Научная статья на тему 'Перспективы развития инфраструктуры жизнеобеспечения в России – новая индустриализация'

Перспективы развития инфраструктуры жизнеобеспечения в России – новая индустриализация Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
148
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития инфраструктуры жизнеобеспечения в России – новая индустриализация»

кой степенью вероятности можно прогнозировать: «если общество и отреагирует на кризис массовым выбросом политической энергии, то он примет не демократическую, а, скорее всего, разрушительную националистическую направленность, чреватую для России большими трагедиями вплоть до распада Российской Федерации. Поэтому безответственными выглядят расчеты на резкую смену нынешнего политического режима каким-то другим. Стратегическая установка на быстрые перемены в системе власти, на радикальный политический «скачок» несет в себе опасность дестабилизации и хаоса, безвластия и полной потери управляемости»1.

К настоящему времени восстановление многих традиционных функций российской государственности позволило остановить дезинтеграцию общества, продвинуться по пути его консолидации. В то же время жесткая и всеобъемлющая централизация в структурах верховной власти может негативно сказаться на стабильности всей политической системы. Дело здесь заключается в том, что централизация процесса принятия решений неизбежно предполагает и централизацию ответственности и тем самым подрыв легитимности одного из важнейших институтов современной российской государственности. Наверное, в этих условиях будет правильной диверсификация властных полномочий, которая может осуществляться через придание большей самостоятельности правительству, через изменение взаимоотношений федерального центра и регионов, через усиление ответственности парламента.

Соответственно появление новых центров политической ответственности будет иметь следствием усиление влияния согласительных процедур в процессе принятия решений. Это сделает всю политическую систему страны более устойчивой к возникающим проблемам и конфликтам, а также отчасти компенсирует отсутствие зрелых субъектов модернизации, при доминировании в обществе консервативно-охранительных тенденций. Другими словами, необходима такая политика государства и такое ее институциональное обеспечение, которые позволили вырабатывать решения на основе баланса социальных интересов. Но при этом главным и решающим фактором сегодняшних преобразований остается государство, от инициативности и воли которого в решающей степени зависят результаты и перспективы демократизации и модернизации общества.

Совершенствование государственного управления, проведение административной реформы неотрывно связано с повышением открытости и прозрачности органов власти, которая должна рассматриваться как необходимый фактор повышения их социальной эффективности и способности к необходимым изменениям. В связи с этим стратегия реформирования определяется не только собственной логикой ее развития, но и состоянием общественного организма в целом и теми условиями, в которых государственная власть функционирует, включая исторически укоренившиеся взгляды и представления о власти отдельных граждан и населения в целом. Государству необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Назрела объективная необходимость разработки эффективных моделей и адекватных механизмов превращения системы государственного управления в открытую систему, взаимодействующую с гражданами и их объединениями, отзывчивую к нуждам и запросам населения.

В данном контексте рассуждения о «демократии» и «авторитаризме» отражают, на наш взгляд, всего лишь инструментальные характеристики, т. е. методы осуществления власти. Главное же будет заключаться в том, в каких целях и в чьих интересах действует государство: реализует ли оно интересы общества или же интересы отдельных групп, «приватизировавших» государство. Из истории известно, что демократия может быть стагнирующей, а авторитаризм - развивающим. Мягкий авторитаризм современной России, сохраняя моноцентричный характер государства может служить политико-бюрократической верхушке и олигархам, а может оптимизировать публичную сферу, в которой многообразие интересов гражданских структур может быть реализовано при помощи государства и в соответствии с потребностями общества. И главной проблемой для государственной власти, на наш взгляд, будет сохранение и расширение каналов для диалога с обществом.

Дроздов Б.В.

д.т. н., зам. директора НИИ информационных технологий

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ -

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Современная научно-техническая политика инновационного развития России формируется под определяющим влиянием ведущих идеологов западной цивилизации, таких как Д. Белл, Э. Тоффлер, П. Друкер, П. Сорокин2.

