Научная статья на тему 'Развитие товариществ собственников жилья как индикатор уровня вовлеченности жителей в управление своей недвижимостью'

Развитие товариществ собственников жилья как индикатор уровня вовлеченности жителей в управление своей недвижимостью Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
572
116
Поделиться
Ключевые слова
МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ / ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Гавриленко И. Г.

В данной статье рассматриваются товарищества собственников жилья (ТСЖ) как наиболее перспективная форма управления многоквартирными домами. Показана их роль в формировании института самоуправления в жилищной сфере, вовлечении собственников в управление своей недвижимостью, повышении эффективности содержания и эксплуатации жилищного фонда. Особое внимание уделяется анализу проблем, возникающих в результате деятельности товариществ собственников жилья в современных условиях. Выявлены факторы, препятствующие массовому созданию и успешному функционированию ТСЖ. Доказана необходимость системных усилий по разрешению названных противоречий и проблем.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Гавриленко И.Г.,

DEVELOPMENT OF ASSOCIATIONS OF OWNERS OF HOUSING AS THE INDICATOR OF LEVEL OF THE INVOLVEMENT OF INHABITANTS IN MANAGEMENT OF THE REAL ESTATE

In this article the association of owners of housing (AOH) as the most perspective form of government are considered by apartment houses. Their role in formation of institute of self-government in the housing sphere, involvement of owners in management of the real estate, increase of efficiency of the contents and operation of housing stock is shown. The special attention is paid to the analysis of the problems resulting activity of associations of owners of housing in modern conditions. The factors interfering mass creation and successful functioning of condominium are revealed. Need of system efforts on permission of the called contradictions and problems is proved.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие товариществ собственников жилья как индикатор уровня вовлеченности жителей в управление своей недвижимостью»

посетителей федеральных государственных учреждений культуры, расположенных в Москве: в целом

- 81,4% (в музеях - 81,5%, в библиотеках - 78,5%, в театрах - 84 %, в филармониях - 77,7 %). В опросе приняли участие 2087 посетителей и 382 работника учреждений культуры федерального ведения, расположенных в Москве (библиотек, музеев, театров, филармоний). Об этом: Сидоренко С.В., Тарасова Н.А. Мониторинг как инструмент оценки качества услуг. Технология расчета коэффициента удовлетворенности потребителей с целью корректировки аспектов деятельности учреждений культуры // [Институт экономики и социальной политики, 2007] 1ЖЬ: http://www.inesp.ru/directions/social/ риЬНсайопз/риЬПсайог^ск^аП.рЬр9!0=678 (дата обращения 14.03.2013).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2606-р «Об утверждении Плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (вместе с Планом мероприятий («дорожная карта»).

Список литературы:

1. Абидуева Е.В. Актуальные проблемы применения программно-целевого метода регулирования дея-

тельности в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2013. - № 1. - С. 69.

2. Актуальные проблемы культурной политики современной России / Ред.-сост. Б.Ю. Сорочкин. - М.: ЛЕНАНД, 2008. - 256 с. - С. 172-174.

3. Карпова Г.Г. Государственное управление и общественные приоритеты в сфере культурной политики // Журнал исследований социальной политики. -Том 7. - № 1.-С. 11.

4. Рубинштейн А.Я. Нужна ли культура власти? Доклад на заседании Аналитического совета Фонда «Единство во имя России», 21 сентября 2005 г. -иЯЬ: http://www.fondedin.ru/dok/doc210905.pdf (дата обращения 16.03.2013).

5. Рубинштейн А.Я, Сорочкин Б.Ю. Культура между государством и рынком // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 7. - С. 17.

6. Сорочкин Б.Ю., Рубинштейн А.Я., Дудкина Е.А. и др. Научный доклад «Экономические основы культурной политики в современной России». - М., 2006.

7. Фрей Б. Государственная поддержка и креативность в искусстве: новые соображения // Экономика современной культуры и творчество: сб. ст.; пер. с англ. - М.: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2006. - С. 399.

Гавриленко И.Г.

старший преподаватель кафедры «Региональная экономика и управление » Уфимского государственного университета экономики и сервиса,

Россия, г. Уфа

УДК 332.871.1 -048.78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

В данной статье рассматриваются товарищества собственников жилья (ТСЖ) как наиболее перспективная форма управления многоквартирными домами. Показана их роль в формировании института самоуправления в жилищной сфере, вовлечении собственников в управление своей недвижимостью, повышении эффективности содержания и эксплуатации жилищного фонда. Особое внимание уделяется анализу проблем, возникающих в результате деятельности товариществ собственников жилья в современных условиях.

