Практической реализацией мер по координации развития инфраструктуры обеспечения деятельности ТСЖ, на наш взгляд, должен заниматься региональный орган - министерство ЖКХ Республики Башкортостан - при активном взаимодействии с местными органами власти, бизнес-сообществом, товариществами собственников жилья. Основными функциями аппарата министерства ЖКХ РБ по данному направлению могут быть: анализ потребностей субъектов жилищного самоуправления в определенных услугах; мониторинг развития различных групп услуг для субъектов жилищного самоуправления; выявление проблем, препятствующих развитию услуг для субъектов жилищного самоуправления; содействие в расширении сети организаций инфраструктуры, обеспечивающих деятельность ТСЖ по территории республики (совместно с муниципальными образованиями); взаимодействие с профессиональными ассоциациями (бух-
галтеров, оценщиков, консультантов, юристов, преподавателей и т.д.), общественными организациями по вопросам совершенствования услуг для субъектов жилищного самоуправления; формирование организационно-экономических инструментов поддержки товариществ собственников жилья, других субъектов жилищного самоуправления; разработка целевых региональных программ поддержки жилищного самоуправления, создания благоприятных условий для развития товариществ собственников жилья.
Таким образом, эффективная государственная политика стимулирования создания ТСЖ и поддержки их деятельности должна обеспечить условия для развития общественного самоуправления в жилищной сфере, стать базисом реформы системы управления жилищной сферой, вывести ее на новый, качественный уровень.
Статья поступила 30.03.2015 г.
1. Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru (20.02.2015).
2. Агитаев Е.В. Реформе ЖКХ - 20 лет: каковы итоги? // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2013. № 7. С. 3-12.
3. Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. Екатеринбург: Институт частного права, 2006. 128 с.
4. Официальный сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору [Электронный ресурс]. URL: http://www.gzhirb.ru (12.02.2015).
5. Шомина Е.С. Жители и дома. М.: РИЦ Муниципальная власть, 1999. 266 с.
Библиографический список
6. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства // Официальный сайт Государственной корпорации [Электронный ресурс]. URL: http://www.reformagkh.ru/ (05.03.2015).
7. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции г. Москвы. Режим доступа: http://mgi.mos.ru/(07.03.2015).
8. Гавриленко И.Г. Совершенствование организационно-экономического обеспечения деятельности ТСЖ: дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2013.
9. Ахтариева Л.Г., Богданов А.В., Зайнашева З.Г. Развитие региональной рыночной инфраструктуры в современных условиях (теоретический и практический аспекты). Уфа: Уфимская гос. академия экономики и сервиса, 2007. С. 127.
УДК 332.81
О ПРОБЛЕМАХ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
1 9
© И.Г. Гавриленко1, А.И. Хисаева2
Уфимский государственный университет экономики и сервиса,
450078, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.
Проведен анализ ситуации в жилищной сфере России и Республики Башкортостан. Систематизированы основные проблемы, препятствующие эффективному управлению многоквартирными домами, развитию конкуренции, реформированию отрасли ЖКХ: пассивность собственников жилья, их нежелание вникать в процессы управления общим имуществом домовладения; несовершенство жилищного законодательства; нарушения и злоупотребления в финансовой сфере управления жилым фондом; изношенность жилого фонда, вопросы софинанси-рования капитального ремонта; неразвитость рынка профессиональных услуг в жилищной сфере, кадровый дефицит. Сформулированы приоритетные задачи по разрешению выявленных проблем. Констатируется тот факт, что модернизация сферы ЖКХ может эффективно осуществляться только при осознании каждым гражданином как своих прав, так и обязанностей по содержанию всего имущества, находящегося у него в собственности. Ключевые слова: реформа; многоквартирный дом; собственник; жилищная услуга; качество; тариф; общественный контроль; капитальный ремонт; кадры.
1 Гавриленко Ирина Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, тел.: 89093530433, e-mail: [email protected]
Gavrilenko Irina, Candidate of Economics of the Department of Regional Economy and Management, tel.: 89093530433, e-mail: [email protected]
2Хисаева Алия Инисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел. : 89872555512, e-mail: [email protected]
Khisaeva АНуа, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89872555512, e-mail: [email protected]
ON THE PROBLEMS IMPEDING EFFECTIVE APARTMENT BUILDING MANAGEMENT I.G. Gavrilenko, A.I. Khisaeva
Ufa State University of Economics and Service,
145 Chernyshevsky St., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450078, Russia.
The article has analyzed the situation in the housing sector of Russia and the Republic of Bashkortostan. It has systematized the main problems impeding effective management of apartment buildings, competition development and housing and communal services reform as follows: inactivity of homeowners, their reluctance to come into details of household common property management; imperfection of housing law; violations and abuses in the financial sector of housing management; deterioration of the housing stock; issues of major repairs co-financing; underdevelopment of the professional services market in housing; shortage of qualified staff. The priority tasks to solve the identified problems have been formulated. The authors emphasize the fact that effective implementation of housing and communal services modernization is subject to the awareness of every citizen of not only his rights but also responsibilities for his property maintenance.