Основу их идеологии составляют представления о постиндустриальном обществе (Д. Белл), «третьей волне» развития цивилизации (Э. Тоффлер), связанной с деиндустриализацией, децентрализацией, индивидуализацией. По мнению Э. Тоффлера, прогресс экономики будет связан с нематериальными производствами, а материальная часть экономики будет постоянно уменьшаться и вытесняться процессами информатизации.

Общество этого типа теперь называют то технотронным, то информационным, то коммуникационным. Отсюда же появляются и особые надежды на развитие новых технологий этого направления, например, нанотехнологий, биотехнологий, которые относят к так называемому 6-му технологическому укладу.

1 Красин Ю.А. Метаморфозы российской реформации. - М., 2009. - С. 487.

2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. 1973; Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999; Друкер П. Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.: Академия, 1999; Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука, 1997.

С нашей точки зрения, идея постиндустриального общества в глобальном масштабе - это миф. Общество так называемого постиндустриального типа может существовать только локально, в отдельных особо привилегированных странах и многомиллионных мегаполисах. Все их «постиндустриальное» благополучие основывается на том, что остальной мир живет по другим законам, законам индустриальной и доиндустриальной эпохи.

Особый вред идея постиндустриального общества наносит России, если учесть суровость ее климата, пространственную протяженность, неосвоенность значительной части территории, неразвитость инфраструктуры жизнеобеспечения и особенности исторически сложившегося менталитета населения. В России, в отличие от стран Западного мира, еще не построена полноценная инфраструктура жизнеобеспечения, поэтому для нее совершенно несвоевременен тезис о переходе в постиндустриальную стадию развития.

Следует учитывать, что постиндустриальный мир не собирается принимать в свой состав Россию и отводит ей роль сырьевого придатка. В такой ситуации Россия должна выбрать свой путь цивилизационного развития, обеспечивающий рост благополучия собственного населения и позволяющий занять достойное место в мировой системе разделения труда.

Индустриализация - это «процесс создания крупных производств, приводящий к резкому повышению технической вооруженности труда и росту его производительности»1. Индустриализация проявляется в создании мощных промышленных производств, концентрации этого производства, повышении его производительности за счет механизации, электрификации, автоматизации, компьютеризации, специализации, кооперирования, централизации управления.

Главное в определении индустриализации - это именно резкое повышение технической вооруженности труда и рост его производительности. Процесс индустриализации охватывает, на первом этапе, сферу производства. Эта сфера производит товары, продукты и услуги, необходимые и полезные для жизни человека, для поддержания и качественного развития этой жизни. Эту сферу условно можно разделить на две части - сферу промышленного производства и сферу жизнеобеспечения. Соответственно такому делению выделяются и два типа индустрий - индустрия промышленного производства (индустрия 1) и индустрия жизнеобеспечения (индустрия 2). Функционирование этих двух ин-дустрий приводит к необходимости создания еще одной индустрии (вторичной) - индустрии поддержания и развития двух первых индустрий (индустрия-3). Она выполняет функцию содержания (эксплуатации), текущего и капитального ремонта и модернизации первичных «индустрий» (Индустрий 1 и 2). Важность и значимость вторичной индустрии для России будет только возрастать. Нельзя первичные индустрии эксплуатировать и ремонтировать кустарным и архаичным способом. Для этого нужна тоже индустрия, только другая. Таким образом, индустриальный способ развития цивилизации для России далеко не исчерпан, несмотря на утверждения некоторых современных отечественных идеологов.

