УДК 338.22.01 Б01 10.24411/2305-8641-2020-10003
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2020 И.А. Филиппова, А.С. Филиппов*
В данной работе представлены перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности, как государственного института Российской Федерации, определяющего способность экономики поддерживать условия жизнедеятельности общества, населения, каждого гражданина и обеспечивать ресурсами народное хозяйство, отрасли, предприятия и домохозяйства.
Статья продолжает цикл публикаций авторов по указанной теме на основе Указа Президента РФ от 13.05.2017N208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030года ".
Ключевые слова: экономическая безопасность, Россия, государственное управление, государство, экономика, общество, стратегия экономической безопасности.
В Российской Федерации обеспечение противостояния угрозам и вызовам экономической безопасности в государстве, предотвращения кризисам в финансовой, энергетической, производственной, научной и технической сферах, стабилизации и улучшения уровня жизни населения регулируются Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [см. 1].
В соответствии с этим все перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации определяются в данной Стратегии.
В предыдущих работах авторами были указаны угрозы для экономической безопасности Российской Федерации [см. 2-3]. Перечисленные угрозы учитываются в Стратегии, а также являются основой для разработки стратегических документов, которые планируют деятельность в сфере социального и экономического развития государства.
Для полноценной и тщательной проработки механизма по обеспечению экономической безопасности в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации подробно раскрыты действия, которые должны быть предприняты и предпринимаются по каждому из направлений.
Государственная политика в сфере развития государственного управления экономикой включает в себя:
- совершенствование системы планирования, а также следование порядку при выполнении государственных задач;
- повышение привлекательности инвестиционного климата в сфере предпринимательской деятельности;
- деофшоризация экономики государства;
- повышение контроля над иностранными инвестициями в сферах, которые имеют стратегическое значение для национальной безопасности и национальной экономики;
- улучшение механизма ответных мер, которые применяются при дискриминационном отношении к физическим и юридическим лицам, различным отраслям экономики Российской Федерации других государств и различных государственных объединений;
- обеспечение сбалансированной налоговой системы и регулятивной системы;
- совершенствование механизма по регулированию и реализации бюджета государства;
- пресечение попыток картельных сговоров;
- совершенствование механизма государ -ственного управления за экономической деятельностью с участием государства;
- использование проекторной деятельности;
- развитие страхования ответственности субъектов экономической деятельности;
- оптимизация миграции трудовых ресурсов;
- определение и юридическое закрепление за Российской Федерацией ее экономической зоны;
- совершенствование инновационной деятельности в сфере экономики;
ра
* Филиппова Ирина Александровна ([email protected]) - кандидат экономических наук, доцент, кафед-"Экономическая теория"; Филиппов Александр Сергеевич - аспирант; оба - Ульяновский государ-
ственный технический университет (Ульяновск, РФ).
ф0
Сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 5 (24)
- борьба с теневой экономикой и злоупотреблениями в экономике.
Государственная политика в сфере роста реального сектора экономики включает в себя:
- модернизацию производственной и технологической базы реального сектора (учитывая нормы промышленной и экологической безопасности);
- достижение безопасного уровня независимости экономики государства в технологических вопросах;
- развитие секторов национальной экономики, которые занимаются разработками и внедрениями высоких технологий;
- развитие оборонно-промышленного комплекса;
- поддержку малого и среднего предпринимательства в сфере создания и внедрения высоких технологий;
- повышение уровня производительности труда, а также эффективности производственных процессов;
- развитие промышленных кластеров, на которых осуществляется промышленная, производственная, техническая деятельность;
- модернизацию транспортной инфраструктуры, создание логистического комплекса;
- модернизацию энергетической инфраструктуры, внедрение современных технологий, переход к низкоуглеродной экономике [4, с. 74];
- создание комплекса резервов, необходимых для мобилизационных нужд;
- повышение инновационного потенциала при разработке товаров гражданского назначения.
