НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ _БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ_
Шудренко Дарья Петровна
ФГБОУ ВО РЭУ «им. Г.В. Плеханова», г.Москва Руководитель Сорокина Наталья Юрьевна
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены причины дифференциации доходов населения РФ, ее влияние на национальную экономическую безопасность. Изучены показатели уровня дифференциации в современной России, с использованием индикативного метода выявлены угрозы национальной экономической безопасности. Предложены инструменты по предотвращению (недопущению) угроз национальной экономической безопасности РФ.
ABSTRACT
This article discusses the reasons of differentiation of incomes of the population of the Russian Federation, its influence on national economic safety is considered. Indicators of the level of differentiation in modern Russia have been studied, and threats to national economic security have been identified using the indicative method. Proposed tools to prevent (avoid) threats to the national economic security of the Russian Federation.
Ключевые слова: национальная экономическая безопасность, неравенство, дифференциация в доходах, угроза национальной экономической безопасности.
Keywords: national economic security, inequality, differentiation in income, threat to national economic security.
Важнейшим условием национальной экономической безопасности является социальная стабильность в обществе как основа устойчивого социально-экономического развития страны. Обеспечение социальной стабильности является одной из основных задач государства, что требует отслеживания признаков нестабильности, напряженности в обществе; выявления причин, вызывающих нарастание этой напряженности; разработки необходимых мер и программ, позволяющих стабилизировать ситуацию в стране.
Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни населения. Они находят конкретное выражение в таких целях государства, как содействие снижению уровня имущественной дифференциации населения и позитивной динамике денежных доходов населения; обеспечение достойного уровня потребления продовольственных и непродовольственных товаров и гарантий занятости; достижение доступности для всех слоев населения высококачественных услуг здравоохранения, образования и других учреждений социальной сферы.
В Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" (п.12 пп.20) [1] говорится, что к основным угрозам национальной экономической безопасности относится усиление дифференциации населения по уровню дохода. Вместе с тем, существующее в современном российском обществе распределение доходов является не всегда оправданным и оказывает негативное влияние на развитие экономических и социальных процессов. Анализируя статистические показатели (таблица 1), отражающие неравенство в распределении доходов в России, можно отметить, что по состоянию на 2016 г. у 20% населения было сконцентрировано более половины (47,1%) доходов всех российских домо-хозяйств, причём основная часть этих доходов находилась у наиболее богатых 5% населения. На следующие 20% населения приходилось лишь 22,6% доходов, а «в руках» остальных 60% населения (бедных и беднейших) оставалось всего 30,3% всех доходов.
Денежные доход1* -всего в том числе по 20-процентным группам населения, в %: Децильный коэффициент фондов, в разах
первая (с наименьшими доходами) вторая третья четвертая пятая (с наибольшими доходами)
2014 100 5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,0
2015 100 5,3 10,0 15,0 22,6 47,1 15,7
2016 100 5,3 10,0 15,0 22,6 47,1 15,7
Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения [5]
Вышесказанное свидетельствует о наличии угроз национальной экономической безопасности России в социальной сфере, поскольку, как было отмечено выше, высокая дифференциация в доходах населения является основным источником не-
стабильности, препятствует устойчивому социально-экономическому развитию государства [7]. Это определяет актуальность исследования проблемы неравенства в доходах населения РФ в контексте ее влияния на национальную экономическую безопасность страны.
В таблице 2 представлены уровни пороговых экономической безопасности в области дифферен-значений показателей (индикаторов) национальной циации доходов населения для России и фактические значения.
Таблица 2. Показатели степени дифференциации населения и их пороговые значения для России
Наименование показателя Пороговые значения 2016 г.
Коэффициент Джини 0.4 0.414
Индекс Робин Гуда,в% 20 (Разработано Аналитической службой компании «ФинЭкспер-тиза» на основе данных Росстата) 30.2
Коэффициент Джини отражает распределение доходов в обществе. Критическое значение по данному показателю - 0,4, оно установлено в рабочем документе № 13 от 15 апреля 2015 г. Европейской экономической комиссией ООН конференции европейских статистиков «Бедность, неравенство и уязвимость в странах Европы и Центральной Азии с переходной и развивающейся экономикой»[2]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в России значение коэффициента Джини превышает норму, данный факт свидетельствует о том, что в стране нарастают деструктивные тенденции в системе экономической безопасности, связанные с конфликтом жизненных интересов различных социальных слоев и страт, коммерциализацией общественного сектора экономики России, снижающей доступность жизненно важных благ, ростом кредитной зависимости населения. При этом возрастает социальное напряжение, и назревает протест против проводимой социально-экономической политики [4].
Как показано на рис.1, в 2005-2007 гг. коэффициент дифференциации доходов населения России устойчиво увеличивался, данная тенденция говорит о глубоком расслоении в обществе, а также о нарушении воспроизводственного процесса в сфере распределения и перераспределения валовой добавленной стоимости. Резкий рост показателя был характерен для периода 2006-2007 гг., что было обусловлено влиянием на отечественную социально-экономическую систему последствий глобального финансово-экономического кризиса. В 2010-2011 гг. имело место некоторое улучшение данного показателя, вызванное постепенным преодолением кризисных явлений в экономике, а также ускоренным увеличением окладов бюджетников и пенсий по старости и инвалидности в России. В 2012-2015 гг. показатель устойчиво снижался, но в 2016 г. он снова проявил тенденцию к росту, что позволяет вести речь о росте неравенства в современной России.