Если для сферы промышленного производства можно считать, что индустриализация в России прошлую эпоху состоялась, и были получены конкретные результаты, то для сферы жизнеобеспечения этот процесс далеко не завершен. Именно сфера жизнеобеспечения является конечным потребителем результатов промышленного производства. Если не завершена индустриализация сферы жизнеобеспечения, то не завершена и вся индустриализация как таковая в масштабе всей страны. В сфере жизнеобеспечения России еще очень много архаики и кустарщины. В ряде областей жизнеобеспечения при внешнем впечатлении торжества технического прогресса, реально господствует все та же архаика, допотопные технологии. Характерный пример - «бурная автомобилизация по-российски». Здесь налицо кустарная организация удовлетворения транспортных потребностей с помощью современных технических средств - автомобилей личного пользования.

Симптомы двух тенденций в развитии систем жизнеобеспечения (индустриализация - деиндустриализация) отражены в табл. 1.

Таблица 1

Две тенденции развития систем жизнеобеспечения

Признаки деиндустриализации жизнеобеспечения Перспективные тенденции развития индустриализации жизнеобеспечения

1 2

Электроэнергетика Электроэнергетика

Автономные источники электроэнергии (газотурбоэлектро-агрегаты) Автономные ветровые и солнечные электрические станции Автономные гидроэлектростанции малой мощности Теплоэлектроцентрали большой мощности, атомные электростанции нового поколения, тепловые электростанции на «чистых» угольных технологиях, гидростанции большой мощности, включенные в единую систему электроснабжения

Коммунальное хозяйство (системы водоснабжения и водоотведения) Коммунальное хозяйство (системы водоснабжения и водоотведения)

Автономные артезианские скважины Индивидуальные колодцы Биотуалеты Единые системы водоснабжения и гидротехнические комплексы накопления и доставки воды Единые системы водоотведения и комплексной очистки сточных вод (станции аэрации)

1 Политехнический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980.

42

1 2

Транспорт (магистральный) Транспорт (магистральный)

Индивидуальные маломестные летательные аппараты (самолеты, вертолеты) Индивидуальные автомобили Многоместные магистральные авиалайнеры (аэробусы) Высокоскоростные железнодорожные магистрали

Транспорт (городской) Транспорт (городской)

Индивидуальные автомобили, мотоциклы, мотороллеры Метрополитен Скоростной трамвай Автобус большой вместимости на выделенной полосе

Жилищное хозяйство Жилищное хозяйство

Индивидуальные дома (коттеджи) Многоквартирные дома повышенной этажности

Системы здравоохранения Системы здравоохранения

Частные врачи Частные маломестные клиники Региональные многопрофильные и специализированные клиники

Система образования Система образования

Частные репетиторы Частные маломестные вузы Крупные университеты, университетские учебно-научные комплексы

Системы бытового и коммунального обслуживания Системы бытового и коммунального обслуживания

Индивидуальные стиральные машины, ручная стирка и глажение Фабрики-прачечные Фабрики-химчистки

Стратегия урбанизации Стратегия урбанизации

Распространение сельского способа расселения, индивидуальные дома, коттеджи Развитие мегаполисов, повышение плотности и этажности городской застройки

Сельскохозяйственное производство Сельскохозяйственное производство

Развитие индивидуальных хозяйств, развитие фермерских хозяйств Крупные агрофирмы, крупные сельскохозяйственные комбинаты

Определим достигнутый уровень индустриализации через установление ведущего способа производства, который при этом применяется. Сам способ производства определим с позиции организационно-технологической. Используем здесь классификацию способов производства (СП), предложенную Э.П. Григорьевым1: ремесленный (Р), ремесленно-цеховой (РЦ), кооперативно-мануфактурный (КМ), машинно-индустриальный (фабричный) (МИ), новоцеховой (бригадно-индустриальный - НЦ-БИ), ново-индустриальный (супериндустриальный) (НИ).

Эта классификация может быть применена к производствам любого типа - как к промышленному, сельскохозяйственному, так и к проектному. В основе выделения СП - принципы кооперирования и специализации производств. Развитие СП в мире идет в направлении от ремесленного через цеховой и мануфактурный к фабричному (индустриальному) и далее к ново-цеховому (к новой коммунальной индустрии). Завершающей стадией развития СП считается ново-индустриальный (супериндустриальный) способ производства (НИ).

