Научная статья на тему 'Перспективные направления новой индустриализации России'

Перспективные направления новой индустриализации России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
462
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIALIZATION / СУПЕРИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ЭНЕРГЕТИКА / POWER ENGINEERING / SUPER INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дроздов Борис Викторович

В статье критикуется западная концепция постиндустриального общества, которой противопоставляется отечественная концепция новой индустриализации. Приводятся статистические данные по динамике производства продукции машиностроения и приборостроения в Москве, которые свидетельствуют о деградации отечественного производства. Рассматриваются перспективные направления новой индустриализации России, где выделяются индустрии промышленного производства, жизнеобеспечения, эксплуатации, ремонта и индустрия исследований и разработок. Приводятся состав и основные взаимосвязи элементов индустрии жизнеобеспечения. Сравниваются две тенденции в развитии инфраструктуры жизнеобеспечения и в системе расселения деиндустриальная и новая индустриальная. В инфраструктуре жизнеобеспечения сопоставляются признаки новой индустриализации и деиндустриализации для энергетики, магистрального и городского транспорта, коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Выделяются особенности процессов индустриализации и деиндустриализации для двух противоположных систем расселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE AREAS OF THE NEW RUSSIAN INDUSTRIALIZATION

The western postindustrial conception of society is criticized. This conception is contrasted by the Russian conception of new industrialization super industrialization. Statistical data on the dynamics of production of machine-building and device-building in Moscow, evidence a degradation of Russian manufacturers. Perspective areas of the new Russian industrialization are considered. The new industrialization consists of industries of industrial production, systems of livelihood, exploitation and maintenance, and the industry of research and development. The components and the basic interrelations of elements of the livelihood industries are described. Two trends in the development of vital infrastructure and system of settlement are compared deindustrialization and new industrialization. Different signs of new industrialization and deindustrialization are compared for power engineering, mainline and urban transport, communal and household maintenance. The particularities of the processes of industrialization and deindustrialization for two opposite systems of settlement are described.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления новой индустриализации России»

УДК 330.34

Перспективные направления новой индустриализации россии

ДРОЗДОВ БОРИС ВИКТОРОВИЧ

д-р техн. наук, зам. директора НИИ информационных технологий, Москва E-mail: drozdovbv@mail.ru

Аннотация. В статье критикуется западная концепция постиндустриального общества, которой противопоставляется отечественная концепция новой индустриализации. Приводятся статистические данные по динамике производства продукции машиностроения и приборостроения в Москве, которые свидетельствуют о деградации отечественного производства. Рассматриваются перспективные направления новой индустриализации России, где выделяются индустрии промышленного производства, жизнеобеспечения, эксплуатации, ремонта и индустрия исследований и разработок. Приводятся состав и основные взаимосвязи элементов индустрии жизнеобеспечения. Сравниваются две тенденции в развитии инфраструктуры жизнеобеспечения и в системе расселения - деиндустриальная и новая индустриальная. В инфраструктуре жизнеобеспечения сопоставляются признаки новой индустриализации и деиндустриализации для энергетики, магистрального и городского транспорта, коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Выделяются особенности процессов индустриализации и деиндустриализации для двух противоположных систем расселения.

ключевые слова: индустриализация, супериндустриализация, производство, технологии, урбанизация, развитие, транспорт, энергетика.

Perspective areas of the new russian industrialization

DROZDOV BORIS VICTOROVICH

Doctor of Technical Sciences, vise director of the institute of information technology, Moscow E-mail: drozdovbv@mail.ru

Abstracts. The western postindustriaL conception of society is criticized. This conception is contrasted by the Russian conception of new industrialization - super industrialization. Statistical data on the dynamics of production of machine-building and device-buiLding in Moscow, evidence a degradation of Russian manufacturers. Perspective areas of the new Russian industrialization are considered. The new industrialization consists of industries of industrial production, systems of Livelihood, exploitation and maintenance, and the industry of research and development. The components and the basic interrelations of elements of the Livelihood industries are described. Two trends in the development of vital infrastructure and system of settlement are compared - deindustriaLization and new industriaLization. Different signs of new industriaLization and deindustriaLization are compared - for power engineering, mainLine and urban transport, communaL and househoLd maintenance. The particuLarities of the processes of industriaLization and deindustriaLization for two opposite systems of settLement are described. Keywords: industriaLization, super industriaLization, production, technoLogy, transport, power engineering, urbanization.