Выявлены факторы, препятствующие массовому созданию и успешному функционированию ТСЖ. Доказана необходимость системных усилий по разрешению названных противоречий и проблем.

Ключевые слова: многоквартирный дом, товарищества собственников жилья, жилищные услуги, управление, реформирование.

DEVELOPMENT OF ASSOCIATIONS OF OWNERS OF HOUSING AS THE INDICATOR OF LEVEL OF THE INVOLVEMENT OF INHABITANTS IN MANAGEMENT OF THE REAL ESTATE

In this article the association of owners of housing (AOH) as the most perspective form of government are considered by apartment houses. Their role in formation of institute of self-government in the housing sphere, involvement of owners in management of the real estate, increase of efficiency of the contents and operation of housing stock is shown. The special attention is paid to the analysis of the problems resulting activity of associations of owners of housing in modern conditions. The factors interfering mass creation and successful functioning of condominium are revealed. Need of system efforts on permission of the called contradictions and problems is proved.

Key words: apartment house, associations of owners

За последние 20 лет произошла существенная трансформация системы управления и обслуживания жилищного фонда. Отправной точкой преобразований стал процесс приватизации жилья, который начался в России в 90-х годах прошлого столетия.

Если в начале 1990-х годов 90% всего жилищного фонда страны принадлежало государству и муниципалитетам, то на конец 2011 года почти 85 % жилищного фонда является частным. В Республике Башкортостан доля частного жилья в 1990-м году составляла 41 %, а в 2011 году - 90 %, что выше среднестатистического российского уровня [1].

Трансформация прав собственности привела к появлению многомиллионного класса собственников жилья. Существенно изменилась и роль населения в системе ЖКХ - от нанимателя жилья, покрывавшего лишь 10% от их фактической стоимости, к основному плательщику жилищно-коммунальных услуг [2]. В настоящее время жители оплачивают все 100% средств, необходимых для содержания жилья. Кроме того, собственники, полностью оплачивая жилищно-коммунальные услуги, становятся их заказчиками и оценщиками качества.

Однако статус собственника жилья наделяет его обладателя не только правами, но и определенными обязанностями. Основной такой обязанностью является управление своей недвижимостью, включая общее имущество в многоквартирном доме (МКД). Действующим жилищным законодательством на собственников помещений возложена обязанность содержания и ремонта не только своих квартир, но и общего имущества в доме. На практике население, по причинам неосведомленности, инертности, незаинтересованности и занятости уклоняясь от участия в собраниях жильцов, «перепоручает» принятие решений посторонним, не заинтересованным в сохранении

of housing, housing services, management, reforming.

чужой собственности структурам. Напомним, Жилищный кодекс РФ устанавливает, что собственники помещений многоквартирных домов обязаны выбрать способ управления этими домами, если же в течение года волеизъявления жильцов не произошло, органы местного самоуправления обязаны провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, которая будет управлять домом [3, ст. 161].

На данный момент сложилась ситуация, когда в отдельно взятом многоквартирном доме может быть представлено несколько собственников - физические и юридические лица, частные собственники и муниципалитет (в виде собственников неприватизированных квартир). Вместе с тем большинство домов остается в ведении муниципалитета (реорганизовавших МУПы и ГУПы в ОАО и ООО) и обслуживается победившими на городском конкурсе подрядными организациями. Необходимо отметить, что в большинстве случаев подобная практика реформирования ЖКХ не приносит желаемого результата и не способствует развитию эффективной системы управления жилищным фондом.

В последнее время резко возросло число жалоб на работу отрасли. Так, за 2012 год в Госжилинспекцию РБ поступило 9 920 обращений от физических, юридических лиц, органов исполнительной власти, средств массовой информации, что на 58 % больше, чем за аналогичный период 2011 года (см. табл., рис. 1, 2) [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистические данные по республике свидетельствуют о том, что на одно проверенное жилое здание в среднем приходится 5,2 факта нарушений, в ряде многоквартирных домов при инспектировании выявляются до 15 и более нарушений как по технической неисправности конструкций и инженерных систем, так и некомплектности технической документации.

Ситуация в жилищной сфере Республики Башкортостан, по данным Государственной жилищной инспекции

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Выявлено нарушений в жилищной сфере 18282 24047 38145 42326 48567

Обращения граждан, физических, юридических лиц, органов исполнительной власти РФ и РБ, средств массовой информации по защите прав потребителей в сфере жилищного законодательства 990 2754 4268 6315 9920

200» г

2Q09 г.