Keywords: reform; apartment building; owner; housing service; quality; rate; public control; major repairs; personnel.
В последнее время много внимания уделяется вопросам ЖКХ и особенно повышению роли и активности граждан в вопросах управления, содержания МКД, наведения порядка в сфере предоставления коммунальных услуг, обеспечения «прозрачности» отрасли. Кроме Жилищного кодекса, требования к деятельности по управлению многоквартирными домами установлены рядом подзаконных актов:
- Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление от 13.08.2006 г. № 491).
- Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (постановление от 15.05.2013 г. № 416), которые содержат стандарты деятельности по управлению МКД.
- Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление от 03.04.2013 г. № 290).
- Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (постановление от 23.09.2010 г. № 731).
В 2013 г. утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере, в частности: профессиональный стандарт специалиста по управлению многоквартирным домом, профессиональный стандарт специалиста по управлению жилищным фондом, профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома, ряд других [4].
С сентября 2014 г. принят законопроект о введении обязательного лицензирования управляющих организаций многоквартирных домов. В соответствии с законом сформулированы требования к управляющим организациям (УО) для получения лицензии:
1. Регистрация соискателя на территории Российской Федерации.
2. Наличие квалификационного аттестата.
3. Отсутствие у должностного лица неснятой или непогашенной судимости.
4. Отсутствие соискателя в реестре лиц, у которых была аннулирована или дисквалифицирована лицензия на управление МКД.
5. Соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных законодатель-
ством РФ.
Все компании в РФ, управляющие многоквартирными домами, должны получить лицензию до 1 мая 2015 г. [1].
Принятые за последние годы правовые акты свидетельствуют об усилении административного контроля государства за деятельностью жилищных организаций. В правовых актах последних лет осуществлена регламентация требований к профессиональной подготовке управленцев в данной сфере.
В 2014 г. был принят закон о федеральной государственной единой информационной системе ЖКХ, которая стартует в 2016 г. ГИС ЖКХ будет обеспечивать сбор, обработку, хранение и предоставление информации о жилищном фонде РФ (в разрезе МКД), о предоставлении коммунальных услуг. Также в 2014 г. были внесены изменения в ст. 20 Жилищного кодекса РФ о повышения роли общественных организаций при осуществлении контроля в сфере ЖКХ. Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена пунктами о полномочиях общественных организаций при осуществлении общественного жилищного контроля [2].
В рамках модернизации сферы ЖКХ был принят закон о долгосрочном тарифном регулировании коммунальных услуг, об установлении предельных индексов роста коммунальных услуг и совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. Так, в настоящее время, Федеральная служба по тарифам устанавливает по каждому региону предельные индексы роста стоимости коммунальных услуг на 3-5 лет, глава региона может устанавливать предельные индексы роста стоимости коммунальных услуг по каждому муниципалитету.
В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект о повышении платежной дисциплины, который был внесен ввиду необходимости разрешения проблемы неплатежей за предоставляемые коммунальные услуги: образовавшаяся задолженность населения перед ресурсос-набжающими организациями составляет порядка 600 млрд рублей [10].
Федеральным законодательством в конце 2012 г. внесены изменения в ЖК РФ, суть которых заключается в создании механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Теперь на соб-
ственников жилых домов возложена обязанность ежемесячно перечислять взносы на капремонт общего имущества многоквартирного дома. Собственники должны решить, какая форма пополнения фонда капитального ремонта им более предпочтительна: перечисление взноса на расчетный счет кредитной организации региона или отчисления в централизованную систему капитального ремонта региона (регионального оператора). Например, в Республике Башкортостан была создана некоммерческая организация Фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан». Цель деятельности подобного оператора - осуществлять консолидацию средств и проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
По словам Министра ЖКХ Республики Башкортостан, система капитального ремонта существовала в регионе до 2008 г: плата за капитальный ремонт включалась в общий платеж за жилищно-коммунальные услуги. Благодаря этому только в Уфе с 2006 г. удалось отремонтировать до 1000 домов [9]. Однако подобная ситуация сложилась далеко не во всех городских округах и муниципальных образованиях. Поэтому принятие соответствующих законодательных поправок является для республики весьма актуальным.