Р ^ РЦ ^ КМ ^ МИ ^ НЦ-БИ ^ НИ

НИ - это новая индустрия будущего. Она связана с новой волной индустриализации - супериндустриализацией. Это та же машинная индустрия, но использующая самые современные, высокопроизводительные технологии -электрифицированные, автоматизированные, роботизированные, компьютизированные, информатизированные, максимально экономно и рационально использующие все ресурсы, включая и природные. Здесь полностью вытеснен тяжелый физический труд. Он заменен сложным трудом, максимально использующим психофизиологические и интеллектуальные возможности человека.

Все четыре технологические черты индустрии - концентрация производства, повышение производственных мощностей, специализация и кооперирование, приобретают при этом способе производства свои новые характерные черты. Особенность НИ-производства - создание комплексных безотходных производств с замкнутым циклом, интегрированным с индустрией жизнеобеспечения (индустрией-2).

Развитие всех четырех технологических черт индустрии - концентрация производства, повышение производственных мощностей, специализация и кооперирование, как правило, приводят к централизации функций управления, способствующей глубокой специализация и тесному кооперированию (создание интегрированных производств).

Этой прямой тенденции индустриализации противостоит прямо противоположная тенденция постиндустриализма - децентрализация производства, территориальное распределение, рассосредоточение производства, снижение мощности и производительности отдельных автономных производств.

Специализированные, однопрофильные производства большой мощности, созданные в эпоху индустриализации замещаются при деиндустриализации маломощными универсальными многопрофильными производствами.

1 Григорьев Э.Л., Гусаков А.А., Зейтун Ж., Порада С., Архитектурно-строительное проектирование. Методология и автоматизация. - М.: Стройиздат, 1986.

Стратегическое направление развития способов производства в России - это переход к новой индустриализации (супериндустриализации).

Системы жизнеобеспечения являются необходимой составляющей индустрии цивилизации (индустрия-2). В состав сферы жизнеобеспечения (сферу ЖО) входят жилищное хозяйство, энергетика (электро- и теплоэнергетика), водообеспечение и водоотведение, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, бытовое и коммунальное обслуживание, здравоохранение, воспитание, обучение и образование, производство продуктов питания и одежды.

Системы индустрии-2 производят самые необходимые для жизни людей блага и продукты: электроэнергию, те-плоэнергию (просто тепло), чистую питьевую воду, осуществляют перевозки людей и грузов (транспорт), создают средства коммуникации людей друг с другом (связь), производят продукты питания, отводят и очищают сточные воды. Все эти технические системы относятся также к широкому классу коммунальных систем. Иногда такие технические системы называют инфраструктурой жизнеобеспечения.

Даже если вся инфраструктура жизнеобеспечения уже создана и функционирует, она постоянно нуждается в поддержании (эксплуатации, ремонте, модернизации). Для этого постоянно будет требоваться продукция первой индустрии. Поэтому торможение индустриализации сферы 1111 (индустрии-1), а тем более, обратные процессы деиндустриализации, ставят под угрозу деградации и последующей утраты всю построенную ранее инфраструктуру жизнеобеспечения.

Однажды созданные индустриальные системы жизнеобеспечения (индустрия-2, - энергетика, транспорт и др.) объективно, т.е. неизбежно и необратимо задают только одно, единственно возможное, последующее развитие цивилизации - индустриальное. Доводы такого типа, что индустриализация необходима только на этапе создания систем жизнеобеспечения (массовой и крупномасштабной электрификации, мелиорации, дорожного строительства), а дальше, якобы, вся эта индустрия не нужна, - ущербны по своей сути. Созданные системы ЖО неумолимо требуют индустриальной поддержки, осуществляемой индустрией следующего уровня - индустрией-3. Индустрия-3 выполняет такую необходимую функцию, как ремонт. Все системы ЖО, какими бы совершенными и надежными они ни были, имеют ограниченный срок службы. Их нужно ремонтировать, заменять без потери, даже кратковременной, их функциональных возможностей. Это можно обеспечить только сочетанием двух путей.