Государственная политика по созданию экономических условий, необходимых для инновационного развития и прочей деятельности в данной сфере, включает в себя:
- снижение зависимости от импорта вычислительной техники, электронного оборудования, их различных компонентов и материалов;
- повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации путем интегрирования образовательной, научной и производственной деятельности;
- поддержку научно-технической деятельности;
- улучшение инвестиционного климата;
- доступ к иностранным технологиям для повышения эффективности национальной экономики;
- совершенствование механизма цифровой экономики для обеспечения устойчивости и совершенствования конкурентоспособности Российской Федерации на мировых рынках;
- создание системы экспорта национальных технологий, которая учитывает национальные интересы;
- стимулирование внедрения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственную деятельность;
- улучшение системы защиты интеллектуальной собственности правообладателей Российской Федерации на объекты экономической деятельности;
- совершенствование рынков высоких технологий, которые реализуются в результате деятельности в рамках работ Национальной технологической инициативы [5, с. 25].
Государственная политика в сфере совершенствования национальной финансовой системы включает в себя:
- устранение зависимости денежно-кредитной системы Российской Федерации от изменений конъюнктуры мировых финансовых рынков;
- уменьшение количества применений иностранных валют в экономической деятельности Российской Федерации;
- достижение устойчивости источников долгосрочного получения финансовых ресурсов;
- повышение нормы накопления;
- совершенствование механизмов предоставления кредитов стратегически значимым отраслям;
- модернизацию финансовой инфраструктуры Российской Федерации;
- модернизацию систем контроля и регулирования деятельности финансовых организаций;
- пресечение перевода денежных средств в теневой оборот;
- достижение устойчивости и баланса бюджетной системы Российской Федерации;
- модернизацию системы управления финансовыми активами и обязательствами государства.
Государственная политика по вопросам создания единого экономического пространства и равномерного развития пространства Российской Федерации включает в себя:
- улучшение системы планирования территорий, учитывая факторы национальной безопасности государства;
- развитие городских агломераций, систем расселения;
- уменьшение разрыва между субъектами Российской Федерации в социальном и экономическом развитии;
- укрепление взаимосвязи и улучшение взаимоотношений между субъектами Российской Федерации;
- улучшение экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;
- развитие морских путей и железнодорожных магистралей.
Государственная политика в сфере экономического сотрудничества с зарубежными государствами и повышения эффективности отраслей экономики, ориентированных на экспорт, включает в себя:
- создание эффективной системы экономического сотрудничества, которая отвечает национальным интересам Российской Федерации;
- углубление взаимодействия и интеграции в рамках международного сотрудничества и организаций;
- поддержку отечественных организаций в сфере передачи и внедрения технологий;
- увеличение уровня экспорта несырьевых товаров;
- совершенствование системы правовой защиты экспортеров Российской Федерации;
- обеспечение участия организаций Российской Федерации в мировой экономической кооперации;
- модернизацию рыночной инфраструктуры, которая продвигает отечественные товары на иностранных рынках.
Государственная политика в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности включает в себя:
- уменьшение количества рисков предпринимательской деятельности, предотвращение возможности избирательного отношения к субъектам предпринимательской деятельности;
- противодействие преступной деятельности в хозяйственной и финансовой сферах;
- противодействие коррупционным схемам (недопущение смешения интересов экономических и политических субъектов, влияния интересов зарубежных государств);
- противодействие намеренного банкротства и иных незаконных действий хозяйствующих субъектов;
- улучшение безопасности стратегически важных и опасных объектов;
- предотвращение деятельности, направленной на нанесение ущерба национальной экономики Российской Федерации.
Государственная политика в сфере совершенствования человеческого капитала включает в себя:
- модернизацию образовательной системы с учетом продуктов научно-технического прогресса;
- внедрение принципа непрерывности в системе образования;
- совершенствование государственной квалификационной системы;
- развитие системы профессионального ориентирования;
- уменьшение уровня бедности и имущественной дифференциации населения государства;
- поддержку занятости населения;
- поддержку мобильности трудовых ресурсов;
- поддержку механизма по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
Помимо задач, которые выполняет государство при проработке каждого направления, в Российской Федерации осуществляется реализация комплекса мер, направленных на успешную и эффективную реализацию всех данных действий.