В конце 2011 г. в республике начал реализовы-ваться план мероприятий по созданию благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья [3]. План состоит из 8 мероприятий, направленных на информационно-методическую поддержку собственников в создании ТСЖ и оказание образовательной помощи руководству ТСЖ, что, на наш взгляд, говорит об ограниченности подхода регионального законодателя к обеспечению благоприятных условий для деятельности товариществ собственников жилья.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на положительные результаты в области развития рыночных механизмов в жилищной сфере муниципальных образований республики, достигнутые региональными и местными властями, в большинстве случаев практика реформирования ЖКХ не приносит желаемого результата и не способствует развитию эффективной системы управления многоквартирными домами.
Так, если в 2012 г. Жилищной инспекцией РБ в
ходе инспекционных проверок выявлено 26 725 нарушений в области технического обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг, то в 2014 г. - около 50 000. [8]. Значительно возросло число жалоб на работу отрасли. За 2014 г. в Госжи-линспекцию РБ поступило 12 100 обращений от физических и юридических лиц, органов исполнительной власти, средств массовой информации, в 2012 г. данный показатель составил 9920 [8].
Из выявленных нарушений:
43% касаются нарушений со стороны управляющих компаний;
38% относятся к неправомерному начислению платы за жилищные и коммунальные услуги;
11% приходятся на нарушения при предоставлении коммунальных услуг (по качеству, срокам, объему);
8% составляют прочие, которые включают в себя состояние придомовой территории, санитарную очистку, уборку снега и т.п. (рис. 1).
По данным ВЦИОМ, в 2013 г. россияне 12 раз подряд (ежемесячно) темой номер один называли проблему ЖКХ [5].
Тем не менее, как показывают результаты опроса, участие населения в реализации основных направлений реформы отрасли ЖКХ, формировании института ответственного собственника жилья по-прежнему остается на крайне низком уровне. В частности, только 6% опрошенных участвовали в создании ТСЖ, 6% участвуют в выборе управляющей организации по обслуживанию своего дома, и лишь 3% контролируют деятельность управляющей компании [5]. Наибольший интерес у населения по-прежнему вызывает тема снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги -56%.
Исходя из анализа сложившейся ситуации, к основным проблемам отрасли можно отнести следующие:
1. Пассивность собственников жилья, явно выраженная ориентация на перекладывание ответственности за состояние жилищной сферы на органы власти. Отсутствие энтузиазма населения к самоорганизации объясняется рядом причин объективного и субъективного характера. Это правовой нигилизм собственников
Нарушения при предоставлении коммунальных услуг 11%
Другие вопросы
8%
Неудовлетворите льная работа управляющих компаний 43%
Начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги 38%
Рис. 1. Структура поступивших в Госжилинспекцию РБ обращений о нарушениях прав потребителей в ЖКХ за 2014 г.
жилья, высокий уровень износа жилищного фонда и коммуникаций, неразвитость инфраструктуры жилищных услуг, чрезмерная «забюрократизированность» сферы управления жилищным фондом, социально-имущественное неравенство жителей МКД, отсутствие подготовленных специалистов, большое количество случаев мошенничества с финансовыми средствами граждан и ряд других [6]. Все это негативно сказывается на процессе выработки согласованных решений собственниками помещений в одном доме, зачастую приводит к конфликтам.
Собственники жилья должны понимать, что результатом их равнодушия будет необоснованная плата за жилищные и коммунальные услуги, ветшание общего имущества дома, неблагоустроенность придомовой территории.
2. Несовершенство жилищного законодательства, непрописанность ряда положений относительно управления многоквартирными домами, что приводит к разночтению их собственниками жилья, УК, ТСЖ, коммунальными предприятиями и, как следствие, к большому количеству нарушений, злоупотреблений и конфликтов.
3. Неэффективность расходования финансовых средств, нарушения и злоупотребления, выявленные в финансовой сфере управления жилым фондом, к которым относят:
- несвоевременный расчет с поставщиками ресурсов;
- нецелевое расходование средств;
- мошенничество, хищения.
Согласно утвержденному стандарту раскрытия информации управляющая компания, ТСЖ обязаны разместить на сайте (своем или муниципалитета) полную информацию о предоставляемых услугах, а также отчет о проделанной работе с указанием, на что потрачена каждая копейка, собранная с жильцов за оказание жилищно-коммунальных услуг [8].
В настоящее время многие управляющие компании, ТСЖ Республики Башкортостан подобные сайты
создали (на сегодня, информацию раскрыли 98% организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и 91% ТСЖ), однако на подобных сайтах зачастую представлены обобщенные, трудно читаемые и трудно проверяемые данные.