Первый путь - наличие резерва мощностей систем ЖО. Только наличие резерва мощностей позволяет вывести на ремонт определенный объем производственной мощности системы ЖО.

Второй путь - это высокий темп производства ремонтных работ. Это можно обеспечить только за счет индустриальных способов ремонтного производства - наличием индустрии-3.

Наличие резервов мощности необходимо для удовлетворения потребностей массового спроса и исключения дефицита. Типичным примером таких систем является электроэнергетика. Здесь в мировой практике общепринят опережающий темп ввода генерирующих мощностей.

Следует отметить также, что коммунальные системы ЖО имеют, как правило, непрерывный технологический цикл и не могут создавать запасы продукции на длительный срок. Поэтому запас мощности гарантирует работоспособность системы при всех возможных колебаниях нагрузки.

В работе всех технических систем индустрии-2 существуют некоторые объективные закономерности, которые предъявляют свои требования к экономическому и политическому устройству, к системам управления, даже к культуре, морали и этике человеческого существования.

Во-первых, системы жизнеобеспечения индустрии-2, прежде всего - коммунальные системы, должны быть надежными. Уровень требований по надежности КС значительно выше, поскольку эти системы непосредственно и самым прямым образом обеспечивают поддержание жизни людей. Это приводит к необходимости обязательного резервирования, наличия запасов мощности, обязательного существования аварийных систем и режимов функционирования, наличия высокой оперативности маневрирования резервами и ресурсами, что эффективно достигается централизацией управления.

Во-вторых, для развития КС характерно непрерывное повышение всех параметров мощности КС. Мощность всех систем жизнеобеспечения должна превышать потребности общества.

В-третьих, для эффективного и надежного функционирования этих систем необходимо создание централизованных систем оперативного управления, а также перспективного планирования и прогнозирования.

Невыполнение всех вышеотмеченных закономерностей ведет к потере работоспособности КС, а значит, ставит под угрозу существование самой цивилизации. Ярким примером того, к чему может привести пренебрежение названными закономерностями развития КС, является современное состояние системы теплоснабжения нашей страны, убедительно описанное в работе С. Кара-Мурзы и С. Телегина1.

Теплоснабжение - одна из ведущих систем жизнеобеспечения в нашей стране. Эта система, как и все другие коммунальные системы, представляет собой большую техническую и социальную систему, названную в «одной из важных институциональных матриц России»2. Система сложилась исторически под влиянием всех сторон отечественного жизнеустройства - расстояний, климата, культуры, отношений собственности и представлений о правах и обя-

1 Кара-Мурза С., Телегин С. Царь-Холод идет в Россию или что реформаторы сделали с теплоснабжением нашей страны. -

М., 2003.

2

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития РФ. Москва, 2008.

занностях человека и власти. Эта система определена в как «порождение и ... элемент "генотипа" российской цивилизации»1 .

Исторически теплоснабжение в городах России сложилось как централизованная коммунальная система. В ней большая часть тепла вырабатывалась на ТЭЦ как побочный продукт при производстве электроэнергии. Система теплоснабжения создавалась как индустриальная система, интегрированная с системами энергоснабжения, водообеспе-чения, с другими системами обоих индустрий (индустрии-1 и индустрии-2). Деиндустриализация в теплоснабжении означает сейчас полную деградацию жизни целой страны, угрозу вымирания ее населения.

