Научная статья на тему 'Основные направления системы государственного обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации'

Основные направления системы государственного обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3771
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Ирина Александровна, Филиппов Александр Сергеевич

Последовательная реализация национально-государственных интересов предполагает рассмотрение экономической безопасности как одну из важнейших характеристик экономической системы Российской Федерации. Экономическая безопасность, как государственный институт, определяет способность экономики поддерживать условия жизнедеятельности общества, населения, каждого гражданина и обеспечивать ресурсами народное хозяйство, отрасли, предприятия и домохозяйства. В данной работе рассмотрены основные направления системы экономической безопасности, представленные на базе Указов Президента России.The consistent implementation of national State interests implies consideration of economic security as one of the most important characteristics of the economic system of the Russian Federation. Economic security, as a State institution, defines the ability of the economy to support the living conditions of society, the population and every citizen and to provide resources to the national economy, industries, enterprises and households. This work examines the main directions of economic security system that are presented on the basis of decrees of the President of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления системы государственного обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации»

УДК 338.22.01

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

©2020И.А. Филиппова, А.С. Филиппов*

Последовательная реализация национально-государственных интересов предполагает рассмотрение экономической безопасности как одну из важнейших характеристик экономической системы Российской Федерации. Экономическая безопасность, как государственный институт, определяет способность экономики поддерживать условия жизнедеятельности общества, населения, каждого гражданина и обеспечивать ресурсами народное хозяйство, отрасли, предприятия и домохозяйства.

В данной работе рассмотрены основные направления системы экономической безопасности, представленные на базе Указов Президента России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Россия, государственное управление, регион, экономика, общество.

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства. Для успешного существования и развития государства необходимо обеспечивать экономическую безопасность, чтобы сдерживать угрозы, способные помешать этому [см. 1].

Механизм, обеспечивающий экономическую безопасность государства, - это совокупность элементов, которые при своем взаимодействии гарантирует экономическую безопасность государства.

Элементами такого механизма выступают цели, направления, задачи и принципы обеспечения экономической безопасности.

Целью обеспечения экономической безопасности государства является достижение стабильного и устойчивого развития государства и увеличение благосостояния населения страны.

Обеспечение экономической безопасности должно [3]:

- укрепить экономический суверенитет государства;

- повысить устойчивость экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

- обеспечить экономический рост;

- поддержать научно-технический потенциал развития экономики на мировом уровне и повысить ее конкурентоспособность;

- поддержать потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса на уров-

не, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны государства.

Государство, стремясь достичь целей обеспечения экономической безопасности, должно придерживаться ряда общих задач.

Чтобы достичь ситуации экономической безопасности, необходимо защищать экономические интересы личности, общества и государства, создавать условия, которые обеспечат полноценную реализацию экономического потенциала государства, создавать благоприятные условия для расширения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивать стабильность экономической жизни общества, защищать права государства по принятию самостоятельных решений в экономических и других сферах жизни общества.

Развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики достигается совершенствованием систем планирования, государственного контроля, механизма международного сотрудничества, нормативно-правовых баз; улучшением инвестиционно-инновационного климата; повышением эффективности расходов бюджета, государственным управлением; борьбой с теневой экономикой, коррупцией.

Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики достигается совершенствованием производственно-технологической базы сектора экономики, транспортной инфраструк-

* Филиппова Ирина Александровна ([email protected]) - кандидат экономических наук, доцент, кафедра "Экономическая теория"; Филиппов Александр Сергеевич - аспирант; оба - Ульяновский государственный технический университет (Ульяновск, РФ).

ф0

Сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 3 (22)

туры, энергетической инфраструктуры, высокотехнологических секторов экономики; повышением производительности труда, эффективности производственных процессов; созданием стратегических запасов.

Создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере достигается развитием технологий, инструментов финансирования, правового регулирования интеллектуальной собственности; преодолением зависимости от импорта; повышением конкурентоспособности путем интеграции деятельности и расширением государственной поддержки.

Устойчивое развитие национальной финансовой системы достигается снижением зависимости денежно-кредитной системы от колебаний на международных финансовых рынках, использованием иностранной валюты; развитием внутренних источников финансовых ресурсов, государственной финансовой политики, финансовой инфраструктуры, системы контроля финансовой деятельности, управления государственными финансовыми ресурсами; обеспечением сбалансированности бюджета государства.