2010 Г.

2011 Г,

2012 Г,

йВыяепено н<ц>ушвниЛ в *нтарой сф*Н

■ 06рлщ#нне флждлн па э.ицнт# гф.ів погрсіішсгнГі ІІШІНЦНІІИ /слуг

Рис. 1. Динамика выявленных нарушений в жилищной сфере РБ

Н-1|»ДОЄНІ1Я ЩИ! предаст^ пешш мшцунлпьных У<ЛУ

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дгутк* вепрсчы S4

НЄУД0ВЛЄ1ЄЛ||||1Є ЛЬН-14 П<1ПОТ,1 УП|1<1ВЛЯЮЩНХ

компаний

И.ППСЛ«Н|№ ппчиы 1л :кнпче

помещение и коиыунальньн услуги

384

Рис. 2. Структура поступивших в Госжилинспекцию РБ обращений о нарушениях прав потребителей в ЖКХ за 2012 г.

Более 42 % многоквартирных домов республики имеют износ свыше 30% и нуждаются в капитальном ремонте. На эти цели, по оценке специалистов, требуется около 30 миллиардов рублей [5].

Названные факты свидетельствуют о том, что на современном этапе реформы ЖКХ к числу важнейших проблем относится неэффективность содержания и эксплуатации жилищного фонда. Во многом это связано с отсутствием подлинного участия населения в управлении своими домами, разрозненностью собственников жилья и отсутствием системного контроля качества работ и услуг. Приватизация квартир в многоквартирных домах еще не сделала их обладателей эффективными собственниками. Несмотря на ежегодный

рост жалоб, собственники по-прежнему практически не участвуют в управлении своим имуществом. К примеру, не приходят на общее собрание, даже если решается вопрос о проведении капитального ремонта или отстранении управляющей компании от управления домом.

В связи с этим первостепенное значение сегодня имеет развитие общественного самоуправления в жилищной сфере, обеспечение непосредственного участия собственников жилья в управлении собственной недвижимостью.

Организация самоуправления жильцов оценивается как эффективная мера реформирования жилищной сферы, так как домовладельцы приобретают реальную возможность:

- непосредственно участвовать в принятии совместных решений по вопросам управления общим имуществом дома;

- контролировать объем и качество оказанных услуг;

- определять первоочередность мер по обслуживанию дома и благоустройству придомовой территории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- влиять на тарифную политику управляющих компаний и ряд других.

Кроме того, развитие жилищного самоуправления

- важный ресурс формирования у людей чувства подлинного хозяина, их сопричастности к общественно-политическим процессам, что является необходимым условием становления гражданского общества, развития демократии и самоуправления в России [6]. Все это позволит снизить бюджетную нагрузку местных администраций по расходам на содержание жилищного фонда, усилить конкуренцию в отрасли, контролировать и пресекать факты мошенничества и нецелевого расходования финансовых средств.

Анализ показывает, что развитие общественного самоуправления в жилищной сфере наиболее

эффективно достигается при управлении общим имуществом МКД товариществами собственников жилья. Товарищество собственников жилья

- некоммерческая организация, создаваемая для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения.

В России первые ТСЖ возникли в начале 1990-х гг., но до 2008 года процесс их создания шел крайне медленно и лишь с принятием Федерального закона № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 г. заметно ускорился. В соответствии с названным законом одним из важнейших критериев эффективности работы регионов в реформировании ЖКХ, возможности получения ими государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта жилых домов является рост числа ТСЖ (доля ТСЖ как способа управления многоквартирными домами должна составлять от 5-20%) [7, ст. 14]. С 2008 по 2011 год количество ТСЖ как в России, так и в Республике Башкортостан увеличилось более чем в 3 раза (рис. 3) [8].

Дома, управляемые ТСЖ в РФ. РБ (%)

Рис. 3. Динамика создания ТСЖ в РФ, РБ

■РБ

Доля ТСЖ в управлении многоквартирными домами по России составляет около 14%, наблюдается существенная региональная дифференциация данного показателя (рис. 4). Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, в Мордовии и Татарстане доля ТСЖ составляет 36,54 и 31,95 %, а в Республике Тыва и Иркутской области - 2,77 и 4,04% соответственно. В Республике Башкортостан на конец 2012 года товариществами собственников жилья управлялось 19,5 % (3 889) домов [8].