Динамика коэффициента Джини 20052016гг.
у = -8Е-05х + 0,4178 R2 = 0,0047
Значение
коэффициента Джини
200520062007200820092010201120122013201420152016
Рис.1 Динамика коэффициента Джини в период 2005-2016гг.
Индекс Робин Гуда - ещё один показатель неравенства доходов в обществе. Показатель рассчитывается на основе коэффициента Джини, но отличается гораздо большей наглядностью. Он равен той доле дохода общества, которую необходимо перераспределить для достижения равенства среди всех его членов. Чем выше этот показатель, тем больше отставание бедных слоев от богатых, и тем большей частью общих доходов граждан пришлось бы оперировать для достижения равенства всех социальных групп. Значение индекса Робин Гуда в России в настоящее время, по оценкам экспертов,
составляет 30,2% [6]. Следует отметить, что «близкое к эталону» значение индекса Робин Гуда находится на уровне 20%. Страны, где этот процент выше, демонстрируют либо неразвитость системы фондов общественного потребления, либо неэффективную фискальную политику с точки зрения усреднения доходов
Превышение критических значений по указанным показателям позволяет сделать вывод, что неравномерное распределение доходов отрицательно сказывается на перспективах экономического роста, так как ухудшается инвестиционный климат в
90
стране, ведет к образованию групп давления, противодействующих структурным реформам и макростабилизации. Данная ситуация несет в себе серьезную угрозу национальной экономической безопасности страны, так как государство, в котором наблюдается острое общественное противостояние, не может быть сильным.
На современном этапе развития России существуют реальные угрозы социально-экономической безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной стратегии экономической безопасности РФ. Выявление возможных угроз экономической безопасности в данной сфере и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности РФ.
Для решения проблемы высокой дифференциации доходов, следует проводить политику стимулирования доходов малообеспеченной части населения. Экономический рост и потенциальное улучшение ситуации на рынке труда, повышение уровня доходов пенсионеров также могут создать предпосылки для снижения общего уровня социального расслоения в обществе. В современных экономических условиях особо важно проведение государством таких мер, как адресная нацеленность социальных трансфертов и государственное регулирование рынка труда. Это крайне необходимо для того, чтобы дифференциация доходов в российском обществе стабилизировалась на уровне, характерном для большинства экономически развитых стран [7].
Для обеспечения роста доходов населения России и сглаживания дифференциации населения по уровню доходов необходимо:
1. увеличение социальных выплат из бюджета для бедных россиян в целях обеспечения достойный уровень их жизни;
2. достижение более справедливого распределения доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, введение прогрессивной ставки налогообложения;
3. поддержка российской промышленности -создание новых производственных мощностей, активизация государственного заказа и рост государственного инвестирования как основы роста доходов населения на территориях индустриального типа [8];
4. увеличение расходов на образование, отказ от коммерциализации сектора, повышение качества образования и здравоохранения;
5. снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, который в сельских районах и малых городах является основным источником дохода;
7. создание механизма регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей страны, данная мера особенно актуальна для России. Один из возможных способов реализации данной меры - создание льготных налоговых зон не только для бизнеса, но и для физических лиц.
Реализация данных мер сформирует благоприятные условия для роста денежных доходов населения. Кроме того, дополнительными драйверами, способствующими повышению благосостояния населения, станут высокие темпы роста заработной платы в бюджетном секторе и снижение общего инфляционного напряжения.
Российская экономика имеет все возможности не допустить развития охарактеризованных угроз национальной экономической безопасности в области распределения доходов населения, главное -это реализация государством четкой социальной политики, направленной, прежде всего, на опережающий все другие социально-экономические индикаторы рост денежных доходов населения, причем, прежде всего у малодоходных слоев населения, а также на формирование среднего класса.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"// [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://goo.gl/PSoVoU (дата обращения -08.05.2017).
2. Рабочий документ № 13 от 15 апреля 2015 г. Европейской экономической комиссией ООН конференции европейских статистиков «Бедность, неравенство и уязвимость в странах Европы и Центральной Азии с переходной и развивающейся экономикой» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://goo.gl/qJ4FLv
3. Титов В.А., Климашина В.В., Статистический анализ социальной дифференциации населения РФ по величине среднедушевых денежных доходов в современных условиях // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3-1. - С. 207-211
4. Официальный сайт Росстата - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. gks.ru
5. Индекс Робин Гуда как показатель социального расслоения общества // Аналитическая служба компании «ФинЭкспертиза». [Электронный ресурс] // Режим доступа:URL: http://www.Unexpertiza.ru// (дата обращения 27.04.2017)
6. Шевяков, А.Ю. Неравенство и бедность: причины и пути преодоления существующих пропорций - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://index.org.ru/journal/21/shev21 .html. (дата обращения 17.05.2017).
7. Сорокина Н.Ю. Развитие концептуальных основ устойчивого развития // Качество дистанционного образования, новые технологии управления бизнесом: концепции, проблемы, решения. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Москва, 14 декабря 2016 г. Изд-во Международный институт менеджмента ЛИНК (Жуковский). - С. 70 - 72/
8. Сорокина Н.Ю. Концептуальная модель устойчивого развития региона на основе эффективного управления его социально-экономическим потенциалом // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 2(68). - С.79 - 87.