заключение

Таким образом, на основе обобщения изложенного правомерен вывод о неоднозначности результатов реформирования жилищно-коммунальной сферы. С одной стороны, изменения - это, безусловно, процесс развития отрасли и рынка жилищно-коммунальных услуг, а с другой стороны, постоянные, а нередко и непоследовательные и не совсем продуманные реорганизации - признак неустойчивости системы регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (редакция от 06.07.2016(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)), ст. 20, ст. 161, ст. 193, разделы 1Х.Х.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (редакция от 06.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)), ст.14.1.3.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (редакция от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)).

4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

6. Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

8. Закон Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» (с изменениями от 30 августа 2016 года).

9. Приказ Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства».

10. Приказ Минкомсвязи и Минстроя России от 02.03.2016 № 77/120/пр «Об утверждении состава, порядка, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о предоставлении субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также о выполнении условий предоставления такой финансовой поддержки».

11. Генцлер И. В., Гордеев Д. П., Сиваев С. Б. «Решит ли лицензирование проблемы управления многоквартирными домами» // Управление многоквартирным домом. 2014. № 4.

12. Каменева Е. А. Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить по-новому.... Ростов н/Д : Феникс. 2005. 10-37 с.

13. Озина А. М., Червякова Е. Д. Лицензирование управляющих компаний - это передел рынка или его очищение // Экономика и предпринимательство. № 10 ч. 2 (63-2). 2015. С. 733-735.

14. Сведения с сайта федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] Режи моступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 26.08.2016)

15. Сведения с сайта государственной жилищной инспекции Нижегородской области. Электронный ресурс] Режи моступа: http://госжилинспекция. нижегородскаяобласть.рф/ (дата обращения 15.09.2016).

16. Сутягина Н. И., Проваленова Н. В. Сочетание государственных и рыночных регуляторов при формировании и развитии рынка жилищно-коммунальных услуг. Княгинино. 2012. 140 с.

17. Мусаев М. К. Летний период - самый «горячий» период в ЖКХ // СтройМного. 2016. № 2 (3). Электронный ресурс] Режи моступа: Ьйр://8^оутпо go.com/science/tech/

18. Паукова Н. И. Необходимость прецедентного регулирования финансовых отношений в Российской Федерации // Территория науки. 2014. № 6. С.112-118.

19. Завиваев Н. С., Шамин Е. А. Реструктуризация и развитие рынка инфокоммуникационных услуг в условиях конкурентной среды // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 47-49.

20. Шамин А. Е., Фролова О. А. Экономический механизм регулирования межхозяйственных

отношений в агропромышленных объединениях // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 33. С. 20-25.

REFERENCES

1. Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 No 188-FZ (redakcija ot 06.07.2016 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017)), st. 20, st. 161, st. 193, razdely IX.X.

2. Kodeks ob administrativnyh pravonarushenijah Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 No 195-FZ (redakcija ot 06.07.2016 (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.10.2016)), st. 14.1.3.

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (ch. 2) ot 05.08.2000 No 117-FZ (redakcija ot 03.07.2016 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2016))3.

4. Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 No 255-FZ «O vnesenii izmenenij v Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii, otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossij skoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozhenij zakono-datel'nyh aktov Rossijskoj Federacii».

5. Federal'nyj zakon ot 04.05.2011 No 99-FZ «O licenzirovanii otdel'nyh vidov dejatel'nosti».

6. Federal'nyj zakon ot 25.12.2012 No 271-FZ «O vnesenii izmenenij v Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federa-cii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozhenij zako-nodatel'nyh aktov Rossijskoj Federacii».

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.10.2014 No 1110 «O licenzirovanii predprinimatel'skoj dejatel'nosti po upravleniju mnogokvartirnymi domami».

8. Zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 28.11.2013 No 159-Z «Ob organizacii provedenija kapital'nogo remonta obshhego imushhestva v mnogokvartirnyh domah, raspolozhennyh na territorii Nizhegorodskoj oblasti» (s izmenenijami ot 30 avgusta 2016 goda).

9. Prikaz Minkomsvjazi Rossii ot 14.06.2016 No 264 «O vvode v jekspluataciju gosudarstvennoj in-formacionnoj sistemy zhilishhno-kommunal'nogo hoz-jajstva».

10. Prikaz Minkomsvjazi i Minstroja Rossii ot 02.03.2016 No 77/120/pr «Ob utverzhdenii sostava, por-jadka, srokov i periodichnosti razmeshhenija v gosu-darstvennoj informacionnoj sisteme zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva informacii o predostavlenii sub#ektam Rossijskoj Federacii i municipal'nym obrazo-vanijam finansovoj podderzhki na provedenie kapital'nogo remonta mnogokvartirnyh domov, pereselenie grazh-dan iz avarijnogo zhilishhnogo fonda, modernizaciju sis-tem kommunal'noj infrastruktury, a takzhe o vypolnenii uslovij predostavlenija takoj finansovoj podderzhki».