Значительный рост количества ТСЖ в 2009-2011 годах, как показала практика, в большинстве случаев не являлся следствием активности собственников и их стремлением к самоорганизации. Основными факторами данного процесса стали «активная деятельность» региональных и местных органов вла-

сти (в стремлении получить государственное софи-нансирование капитального ремонта жилья), а также несовершенство жилищного законодательства. Например, при строительстве многоквартирного дома, до середины 2011 года, компания-застройщик могла создать свою обслуживающую организацию или организовать формальное товарищество собственников жилья (ТСЖ), передав им в управление дом.

К концу 2010 года в контролирующие органы регионального и федерального уровней, средства массовой информации, суды стали поступать многочисленные обращения, жалобы и иски граждан на создание липовых ТСЖ, мошенничество в данной сфере. Отмечались случаи, когда в многоквартирных домах создавались товарищества собственников жилья, но об их создании жильцы, как правило, узнавали

Дома, управляемые ТСЖ, 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Башкортостан

Чувашская Республика

ювская область

Самарская область _—— Пензенская область

Пермский край

Рис. 4. Развитие ТСЖ в регионах Приволжского ФО

Ульяновская ооласть

Респуолика Марий Эл

Удмуртская Республика

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Нижегородская ооласть

Саратовская область

Оренбургская область

уже после того, как эти ТСЖ были созданы, более того, после того, как прошел положенный по закону полугодовой срок для опротестования этого решения. В данных случаях никто не проводил никаких собраний жильцов, а просто готовился полностью «липовый» комплект документов для регистрации фиктивного ТСЖ. По данным Госжилинспекции г. Москвы, почти половина (45 %), а именно 3 685 из 8 148 товариществ собственников жилья, зарегистрированных в столице на начало 2012 года, оказались фиктивными и были ликвидированы [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немало примеров, когда в реально созданных и действующих ТСЖ у председателей (как правило, это энтузиасты-пенсионеры, отставные военные, бывшие работники бюджетной сферы и т. п.) отсутствовали опыт и квалификация, необходимые для выполнения всего набора функций управления многоквартирными домами. В итоге деятельность таких ТСЖ сопровождалась низким качеством, ростом убытков и нерациональным расходованием средств и, как следствие, жалобами и недовольством жильцов.

В связи с повсеместным созданием ТСЖ стала актуальна проблема мошенничества и злоупотреблений в этой сфере. Ценность для мошенников представляет общее имущество многоквартирного дома, а также бюджет товарищества, месячный размер которого в многоэтажном доме достигает нескольких миллионов рублей в месяц. Завладев этими средствами, недобросовестные председатели ТСЖ распоряжаются ими в своих целях, а не на благо дома и жильцов. По оценкам специалистов, ежегодная сменяемость председателей правлений ТСЖ достигает 35-40%. Одни уходят сами, других сменяют бесконфликтно, третьих привлекают к уголовной ответственности за нанесение материального ущерба собственникам помещений.

Названные факты не способствуют популяризации в обществе института ТСЖ как формы управления многоквартирными домами, дискредитируют его цели и задачи.

За прошедший период появилось большое количество публикаций, отражающих мнение специалистов-практиков, собственников жилья, аналитиков, региональных и муниципальных руководителей, по вопросам деятельности ТСЖ, их преимуществ и недостатков, проблемам организации и деятельности, судебной практике. На основе исследованного материала выявлены факторы, влияющие на развитие товариществ собственников жилья (рис. 5).

Институционально-правовые факторы. Принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, контроля законности их создания и деятельности, иные программно-целевые документы.

Финансово-экономические факторы. Предоставление товариществам собственников жилья бюджетной поддержки на проведение капитального ремонта дома целевых субсидий на модернизацию и ресурсосбережение; софинансирование затрат по методическому и информационному обеспечению работы по подготовке кадров для ТСЖ, а также расходов, связанных с приобретением информационных и методических материалов по вопросам создания и деятельности ТСЖ.

Административно-организационные факторы. Стимулирование и поддержка ТСЖ на начальном этапе их создания и функционирования путем упрощения процедур создания товариществ собственников жилья; обеспечение инвентаризации и паспортизации общего имущества многоквар-

Рис. 5. Факторы, влияющие на развитие товариществ собственников жилья

тирных домов; формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома; образование ассоциаций, партнерств, союзов собственников жилья и т. п.

