Государство и общество: осознание критической ситуации в сфере ЖКХ
State and society: understanding the critical situation in the housing sector
Рыбалкина Анна Андреевна
Аспирант кафедры экономики и управления проектами в строительстве (ЭУПС) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Rib. ann@rambler.ru
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и выявлены основные причины, препятствующие эффективному развитию реформы ЖКХ, такие как: отсутствие конкурентной среды в управлении и обслуживании многоквартирными жилыми домами, использование устаревших технологий, недостаточное и нецелевое финансирование отросли, отсутствие необходимого контроля со стороны государственных органов, а так равнодушная позиция населения, бессознательность собственников жилья и их нежелание участвовать в управлении своим имуществом и брать на себя ответственность за него. Определена необходимость привлечения населения и его непосредственное участие в управлении жилым имуществом и реформировании жилищно-коммунального хозяйства для эффективного развития жилищной сферы.
Summary
Problems concerning reformation of housing and communal services in Russian Federation are considered in the article. The main reasons which prevent housing and communal services reform from effective development are revealed. There are such reasons as: lack of competition in managing and maintenance blocks of flats, use of outmoded technologies, insufficient funding of the branch, lack of the necessary control by the state authorities and the people's indifference, homeowners' irresponsibility, their unwillingness to take part in managing their
property and to take responsibility for this property. The necessity of encouraging the population to participate in managing the residential property and in housing and communal services reformation for the purpose of effective development of housing sphere is defined.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инженерные коммуникации, аварийное и ветхое жилье, нормативно-правовая база, реформирование, собственность, управление многоквартирными домами, товарищество собственников жилья, управляющие компании, общедомовое имущество.
Keywords: housing and communal services, engineering communications, tumbledown dwellings and dwellings in emergency situation, legal basis, reformation, property, managing blocks of flats, association of the homeowners, operating company, property of all tenants of the house.
В начале девяностых годов двадцатого века в России произошли серьезные изменения, реформированию подверглась вся российская экономика в целом, сфера жилищно-коммунального хозяйства не была исключением. Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства продолжается до сегодняшнего дня.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из самых значимых элементов национальной экономики, затрагивающим интересы каждого человека. Проблемы в сфере ЖКХ имеют как экономический, так и социальный характер. Необходимость проведение реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства очевидна, в первую очередь для улучшения благосостояния и жизненного уровня населения. От решений жилищных проблем, включая уровень и качество жилищно-коммунальных услуг, во многом зависят темпы дальнейших преобразований в России и политическая стабильность в обществе. Потребности в услугах жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день население ощущает особенно остро. По данным опубликованным 12 августа 2014 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проблемы в сфере ЖКХ и ЖКУ тревожат
46% россиян [1]. Несмотря на то, что процент граждан, считающих ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства одной из важнейших проблем страны за последний месяц снизился, в июне 2014 года он составлял 54%. Считаю необходимым заметить, что ситуация в сфере ЖКХ стала менее значимой, но столь низкое значение отмечается впервые за последний год и эта проблема продолжает занимать лидирующую позицию среди других проблем страны на момент опроса. Изучая данные опросов населения ВЦИОМ, не трудно заметить, что проблемы в сфере ЖКХ возглавляют проблемный рейтинг страны на протяжении последних несколько лет. В Волгоградской области ситуация выглядит аналогично, жалобы на некачественные услуги в сфере ЖКХ с 2011 года вышли на первое место в структуре обращений жителей в надзорные органы. Данная статистика бала приведена 16 марта 2012 года на заседании Консультативного Совета по защите прав потребителей, действующего при региональном управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области. Нельзя забывать, что деятельность жилищно-коммунального хозяйства влияет на качество жизни каждого города, региона и страны в целом. Сегодняшнее положение жилищно-коммунального хозяйства имеет признаки общего кризисного состояния, характеризующегося недоступностью основных жилищно-коммунальных услуг, низким качеством и нестабильностью их предоставления, и неудовлетворительным состоянием жилого фонда, требующего значительных затрат и профессионального подхода в управлении. По официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики представляется реальная картина о состоянии жилищного фонда на сегодняшний день, рост ветхого и аварийного жилья прогрессирует с каждым годом, за последние 20 лет общее количество ветхого и аварийного жилья увеличилось более чем в три раза. В 1990 году весь ветхий и аварийный жилищный фонд составлял 32,2 млн.м2, с 1992 года ввод нового жилья в эксплуатацию стал быстро сокращаться, а количество ветхого и аварийного жилья резко возросло, к концу 2012 года в ветхом и аварийном состоянии оказалось 100,1 млн.м жилой площади. Аналогичная
ситуация происходит с эксплуатируемые сетями инженерно-технического обеспечения, в замене нуждается 44,2% уличной водопроводной сети системы централизованного водоснабжения, 41,8% уличной канализационной сети, 28,6% тепловых и паровых сетей, потери тепла в сетях централизованного теплоснабжения к концу 2013 года составили 10,9% от общего количества подачи тепла [2].