11. Gencler I. V., Gordeev D. P., Sivaev S. B. «Reshit li licenzirovanie problemy upravlenija mnogokvartirnymi domami» («Whether will solve licensing of a

problem of management of apartment houses»), Upravle-nie mnogokvartirnym domom, 2014, No 4.

12. Kameneva E. A. Reforma ZhKH, ili Teper' my budem zhit' po-novomu... (Reform of housing and public utilities, or now we will live in a new way ...), Rostov n/D, Feniks, 2005, 10-37 pp.

13. Ozina A. M., Chervjakova E. D. Licenzirova-nie upravljajushhih kompanij - jeto peredel rynka ili ego ochishhenie (Licensing of management companies is a repartition of the market or its clarification), Jekonomika i predprmimatel'stvo, No 10 ch. 2 (63-2), 2015, pp. 733-735.

14. Svedenija s sajta federal'noj sluzhby gosu-darstvennoj statistiki, [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/ (data obrashhenija 26.08.2016).

15. Svedenija s sajta gosudarstvennoj zhilishhnoj inspekcii Nizhegorodskoj oblasti, [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://goszhilinspekcija.nizhegorodska jaoblast'.rf/ (data obrashhenija 15.09.2016).

16. Sutjagina N. I., Provalenova N. V. Sochetanie gosudarstvennyh i rynochnyh reguljatorov pri formirova-nii i razvitii rynka zhilishhno-kommunal'nyh uslug (Combination of the state and market regulators during the forming and development of the market of housing and communal services), Knjaginino, 2012, 140 pp.

17. Musaev M. K. Letnij period - samyj «gorja-chij» period v ZhKH (The summer period - the «hottest» period in housing and public utilities), StrojMnogo, 2016, No 2 (3). [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http : //stroymnogo.com/science/tech/

18. Paukova N. I. Neobhodimost' precedentnogo regulirovanija finansovyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii (Need of case regulation of the financial relations in the Russian Federation), Territorija nauki, 2014, No 6, pp.112-118.

19. Zavivaev N. S., Shamin E. A. Restrukturizacija i razvitie rynka infokommunikacionnyh uslug v uslovijah konkurentnoj sredy (Restructuring and development of the market of infocommunication services in the conditions of the competitive environment), Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie, 2015, No 1 (10). pp. 47-49.

20. Shamin A. E., Frolova O. A. Jekonomiche-skij mehanizm regulirovanija mezhhozjajstvennyh otnoshenij v agropromyshlennyh ob#edinenijah (The economic mechanism of regulation of the intereconomic relations in agro-industrial associations), Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, 2011, No 33, pp. 20-25.

Дата поступления статьи в редакцию 01.09.2016.

08.00.05 УДК 338.242

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА

©2016

Рзун Ирина Геннадьева, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Информатика и математика» Филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Новороссийск (Россия) Старкова Надежда Олеговна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар (Россия)

Аннотация. Введение. Выявлена тенденция усиления конкуренции не только между рынками, но и регионами. Обоснована актуальность и необходимость повышения конкурентоспособности и привлекательности регионов с целью формирования благоприятного социально-экономического климата для предпринимателей, инвесторов, жителей, временно прибывающих и завоевания преимуществ как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Материалы и методы. По результатам исследования существующей терминологии уточнено определение понятия «регион». На основе исследования теоретических аспектов конкурентоспособности установлены основные элементы конкурентоспособности региона, исследованы особенности формирования конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития и влияющие на него факторы

Результаты. В результате осмысления концептуальных подходов к трактовке понятия «конкурентоспособность региона» и системного исследования его сущности предложено собственное определение данного явления, основанное на применении целостного механизма к его пониманию. Сделан вывод, что повышение конкурентоспособности региона подразумевает необходимость формирования целостного механизма управления социально-экономическим, интеллектуальным, природным потенциалом региона, действующего при поддержке государственных программ как на местном, так и на федеральном уровне.

Обсуждение. Управление региональной стратегической конкурентоспособностью представляет собой процесс принятия стратегических решений по выбору альтернатив, формируемых за счет сравнения существующего потенциала конкретного региона с возможностями и угрозами его внешнего окружения, а также с глобальными изменениями внешней среды. Ее суть проявляется в формировании и осуществлении современной концепции

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.