Идеологи западного постиндустриализма утверждают, что «индустриальное общество уходит в прошлое, на смену ему идет принципиально новое, которое ... стали называть постиндустриальным» [1]. Утверждения о закате индустри-

альной эпохи содержатся в работах Питирима Сорокина [2], Э. Тофлера [3], Д. Белла [4] и многих других исследователей современной цивилизации. Э. Тоф-лер прямо говорит о «гибели индустриализма», его закате, о возврате к доиндустриальной цивилизации.

Движение России в сторону деиндустриализации — это путь превращения страны в сырьевой придаток западных монополий. Реальное спасение страны — в реализации нового витка индустриализации на качественно более высоком уровне. За индустриальной эпохой, по нашему убеждению, должна следовать не постиндустриальная (деин-дустриальная), а новая индустриальная (супериндустриальная) эпоха. В последние годы к такому выводу приходят ряд представителей отечественной интеллигенции, озабоченных судьбами России [5, 6]. Индустриализация — это «процесс создания крупных производств, приводящий к резкому повышению технической вооруженности труда и росту его производительности» [7]. Она сейчас проявляется в создании мощных производств, для которых характерны высокий уровень концентрации, специализации и кооперирования на базе замкнутых, безотходных и высокоэффективных технологий, охватывающих все сферы производства и жизнеобеспечения. Именно индустриализация создала ныне существующую техносферу жизнеобеспечения. Отказ от индустриализации означает и отказ от всех достигнутых благ современной цивилизации.

Текущее состояние России -откат в доиндустриальную эпоху

Для всех очевидным считается факт деградации отечественного производства. Достаточно привести данные по динамике производства в Москве. Когда-то, лет 20-25 назад, Москва считалась научным и промышленным центром страны. Здесь получали преимущественное развитие наукоемкие производства, приборостроительная и станкоинстру-ментальная промышленность. Сейчас, спустя 20 лет либерально-рыночных реформ, производственный потенциал города существенно изменился. Он подвергся интенсивной деиндустриализации по всем современным законам либерального рынка. Ряд производств, прежде составляющих значительную часть так называемой градообразующей базы, полностью исчез. В табл. 1,2, взятых из официального статистического сборника [8], показана динамика деиндустриализации города по отдельным видам продукции машиностроения. Можно быть уверенными, что за последние годы ситуация существенно не изменилась.

Налицо, как видно из таблиц, сворачивание производства наиболее показательных для индустриализации видов продукции — электродвигателей,

Таблица 1

Производство отдельных видов продукции машиностроения в Москве

Продукция 1992 г. 2002 г. 2004 г.

Электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм:

тыс. шт. 182 1,3 1,6

млн кВт 1,5 0,3 0,3

Крановые электродвигатели, тыс. шт. 44 4 5

Металлорежущие станки:

тыс. шт. 6,5 0,2 0,2

в том числе с числовым программным управлением,

тыс. шт. 1,6 0,06 0,04

Автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки станочные, комплектов 54 - -

Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт. 0,7 - -

Компрессоры, тыс. шт. 1,4 0,2 0,2

Таблица 2

Производство приборов, средств автоматизации и средств вычислительной техники в Москве

Продукция 1992 г. 2002 г. 2004 г.

Средства автоматизации и механизации управленческого и инженерно-технического труда 385 - -

Вычислительные и управляющие комплексы, шт. 5 - -

станков, средств механизации и автоматизации. Широкая картина деградации в России всех отраслей производства наглядно показана в работе [9].

Процессы деиндустриализации проявляются не только в Москве, но и в других крупных и средних городах России. Они изменяют архитектурный облик городов, характер занятости населения, уровень и качество жизни горожан.

Движение в сторону деиндустриализация проявляется и в изменении господствующей в России системы расселения. Эти изменения приводят к массовому возврату к сельскому образу жизни, к преобладающей установке на самообеспечение, исходу населения из городов в деревни, села, дачные поселки. Господствует идея коттеджной

Рис. 1. состав индустрий цивилизации

застройки, индивидуального домостроительства под лозунгом «каждой семье — отдельный дом». В эту же тенденцию укладывается массовое дачное строительство с идеей дачи как второго дома для горожанина. Где отдельный (частный) дом — там и гараж, свое транспортное средство. Там же и патриархальный образ жизни, и продолжительные поездки на работу и с работы, и хозяйственные заботы по автономному содержанию домовладения.

Этот способ проживания для России с ее суровым климатом и большими пространствами предельно неэффективен как в плане резкого увеличения совокупных затрат на жизнеобеспечение, так и в отношении снижения совокупной эффективности любого вида производства. В итоге всякое производство, да и само воспроизводство жизни на территории страны оказывается неэффективным по сравнению с большинством стран Запада и Востока. Это убедительно показано в известной книге А.П. Паршева «Почему Россия не Америка» [10].