Инфраструктурные факторы. Развитие рынка ориентированных на ТСЖ услуг: ремонтных, инжиниринговых, страховых, бухгалтерских, биллинговых, банковских, подготовки и переподготовки кадров для ТСЖ; проведение финансовых и технологических ревизий хозяйственной деятельности ТСЖ и ряд других [10].

Информационные факторы. Создание системы информационного и консультационно-методического обеспечения собственников жилья, членов ТСЖ, инициативных групп и т. п., деятельности по управлению собственной недвижимостью. Например, разработка и опубликование типовых форм и инструкций по организации деятельности ТСЖ, хранению и предоставлению связанной с управлением многоквартирным домом информации, управленческому консалтингу в ТСЖ и ряд других. Опыт показывает, что профессиональное системное информирование жителей является одной из важнейших составляющих жилищного просвещения, преодоления жилищной неграмотности [2].

Соцналъно-пснхологнческне факторы. Развитие социальной активности собственников жилья, формирование благоприятного микроклимата в многоквартирном доме, основанного на взаимном уважении, доверии, терпимости, конструктивном взаимодействии между жильцами с различным социальным статусом и экономическим положением.

Технологические факторы. Характеристика жилого дома и коммуникаций по техническому состоянию, году постройки, степени износа, экологичности и безопасности проживания, наличию ресурсосберегающих технологий и т. п.

В 2011 году были внесены изменения в действующее жилищное законодательство (Федеральный

закон № 123 от 4 июня 2011 г.), расширяющие полномочия государственных органов в части контроля за правомерностью создания, деятельности, соблюдением стандарта раскрытия информации ТСЖ и управляющих компаний [11]. До 1 марта 2013 года Государственные жилищные инспекции должны проверить законность создания всех уже существующих ТСЖ. Раньше действенным, но длительным способом выяснения законности работы ТСЖ являлся только суд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во исполнение ФЗ № 123 и Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 [12], Госжилинспекцией РБ в 2012 г. осуществлена проверка 1 844 ТСЖ, действовавших на территории республики, в 1295 ТСЖ (70 %) выявлены нарушения требований законодательства. В суд направлены иски о ликвидации 232 ТСЖ, самоликвидировались 150 товариществ [4].

Сегодня как в научной литературе, так и в средствах массовой информации значительное внимание уделяется анализу деятельности объединений собственников жилья и конкретно - ТСЖ в современном российском обществе, проблемам их эффективного функционирования и организации. В целом у экспертов имеется общее, во многом совпадающее представление об особенностях и характере стоящих перед товариществами собственников жилья проблем, стратегии их дальнейшего развития как института самоуправления в жилищной сфере. Товарищества собственников жилья, несмотря на выявленные негативные моменты, называют наиболее демократичным, прозрачным и перспективным способом управления многоквартирными домами [13]. Создание ТСЖ позволяет наиболее полно реализовать права собственников по управлению и распоряжению общей собственностью, делает более прозрачной схему поступления и расходования средств жильцов, создает благоприятные возможности для привлечения инвестиций и улучшения условий проживания.

В качестве приоритетных направлений стимулирования создания товариществ собственников жилья и их поддержки можно предложить следующее:

- обеспечение прозрачности норм и механизмов предоставления товариществам собственников жилья бюджетной поддержки на проведение капитального ремонта дома, целевых субсидий;

- мониторинг деятельности ТСЖ, внедрение рейтинговых показателей их эффективности; разработку системы поощрения лучших товариществ путем преимущественного участия в различного рода городских и районных программах;

- определение и реализацию стратегических задач по подъему уровня квалификации и компетентности руководителей ТСЖ, членов правления;

- активизацию информационно-разъяснительной, просветительской работы с населением;

- популяризацию лучшего опыта российских регионов по внедрению некоммерческих, основанных на самоуправлении форм управления жильем;

- создание и развитие инфраструктуры услуг для товариществ собственников жилья в рамках целевых региональных и муниципальных программ поддержки ТСЖ (по опыту ряда регионов и муниципальных образований РФ);

- совершенствование механизмов контроля за деятельностью ТСЖ с целью предупреждения недобросовестных действий и злоупотреблений со средствами граждан.

Для создания и эффективной деятельности ТСЖ как института самоуправления в жилищной сфере необходим комплексный, системный подход региональных и муниципальных властей. Такой подход должен быть основан на диагностировании указанных факторов, определении степени их влияния на ход реализации реформ в жилищной сфере, разработке и принятии целевых программ поддержки объединений собственников жилья городов и муниципальных образований Республики Башкортостан.