Правительство на протяжении всего пути реформирования предпринимает шаги для преобразования жилищно-коммунальной сферы, но желаемых результатов достичь не удается. Проблемы остаются нерешенными: увеличивается аварийный и ветхий жилищный фонд, неудовлетворительное состояние комплекса систем и коммуникаций, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения прогрессирует. Причинами таких обстоятельств являются: отсутствие конкурентной среды в управлении и обслуживании многоквартирными жилыми домами, использование устаревших технологий, недостаточное и нецелевое финансирование отросли, отсутствие необходимого контроля со стороны государственных органов, а также равнодушие собственников жилья и не желание участвовать в управлении своим имуществом. Выход из сложившейся ситуации виден в принятии федеральным органом власти в приоритетном порядке неотложных мер по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в поиске новой эффективной модели по осуществлению прогрессивных преобразований в этой жизненно важной отрасли российской экономики и выход ее на первый план в экономической политике России.
Рассматривая путь реформирования жилищно-коммунального хозяйства можно выделить несколько этапов, обусловленных периодами выхода федеральных законов и других законодательных актов. Для выявления причин, сдерживающих, развитие жилищно-коммунальной сферы и анализа результатов процесса реформирования ЖКХ выделим и рассмотрим основные из этих этапов.
С появлением нового государственного строя в России произошли значительные изменениям в структуре жилищно-коммунального хозяйства, начало которым положил Федеральный закон №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» принятый 4 июля 1991 года. Данный закон позволил жильцам стать владельцами занимаемых ими жилых помещений, вступив в право собственности и предоставил возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем [3]. Целью данного закона было создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда[3]. Но нельзя не учитывать тот факт, что данный закон предоставил, не только права и возможности, но обязал граждан самостоятельно принимать решения в управлении своим имуществом, осуществлять обслуживание и ремонт приватизированных ими жилой площади и части общего имущества за счет собственных средств. Следует уточнить, что в ходе приватизации жильцам в собственность передавалась недвижимость, нуждающаяся в ремонте. Устранение данного состояния основного фонда жилищно-коммунального хозяйства требовало значительных затрат, которые домовладельцы не могли себе позволить из-за нестабильности в экономике государства. Кроме того, собственники не имели навыков управления жилой недвижимостью. В ходе многолетней монополии государства в хозяйственной деятельности страны общество разучилось самостоятельно принимать решения в управлении своим имуществом. Само понятие собственности не вызывало никакой ответственности у граждан, основная масса жильцов по сей день халатно относятся к процессу управления и эксплуатации жилых домов, не вникая и не интересуясь на какие нужды уходят финансовые средства от оплаты коммунальных услуг, доверяя этот процесс управляющим фирмам-однодневкам, желающим получить максимальный доход в наиболее короткие сроки.
Рассматривая дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства, определим следующим этапом реформирования принятие Федерального закона №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г. Данный закон разделил полномочия по управлению и хозяйствованию в жилищной сфере, определил новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, ввел систему адресной социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг; а так же было принято решение о передаче объектов жилья и коммунальных услуг в муниципальную собственность. Основные цели реформы на данном этапе были обозначены в преодоление кризисных явлений, полученных при переходе жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость в течение пяти лет и развитии частной собственности, а также конкуренции как в строительстве, так и в содержании и ремонте жилищного фонда. Но сложившаяся на тот момент социально-экономическая ситуация в стране и не достаточное количество опыта и знаний в управлении ЖКХ в условиях рыночной экономики не позволили достигнуть поставленных задач и перейти к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей. Следствием выше сказанного стала очевидной необходимость внесения изменений в данный законопроект и более длительного и планомерного проведения реформы ЖКХ.