Сбалансированное пространственное и региональное развитие государства, укрепление единства его экономического пространства достигается совершенствованием системы территориального планирования государства, национальной системы расселения, внутригосударственных связей; развитием экономического потенциала регионов государства; снижением дифференциации между регионами государства.

Повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики достигается развитием рыночной инфраструктуры, поддержки национального производства и его продвижения на глобальный рынок; увеличением и расширением объема экспорта, партнерского взаимодействия и связей со странами-партнерами; созданием эффективной системы экономических взаимоотношений и интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов.

Обеспечение безопасности экономической деятельности достигается снижением рисков ведения предпринимательской деятельности;

профилактикой, предупреждением и предотвращением формирования коррупционных схем, преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, повышением уровня безопасности важных и потенциально опасных объектов; противодействием иностранным организациям, стремящимся нанести ущерб национальной экономики.

Развитие человеческого потенциала достигается совершенствованием системы образования, национальной системы квалификаций, механизмов обеспечения экологической безопасности, системы занятости; нацеленностью на непрерывное образование, профессиональную ориентацию населения; снижением социальной дифференциации населения.

Проделывая работу по обеспечению экономической безопасности, государство должно придерживаться следующих принципов:

- законности;

- системности;

- всесторонности;

- достоверности;

- обоснованности;

- рациональности;

- непрерывности;

- актуальности;

- долгосрочности.

Механизм обеспечения экономической безопасности помогает своевременно выявить вызовы и угрозы экономической безопасности, отреагировать на них и выработать программу по управлению рисками.

Каждое государство при обеспечении экономической безопасности проходит следующие этапы:

1) выявляет и оценивает вызовы и угрозы экономической безопасности государства;

2) оценивает ресурсы, предназначенные для предотвращения выявленных вызовов и угроз экономической безопасности;

3) планирует меры по реализации механизма обеспечения экономической безопасности и определяет задачи;

4) вырабатывает, контролирует реализацию и оценку эффективности мер по обеспечению экономической безопасности.

Механизм обеспечения экономической безопасности предполагает разработку теоретических характеристик экономической безопасности государства на начальном этапе, а затем применение мер на практике, устранение выяв-

ленных вызовов и угроз экономической безопасности.

Резюмируя, можно сказать, что основные направления обеспечения экономической безопасности формируют механизм, который применяет государство при реализации мер, отвечающих целям данных направлений. Сам механизм по обеспечению экономической безопасности государства, соответственно, должен отвечать национальным интересам страны.

В современных условиях актуальность обеспечения экономической безопасности подтверждается проработкой данного направления во многих странах. Именно экономическая безопасность обеспечивает защищенность государств при воздействии на них мировых экономических кризисов, процессов глобализации как экономики, так и других сфер жизни общества.

В Российской Федерации экономическая безопасность является элементом национальной безопасности, наряду с таким как [2]:

- военная безопасность;

- государственная безопасность;

- общественная безопасность;

- социальная безопасность;

- экономическая безопасность;

- научно-технологическая безопасность;

- безопасность в сфере здравоохранения;

- безопасность в сфере культуры;

- безопасность в сфере образования;

- экологическая безопасность;

- стратегическая безопасность.

В связи с этим каждый элемент национальной безопасности соотносится с ней самой как частное и общее, а совокупность данных элементов составляет саму национальную безопасность.

Ключевые аспекты понимания государством актуальных вопросов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации отражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 [2].

В соответствии с ней под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от совокупности внутренних и внешних угроз, при которых обеспечивается:

- реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации;

- достойные качества и уровень их жизни;

- суверенитет и независимость Российской Федерации, а также государственная и территориальная целостность;

- устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Обеспеченность государства экономической безопасностью является основой устойчивого социально-экономического развития и благополучия нации.

По мнению зарубежных ученых, экономическая безопасность государства первична и обусловливается необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны; поддержанием и дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения.

В Российской Федерации общепринятым является понимание экономической безопасности как состояния защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [3].

Главным документом, фиксирующим положения, касающиеся экономической безопасности Российской Федерации, является Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [3].