Перспективные направления новой индустриализации в россии

Новый виток индустриализации должен привести к новому способу производства и жизнеобеспечения — новоиндустриальному (супериндустриальному). Первый этап индустриализации, успешно проведенный в России в довоенные и первые послевоенные годы, привел к созданию в основном индустрии-1. Новый этап должен быть связан с созданием индустрий 2, 3 и 4 [11] (см. рис.1).

Конкретизация направления новой индустриализации для индустрии жизнеобеспечения (инду-стрии-2) показана на рис. 2 [11].

Основные направления новой индустриализации в сферах жизнеобеспечения в сопоставлении с существующей тенденцией деиндустриализации отражены в табл. 3 [12].

Детализируем для иллюстрации только три направления новой индустриализации сферы жизнеобеспечения — энергетику, транспорт и способы расселения (урбанизации).

Рис. 2. состав и основные взаимосвязи индустрии жизнеобеспечения (индустрии-2)

Энергетика — важнейшая система инфраструктуры страны, которая снабжает электрической и тепловой энергией не только все системы жизнеобеспечения населения, но и сферу производства (индустрию-1). По величине удельной выработки электроэнергии в расчете на одного жителя страны Россия отстает от США и большинства развитых стран в 2-3 раза, что существенно. Это сказывается и на показателях качества жизни населения, и на возможностях ускоренного экономического роста и развития, от которых будет зависеть новая индустриализация. Ясно, что нужна новая программа электрификации, которая должна предусматривать

существенный рост мощности этой системы, по крайней мере, в 3-4 раза. Принятая Правительством России так называемая энергетическая стратегия даже в своем оптимистичном варианте не позволяет осуществить новую индустриализацию страны [13]. Основными направлениями перспективного развития энергетики в рамках новой индустриализации могут быть следующие [14, 15]:

• развитие тепловых электростанций конденсационного типа и ТЭЦ с ориентацией на повышение удельного веса угольной генерации при разработке и внедрении так называемых «чистых» угольных технологий;

< 18

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

• интенсификация строительства гидроэлектростанций с существенным увеличением доли освоения наличных гидроресурсов за счет прежде всего рек Сибири и Дальнего Востока;

• развитие новых перспективных атомных электростанций на быстрых нейтронах;

• рациональное использование возобновляемых источников энергии (гелио- и ветровая энергетика) с включением их в единую энергосистему страны.

Транспортный комплекс в его сегодняшнем состоянии сдерживает социально-экономическое развитие страны, не обеспечивает необходимую «связность» территории для достижения устойчивой и надежной территориальной целостности страны. Принятая Правительством РФ транспортная стратегия [16] ограничена, фрагментарна и не может обеспечить решения задачи новой индустриализации России. Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса страны могут быть [16, 17]:

• интенсификация развития единой железнодорожной сети, включая строительство новых магистралей, развитие системы высокоскоростного железнодорожного транспорта в ведущих направлениях экономических связей (Москва-Минск, Москва-Екатеринбург, Москва-Киев);

• организация эффективного международного транзитного грузового транспортного коридора (развитие транзитного транспортного ресурса России);

• создание и промышленное производство новых перспективных видов подвижного состава (локомотивов, систем тяги);

• развитие новых перспективных видов транспорта (струнный, экранопланный и др.);

• развитие сети региональной авиации.

Урбанизация-деурбанизация

Процессы индустриализации-деиндустриализации проявляются прежде всего в городах. Они определяют архитектурный облик городов, стиль и образ жизни, характер занятости населения, уровень и качество жизни горожан.

Индустриализации соответствует процесс интенсивной урбанизации, рост больших и сверхбольших городов (мегаполисов). Мегаполисы — это урбанизированные районы, наиболее крупные и мощные формы расселения, образующиеся в результате срастания большого количества соседних городских агломераций.