В последующем развитии реформы жилищно-коммунального хозяйства основы федеральной жилищной политики были более конкретизированы в ряде законопроектов, которые заложили основы концепции реформы ЖКХ. Среди них важное значение имел Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» вступивший в силу с 15 июня 1996 г. Цели данного законопроекта заключались в согласование порядка реализации прав домовладельцев по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в кондоминиуме, в осуществление деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимости в кондоминиуме, а также в распределение между домовладельцами обязан-
ностей по возмещению соответствующих издержек, для обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества[4]. Но не смотря на четко поставленные цели закон не получил массовой поддержки населения, и на сегодняшний день владельцы не желают организовывать товарищества собственников жилья или вступать в иные формы совместного управления домами. Этому способствует несколько причин: одной из них является собственная бессознательность населения и не желания брать на себя ответственность. Необходимо заметить, что рассматривая исторический путь развития сферы жилищно-коммунального хозяйства видно, как в течение прошлого столетия форма управления жилищно-коммунальным хозяйством подвергалась изменениям не менее пяти раз. В связи с отсутствием длительного исторического опыта видения хозяйственной деятельности общество не имеет укоренившихся традиций управления жилым имуществом, которые столетиями складывались в развитых странах. По этой причине на сегодняшний день собственники жилья не воспринимают процесс реформирования ЖКХ как планомерный путь развития, ожидая новых изменений в сфере ЖКХ. В обществе сформировался нигилизм в отношении реформ, оказывающий существенное торможение развития реформы ЖКХ. Другая причина играет особую роль и представляет собой целый ряд сложностей при оформлении ТСЖ, несмотря на то, что закон «О товариществах собственников жилья» вступил в силу в 1996 году, он до сих пор имеет массу существенных недоработок. Помимо того, что регистрация ТСЖ как юридического лица требует значительных затрат, ситуацию усложнили изменения в формах для регистрации ТСЖ принятые в связи со вступлением в силу 21 июня 2013 года приказов ФНС России № ММВ-7-6/25 от 25 января 2012 г и № ММВ-7-6/843 от 13 ноября 2012 года. Теперь, при создании товарищества в списке учредителей должны фигурировать все, кто проголосовал за создание ТСЖ на общем собрании, тогда как ранее в качестве учредителей выступали лишь члены правления. По сути, всем учредителям теперь необходимо представить полный пакет документов, включающий паспортные данные, ИНН, сведения
о месте и дате рождения, заверенные нотариусом, что сделало процедуру регистрации более громоздкой. Вследствие таких изменений по данным сайта «Городское хозяйство и ЖКХ» за июль и август текущего года в России не было зарегистрировано ни одного нового товарищества собственников жилья (ТСЖ). Также немало важным фактором, препятствующим в организации товариществ собственников жилья является неудовлетворительное состояние жилого фонда, требующее значительных затрат и профессионального подхода в управлении. По этим причинам данная форма управления жилой недвижимости не оправдывает себя, и собственники жилья по-прежнему отдают управление своим имуществом управляющим компаниям - коммерческим организациям, за плату, оказывающим услуги и выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также предоставляющим коммунальные услуги собственникам данного имущества. Большое количество таких компаний дискредитировало себя, ставя перед собой одну единственную цель - собственное обогащение, и извлечение прибыли в максимально короткие сроки, пренебрегая интересами жильцов, при этом недобросовестно выполняя условия договора. И, как правило, основной персонал таких компаний состоит из не квалифицированных и низкооплачиваемых работников, не имеющих необходимого образования и опыта работы и не способных принимать решения по разумной эксплуатации и качественному обслуживанию жилья в сложившейся сложной ситуации (недостаточный уровень финансирования и запущенное состояние всего жилищного фонда). Благодаря данным предоставленным департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса города Волгограда [5], приведенным в таблице 1, видно, что более 80% опрошенного населения не доверяют и дают низкую оценку деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (МКД) на территории городского округа. Но, не смотря на все недостатки, данная форма управления преобладает в условиях отсутствия конкуренции на рынке управления жилой недвижимостью. Так по данным официального сайта администрации города
Волгограда по состоянию на 1 декабря 2012 года на территории г. Волгограда функционировало 77 организаций, осуществляющих управление 5057 многоквартирным домом, что составляет 76,6% от общего количества МКД. В 1157 многоквартирных домах созданы и осуществляют свою деятельность 268 товариществ собственников жилья и 180 жилищно-строительных кооперативов. И лишь в 385 многоквартирных домах выбран такой способ управления как непосредственное управление собственниками помещений [6]. Из выше сказанного видно, что сложившаяся монополия управляющих компаний препятствует развитию рыночных механизмов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таблице 1
Количество управляющих организаций, участвующих в рейтинге Количество МКД, находящихся в управлении Присвоенный уровень категории
Высокий уровень доверия Средний уровень доверия Низкий уровень доверия
по кол-ву МКД в % по кол-ву МКД в % по кол-ву МКД в %
I квартал 2013 г. 17 895 0 0 93 10,39 802 89,61
II квартал 2013 г. 9 626 10 1,60 210 33,55 406 64,85
III квартал 2013 г. 9 626 10 1,60 109 17,41 507 80,99
Следующим значащим моментом в развитии реформы ЖКХ стал Указ
Президента РФ от 28 апреля 1997г. №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ» одобривший «Концепцию реформы ЖКХ РФ». Концепцией о реформировании ЖКХ была дана реальная оценка состояния ЖКХ, подтверждая все выше сказанное и определяя причины кризиса:
- социально-экономическое состояние страны продолжало оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры;
- договоры на коммунальное обслуживание заключались формально и не обеспечивали минимальных стандартов качества обслуживания;
- отсутствовал реальный механизм стимулирования ресурсосбережения;
- инвестиции в коммунальное хозяйство были снижены в 2 раза;
- продолжал нарастать износ основных фондов, снижались надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.