Статья выполнена в рамках исследования при финансового поддержке РГНФ, научно-исследова-телъского проекта РГНФ «Управление развитием деловой активности населения в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, проект № 12-12-02016».

Список литературы:

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bashstat.ru/.

2. Шомина Е.С. Трансформация жилищной сферы и новые задачи жилищного просвещения в России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ Е.С. Шомина. Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». - Режим доступа: http://www.evestnik-mgou.ru.

3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, с изменениями от 29.06.2012 № 96-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.

4. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции по Республике Башкортостан. - Режим доступа: http://www.gzhirb.ru.

5. Официальный сайт Министерства ЖКХ Республики Башкортостан. - Режим доступа: http://mgkhrb.ru.

6. Гавриленко И.Г. Развитие деловой активности населения через формирование института самоуправления в жилищной сфере/ И.Г. Гавриленко. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов / - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - С. 11-21.

7. Федеральный закон от 21 июля 2007 года№ 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.

8. Официальный сайт Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». - Режим доступа: http:// www.reformagkh.ru/.

9. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции г. Москвы. - Режим доступа: http://mgi. mos.ru/.

10. Исаева Н.В. Инфраструктурное обеспечение развития деловой активности населения в муниципальных образованиях Республики Башкортостан / Н.В. Исаева, Л.В. Охотникова, И.Г. Гавриленко, Ю.В. Еркеева. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. - 72 с.

11. Федеральный закон РФ от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.

13. Валиев Ш.З. Товарищество собственников жилья: проблемы и перспективы развития / Ш.З. Валиев, И.Г. Гавриленко // Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал. - Вып. № 350 (сентябрь 2011 г.). - Изд-во ТГУ, 2011. - С. 146-152.

Развитие образования Development of education

Мисько О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

УДК 378.147:330.:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с организацией и методикой преподавания историко-экономических дисциплин в высшей школе. Отмечается тревожно низкий уровень исторической грамотности выпускников экономических специальностей. Сделан вывод о необходимости серьезных изменений в организационной работе, практике и научно-методическом обеспечении преподавания историкоэкономических дисциплин в общем и реализации образовательных программ по предмету в частности.

Ключевые слова: история экономики, высшее образование, историко-экономическое мышление, учебная работа, специальная периодика.

ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING ECONOMIC HISTORY AT THE HIGH SCHOOL

The article is devoted to the main issues related to the organization and methodology of teaching economic history in the university. We observed extremely low level of historical background of our graduates' students. The need of significant changes in organizational work, practice and academic support in teaching historical and economic disciplines in general is identified, as well the implementation of specialized educational programs on the subject.

Key words: the economics history, higher education, historic and economic approach, organizational work, special periodical publications.

В современном мире (и зачастую даже в научных кругах) имеют место следующие рассуждения: зачем нужна экономическая история, чему она может научить современного экономиста, практика или теоретика, имеет ли смысл тратить на ее изучение драгоценное время или посвятить его изучению более полезных и прагматических вещей, таких как иностранный язык, математика, менеджмент и т. п. и т. д.? В данной статье делается попытка поразмышлять над этими вопросами, определить место и значение экономической истории в современной системе экономических наук, определить характер ее восприятия и методологии ее преподавания, выявить значимость экономической истории для экономиста высшей квалификации.

В настоящее время назрела серьезная необходимость анализа ситуации вокруг преподавания

экономической истории в системе экономических дисциплин вузовского образования России. Преподавание курса «экономическая история» («история экономики») находится в глубоком кризисе по многим причинам, главная из которых, на наш взгляд, состоит в пренебрежении руководством экономических вузов этой дисциплиной, непониманием ее значения для формирования высококультурного, квалифицированного экономиста, а не ремесленника с дипломом о высшем образовании, который в лучшем случае соответствует уровню подготовки экономических техникумов советских времен1. Специальные исторические дисциплины в области общественных наук, к которым относится и экономическая наука, имеют во многом определяющее, стратегическое значение для формирования экономического образа мышления, который для специалиста

В данной статье под «высококвалифицированным экономистом» автор понимает специалиста, способного понимать экономические аспекты эволюции современного общества, генерировать решения, способные влиять на экономическую ситуацию в рамках фирмы, процесса, отрасли, региона etc., анализировать и прогнозировать макроэкономические показатели народного хозяйства, определять общие тенденции и перспективы развития экономики в определенном будущем.