Научная статья на тему 'Некоторые аспекты обеспечения региональной экономической безопасности'

Некоторые аспекты обеспечения региональной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИНВЕСТИЦИИ / THREATS OF ECONOMIC SECURITY / DIFFERENTIATION OF INCOME / THE LEVEL OF POVERTY / GROSS REGIONAL PRODUCT / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курепина Наталья Леонидовна, Емгушева Энни Владимировна

В статье определены основные угрозы региональной экономической безопасности, представлена характеристика их проявления. Проведён анализ основных тенденций социально-экономического развития за период с 1990-го по 2010-й г., выявлены наиболее явные угрозы региональной экономической безопасности. Сформулированы задачи региональной экономической политики, решение которых нацелено на обеспечение экономической безопасности регионаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article there are defined crucial threats of regional economic security, and is represented the characteristic of their display. There was also taken an analysis of the main tendencies of social and economic development at the period of 1990-2010, as well there were revealed the most evident threats of ensuring of the economic security of the region. There are explicitly formed tasks of the regional economic politics. The solution of the tasks is aimed to ensure economic security of the region.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты обеспечения региональной экономической безопасности»

Н.Л. Курепина,Э.В.Емгушева,

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация

В статье определены основные угрозы региональной экономической безопасности, представлена характеристика их проявления. Проведён анализ основных тенденций социально-экономического развития за период с 1990-го по 2010-й г., выявлены наиболее явные угрозы региональной экономической безопасности. Сформулированы задачи региональной экономической политики, решение которых нацелено на обеспечение экономической безопасности региона.

Annotation

In this article there are defined crucial threats of regional economic security, and is represented the characteristic of their display. There was also taken an analysis of the main tendencies of social and economic development at the period of 1990-2010, as well there were revealed the most evident threats of ensuring of the economic security of the region. There are explicitly formed tasks of the regional economic politics. The solution of the tasks is aimed to ensure economic security of the region.

Ключевые слова

Угрозы экономической безопасности, дифференциация доходов, уровень бедности, валовый региональный продукт, инвестиции

Key words

Threats of economic security, differentiation of income, the level of poverty, gross regional product, investments.

Региональная экономическая безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности, под которой понимается способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействиями внешних и внутренних факторов, возможностью предотвратить негативные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сферы и экологии региона.

Неравномерное развитие регионов в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] отнесено к основным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно сущест-

вующие различия в уровне социально-

экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов; значительный разрыв в уровне производства валового регионального продукта на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации; низкий уровень доходов населения.

На всем протяжении реформ за чертой бедности находилось около трети населения России. Принимаемые государством меры по выравниванию уровня экономического развития регионов, принятие Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (20022010 и до 2015 года)» привели к определенным положительным результатам

в социальной сфере, росту доходов населения и сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 29.0% в 2010-м году до 12.6% в 2010-м году, однако и данный показатель значительно выше порогового значения -7%.

В 2005-м году в группу регионов с численностью населения с доходами ниже величины прожиточного минимума более 30% относилось восемь регионов: республики: Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Алтай, Марий Эл, области: Ивановская, Амурская, то в 2010м году в этой группе остались только два региона - республики: Калмыкия -37.3% и Тыва -30%.

Увеличилось и число благополучных регионов, в которых доля бедного населения менее 10%, с пяти в 2005-м году: Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Татарстан, Санкт-Петербург до восьми в 2010-м году, к вышеперечисленным добавились Белгородская и Липецкая области, Республика Дагестан.

Однако по-прежнему значительная часть населения живет за чертой бедности, количество регионов, в которых

доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, превышает пороговое значение, - 75 или 90%.

Региональный аспект бедности обусловлен различиями в экономическом потенциале территорий, преобладанием в отдельных субъектах Федерации нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, слабой адаптацией населения к новому типу экономических отношений, неудовлетворительной структурой занятости, отсутствием программ адресной социальной защиты населения.

На протяжении последних лет максимальный уровень доходов на душу населения сохраняется в природо -ресурсных регионах: в автономных округах: Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском, Ханты-Мансийском и городе Москве. В 2010-м году максимальный уровень отмечен в Ненецком автономном округе - 50843 руб., или в 2.6 раза выше среднероссийских показателей, Москве - 43876 руб., или в 2.3 раза, соответственно к минимальным показателям, которые отмечены в Республике Калмыкии 6.7 и 5.8 раз (табл.1).

Таблица 1.Индикаторы, характеризующие уровень жизни населения

руб., 1995 год — тыс. руб.

Года РФ Москва Калмыкия

Тыс.руб. В % к уровню РФ Тыс.руб. В % к уровню РФ В % к уровню Москвы

Среднедушевые денежные доходы 1995 516 1710 331.4 235 45.5 13.7

2000 2281 7998 350.6 979 42.9 12.2

2005 8112 24958 308.7 2425 29.9 9.7

2010 18881 43876 232.4 7540 39.9 17.2

Среднемесячная номинальная заработная плата 1995 472.4 584.1 123.6 243.8 51.6 41.7

2000 2223.4 3229.3 145.2 1220.0 54.9 37.8

2005 8554.9 14424.6 168.6 4495.0 52.5 31.2

2010 20952.2 38410.5 183.3 11601.0 55.4 30.2

Остается достаточно высокой степень дифференциации доходов, о чем свидетельствует коэффициент Джини, значение которого в 2010-м году -

0.421, что в соответствии со шкалой степеней неравенства, соответствует экономике с высокой степенью неравенства (коэффициент Джини равен

0.330-0.260).