Согласно «Концепции реформы ЖКХ РФ» для решения вышеупомянутых вопросов требовалось ускорить проведение реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и единственный способ преодоления кризиса на данном этапе виделся в изменении «системы финансирования, то есть переходе от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания». Положение усугублялось снижением реального дохода населения, в связи, с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался особенно болезненным и требовал увеличения конечного срока перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость с 5 до 10 лет Концепцией был предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья коммунальных услуг на период с 1997 года по 2003 год. И к 2003 году должна была осуществляться стопроцентная доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг.
На данном этапе планировалось сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку рост стоимости жилищно-коммунальных услуг был в значительной степени связан с монополией предоставляющих их организаций.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являлись [6]:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
А основными способами достижения указанных целей являлись [7]:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Хотелось бы заметить на сегодняшний день достигли изменений в системе финансирования, переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями осуществлен, но другие вышеуказанные цели и способы решения остаются злободневны до сих пор и кризисная ситуация в сфере ЖКХ продолжает преобладать.
2007 год ознаменован несколькими событиями государственного масштаба, которые положили начало современного этапа развития реформы жилищно-коммунального хозяйства. В январе состоялось заседание Президиума Го-
сударственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ. По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ. Согласно которому приказом Минрегиона России от 27 июня 2007г. №54 был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008. А 21 июля был принят Федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [8]. Государственная поддержка реформы ЖКХ представлена, прежде всего, выделением финансовых средств, за период 2008-2012 гг. сумма финансирования из федерального бюджета, безусловно, была велика [9] (см. рис.1), но для решения существующих проблем, модернизации и реформирования ЖКХ требуется более значительное финансирование. Из этого следует, что основным источником финансирования реформы были и остаются граждане, то есть реформирование вновь будет проходить за счет населения. Данный подход представляется принципиально не верным. Мировое сообщество, представленное странами Европы и Америки, столкнувшееся с жилищными
проблемами еще в 1899 году на Всемирной выставке жилища в Париже признало, что разрешить эти проблемы можно лишь совместными усилиями частных лиц и властей, а также принятием государственных жилищных законов.
млрд. рублей Ш НМ
90
60
30
77.2
57,6
40,4
27,7
Стоимос™ выполненных работ па капитальному ремонту МИД
34,3
31,3 19,9
Стоимость приобретенного кипыг у аЫР^УКЛ^Ы* лоииги^н^по программам переселения граждан из аварийного миттншо фонда
2003 год
2009 год
20)О год
201)год
20)2 год
Стоимость мероприятий региональных адресных программ, реализованных а 2003-2012 годах, млрд рублей
Рис.1.
В ходе дальнейшего реформирования ЖКХ для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.». Целью комплексной программы является обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества при доступной стоимости коммунальных услуг и обеспечении надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры [10]. Насколько верна и какой результат принесет концепция данной целевой программы, покажет время. На сегодняшний день по прошествии нескольких лет серьезных изменений в лучшую сторону в сфере ЖКХ не наблюдается, стои-
мость коммунальных услуг планово повышается дважды в год, а качество работы коммунальной инфраструктуры остается неизменным.