Одним из главных перспективных направлений государственного обеспечения экономической безопасности является работа системы управления рисками. В соответствии с данным механизмом государство осуществляет:
- выявление и оценку вызовов и угроз экономической безопасности на каждом уровне;
- оценку необходимых ресурсов для обеспечения экономической безопасности;
- планирование мер по реализации механизма обеспечения экономической безопасности;
- контроль за реализацией работы механизма обеспечения экономической безопасности.
Также одной их важнейших функций Российской Федерации при обеспечении экономической безопасности является анализ зарубежной экономической ситуации, способа иностранного обеспечения экономической безопасности. Это позволяет Российской Федерации перенимать успешный и эффективный опыт в сфере обеспечения экономической безопасности, а
ф0
сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 5 (24)
также не совершать ошибки, допущенные другими в данной сфере.
В этой связи проводится тщательный объективный мониторинг экономической деятельности на разных уровнях по показателям, указанным в соответствующем перечне Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, и показателям, необходимым для более точного и конкретного анализа.
Также проводится корректировка действующей Стратегии до 2030 года каждые шесть лет, зачитывается ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности государства.
Государство намерено проводить реализацию Стратегии в два этапа. Первый этап (до 2019 года) заключался в теоретической и методологической проработке механизма обеспечения экономической безопасности. Второй этап (до 2030 года) заключается в реализации мер, предписанных данной Стратегией.
Таким образом, на обеспечение экономической безопасности государство направляет экономические, политические, социальные, правовые, информационные, организационные, специальные, дипломатические, военные и прочие силы, которые проходят предварительное детальное стратегическое планирование.
Из проведенного исследования видно, что механизм по обеспечению экономической безо-
пасности обусловлен и проработан во всех сферах, которые имеют стратегическое значение для безопасного и прогрессивного существования человека, общества и государства. Данный подход позволяет наиболее тщательно прорабатывать и реализовывать деятельность по обеспечению экономической безопасности.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
2. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / И.А. Филиппова, А.С. Филиппов // Эксперт: теория и практика. - 2019. - № 1 (1). - С. 67-71. DOI 10.24411/ 2686-7818-2019-00021
3. Основные направления системы государственного обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации / И.А. Филиппова, А.С. Филиппов // Основы экономики, управления и права. - 2020. - № 3 (22). - С. 53-57.
4. Белик И.С. Механизмы реализации концепции низкоуглеродного развития экономики. Монография / И.С. Белик, Н.В. Стародубец [и др.]. - М.: Уфа: Омега Сайнс, 2016. - 119 с.
5. Клыпин А.В. Национальная технологическая инициатива России: вопросы формирования и проблемы реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №37. - С. 22-31.
Поступила в редакцию 08.10.2020 г.
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF ENSURING STATE ECONOMIC SECURITY
© 2020 I.A. Filippova, A.S. Filippov*
This work presents perspective directions of ensuring state economic security as a State Institute of Russian Federation that determines the ability of the economy to maintain the living conditions of society, the population and every citizen, and to provide resources to the national economy, industries, enterprises and households. The article continues the authors cycle of publications on this topic on the basis of the Presidential Decree №208 of 13 May 2017 "On the strategy of economic security of Russian Federation for the period until the 2030year".
Keywords: economic security, Russia, state administration, government, economy, society, strategy of economic security.
Received for publication on 08.10.2020
* Filippova Irina Alexandrovna - Candidate of Economic, Associate Professor, Department of Economic Theory; Filippov Alexander Sergeyevich - Postgraduate, Department of Economic Theory; both - Ulyanovsk state technical University (Ulyanovsk, Russian Federation).