4. Несовершенство тарифной политики. В общественном сознании жилищно-коммунальная реформа в настоящее время ассоциируется в первую очередь с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг без сколько-нибудь существенного улучшения их качества. За последние 5 лет тарифы в сфере ЖКХ выросли в среднем 2,5 раза, и сегодня расходы на жилищно-коммунальные услуги составляют более 10% от совокупного дохода российской семьи (таблица) [7].
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за жилищные услуги должен устанавливаться исключительно на общем собрании собственников помещений по предложенному управляющей организацией перечню работ и услуг. Но в нарушение Жилищного кодекса продолжается практика применения управляющими организациями тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, установленных для муниципального жилья органами местного самоуправления, без учета реального объема выполняемых в каждом доме работ и предоставляемых услуг.
Кроме того, комплекс проблем, связанных с необоснованностью начисления платы на общедомовые нужды, возник после принятия Постановления Правительства РФ № 354.
5. Техническое состояние, изношенность жилого фонда. Жилищный фонд Республики Башкортостан характеризуется следующими показателями: 89 млн м2 жилых помещений, 70 тыс. ед. МКД. Общая площадь ветхих и аварийных жилых домов - более 1,0 млн м2, из них 330 тыс. м2. аварийных, подлежащих сносу. Значительную часть МКД (более 41%) составляют дома, построенные 40 и более лет назад (рис. 2).
Стоимость жилищно-коммунальных услуг в Республике Башкортостан, руб./1 чел./мес.
Услуги Стоимость услуг по годам
2000 2005 2010 2011 2012 2013
Стоимость жилищно-коммунальных услуг, в том числе: - жилищных услуг - коммунальных услуг 191,17 65,85 125,32 510,36 121,68 388,68 958,59 298,94 659,65 1159,66 347,61 812,05 1213,11 359,97 853,14 1331,77 391,03 940,74
1971 -1995гг. 43,0%
до 1945гг. 1995г.
2,1% 28,2%
Рис. 2. Распределение общей площади жилых помещений по годам постройки (на конец 2013 г. ; % к итогу) [7]
В неотложном капитальном ремонте нуждаются более 10 тыс. (47%) МКД Республики Башкортостан общей площадью 25 млн м2, на что требуется по ценам 2013 г. более 35 млрд руб. Информация о количестве МКД в городских округах республики, требующих капитального ремонта, по состоянию на 1 января 2014 г. приведена на рис. 3.
ной сфере муниципальных образований РБ, должны быть:
1. Информирование собственников о важнейших аспектах реформы ЖКХ, вовлечение гражданина-собственника в процесс управления жилищным фондом, стимулирование создания товариществ собственников жилья.
Количество МКД, требующих кап. ремонта, ед.
ГО г. Стерлитамак РБ ГО г. Сибай РБ ГО г. Салават РБ ГО г. Октябрьский РБ ГО г. Нефтекамск РБ ЗАТО Межгорье ГО г. Кумертау РБ ГО г. Агидель РБ ГО г. Уфа РБ
Ъ 784
3389
=2=
=2=
0
500
1000
1500
2000
2500
3000
3500
Рис. 3. Количество многоквартирных домов в городах РБ, требующих капитального ремонта
(по состоянию на 1 января 2014 г.)
Однако следует отметить, что среди населения наблюдается паритетная тенденция в вопросах финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. 52% россиян, считают, что основное бремя оплаты капитального ремонта жилых домов должно нести государство и только 8% считают, что это прямая обязанность собственников жилья [5].
5. Неразвитость рынка профессиональных услуг в жилищной сфере. Одной из основных проблем, препятствующих внедрению и эффективному функционированию рыночных механизмов в жилищной сфере, является недостаток квалифицированных управленческих кадров. Между спросом и предложением на рынке профессиональных менеджеров в ЖКХ огромный разрыв. Низкая заработная плата в отрасли - в среднем 13,5 тыс. руб. в месяц - и отсутствие профильных специальностей в учебных заведениях республики негативно отражаются на эффективности работы отрасли.
Таким образом, приоритетными задачами, решение которых позволит сформировать условия для развития эффективного, конкурентного рынка в жилищ-
2. Развитие конкуренции в данном секторе, в том числе за счет привлечения в него частных организаций, поддержки малого предпринимательства, устранения административных барьеров.
3. Мониторинг управляющих жилищных организаций, повышение эффективности контроля, в том числе общественного, над их деятельностью.
4. Совершенствование тарифного регулирования организаций жилищно-коммунального комплекса.