Таблица 3

Сопоставление двух тенденций построения

систем жизнеобеспечения (деиндустриальная-супериндустриальная)

№ п/п Деиндустриальная Супериндустриальная

1. Энергетика: автономные ветровые, солнечные электрические станции, гидростанции малой мощности, газотурбоэнергоагрегаты Энергетика: комплексы электростанций нового поколения всех видов (тепловые, атомные, гидро-, ветро-, гелио-), включенные в единую систему электроснабжения

2. Магистральный транспорт: индивидуальные автомобили, индивидуальные маломестные летательные аппараты (самолеты, вертолеты) Магистральный транспорт: высокоскоростные железнодорожные магистрали, многоместные магистральные авиалайнеры (аэробусы), высокоскоростные магистрали на магнитном и воздушном подвесе, экранопланы, струнный транспорт

3. Городской транспорт: индивидуальные автомобили, мотоциклы, мотороллеры Городской транспорт: метрополитен, скоростной трамвай, автобусы и троллейбусы большой вместимости на выделенной полосе, единые транспортные системы

4. Коммунальные системы: индивидуальные колодцы, автономные артезианские скважины, биотуалеты Коммунальные системы: единые системы водоснабжения и гидротехнические комплексы накопления и доставки воды, единые системы водоотведения и комплексной очистки сточных вод (станции аэрации)

5. Системы бытового обслуживания: домашние стиральные машины, ручная стирка и глажение Системы бытового обслуживания: фабрики-прачечные, фабрики-химчистки, индустриальные дома быта

Противоположная тенденция (деурбанизация) несовместима с индустриализацией систем жизнеобеспечения. В таких системах господствует принцип автономности и распределенности. Распределенность означает наличие протяженных сетей коммуникаций и рост в связи с этим потерь на доставку коммунальных услуг.

Урбанизация в индустриальную эпоху проявляется в интенсивном градостроительстве, повышении плотности застройки, концентрации населения в крупных городах-мегаполисах. Общая тенденция здесь — создание крупных городских коммунальных систем, повышение этажности зданий, создание мощных и сконцентрированных на небольшой

территории комплексов организации жизни людей (мегамашин жизнеобеспечения) — мегаполисов. Тенденция урбанизации является ведущей и определяющей в последнее столетие. Она часто принимала форму суперурбанизации — интенсивного развития городских агломераций, больших регионов и мегаполисов.

Урбанизация — это глобальный социально-экономический процесс, сопровождающийся глубоким антропогенным изменением природы, заменой естественных экосистем урбасистемами.

Урбанизация как таковая стала возможна благодаря широкому развитию индустрии жизнеобеспечения, созданию мощных больших технических систем жизнеобеспечения — коммунальных систем (КС). Повышение территориальной концентрации жизни людей требовало создания КС, и их возможности позволяли повышать уровень территориальной концентрации проживания людей, определяемой плотностью расселения.

Такую тенденцию мы считаем прогрессивной, жизнеспасительной для человечества, она укладывается в русло современной и перспективной индустриализации жизнеустройства и господствует в мире вот уже на протяжении последних столетий.

К настоящему времени 50% населения мира проживают в городах [18], к 2025 г. городское население составит 2/3 общей численности всего населения планеты. Вместе с тем 50% горожан проживают сейчас в крупных городах с населением более 500 млн человек. Таким образом, уже в обозримом будущем городской уклад жизни станет основным для большей части населения планеты.

Количество самых больших городов (более 4 млн жителей) увеличивается быстрее, чем количество других городов. В 1950 г. в таких городах проживали только 10% мирового городского населения, в 1980 г. — 17%, в 1998 г. — 60% [18]. Таким образом, в общей тенденции урбанизации наблюдается процесс ускоренного роста больших и сверхбольших городов (мегаполисов).

В 1950 г. в мире насчитывался 81 город-миллионер, в конце 1980 г. городов было уже около 300.

Москва — город не с самой высокой плотностью расселения. Самая высокая плотность населения в Париже — 26 тыс. жителей на один км2, Гонконге — 25 тыс., Нью-Йорке — 13,2 тыс., в Москве — 7,9 тыс.

Города в любом государстве являются форпостами цивилизации, они задают эталоны жизни для всей другой территории, становятся индустрией жизнеобеспечения людей.

Это зоны концентрации тепло- и электроэнергии, центры трудовой активности, промышленного производства, интеллектуальной жизни, культуры, науки и образования, здравоохранения.

Города интернационализируют образ жизни, формируют новый универсальный общемировой стандарт и особый уклад жизни.

Урбанизация способствует укреплению коммунальных (т.е. общественных) способов жизнеустройства.

Деурбанизация, наоборот, порождает и насаждает повсеместно индивидуалистические, частнособственнические способы организации жизни.

Деурбанизация и вызывающая ее деиндустриализация проявляются в автономизации, индивидуализации, архаизации образа и способа жизни при внешних видимых атрибутах индустриализма. Их атрибуты — личные автомобили, стиральные машины, музыкальные центры, домашние кинотеатры, отдельные коттеджи, личные особняки, автономные замкнутые системы водоснабжения и водоотведе-ния (биотуалеты), автономные источники электро-и теплоснабжения.

