УДК 338
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФEДЕРАЦИИ
Лошаков Андрей Юрьевич, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Е-mail: loshakov.andr@mail.ru
Аннотация. Гарантией независимости экономики государства, стабильной и комфортной жизнедеятельности общества является развитая система экономической безопасности. В данной статье рассматриваются сущность, современное состояние и основные проблемы экономической безопасности в Российской Федерации, определяются ключевые угрозы национальной экономике в настоящее время и на перспективу, рассматриваются меры повышения уровня экономической безопасности, для обеспечения стабильного развития государства.
Abstract. Guarantee of the independence of the State economy, stable and comfortable of society is a developed system of economic security. This article discusses the essence of State-of-the-art and key problems of economic security in the Russian Federation, identifies key threats to national economy and discusses measures to increase the level of economic security, to ensure stable development of the State.
Ключевые слова: экономическая безопасность, задачи экономической безопасности, угрозы национальной экономике, повышение уровня экономической безопасности.
Key words: economic security, economic security tasks, a threat to the national economy, increasing economic security.
Устойчивое развитие экономики государства, а также ее конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на внешнем рынке напрямую зависят от уровня экономической безопасности страны.
Экономическая безопасность является гарантией государственной независимости, условием стабильной и комфортной жизнедеятельности общества. Именно поэтому обеспечение экономической безопасности считается важнейшим приоритетом в стратегии развития государства.
Целью данного исследования является анализ теоретических основ экономической безопасности, выявление основных проблем в системе экономической безопасности Российской Федерации и разработка предложений по устранению этих проблем для обеспечения стабильного развития экономики и комфортного существования общества.
Российское законодательство определяет экономическую безопасность, как состояние экономики, способное обеспечить необходимый уровень социальной, политической и оборонной частей инфраструктуры страны, ее прогрессивного
развития, а так же неуязвимость и независимость ее интересов в области экономики по отношению ко всевозможным внутренним и внешним угрозам и воздействиям [2].
Не мало внимания данной теме в своих трудах уделяли такие отечественные исследователи, как Л. И. Абалкин, Е. И. Кузнецова, А. Д. Архипов. Экономическая безопасность, по мнению Абалкина Л. И., - это совокупность условий и факторов, которые обеспечивают независимость национальной экономики, а также ее стабильность, устойчивость и способность к постоянному обновлению и развитию. По мнению А. Д. Архипова - это способность экономики государства эффективно удовлетворять общественные потребности [4].
Поэтому, основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение непрерывного экономического роста; формирование оптимальной структуры экономики; урегулирование инфляции и безработицы; сокращение государственного долга и обеспечение равновесия доходов и расходов государственного бюджета; поддержка устойчивости национальной валюты; обеспечение социальной защиты населения и повышение качества жизни [5].
Актуальность государственной деятельности в области обеспечения экономической безопасности определяется современным социально-экономическим положением Российской Федерации.
Для полного понимания и оценки состояния экономической безопасности важно учитывать факторы влияющие на ее уровень, к их числу относят: концепцию национальной безопасности; национальные экономические интересы; угрозы безопасности экономики; индикаторы экономической безопасности с их пороговыми значениями и организационно-правовое обеспечение безопасности экономики [3].
Данные факторы необходимо учитывать при формировании стратегии повышения уровня безопасности.
В 2017 году нашему государству удалось выйти из достаточно глубокого кризиса, и преодолеть тяжесть санкций, вводимых США и странами Европы.
После того, как в конгрессе США был принят закон против России и некоторых других государств, устанавливающий новый пакет санкций, опасения о том, что политика «силового принуждения» против нашей страны имеет долгосрочный характер, только подтвердились. В таких условиях нашему государству необходима такая стратегия развития, которая способна обеспечить ежегодный прирост ВВП не на 2-3% а на все 7-8% [7].
В связи со сложившейся ситуацией Президент РФ своим указом 13 мая 2017 года утвердил «Стратегию экономического безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Данная стратегия определяет ключевые направления повышения уровня экономической безопасности РФ исходя из современных условий и проблем в развитии национальной экономики. В их числе:
1. Направление по развитию системы государственного управления, а также развитие прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики.
2. Направление по обеспечению устойчивого роста реального сектора экономики.
3. Направление по созданию условий для разработки и эффективного внедрения современных технологий, создание экономических предпосылок для инновационного развития и совершенствования нормативной правовой базы в данной сфере.
4. Направление по обеспечению устойчивого развития национальной финансовой системы.