Основными целями государства в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

- укрепление экономического суверенитета;

- достижение устойчивости экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам;

- экономический рост;

- соответствие научно-технического потенциала экономики мировому уровню;

- повышение конкурентоспособности экономики;

- соответствие потенциала оборонно-промышленного комплекса задачам военно-экономического обеспечения обороны страны;

- повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Достигнув устойчивого экономического развития и улучшения благосостояния населения, все остальные цели, соответственно, тоже

ф0

сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 3 (22)

будут достигнуты, и наоборот, достижение других целей приведет к устойчивому экономическому развитию и улучшению благосостояния населения, что является наиболее приоритетными целями в вышеуказанном списке.

В соответствии с данными целями государственные органы Российской Федерации вырабатывают направления государственной политики, которые должны привести к их достижению.

К таким направлениям в механизме по обеспечению экономической безопасности относятся:

- развитие системы управления, прогнозирования и планирования деятельности экономической сферы;

- рост реального сектора экономики;

- обеспечение инновационной сферы соответствующими экономическими условиями;

- стабильное совершенствование финансовой системы Российской Федерации;

- сбалансированное развитие регионов Российской Федерации, укрепление единства экономического пространства страны;

- развитие внешнеэкономического сотрудничества;

- повышение конкурентоспособности отраслей экономики, ориентированных на экспорт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие человеческих ресурсов.

Механизм Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности по каждому из направлений ставит задачи, выполнение которых приблизит достижение поставленных государством целей в сфере экономической безопасности.

Основными задачами, которые выделены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, являются:

- защита экономических интересов государства и общества;

- создание условий для полноценной реализации экономического потенциала государства;

- создание благоприятных условий для расширения экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

- обеспечение стабильности в экономической жизни общества;

- защита прав государства на принятие самостоятельных решений в экономической и иных сферах.

Для эффективной работы всего механизма обеспечения экономической безопасности Рос-

сийской Федерации в современных условиях необходима система оценки уровня экономической безопасности на каждом уровне.

Такая система позволяет вовремя распознать риски, вызовы и угрозы экономической безопасности и принять соответствующие меры по их устранению. Также она дает оценку ресурсов, необходимых для совершенствования системы экономической безопасности; распределяет роли государственных органов и иных организаций по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации; распознает место государства в мировом экономическом сообществе.

Работа системы управления рисками в сфере экономической безопасности в Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Чтобы определить состояние экономической безопасности, в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации выделяют 40 показателей, с помощью которых можно оценить уровень экономической безопасности личности, предприятий, регионов, общества и государства. Среди них особо значимыми являются:

- валовый внутренний продукт;

- индекс промышленного производства;

- индекс производительности труда;

- уровень инфляции;

- размеры внутреннего и внешнего долгов;

- чистый ввоз (вывоз) капитала;

- индексы экспорта и импорта;

- сальдо торгового баланса;

- и так далее.

Процесс мониторинга и оценки состояния экономической безопасности Российской Федерации может уточнять перечень показателей в зависимости от конкретных обстоятельств.

Таким образом, проведенный анализ выявил, что система государственного обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации находится на начальном этапе своего становления, но она довольно развита и охватывает широкий спектр направлений по обеспечению экономической безопасности не только государства, но также отдельных отраслей экономики, регионов, личности и всего общества.

По истечению срока действия Стратегии, регулирующий механизм обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, должен быть обеспечен экономический сувере-

нитет Российской Федерации, устойчивость национальной экономики к вызовам и угрозам, общественная и политическая стабильность, динамичное социально-экономическое развитие государства, улучшение уровня жизни населения.

Библиографический список

1. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / И.А.

Филиппова, А.С. Филиппов // Эксперт: теория и практика. - 2019. - № 1 (1). - С. 67-71. DOI 10.24411/26867818-2019-00021

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/

3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/

Поступила в редакцию 08.06.2020 г.

MAIN DIRECTIONS OF THE STATE SYSTEM FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

© 2020 I.A. Filippova, A.S. Filippov*

The consistent implementation of national State interests implies consideration of economic security as one of the most important characteristics of the economic system of the Russian Federation. Economic security, as a State institution, defines the ability of the economy to support the living conditions of society, the population and every citizen and to provide resources to the national economy, industries, enterprises and households. This work examines the main directions of economic security system that are presented on the basis of decrees of the President of the Russian Federation.

Keywords: economic security, Russia, state administration, region, economy, society.

Received for publication on 08.06.2020

* Filippova Irina Alexandrovna - Candidate of Economic, Associate Professor, Department of Economic Theory; Filippov Alexander Sergeyevich - Postgraduate, Department of Economic Theory; both - Ulyanovsk state technical University (Ulyanovsk, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.