Для того чтобы индустрии 2 и 3 в условиях России успешно развивались необходимы определенные организационные условия. Эти условия диктуются особенностями институирования и технологии выполнения основных процессов. Эти особенности вытекают их четырех технологических черт индустрии - концентрации производства, повышения производственных мощностей, специализации и кооперирования. Требования специализации и кооперирования оказываются настолько жесткими, что по необходимости приводят к созданию длительных и устойчивых производственно-технологических связей в рамках сложившихся организационных форм. Только в этих условиях может быть достигнут высокий профессионализм, мобилизационная готовность и оперативность выполнения ремонтно-аварийных работ. Для комплексов индустрии-3 обязательна кооперация с проектировщиками и производителями оборудования. Пренебрежение этими требованиями может приводить к тяжелым последствиям вплоть до крупных аварий. События на Саяно-Шушенской ГЭС являются прямым подтверждением изложенных выше требований.

Из ранее сказанного следует полная неприемлемость распространенной практики распределения работ в сфере индустрий-2 и 3 через проведения тендеров, оферт по законам либерально-рыночной экономики. В организации работ здесь должна преобладать плановость, скоординированность и высокая мобилизационная готовность. Предстоит создать новую индустрию жизнеобеспечения в масштабах всей страны.

Комплексы систем жизнеобеспечения концентрируются в основном в городах. Именно города являются характерными площадками индустриализации жизнеобеспечения. Такая индустриализации проявляется в процессе интенсивной урбанизации, в росте больших и сверхбольших городов (мегаполисов). Мегаполисы - это урбанизированные районы, наиболее крупные и мощные формы расселения, образующиеся в результате срастания большого количества соседних городских агломераций.

Противоположная тенденция (деиндустриализация) в области градостроительства проявляется в преимущественном развитии индивидуального домостроительства, возвращении к сельскому способу жизни, «исходу» населения из городов в деревни, села, дачные поселки. Именно такая стратегия была принята в Градостроительной программе России 1995 года2.

Здесь принято направление на развитие так называемых диффузных городов, коттеджной застройки, индивидуального домостроительства под лозунгом «каждой семье - отдельный дом». В эту же тенденцию укладывается массовое дачное строительства с идеей дачи как второго дома для горожанина. Где отдельный (частный) дом, там и гараж, свое транспортное средство. Там же и сельский образ жизни, и продолжительные поездки на работу и с работы, и хозяйственные заботы по автономному содержанию домовладения.

Этот способ проживания несовместим с индустриализацией систем жизнеобеспечения. Такие системы здесь должны быть уже автономными или распределенными. Распределенность означает наличие протяженных сетей коммуникаций и рост, в связи с этим, потерь на доставку коммунальных услуг. Стратегический путь развития индустриализации систем жизнеобеспечения в сфере градостроительства должен быть прямо противоположный - суперурбани-зация3, повышение этажности и плотности застройки, концентрация основной массы производительного населения в крупных городах с развитой индустрией жизнеобеспечения. Наиболее благоприятные условия для урбанизационного развития имеют зоны Сибири и Дальнего Востока с такими точками урбанизационного роста, как Красноярск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Магадан, Владивосток и др.

Дубовский С.В.

к.ф.-м.н., доцент, заведующий лабораторией Института системного анализа РАН

СХЕМА РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ4

Мировой кризис, начавшийся в 2008 г., подвел Россию к окончательному выбору национальной идеи в среднесрочной перспективе. Этой идеей практически стала модернизация страны. Создана Президентская комиссия по модернизации, а также комиссия по высоким технологиям и инновациям при правительстве. Объем средств, предусмотренных на инновации в бюджете на 2010 г., равен 620 млрд. рублей. Идет интенсивное обсуждение возможных альтернативных вариантов модернизации экспертами, политической и управленческой элитой. В настоящем тексте представлена теоретическая схема проектирования модернизации и отражены возможные предлагаемые альтернативные сценарии модернизации.

1 Дроздов Б.В. Облик и размещение супергородов // Культура. Народ. Экосфера. - М: Спутник, 2009.

2 Там же.

3 Там же.

4 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 10-06-00252-а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.