Несмотря на то что все эти элементы жизнеобеспечения произведены индустриальным образом, конечный уклад, способы организации жизни, технологии удовлетворения личных потребностей остаются архаичными. Они не приводят к росту общественной производительности труда при жизнеобеспечении. Не происходит конечной интенсификации производства по жизнеобеспечению.

Характерный пример, уже упоминаемый выше,— транспорт и массовая автомобилизация населения в крупных городах.

Система расселения в условиях проходящего процесса деурбанизации тормозит социально-экономическое развитие страны. Принятая в России стратегия расселения и градостроительства [19] ущербна и не укладывается в мировой процесс урбанизации как ведущий цивилизационный процесс третьего тысячелетия, который ООН признала урбанистическим. Для России нужна новая урбанизация. Основные направления новой урбанизации России, названной суперурбанизацией, более подробно раскрыты в работе автора [20].

заключение

Итак, идея постиндустриального общества в глобальном масштабе — миф. Он порожден идеологией стран «золотого миллиарда». Общество так называемого постиндустриального типа может су-

< 20

Б. В.Дроздов Перспективные направления новой индустриализации России

ществовать на нашей Земле только локально, в от- 9. дельных особо привилегированных странах. Все их «постиндустриальное» благополучие основывается на том, что остальной мир живет по другим законам, 10. законам индустриальной и доиндустриальной эпохи. Этот остальной (не постиндустриальный) мир 11. кормит, поит, обувает и одевает жителей постиндустриального мира. Трудом этого же остального мира, в котором живет большинство человечества, содержится, эксплуатируется и ремонтируется вся техническая инфраструктура мира постиндустриального.

Идеология постиндустриализма не может при- 12. ниматься в качестве нормы для всей нашей цивилизации. Она есть результат помутнения рассудка небольшой привилегированной части человечества, 13. потерявшего чувство реальности существования людей на нашей планете.

Магистральное направление развития российской цивилизации, единственно возможное в суровых реалиях нашей жизни, — это переход к новой волне индустриализации (супериндустриализации), за которой дальше на горизонте маячит следующая 14. волна — гипериндустриализация, пока слабо осмысляемая и представимая.

Для новой индустриализации России необходимы мобилизация и концентрация значительных ресурсов, привлечение самых современных и эффек- 15. тивных методов программно-целевого управления. Нужна новая система государственного управления, несовместимая с утвердившимися в стране либерально-рыночным порядком и способами владения 16. и распоряжения национальными богатствами.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Яковец Ю.В. История цивилизаций. Изд. 2-е. 17. М.: Владос, 1997.

2. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.

3. Тофлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное обще- 18. ство. М.: Академия, 1973.

5. Вторая индустриализация России. (Настольная книга руководителя государства) /под ред. Н.А. Потехина. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2011.

6. Сверхновая реальность//За новую индустри- 19. ализацию. Вып. 6. 2013.

7. Политехнический словарь. М.: Советская эн- 20. циклопедия, 1980.

8. Московский статистический ежегодник-2005. Экономика Москвы в 1992-2004 гг. М., 2005.

Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг. Народно-патриотический союз России. М.: Алгоритм-Книга, 2002. Паршев А. П. Почему Россия не Америка? М.: АСТ-Астрель, 2000.

Дроздов Б.В. О двух тенденциях в развитии современной цивилизации (индустриализация-деиндустриализация). В сб. «Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского». Вып. 2. М.: Спутник, 2008.

Дроздов Б.В. Перспективные направления новой индустриализации// Экономическая и философская газета. № 7-8 (1002), февраль 2014 г. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития РФ. М., 2008.

Дроздов Б.В. Перспективы развития инфраструктуры жизнеобеспечения в России — новая индустриализация. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», вып. 6, ч. 1. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 41-45. Дроздов Б.В. О геостратегических проектах дальневосточного развития России. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития». Вып. 4, ч. 1. М.: ИНИОН РАН, 2009. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-Р. Дроздов Б.В. Реализация транзитного транспортного ресурса России как одно из направлений инновационного развития. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», вып. 7, ч. 1. М.: ИНИОН РАН, 2012. С. 344-347. Бурак П.И. Современные тенденции развития крупных городов и экономическая наука. Научно-информационный вестник, вып. 6. Экономические решения для крупнейших городов мира. Правительство Москвы. М.: Экономика, 2003.

Градостроительная программа возрождения России. М.: Стройиздат, 1995. Дроздов Б.В. Перспективы суперурбанизации в России. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», вып. 5, ч. 2. М.: ИНИОН РАН, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.