Степень социального расслоения и дифференциацию доходов характеризует коэффициент фондов, который определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов вырос с 13.5 в 1995-м году до 16.5 в 2010-м году.

Исходя из вышеназванного, можно сделать вывод, что, несмотря на слож-

ность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению, однако в уровне развития реального сектора экономики ситуация не улучшилась, разрыв в уровне производства валового регионального продукта на душу населения не только не снижается, а даже вырос с 20 раз в 1995-м году до 25.4 в 2009-м году, а по сравнению со среднероссийскими показателями соответственно с 3.4 раз до 4.1 раза (табл. 2).

Таблица 2. Индикаторы, отражающие состояние реального сектора экономики

руб., 1995 год — тыс. руб.

Года РФ Калмыкия Макс. Мин.

Тыс.руб. В % к РФ Тыс.руб. В % к РФ Тыс.руб. В% к РФ

Валовый региональный про- дукт на душу населения 1995 8750 2676 30.6 29905 341.8 1493 17.1

2000 39532 20183 51.1 176917 447.5 6667 16.9

2005 126014 33482 26.7 670899 533.3 15493 12.3

2009 226007 84274 37.3 925411 409.5 36406 16.1

Оборот розничной торговли на душу населения 1995 3451 920 26.6 13016 377.2 358 10.4

2000 16162 4844 30.0 68083 421.3 2968 18.4

2005 49202 13405 27.2 152277 309.5 6934 14.1

2010 115215 33927 29.4 250425 217.4 20311 17.6

Инвестиции в основной капитал на душу населения 1995 1799 1001 55.6 27042 15р. 549 30.5

2000 7949 21533 270.9 165811 21р. 922 11.6

2005 25232 10586 42.0 535865 21р. 4199 16.6

2010 64024 25187 39.3 902819 14р. 15748 24.6

Максимальные показатели валового регионального продукта на душу населения до 2008-го года отмечены в Тюменской области, а в 2009 - м году по данным госкомстата в Чукотском АО, минимальные значения на протяжении анализируемого периода в Республике Ингушетии. Минимальные значения характерны для Ингушетии и по обороту розничной торговли, максимальные значения по г. Москве.

Аналогичное состояние и с инвестициями, которые значительно выше в природо- ресурсных регионах: автономных округах: Ненецком и Ямало-

Ненецком, минимальные показатели в Республике Ингушетии.

Разрыв в уровне экономического развития характерен в большей степени для регионов со сложившейся монополизированной структурой экономики, в которой преобладающей отраслью является сельское хозяйство, оказавшееся без государственной поддержки, экономического и правового регулирования развития отрасли, таких как: Республика Тыва (16.2%), Кабардино-Балкарская Республика (33,7%).

Анализ инвестиционных поступлений на душу населения по субъектам РФ показал, что в лидерах регионы с богатым природно-ресурсным потенциалом и прежде всего это районы добычи нефти и газа: Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авто-

номные округа, это главные в России районы добычи нефти и природного газа. Так, в 2006-м г. в первом было добыто 55,9% всей российской нефти (включая газовый конденсат) и 3,4% природного газа, на второй пришлись 87,4% добычи газа и 9.9% — нефти.

Нехватка инвестиций является наиболее важной проблемой регионального развития. Высокая степень изношенности основных фондов отечественной экономики делает очевидной проблему привлечения инвестиций. Она имеет не просто актуальный характер -от ее решения во многом зависит дальнейшее развитие страны. Для регионов, в отличие от предприятий, проблема привлечения инвестиций имеет более острый характер, поскольку речь идет не только о развитии производства, но и о состоянии социальной сферы, которая во многом определяет стабильность общества.

Разрыв в уровне инвестиций в основной капитал на душу населения между максимальным и минимальным показателями с 49 раз в 1995 году до 57 раз в 2010-м году.

В 2010 году более 80% иностранных инвестиций было сосредоточено в десятке регионов, в том числе: в Москве - 57.7% , Московской области - 5.4%, Санкт-Петербурге - 4.6%, Сахалинской обл. - 4.0%. В соответствующих субъектах РФ производятся 50-70% всего ВРП; в них функционирует также около половины социальной инфраструктуры регионов, о которых идет речь, а доходы населения в два и более раз выше среднероссийских показателей.

При рассмотрении характера воздействия региональных факторов дестабилизации на экономическую безопасность можно сделать вывод, что кризисное состояние экономики депрессивных регионов формируется в результате:

-недооценки в ходе реформирования разнородности экономического

пространства, различных стартовых позиций регионов, допущенных других недостатков;

-сложившейся монополизированной структуры экономики, в которой преобладающей отраслью является сельское хозяйство, оказавшееся без государственной поддержки, экономического и правового регулирования развития отрасли;

-особенностей природно-климатических и географических условий производства и проживания населения, связанных с экстремальными характеристиками, имеющими уровень, значительно превышающий уровни неустойчивости сопряженных территорий.

Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса отраслей - аграрной, машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности.

Проведенное исследование проблем региональной экономической безопасности свидетельствует о том, что на территории России сформировались регионы с разной степенью дестабилизации, от депрессивной до катастрофической.

Приоритетной задачей региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время должна стать поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры, развитие реального сектора экономики.

Необходимо обеспечить ориентацию государственной политики на использование показателей дифференциации и типологии регионов в зависимости от уровня дестабилизации для разработки первоочередных мер в регионах с катастрофической и кризисной ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.