Одна из основных причин такого положения заключается, прежде всего, в том, что составители вышеупомянутых законопроектов при разработке не учли важности практических знаний и необходимости опыта работы в сфере ЖКХ, не изучили, как функционирует столь сложный организм и с какими проблемами сталкивается. Цели законопроектов ставятся достаточно четкие, но пути их осуществления настолько размыты, что не представляются возможными. Для достижения положительного результата реформы ЖКХ необходимым является создание новой эффективной модели по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства с учетом практических знаний и навыков, и обязательного дальнейшего осуществления ее пилотного проекта в отдельно взятом регионе (области, городе) с целью детальной отработки законопроектов сферы жилищно-коммунального хозяйства на практике прежде, чем они вступят в силу на всей территории Российской Федерации.
Также среди причин, по которым коммунальное хозяйство сегодня переживает кризис необходимо выделить не эффективность системы управления финансами, высокий уровень затрат коммунальных предприятий. В отросли отсутствуют экономические стимулы для снижения издержек, конкурентная среда до сих пор слабо развита. На сегодняшний день рыночные преобразования в ЖКХ большей частью проходят на бумаге. Однако современная реформа жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране ориентирована на рыночную экономику. Явным на сегодняшний день является и то, что лишь малое количество предприятий жилищно-коммунального хозяйства эффективно действуют в рыночных условиях. Их развитие тормозит как само несовершенство реформ, проводимых в России, так и нежелание населения принять данную реформу. В обществе до сих пор не сформировалось экономическое мышление, а ведь слово «экономика», впервые упоминающееся еще в IV веке до н. э., дословно переводится с древне греческого как управление
домашним хозяйством. Но собственники жилья не желают брать на себя ответственность и управлять своим имуществом, забыв вопрос китайского писателя и философа Хун Цзычен, прозвучавший в XVII веке: «Если в доме нет хозяина, и всем распоряжается слуга, то разве не воцарятся в нем бесовщина и помрачение?». Задумываясь над этим вопросом сегодня и понимая мудрость этого изречения, приходим к выводу, что основой эффективного развития сферы ЖКХ в сложившейся ситуации является общественная поддержка и привлечение населения к непосредственному участию в данной работе. Но общество индифферентно, оно не довольно сложившейся ситуацией, и проявляет лишь созерцательную позицию, ему по сей день чуждо чувство собственника. Хотелось бы заметить, что к изменению сознания населения не предпринимается требуемых мер, отсутствуют программы по воспитанию и обучению населения управления своим имуществом, необходимо информирование граждан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений в развитии отросли ЖКХ. Также недоверие граждан вызывает отсутствие полной информации о деятельности управляющих компаний, их стремление получить прибыль любой ценой разрушает инфраструктуру и жилищный фонд. Необходимо изменение законодательства в жилищно-коммунальной политике и государственное регулирование, а также контроль за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом нельзя воспринимать реформирование жилищно-коммунального хозяйства, как линейную функцию, как процесс, плавно протекающий во времени. Это сложная многоуровневая система взаимодействия всех компонентов ЖКХ, находящаяся в интенсивном процессе развития, для решения которой требуется комплексный подход с учетом всех накопившихся проблем данной отрасли.
До тех пор, пока не состоится «открытый диалог» между обществом и государством, не стоит ждать положительных результатов реформирования ЖКХ. Пока как в известной басне И.А. Крылова с трех сторон развитию реформы будут, препятствовать: граждане, равнодушно относящиеся к общему
имуществу, не желающие участвовать в управлении своей собственностью; управляющие компании, ставящие пред собой цель получить максимальный доход с минимальными затратами; и несовершенное законодательство, имеющее длительный путь развития, но сохраняющее массу пробелов препятствующих развитию реформы, кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства будет сохраняться.
Библиографический список:
1. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: http://wtiom.ru/index.php?id=159&page=1 (дата обращения 22.09.2014 г.).
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/housing/ (дата обращения 23.09.2014 г.).
3. Федеральный закон №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года.
4. Федеральный закон N 72 «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.
5. Официальный сайт департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса города Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru/ru/SitesDepartments/GovernsGKH/Rating.aspx. (дата обращения 19.09.2014 г.).
6. Официальный сайт администрации города Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru/ru/MPDevelopment/StrategyPlanning/. (дата обращения 13.09.2014 г.).
7. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ».
8. Федеральный закон №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 г.
9. Годовой отчет государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2012 год, утвержден-
ный наблюдательным советом государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 29 апреля 2013 года, протокол №36. С.89.
10. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.»: Утверждена распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р.