5. Создание рациональной структуры и оптимального уровня потребления топливно-энергетических ресурсов, внедрение современных энергоресурсосберегающих, малоотходных технологий.
6. Активная информационно-разъяснительная работа с населением о региональных операторах капитального ремонта многоквартирных домов, целях и задачах их создания и функционирования.
7. Разработка региональной концепции формирования и развития кадрового потенциала отрасли ЖКХ.
Реализация вышеуказанных задач позволит обеспечить комфортные условия проживания граждан в многоквартирных домах, качество, надежность и доступность жилищно-коммунальных услуг.
Статья поступила 27.03.2015 г. Библиографический список
1. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ № 255-ФЗ от 21.07.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (20.03.2015).
2. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: федер. закон РФ от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru (22.03. 2015).
3. О создании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья»: постановление Правительства РБ от 29 дек. 2011 г. № 512 [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (25.032015).
4. Профессиональные стандарты для работников ЖКХ. Разработаны, утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov (20.03.2015).
5. Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru (26.03.2015).
6. Гавриленко И.Г. Совершенствование организационно-экономического обеспечения деятельности ТСЖ: дис. . канд. экон. наук. Уфа, 2013. 147 с.
7. Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан: стат. сб. Уфа: Башкортостанстат, 2014 г. 89 с.
8. Официальный сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору [Электронный ресурс]. и^: http://www.gzhirb.ru (25.03.2015).
9. Стенограмма совещания по вопросам реформирования
жилищно-коммунального хозяйства РБ (23.06.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://mgkhrb.ru (24.03.2015) 10. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. URL: http://www.reformagkh.ru/ (23.03.2015).
УДК 339.13.016
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
л
© И.В. Гимельштейн1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Анализируется инновационная деятельность предприятия с позиции целей управления и их взаимосвязи с системами управления инновационной деятельностью. Рассматриваются особенности формирования систем управления на предприятиях, внедряющих инновации. Проведенный анализ показал, что традиционная структура не позволит предприятию стать в высокой степени инновационным, то есть изменяться постоянно. Предложена методика формирования структуры управления предприятием в соответствии с типом его инновационной активности, проведено структурирование этапов построения системы управления для различных предприятий. Ключевые слова: инновационная деятельность; цели управления инновационной деятельностью; система управления инновационной деятельностью; организационная структура управления.
INNOVATIVE ENTERPRISE MANAGEMENT ORGANIZATIONAL STRUCTURE FORMATION I.V. Gimelstein
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article analyzes the innovative activities of enterprises in terms of management objectives and their relationship with innovation management systems. It discusses the formation features of management systems at the enterprises introducing innovations. The conducted analysis has shown that the traditional structure will not allow enterprises to become highly innovative, that is to change continuously. The authors propose a technique for enterprise management structure formation considering the type of its innovative activity and conduct the structuring of the stages of building management systems for various enterprises.
Keywords: innovative activities; goals of innovation management; innovation management system; management organizational structure.
Повышение конкурентоспособности предприятия путем внедрения инноваций в современных условиях подразумевает не разовые инновации, а системные и непрерывные. Осуществление инноваций от случая к случаю неэффективно. Эффективный инновационный процесс - это постоянное совершенствование производства, финансирования, сбыта и других направлений деятельности, а не только маркетинговая политика и товарные новинки. Важнейшим условием успеха на рынке является адекватная деятельности организационная структура, и, если предприятие постоянно изменяется, его структура должна соответствовать этому. Поэтому вопросы формирования и разработки внутренних структур предприятия очень актуальны для перехода нашей страны на инновационный путь развития [1-4].
Организационная структура - это инструмент для управления и координации всех видов деятельности компании. Данные виды деятельности часто включа-
ют: рабочие циклы (кто и в какой последовательности выполняет определенные виды работ); принципы и модели взаимодействия сотрудников и подразделений в процессе выполнения работ; границы полномочий и ответственности.
Не существует универсальных организационных структур, которые бы подходили для всех предприятий. Традиционно в организационных структурах существовала вертикаль управления, формальные принципы взаимодействия подразделений и формальные зоны ответственности. Предприятия относились к департаментам в соответствии с видом выполняемых работ, типами продуктов и рынков сбыта, географией рынков и другими признаками. Функциональная (или традиционная) структура очень распространена, так как имеет ряд преимуществ: структурирована для распределения задач, требует минимум затрат для внедрения, предусматривает карьерное развитие сотрудников.
1 Гимельштейн Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.89148862144, e-mail: [email protected]
Gimelstein Irina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89148862144, e-mail: [email protected]