5. Направление по обеспечению сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, а также по укреплению ее единого экономического пространства.
6. Направление по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества, реализация конкурентных преимуществ в экспорте.
7. Направление по обеспечению безопасности в экономической деятельности.
8. Направление по развитию человеческого капитала [6].
В 2018 году кризисные процессы в национальной экономике усилили такие факторы, как: низкие темпы роста экономики; введение очередных американских и европейских санкций против России; сохранившаяся тенденция оттока капиталов за рубеж.
Наибольшее внимание в настоящее время стоит обратить на такие угрозы экономической безопасности, как:
- преобладание экспортно-сырьевого направления в модели развития экономики;
- недостаточное внедрение перспективных инновационных технологий, в частности: отсутствие современной электротехнической и приборостроительной промышленности, что порождает глубокую зависимость от импортной продукции машиностроительной отрасли;
- отсутствие инвестиционной активности населения, сбережения которого сопоставимы с доходами федерального бюджета;
- большая зависимость отдельных регионов от трансфертов из федерального бюджета;
- значительна доля теневой экономики, в которой сосредоточено более 30% потенциально возможных доходов государственного бюджета.
Кроме этого, сегодня остается несовершенным прогнозирование развития экономики как на отдаленный период, так и в краткосрочной перспективе. В этом признался даже председатель правительства Дмитрий Медведев, отметив, что точность прогнозирования в условиях неопределенности в нашей стране оставляет желать лучшего.
Большая доля теневой экономики обусловлена излишним налоговым администрированием, несовершенством законодательства в этой сфере и отсутствием современной информатизации.
Если для устранения вышеперечисленных угроз государственными органами уже разработаны определенные меры, то следующим должного внимания пока еще не уделено. К их числу относятся вызовы, которые в полной
мере еще не проявили своего негативного воздействия на национальную экономику, но могут оказать влияние в будущем. Это, в первую очередь:
- сокращение участия государства в экономической деятельности субъектов хозяйствования и приватизация стратегически важных объектов;
- сокращение финансового обеспечения базовых отраслей экономики, обусловленное политикой, направленной на ограничение расходов государственного бюджета;
- большая сложность диверсификации экспорта, обусловленная отсутствием технологий, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию на мировых рынках.
Сохранение плоской шкалы налога на доходы физических лиц. Данное обстоятельство может привести к социальному взрыву, который способен возникнуть из-за значительного расслоения между бедными и богатыми слоями населения [8].
Главной же угрозой экономической безопасности Российской Федерации по-прежнему остается высокий уровень коррупции, в том числе и в бюджетной сфере. Коррупция не позволяет развивать конкуренцию и продвигать инновации, необходимые для повышения эффективности производства благ [9]. Ее искоренение не представляется возможным без создания сильного гражданского общества.
Таким образом, экономическая безопасность является основной гарантией независимости, стабильного развития государства и комфортной жизнедеятельности общества, поэтому повышение уровня экономической безопасности за счет устранения основных угроз является главным приоритетом в стратегии развития Российской Федерации.
Решение существующих проблем следует начинать с устранения наиболее резонансных угроз, которые включают: сохранение экспортно-сырьевой модели развития экономики и большой разрыв в доходах между бедными и богатыми сломи населения.
Анализируя все существующие на данный момент проблемы, следует понимать, что борьба с экономическими угрозами должна быть комплексной и сбалансированной. Построить такую борьбу способна только четко слаженная система государственного управления, поэтому первостепенной задачей на пути к повышению общего уровня экономической безопасности государства должно стать повышение качества государственного управления.
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): офиц. текст. // Информационно-правовая база КонсультантПлюс.
2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Информационно-правовая база КонсультантПлюс.
3. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ. - 2016.
4. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 294 с.
5. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России // Москва, Издательство «ДЕЛО». - 2015. - С. 82.
6. Бородин Д. В. Повышение экономической безопасности: адаптация существующих и разработка новых методов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/viewer_images/15733005/f/1.png
7. Варюха А.О., Сурженко Л.В. Современные угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. - 2016. - №8.8. - С. 3-5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28855/
8. Павлов В.И. Основные вызовы и угрозы экономической безопасности России в 2017-2019 гг. / Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов 1 научно-практической конференции «Сенчаговские учения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов. г. Москва - М.: Институт экономики РАН, 2017. - 265 с.
9. Филатова И.В. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности национальной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/viewer_images/14007045/f/1.png